Материалы ежегодных государственных докладов и обзоры о состоянии природной среды в регионах РФ свидетельствуют о чрезвычайной остроте проблемы экологической безопасности всех без исключения российских мегаполисов. Основными причинами понижения уровня экологической безопасности регионов и проживающего в них населения следует признать усиливающийся процесс автомобилизации общества, сопровождающийся неблагополучной санитарно-эпидемиологической обстановкой в крупных российских городах. Медиками доказано, что благодаря «экологическому прессингу» со стороны объектов автотранспортного комплекса (АТК) продолжительность жизни среднестатистического жителя крупного города России сокращается на 4-5 лет.
В нашем городе 19-21 марта 2008 года по инициативе Международной академии наук экологии, безопасности человека и природы (МАНЭБ) при поддержке Правительства Санкт-Петербурга, ряда государственных и коммерческих структур и учреждений проведена IV Международная научно-практическая конференция «АВТОТРАНСПОРТ: от экологической политики до повседневной практики» в рамках VIII Международного экологического форума. Сопредседатели оргкомитета: Л.А. Косткина – вице-губернатор Санкт-Петербурга, и В.А. Рогалев– Президент МАНЭБ, Заслуженный эколог РФ, д.т.н, профессор. Научный руководитель конференции – д.т.н. В.Н. Денисов.
Цели конференции: поиск с участием российских и зарубежных партнеров, предста-вителей бизнеса, органов законодательной и исполнительной власти эффективных решений в сфере повышения экологической безопасности объектов АТК на всех этапах их жизненного цикла; подготовка предложений по формированию региональной Программы экологизации объектов АТК.
Во время работы конференции прозвучали следующие доклады:
• ПОЛИТИКА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА
Голубев Д.А. – Председатель Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга
• ГОРОДСКОЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ПАССАЖИРСКИЙ ТРАНСПОРТ: ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Дацюк А.М. – Председатель Комитета по транспорту Правительства Санкт-Петербурга
• СИСТЕМА МОНИТОРИНГА АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
Сорокин Н.Д. – заместитель Председателя Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга
• РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА НА ОБЪЕКТАХ АВТОТРАНС-ПОРТНОГО КОМПЛЕКСА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
Копытенкова О.И. –Петербургский государственный университет путей сообщения, д.мед.н., профессор
• ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ВИДОВ МОТОРНОГО ТОПЛИВА – КАРДИНАЛЬНЫЙ ПУТЬ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В КРУПНЫХ ГОРОДАХ РОССИИ
Макаров Ю.В. – генеральный директор LPG Management
• МНОГОТОПЛИВНЫЕ АВТОЗАПРАВОЧНЫЕ КОМПЛЕКСЫ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ СОЗДА-НИЯ В РОССИИ
Данилов А.Г. – исполнительный директор ОАО «ЭКОГАЗСЕРВИС»
• ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРАВОВОГО И МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ТРАНСПОРТНО-ДОРОЖНОГО КОМПЛЕКСА
Медрес Е.П. – генеральный директор ЗАО «Экотранс Дорсервис»
• ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СЛУЖБ МВД И МЧС РОССИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДУ-НАРОДНЫХ ТРЕБОВАНИЙ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКИХ НОРМАТИВОВ БЕЗОПАСНОСТИ АТС
Ложкин В.Н. – СПб институт государственной противопожарной службы МЧС РФ, д.т.н., профессор
• ПОЭТАПНОЕ СНИЖЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОПАСНОСТИ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ЗА СЧЕТ ПРИМЕНЕНИЯ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ТОПЛИВ
Потехин Г.С. –БГТУ «Военмех», Заслуженный деятель науки и техники РФ, д.т.н., профессор
• ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В СИСТЕМЕ «АВТОМОБИЛЬ – ДОРОГА – ЧЕЛОВЕК» И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Денисов В.Н. – НИЦ экологической безопасности РАН, д.т.н.
• ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННОЙ ЭНЕРГИИ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ МОТОРНОГО ТОПЛИВА
Данилевич Я.Б. – зав. отделом Института энергетики РАН, академик РАН
• ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ УЛУЧШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ
Капустин А.А. – СПб государственный университет сервиса и экономики, д.т.н., профессор
• О СОЗДАНИИ ФИЛЬМОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА КИНОСТУДИИ «ЛЕННА-УЧФИЛЬМ»
Бажин В.И. – генеральный директор Киностудии «Леннаучфильм»
По мнению участников международной конференции, первостепенное внимание должно быть обращено на меры по повышению степени экологичности применяемых моторных топлив и технического уровня эксплуатируемых автотранспортных средств (АТС), а также по созданию рациональных схем организации движения, эффективной системы обра-щения с отходами АТС, совершенствованию градостроительной политики, развитию обще-ственного транспорта. Акцент в транспортной политике должен быть перенесен на сокраще-ние автомобильного движения в целом, переключение пассажиров и грузов на альтернатив-ные виды транспорта, разгрузку дорог, предотвращение заторов и аварийных ситуаций, свя-занных, в том числе, с перевозкой опасных грузов. Должны форсироваться разработки, направленные на применение альтернативных источников энергии в автомобильном транспорте в ответ на отдаленную перспективу исчерпания природных запасов нефти. В связи с этим должен быть признан целесообразным перевод автотранспорта с традиционных нефтяных топлив на экологически приемлемые виды газовых моторных топлив (углеводо-родный газ пропан-бутан, природный газ, водород).
Любая автомагистраль является линейным источником выбросов загрязняющих веществ, в роли которых выступают продукты износа (истирания) как дорожного полотна, автомобильных шин, так и присутствующей в зимний период года на поверхности дороги антигололедной смеси. Эти загрязняющие вещества представлены твердыми мелко¬дисперсными частицами (РМ-2,5 и РМ-10), способными в результате взметывания значительно загрязнять приземный слой атмосферы. Именно такого рода мелкодисперсные вещества, а также полициклические ароматические углеводороды (в т.ч. бенз(а)пирен), являются приоритетным видом загрязняющих веществ в странах Евросоюза, Америки и Японии. 20 лет назад по результатам исследований гигиенистов и токсикологов в этих странах были утверждены нормативы в виде предельно допустимых концентраций РМ-частиц.
Основным источником выделения бенз(а)пирена, наряду с отработавшими газами, яв-ляются органические вяжущие материалы, входящие в состав дорожной одежды. Источни-ком бенз(а)пирена в придорожной полосе служат также продукты истирания автомобильных шин. В шинах автомобилей полициклические ароматические углеводороды содержатся по причине использования при производстве резины газовой сажи, которая придает резине свойства стойкости к истиранию, прочности, жесткости и твердости. По имеющимся оцен-кам, каждые 100 г стершихся шин содержат до 1,2 мг бенз(а)пирена. По расчетам российских специалистов, на дорогах с асфальтовым покрытием при средней интенсивности движения транспорта 6 тыс. автомобилей в сутки ежегодно образуется порядка 30 кг мелкоизмельчен-ных частиц на каждом километре трассы.
По данным специалистов Санкт-Петербурга, ежегодно «сбривается» колесами авто-транспорта слой асфальтового покрытия толщиной 1 мм, следствием чего является образова-ние мелкодисперсных частиц. Неучет и отсутствие методик оценки негативного воздействия на городскую среду и здоровье населения таких загрязняющих веществ как мелкодисперс-ный аэрозоль и бенз(а)пирен может привести, как это не парадоксально, к ухудшению каче-ства атмосферного воздуха в крупных городах, особенно, в примагистральных зонах, кото-рыми в настоящее время являются и значительные территории жилых зон, даже при выпол-нении норм Евро-4 и Евро-5. Поскольку на первый план по степени вредного воздействия на население будут выдвинуты акустическое загрязнение, «запыленность» и присутствие кан-церогенных веществ.
По мнению участников международной конференции, Россия, к сожалению, сущест-венно отстает не только в проведении эколого-гигиенических исследований, но и в части восприятия общемировой практики, использования уже достигнутых результатов по оценке воздействия и нормированию приоритетных загрязняющих веществ, образующихся в сис-теме «автомобиль – дорога – окружающая среда».
Опыт экологических изысканий и дорожного проектирования таких крупных объектов, как Московская КАД и КАД в Санкт-Петербурге, свидетельствуют о необходимости научно-методического обеспечения широкого круга задач. Среди них с учетом российских условий и особенностей отечественной нормативно-правовой базы наиболее актуальными представля-ются учет загрязнения воздуха мелкодисперсными твердыми частицами, оценка загрязнения почв нефтепродуктами, полиароматическими углеводородами, тяжелыми металлами, разра-ботка современного программного обеспечения для акустических расчетов в дорожном проектировании, уточнение методов оценки загрязнения и очистки ливневых стоков с дорог.
Стратегический акцент в решении проблемы обеспечения чистого воздуха в крупнейших российских городах (Санкт-Петербург, Москва, Екатеринбург и др.) должен быть перенесен в плоскость установления нормативов допустимого воздействия для улиц, автомагистралей, районов, объектов транспортной инфраструктуры и разработки паспортов для автодорог со сверхинтенсивным движением как линейных источников выбросов.
По результатам работы Международной научно-практической конференции едино-гласно была принята резолюция.
Принимая во внимание мнение участников Международной конференции, а также в связи с необходимостью принятия неотложных мер по улучшению экологической и санитарно-эпидемиологической ситуации согласно принятой резолюции предлагается:
1. Просить Правительство Российской Федерации:
1.1. включить вопрос об экологической безопасности автомобильного транспорта в качестве самостоятельного раздела при разработке федеральной целевой программы «Экологическая безопасность в Российской Федерации»;
1.2. предусмотреть разработку и внесение в Государственную Думу Российской Федерации законопроекта, посвященного альтернативным видам моторных топлив;
1.3. предусмотреть разработку нормативных правовых актов, стимулирующих перевод деятельности АТК на экологически приемлемые технологии с внедрением в этот комплекс системы технологического и экологического контроля; с обеспечением механизма расчетов возмещения причиняемого ущерба от количества и качества сжигаемого топлива;
1.4. дать поручение об усилении контроля за качеством традиционных видов моторного топлива, а также за расширение внедрения газомоторных топлив за счет использования передовых технологий;
1.5. дать поручение об опытном внедрении установки «Устройство обработки топлива «ЕКОМ»» конструкции ЗАО «ЕКОМ-технологии», обеспечивающем снижение выбросов из дизельных двигателей по оксиду углерода и углероду на 40-60%;
1.6. предусмотреть финансирование поисковых работ по освоению водорода в качест-ве моторного топлива и поэтапному переходу от газовых моторных топлив на жидкий водо-род для значительного снижения вредных выбросов автотранспорта.
1.7. Предусмотреть финансирование разработки методических рекомендаций по проведению экологического мониторинга процесса строительства и эксплуатации крупных автомагистралей.
2. Просить органы государственной власти рассмотреть вопрос о разработке регио-нальных целевых программ по экологической безопасности автомобильного транспорта.
3. Просить Правительство Санкт-Петербурга в рамках реализации Программы соци-ально-экономического развития Санкт-Петербурга на период 2008-2020 гг. рассмотреть во-прос:
- поэтапного перевода муниципальных грузовиков и автобусов на сжиженный нефтя-ной газ и компримированный природный газ (с учетом опыта эксплуатации СПГ-установок и функционирования многотопливных автозаправочных комплексов в Санкт-Петербурге);
- проведения компании по формированию у владельцев частного автотранспорта ин-тереса к использованию газа в качестве моторного топлива;
- модернизации системы автотранспортной инфраструктуры: развитие городской улично-дорожной сети; строительство объездных дорог, мостов, многоуровневых развязок, тоннелей, подземных переходов; проведение работ по реабилитации загрязненных террито-рий и т. д.
- создания системы управления по обращению с отходами АТК, способной обеспе-чить их селективную и безопасную переработку, а также их вторичное использование в производственно-хозяйственной сфере;
- о создании Координационного совета при Правительстве Санкт-Петербурга по снижению техногенного воздействия объектов АТК на окружающую среду и здоровье населения;
- о разработке Правил организации транспортных потоков и обеспечения безопасности населения от воздействия загрязнений транспортных средств в Санкт-Петербурге;
- о разработке Правил обеспечения безопасности населения при проведении ремонта и реконструкции дорог.
- о проведении паспортизации основных автомагистралей города с учетом их воздей-ствия на городскую среду и здоровье населения;
- о создании Технопарка по вопросам экологизации объектов автотранспортного ком-плекса.
4. Просить Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспече-нию экологической безопасности выступить заказчиком научно-исследовательской работы по изучению изменения свойств дизельного топлива при его обработке в устройстве «ЕКОМ».
5. Рекомендовать Оргкомитету конференции проинформировать Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ, Правительство Санкт-Петербурга, заинтере-сованные организации, учреждения и службы об итогах работы и решении Международной научно-практической конференции «АВТОТРАНСПОРТ: от экологической политики до повседневной практики».
д.т.н. В.Н. Денисов,
Санкт-Петербургский НИЦ экологической безопасности РАН
|