Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

 
 Закон о концессиях: новые возможности в сотрудничестве
", img_item + " Переключить на: Древовидный", img_item + " Стандартный", img_item + " Переключить на: Линейный" ) );
Григорий Томчин
21.2.2007, 9:08
Сообщение #1





Группа: Участник съезда
Сообщений: 17
Регистрация: 19.1.2007
Из: Москва
Пользователь №: 2



Концессия в широком смысле – это договор между государством и бизнесом, фиксирующий условия использования бизнесом государственной собственности.
По определению, данному Европейской комиссией, концессия - это «акт, причисляемый к государственным, которым государственная власть доверяет третьему лицу, будь то путем соглашения или путем одностороннего акта с получением согласия третьего лица, полное или частичное управление обслуживанием, которое обычно относится к ее компетенции и за которое третье лицо несет эксплуатационные риски».
В упрощенном изложении концессионный договор можно определить как особую договорную форму предоставления частному лицу права на хозяйственное использование государственного или муниципального имущества, при этом указанное частное лицо уплачивает государству или муниципальному образованию концессионную плату, устанавливаемую договором и определяемую на основании ожидаемых результатов хозяйственного использования указанного имущества.
Помимо внесения концессионной платы и предоставления частному инвестору прав пользования имуществом, находящимся в государственной или муниципальной собственности, обязательным условием концессии является осуществление концессионером инвестиций в целях качественного улучшения передаваемого или создания нового имущества с последующей его передачей в государственную или муниципальную собственность.
Одной из важнейших проблем системной трансформации хозяйства и общественной жизни в России на современном этапе является реформирование государственного сектора экономики и повышение на этой основе эффективности деятельности государства, его регулирующей роли, в первую очередь, - в сфере финансирования и реализации общественно значимых программ и проектов, имеющих первостепенное социально-экономическое значение.
Основная проблема состоит в том, что любые реформы в этих отраслях требуют увеличения текущих расходов и привлечения капиталовложений в объемах, существенно превосходящих возможности бюджетов соответствующих уровней. При этом использование механизмов приватизации (смены собственника) в данных отраслях в настоящее время невозможно.
Мировая практика показывает, что эффективным механизмом решения указанной проблемы является концессия.
Целью внедрения законодательства о концессиях является создание необходимых условий привлечения инвестиций для использования, реконструкции, модернизации существующего или создания нового государственного и муниципального имущества (объекта концессии), имеющего большое общественное и социально-экономическое значение, притом, что эксплуатация (использование) этого имущества характеризуется средней или низкой доходностью.
Отношения между государством и муниципальными образованиями, с одной стороны, и частными коммерческими структурами (концессионерами) с другой стороны, возникающие на основе концессионного договора, позволят создавать новое имущество, существенно улучшать качество использования существующего, минимизировать бюджетные расходы и затраты административного характера на эти цели, а также обеспечить пополнение федерального и муниципального бюджетов за счет налоговых и других выплат в ходе реализации договора концессии.
Концессионное оглашение представляет собой одну из форм привлечения инвестиций в экономику, используемую многими странами. В России, с ее высоким уровнем огосударствления экономики, в условиях острой нехватки инвестиционных ресурсов, в том числе находящихся в распоряжении государства, применение такой привлекательной для инвестора формы вложения средств могло бы дать значительные выгоды, обеспечить приток в нее долгосрочных инвестиций.
Как свидетельствуют мировые статистические данные, ежегодно на основе концессионных механизмов инвестируется более 20 млрд. долларов. Что в свою очередь означает, что создание в России концессионного режима позволит привлекать как минимум 2,5 – 3 млрд. долларов в год. При этом, сумма накопленных инвестиций, а значит и поступлений в бюджет будет с каждым годом увеличиваться.
Поскольку объектом концессионных соглашений является государственное или муниципальное имущество, ограниченно оборотоспособное или изъятое из оборота (ст. 129 ГК РФ), можно выделить несколько сфер, в которых применение концессии наиболее актуально.
Прежде всего – коммунальный блок: городское хозяйство, коммунальный транспорт, электро-, тепло-, газоснабжение и другие городские инженерные сети, водопровод и канализацию, благоустройство и озеленение, очистку от мусора и его утилизацию, ремонт и содержание жилых и общественных зданий и т.п.
Другой блок концессионного использования собственности – строительство и/или хозяйственная эксплуатация объектов инфраструктуры, включая железные и шоссейные дороги, дорожное хозяйство, трубопроводный и монорельсовый транспорт, энергетические и магистральные энергораспределительные предприятия и устройства, гидротехнические системы и сооружения, морские, речные и воздушные порты и гавани, линии связи и другие коммуникации, информационные системы, производство разного рода общественных работ и иные инфраструктурные объекты и деятельность по их использованию.
Третий блок – строительство и/или хозяйственная эксплуатация объектов социальной инфраструктуры (образовательных, лечебных, рекреационных, туристических, гостиничных, развлекательных, досуговых и т.п.), в отношении которых концедентом принято решение о целесообразности их строительства и/или эксплуатации на концессионных условиях.
Особую актуальность имеет применение концессионных соглашений в сфере дорожного строительства. Данная сфера требует значительных инвестиционных вложений. При этом должно безусловно сохраняться право государственной собственности на дороги общего пользования. В этой ситуации концессионные соглашения являются практически единственным возможным механизмом привлечения инвестора. Концессионные соглашения позволяют окупить затраты инвестора на ремонт существующих или строительство новых дорог без потери государством контроля в этой области.
В последние 15-20 лет происходит бурное вторжение концессионных отношений в сферы экономической и социальной инфраструктуры многих стран мира, причем оно имеет место как в промышленно развитых странах, так и в государствах с переходной экономикой и в развивающихся странах. Этот процесс означает, что современное государство существенно меняет стратегические направления и формы своего участия в экономике и общественной жизни.
Во-первых, взят курс на массированное привлечение предпринимательского и финансового потенциала частного сектора к развитию сфер экономики, ранее составлявших безраздельную монополию публичной власти и государства.
Во-вторых, государство поняло необходимость разгрузить себя от части своих публично-властных функций и сочло возможным доверить их выполнение частному сектору. Тем самым оно получило возможность уделять должное внимание новым специфическим функциям, возникшим перед социальным государством в эпоху глобализации общественной жизни.
В-третьих, привлечение частного сектора на основе и в рамках государственно-частного партнерства позволяет заметно снизить давление на государственный бюджет, поскольку переориентация на частный сектор значительной части финансовых рисков и расходов на осуществление таких функций дает существенную экономию бюджетных средств.
В-четвертых, состязательный порядок отбора участников партнерских отношений с государством позволяет ввести элементы конкуренции в ранее монопольные отрасли государственной экономики и тем самым повысить их качественные стандарты.
В-пятых, привлекая частный менеджерский корпус, искушенный в предпринимательском искусстве и рыночных отношениях, к осуществлению некоторых экономических и социальных функций, государство способно преодолеть (и, как показывает практика, преодолевает) хроническую неэффективность многих объектов инфраструктуры, составляющих государственную и муниципальную собственность.
Наконец, непременный жесткий контроль публичной власти над концессионной деятельностью ее частных партнеров позволяет обеспечить социальные приоритеты делегированного управления и тем самым сохранить исторически обусловленную ответственность государства перед обществом за удовлетворение его жизненно важных интересов и потребностей.
В целом же преимуществами использования механизма концессии в области инфраструктуры являются:
· ограничения финансового участия муниципальных образований в осуществлении проектов;
· создание конкурентной среды;
· приток денежных средств в регион;
· концессионер затрачивает значительные средства, вкладываемые в проект, на территории его реализации в виде приобретения части необходимых материалов, найма рабочей силы и т.д.;
· строительство или реконструкция объектов коммунального назначения создает дополнительное количество рабочих мест в городе;
· в концессию могут передаваться как предприятия в целом, так и отдельные объекты коммунальной инфраструктуры, что позволяет расширить круг возможных инвесторов;
· после истечения срока договора в собственность муниципального образования переходит самое современное оборудование.
Наталья Патрунина
27.2.2007, 14:46
Сообщение #2





Группа: Участник съезда
Сообщений: 4
Регистрация: 21.1.2007
Из: Москва
Пользователь №: 4



Появление в российском законодательстве Федерального закона «О концессионных соглашениях» является важным шагом вперед в развитии экономики жилищно-коммунального хозяйства, дорожного хозяйства и прочих инфраструктурных отраслей.
Однако, практическое применение данного механизма требует внесения изменений, касающихся регулирования отношений между концедентом и концессионером, и в иные нормативные правовые акты, в частности, в Налоговый кодекс Российской Федерации.
Игорь Липкин
7.3.2007, 9:19
Сообщение #3





Группа: Участник съезда
Сообщений: 6
Регистрация: 22.1.2007
Из: Москва
Пользователь №: 8



Заключение и реализация концессионных соглашений невозможны без законодательного урегулирования вопросов налогообложения концессионера и концедента в период действия концессионного соглашения. Таким образом, необходимо принятие поправок в Налоговый кодекс РФ, которые позволили бы решить ряд проблем, возникших в ходе развития концессионного законодательства Российской Федерации после принятия Государственной думой Федерального закона «О концессионных соглашениях», в частности:

1. Формулировка статьи 39 Налогового кодекса РФ, не позволяет однозначно отнести передачу недвижимого имущества от концессионера концеденту к операциям, не являющимся реализацией товаров, работ и услуг. Это, в свою очередь, вызывает необходимость уплаты концессионером НДС при передаче концеденту объекта концессионного соглашения после его создания концессионером. Таким образом, необходимо внести дополнения в Налоговый кодекс РФ, которые позволят отнести передачу созданного и (или) реконструированного объекта концессионного соглашения концеденту, а также передачу концедентом части имущества концессионера к операциям, которые носят инвестиционный характер и не признаются реализацией у концессионера.

2. Предусмотренный Налоговым кодексом РФ список операций, которые не признаются объектом налогообложения при расчете налога на прибыль, не позволяет отнести к таким операциям передачу объекта концессионного соглашения от концедента концессионеру для его эксплуатации, поэтому необходимо внести соответствующее дополнение в пункт 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ.

3. При реализации концессионных соглашений в период строительства объекта концессионного соглашения при отсутствии его эксплуатации у концессионера возникают дополнительные расходы в виде «исходящего НДС» по товарам, работам и услугам, приобретаемым им с целью строительства указанного объекта. Одновременно с этим у концессионера отсутствует «входящий НДС», так как эксплуатация объекта им не производится и денежная выручка от использования данного имущества ему не поступает. В соответствии с действующим законодательством по НДС налогоплательщик имеет право принять к вычету суммы НДС, предъявленные поставщиками товаров (работ, услуг), при условии использования указанных товаров (работ, услуг) в деятельности, облагаемой НДС, а также соблюдения остальных требований Налогового кодекса РФ, предусмотренных для принятия НДС к вычету. В тоже время, действующим законодательством не предусмотрен порядок принятия к вычету сумм НДС, предъявленных налогоплательщику поставщиками товаров (работ, услуг) в случае, когда налогоплательщик в период осуществления строительства не ведет деятельности, облагаемой НДС. Для решения данной проблемы необходимо дополнить статью 171 Налогового кодекса РФ положением о том, что вычетам в порядке, установленном статьей 172 Налогового кодекса, подлежат суммы налога, предъявленные поставщиками товаров (работ, услуг) налогоплательщикам, осуществляющим строительство объектов в соответствии с заключенными ими концессионными соглашениями, в том периоде, в котором они были предоставлены.

3. Согласно части второй статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации, при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
Последствием применения указанной нормы к бюджетным средствам, полученным концессионером, является необходимость выделения им в учете конкретных расходов, оплачиваемых за счет целевых средств, которые не учитываются при налогообложении прибыли.
Вторым последствием применения указанной нормы является то, что стоимость имущества, созданного за счет целевых бюджетных средств концедента, в налоговом учете не будет амортизироваться. Если при формировании цен (тарифов) на услуги концессионера будет полностью учтена амортизация имущества, стоимость которого определена по совокупности затрат на строительство (приобретение и реконструкцию), то в налоговом учете расходы на амортизацию будут сокращены, в результате чего у концессионера налоговая прибыль будет превышать бухгалтерскую, т.е. расходы на уплату налога на прибыль возрастут, а сроки окупаемости инвестиций увеличатся.
Поэтому предлагается дополнить абзац первый пункта 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ положением, позволяющим концессионеру учитывать в целях налогообложения расходы, осуществленные за счет целевых бюджетных средств, перечисляемых ему концедентом.

4. При использовании действующей формулировки Статьи 257 Налогового кодекса РФ «Порядок определения стоимости амортизируемого имущества» возникает проблема отражения в налоговом учете операции по передаче имущества от концедента концессионеру в связи с тем, что в Налоговом кодексе РФ не предусмотрены правила оценки такого имущества, а также не предусмотрена и сама возможность безвозмездной передачи прав пользования имуществом, находящимся в государственной собственности, частным лицам. Такая передача, с точки зрения налогообложения данной операции, не может быть отнесена к «безвозмездной передаче», так как не происходит передача права собственности на это имущество. Кроме того, поскольку Налоговым кодексом не определяются правила оценки стоимости передаваемого концедентом имущества, у концессионера возникают дополнительные налоговые расходы в виде амортизации имущества, переданного концедентом, при этом у концессионера отсутствуют сбалансированные «налоговые доходы», для начисления амортизации.
Таким образом, часть 1 статьи 257 Налогового кодекса необходимо изложить в следующей редакции: «Первоначальной стоимостью объекта концессионного соглашения и иного имущества, передаваемого концедентом концессионеру в соответствии с условиями концессионного соглашения, признается сумма расходов концедента на его приобретение, сооружение, доставку, изготовление и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с настоящим Кодексом.».

5. В соответствии с Федеральным законом «О концессионных соглашениях» объект концессионного соглашения должен учитываться концессионером на его балансе, однако порядок налогообложения данного имущества в Налоговом кодексе отсутствует. В соответствующих актах Минфина также не утвержден порядок бухгалтерского учета данного имущества. Поэтому перечень имущества, являющегося объектом налогообложения, установленный статьей 374 Налогового кодекса, а также перечень имущества, учитывающегося в составе основных средств, установленный ПБУ 6/01, необходимо дополнить понятием «имущество, полученное или созданное в соответствии с концессионным соглашением».

6. Согласно статье 378 Налогового кодекса РФ, плательщиком налога на имущество, переданного в доверительное управление и имущество, приобретенное в рамках договора доверительного управления, подлежит налогообложению у учредителя доверительного управления. Представляется необходимым ввести в указанную статью аналогичную норму, согласно которой имущество, являющееся объектом концессионного соглашения, а также иное имущество, переданное в соответствии с ним, подлежит налогообложению у концедента.
« Предыдущий доклад · Диалог «Бизнес- власть» · Следующий доклад »
 

1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 

Режим отображения: Стандартный · Переключить на: Линейный · Переключить на: Древовидный

Подписка на тему · Сообщить другу · Версия для печати · Подписка на этот форум

Текстовая версия Сейчас: 11.1.2009, 23:01
На главную | ВАП и ЧП(Р) | Контакты | Регистрация | Форум
Copyright © 2007 Всероссийская Ассоциация Приватизируемых и Частных Предприятий (Работодателей).
Разработка сайта - Ясный день.