Решение одной из задач обеспечения безопасности авиационной техники
|
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
Решение одной из задач обеспечения безопасности авиационной техники
|
Аида Хурумова |
23.3.2007, 7:44
Сообщение
#1
|
Группа: Участник съезда Сообщений: 1 Регистрация: 23.3.2007 Пользователь №: 88 |
Трагические события, техногенные катастрофы в авиации и на подводных лодках сопровождают нашу жизнь с непонятной периодичностью. Расследования и выводы их неутешительны. Вопрос безопасности - это проблема государственного масштаба, и в ней есть частный упущенный элемент: во всей технике применяются смазочные материалы, влияющие на безопасность, от которых зависит работоспособность изделий. Это множество узлов трения, которые смазываются маслами, смазками, и гидрожидкостями, начиная от шасси, приборов, до двигателей и втулок винтов вертолетов.
Современная надежная техника должна иметь для смазки узлов трения высококачественные смазочные материалы, обеспечивающие по качеству предъявляемые требования с учетом перспективы развития техники: увеличения тепло напряженности, нагрузки, скорости и т.д. Положительные сдвиги по замене действующего парка авиационной техники и вхождение России в ВТО непосредственно касаются и смазочных материалов. Ассортимент отечественных смазочных масел для спецтехники, в течение многих лет прошлого века вырабатываемых предприятиями нефтехимической промышленности, позволял обеспечивать надежную эксплуатацию изделий авиатехники. По качеству отечественные масла не уступали лучшим маслам различных зарубежных фирм. Определенное отставание в разработке новых масел в нашей стране наметилось с начала 70-х годов. К настоящему времени резко сокращен объём выпуска отечественного производства авиационных смазочных материалов. Это обусловлено рядом причин: - разрывом кооперационных связей и, как следствие, сокращением или остановкой производства ряда базовых масел и присадок; - прекращением государственного финансирования научных исследований по разработке новых смазочных материалов; - отсутствием инвестиций в создании новых и модернизацию действующих мощностей; - неумелой организацией труда производства в современных условиях. По ряду причин (истощение запасов нефти определенных месторождений, прекращено производство основы некоторых масел или присадок к ним, демонтаж заводами-производителями масел установок по производству компонентов масел, снижение потребности в маслах и т.п.) в последние годы сокращается не только ассортимент смазочных материалов, вырабатываемых в России, но и ухудшается их качество. Сокращение производства отечественных масел сопровождается активным внедрением на наш рынок иностранных производителей. Отсутствует экспортный потенциал и доля экспорта наукоёмкой продукции с высокой добавленной стоимостью такой, как авиационные синтетические масла и смазки. Рынок заполняется контрафактной продукцией. Предприятия гражданской, военной авиации и авиапрома попали в тяжелые условия вследствие невозможности обеспечения авиатехники необходимым количеством смазочных материалов. Практически прекратилась поставка авиационных смазочных материалов и за пределы страны - в регионы, имеющие в эксплуатации российскую авиатехнику. Кроме того, из-за значительного роста цен на энергоносители и транспортные перевозки, появления большого количества коммерческих предприятий-посредников, цена отечественных смазочных материалов выросла до такого уровня, что стала существенно превосходить цену зарубежных смазочных материалов аналогичного или даже лучшего качества. В сложившихся условиях эксплуатирующие предприятия стали переходить на закупку смазочных материалов за рубежом (у западных фирм NYCO, ExxonMobil, Shell и др.), что являлось, по крайней мере, для военной авиации, крайне нежелательным. Зарубежные страны, закупающие и эксплуатирующие российскую авиатехнику, также сталкиваясь с подобными трудностями, в большинстве случаев перешли к применению смазочных материалов западных фирм. Все это наносит определенный урон престижу России на международной арене. Кроме того, проведение испытаний в стране для подтверждения возможности безопасного применения зарубежных смазочных материалов приводит к значительным материальным затратам. За рубежом уже более тридцати лет для смазки современной авиатехники эксплуатируются масла и смазки на базе сложных эфиров, обладающие высокими эксплуатационными характеристиками и доступными по ценам для эксплуатантов. Во всем мире для дозвуковой авиации применяются нефтяные масла и смазки, но с увеличением скорости до 3-х М, высоты и дальности полета. современная зарубежная авиационная техника, а именно, газотурбинные двигатели (ГТД) и редуктора первыми стали эксплуатировать синтетические масла и смазки. Основной причиной отставания отечественной отрасли горюче-смазочных материалов (ГСМ) в России является отсутствие производства синтетических компонентов, а именно базового сырья – сложных эфиров и полиальфаолефиновых углеводородов, без которых невозможно выпускать высококачественные, конкурентоспособные на мировом рынке смазочные материалы для современной техники. Учитывая технический прогресс в развитии передовой техники, в том числе, авиационной, актуальной проблемой сегодня является создание серии отечественных синтетических смазочных материалов, научная разработка их композиций, необходимые для этого испытания и внедрение, организация рынка, создание нормативно-технической базы с формированием современной правовой среды, соответствующей национальным экономическим условиям и требованиям ВТО. Отсутствие рынка синтетических масел, который в зарубежных странах по объему составляет 5-10%, отсутствие базового сырья для высококачественных масел и смазок, остановка научных работ по разработкам ГСМ, отсутствие лабораторно-стендовой базы испытаний, несовершенство нормативно-правовой базы, обеспечивающей надзор за производством, качеством смазочных материалов спровоцировало появление контрафактных масел и смазок, представляющих угрозу безопасности самолетов, вертолетов, морских судов и другой спецтехники. Для построения завода по производству современных сложных эфиров нет рентабельной передовой технологии, а разработка новых технологий, а затем весь процесс от проектирования до освоения, как показала практика советских времен, занимает несколько лет и требует огромных затрат. Строительство завода возможно, только если есть рынок сбыта продукции. Для рационального решения данной проблемы необходимо: - построить завод на российской территории, используя передовую зарубежную технологию производства серии сложных эфиров разной химической природы; - одновременно создавать рынок синтетических смазочных материалов, используя зарубежное базовое сырье, пока есть условия возрождения научных направлений. В этом вопросе нужна государственная поддержка и заинтересованность, обеспечивающая надежность и правовое поле зарубежных инвестиций. Государству в своих Программах, касающихся безопасности эксплуатации летательной и судовой техники, надо предусмотреть направление организации производств синтетических смазочных материалов, конкурентоспособных на мировом рынке. Данный проект позволит не более чем за год дать положительный эффект в производстве высококачественных материалов, как стратегического, так и промышленного назначения, а, главное, создаст действующий элемент борьбы с контрафактной продукцией, особенно в авиационной и морской технике, когда существует угроза жизни людей и потери техники. В качестве примера производства контрафактной продукции привожу фирму ООО "Квалитет-Авиа", которая, имея Допуск по производству и применению синтетического масла Б-3В для газотурбинных двигателей и редукторов вертолетов 2004 года, зная необеспеченность его базовым сырьем и невозможность изготовления масла по указанному Допуску и не выпустив ни одной партии продукта, вышла на аукцион поставки ГСМ для МО РФ в ноябре 2006г. Затем, сбив вдвое цену (ниже себестоимости), выиграла конкурс и изготавливает масло на другом зарубежном сырье и с новым комплексом присадок, которое, как новая композиция, должно было пройти все этапы предусмотренных испытаний: квалификационных, стендовых и эксплуатационных под наблюдением разработчиков изделий. Или другой пример, если с 2002г. в России не производится отечественное сырье для производства авиационных масел Б-3В, ЛЗ-240 для смазки вертолетов и объектов ВМФ, непонятно как выпускаются эти масла? Кто берет ответственность за наши жизни? Кто может обеспечить надзор за сырьем и производством? Вот эту проблему необходимо решать срочно. |
|
|
Текстовая версия | Сейчас: 25.2.2008, 17:43 |
|