Специальная оценка условий труда на малых предприятиях в 2021 году

Специальная оценка условий труда на малых предприятиях в 2021 году

Спецоценка условий труда для малых предприятий в 2019 году

Процедура специальной оценки условий труда (SSAW) на основании действующих правил проводится с 2014 года. В этом году изменений в регламенте по сравнению с предыдущими периодами нет, но до 19.01.19 все компании обязаны проводить оценку рабочих мест в соответствии с новыми правилами.

Законодатель не предусмотрел каких-либо особенностей этой процедуры и для представителей малых предприятий. SSA проводится специальными аккредитованными компаниями за плату. Бывают ситуации, когда компании не нужно вести и оплачивать научно-техническую деятельность. В этом отношении у малых предприятий больше возможностей, чем у средних и крупных предприятий.

Вопрос: Как оформить дополнительное соглашение к трудовому договору по результатам конкретной оценки условий труда?
Посмотреть ответ

Что такое СОУТ

Специальная оценка условий труда заключается в обследовании рабочих мест с целью выявления вредных факторов, влияющих на организм человека, и присвоения каждому рабочему месту класса риска. Оптимальные (класс 1.0) и приемлемые (класс 2.0) условия труда не требуют особых действий со стороны работодателя. Однако, если здоровье и безопасность на рабочем месте определяют наличие вредных, опасных условий труда (классы 3.0 и 4.0), работники на таких рабочих местах имеют право на повышенное вознаграждение (4% или более от вознаграждения, то есть ставки) и более короткую рабочую неделю ( максимум 36 часов).

Вопрос: Как я должен учитывать расходы, понесенные организацией в связи с оценкой особых условий труда (SAWT)?
Производственное предприятие заключило договор со специализированной организацией на проведение СРМС на рабочих местах сотрудников, занятых в основном производстве. Стоимость услуг по договору 420 000 рублей. (с учетом НДС 70 000 руб.). Оплата подрядчику производилась после завершения оценки, получения отчета по аудиту охраны труда и подписания акта сдачи-приемки оказанных услуг.
Организация не обращалась за финансовой поддержкой превентивных действий в ФСБ РФ по проведению ОРД.
Для целей налога на прибыль доходы и расходы определяются по методу начисления.
Посмотреть ответ

Правовая база, регулирующая СРБ и ее результаты:

    ФЗ № 426 от 28-12-13 «На ЮГ»; Распоряжение Министра труда № 33 от 24.01.14г. (включает методологию охраны труда); Приказ Минтруда № 80 от 07.02.14 г. (включает процедуру подачи декларации ILMS); ТК РФ, в частности ст. 147, 92 (защищает права работников, если по результатам аудита охраны труда работа присвоена 3 и 4 разрядам); КоАП РФ, в частности ст. 5.27.1 (регулирует штрафы в соответствии с СРДБ).

SSA на малых и микропредприятиях проводится в соответствии с вышеуказанными документами.

Вопрос: До какого момента мне следует предоставить дополнительный отпуск и сообщить работникам об их увольнении, если проводится проверка SSDI и условия труда больше не классифицируются как вредные?
Посмотреть ответ

До недавнего времени фактические результаты сертификации по старым правилам приравнивались к результатам OSA. Однако с 01.01.2019 заканчивается переходный период (ст. 27 ФЗ № 426), а это значит, что до конца 2018 года будет проведена специальная аттестация должностей. должны, как правило, выполняться Как правило, каждый работодатель, предоставляющий рабочие места сотрудникам, был обязан до конца 2018 года провести специализированную аттестацию должностей. Есть исключения, о которых мы поговорим ниже.

Вопрос: Облагается ли подоходным налогом с населения бесплатная доставка молока (эквивалент пищевых продуктов) работникам для работы во вредных условиях труда, если не производилась специальная оценка условий труда (аттестация рабочих мест) или по ее результатам оценка (аттестация) условий как вредных (п.1 ст. 217 Налогового кодекса (до 31 декабря 2019 г. включительно – п. 3 ст. 217 Налогового кодекса), ст. 222 ТК РФ)?
Посмотреть ответ

Как проводить СОУТ

Конкретная оценка условий труда проводится внешней организацией, которая:

    Не зависит от работодателя (например, это не филиал или представительство); Не зависит от работодателя (например, это не филиал или представительство); основной вид деятельности – OSIA; Аккредитован в соответствии с приказом Минсоцразвития № 205н от 01-04-10; имеет команду специалистов (5 и более), уполномоченных проводить такую ​​оценку, из которых, по крайней мере, один имеет соответствующее специальное образование по данной специальности (гигиена труда, общая гигиена, лабораторные исследования санитарно-гигиенического характера); Имеет лабораторию для проведения SUTS.

Вопрос: В случае приема на работу новых сотрудников (на контролируемых рабочих местах) и / или введения посменной системы проводится ли внеплановая специальная оценка условий труда?
Посмотреть ответ

Компании не разрешается проводить такую ​​оценку самостоятельно. Однако работодатель должен назначить внутренний комитет, который будет сотрудничать с представителями внешней организации. В соответствии со ст. 9 Федерального закона № 426 количество членов комиссии должно быть нечетным.

Для малых предприятий установлены следующие правила:

    В комиссию должен входить менеджер (лично) или индивидуальный предприниматель; В состав комиссии должен входить специалист по охране труда.

В последнем случае это может быть сотрудник компании, прошедший соответствующее обучение, или представитель внешней организации, предоставляющей услуги по охране труда по контракту. При наличии профсоюза его представитель должен входить в состав комиссии (п. 9 п. 3 ст. 9 Федерального закона № 426).

Затем нужно составить список вакансий и любой график работы.

Важно: при составлении перечня объектов охраны труда выделяются места с одинаковыми характеристиками: по роду занятий (должности), по расположению в аналогичных производственных помещениях (помещениях) и т. Д. Если такие места есть, то они не оцениваются в полном объеме. , но только в размере 1/5 от общего количества. Количество рабочих мест не может быть менее 2. Считается, что все аналогичные рабочие места оценивались таким образом (п.1 ст. 16 ФЗ № 426).

Читайте также:  Можно ли получить опеку над ребенком при живых родителях?

По результатам специальной оценки специализированная внешняя организация составляет документ – отчет, который подписывается комиссией. Возражения комиссии или одного из ее членов приобщаются к отчету.

Отчет нужен для:

    списание затрат, связанных с охраной труда; планирование и списание затрат на охрану труда; Формирование тарифа DWP.

Согласно закону, новые рабочие места должны быть сертифицированы в течение шести месяцев. Та же процедура применяется, если технология, используемая на одном из рабочих мест, была существенно изменена.

Важно: ILS проводится в отношении рабочих мест, а не сотрудников. Если на малом предприятии один работник совмещает несколько должностей, количество фактически занимаемых должностей должно определяться в соответствии с планом занятости. ИЛС проводится на каждом рабочем месте.

По результатам специальной оценки условий труда предприятие подает декларацию в территориальную инспекцию труда. Это необходимо сделать не позднее, чем через 30 дней после утверждения документа.
Декларация действительна 5 лет; этот срок может быть продлен при отсутствии профессиональных заболеваний и травм на рабочем месте.

Документ заполняется в соответствии с Распоряжением Министра труда № 80н.

Сколько это стоит

Размер оплаты труда специализированных организаций, оказывающих услуги по охране труда, законодательством не регулируется.

Следующие ключевые факторы влияют на цену

    средняя рыночная стоимость услуг; размер предприятия, количество рабочих мест Наличие или отсутствие негативных факторов и степень их влияния объем, полнота технической документации с описанием неблагоприятных факторов.

На сегодняшний день рыночная цена рабочего места составляет от 800-900 рублей и выше.

«Экономия» может дорого обойтись

ТК РФ (статья 212) прямо обязывает работодателя проводить специальную оценку условий труда работников.

Законодательные и надзорные органы воспринимают отказ в проведении оценки здоровья и безопасности как нарушение прав сотрудников. Наказания за это нарушение очень высоки. Если учесть размер и количество рабочих мест в малом бизнесе, становится ясно, что руководителю невыгодно нарушать закон.

Размер штрафов (согласно п. 5.27.1 Коллективного трудового договора)

    для менеджмента компании – от 5 до 10 тысяч рублей; Для компании – от 60 до 80 тонн рублей; Для предпринимателя – от 5 до 10 тонн рублей.

Стоит отметить, что в случае повторного нарушения регламента штраф для организации может составить до 200 тонн рублей, а для управляющего (и ИП) – до 40 000 злотых. руб. Штраф может быть наложен одновременно на администратора и юридическое лицо, которым он управляет. Штраф может быть преобразован в приостановление деятельности на срок до 90 дней.

Когда проводить СОУТ нет необходимости

ILS не проводится, если сотрудник работает из дома, работает удаленно или работает на физическое лицо (не на индивидуального предпринимателя). Нет необходимости проводить SOTA по вакансиям – там нет сотрудников, вы не можете оценить их условия труда.

Отсюда следует, что если все сотрудники небольшой компании выполняют свои обязанности удаленно, а менеджер работает с документацией и решает проблемы работы компании из дома, то оценка условий работы не требуется. Организационная структура и размер малых и микропредприятий допускают такую ​​«удаленную» занятость сотрудников без ущерба для компании.

Специальная оценка условий труда (СОУТ) в 13 шагов: к проведению готовы!

ракорн / Depositphotos. com

С 1 января 2014 года работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»; далее – Закон № 426-ФЗ). Эта процедура была введена вместо сертификации рабочего места и во многом повторяет ее.

31 декабря 2018 г. – период, в течение которого работодателям разрешено проводить поэтапную специальную оценку условий труда на рабочих местах, на которых были выявлены потенциально вредные и / или опасные факторы производства. Это касается так называемых безопасные, «не перечисленные» рабочие места, т. е. не указанные в части 6 статьи 10 Закона № 426-ФЗ. Фактически, большинство рабочих мест попадает в эту категорию. Причем только до этой даты могут быть действительны результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест (письмо Минтруда России от 1 июня 2018 г. № 15-4 / 10 / В-4010 «О специальной оценке условий труда». ).

Таким образом, для работодателей уже истек срок конкретной оценки условий труда. С 1 января лица, не выполнившие эту обязанность, могут быть привлечены к ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях. Однако следует отметить, что ответственность в этой части не зависит от количества сотрудников, чьи трудовые права были нарушены (письмо Федерального агентства занятости населения от 28 ноября 2016 г. № PG / 31983-03-3).

Можно ли провести конкретную оценку условий труда на вакантной должности? Найдите ответ в «Энциклопедии решений». Трудовые отношения, человеческие ресурсы »Онлайн-версия ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

В частности, Минтруд пообещал внедрить механизм противодействия нарушениям для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, при котором работодатель сначала получит предупреждение о недопустимости нарушений требований охраны труда и будет оштрафован только в случае их нарушения. требования не соблюдаются.

Кроме того, впервые специальную оценку могут пройти люди, которые только что создали новые рабочие места. Срок – один год после их создания. То есть, например, если рабочее место было создано в декабре 2018 года, крайний срок прохождения SSEI – декабрь 2019 года.

Читайте также:  Правовые последствия развода

И этим, и другим категориям работодателей наша инструкция будет очень полезна. При проведении специальной оценки необходимо учитывать ряд особенностей, чтобы избежать административной ответственности за нарушение установленного порядка проведения специальной оценки в соответствии с той же частью 2 статьи 5.27.1 АС РФ.

Разберем подробнее порядок проведения этой процедуры.

Шаг 1. Издать приказ об образовании комиссии по проведению специальной оценки условий труда

После принятия решения о проведении конкретной оценки условий труда руководитель организации должен издать соответствующий приказ, указав в нем состав комиссии для проведения такой оценки, включая председателя, и порядок ее работы. Количество членов комиссии должно быть нечетным, и в ее состав должен входить специалист по охране труда (ч. 1-2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ). Как правило, комиссию возглавляет назначенный генеральный директор (ч. 4 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

Шаг 2. Утвердить перечень рабочих мест для проведения специальной оценки

Перечень должностей, по которым должна производиться специальная оценка, в том числе аналогичных, определяется комиссией, назначаемой работодателем (часть 5 статьи 5). 9 Закона No 426-ФЗ).

При наличии аналогичных работ специальная оценка проводится только для 20% от их общего количества, но в любом случае их должно быть более двух (ч. 1 ст. 16 Закона № 426-ФЗ). В этом случае результаты специальной оценки применяются ко всем аналогичным работам.

Аналогичные рабочие места – это рабочие места, расположенные в одном или нескольких производственных помещениях одного типа, оборудованные одинаковыми или аналогичными системами вентиляции, кондиционирования, отопления и освещения, на которых сотрудники работают по одной профессии, на одной должности, по одним специальностям, выполнять идентичные функции сотрудников в одно и то же рабочее время при реализации идентичного технологического процесса с использованием идентичных устройств, инструментов, оборудования и производственных материалов.

Шаг 3. Издать приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда

При установлении списка рабочих мест, для которых должна производиться конкретная оценка условий труда, комиссия разрабатывает график проведения этой оценки. График должен быть утвержден соответствующим приказом руководителя организации.

ПРОБЕЛЫ

    Приказ о проведении специальной оценки условий труда и назначении специальной аттестационной комиссии Перечень рабочих мест, на которых проводится конкретная оценка условий труда Приказ об утверждении графика конкретной оценки условий труда Согласие на проведение специальной оценки условий труда Декларация о соответствии условий труда требованиям ГОСТ по охране труда Дополнительный договор к трудовому договору об условиях труда на рабочем месте

При составлении такого графика следует учитывать следующее.

Как правило, не реже одного раза в пять лет необходимо проводить специальную оценку каждого рабочего места, в том числе офисного, (ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ).

Если ранее работодатель не проводил специальную оценку условий труда, он должен был сделать это не позднее 31 декабря 2018 г. (ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ). При этом закон позволял делать это поэтапно.

Исключением были рабочие места:

    Те работники, профессия, должность или специализация которых дает им право на получение досрочной пенсии по пенсионному страхованию по старости; чья работа дает право на получение гарантии и компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда На каких рабочих местах по результатам предыдущей аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда выявлены вредные и / или небезопасные условия труда (ч. 6 ст. 10 Закона № 426). – FZ).

Предварительно необходимо было провести специальную оценку этих работ, без разделения на этапы (письмо Минтруда России от 8 декабря 2014 г. № 15-1 / Б-1829). За невыполнение этого обязательства работодатель несет административную ответственность, в том числе штраф в размере до 10 000 злотых. рублей – для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей до 80 тыс. руб. руб. – Для юридических лиц (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Если до 31 декабря 2013 года работодатель провел аттестацию рабочих мест по условиям труда, то специальная аттестация этих рабочих мест не может быть проведена в течение пяти лет со дня ее завершения (ч. 4 ст. 27 Закона). № 426-ФЗ).

Кроме того, в дополнение к запланированной специальной оценке работы, работодатель также должен провести внеплановую оценку, например, в случае открытия вновь организованных рабочих мест, изменений в технологическом процессе, получения приказа от Национальной инспекции труда, и др. (ч. 1 п.17 Закона № 426-ФЗ. (ч. 1 статьи 17 Закона № 426-ФЗ) Срок проведения внеплановой специальной оценки условий труда составляет от 6 до 12 месяцев в зависимости от оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда. такая оценка (часть 2 статьи 17 Закона № 426-ФЗ).

Шаг 4. Заключить со специализированной организацией договор на проведение специальной оценки условий труда

Для проведения специальной оценки условий труда работодатель должен заключить договор с выбранной специализированной организацией (часть 2 статьи 8, статьи 19-21 Закона № 426-ФЗ). Список аккредитованных организаций можно найти на сайте Минтруда России (http://akot. rosmintrud. ru/).

Шаг 5. Передать организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию

После заключения договора со специализированной организацией работодатель обязан предоставить ей информацию, документы и данные, характеризующие условия труда на рабочих местах (например, технологическая документация, строительные объекты и т. Д.).

Шаг 6. Утвердить результаты идентификации потенциально вредных и/или опасных производственных факторов

При проведении специальной оценки условий труда специализированная организация в первую очередь выявляет потенциально вредные и / или опасные факторы производства. После завершения идентификации ее результаты утверждаются комиссией, назначаемой работодателем (ч. 2 ст. 10 Закона № 426-ФЗ).

Читайте также:  Платежи по карте Мир с октября 2020 года: новые правила выплаты пособий

Затем организация переходит к измерению фактических значений вредных и / или опасных факторов, если таковые были выявлены (ч. 5 ст. 10 Закона № 426-ФЗ). По результатам оценки эксперт специализированной организации классифицирует условия труда на рабочих местах по вредности и / или риску на оптимальные, допустимые, опасные и опасные (ч. 8 ст. 12, ст. 14 Закона № 426). – FZ).

Шаг 7. Утвердить отчет о проведении специальной оценки условий труда

По результатам специальной оценки организация составляет отчет, который должен быть подписан всеми членами созданной работодателем комиссии и утвержден ее председателем (ч. 2 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Член комиссии, не согласный с результатами специальной оценки условий труда, может выразить мотивированное мнение в письменной форме и приложить его к отчету.

Шаг 8. Уведомить специализированную организацию об утверждении отчета о проведении специальной оценки условий труда

Работодатель обязан уведомить специализированную организацию об утверждении отчета о специальной оценке условий труда в течение трех рабочих дней с момента его утверждения, а также направить в организацию копию утвержденного отчета (ч. 5.1 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Это можно сделать любыми доступными средствами для подтверждения такого уведомления.

Шаг 9. Подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

Если вредные и / или опасные производственные факторы не обнаружены или на основании результатов измерений условия труда на рабочем месте признаны оптимальными или приемлемыми, работодатель обязан уведомить инспекцию труда по месту нахождения работодателя. данного факта (ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ). Для этого необходимо заполнить акт о соответствии условий труда государственным нормам безопасности труда (утвержден приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н). Работодатель должен подать заявление в течение 30 рабочих дней со дня утверждения акта специальной оценки (п.5 Порядка подачи акта о соответствии условий труда требованиям государственного стандарта по охране труда, утвержденного Приказом № 80н. Минтруда России от 7 февраля 2014 г.).

Следует отметить, что до 1 мая 2016 года работодатель указывал в декларации только информацию об отсутствии вредных и / или опасных производственных факторов. Следовательно, если по результатам измерений, проведенных до 1 мая 2016 года, условия труда по отношению к другим рабочим местам были признаны оптимальными или приемлемыми, работодатель должен подать в инспекцию труда уточненную декларацию с учетом этих рабочих мест. (Ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 1 мая 2016 г. № 136-ФЗ).

Шаг 10. Ознакомить работников с отчетом о проведении специальной оценки условий труда

В течение 30 календарных дней со дня утверждения акта специальной оценки работодатель обязан ознакомить работников с результатами специальной оценки своей подписью (часть 5 статьи 15 Закона № 426-ФЗ). Периоды временной нетрудоспособности работника, его отпуск или командировка, а также периоды межсменного отдыха в указанный период не включаются.

Шаг 11. Разместить результаты спецоценки на сайте организации

В течение 30 календарных дней с момента утверждения отчета о специальной оценке условий труда работодатель обязан опубликовать на своем официальном сайте, если таковой имеется, данные, обобщающие результаты оценки (часть 6 статьи 15 Закона № 426-ФЗ. ).

Информация на сайте должна содержать информацию о

    Об установлении классов (подклассов) условий труда на рабочих местах; Перечень мероприятий по улучшению условий труда и охране труда работников, места работы которых прошли специальную оценку условий труда.

Это касается, в частности, разделов V и VI отчета о специальной оценке условий труда.

Шаг 12. Уведомить о результатах спецоценки ФСС России

При подаче отчетов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работодатель обязан также сообщить в ФСС о результатах специальной оценки условий труда (п. 2 ст. 17 п. 18 Федерального закона № 125-ФЗ » Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний »). 18, сек. 2, арт. 17 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).

Соответствующие данные должны быть отражены в Форме 4-ФСС (утверждена Приказом ФСС России от 26 сентября 2016 г. № 381).

Шаг 13. Применить результаты специальной оценки условий труда

Результаты специальной оценки влияют на установление гарантий и компенсаций для сотрудников. Таким образом, работники, условия труда которых на рабочих местах признаны вредными, в зависимости от степени вредности, имеют право на сокращенную рабочую неделю не более 36 часов, дополнительный отпуск продолжительностью не менее 7 календарных дней и / или компенсацию в размере 4% от вознаграждение (п. 5 ч. 1 ст. 92 ч. 2, ст. 117 ч. 2 ст. 147 ТК РФ).

Кроме того, трудовой договор с новыми работниками должен содержать пункт об условиях труда на соответствующем рабочем месте (ст. 57.2.9 ТК РФ). Соглашения с имеющимися работниками необходимо изменить путем заключения с ними дополнительного соглашения (ст. 72 ТК РФ).

Оцените статью
Добавить комментарий