Законно ли исключение из Программы молодая семья при достижении 35-летнего возраста

Определение Конституционного Суда РФ от 29.03.2016 N 699-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Дурягиной Елены Александровны на нарушение ее конституционных прав подпунктом “а” пункта 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования”

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой,

рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки Е.А. Дурягиной к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

1. Решением суда общей юрисдикции гражданке Е.А. Дурягиной было отказано в удовлетворении требования о признании права на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы “Обеспечение жильем молодых семей” федеральной целевой программы “Жилище” на 2015-2020 годы. При этом, установив факт достижения Е.А. Дурягиной 36-летнего возраста, суд со ссылкой на подпункт “а” пункта 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (приложение N 4 к подпрограмме “Обеспечение жильем молодых семей” федеральной целевой программы “Жилище” на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050) пришел к выводу, что ранее восстановленная в списке участников данной подпрограммы на основании решения суда, вынесенного в связи с принятием Конституционным Судом Российской Федерации по жалобе Е.А. Дурягиной Постановления от 8 июля 2014 года N 21-П, семья истицы перестала отвечать требованиям, предъявляемым к молодым семьям, которые вправе участвовать в данной подпрограмме, и, соответственно, утратила право на участие в ней.

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации Е.А. Дурягина оспаривает конституционность подпункта “а” пункта 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, согласно которому участником подпрограммы “Обеспечение жильем молодых семей” федеральной целевой программы “Жилище” на 2015-2020 годы может быть молодая семья при условии, что возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи – участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.

По мнению заявительницы, оспариваемая норма Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования во взаимосвязи с подпунктом “а” пункта 22 и абзацем вторым пункта 27 данных Правил противоречит статьям 7, 38 (часть 1), 40, 53 и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации, поскольку устанавливает в качестве безусловного основания для исключения семьи из участия в названной подпрограмме факт превышения возраста 35 лет одним из супругов либо одним родителем в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи – участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году – без учета признанного судом факта незаконности исключения семьи из участия в подпрограмме в период до достижения супругом или супругами указанного предельного возраста участия в подпрограмме, притом что при отсутствии такого неправомерного исключения данная социальная выплата была бы предоставлена.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, условия их выплаты определяются федеральным законодателем и (или) Правительством Российской Федерации в рамках их компетенции (определения от 27 мая 2010 года N 738-О-О, от 19 октября 2010 года N 1333-О-О, от 14 июля 2011 года N 988-О-О, от 16 июля 2013 года N 1195-О, от 29 января 2015 года N 122-О и др.).

Во исполнение предписаний статьи 40 (часть 2) Конституции Российской Федерации, конкретизированных в статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, и в целях формирования рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем установленных федеральным законодательством категорий граждан Правительство Российской Федерации постановлением от 17 декабря 2010 года N 1050 утвердило федеральную целевую программу “Жилище” на 2015-2020 годы, а в качестве ее составной части – отдельную подпрограмму “Обеспечение жильем молодых семей”, включающую Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

Читайте также:
Пенсионный фонд в Южнопортовом районе: особенности деятельности, режим работы, адрес

Закрепив в названных Правилах право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство Российской Федерации было вправе, как это следует из статей 38 (часть 1), 40 и 114 (пункты “в”, “ж” части 1) Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть и специальные условия для получения выплаты, в частности условие о соответствии молодой семьи всем установленным названными Правилами требованиям, в том числе возрастному критерию, а именно возраст каждого из супругов на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты не должен превышать 35 лет (подпункт “а” пункта 6 Правил). Такое регулирование, как ранее указывал Конституционный Суд Российской Федерации, нельзя расценивать как нарушающее конституционные права граждан (определения от 27 мая 2010 года N 738-О-О и от 15 января 2015 года N 3-О).

Согласно указанным Правилам список молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формируют органы местного самоуправления и представляют их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который, в свою очередь, на основании этих списков и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (пункты 20 и 22).

После утверждения распределения субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации на соответствующий финансовый год и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на текущий год из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы “Обеспечение жильем молодых семей”, утверждает список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (пункт 23 указанных Правил).

Исходя из целей и задач федеральной подпрограммы “Обеспечение жильем молодых семей” и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье, в том числе возрастному критерию.

Таким образом, само по себе включение органом местного самоуправления и (или) органом исполнительной власти молодой семьи в список (сводный список) молодых семей – участников подпрограммы “Обеспечение жильем молодых семей”, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2015 года N 3-О и от 23 апреля 2015 года N 997-О).

Возможность приобретения семьей Е.А. Дурягиной субъективного права на получение данной социальной выплаты в соответствующие годы, в том числе в период неправомерного исключения ее семьи из списка молодых семей – участников подпрограммы “Обеспечение жильем молодых семей”, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, таким образом, обусловлена комплексом обстоятельств, связанных в том числе с объемом выделяемого из средств бюджетов финансирования данной подпрограммы, количеством молодых семей, подлежащих включению в указанный список в первоочередном порядке, и др.

Следовательно, оспариваемое нормативное положение Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования как само по себе, так и во взаимосвязи с иными положениями данных Правил не вводит каких-либо неоправданных ограничений для молодых семей и не допускает неравенства в правовом регулировании при реализации прав этой категории граждан на государственную поддержку в решении жилищной проблемы и, соответственно, не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявительницы, указанные в жалобе.

Читайте также:
Принудительные меры воспитательного воздействия несовершеннолетних

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации”, Конституционный Суд Российской Федерации

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Дурягиной Елены Александровны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации”, в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Исключили из программы Молодая семья

Год назад создал семью, сыну 1,5 г. Вступил в программу молодая семья в 35 лет. Сейчас мне исполнилось 36 лет и меня исключили из этой программы. Законно ли это.

Исключили из порограммы молодая семья супругу 36 супруге 31 есть ребёнок.

Мы участвуем в программе Молодая семья с 2012 г, в 2020 году мужу исполнилось 36 лет и нас исключили из программы, можем ли мы восстановить право участия в программе?

Я участвую в программе молодая семья с 2017 года, в этом году мне исполнилось 36 лет, меня исключили из программы, могу ли я подать в суд, чтобы продолжить участвовать в программе?

Администрация района исключила нашу семью из программы (молодая семья) ссылаясь на возраст супруга (36 лет) но мне ещё нет 35 лет. Правы ли они? Спасибо.

Помогите! Исключили из программы молодая семья так как супругу исполнилось 36 лет. Считаю это незаконно куда обращаться?

Стояли на субсидии по программе молодая семья 7 лет. По достижению 36 лет исключили из очереди. Мы многодетная семья, но в программу 36+ не подходим так как нету трехстороннего соглашения. Как быть в такой ситуации?

Меня исключили из программы молодая семья, в связи с тем, что после постановки в очередь в 2011 году на субсидию, я в 2018 году приобрела вторую квартиру и на каждого члена семьи стало больше 12 квадратов. Правомерно ли меня исключили?

C 2012 стояла в очереди на субсидию по программе “молодая семья”исполнилось 35 лет из очереди исключили-правомерно ли?

Нас исключили из программы молодая семья, так как мужу исполнилось 36 лет. Могу ли я это решение обжаловать это же ни по нашей вине нас исключили. Подскажите пожалуйста, что делать дальше?

Здравсвуйте. Мне 39 а жене 34. нас исключили из программы молодая семья как нам поступить. Развод и переоформление на нее квартиры чем то поможет.

Исключили из программы молодая семья в связи с полученной субсидией 450 тыс на погашение ипотеки за рождение 3-го ребенка. Правомерно или нет?

Меня интересует такой вопрос. Стояли на очереди в программе “Молодая семья.”, но взяли ипотеку и нас через два месяца исключили из программы. Имеют ли они такое право, ведь жилье в обременении у банка (мы получается еще не собственники) Спасибо..

Мою многодетную семью исключили из программы молодая семья по достижению супруга 36 лет. Но это же не наша вина то что не было должного финансирования, на момент вступления мы соответствовали. Правомерно ли? Может подать в суд?

В 2008 г. нас утвердили учасниками программы молодая семья, но в 2011 г. пришло уведомление о том что нас исключили из программы. Так как моей жене исполнилось 36 лет.

Моя семья, состоящая из 4-х человек, была поставлена на очередь на получение субсидии по программе Молодая семья 13.04.2011 г.. Сегодня мне сообщили о том, что нас исключили из очереди, так как мужу исполнилось 37 лет. Правомерно ли нас исключили из очереди по подпрограмме Молодая семья, ведь действуя такам образом можно никому не давать субсидии и затем снимать их с очереди?

Такой вопрос, кто нибудь может прояснить, правомерно ли нас исключили из списка участников программы молодая семья? На основании того что моя семья получила уже единовременную субсидию на приобретение жилья как госслужащему.

Читайте также:
ПФР Оренбургская область, Шарлыкский район, с. Шарлык, Калининская ул., 64: официальный сайт, адрес, телефоны, часы работы

Нас исключили из программы молодая семья в июне жене исполнилось 36 хотя документы подавали в 2013 году в прошлом году были в резервном списке правомерно ли это.

Исключили из программы молодая семья на жил. сертификат по достижении возраста 35 лет в 2013 году. Есть ли смысл сейчас оспаривать это решение по прошествии 7 лет?

Я и моя семья с 2009 г по 2017 г. являлась участниками программы “Молодая семья” в 2017 г. получили письмом извещение о том, что меня и семью исключили из участников обосновав тем, что мне исполнилось 36 лет.

Но ведь проблема не решена альтернатив не предложено.. законно ли это?

Просим помощи! Наша семья из четырех человек (двое родителей и двое детей), была включена в программу “Молодая семья” в 2014 году. Муж прописан на территории Тюменской области, место включения в программу “Молодая семья”, я прописана в Тюменской области, ЯНАО, г.Новый Уренгой. Соответственно мы предоставляли два пакета документов, + с меня ещё справка о не участии в программе “Молодая семья” по месту прописки. Все пакеты документов приняли и нас включили в программу в 2014 году. Каждый год мы писали заявление “О включении нас в резервный список на грядущий год, так как очередь двигается очень медленно (список из более 800 семей, в год получают 9-15). В 2016 году в июле месяце мы так же написали заявление, но в связи с изменениями правил участия (без уточнения сотрудником администрации) нас исключили из программы “Молодая семья”, ссылаясь на мою прописку в Новом Уренгое, а не на “Юге” (!) Тюменской области! Что такое ЮГ Тюменской области? Почему тогда нас включили в программу и требовали 2 пакета документов, как мы и предоставили? И какие основания исключения семей из данной программы? За ранее спасибо.

Улучшить жилье: кого нельзя исключить из списка нуждающихся

Улучшить жилье: кого нельзя исключить из списка нуждающихся

2,5 млн семей в России стоят в очереди на улучшение жилищных условий, ждать надо 20 лет. А чиновники хотят сократить расходы и выдумывают способы исключить людей из очереди. Как-то они исключили из состава семьи отца двоих детей, потому что он специально прописался в маленькой квартире для ухудшения жилищных условий. Зато в семью добавили брата жены. А поскольку у него была своя жилплощадь, то если ее учесть, выходило, что все обеспечены квадратными метрами по норме. Верховный суд «креатива» не оценил.

Роман и Елена Ивановы* жили с матерью в квартире площадью 47,5 кв. м. В ней брат и сестра были прописаны с детства, а в 2004 году получили по доле размером 1/3 в собственность. В 2009-м дочь вышла замуж за Дмитрия Горина*, у них родился ребенок. Собственного жилья у молодой семьи не было, они жили у тещи. А спустя время брату Роману досталась половина дома площадью 71,3 кв. м.

В 2012 году Гориных поставили на учет для улучшения жилищных условий как молодую семью. Чиновники исходили из нормы жилплощади, которую утвердил местный совет депутатов (12 кв. м. на 1 человека в квартире). Пятерым полагалось жилье площадью 60 кв м, а квартира была меньше.

Спустя год у Гориных родился второй ребенок, его тоже прописали в квартире тещи. А еще через год (в 2014-м) там решил зарегистрироваться глава семейства. Администрация района посчитала, что он это сделал намеренно для ухудшения жилищных условий. Поэтому его решили не учитывать для получения льгот, а считать, что семья состоит из трех человек (мать и двое детей): «Муж административного истца исключен из состава семьи. Постановлено считать состав семьи Гориной из трех человек (она и несовершеннолетние дети)».

А затем чиновники нашли, в чем еще Горины виноваты. В 2019 году их исключили из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий. Специальная комиссия при администрации Кингисеппского района Ленинградской области узнала, что брат Елены получил 1/2 доли в доме, и решила, что эту площадь тоже нужно учитывать. А вместе с ней на каждого члена семьи Гориных приходилось больше учетной нормы для района. Значит, в перечень нуждающихся они не попадают.

Читайте также:
Где лучше оформить визу — в консульстве или в визовом центре

Позиция трех судов

Но с этим Елена Горина не согласилась, она решила оспорить постановление администрации об исключении ее семьи из перечня нуждающихся. Для того, чтобы восстановиться в списках участников жилищных программ, она обратилась в суд.

Горина указала, что к брату они не переезжали. То, что он стал собственником части дома, никак не повлияло на ее семью, которая все так же ютилась в маленькой квартире.

Администрация в суде уверяла, что Гориных вообще не нужно было включать в список нуждающихся. В 2012 году (когда семье дали добро на включение) специалисты не знали, что у ее родного брата есть другое имущество. Чиновники настаивали на том, что раз Горина проживает вместе с братом, то они являются членами одной семьи.

Кингисеппский городской суд согласился с ответчиком и решил, что у администрации были все основания, чтобы исключить Горину и ее детей из числа нуждающихся в улучшении жилищных условий. Решение «засилила» апелляция и кассация. Тогда женщина пожаловалась в Верховный суд (дело № 33-КАД20-3-К3)

Родственник, но не член семьи

Дело рассмотрела тройка судей под председательством Владимира Хаменкова. Согласно п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса («Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях»), вычеркнуть из списков нуждающихся можно, если выяснится, что граждане предоставили недостоверные сведения, указал ВС. Но Горины ложных данных не сообщали.

При этом ВС обратил внимание на формулировку «члены семьи». К ним относятся супруги, дети и родители собственника жилого помещения. Других родственников можно признать членами семьи, если владелец квартиры сам вселил их к себе – то есть Горина должна была позвать брата жить с ней. Но в спорной квартире брат с сестрой жили с самого детства. Жилье принадлежало их матери, они получили там равные доли, она не вселяла брата в квартиру.

Сам по себе факт родства сестры с братом не свидетельствует о том, что они являются членами одной семьи. Это не означает и то, что площадь принадлежащего брату дома нужно учитывать при определении обеспеченности Гориной и ее детей жильем, указал ВС.

ВС отметил, что Горину исключили из списка только потому, что у нее якобы было другое жилое помещение (доля в доме, которая принадлежала брату). Следовательно, у нижестоящих инстанций не было оснований отказывать Гориной в иске. Акты трех инстанций ВС отменил и принял по делу новое решение: административный иск Гориной он удовлетворил, признав незаконным решение об исключении семьи из списков нуждающихся в жилье.

Проблема в формальном подходе

Органы исполнительной власти «намеренно стараются сократить свои расходы и уменьшить список очередников», говорит Юрий Нетреба, руководитель практики судебной защиты МКА Московская коллегия адвокатов «Арбат» Московская коллегия адвокатов «Арбат» Федеральный рейтинг. × . Еще в 2012 году уполномоченный по правам человека в Москве в своем докладе описывал аналогичные случаи. В пример он приводил ситуацию, когда мужчину и его дочь исключили из реестра, потому что у жены была дополнительная жилплощадь. Уполномоченный указал, что ее доход и имущественное положение не нужно учитывать, так как она не прописана с мужем и дочерью и не вставала на учет как нуждающаяся. Александра Воскресенская из КА Юков и Партнеры Юков и Партнеры Федеральный рейтинг. группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры – high market) группа Банкротство (включая споры) (high market) группа Уголовное право 4 место По количеству юристов 12 место По выручке 17 место По выручке на юриста (более 30 юристов) Профайл компании × приводит в пример другое дело. Там выяснилось, что расторжение брака фактически не повлияло на жилищные условия заявителя (дело № 33-35560/2020).

По формальным признакам чиновники отказывают не только тем, кто нуждается в улучшении жилищных условий, но и другим льготникам, говорит Нетреба. Например, отказывают в признании граждан малоимущими или, как по делу № 33-33785/2020, не выдают удостоверение многодетной семьи. Органы исполнительной власти решили, что муж с женой проживают в разных регионах, так как у них разная прописка – в Москве и Московской области. Только через суд им удалось отстоять право на льготный статус многодетной семьи, который положен несмотря на регистрацию по разным адресам.

Читайте также:
Пенсионный фонд Вольск - отделение ПФР, адрес, телефон, обратная связь, режим работы, сайт, когда дают пенсию

Кого признают нуждающимся в улучшении жилищных условий?

Перечень оснований, по которым граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий, содержится в ст. 51 ЖК:

  • площадь жилья, приходящаяся на каждого члена семьи, меньше учетной нормы;
  • жилье не отвечает установленным для жилых помещений требованиям;
  • в одной квартире живет несколько семей и кто-то из ее членов страдает тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно;
  • нет жилья.

Отнесение граждан к категории нуждающихся в улучшении жилищных условиях регулируется не только ЖК, но и региональным законодательством, отмечает Воскресенская. Согласно закону «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», жители могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, если они:

  • граждане России;
  • проживают в Москве на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет;
  • не совершали за пять лет, предшествующих подаче заявления, действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях;
  • признаны малоимущими (ст. 7 закона).

Но попасть в реестр – это не вся проблема. По данным Общественной палаты, на 2020 год в стране было 2,5 млн семей, которые ждут в очередях на обеспечение жильем по разным программам. При этом среднее время ожидания в списке на улучшение жилищных условий составляет около 20 лет. Не исключено, что и Гориным придется очень долго ждать помощи от государства.

Можно остаться в программе «Молодая семья» после 35 лет

В 2020 в Госдуму вносится предложение оставлять 35 летних и старше в программе Молодая семья

Молодежь хотят оставить в очереди на льготное жилье до «старости»

Фото: Николай Федоров/архив «Солидарности»

Депутат Госдумы Тамара Плетнева (КПРФ) внесла на рассмотрение коллег законопроект, корректирующий работу государственных программ по обеспечению жильем молодых семей. Как напоминает депутат, в России уже действует целевая программа «Жилище», в которую входит подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей». В ее рамках молодые семьи могут улучшить жилищные условия, если каждому из супругов (или одинокому родителю с детьми) на момент получения льгот не больше 35 лет.

«В случае, если на момент формирования соответствующих списков молодых семей на получение социальных выплат в соответствующем году возраст одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из очереди», – говорит Тамара Плетнева в пояснительной записке к законопроекту. И предлагает принять отдельный закон «О гарантиях прав молодых семей на жилище», который призван обеспечить молодым семьям право на участие в жилищных программах даже в том случае, если со времени подачи заявки до включения в программу и ее реализации в их отношении супругам исполнилось больше 35 лет.

Как отмечается в финансово-экономическом обосновании к законопроекту, на 1 января 2019 года очередь молодых семей – участников основной госпрограммы по обеспечению жильем составила 220 тыс. семей. «Ежегодное финансирование мероприятия в размере около 5 млрд рублей позволяет предоставлять социальные выплаты только 7–8 тысячам молодых семей ежегодно», – указывает автор инициативы.

При этом, ссылается Тамара Плетнева на информацию Минстроя, полученную ведомством из регионов, потребность в субсидиях из центра на 2020–2024 годы составляет 33 млрд рублей, «что позволит предоставить социальные выплаты около 50 тыс. молодых семей ежегодно и ликвидировать накопленную очередь до конца 2024 года».

Татьяна Марголина: «Даже если вам 36 лет, вы можете претендовать на выплату по программе «Молодая семья»

Фото: Алексей ЖУРАВЛЕВ

Если вам и вашему супругу еще нет 36 лет и вы нуждаетесь в жилье, вы можете принять участие в федеральной программе «Молодая семья». По ней вы можете получить до трети стоимости средней квартиры. Но очередь на получение социальной жилищной выплаты движется крайне медленно. За это время кто-нибудь из супругов достигает 36-летнего возраста, что автоматически исключает семью из участия в программе. Но у молодой семьи есть выбор — либо стоять в очереди за 35-ю процентами, либо получить деньги сразу по краевой программе, но в три раза меньше.

Читайте также:
Пенсионный фонд в Юргамыше: особенности деятельности, режим работы, адрес

На вопросы по федеральной и региональной программам «Молодая семья» на «прямой линии» в «КП» ответили уполномоченный по правам человека в Пермском крае Татьяна Марголина, заместитель министра социального развития Пермского края Павел Фокин и замначальника отдела по учету распределения жилья администрации Перми Елена Дылевская.

На вопросы пермяков ответили заместитель министра социального развития Пермского края Павел Фокин, уполномоченный по правам человека в Пермском крае Татьяна Марголина и замначальника отдела по учету распределения жилья администрации Перми Елена Дылевская.Фото: Алексей ЖУРАВЛЕВ

Синица в руке или журавль в небе?

— Здравствуйте, вас беспокоит Ольга Викторовна: мы с мужем являемся участниками программы «Молодая семья» с 2008 года. В том же году мне исполнилось 35 лет. Исключили ли нас из этой программы?

Павел Фокин: — По федеральной программе на 35% от стоимости жилья могут претендовать лишь семьи, которым (одному из супругов) на момент утверждения списков на получение социальной выплаты еще не исполнилось 35 лет включительно. Но мы пошли навстречу тем семьям, которым в период ожидания социальной выплаты исполнилось 36 лет и перестали соответствовать требования федеральной Программы, то теперь они могут получить 10-процентную выплату по краевой программе. Так что вам нужно подойти в Управление жилищных отношений администрации Перми, написать заявление на участие в краевой программе. Но этой возможностью могут воспользоваться только те семьи, которые стояли на очереди по федеральной программе.

— Здравствуйте, меня зовут Илья. Мы участники программы «Молодая семья» с 2008 года. В этом году мне исполнилось 36 лет, могу ли я еще претендовать на 35-процентную выплату?

Елена Дылевская: — Нет, вы имеете право получить только 10%, написав заявление на участие в краевой программе.

Татьяна Марголина: — Но у вас есть один призрачный шанс. Для этого вам следует обратиться в суд и доказать, что вы уже 5 лет безуспешно стоите в очереди, выполняете все условия программы, но именно потому, что на программу не было выделено достаточное количество денег, до вас очередь не дошла. Аргументируя этим, вы теоретически можете претендовать на 35-процентную выплату.

— Здравствуйте, меня зовут Олег. Мы с женой стали участниками программы «Молодая семья», но сертификат еще не получили. Можем ли мы заниматься оформлением ипотеки до получения сертификата?

П. Ф.: — Если вы претендуете на 35 процентов, лучше пока с ипотекой повременить.

Е. Д.: — Согласно Правилам Программы социальная выплата в размере 35 % не предоставляется на погашение остатка кредита, оформленного после 01.01.2011. Если приобретено жилое помещение по норме в кредит, то молодая семья, ранее включенная в Программу, данный остаток может погасить только за счет 10- процентной социальной выплаты в рамках краевой Программы.

Где прописан — туда и обращайся

— Здравствуйте. Ситуация такая: в 2007 году мы вступили в программу «Молодая семья», но вскоре нам пришел отказ по той причине, что мой муж был зарегистрирован в Краснокамске, а я в Перми. В судебном порядке мы доказали, что мой муж фактически проживает в Перми с 2011 года — начала действия новой программы. Нас восстановили в очереди, но вскоре снова отказали, заявив, что нужно доказать проживание мужа в Перми с 2007 года — срока нашего вступления в программу. Что теперь делать?

Е. Д.: — Когда в 2007 году вы становились участниками краевой программы, Ваша семья была признана участником краевой целевой Программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 годы», где основным требованием являлось отсутствие у молодой семьи в собственности жилого помещения вне зависимости от места проживания.

Требования Программы были приведены в соответствие с федеральным законодательством, а именно со статьей 51 Жилищного Кодекса Российской Федерации, согласно определению Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 16.01.2008 на основании заявления прокуратуры Пермского края. В соответствии с гражданским и жилищным кодексами граждане становятся на учет в качестве нуждающихся в жилье по месту постоянного проживания. Таким образом, на момент обращения с заявлением о включении молодой семьи на участие в краевой целевой Программе «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 годы» все члены семьи должны были быть зарегистрированы на территории города Перми.

Читайте также:
МВД предлагает разрешить иностранным гражданам регистрироваться через портал госуслуг

Сейчас вам нужно повторно подать в суд, и если вы докажете, что ваш муж фактически проживает в Перми с момента подачи заявления — с 2007 года, то вы имеете право и дальше участвовать в федеральной программе.

— Здравствуйте, мне хотелось бы узнать о программе «Улучшение жилищных условий для молодых учителей».

П. Ф.: — На этот день программа принята. Ее куратором является министерство образования. Муниципалитеты, а непосредственно департаменты образования, собирают списки молодых учителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Вам нужно пообщаться с департаментом образования (г. Пермь, ул. Сибирская, 17. Телефон 212-70-50. — Ред.), где вам дадут все разъяснения. На сегодняшний день средства на эти цели выделены, и реализация программы идет полным ходом.

Т. М.: — Я думаю, что более конкретная информация появится позже, потому что сейчас в муниципалитетах уточняются списки, сверка идет с кадровыми службами. Вы живете в Перми?

— Да, я 15 лет живу в Перми, но прописана в другом месте.

Т. М.: Тогда, я думаю, вам для начала придется доказывать в суде факт вашего фактического проживания в Перми, и для того, чтобы получить эту консультацию, вам нужно позвонить нам по телефону 237-50-48 или подойти к специалистам аппарата уполномоченного по правам человека по адресу: ул. Куйбышева, 8. Время приема: каждый вторник с 10.00 до 13.00 и каждый четверг с 17.00 до 20.00.

Нужно учитывать все нюансы

— Здравствуйте, у меня вопрос: на момент постановки семьи на учет по программе «Молодая семья» нас было 4 человека — двое взрослых, двое детей. Пока ждали своей очереди, один ребенок уже стал совершеннолетним. Это будет как-то учитываться при осуществлении выплаты?

Е. Д.: — Если ваш ребенок еще не зарегистрировал брак, он формально остается членом вашей семьи. Но запомните, если вы его включите в программу «Молодая семья», впоследствии, когда он создаст свою семью, участвовать в программе на получение жилищной выплаты он уже не сможет. Так как право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального и краевого бюджетов предоставляется только один раз.

— Здравствуйте, меня зовут Юлия. Подскажите: обязательно ли, чтобы участвовать в программе «Молодая семья», брак должен быть официально зарегистрирован? А если мы живем гражданским браком и у нас есть маленький ребенок?

Е. Д.: — В Программе может участвовать как полная семья, так и неполная (один родитель).

— Здравствуйте, меня зовут Ольга, я из Старых Лядов. Мы обращались в нашу администрацию по поводу участия в программе «Молодая семья», но нам сказали, что у нас такая программа не существует. Куда нам можно еще обратиться?

Т. М.: То есть поселковая администрация Старых Лядов официально вам заявила, что такой программы нет? Запишите, пожалуйста, телефон Управления жилищных отношений администрации Перми: 212-75-67. Пусть ваша администрация по этому телефону позвонит, узнает все про программу и обязательно даст информацию о ней всем людям в Старых Лядах.

— Здравствуйте, меня зовут Алена. Я состою в браке уже два года, брак зарегистрирован. С мужем живем у родителей — на каждого приходится по 9 квадратных метров. Хотела бы узнать, возможно ли мне участвовать в этой программе?

Е. Д.: — Да, но если у членов семьи, зарегистрированных совместно, нет в собственности какого-нибудь другого жилого помещения (домика в деревне). Если такой домик есть, то семья уже не является нуждающейся в жилье. Часто бывает, что такая недвижимость используется под дачу, но поскольку там имеется вся инфраструктура, этот дом считается жилым.

Т. М.: — Еще очень часто бывает, что семья живет в одном городе, а у мужа, например, прописка в другом. Так и получается, что по прописке один из членов семьи имеет в собственности определенное количество квадратных метров жилья, которое не позволит ему стать нуждающимся в жилплощади.

Е. Д.: — Или один из супругов уже участвовал в приватизации. Допустим, родители включили его в приватизацию, он дал согласие, а потом забыл. Получается, что у него какая-то доля жилья в каком-нибудь малом городе уже есть. Поэтому все это нужно уточнять и проверять.

Читайте также:
Статья 1121. Назначение и подназначение наследника в завещании

Записал Дмитрий МИХЕЕНКО.

СПРАВКА «КП»

Условия участия в программе «Молодая семья»

— Возраст каждого из супругов (родителя в неполной семье) не должен превышать 35 лет (включительно).

— Документальное подтверждение нуждаемости в жилом помещении. По месту регистрации на каждого члена семьи должно приходиться меньше учетной нормы общей площади жилья. Норма устанавливается в каждом муниципалитете. Например, в Перми учетная норма на 1 человека — 12 кв. м. Семья численностью 4 человека зарегистрирована в в квартире площадью 38 кв. м. Значит, 38/4=9,5 кв. м (менее 12 кв. м), эта семья будет признана нуждающейся в жилье.

Если супруги и (или) дети прописаны по разным адресам, то метраж рассчитывается по месту регистрации.

– Достаточность денежных средств. То есть: семья должна иметь доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства, позволяющие документально подтвердить возможность оплаты средней стоимости жилья и превышающие размер социальной выплаты по программе.

Минсоцразвития делает расчет выплаты для каждой конкретной молодой пары. Стоимость жилья определяется из установленного в Пермском крае норматива (нормативная стоимость жилья за кв. м на момент выдачи свидетельства) помноженного на положенную для семьи площадь квартиры (2 человека — 42 квадратных метра, более 2 человек — по 18 квадратных метров на каждого члена семьи). Затем от полученной суммы семье выдается от 35% средств на покупку жилья.

Например, социальная норма жилья для семьи из 3 человек — 54 кв. м х 30 850 руб. = 1 665 900 руб. 35-процентная выплата в таком случае составит 583 065 руб.

Программы на выбор

Если молодая семья не желает стоять в очереди за 35-процентной выплатой по федеральной программе, она может участвовать в краевой программе «Обеспечение жильем молодых семей», гарантирующей 10-процентную выплату от средней стоимости жилья. Краевая программа также рассчитана на семьи, возраст супругов в которых не достигает 36 лет, но она не предполагает очереди, и деньги выдаются в течение полугода. Однако участие в краевой программе исключает возможность участия в федеральной.

Чтобы встать в очередь на участие в программе «Жилье для молодой семьи», нужно обратиться в управление жилищных отношений администрации своего района.

“Состарились” в очереди

Молодая семья из Новосибирска купила квартиру в ипотеку, узнав о возможности получить по госпрограмме средства на погашение части стоимости жилья. Однако денег они так и не дождались. Чиновники обещают, что их внесут в список претендентов для получения выплаты на следующий год. Но к этому времени семья лишится статуса “молодой” и останется ни с чем.

В семье Сороколет растут двое мальчишек — Артем и Семен. Фото: Татьяна Кравченко/РГ

– Два с половиной года назад на свет появились наши двойняшки, – рассказывает историю своей семьи Егор Сороколет. – Мы жили в однокомнатной квартире, но о расширении жилплощади думали с опаской, это грозило стать ношей, неподъемной для семейного бюджета. Но тут нам подсказали, что можно стать участником государственной программы по обеспечению молодых семей доступным жильем. Мы все сделали, как того требовала процедура: после рождения детей прописали их в “однушке”, после этого взяли ипотеку и приобрели трехкомнатную квартиру.

Фото: Владимир Лавров

Сразу после переезда пошли в районную администрацию оформлять субсидию. Но там новоиспеченных родителей встретили с недоумением: “через два года вы уже молодой семьей не будете, а у нас люди по пять-семь лет в очереди стоят”.

– Сказали, рожать раньше надо было, – вспоминает Егор. – Если бы мы только могли.

О ребенке супруги мечтали с самого дня свадьбы, однако вскоре стало ясно, что без помощи медицинских технологий ничего не получится. Увы, первая попытка зачать ребенка с помощью ЭКО обошлась в полмиллиона рублей и окончилась ничем. Естественно, чтобы пойти на такие затраты молодой семье пришлось во всем себя ограничивать, и решиться на вторую попытку было, пожалуй, еще сложнее. Однако она увенчалась успехом, и вскоре счастливая пара узнала, что у них будут двойняшки.

Читайте также:
Можно ли изменить решение суда по лишению водительских прав?

Сейчас Артему и Семену уже 2,5 года, и они, в отличие от родителей, не знают, что такое “стесненная жилплощадь”. Как и то, во сколько обходится семейное счастье.

Просторная квартира с учетом процентов по ипотеке обошлась почти в пять миллионов рублей, и чуть больше миллиона семья Сороколет рассчитывала получить от государства. Каких-то других льгот семье с двумя детьми ждать не приходится, многодетной она не считается. Впрочем, им не привыкать справляться с трудностями самостоятельно. Егор приехал в Новосибирск из Усть-Илимска двенадцать лет назад. Здесь полюбил девушку, которая, в свою очередь, перебралась в сибирскую столицу из Искитима. Молодые всегда жили, надеясь только на себя – вся родня далеко. Но решили, раз государство обещает поддержку, нужно ей воспользоваться.

– На момент рождения детей мне было 33 года, но учитывая, что семья считается молодой до достижения одним из родителей 36-летия, мы не теряли надежду, – поясняет Егор. – Нам казалось, что государство сегодня как никогда нацелено на решение демографической проблемы, что пара, которая потратила столько средств и усилий, чтобы стать родителями, может рассчитывать на поддержку. В январе мне исполнится 36 лет. И, похоже, чиновники только этого и ждут.

Егор Сороколет даже хранит местную газету со статьей, в которой работники мэрии, вручая ключи от квартиры новоиспеченным родителям четверых малышей, заверяли: держим на контроле каждую семью с двумя и более детьми. В чем заключается этот контроль, семья Сороколет так и не узнала.

– Хотя однажды, после очередного моего визита в администрацию, решили помочь нам с прививками, – вспоминает Егор. – Мальчишкам нужно было поставить по четыре укола, каждый стоил примерно три тысячи рублей, то есть на двух детей около 24 тысяч. Препарат действительно был оплачен, спасибо, конечно. Но что касается очереди на получение субсидии, нас тогда снова задвинули в конец.

Как сообщили в ответ на запрос “РГ” специалисты администрации Центрального округа Новосибирска, в списке молодых семей, претендующих на получение субсидии в текущем году, числится 28 участников. Семья Сороколет – 25-я в очереди. Только вот очередь эта движется странно: в документах на 2021 год пара числится уже 26-й. Это происходит из-за того, что в список добавились семьи с тремя детьми, а они в приоритете и попадают в начало очереди. Между тем пара семей с двумя детьми из очереди выбыли – “состарились”, так и не дождавшись обещанной субсидии.

“Если семья Сороколет будет утверждена органов исполнительной власти в списке молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в 2021 году, им будет предоставлена социальная выплата”, – сообщили в администрации округа.

Увы, в это сложно поверить. Возраст участников программы ограничен 36 годами, и входить в положение семьи Сороколет вряд ли кто-то станет.

По данным министерства строительства Новосибирской области, в 2018 году на территории региона добиться субсидии удалось 237 участникам программы. А в 2019-м денег дождались 122 семьи, а 180 из очереди выбыли, потому что один из родителей достиг предельного возраста.

Средний размер выплат составляет от 900 до 950 тысяч рублей и за последние годы почти не изменился, чего нельзя сказать о финансировании программы. Если в два года назад на такие субсидии было заложено 224,5 миллиона рублей, то в прошлом году уже 117 миллионов, а в этом – и вовсе менее восьмидесяти миллионов рублей.

Получается, что субсидии в текущем году получат восемь десятков молодых семей, между тем в списках значится 1,4 тысячи пар с детьми, соответствующих параметрам программы. Из них 83 семьи с тремя детьми, которых записывают в первую очередь. А значит, родителям, у которых двое детей, помощи ждать не приходится.

Законно ли исключение из Программы молодая семья при достижении 35-летнего возраста

от 18 июня 2019 года N 21

Об утверждении Порядка исключения молодой семьи из списка молодых семей – участников ведомственной целевой программы по достижению 35 лет

Во исполнение пункта 27 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования в рамках реализации ведомственной целевой программы “Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг” государственной программы Российской Федерации “Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации”, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, абзаца шестого пункта 4.1 раздела IX государственной программы Ненецкого автономного округа “Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан, проживающих в Ненецком автономном округе”, утвержденной постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 14.11.2013 N 415-п, приказываю:

Читайте также:
Мантурово - адреса и контакты отделений пенсионного фонда на сегодня

1. Утвердить Порядок исключения молодой семьи из списка молодых семей – участников ведомственной целевой программы по достижению 35 лет, согласно Приложению.

2. Настоящий приказ вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.

Исполняющий обязанности
руководителя Департамента
здравоохранения, труда
и социальной защиты населения
Ненецкого автономного округа
П.В.ШЕВЕЛЕВ

Приложение
к приказу Департамента
здравоохранения, труда
и социальной защиты населения
Ненецкого автономного округа
от 18.06.2019 N 21
“Об утверждении Порядка
исключения молодой семьи
из списка молодых семей –
участников ведомственной целевой
программы по достижению 35 лет”

ПОРЯДОК ИСКЛЮЧЕНИЯ МОЛОДОЙ СЕМЬИ ИЗ СПИСКА МОЛОДЫХ СЕМЕЙ – УЧАСТНИКОВ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ПО ДОСТИЖЕНИЮ 35 ЛЕТ

1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с пунктом 27 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, являющихся Приложением N 1 к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации “Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации”, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, и определяет порядок исключения молодой семьи из списка молодых семей – участников ведомственной целевой программы по достижению 35 лет в рамках мероприятий ведомственной целевой программы “Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг” государственной программы Российской Федерации “Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации”, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1710, и мероприятия “Предоставление финансовой поддержки бюджетам муниципальных образований на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья” подпрограммы 5 “Социальная поддержка граждан, участвующих в ипотечном жилищном кредитовании” государственной программы Ненецкого автономного округа “Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан, проживающих в Ненецком автономном округе”, утвержденной постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 14.11.2013 N 415-п.

2. В случае если на момент формирования Департаментом здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа (далее – Департамент) списка молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году (далее – список претендентов) возраст хотя бы одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей – участников мероприятий ведомственной целевой программы (далее – список молодых семей – участников).

3. Департамент уведомляет орган местного самоуправления о необходимости исключения молодой семьи, указанной в пункте 2 настоящего Порядка, из списка молодых семей – участников.

4. Орган местного самоуправления в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления, указанного в пункте 3 настоящего Порядка, принимает решение об исключении молодой семьи из списка молодых семей – участников или об отказе исключения молодой семьи из списка молодых семей – участников.

5. Орган местного самоуправления в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения, указанного в пункте 4 настоящего Порядка, направляет в Департамент документ, подтверждающий исключение молодой семьи из списка молодых семей – участников или мотивированный отказ исключения.

6. В случае принятия органом местного самоуправления решения об исключении молодой семьи из списка молодых семей – участников, такая молодая семья уведомляется органом местного самоуправления в письменном виде в течение пяти рабочих дней с даты принятия такого решения.

7. Департамент после получения документа, подтверждающего исключение молодой семьи из списка молодых семей – участников или мотивированный отказ исключения, формирует список претендентов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: