Закон о госрегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮЛ И ИП»

Федеральный Закон “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”

от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
Статья 2. Орган, осуществляющий государственную регистрацию
Статья 3. Государственная пошлина за государственную регистрацию

Статья 4. Принципы ведения государственных реестров
Статья 5. Содержание государственных реестров
Статья 6. Предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений и документов
Статья 7. Условия предоставления содержащихся в государственных реестрах сведений и документов

Статья 8. Сроки и место государственной регистрации
Статья 9. Порядок представления документов при государственной регистрации
Статья 10. Особенности регистрации отдельных видов юридических лиц
Статья 11. Решение о государственной регистрации

Статья 12. Документы, представляемые при государственной регистрации создаваемого юридического лица
Статья 13. Порядок государственной регистрации юридических лиц при их создании

Глава V. Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации. Внесение в Единый государственный реестр юридических лиц иных записей в связи с реорганизацией юридических лиц

Статья 13.1. Уведомление о реорганизации юридического лица
Статья 14. Документы, представляемые при регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации
Статья 15. Порядок государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации
Статья 16. Завершение государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации

Глава VI. Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесение изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц

Статья 17. Документы, представляемые для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц
Статья 18. Порядок государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц
Статья 19. Уведомление о внесении изменений в учредительные документы юридического лица

Глава VII. Государственная регистрация юридического лица в связи с его ликвидацией или исключением юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа и в связи с продажей или внесением имущественного комплекса унитарного предприятия либо имущества учреждения в уставный капитал акционерного общества

Статья 20. Уведомление о ликвидации юридического лица
Статья 21. Документы, представляемые для государственной регистрации при ликвидации юридического лица
Статья 21.1. Исключение юридического лица, прекратившего свою деятельность, из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа
Статья 21.2. Порядок государственной регистрации при прекращении унитарного предприятия, а также государственного или муниципального учреждения в связи с отчуждением их имущества в случаях, предусмотренных федеральными законами
Статья 22. Порядок государственной регистрации при ликвидации юридического лица или при исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц

Статья 22.1. Порядок государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя
Статья 22.2. Порядок внесения изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей
Статья 22.3. Порядок государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя

Глава VIII. Отказ в государственной регистрации, ответственность за нарушение порядка государственной регистрации

Статья 23. Отказ в государственной регистрации
Статья 24. Ответственность регистрирующего органа за нарушение порядка государственной регистрации
Статья 25. Ответственность заявителя и (или) юридического лица, индивидуального предпринимателя за неправомерные действия

Федеральный закон от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров – единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. (В редакции Федерального закона от 23.06.2003 № 76-ФЗ)

Читайте также:
Как платить за парковку в Москве в 2022 году? Паркомат, телефон, смс

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее – государственная регистрация) – акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом. (В редакции Федерального закона от 23.06.2003 № 76-ФЗ)

Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Статья 2. Орган, осуществляющий государственную регистрацию

Государственная регистрация осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в том числе его территориальными органами (далее – регистрирующий орган). (В редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 241-ФЗ)

Статья 3. Государственная пошлина за государственную регистрацию

За государственную регистрацию уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Глава II. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РЕЕСТРЫ

(Наименование в редакции Федерального закона от 23.06.2003 № 76-ФЗ)

Статья 4. Принципы ведения государственных реестров

(Наименование в редакции Федерального закона от 23.06.2003 № 76-ФЗ)

1. В Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы. (В редакции Федерального закона от 23.06.2003 № 76-ФЗ)

Единство и сопоставимость указанных сведений обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственных реестров. (В редакции Федерального закона от 23.06.2003 № 76-ФЗ)

Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами. (В редакции Федерального закона от 23.06.2003 № 76-ФЗ)

Государственные реестры ведутся на бумажных и (или) электронных носителях. При несоответствии между сведениями, включенными в записи государственных реестров на электронных носителях, и сведениями, содержащимися в документах, на основании которых внесены такие записи, приоритет имеют сведения, содержащиеся в указанных документах. (В редакции федеральных законов от 27.07.2010 № 227-ФЗ; от 01.07.2011 № 169-ФЗ)

Внесение исправлений в сведения, включенные в записи государственных реестров на электронных носителях, не соответствующие сведениям, содержащимся в документах, на основании которых внесены такие записи (исправление технической ошибки), осуществляется в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (Абзац введен – Федеральный закон от 27.07.2010 № 227-ФЗ; в редакции Федерального закона от 01.07.2011 № 169-ФЗ)

Ведение государственных реестров на электронных носителях осуществляется в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими совместимость и взаимодействие государственных реестров с иными федеральными информационными системами и сетями. (В редакции Федерального закона от 23.06.2003 № 76-ФЗ)

2. Ведение государственных реестров осуществляется регистрирующим органом в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (В редакции федеральных законов от 23.06.2003 № 76-ФЗ; от 23.07.2008 № 160-ФЗ)

Статья 5. Содержание государственных реестров

(Наименование в редакции Федерального закона от 23.06.2003 № 76-ФЗ)

1. В едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения о юридическом лице: (В редакции федеральных законов от 23.06.2003 № 76-ФЗ, от 27.10.2020 № 350-ФЗ)

а) полное и (если имеется) сокращенное наименование, фирменное наименование для коммерческих организаций на русском языке, сведения о том, что юридическое лицо имеет полное и (или) сокращенное наименование на любом языке народов Российской Федерации и (или) иностранном языке (если юридическое лицо имеет полное и (или) сокращенное наименование на таких языках); (В редакции Федерального закона от 27.10.2020 № 350-ФЗ)

б) организационно-правовая форма;

б1) указание на то, что хозяйственное общество имеет статус международной компании (в применимых случаях); (Подпункт введен – Федеральный закон от 03.08.2018 № 295-ФЗ)

Читайте также:
Неиспользованный отпуск при увольнении за прогул: выплачивается ли его компенсация и как сделать расчет?

б2) указание на то, что фонд имеет статус международного фонда (в применимых случаях); (Подпункт введен – Федеральный закон от 26.11.2019 № 378-ФЗ)

в) адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица; (В редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 209-ФЗ)

в1) адрес электронной почты юридического лица (при указании таких сведений в заявлении о государственной регистрации); (Подпункт введен – Федеральный закон от 02.04.2014 № 59-ФЗ)

в2) сведения о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения; (Подпункт введен – Федеральный закон от 30.03.2015 № 67-ФЗ)

г) способ образования юридического лица (создание или реорганизация);

д) сведения об учредителях или участниках юридического лица в соответствии со статьей 651 Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе в отношении общества с ограниченной ответственностью – сведения о размерах и номинальной стоимости доли в уставном капитале общества, принадлежащей каждому участнику и обществу, о передаче доли или ее части в залог или об ином их обременении, о передаче доли или ее части (в том числе доли, переходящей в порядке наследования) в доверительное управление и о доверительном управляющем долей или ее частью, в отношении акционерного общества – сведения о том, что общество состоит из единственного участника (акционера), и сведения о таком участнике, а также сведения о держателе реестра акционеров общества; (В редакции Федерального закона от 27.10.2020 № 350-ФЗ)

е) сведения о том, что юридическое лицо действует на основании типового устава, утвержденного в соответствии с федеральным законом; (В редакции федеральных законов от 29.06.2015 № 209-ФЗ, от 30.10.2017 № 312-ФЗ, от 27.10.2020 № 350-ФЗ)

ж) сведения о правопреемстве – в отношении юридического лица, созданного путем реорганизации, прекращенного путем реорганизации, продолжающего деятельность в результате реорганизации; (В редакции Федерального закона от 27.10.2020 № 350-ФЗ)

з) (Подпункт утратил силу – Федеральный закон от 30.10.2017 № 312-ФЗ)

и) способ прекращения юридического лица (путем реорганизации, ликвидации или путем исключения из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа, в связи с продажей или внесением имущественного комплекса унитарного предприятия либо имущества учреждения в уставный капитал акционерного общества, в связи с передачей имущественного комплекса унитарного предприятия или имущества учреждения в собственность государственной корпорации в качестве имущественного взноса Российской Федерации); (В редакции федеральных законов от 05.02.2007 № 13-ФЗ, от 01.12.2007 № 318-ФЗ, от 27.10.2020 № 350-ФЗ)

и1) сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации; (Подпункт введен – Федеральный закон от 19.07.2007 № 140-ФЗ)

и2) сведения о возбуждении производства по делу о банкротстве юридического лица, о проводимых в отношении юридического лица процедурах, применяемых в деле о банкротстве; (Подпункт введен – Федеральный закон от 28.12.2016 № 488-ФЗ)

к) размер уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов или другого) коммерческой организации; (В редакции Федерального закона от 27.10.2020 № 350-ФЗ)

л) сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица: в отношении физического лица – фамилия, имя и, если имеется, отчество, должность, паспортные данные или данные иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, место жительства, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии); в отношении юридического лица – наименование, основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика. В случае, если полномочия без доверенности действовать от имени юридического лица предоставлены нескольким лицам, в отношении каждого такого лица дополнительно указываются сведения о том, действуют такие лица совместно или независимо друг от друга; (В редакции Федерального закона от 12.11.2019 № 377-ФЗ)

л1) сведения о наличии корпоративного договора, определяющего объем правомочий участников хозяйственного общества непропорционально размерам принадлежащих им долей в уставном капитале хозяйственного общества, и о предусмотренном таким договором объеме правомочий участников хозяйственного общества (количестве голосов, приходящихся на доли участников хозяйственного общества непропорционально размеру этих долей); (Подпункт введен – Федеральный закон от 29.06.2015 № 210-ФЗ)

Читайте также:
ПФР Тюменская область, Сладковский район, с. Сладково, ул. Ленина, 59: официальный сайт, адрес, телефоны, часы работы

л2) сведения о наличии корпоративного договора, предусматривающего ограничения и условия отчуждения долей (акций); (Подпункт введен – Федеральный закон от 29.06.2015 № 210-ФЗ)

л3) сведения о наличии заключенного заемщиком – непубличным акционерным обществом или обществом с ограниченной ответственностью договора конвертируемого займа, а также о займодавце заемщика – общества с ограниченной ответственностью и размере (максимальном размере) доли займодавца в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, которую он может получить (приобрести) в результате реализации соответствующего права по договору конвертируемого займа; (Подпункт введен – Федеральный закон от 02.07.2021 № 354-ФЗ)

м) сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом;

н) сведения о филиалах и представительствах юридического лица; (Подпункт введен – Федеральный закон от 23.12.2003 № 185-ФЗ)

о) идентификационный номер налогоплательщика, код причины и дата постановки на учет юридического лица в налоговом органе; (Подпункт введен – Федеральный закон от 23.12.2003 № 185-ФЗ)

п) коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности; (Подпункт введен – Федеральный закон от 23.12.2003 № 185-ФЗ)

р) номер и дата регистрации юридического лица в качестве страхователя:

в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации;

в исполнительном органе Фонда социального страхования Российской Федерации;

(Абзац утратил силу – Федеральный закон от 29.11.2010 № 313-ФЗ)

(Подпункт введен – Федеральный закон от 23.12.2003 № 185-ФЗ)

с) (Подпункт введен – Федеральный закон от 23.12.2003 № 185-ФЗ; утратил силу – Федеральный закон от 27.07.2010 № 227-ФЗ)

т) сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации; (Подпункт введен – Федеральный закон от 30.12.2008 № 315-ФЗ)

у) сведения о том, что юридическое лицо, являющееся хозяйственным обществом, находится в процессе уменьшения его уставного капитала; (Подпункт введен – Федеральный закон от 27.12.2009 № 352-ФЗ; в редакции Федерального закона от 18.07.2011 № 228-ФЗ)

ф) (Подпункт введен – Федеральный закон от 27.12.2009 № 352-ФЗ; утратил силу – Федеральный закон от 18.07.2011 № 228-ФЗ)

2. В едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей содержатся следующие сведения об индивидуальном предпринимателе:

а) фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество на русском языке (для иностранных граждан и лиц без гражданства такие сведения дополнительно указываются с помощью букв латинского алфавита на основании сведений, содержащихся в документе, удостоверяющем личность в соответствии с законодательством Российской Федерации);

в) дата и место рождения;

г) гражданство (при отсутствии у индивидуального предпринимателя гражданства указывается: “лицо без гражданства”);

д) место жительства в Российской Федерации (указывается адрес – наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры, – по которому индивидуальный предприниматель зарегистрирован по месту жительства в установленном законодательством Российской Федерации порядке (далее – адрес места жительства);

д1) адрес электронной почты индивидуального предпринимателя (при указании таких сведений в заявлении о государственной регистрации); (Подпункт введен – Федеральный закон от 02.04.2014 № 59-ФЗ)

е) данные основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (далее – основной документ) (в случае, если индивидуальный предприниматель является гражданином Российской Федерации);

ж) вид и данные документа, установленного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (в случае, если индивидуальный предприниматель является иностранным гражданином);

з) вид и данные документа, предусмотренного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства (в случае, если индивидуальный предприниматель является лицом без гражданства);

и) вид, данные и срок действия документа, подтверждающего право индивидуального предпринимателя временно или постоянно проживать в Российской Федерации (в случае, если индивидуальный предприниматель является иностранным гражданином или лицом без гражданства);

Читайте также:
Субсидии на улучшение жилищных условий в Санкт Петербурге

к) дата государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; (В редакции Федерального закона от 12.11.2019 № 377-ФЗ)

л) дата и способ прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (по заявлению, либо в связи со смертью, либо в связи с принятием судом решения о признании гражданина банкротом и решения о введении реализации имущества гражданина (также дополнительно указываются дата завершения процедуры реализации имущества гражданина или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры и основание прекращения данного производства), либо в связи с исключением из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей по решению регистрирующего органа, либо в связи с принятием судом решения о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке, либо в связи с вступлением в силу приговора суда, которым назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок, либо в связи с аннулированием документа, подтверждающего право временно или постоянно проживать в Российской Федерации, или окончанием срока действия указанного документа); (В редакции Федерального закона от 12.11.2019 № 377-ФЗ)

м) сведения о лицензиях, полученных индивидуальным предпринимателем;

н) идентификационный номер налогоплательщика, дата постановки на учет индивидуального предпринимателя в налоговом органе; (Подпункт введен – Федеральный закон от 23.12.2003 № 185-ФЗ)

о) коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности; (Подпункт введен – Федеральный закон от 23.12.2003 № 185-ФЗ)

п) номер и дата регистрации индивидуального предпринимателя в качестве страхователя:

в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации;

в исполнительном органе Фонда социального страхования Российской Федерации;

(Абзац утратил силу – Федеральный закон от 29.11.2010 № 313-ФЗ)

(Подпункт введен – Федеральный закон от 23.12.2003 № 185-ФЗ)

р) (Подпункт введен – Федеральный закон от 23.12.2003 № 185-ФЗ; утратил силу – Федеральный закон от 27.07.2010 № 227-ФЗ)

(Пункт введен – Федеральный закон от 23.06.2003 № 76-ФЗ)

3. В случае изменения содержащихся в государственных реестрах сведений ранее внесенные сведения сохраняются. Порядок и сроки хранения регистрирующим органом содержащихся в государственных реестрах документов, а также порядок их передачи на постоянное хранение в государственные архивы определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (В редакции федеральных законов от 23.06.2003 № 76-ФЗ; от 23.07.2008 № 160-ФЗ)

4. Записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный н

25 августа 2021 года вступают в силу изменения в ФЗ “О государственной регистрации Юр. лиц и ИП” и ст. 80 Основ законодательства РФ о нотариате

25 августа 2021 года вступает в силу Федеральный закон от 26.05.2021 N 143-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” и статью 80 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате”.

В связи с принятием данного закона ожидаются следующие изменения:

– при свидетельствовании подлинности подписи на заявлениях о государственной регистрации юридического лица при создании, а также на заявлениях о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя нотариусы в рамках одного нотариального действия будут передавать в налоговый орган указанные заявления вместе с необходимыми для регистрации документами;

– заявления и необходимые документы будут передаваться нотариусом в налоговый орган, незамедлительно, то есть в день совершения нотариального действия;

– если в создании юридического лица участвуют несколько лиц, то как известно, учредителям не обязательно являться к одному и тому же нотариусу одновременно, соответственно, подписи учредителей могут быть заверены разными нотариусами. В таком случае документы на регистрацию юридического лица будет подавать тот нотариус, который заверил подпись последнего из заявителей;

Читайте также:
Можно ли выезжать за границу или в другой регион РФ с РВП, сколько дней можно находится за пределами РФ

– заявления и необходимые документы будут передаваться нотариусом в налоговый орган в виде электронных документов, а результат регистрации, т.е. документы, подтверждающие факт внесения записи в соответствующий государственный реестр, учредительный документ юридического лица с отметкой регистрирующего органа, документ о постановке на учет в налоговом органе, будет направляться налоговым органом в электронной форме нотариусу, направившему документы на регистрацию. Это же касается и решения об отказе в государственной регистрации;

– документы, подтверждающие регистрацию ЮЛ либо ИП, либо отказ в регистрации может получить у нотариуса сам заявитель, либо его представитель по доверенности. При этом доверенность может быть как нотариальная, так и лично представленная нотариусу заявителем (подписанная заявителем в присутствии нотариуса);

– результат регистрации создаваемого ЮЛ или ИП можно получить у нотариуса в электронном виде. Также по просьбе заявителя нотариус может перевести документы в бумажный формат и удостоверить равнозначность документа на бумажном носителе электронному документу;

– важный момент: данное нововведение касается лишь коммерческих организаций, так как для некоммерческих организаций установлен специальный порядок регистрации – решение о регистрации НКО принимает Минюст России либо его территориальные органы, электронное взаимодействие с которыми у нотариусов в настоящее время отсутствует;

– срок государственной регистрации не изменился и составляет не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в налоговый орган;

– кроме того, данное нововведение не исключает возможности заявителей при создании юридического лица либо регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя непосредственно обратиться в налоговый орган с заявлением о регистрации, в таком случае нотариального заверения подписи на заявлении не требуется. Для ИП существует также возможность подать заявление без нотариального заверения и через МФЦ.

Без сомнений, данное нововведение создает дополнительные удобства для заявителей – это существенная экономия времени, кроме того, заявитель теперь будет оплачивать только свидетельствование подписи на заявлении о регистрации, а передача пакета необходимых документов в налоговый орган в данном случае самостоятельным нотариальным действием считаться не будет, соответственно, не будет подлежать оплате.

В случаях, не касающихся государственной регистрации создаваемого ЮЛ либо регистрации ФЛ в качестве ИП, также возможно будет воспользоваться возможностью подать документы в налоговый орган через нотариуса, только уже в качестве дополнительного нотариального действия.

Федеральный закон от 27 октября 2020 г. N 350-ФЗ “О внесении изменений в статью 5 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей””

Внести в статью 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст. 3431; 2003, N 26, ст. 2565; N 52, ст. 5037; 2005, N 27, ст. 2722; 2007, N 7, ст. 834; N 30, ст. 3754; N 49, ст. 6079; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 20, 23; N 52, ст. 6428; 2010, N 31, ст. 4196; N 49, ст. 6409; 2011, N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4576; N 49, ст. 7061; 2014, N 14, ст. 1551; 2015, N 13, ст. 1811; N 27, ст. 4000, 4001; 2017, N 1, ст. 29; N 45, ст. 6586; 2018, N 32, ст. 5088; 2019, N 46, ст. 6423; N 48, ст. 6739) следующие изменения:

а) в абзаце первом слова “и документы” исключить;

б) подпункт “а” изложить в следующей редакции:

“а) полное и (если имеется) сокращенное наименование, фирменное наименование для коммерческих организаций на русском языке, сведения о том, что юридическое лицо имеет полное и (или) сокращенное наименование на любом языке народов Российской Федерации и (или) иностранном языке (если юридическое лицо имеет полное и (или) сокращенное наименование на таких языках);”;

в) подпункт “д” изложить в следующей редакции:

“д) сведения об учредителях или участниках юридического лица в соответствии со статьей 65 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе в отношении общества с ограниченной ответственностью – сведения о размерах и номинальной стоимости доли в уставном капитале общества, принадлежащей каждому участнику и обществу, о передаче доли или ее части в залог или об ином их обременении, о передаче доли или ее части (в том числе доли, переходящей в порядке наследования) в доверительное управление и о доверительном управляющем долей или ее частью, в отношении акционерного общества – сведения о том, что общество состоит из единственного участника (акционера), и сведения о таком участнике, а также сведения о держателе реестра акционеров общества;”;

Читайте также:
ПФР Красноярский край, Тасеевский район, с. Тасеево, ул. Мичурина, 7: официальный сайт, адрес, телефоны, часы работы

г) в подпункте “е” слова “подлинник или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия учредительного документа юридического лица либо” исключить;

д) подпункт “ж” изложить в следующей редакции:

“ж) сведения о правопреемстве – в отношении юридического лица, созданного путем реорганизации, прекращенного путем реорганизации, продолжающего деятельность в результате реорганизации;”;

е) в подпункте “и” слова “в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации” исключить;

ж) подпункт “к” изложить в следующей редакции:

“к) размер уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов или другого) коммерческой организации;”;

2) пункт 4 дополнить абзацами следующего содержания:

“Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений, предусмотренных подпунктом “б” пункта 1 настоящей статьи, осуществляется регистрирующим органом в соответствии с Общероссийским классификатором организационно-правовых форм.

Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений, предусмотренных подпунктом “б 1 ” пункта 1 настоящей статьи, осуществляется регистрирующим органом при государственной регистрации хозяйственного общества в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 290-ФЗ “О международных компаниях и международных фондах”.

Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений, предусмотренных подпунктом “г” пункта 1 настоящей статьи, осуществляется регистрирующим органом при внесении в указанный государственный реестр сведений о создании (в том числе путем реорганизации) юридического лица.

Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений, предусмотренных подпунктом “ж” пункта 1 настоящей статьи, осуществляется регистрирующим органом при внесении в указанный государственный реестр сведений о создании юридического лица путем реорганизации, прекращении юридического лица путем реорганизации, а также в отношении юридического лица, продолжающего деятельность в результате реорганизации.

Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений, предусмотренных подпунктом “и” пункта 1 настоящей статьи, осуществляется регистрирующим органом при внесении в указанный государственный реестр сведений о прекращении юридического лица путем реорганизации, ликвидации, исключения из указанного государственного реестра по решению регистрирующего органа, в связи с продажей или внесением имущественного комплекса унитарного предприятия или имущества учреждения в уставный капитал акционерного общества, в связи с передачей имущественного комплекса унитарного предприятия или имущества учреждения в собственность государственной корпорации в качестве имущественного взноса Российской Федерации.

Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений, предусмотренных подпунктом “и 1 ” пункта 1 настоящей статьи, осуществляется регистрирующим органом на основании уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица, представленного в соответствии с пунктом 1 статьи 20 настоящего Федерального закона.

Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений, предусмотренных подпунктом “т” пункта 1 настоящей статьи, осуществляется регистрирующим органом на основании уведомления о реорганизации юридического лица, представленного в соответствии с пунктом 1 статьи 13 1 настоящего Федерального закона.

Внесение в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей сведений, предусмотренных подпунктом “к” пункта 2 настоящей статьи, осуществляется регистрирующим органом при первом внесении в указанный государственный реестр сведений об индивидуальном предпринимателе.

Внесение в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей сведений, предусмотренных подпунктом “л” пункта 2 настоящей статьи, осуществляется регистрирующим органом при внесении в указанный государственный реестр сведений о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

В случае внесения изменений в сведения о наименовании юридического лица, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц в соответствии с подпунктом “а” пункта 1 настоящей статьи, регистрирующий орган не позднее пяти рабочих дней со дня внесения в указанный государственный реестр таких изменений осуществляет внесение сведений о новом наименовании юридического лица в содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц сведения о таком юридическом лице как об учредителе или участнике другого юридического лица, лице, имеющем право без доверенности действовать от имени другого юридического лица, держателе реестра акционеров.

Читайте также:
Нулевая отчетность ИП: образцы, бланки, как заполнить в 2022 году

В случае, если юридическое лицо, в отношении которого в единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения о его прекращении путем реорганизации в форме слияния или присоединения, с учетом содержащихся в указанном государственном реестре в соответствии с подпунктом “д” пункта 1 настоящей статьи сведений является единственным учредителем или участником другого юридического лица, либо в случае внесения в указанный государственный реестр сведений о прекращении юридического лица в результате реорганизации в форме преобразования регистрирующий орган не позднее пяти рабочих дней со дня внесения в указанный государственный реестр таких сведений осуществляет внесение сведений о правопреемнике прекращенного в результате реорганизации в форме слияния или присоединения юридического лица или о юридическом лице, созданном в результате реорганизации в форме преобразования, в сведения о юридическом лице, учредителем или участником которого являлось прекращенное в результате реорганизации юридическое лицо.”;

3) в пункте 5 первое предложение изложить в следующей редакции: “Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, юридическое лицо и индивидуальный предприниматель в течение семи рабочих дней со дня изменения содержащихся в соответствующем государственном реестре сведений, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей статьи, обязаны сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего соответственно нахождения или жительства путем представления соответствующих документов, предусмотренных настоящим Федеральным законом.”.

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.

Краткий обзор последних поправок в закон № 129-ФЗ

12.11.2019 г. Президент подписал закон № 377-ФЗ. Этот нормативный акт внес изменения в закон № 129-ФЗ о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Наша статья расскажет читателям о некоторых новеллах этого закона.

Расширение перечня данных о лицах, действующих без доверенности

Законодатель продолжает настойчиво добиваться прозрачности российского бизнеса. Для этого государство существенно изменило п.п. «л» п. 1 ст. 5 закона № 129-ФЗ. Редакция вступит в силу с 01.09.2020 г. Уполномоченная ИФНС станет фиксировать в ЕГРЮЛ место жительства гражданина, действующего без доверенности от имени юрлица. Сегодня норма требует вносить просто паспортные данные. Видимо, этого для полноценного контроля оказалось недостаточно.

Кроме того, если в фирме сразу несколько субъектов имеют право представлять ее интересы без доверенности, регистрирующий орган станет заносить в реестр еще и данные о том, действуют ли они совместно либо вообще не зависят друг от друга.

Список оснований для отказа в регистрации юрлиц пополнился еще одним пунктом

С 01.09.2020 г. уполномоченная инспекция откажется зарегистрировать фирму (или внести изменения в реестр), если в качестве руководителя либо субъекта, участвующего в управлении такой компанией, фигурирует гражданин (или бывший ИП), признанный банкротом (новый п.п. «ш» п. 1 ст. 23 закона № 129-ФЗ).

Напомним, что согласно ст. 213.30 закона о банкротстве № 127-ФЗ физлицо-банкрот не вправе руководить или иным образом оказывать управленческое влияние на деятельность юридического лица в течение 3 лет после окончания своей процедуры банкротства.

Кроме того, гражданин-банкрот лишается права в течение 5 лет после завершения процедуры руководить (или иным способом управлять) страховой компанией, микрофинансовой фирмой, инвестиционным фондом, пенсионной компанией.

Ну и, наконец, физлицо в течение 10 лет после реализации имущества (прекращения дела о банкротстве) не должен руководить банком либо участвовать в управлении кредитной организацией.

Несмотря на это требование, зафиксированное в законе о несостоятельности, уполномоченная ИФНС не могла отказать в регистрации по данному основанию. Его просто не было в законе о регистрации. Теперь же оно появилось.

Вопросы по форме Р38001

Законодатель убрал из п. 4 ст. 21.1 закона № 129-ФЗ упоминание о том, что возражения (заявление) на решение уполномоченной ИФНС об удалении организации из ЕГРЮЛ направляется по утвержденной форме (Р38001). При этом он отметил, что заявитель отправляет данный документ одним из способов, указанным в п. 6 ст. 9.

Читайте также:
О смене паспорта после замужества: как поменять документ через госуслуги

Кстати, здесь могут возникнуть определенные проблемы. Данный пункт обязывает заявителя придерживаться утвержденной формы при направлении возражений на изменение Устава или сведений в ЕГРЮЛ. Поэтому велика вероятность того, что региональные инспекции станут требовать соблюдения формы и при подаче возражений на решение об исключении юрлица из реестра. Здесь необходимы дополнительные разъяснения ФНС РФ. Эта новелла также начнет действовать с 01.09.2020 г.

Новые сведения, подлежащие публикации в ЕФРС

С ноября 2019 г. в реестр значимых сведений о деятельности юрлиц и ИП вносятся: информация о купле-продаже предприятия и аренде, а также сообщение о ликвидации фирмы. При этом указываются данные решения о ликвидации, о ликвидаторе (ликвидационной комиссии), о порядке предъявления требований. Кроме того, заявители должны теперь включать в ЕФРС извещения о реорганизации компании и об уменьшении ее уставного капитала (п.п. «н.4-н.7» п. 7 ст. 7.1 закона № 129-ФЗ).

Возможность вносить в ЕФРС сведения по желанию предпринимателей

Закон разрешил бизнесу включать в ЕФРС информацию, напрямую не связанную с регистрацией. С 01.04.2020 г. субъекты хозяйственной деятельности вправе публиковать в реестре сообщения о поручительстве, об обратном выкупе, об удержании и прекращении удержания имущества, об ограничении прав по контракту и т. д.

Лицо, разместившее запись, заносит данные о контрагентах, об условиях появления и прекращения обязательств и прав, вытекающих из контракта. При прекращении прав или изменении условий соглашения субъект, опубликовавший информацию в ЕФРС, в трехдневный срок вносит соответствующие поправки в реестр.

Все эти данные становятся общедоступными с даты публикации и остаются таковыми в течение 3 месяцев со дня появления записи об окончании договора либо с даты, когда ограничения и права прекратили действовать.

Дополнительная информация о банкротстве ИП в ЕГРИП

При банкротстве ИП регистрирующий орган станет включать в реестр дату окончания продажи имущества предпринимателя либо дату завершения производства по делу о банкротстве и основания для такого прекращения (п.п. «л» п. 2. ст. 5 закона № 129-ФЗ»). Кроме того, в норме появилось прямое указание на то, что уполномоченная ИФНС своим решением вправе удалить ИП из ЕГРИП.

Ну и, наконец, законодатель по аналогии с юрлицами обязал оператора ЕФРСБ в трехдневный срок предоставлять регистрирующему органу сведения об основных этапах процедуры банкротства индивидуального предпринимателя (п. 4 ст. 5 закона № 129-ФЗ в новой редакции). Данные новеллы вступят в силу с 01.09.2020 г.

Уполномоченная ИФНС получила право самостоятельно исключать ИП из ЕГРИП

Закон № 129-ФЗ пополнился новой статьей — 22.4. Эта норма дает право регистрирующему органу своим решением исключить ИП из ЕГРИП. Уполномоченная ИФНС лишит человека статуса предпринимателя, когда у него есть задолженность перед бюджетом и при этом субъект в течение 15 месяцев не направлял в инспекцию отчетность либо прошло более 15 месяцев с даты истечения срока действия его патента.

Исключение ИП проходит по аналогии с удалением неработающей фирмы из ЕГРЮЛ. Чиновники публикуют сообщение в Вестнике госрегистрации и в течение месяца ждут заявлений от ИП, кредиторов и других заинтересованных лиц. Если возражения не поступят, инспекция исключает ИП из ЕГРИП. Заинтересованные граждане и компании вправе обжаловать исключение человека из реестра на протяжении 1 года с момента, как узнали (должны были узнать) о нарушении прав. Эта норма начнет работать с 01.09.2020 г.

Запрет на регистрацию ИП в течение установленного законом срока при его исключении из ЕГРИП по решению уполномоченной ИФНС

С 01.09.2020 г. гражданин не зарегистрируется индивидуальным предпринимателем, если уполномоченная инспекция исключила его своим решением из реестра и с этого момента не прошло трех лет (п. 4 ст. 22.1 закона № 129-ФЗ).

Арбитраж больше не станет направлять в регистрирующий орган решение о признании ИП банкротом

С 01.09.2020 г. суды получат право не направлять в уполномоченную ИФНС копии актов о признании ИП банкротом для записи в ЕГРИП о прекращении субъектом работы в качестве ИП. Эти сведения будет направлять оператор ЕФРСБ (п. 3 ст. 22.3 закона № 129-ФЗ).

Выводы

Подведем некоторые итоги. Закон вроде бы разрешил использовать свободную форму заявления (возражений) на решение об исключении фирмы из ЕГРЮЛ. Здесь законодатель пошел вслед за судами, которые и раньше указывали, что для направления возражений совсем не обязательно использовать Р38001 (Постановление 16 ААС по делу №А75-100/2019 от 25.04.2019 г.). В то же время п. 4 ст. 21.1 закона № 129-ФЗ отсылает читателя к п. 6 ст. 9 того же закона в части разъяснения способов направления заявления. А этот пункт прямо обязывает использовать установленную форму. Поэтому по данному вопросу необходимы дополнительные разъяснения ФНС РФ.

Читайте также:
Список отделов ПФР Урванский район, Кабардино-Балкарская Республика. Адреса, телефоны, официальный сайт, время приёма

Также стоит особо отметить тот факт, что государство обновило нормы о регистрации ИП и предоставило возможность уполномоченной ИФНС самостоятельно исключать предпринимателей из ЕГРИП. Нет сомнений, что после вступления в силу этих новелл инспекции начнут массовую «чистку» реестра от неработающих ИП.

Однако новые нормы вызывают и некоторые вопросы. Например, как чиновники станут определять совместность действий лиц без доверенности? Если они будут принимать во внимание родственные связи или принадлежность субъектов к участникам юрлица — это одно. А если исходя из своих догадок и домыслов — это другое. Ведь признание действий людей совместными автоматически (в некоторых случаях) ведет к признанию их контролирующими должника лицами (КДЛ). Например, когда среди них есть одно официальное КДЛ, действующее без доверенности. И что тогда мешает ИФНС объявить действующими совместно всех руководителей юрлица-банкрота, а потом привлечь к субсидиарной ответственности? Поэтому порядок определения совместности действий следует уточнить.

Или другой момент. Должен ли субъект хозяйственной деятельности получить согласие контрагента на публикацию сведений о сделке в ЕФРС? Из новелл можно сделать вывод, что согласия не требуется. А если вторая сторона не хочет публиковать сведения? Получается, что ее мнение вообще не учитывается.

И, наконец, можно сделать вывод, что информация, вносимая в ЕГРЮЛ и ЕФРС, начинает все больше и больше дублироваться. Оператор ЕФРС обязан направлять часть сведений в регистрирующий орган, а уполномоченная ИФНС — оператору ЕФРС. В свою очередь, субъекты хозяйственной деятельности вынуждены вносить данные как в ЕГРЮЛ, так и в ЕФРС. А это уже начинает раздражать людей.

Государственная регистрация юридических лиц и ИП: изменения 2019

В течение 2018 года несколько раз корректировалась процедура государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. И хотя ничего революционного в измененных правилах не появилось, о принятых поправках нужно знать тем, кто желает открыть свой бизнес. А также учесть, что с 2019 года к ним добавятся и другие новеллы.

ФЗ о государственной регистрации юридических лиц и ИП: что изменилось в 2018 году

Федеральный закон № 129-ФЗ от 08.08.2001 о порядке госрегистрации компаний и предпринимателей в 2018 году менялся неоднократно. Изменения вносились на основании закона № 312-ФЗ от 30.10.2017. Часть из них вступила в силу с 29 апреля, другие поправки начали действовать с 1 октября 2018. Некоторые изменения посвящены взаимодействию налоговиков с многофункциональными центрами и способствуют упрощению данной процедуры.

Апрельские новации

С 29 апреля 2018 года ФЗ о регистрации юридических лиц претерпел следующие изменения:

ФНС, взаимодействуя с многофункциональными центрами, полностью перешла на электронное «общение». Бумажный документооборот теперь не используется.

В связи с ускорением обмена документами, срок ожидания решения о государственной регистрации одинаков, независимо от того, куда было передано заявление – в МФЦ или напрямую в ФНС. По закону регистрация ИП или компании осуществляется в 5-дневный срок после подачи бумаг заявителем. Еще один день дается на отправку регистрационной документации налогоплательщику (ст. 8, 11 закона № 129-ФЗ).

Читайте также:
Прекращение производства по делу об административном правонарушении

В такой же срок МФЦ должен передать документы на регистрацию налоговикам – 1 рабочий день (следующий за днем их подачи).

Все сведения о государственной регистрации юридических лиц теперь пересылаются только в электронной форме – по e-mail. Ее адрес нужно обязательно указать в заявлении, подаваемом заинтересованным лицом в ФНС, МФЦ, а также действующим через нотариуса. Документы заверяются усиленной электронной подписью.

Сведения о государственной регистрации юрлиц и ИП на бумажных носителях выдаются исключительно по специальному запросу налогоплательщика. Из закона № 129-ФЗ исключено положение, разрешающее ему информировать инспектора, в каком виде он хотел бы получить документы о регистрации фирмы или ИП.

Еще одно важное новшество коснулось количества экземпляров устава, представляемых в ФНС либо при регистрации новой компании, либо при внесении изменений в учредительный документ. Сейчас достаточно передать налоговикам 1 экземпляр устава (в бумажной форме). С него сделают электронную копию и, после регистрации изменений, перешлют ее заявителю в электронной форме.

Что поменялось с октября 2018

Осенью в закон о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей тоже добавились новые положения:

При повторной подаче документов на регистрацию компании / ИП (из-за их неполной комплектации или допущенных ошибок) заявителю больше не нужно платить госпошлину вновь.

Появилась более удобная техническая возможность узнавать сведения о регистрации юридических лиц и предпринимателей, например, переданы ли МФЦ необходимые документы. Ранее это можно было выяснить, только вводя реквизиты на официальном сайте налогового ведомства. Сейчас пользователь вправе оформить подписку и получать интересующую информацию по электронной почте.

Расширился перечень оснований, по которым допускается отказ в регистрации. К ним добавились:

представление недостоверных сведений;

неправильное оформление документации.

В течение 3-х месяцев после отказа по указанным причинам заявитель вправе подать документы на регистрацию еще раз, не платя госпошлину. Причем, только те, в которых были обнаружены ошибки.

Регистрация юрлиц и предпринимателей: поправки в административный регламент

Определенные коррективы были внесены и в другие нормативные акты. В частности, помимо закона № 129-ФЗ о регистрации юридических лиц и ИП, изменился и административный регламент, по которому осуществляется данная процедура. С 3 июля 2018 года он действует в новой редакции – в соответствии с Приказом Минфина РФ № 86н от 20.04.2018.

Согласно Административному регламенту, госрегистрация является основанием для постановки компании или ИП на учет налоговой службы. Выданное свидетельство о регистрации юридического лица (предпринимателя) – итоговый результат оказанной услуги.

Уточненный регламент потребовался в связи с изменениями, внесенными в закон № 129-ФЗ. Многие их них продублированы в этом документе. В частности, вводятся положения об обязательном указании заявителем адреса электронной почты, о предоставлении бумажных документов только по запросам, и т.д.

Регистрация юридического лица и ИП: грядущие изменения

Новые изменения ожидают налогоплательщиков с начала 2019 года. С 1 января государственная регистрация юрлица на Госуслугах, то есть если документы и заявление были поданы в электронной форме, станет бесплатной для заявителей. Необходимые поправки внесены в Налоговый кодекс РФ (ст. 333.35 НК).

Это же правило распространяется и на ИП. Оно призвано сократить расходы начинающих коммерсантов.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: