Возможность уступки права требования оплаты по контракту и возврата обеспечения исполнения контракта третьему лицу по

Можно ли уступить право требования по контракту по 44-ФЗ

Уступка права требования по государственному контракту по 44-ФЗ — это переход возможности получить оплату по договору третьему лицу. Но не все госорганы согласны, что так можно делать.

Статья актуализирована экспертом Эллой Залужной

Общие положения

В п. 1 ст. 382 Гражданского кодекса (ГК) указано, что уступка прав требования кредитора — это переход возможностей, которые у него есть, другому лицу по сделке или в рамках законодательства.

Если должник согласен на уступку прав требования в соответствии с законом, нужно ли устанавливать в договоре соответствующее положение: по общему правилу согласие требуют, когда это прописано в договоре, а не наоборот. Чтобы передать права другому лицу, согласие должника не нужно, если иное не предусмотрено законом или договором. Это указано в п. 2 ст. 382 ГК.

В ст. 112 Федерального закона № 127-ФЗ от 26.10.2002 о несостоятельности (банкротстве) раскрывается, что такое уступка прав требования должника в рамках внешнего управления. В гражданском и закупочном законодательстве используется только понятие уступки прав требования кредитора (цессия).

Остались вопросы? Эксперты КонсультантПлюс детально разобрали понятие цессии в 2021 году. Используйте эти инструкции бесплатно.

В пп. 1, 2 ст. 388 ГК указано, что уступка требования кредитором (цедентом) другому лицу (цессионарию) допускается, если она не противоречит закону.

Заключение договора цессии между юридическими лицами по 44-ФЗ без согласия должника запрещено, т. к. личность кредитора имеет существенное значение для должника.

В ч. 5 ст. 95 44-ФЗ указано, что нельзя менять поставщика. Исключение составляют случаи, когда новый поставщик является правопреемником поставщика по такому госконтракту из-за реорганизации юрлица в форме преобразования, слияния или присоединения. Толкование этой нормы и вопрос — можно ли уступить уступленное право требования — вызывают основные проблемы в правоприменительной практике.

Гражданский кодекс запрещает уступку обязательств по контрактам, которые заключены по итогам конкурсов или аукционов, но для цессии оплаты по таким контрактам делается исключение. Если решили уступить право по договору на аукционе в части получения оплаты передать по договору цессии (обязательства по контракту), то оформите согласие заказчика. Не забудьте удостовериться, что обязательства выполнены полностью.

Будьте готовы к тому, что госорганы не согласятся с желанием уступить, и оплату по госконтракту придется требовать в суде.

Цессия по 44-ФЗ: Верховный Суд против Минфина

Гражданское законодательство в ч. 7 ст. 448 ГК разъясняет, можно ли уступить право требования оплаты по государственному контракту: да, это разрешено, и контрактное законодательство не запрещает этого. Верховный Суд в п. 17 обзора судебной практики, который утвержден президиумом 28.06.2017, указал, что утверждение уступки по 44-ФЗ не нарушает закона.

44-ФЗ и Бюджетный кодекс не регулируют отношения по уступке прав и обязанностей по договору оказания услуг, заключенному по результатам конкурса или аукциона. Это значит, что используют этот инструмент во взаимосвязи с положениями Гражданского кодекса. Вот один из примеров применения этого инструмента.

Государственный контракт

Но Минфин придерживается другой точки зрения в вопросе, может ли организация уступить третьему лицу право требования оплаты за поставленный товар по 44-ФЗ: нет, до изменения закона, контрактной системы и Бюджетного кодекса госконтракт оплачивается исключительно лицу, с которым он заключен.

В письме Минфина № 09-04-06/62906 от 16.08.2019 указано, что бюджетное законодательство не определяет правила санкционирования оплаты по контракту третьему лицу по 44-ФЗ, не являющемуся поставщиком по такому контракту. Учитывая изложенное, переводить оплату по контракту допускается только поставщику, платежные данные которого указаны в реквизитах.

А в письме № 24-03-07/22843 от 24.03.2020 Минфин сообщил, что в отличие от гражданского законодательства бюджетные правила не допускают возможности выплаты средств из бюджета лицу, которое не является стороной соглашения. Минфин отметил, что готовятся поправки в Бюджетный кодекс и 44-ФЗ, которые предусматривают запрет цессии по денежным обязательствам, возникшим в госзакупках.

Еще ранее регулятор делал вывод, что личность получателя средств по контракту — существенное условие. А в бюджетном законодательстве нет норм об уступке прав требования по гособоронзаказу и порядке изменения сведений о контрагенте для санкционирования расходов.

Условия для переуступки

Сложившаяся судебная практика разрешает передачу прав заказчика по договору, если выполнены такие условия:

  1. Обязанности по госконтракту выполнены (товар поставлен, работы сделаны, услуги оказаны). Верховный Суд поддержал позицию, что запрет замены поставщика из ч. 5 ст. 95 44-ФЗ направлен на защиту госзаказчика в части поставки товара и не распространяется на цессию оплаты по исполненному контракту.
  2. Заказчик согласен на уступку требования оплаты. Если заказчик против передачи долга, то суд, как правило, встает на его сторону. Получается, что уступка права требования долга без согласия должника в этом случае не допускается. Суды считают, что для заказчика имеет существенное значение то, кому он платит, следовательно, без согласия заказчика перевести долг нельзя на основании п. 2 ст. 388 ГК.
Читайте также:
Надлежащее исполнение договора возмездного оказания услуг

Исключением из этих условий является уступка по договору факторинга. Поставщики по госконтракту подписывают договор факторинга и передают требования оплаты по нему. В этом есть необходимость, когда аванса по контракту нет, а своих средств для его выполнения не хватает.

Заключают договоры для финансирования как действующего контракта, так и соглашения, которое планируется в будущем. Согласие заказчика на уступку при факторинге не требуется, он обязан выполнить требование фактора при условии, что получит письменное уведомление об уступке, в котором определено денежное требование или указание на способ его определения и сведения о лице, которому придется произвести платеж. Это указано в ст. 826, п. 1 ст. 830 ГК.

Заключают договор о переуступке обязательств по контракту в рамках факторинга с любыми коммерческими организациями, какого-либо спецстатуса им не требуется на основании ст. 825 ГК.

Статья 112.2 44-ФЗ разъясняет: если иное не предусмотрено контрактом на оказание услуги по предоставлению кредита, право требования к заказчику по такому контракту может быть передано исполнителем Центральному банку РФ.

Уступка обязательств по 223-ФЗ

223-ФЗ не запрещает перемену поставщика и переуступку прав по договору, в отличие от 44-ФЗ. В силу ст. 392.3 ГК РФ, когда одновременно передаются стороной все права и обязанности по договору другому лицу (передача договора), к сделке по передаче применяются правила об уступке требования и о переводе долга. Соответственно, с учетом п. 2 ст. 391 ГК РФ требуется согласие заказчика.

Таким образом, если в положении о закупке заказчика нет запрета на передачу договора (перевод долга и уступку прав требования), то это допустимо.

Еще рекомендуем учитывать письмо Минэкономразвития № Д28и-183 от 21.01.2016, в котором ведомство разъясняет, что проводить цессию по договору, который заключён путём проведения торгов по 223-ФЗ, запрещено.

Обязательное условие: в положении о закупке вид покупки, который использовал заказчик, отнесён к торгам.

Возможность уступки права требования оплаты по контракту и возврата обеспечения исполнения контракта третьему лицу по

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Минфина России от 6 мая 2020 г. N 09-01-11/36474 Об осуществлении уступки права требования по контракту, заказчиком по которому является бюджетное учреждение

Обзор документа

Письмо Минфина России от 6 мая 2020 г. N 09-01-11/36474 Об осуществлении уступки права требования по контракту, заказчиком по которому является бюджетное учреждение

Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело в пределах компетенции обращение по вопросу осуществления уступки права требования по контракту, заказчиком по которому является бюджетное учреждение, и сообщает следующее.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329, Министерству финансов Российской Федерации не предоставлено право давать разъяснения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и практики их применения, а также по оценке конкретных хозяйственных операций.

Согласно пункту 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. N 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов, а также толкование норм, терминов и понятий по обращениям организаций, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность.

Читайте также:
Кому остается квартира после развода, если супруги имеют равные доли?

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации” рассмотрению подлежат следующие виды обращений граждан:

предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

просьбы граждан о содействии в реализации их конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщения о нарушении законов или иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

жалобы граждан – просьбы о восстановлении или защите их нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав и свобод или законных интересов других лиц.

При этом поставленный в обращении вопрос не соответствует приведенным видам обращений граждан, подлежащих рассмотрению федеральными органами власти.

Учитывая, что содержащиеся в обращении вопросы касаются деятельности организации и исполнения бюджета, запрос, по мнению Минфина России, должен быть оформлен на бланке организации и подписан руководителем или иным должностным лицом, уполномоченным действовать от имени организации.

Вместе с тем Минфин России считает возможным высказать мнение по поставленному в обращении вопросу.

Частью 1 статьи 2 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Федеральный закон N 44-ФЗ) установлено, что законодательство о контрактной системе основывается в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации и Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее соответственно – Гражданский кодекс, Бюджетный кодекс).

Согласно пункту 1 статьи 388 Гражданского кодекса уступка требования кредитором (цедентом) другому лицу (цессионарию) допускается, если она не противоречит закону.

Частью 2 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей и статьей 95 Федерального закона N 44-ФЗ.

Согласно подпункту 1 части 13 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ в контракт включается, в том числе обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги.

Согласно положениям части 5 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ при исполнении контракта не допускается перемена поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случая, если новый поставщик (подрядчик, исполнитель) является правопреемником поставщика (подрядчика, исполнителя) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.

Учитывая изложенное, условие о порядке оплаты товара, работы или услуги, включая платежные реквизиты, которые указаны в контракте, по мнению Минфина России, в силу положений, определенных законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, не может быть изменено.

А.М. Лавров

Обзор документа

Отвечая на вопрос о возможности уступки права требования по контракту, заказчиком по которому является бюджетное учреждение, Минфин разъяснил, что условие о порядке оплаты товара, работы или услуги, включая платежные реквизиты, которые указаны в контракте, не может быть изменено.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Об уступке права требования по государственным и муниципальным контрактам

Строительная организация выполнила и сдала заказчику результат работ. На стороне заказчика имеется задолженность перед подрядной организацией. Вправе ли последняя уступить права требования этой задолженности другой организации?

Имеющаяся на данный момент судебная практика (в том числе на уровне Верховного Суда) подтверждает правомерность цессии по государственным и муниципальным контрактам. Однако против уступки постоянно выступают Минфин и Федеральное казначейство. В связи с этим подрядная организация вправе уступить права требования долга другой фирме, но доказывать законность уступки и взыскивать задолженность, скорее всего, придется в судебном порядке. Это повлечет потерю времени.

Рассмотрим позиции сторон, начав с запретительной.

По мнению Минфина, условие о порядке оплаты товара, работы или услуги, включая платежные реквизиты, которые указаны в государственном (муниципальном) контракте, является существенным и не может быть изменено в силу положений Закона о контрактной системе.

Читайте также:
МВД предлагает разрешить иностранным гражданам регистрироваться через портал госуслуг

Кроме того, согласно ч. 5 ст. 95 Закона о контрактной системе при исполнении контракта не допускается перемена поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случая, если новый поставщик (подрядчик, исполнитель) является правопреемником вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.

Еще один аргумент: государственный (муниципальный) контракт хотя и признается формой двусторонней сделки, но возникающие между сторонами правоотношения регулируются не только гражданским, но и бюджетным законодательством, которым не определен порядок санкционирования уплаты денежных обязательств третьему лицу, не являющемуся поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по контракту. Поэтому до внесения соответствующих изменений в законодательство оплата по государственному (муниципальному) контракту возможна только поставщику (подрядчику, исполнителю), платежные реквизиты которого указаны в условиях контракта.

Такая позиция выражена в целом ряде писем финансового органа, некоторые из них направлены Федеральным казначейством для использования в работе (см., например, Письмо Минфина России от 16.08.2019 № 09-04-06/62906, направленное Письмом Федерального казначейства от 23.08.2019 № 07-04-05/05-18156).

Вместе с тем в судебной практике сформирован противоположный подход. Он основан на следующих положениях ГК РФ:

право (требование), принадлежащее на основании обязательства кредитору, может быть передано им другому лицу по сделке – уступка требования (п. 1 ст. 382 ГК РФ);

для перехода к другому лицу прав кредитора согласие должника не требуется, если иное не предусмотрено законом или договором (п. 2 ст. 382 ГК РФ);

уступка требования кредитором (цедентом) другому лицу (цессионарию) допускается, если она не противоречит закону. Без согласия должника не правомерна уступка требования по обязательству, в котором личность кредитора имеет существенное значение для должника (п. 1 и 2 ст. 388 ГК РФ);

соглашение между должником и кредитором об ограничении или о запрете уступки требования по денежному обязательству не лишает силы такую уступку и не является основанием для расторжения договора, из которого возникло это требование, но кредитор (цедент) не освобождается от ответственности перед должником за данное нарушение соглашения (п. 3 ст. 388 ГК РФ);

должник вправе выдвигать против требования нового кредитора возражения, которые он имел к первоначальному кредитору, если основания для таких возражений возникли к моменту получения уведомления о переходе прав по обязательству к новому кредитору (ст. 386 ГК РФ).

Кроме того, в п. 7 ст. 448 ГК РФ указано: если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, победитель торгов не вправе уступать права (за исключением требований по денежному обязательству) и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора. Обязательства по такому договору должны быть исполнены победителем торгов лично, если иное не установлено законом.

С учетом перечисленных положений суды делают вывод, что ГК РФ не только не запрещает уступку права требования по денежному обязательству, возникшему на основании государственного (муниципального) контракта, но и предусматривает возможность такой уступки.

Часть 5 ст. 95 Закона о контрактной системе суды, в отличие от Минфина, трактуют так: перемена поставщика (подрядчика, исполнителя) недопустима во время исполнения основного обязательства, являющегося предметом контракта (поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг). После того, как это обязательство исполнено и на стороне заказчика возникла задолженность, цессия возможна, поскольку при исполнении заказчиком обязанности по уплате денежных средств личность кредитора не имеет существенного значения.

Таким образом, судьи считают, что закон позволяет уступать права требования по государственному и муниципальному контракту третьим лицам после выполнения работ (или расторжения контракта). И только в том случае, если судом будет установлено, что соглашение об уступке заключено до того, как подрядчик выполнил работы, цессия будет признана незаконной (см. определения ВС РФ от 10.10.2017 № 310-ЭС17-11054 по делу № А14-7663/2016, от 05.09.2017 № 303-КГ17-11900 по делу № А73-14379/2016, от 20.04.2017 № 307-ЭС16-19959 по делу № А26-10174/2015, от 21.11.2016 № 309-ЭС16-11778 по делу № А34-4163/2015 и др.).

К сведению: Решением ВС РФ от 23.04.2019 № АКПИ19-112 признано недействующим со дня издания Письмо Минфина России от 21.07.2017 № 09-04-04/46799, в котором сообщалось, что личность поставщика (подрядчика, исполнителя) по контракту имеет существенное значение для государственного заказчика.

Подведем итог. Законодательство позволяет передавать третьему лицу право требования задолженности, возникшей у заказчика по государственному или муниципальному контракту. Однако доказывать это придется в судебном порядке, поскольку Минфин и Федеральное казначейство постоянно указывают на невозможность перечисления денег организации, не являющейся стороной контракта.

Читайте также:
Как разблокировать карту москвича работающему пенсионеру 65 лет в Москве и области

ВС РФ подтвердил возможность уступки права требования оплаты по госконтракту

Эксперты поддержали позицию ВС РФ. Они отметили, что с введением новой редакции п. 7 ст. 448 ГК РФ в судебной практике существуют два подхода: часть судов считает, что ограничение уступки права требования не касается прав на получение оплаты от государственного или муниципального заказчика, а часть настаивает на том, что запрещена уступка любых прав по таким договорам.

Теплоснабжающая организация и учреждение заключили муниципальный контракт поставки тепловой энергии. Выполнив свои обязательства, организация заключила с обществом договор уступки права требования оплаты от учреждения, о чем последнее было уведомлено. В связи с неисполнением учреждением требования об оплате задолженности за поставленную тепловую энергию общество обратилось в арбитражный суд.

Решением суда первой инстанции иск общества был удовлетворен. Суд счел доказанными наличие задолженности по оплате поставленной тепловой энергии и переход к обществу права требования этого долга. Возражений по существу требования учреждение в суд первой инстанции не представило.

Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами о переходе права требования и указал, что, исходя из положений п. 7 ст. 448 ГК РФ, п. 13 ст. 14, ст. 95, 103 Закона о контрактной системе в сфере закупок, а также п. 2 ст. 219 Бюджетного кодекса РФ, личность кредитора в спорных правоотношениях имеет существенное значение для должника. Следовательно, договор уступки прав требования является ничтожным.

На основании ст. 166, 167, 382, 388 ГК РФ, а также разъяснений, приведенных в п. 32 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» и п. 75 Постановления Пленума ВС РФ от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», суд отказал в удовлетворении иска. Постановлением суда округа это решение было оставлено без изменения.

Общество обратилось в Верховный Суд РФ с кассационной жалобой, в которой просило отменить постановления судов апелляционной инстанции и округа и оставить в силе решение суда первой инстанции. Рассмотрев материалы дела и доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ сочла жалобу подлежащей удовлетворению.

Судебная коллегия отметила, что согласно ч. 5 ст. 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок при исполнении контракта не допускается перемена поставщика, за исключением случая, если новый поставщик является правопреемником поставщика по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения. Обязанность личного исполнения государственного (муниципального) контракта обусловлена необходимостью обеспечения принципов открытости, прозрачности и сохранения конкуренции при проведении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Таким образом, закрепленный п. 7 ст. 448 ГК РФ запрет на перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора, направлен на обеспечение надлежащего исполнения поставщиком основного обязательства и защиту интересов заказчика от возможной уступки прав и обязанностей по контракту в части исполнения обязательств по поставке. Аналогичная позиция отражена в п. 17 Обзора судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом ВС РФ 28 июня 2017 г.

При этом, как указал ВС РФ, установленное законодателем ограничение не распространяется на уступку денежного требования, поскольку при исполнении заказчиком обязанности по уплате денежных средств личность кредитора не имеет существенного значения для должника. В данном случае права заказчика совершением уступки права требования не нарушаются, условия заключенного с ним контракта не изменяются и на основании ст. 386 ГК РФ учреждение сохраняет право выдвигать возражения против требования нового кредитора.

Читайте также:
Причины отказа в регистрации ООО: основные причины, что делать

Верховный Суд указал, что уступкой денежного требования другому лицу поставщик не был изменен, в связи с чем оснований для признания договора цессии не соответствующим требованиям действующего законодательства по указанным апелляционным судом причинам не имелось. Таким образом, апелляционный суд, отменяя решение суда первой инстанции, пришел к неправомерному выводу о ничтожности договора уступки права требования. Иных оснований для отмены решения суда первой инстанции не было установлено.

Старший юрист АБ КИАП, адвокат Илья Дедковский отметил, что в данном деле ВС РФ рассмотрел одну из существующих в судебной практике проблем применения Закона о контрактной системе, а именно: возможна ли уступка права требования оплаты по государственному контракту.

«В рассматриваемом определении ВС РФ указывает, что уступка права требования по государственному контракту возможна, поскольку для государственного заказчика не имеет значения, кому платить за поставленный товар, выполненные работы, оказанные услуги. Однако отдельно обращает внимание на то, что сам поставщик по государственному контракту изменен быть не может, поскольку его личность имеет существенное значение для государственного заказчика. С таким подходом ВС РФ стоит согласиться», – сказал Илья Дедковский.

Партнер, руководитель практики Группы правовых компаний «Интеллект-С» Александр Латыев напомнил, что п. 7 ст. 448 ГК РФ в редакции, действующей с 1 июня 2015 г., запрещает уступку прав по договорам, заключение которых возможно только на торгах. Он отметил, что судебная практика по применению этой статьи разделилась: часть судов считает, что это ограничение не касается прав на получение оплаты от государственного или муниципального заказчика, а часть настаивает на том, что этот пункт запрещает уступку любых прав из таких договоров.

По мнению Александра Латыева, правильной является первая позиция, и ее КЭС уже высказывала в апреле этого года, указав, что целью установления ограничений в п. 7 ст. 448 ГК РФ является обеспечение принципов открытости, прозрачности и сохранения конкуренции при проведении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. По исполнении же лицом, выигравшим торги, своих обязательств эти принципы нарушены быть уже не могут, в связи с чем при исполнении заказчиком обязанности по уплате денежных средств личность кредитора не имеет существенного значения для должника.

При этом Александр Латыев отметил, что сформированная Верховным Судом практика сейчас приживается с трудом, из-за чего ему приходится рассматривать по несколько однотипных дел, чтобы обеспечить единообразие правоприменения.

Цессия по 44-ФЗ

Дистанционное и очное обучение госзакупкам

Обучение по 44-ФЗ Обучение для госзаказчиков Обучение для поставщиков Повышение квалификации Профпереподготовка Обучение контрактных управляющих Обучение по 223-ФЗ Обучение для заказчиков Обучение для поставщиков Повышение квалификации Профпереподготовка

Антикризисное предложение до 07 февраля

Цессия по 44-ФЗ: как осуществить законно

Цессия по 44-ФЗ: как осуществить законно

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Из этой статьи вы узнаете:

  • Законна ли цессия по 44-ФЗ
  • В чем разница между цессией и переводом долга
  • Как проводится цессия по 44-ФЗ
  • На что обратить внимание, заключая договор цессии

Цессия по 44-ФЗ – это уступка требования оплаты по контракту третьему лицу. Такая процедура долгое время не использовалась в закупках, так как Министерством финансов было выпущено письмо, утверждающее незаконность переуступки права требования. Лишь относительно недавно Верховный Суд сделал окончательные разъяснения по этому поводу.

Процедура цессии обычно проводится в случае, когда поставщик не имеет возможности выполнить работы в силу различных обстоятельств: нехватки средств, наличия долгов или запуска процедуры ликвидации. В нашей статье мы подробно расскажем о проведении цессии и разберем сложные ситуации из практики.

Законна ли цессия по 44-ФЗ

В Верховный Суд РФ было подано административное исковое заявление. В результате его рассмотрения письмо Минфина РФ от 21.07.2017 г. № 09-04-04/46799 было признано недействующим. Согласно данному документу, бюджетное законодательство не допускало любую переуступку права требования по госконтрактам, в том числе возмещение судебных расходов. Кроме того, личность исполнителя имела существенное значение для заказчика. Если не было получено его согласие на уступку права требования по контракту, договор цессии вступал в противоречие с нормами ГК РФ, Бюджетного кодекса, и сделка могла считаться недействительной (решение ВС РФ от 23.04.2019 г. № АКПИ19-112).

Читайте также:
Скачать шаблон документа "Возражение на кассационную жалобу истца".

Цессия по 44-ФЗ

Также суд постановил, что уступка требования денежного обязательства по госконтракту не приводит к нарушению порядка оплаты услуг исполнителя за счет средств федерального бюджета с точки зрения соответствия получателя сведениям, прописанным в соглашении и реестре контрактов. Судья отметил, что внесение изменений в документацию, имеющую отношение к расчетным операциям, не может быть подтверждением существенного значения личности исполнителя для заказчика.

В решении суда отмечается, что данное письмо содержит правила, не совпадающие с требованиями разъясняемых нормативных положений. Так, с 1.06.2018 г. вступила в силу новая редакция п. 7 ст. 448 ГК РФ, согласно которой победитель тендера может уступать требования по денежному обязательству.

Все выше обозначенное привело к тому, что письмо признано недействующим со дня издания.

Разница между цессией и переводом долга

Ключевая разница между цессией и переводом долга состоит в документах: используется договор уступки требования или соглашение перевода долга. Объектом договора цессии является право требования выполнения обязательств должника, тогда как объектом второго типа документа считается передача самих обязательств по выполнению работ.

Переуступка в большинстве случае сопровождается сменой кредитора, то есть в договор включается еще одно правовое лицо. В результате чего обязательства должника перекладываются на новую ответственную сторону.

В процессе передачи долга передаются только финансовые обязательства, а договор цессии по 44-ФЗ предполагает перевод абсолютно любых объектов права собственности.

Иными словами перевод долга и цессия – это совершенно разные процедуры, которые отличаются объектом, условиями и содержанием соглашений.

Разница между цессией и переводом долга

Как проводится цессия по 44-ФЗ

Исполнитель имеет право переуступить требование оплаты до оказания услуг по условиям соглашения. Для заказчика при этом изменится только получатель средств. Более того, поставщик может уступить право требования еще до подписания контракта, о чем говорится в ст. 388.1 ГК РФ, абз. 13 п. 6 информационного письма Президиума ВАС РФ от 30.10.2007 № 120.

Поставщик может уступить часть долга, тогда в документах должны быть обозначены несколько получателей оплаты. То есть исполнитель контракта и новый получатель, причем, согласно ст. 384 ГК РФ, новых получателей может быть несколько.

Поставщик должен сам выполнить условия контракта, но может переуступить право требования оплаты. Для заказчика не играет серьезной роли, кому именно будут перечислены средства, главное, чтобы он успел вовремя среагировать на переуступку права – так удастся избежать повторной оплаты. Именно об этом говорится в определении ВС РФ от 20.04.2017 г. по делу № 307-ЭС16-19959.

При работе с цессией по 44-ФЗ заказчику следует придерживаться таких правил:

  1. Необходимо изменить получателя платежа, как только от исполнителя контракта получено уведомление о цессии. Согласия заказчика на переуступку в данном случае не требуется.
  2. Заказчику не нужно иметь на руках договор цессии, так как он не имеет отношения к данному документу (ст. 385 ГК РФ).
  3. Дополнительное соглашение к контракту не заключается, поскольку цессия не влияет на условия контракта и обязательства сторон. Исполнитель остается прежним, он несет гарантийные обязательства, на него ложится ответственность в случае нарушения условий соглашения, о чем говорится в п. 7 информационного письма Президиума ВАС РФ от 30.10.2007 № 120.
  4. Оплата новому получателю производится на условиях, установленных в процессе подписи основного контракта. Цессия изменяет исключительно получателя средств. Если в процессе приемки возникли претензии к качеству товара, от него нужно отказаться, как и от оплаты контракта (ст. 386 ГК РФ).
  5. Подтверждение цессии необходимо лишь в том случае, когда заказчик получил уведомление от нового получателя оплаты. Нужно запросить подтверждение у изначально установленного поставщика либо акт передачи права требования от нового получателя. Средства не могут быть переведены, пока заказчик не увидит доказательства перехода прав требования (абз. 2 п. 1 ст. 385 ГК РФ).

На что обратить внимание, заключая договор цессии

  • Отсутствие запрета на уступку требования, предусмотренного соответствующими законами.

В нестандартных ситуациях стоит наиболее внимательно отнестись к возможности подписания договора цессии. Допустим, если производится уступка права по контракту на исполнение государственного оборонного заказа (далее – ГОЗ).

В соответствии с п. 7 ст. 7 ФЗ от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», заказчик может оплачивать услуги исполнителя только при помощи отдельного счета. Последний открывают в уполномоченном банке для исполнителя, с которым у госзаказчика заключен контракт. При этом у исполнителя должен быть договор о банковском сопровождении с уполномоченным банком.

Читайте также:
ПФР Оренбургская область, Шарлыкский район, с. Шарлык, Калининская ул., 64: официальный сайт, адрес, телефоны, часы работы

Пункт 10 ст. 3 Закона № 275-ФЗ определяет отдельный счет как счет для оплаты контракта на выполнение ГОЗ, открытый для исполнителя в уполномоченном банке.

Согласно п. 12 ст. 8.4 Закона № 275-ФЗ, через отдельный счет не могут производиться операции по исполнению договора об уступке (переуступке) права требования. Поэтому если требование уступлено по контракту, заключенному на исполнение ГОЗ, высока вероятность, что суд откажет в иске. В качестве примера можно привести определение ВС РФ от 12.11.2018 № 307-ЭС18-18328 по делу № А21-10351/2017, постановление АС Московского округа от 20.12.2018 № Ф05-21468/2018 по делу № А40-95231/201.

Передаваться может только требование по денежному обязательству, имеющее обезличенный характер.

При попытке передать по договору цессии по 44-ФЗ любые другие права суд может счесть, что был сменен исполнитель. Стороны договорились об уступке требования оплаты ТРУ, поэтому договор цессии может быть признан недействительным (см., например, постановления АС ЗСФО от 12.09.2017 № Ф04-3115/2017 по делу № А03-23167/2015, АС ПФО от 23.08.2018 № Ф06-12699/2016 по делу № А72-11185/2015).

Так как при уступке требования оплаты другие права/обязательства не переходят, заказчик предъявляет претензии по выполнению договора к выбранному в процессе аукциона поставщику.

К моменту передачи требования исполнитель должен полностью выполнить свои обязательства по договору. Это позволяет снизить вероятность того, что договор цессии будет признан недействительным (см. постановление АС Московского округа от 17.01.2019 № Ф05-20283/2018 по делу № А40-243151/2017). Верховный суд РФ постановил, что если работы выполнены и заказчик не оспаривает этот факт, обязанность личного исполнения договора подрядчиком считается прекращенной.

Иными словами, суд не имеет каких-либо оснований, чтобы признать недействительным договор цессии (см. определение ВС РФ от 10.10.2017 № 310-ЭС17-11054 по делу № А14-7663/2016). Однако возможна обратная ситуация: если исполнитель выполнил свои обязательства не в полной мере, суд может счесть, что существенное значение личности поставщика все еще сохраняется, поэтому договор цессии оказывается недействительным. Так, на это указывает постановление АС ПФО от 17.06.2016 № Ф06-8776/2016 по делу № А12-40526/2015.

Суд не взыщет задолженность по иску цессионария по оплате ТРУ, если исполнение условий договора не будет доказано. Данная норма действует даже в том случае, когда договор цессии признан недействительным. Заказчик имеет право возражать относительно размеров долга.

Полное исполнение условий соглашения победителем тендера

Приведем пример из практики. ООО «Дельта-А» подало в арбитражный суд иск к Министерству промышленности Республики Саха (Якутия) о взыскании суммы основного долга за работы по госконтракту и процентов за пользование чужими денежными средствами. В качестве основания для таких требований использовался договор цессии.

Ответчик обратился со встречным иском к ООО «Дельта-А» и подрядчику, требуя признать недействительными договоры уступки права требования, о расторжении госконтракта и о взыскании неустойки.

На втором круге суд первой инстанции отказал в удовлетворении первоначального и встречного исков. В первом случае суд сослался на недоказанность выполнения подрядчиком работ по контракту в качестве и объеме, установленными договором. Отказ в удовлетворении второго иска объяснялся тем, что произведенная уступка права не вступает в противоречие с нормами гражданского законодательства.

Данное решение было поддержано судами апелляционной и кассационной инстанций – постановление АС Восточно-Сибирского округа от 25.07.2018 № Ф02-1950/2018 по делу № А58-4024/201.5

Получается, что цессионарий должен обязательно убедиться в том, что он может предоставить документы, подтверждающие выполнение условий договора, подписанного по результатам торгов.

Если речь идет о подряде, необходимо проверить, что подрядчик выполнил условия договора о порядке сдачи-приемки работ, извещал заказчика о готовности результата к приемке. Кроме того, должны быть подписаны приемо-сдаточные документы, не может быть мотивированных отказов от приемки работ от заказчика, пр. Всю информацию можно найти в постановлении АС СЗАО от 06.06.2017 № Ф07-4594/2017 по делу № А56-14997/2016.

Если есть документальное подтверждение выполнения и сдачи определенного этапа работ, но контракт исполнен не в полном объеме, у поставщика не так много шансов взыскать долг по оплате работ. Об этом говорится в определении ВС РФ от 21.11.2016 № 309-ЭС16-11778 по делу № А34-4163/2015.

Читайте также:
Выписка из квартиры: порядок и правила, как происходит процедура, процесс прописки человека в другом месте

В пользу сторон договора цессии стоит отметить ряд аргументов, которые может заявить заказчик, но суд не примет их во внимание.

Договор цессии не может быть признан недействительным в таких случаях:

Суды обычно выступают в поддержку поставщиков, даже когда контракт предусматривает необходимость получения согласия заказчика. При этом они ссылаются на п. 3 ст. 388 ГК РФ, по которому соглашение между должником и кредитором об ограничении или о запрете уступки требований по денежному обязательству не лишает силы такую уступку, не является причиной для разрыва основного договора. При этом кредитор не освобождается от ответственности перед должником за несоблюдение условий соглашения.

В качестве примера можно привести постановления Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2018 № 16АП-2078/2017 по делу № А15-517/2017, АС СКФО от 02.08.2018 № Ф08-5522/2018 по делу № А15-5565/2017, от 11.08.2017 № Ф08-5068/2017 по делу № А63-7764/2016.

Присутствует несоответствие бюджетному законодательству РФ, особый характер исполнения судебных актов о взыскании средств, установленный Бюджетным кодексом РФ. Уточнить информацию можно в постановлении АС УРФО от 01.02.2018 № Ф09-8558/17 по делу № А60-2269/2017, АС Восточно-Сибирского округа от 25.01.2018 № Ф02-7275/2017 по делу № А78-6153/2017.

Неверно оформлена заявка на кассовый расход, направляемая в казначейство – реквизиты контрагента не соответствуют документам, подтверждающим возникновение денежного обязательства. Например, такая ситуация представлена в постановлении АС ДВФО от 19.05.2017 № Ф03-1666/2017 по делу № А73-14379/2016.

Обучение госзакупкам без отрыва
от работы, с практикой на электронной
площадке РТС-Тендер и на
тренажере ЕИС

Как уступить право требования долга в закупках

Уступка права требования долга — это перевод обязательств по образовавшемуся долгу иному лицу. В госзакупках действуют специальные правила.

Что такое уступка права требования долга

Переуступка права требования долга, или цессия, — это акт передачи долговых или кредиторских обязательств третьему лицу. Такая процедура производится при невозможности исполнения одной из сторон своих обязательств по контракту. Передача возможна только в том случае, если организация-должник не в состоянии исполнить условия по договору, но при этом имеет в наличии денежные обязательства сторонних учреждений. Регулируется цессия действующим гражданским законодательством, а именно статьями 382-390 ГК РФ.

При осуществлении цессии необходимо соблюдать следующие правила:

  • согласно ст. 382 ГК РФ, возможна уступка права требования долга без согласия должника в том случае, если на такие действия не устанавливается запрет;
  • величина уступаемого долга не может изменяться, исключением являются начисленные пени и штрафные санкции;
  • должник вправе не соглашаться с условиями оплаты.

Цессия и перевод долга: в чем разница

Разберемся, чем уступка требования отличается от перевода долга.

В первую очередь, основные различия содержат договор уступки требования и договор перевода долга. Объект договора цессии — это право требования выполнения обязательств должника. Объектом договора передачи задолженности являются непосредственно обязательства по данной процедуре.

При переуступке практически всегда меняется кредитор. В договоре возникает новое правовое лицо. На новую ответственную сторону перекладываются обязательства должника.

При этом при передаче долга передаются финансовые обязательства, тогда как при цессии переводятся абсолютно любые объекты права собственности.

Таким образом, не являются одинаковыми понятия перевод долга и уступка права требования; разница состоит в объекте, условиях и содержании соглашений по процедурам.

Когда можно уступить право требования

Многих государственных заказчиков волнует вопрос, можно ли уступить право требования оплаты по госконтрактам. Разберемся в этом вопросе.

Пункт 7 статьи 448 ГК РФ указывает на то, что если заключение договорных отношений возможно лишь при проведении конкурентных закупочных процедур (конкурсов и аукционов), то уступка требования и перевод долга в обязательствах победителем закупки невозможна, а все условия по контракту должны быть исполнены непосредственно самим победителем.

Федеральная контрактная система не содержит прямых запретов на цессию и передачу должником своих финансовых обязанностей. Более того, в ч. 5 ст. 95 44-ФЗ указано, что в процессе исполнения контракта невозможна перемена поставщика, однако в случае реорганизации в форме преобразования, слияния или присоединения новый поставщик может являться правопреемником предыдущего исполнителя по госконтракту. Судебная практика, существующая по данному вопросу, подтверждает возможность цессии в государственных закупках.

Читайте также:
Статья 1121. Назначение и подназначение наследника в завещании

При этом возникает несогласие между мнением судебных органов и Минфина РФ. Министерство финансов указывает, что передача долговых обязательств по государственным, муниципальным контрактам невозможна, так как взаиморасчеты заказчиков с поставщиками являются частью бюджетного процесса и исполнения бюджетных обязательств в расходной части (Письмо Минфина РФ № 24-05-09/57010 от 05.09.2017). При заключении договора и постановке на учет БО информация о поставщике вносится в реестр контрактов, который находится в открытом доступе. Минфин ссылается на то, что финансирование и оплата по госконтракту регулируется п. 5 ст. 219 БК РФ, в то время как цессия в бюджетном законодательстве не предусмотрена.

Однако судебная практика утверждает противоположные нормативы. Цессия и передача обязанностей должника в государственных закупках возможна при соблюдении определенных условий:

  1. Все обязательства поставщика по госконтракту исполнены в полном объеме, то есть поставлен товар или выполнены работы, услуги. Согласно ч. 5 ст. 95 44-ФЗ, запрет на смену поставщика в первую очередь направлен на защиту заказчика от недобросовестных исполнителей, которые выполняют условия договора ненадлежащим образом. Следовательно, если поставщик полностью выполнил свои основные обязательства — предмет контракта, то цессия возможна. Впервые эти выводы высказал Верховный суд в Определении № 307-ЭС16-19959 от 20.04.2017. Впоследствии эти же выводы повторили и в п. 17 обзора судебной практики от 28.06.2017 и последующих определениях по конкретным делам (например Определение от 12.10.2017 № 309-ЭС17-7107 по делу № А60-40121/2016).
  2. Заказчик предоставил свое согласие на уступку. Когда организация-заказчик выступает против перевода долговых условий, то без его согласия невозможно передать долговую обязанность (п. 2 ст. 388 ГК РФ).

Если же закупки осуществляются в рамках 223-ФЗ, то организация-заказчик должна руководствоваться нормами Конституции РФ, Федерального закона «О закупках отдельными видами юридических лиц», ГК РФ и своими положениями о закупке.

Следовательно, если в документации заказчика предусмотрены торговые процедуры в форме конкурсов и аукционов, победитель закупки, согласно п. 7 ст. 448 ГК РФ, не вправе передавать свои права по договору цессии и переводить долговые отношения, возникшие на основании данного договора (Письмо Минэкономразвития № Д28и-183 от 21.01.2016).

Как уступить право требования

Для уступки прав требования оплаты необходимо получить согласие заказчика. Также поставщику надлежит полностью выполнить предмет контракта — поставить качественный товар в полном объеме, выполнить работу или оказать услугу надлежащим образом.

После получения уведомления о переходе прав по обязательству к новому кредитору необходимо уведомить его об этом в кратчайшие сроки. Также задолжавшая организация в обязательном порядке сообщает новому кредитору о возникновении оснований для возражения и предоставляет возможность для ознакомления с такими условиями. В противном случае организация-должник не имеет возможности в дальнейшем указывать на эти основания.

Задорожнева Александра

В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.

Возможна ли уступка права требования по госконтракту третьему лицу?

Возможна ли уступка права требования по госконтракту третьему лицу?

По государственному контракту невозможна уступка подрядчиком права требования в том числе по денежному обязательству — такой позиции придерживается Минфин России. Вместе с тем существует судебная практика, согласно которой уступка права требования по денежному требованию в рамках государственного контракта возможна.
Осуществление закупок для государственных и муниципальных нужд регулирует Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ). Согласно ч. 5 ст. 95 Закона N 44-ФЗ не допускается перемена поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случая, если новый поставщик (подрядчик, исполнитель) является правопреемником поставщика (подрядчика, исполнителя) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.
Именно толкование указанной нормы вызывает основные вопросы в правоприменительной практике.
В силу п. 1 ст. 382 ГК РФ право (требование), принадлежащее на основании обязательства кредитору, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или может перейти к другому лицу на основании закона.
Для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласие должника, если иное не предусмотрено законом или договором (п. 2 ст. 382 ГК РФ).
На основании п. п. 1, 2 ст. 388 ГК РФ уступка требования кредитором (цедентом) другому лицу (цессионарию) допускается, если она не противоречит закону. Не допускается без согласия должника уступка требования по обязательству, в котором личность кредитора имеет существенное значение для должника.
Также п. 3 ст. 388 ГК РФ установлено, что соглашение между должником и кредитором об ограничении или о запрете уступки требования по денежному обязательству не лишает силы такую уступку и не может служить основанием для расторжения договора, из которого возникло это требование, но кредитор (цедент) не освобождается от ответственности перед должником за данное нарушение соглашения.
Таким образом, по договору уступки права требования может быть передано новому кредитору действительно существующее у кредитора право на предъявление требования к должнику, основанное на конкретном обязательстве.
При этом должник вправе выдвигать против требования нового кредитора возражения, которые он имел против первоначального кредитора, если основания для таких возражений возникли к моменту получения уведомления о переходе прав по обязательству к новому кредитору (ст. 386 ГК РФ).
Помимо этого, п. 7 ст. 448 ГК РФ установлено, что, если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, победитель торгов не вправе уступать права (за исключением требований по денежному обязательству) и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора. Обязательства по такому договору должны быть исполнены победителем торгов лично, если иное не установлено законом.
Вместе с тем Минфин России в Письмах от 16.08.2019 N 09-04-06/62906, от 24.03.2020 N 24-03-07/22843 разъяснил, что государственный (муниципальный) контракт хотя и является формой двусторонней сделки, но правоотношения, возникающие при заключении и исполнении такого договора, регулируются не только гражданским законодательством, но и бюджетным законодательством РФ, законодательством о контрактной системе. Условие о порядке оплаты товара, работы или услуги, включая платежные реквизиты, которые указаны в государственном (муниципальном) контракте, является существенным и в силу положений, определенных законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, не может быть изменено.
Кроме того, ч. 5 ст. 95 Закона N 44-ФЗ установлено, что при исполнении контракта не допускается перемена поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случая, если новый поставщик (подрядчик, исполнитель) является правопреемником поставщика (подрядчика, исполнителя) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.
При этом бюджетным законодательством РФ не определен порядок санкционирования оплаты денежных обязательств, возникающих из государственных (муниципальных) контрактов, третьему лицу, не являющемуся поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по такому контракту.
Учитывая изложенное, оплата по государственному (муниципальному) контракту возможна только поставщику (подрядчику, исполнителю), платежные реквизиты которого указаны в условиях контракта.
Однако суды делают вывод, что обязанность личного исполнения государственного (муниципального) контракта, предусмотренная п. 7 ст. 448 ГК РФ, обусловлена необходимостью обеспечения принципов открытости, прозрачности и сохранения конкуренции при проведении закупок. При этом предусмотренный п. 7 ст. 448 ГК РФ запрет не может быть распространен на уступку денежного требования, поскольку при исполнении заказчиком обязанности по уплате денежных средств личность кредитора не имеет существенного значения для должника (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.03.2020 N Ф04-7386/2019 по делу N А27-12656/2019).
По мнению Верховного Суда РФ (Определение от 16.12.2019 N 303-ЭС19-22647), если обязательства по государственному контракту исполнены подрядчиком, то исходя из буквального толкования п. 7 ст. 448 ГК РФ и ч. 5 ст. 95 Закона N 44-ФЗ законные препятствия для осуществления уступки денежного требования другому лицу отсутствуют.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: