Ваш гараж попадает под снос? Вот как получить компенсацию!

Компенсация за снос гаража в 2022 году

Подавляющее большинство владельцев транспортных средств для размещения автомобилей используют гаражи, которые могут быть оформлены на правах собственности, аренды, или являться частью гаражного кооператива. В последние годы многие автовладельцы столкнулись с большой проблемой – по предписанию муниципальных властей гараж подлежит сносу в связи с необходимостью застройки. Для возмещения расходов автомобилистам предлагается разовая выплата в виде компенсации. В статье расскажем, как начисляется компенсация за снос гаража в 2022 году, каков ее размер, как получить выплату.

Нормативная база для оформления

Действующее законодательство предоставляет местным властям достаточно широкие возможности регулирования различных правоотношений в конкретном регионе. Данный случай – не исключение. В рамках общественных нужд города и утвержденного плана застройки, муниципальные власти вправе производить снос конструкций, в том числе и гаражей. Взамен снесенному имуществу, собственникам предлагается выплата в виде компенсации. Порядок сноса гаражей, а также механизм назначения компенсации регулируется внутренними законодательными актами региона:

№ п/п Нормативный акт Описание
1 Ст. 279 – 282 ГК РФ Данное положение Гражданского кодекса регламентирует порядок изъятия земельного участка в случае, если в этом существует государственная (муниципальная) нужда.
2 Закон Санкт-Петербурга №585-115 Закон описывает меры обеспечения имущественных прав граждан, которые являются владельцами гаражей в Санкт-Петербурге
3 Постановление Правительства Москвы №63-ПП Согласно документу, расчет компенсации владельцу снесенного гаража на территории Москвы осуществляется на основании данный, указанный в отчете независимого оценщика.

Порядок предоставления компенсации, ее размер, список необходимых документов и прочие условия оформления выплаты регламентируются нормативными актами региона.

Как рассчитывается сумма компенсации

На законодательном уровне утвержден единый подход к расчету суммы компенсации за снесенный гараж. В рамках порядка при оценке имущества учитываются следующие критерии:

  • базовая цена гаражной конструкции (как правило, фиксируется на региональном уровне);
  • месторасположения гаража, в зависимости от которого может применяться повышающий коэффициент;
  • срок эксплуатации (чем больше показатель износа гаражной конструкции, тем меньше будет сумма выплаты владельцу);
  • реальная рыночная стоимость гаража (применяется индекс повышения цены на гараж в год непосредственной выплаты компенсации).

Так как при расчете компенсации используются различные показатели, то в пределах одного города (региона) сумма выплат автовладельцам может существенно отличаться. Расчет суммы выплат отдельно для каждого снесенного гаража осуществляет районный многофункциональный центр по предоставлению муниципальных услуг конкретного региона. Читайте также статью: → «Этапы и порядок получения компенсации за снос дома ».

Размер компенсации в столице и регионах

В связи с тем, что при определении компенсации в учет берется местоположение объекта и его рыночная стоимость, столичным автолюбителям осуществляются выплаты в значительно большем размере, нежели автомобилистам из регионов. Ниже в таблице приведен средний размер выплат за снос гаражей в Москве, Санкт-Петербурге, регионах.

№ п/п Город Описание
1 Москва Собственники гаражей, которые находились на территории Москвы и были снесены, могут получить компенсацию от 100.000 руб. до 1.000.000 руб. Диапазон суммы компенсации достаточно велик. Максимальную сумму выплаты получат собственники монолитных гаражных конструкций с низкой степенью износа, расположенные в центральной части столицы.
2 Санкт-Петербург Выплаты собственникам снесенных гаражей в Санкт-Петербурге значительно ниже, чем в Москве. Сумма компенсации за металлические гаражи в среднем составляет 20.000 – 30.000 руб., за бетонные и кирпичные – 50.000 – 70.000 руб.
3 Регионы Так как вопрос с застройкой городов в регионах стоит не так остро, как в Москве и Санкт-Петербурге, то снос гаражей в городах носит, скорее, единичный характер. Ввиду того, что рыночная стоимость имущества в регионах значительно ниже, чем в столице, размер компенсации за снесенный гараж в регионах, как правило, не превышает 10.000 – 15.000 руб.

Как оформить компенсацию правильно

Для того, чтобы получить компенсацию за снесенный гараж, следуйте нижеприведенному алгоритму.

Шаг 1. Подготовьте документы. Необходимым условием для получения компенсации является наличие права собственности на гараж. Данное право подтверждается договором купли-продажи или справкой ГСК, в случае если Вы являетесь пайщиком гаражного кооператива. Кроме того, Вам понадобятся:

  • паспорт;
  • удостоверение на гараж (можно получить в Горуправлении инвентаризации и оценки имущества).

В предоставленных документах обязательно должна содержаться информация, необходимая для расчета компенсации, а именно:

  • тип гаражной конструкции (бетон/металл/кирпич);
  • год постройки гаража (для расчета износа);
  • расположение гаража (отдельно стоящий гараж или гараж в конструкции – крайний, средний в двухуровневом исполнении, т.п.).

Следует отметить, что большинство регионов берут на себя расходы на переезд гаража. Поэтому если у Вас имеются документы, подтверждающие расходы на демонтаж конструкции, приложите их к общему пакету бумаг.

Шаг 2. Передайте документы в МФЦ. Согласно региональному законодательству, приемом документов и расчетом суммы компенсации занимаются районные многофункциональные центры по предоставлению госуслуг. Документы можно передать как лично, так и через представителя (при наличии доверенности). К требуемым документам необходимо приложить заявление, бланк которого можно получить непосредственно в МЦФ.

Читайте также:
Список отделов ПФР Краснояружский район, Белгородская область. Адреса, телефоны, официальный сайт, время приёма

Шаг 3. Выплата компенсации. Перечисление компенсаций владельцам снесенных гаражей осуществляется согласно графику, утвержденному на региональному уровне. Выплата производится в безналичной форме на расчетный счет, указанный в заявлении. Как показывает практика, собственник гаража фактически получает возмещение спустя несколько лет после сноса конструкции. К примеру, в Санкт-Петербурге в настоящее время выплачивается компенсация собственником гаражей, снесенных после 2008 г. С полной информацией о сроках выплаты можно ознакомиться на официальных сайтах городских администраций. Читайте также статью: → «Какие льготы и компенсации положены труженикам тыла ».

Почему могут оказать в компенсации

Наиболее распространенная причина отказа в компенсации – отсутствие подтвержденного права собственности на гараж. Если собственником выступает конкретное лицо, то отказать в выплате могут при отсутствии:

  • договора купли-продажи;
  • акта приема-передачи имущества;
  • подтверждения оплаты за гараж.

Если речь идет о гараже ГСК, то отказ в компенсации может последовать в случае отсутствующего договора аренды между кооперативом и муниципалитетом (зачастую, договор истек по сроку и не был вовремя продлен). Кроме того, выплата не будет согласована в случае отсутствие в предоставленных документах показателей, необходимых для расчета суммы компенсации (вид гаража, год постройки, размещение, т.п.). Поэтому прежде чем обращаться за компенсацией, советуем очень тщательно и скрупулезно подойти к подготовке документов, подтверждающих право на гараж.

Выкуп или компенсация — что выбрать

Если гараж планируется под снос в связи строительством дороги, газопровода, а также в иных государственных или муниципальных целях, возможет выкуп гаражной конструкции по договору купли-продажи. В данном случае участок под гараж изымается (ст. 239 ГК), владельцу направляется уведомление о сносе гаража (за 30 дней до сноса) и предложение передать гараж в собственность муниципалитету за плату.

Если сравнить сумму выкупа гаража с размером компенсации, то они примерно одинаковы. Объясняется это так: в обоих случаях при расчете используются аналогичные критерии (рыночная стоимость, размещение гаража, его тип, степень износа). При согласии собственника, договор купли-продажи заключается в общем порядке. Оплата стоимости гаража производится в соответствии с положениями, утвержденными договором (как правило, в безналичной форме). Читайте также статью: → «Порядок выплаты компенсации пенсионерам на оплату коммунальных услуг ».

Рубрика «Вопрос – ответ»

Вопрос №1. Собственник гаража не согласен с суммой компенсации, рассчитанной МФЦ. Имеет ли он право ее оспорить?

В случае несогласия с компенсацией, рассчитанной МФЦ, за собственником сохраняется право оспорить ее в судебном порядке. В таком случае владельцу необходимо подать исковое заявление и приложить к нему необходимые документы (удостоверение на гараж, право собственности, отчет независимого оценщика, подтверждающий рыночную стоимость гаража, т.п.).

Вопрос №2. Может ли получить возмещение юридическое лицо в случае, если сноса требует гараж, находящийся в собственности компании вместе с земельным участком под ним?

Все зависит от особенностей регионального законодательства. В общем порядке, на основании ГК РФ, гараж не является недвижимым имуществом, поэтому он может быть перенесен. Что касается земельного участка, то в случае его отчуждения в государственных/муниципальных нуждах, стоимость земли может быть возмещена владельцу только по решению судебного органа.

Что делать, если ваш гараж попал под снос?

Что делать, если ваш гараж попал под снос?

Как происходит снос гаражей, находящихся в собственности, и каким образом снизить риски? Какой будет компенсация и удастся ли ее вообще получить в 2022 году?

Инструкция с обзором судебной практики представлена ниже!

Причины сноса гаражей в Москве и других городах. Почему сносят?

В период массового возникновения гаражных кооперативов и коллективных автостоянок «раздавали землю». Люди начали использовать участки с целью строительства «укрытий» для машин. Было и еще одно преимущество: гараж «защищен» от инфляции гораздо лучше, чем обычные бумажные деньги.

Строительство подобных объектов осуществлялось на территории гаражных кооперативов. Как правило, собственники даже не вдавались в юридические моменты, связанные с оформлением участка, правами на него, необходимыми документами.

В результате оказалось, что участки принадлежат кооперативам на правах аренды. Земля же принадлежит городу (населенному пункту). Сроки аренды подходят к концу.

Местные органы власти не хотят продлевать договор, поскольку собираются отдать участки под застройку. Как результат – договор аренды не продлевается, земля передается в аренду другому юридическому лицу. Встает проблема сноса старых гаражей.

Читайте также:
Как открыть новую категорию водительского удостоверения в 2022 году

Само собой, собственники объектов недовольны подобными действиями властей. Но ничего нельзя поделать: юридически все грамотно и справедливо. Чтобы частично компенсировать убытки, вызванные потерей подобных объектов, принят закон «Об обеспечении имущественных прав граждан-владельцев гаражей» (2013 год).

Сразу стоит оговориться, что компенсация за снос гаражей минимальная. И уж тем более она не возмещает ни реальную стоимость объекта, ни моральные переживания.

Как узнать, что гараж в Москве или Уфе идет под снос

Известны так называемые «волны сноса». В 2022 году в столице «разровняют» 43 000 м2. Это так называемая «пятая волна». Под снос идут объекта, расположенные на территории важных транспортных коммуникаций. Устранение гаражей «маскируется» благовидной целью обеспечения безопасности и снижения риска аварийных ситуаций.

Под демонтаж идут строения, которые находятся по следующим адресам:

Можно ли противостоять сносу гаража в Уфе, Москве, Санкт-Петербурге или любых других населенных пунктах? Никаких законных оснований нахождения гаражей на городской земле нет. Был период, когда землю выдавали инвалидам, но в 2022 году норму законодательства убрали.

В 2015 году в Земельный кодекс внесли изменения: теперь договоры аренды под временные сооружения вообще не заключаются ВООБЩЕ. Составлен перечень объектов, на размещение которых выдают так называемое временное разрешение (к примеру, при строительстве жилого дома можно временно разместить бытовку для мастеров). Но гаражи под эту категорию не подпадают.

Капитальные гаражи, на которые выданы свидетельства о праве собственности (на само строение и на землю), могут снести при желании. Если удастся, то владелец получит компенсацию из бюджета.

Кстати, есть возможность взыскания компенсации через суд, но сумма от этого особо не изменится. Как провести все юридические процедуры без больших проблем и сложностей? Если родственник получил паспорт на гараж (или же любой другой документ на собственность) с 1990 по 1999 гг., нужно будет переоформить его.

Для этого обращаемся в Дирекцию Имущества Москвы. Но то, что объект находится в собственности физического лица, все равно не спасает от возможных проблем.

Что делать, если гараж попадает под снос?

У нас есть 2 варианта:

В первом случае нет смысла даже надеяться на компенсацию. Самовольные постройки подлежат сносу (и радуйтесь, что хотя бы не за ваш счет). Гражданское законодательство жестко регулирует подобные вопросы.

Т.е. есть риск, что после решения суда вам придется еще и самостоятельно проводить демонтаж. Это абсурдно, но факт: вы будете разбирать гараж, который получили в наследство (и который на законных основаниях считали своим).

Во втором случае есть шанс получить хотя бы минимальную компенсацию (если защитить гараж от снова не получится). Часто спрашивают о том, как сохранить металлический гараж от сноса, что делать, как минимизировать риски.

Но на практике оказывается, что противостоять государственным и муниципальным органам практически невозможно. Есть варианты, которые предусмотрел закон о сносе.

Вариант №1. Выкуп объекта

Вариант №1. Выкуп объекта

Процедуру оформляют по типу сделки купли-продажи. Компания, которая собирается строить на территории свои объекты (торговые центры, магазины, жилые комплексы, паркинги), выкупает имущество у гражданина.

Гараж переходит в собственность организации, а та уже может делать все, что пожелает: реконструировать, строить, ремонтировать, сносить. Как правило, используется последний вариант.

Дело в том, что земля под старой застройкой является лакомым куском для представителей бизнеса. Можно выкупить 10 гаражей по 100 000 рублей каждый, а потом возвести многофункциональный торговый центр, который будет приносить по 1 000 000 рублей в месяц. Цифры условные, но вы должны понимать инвестиционную привлекательность.

Вариант №2. Возмещение по закону

Установлена процедура, позволяющая получить компенсацию. Если описывать все стадии коротко, то получается такой расклад:

  1. Владелец получает уведомление о том, что принадлежащий ему гараж находится в планах по сносу.
  2. Собственник собирает все необходимые документы для подтверждения правомочий.
  3. Владелец гаража идет в государственный орган, указанный в уведомлении.
  4. Эксперты оценивают стоимость недвижимости, после чего принимают решение о выплате (или об отказе).

Но давайте разберем процедуру более подробно. Постараемся прописать все возможные подводные камни.

Законодательство, регулирующее получение возмещения по закону

Юридические тонкости прописываются в:

На вопрос о том, где можно получить деньги за снесенный гараж в Москве, ответ простой: в комитете по строительству г. Москвы. Но есть проблемы со сроками: к примеру, в 2015 году выплачивали деньги за гаражи, снесенные в 2008 году.

Читайте также:
Какие удерживающие устройства разрешены для перевозки детей в 2022 году -бустеры, адаптер, в автомобиле, без него

В 2022 г. можно получить компенсацию за объекты, уничтоженные в 2013—2015 гг. Получается, что застройщик успел уже возвести на месте гаражей жилой дом / ТРЦ и заработать первые деньги, а люди не могут вернуть свои «копейки».

Но проблема даже не в возврате, а в «бумажной волоките». Чтобы претендовать на возмещение, нужно предоставить пакет документов.

Документы, которые нужны для компенсации:

  1. Заявление собственника или же представителя собственника о денежной выплате. Есть установленная форма, в которой отражается просьба о выплате. Также нужно предоставить подтверждения, что компенсация не выплачивалась ранее.
  2. Документы, которые подтверждают права на гараж. Это могут быть свидетельства, справки и так далее.
  3. Паспорт гражданина РФ. Требование законодательства заключается в предоставлении документа с копиями страниц о выдаче новых паспортов.
  4. Доверенность, заверенная нотариально (если от имени владельца гаража выступает другое лицо).
  5. Подтверждения о вступлении в наследственные права (в ситуации, когда претендующий на денежную компенсацию гражданин умер).

Определение размера компенсации

Используется формула, в которую закладывают:

Было время, когда в основу формулы закладывали инвентаризационную стоимость. Цена определялась на основе оценки, проведенной городским управлением инвентаризации и оценки.

Формула расчета денежной компенсации за снесенный гараж рассчитывалась таким образом:

ВК = А х К1 х К2 х I, в которой:

  • действующая база цены гаражной конструкции (A) = 46 000 рублей;
  • коэффициент нахождения объекта (K1);
  • коэффициент срока эксплуатации гаража (K2);
  • индекс повышения рыночной стоимости гаража (I)
  • коэффициент расположения гаражной конструкции(K1) = 1.

Коэффициент срока эксплуатации (K2) – это срок, который прошел между годом возведения гаражной конструкции / постройки и годом расчета денежной выплаты.

Индекс повышения рыночной стоимости определяют на основе года, на который осуществляется определение размера денежной выплаты. Расчеты по ценам можно узнать в районных МФЦ.

Способ отстоять свои интересы (о котором никто не знает)

Способ отстоять свои интересы (о котором никто не знает)

Если у вас гараж давался под строительство кооперативу, то предоставлялся земельный участок кооперативу. Но нужно проверить, был ли договор аренды (между госорганами и кооперативом), был ли он зарегистрирован.

Если договор заключался до 1997 года, то зарегистрирован в земельном комитете или в любой другой организации, уполномоченной на совершение подобных действий.

Право возникло, поэтому владелец гараж имеет преимущественное право в соответствии с законом на продление (по ст. 22 ЗК РФ). Соответственно, обращаемся сначала к арендодателю. Если он отказывает, то идем в суд. Можно попробовать параллельно заняться оформлением прав собственности на гаражи.

Получается, что для защиты гаража от сноса нужно будет:

  • сдать объект строительства в эксплуатацию, регистрируем в ФРС (само собой, собрать документы и подтвердить все будет достаточно сложно);
  • подать в суд на признание права или по приобретательской давности, или по 222 ГК.

Помним о том, что изъять землю и недвижимость можно лишь для государственных или муниципальных нужд. В противном случае инвестор, который собирается застроить участок, должен будет выкупить все гаражи у кооператива и право аренды на землю.

При этом стоимость сделки определяет кооператив. Желательно, чтобы права аренды земельного участка и права собственности на гаражи были зарегистрированы в соответствующих инстанциях.

Размер компенсации, на которую может претендовать владелец гаража

Размер компенсации, на которую может претендовать владелец гаража

Зависит от местности и от материала. Но практика показывает, что стоимость возмущения не такая высокая, как хотелось бы.

Смотрите сами:

  • 30 000 российских рублей можно получить за металлический гараж;
  • 50 000 руб. компенсации причитаются за железобетонный (ж/б).

Известны случаи, когда все документы у «гаражников» оформлены, а застройщику необходимо как можно быстрее приступить к выполнению работ. В таком случае можно рассчитывать и на 200 000 рублей за ж/б гараж. Если же объект «не прошел» через ПИБ и прочие инстанции, есть риск не получить вообще ничего.

Судебная практика показывает, что могут снести даже приватизированный и оформленный в соответствующем порядке гараж.

Процедура сноса гаража: что делают и как избежать проблем?

У владельцев объектов постоянно возникают вопросы:

  • кто должен убирать землю после сноса гаражей;
  • как происходит процесс;
  • какие документы должны предъявить строительные фирмы;
  • кто должен вывозить мусор;
  • как подготовить гараж к сносу (в Москве, Санкт-Петербурге, Уфе или других населенных пунктах).

Руководство строительной фирмы, которая собирается сносить земельный участок, выстраивает отношения с собственниками самостоятельно. Т.е. это право компании.

Если владелец гаража не согласен с действиями (по сносу объекта, утилизации мусора, порядку выполнения работ), то может обратиться в суд. Правда, сложно сказать, получится ли заработать деньги и отстоять интересы.

Если производится снос плоскостных гаражей для целей муниципалитета или по госпрограмме, действия четко прописываются и регламентируются ст. 239 ГК РФ. В документе прописывается порядок выкупа недвижимости и возмещения убытков.

Читайте также:
Как купить землю сельхозназначения? Договор купли продажи

Процедура сноса гаража: что делают и как избежать проблем?

Снос гаражей может осуществляться только после регистрации двухстороннего соглашения в Регистрационной Палате. Если подобного договора нет, то процедура считается незаконной.

Часто возникает стандартный вопрос: «Куда обращаться при сносе гаражей? Как отстоять права и законные интересы?». Теперь вы знаете, что стоит писать в городскую мэрию и пытаться отстоять права.

Основание для сноса – предупреждение / решение властей. Если документа не было, а объект «разровняли», обращаемся в суд. В эту инстанцию необходимо подавать заявление о незаконном сносе.

Что делать, если принято решение суда о сносе гаража?

Вы пытались судиться, но потерпели неудачу. Гражданский иск не удовлетворили, а объект идет под снос.

Есть шанс попробовать обратиться в суд второй инстанции и подать апелляцию. Судебная практика такова, что вряд ли удастся получить решение о восстановлении прав и отказе от сноса.

Судьба построек +/- одинаковая:

Размер компенсации – около 50 000 – 90 000 рублей (при удачном стечении обстоятельств). Гораздо выгоднее продать имущество и права аренды застройщику по более выгодной стоимости. Поскольку в план сноса постепенно добавляют все больше и больше объектов, стоит задуматься о судьбе гаража уже сейчас.

Теперь вы знаете, имеют ли право «разровнять» участок с вашими постройками, почему сносят гаражи в черте города, как получить компенсацию. В 2022 и 2022 гг. порядок вряд ли изменится.

Не забывайте изучать местное законодательство и знакомиться с планами сноса, опубликованными в официальных источниках.

Компенсация за снесенный гараж: как ее получить

Гараж снесли по решению московского правительства. Но чиновники отказались выплачивать компенсацию собственнице. Первая и вторая инстанции не нашли нарушений в отказе. Владелица обратилась в ВС, который разобрался в ситуации и разъяснил, можно ли получить денежное возмещение.

У Светланы Петровой* был гараж на автостоянке в одном из районов Москвы. Но в 2015 году правительство города решило построить на этом месте транспортно-пересадочный узел «Стрешнево». Гараж снесли, а Петровой предложили компенсацию в размере 176 000 руб. Она не согласилась с суммой выплаты и обратилась в ООО «Глобал – оценка и экспертиза». Общество заключило, что гараж стоит больше – 249 000 руб.

Петрова обратилась в АО «МКЖД». Эта компания подписывает с владельцами акты об освобождении гаражей под снос и соглашения о компенсации. Петрова потребовала выплатить деньги согласно заключению оценщика. Но подписывать акт на 176 000 руб. она отказалась. Именно поэтому компания отказала в выплате.

В 2016 году Петрова обратилась с тем же требованием в префектуру САО Москвы. Департамент направил ее вновь в АО «МКЖД». Туда она и отправилась. Но там ей снова отказали в компенсации, так как она сама отказалась подписывать соглашение о возмещении.

Петрова оспорила отказ в Таганском районном суде Москвы (дело № 02-0743/2018). Суд не увидел оснований для возмещения, отказал в иске и сослался на те же аргументы, что и АО «МКЖД». Мосгорсуд пришел к такому же выводу. Иного мнения оказался Верховный суд, который постановил решения нижестоящих инстанций отменить (дело № 5-КГ19-230).

Аргументы Верховного суда

Правительство Москвы утвердило Положение о денежной компенсации № 63-ПП от 9 марта 2011 года, чтобы защитить права владельцев гаражей под снос. В документе сказано, что за выплату компенсации отвечают орган исполнительной власти Москвы, государственное учреждение или государственное предприятие. Из этого ВС пришел к тому, что документ гарантирует компенсацию. Но гараж снесён, а возмещение Петрова так и не смогла получить. Несогласие собственника с размером компенсации не означает, что он от нее отказывается, разъяснил ВС. Петрова просила выплатить 249 000 руб. вместо 176 000 руб., но не утверждала, что деньги ей не нужны.

Суд направил дело на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию. Вопрос о размере компенсации ВС не исследовал. Возможно, суд назначит судебную экспертизу.

«Верховный суд справедливо отменил судебные акты. При этом нет гарантий того, что при новом рассмотрении Петрова получит ту сумму, которую требовала», – отмечает Сергей Водолагин, управляющий партнер Вестсайд .

Эксперты и практика

Судебная практика Мосгорсуда различна. Встречаются решения в пользу владельцев. Например, в деле № 4г-4227/2016 Мосгорсуд обязал заказчика произвести выплату компенсации (кассационное определение от 6 июля 2016 года). А в деле № 33-39935/2014 Московский городской суд не согласился с изменением размера компенсации. Но не отказал в выплате возмещения, как это было в случае Петровой (апелляционное определение от 26 августа 2014 года).

Читайте также:
ПФР Республика Татарстан, Мензелинский район, Мензелинск, ул. Ленина, 82а: официальный сайт, адрес, телефоны, часы работы

Примеры практики по отказу в возмещении компенсации: апелляционное определение Мосгорсуда от 4 декабря 2019 года (№ 33-53800/2019), апелляционное определение Мосгорсуда от 14 августа 2017 года (дело № 33-31115/2017).

По мнению юриста ART DE LEX Law Firm Владислава Кулаковского, преобладают случаи отказа в компенсации. «Практика расценивает отказ от подписания соглашения как основание для отказа в компенсации. При этом у суда не возникло вопросов в верности денежной компенсации за гаражный бокс, предложенной заказчиком. Судебная экспертиза, которая бы определила для Петровой справедливую выплату, не проводилась», – поясняет Евгений Митин, начальник управления судебной практики Howard Russia .

Определение ВС должно в корне изменить сложившуюся практику и обеспечить защиту прав собственников гаражей в спорах с московскими властями.

Владислав Кулаковский, юрист ART DE LEX Law Firm

«Путь, который выбрала Петрова, правильный, но усилить позиции также могло оспаривание п. 8 положения правительства Москвы, позволяющего фактически изымать собственность без суда и справедливой компенсации», – считает эксперт. Юрист объясняет, что п. 8 положения о компенсации устанавливает право префектуры принимать необходимые меры для освобождения территории в случае отказа владельцев гаражей от подписания соглашений. Пункт говорит о лишении собственников имущества компенсаций, поясняет Кулаковский.

По словам Водолагина, согласно позиции ЕСПЧ, в вопросах размера выплаты надо искать баланс интересов общества и собственника. Но полный отказ выплатить стоимость имущества, которое изъяли, неправомерен в любом случае», резюмирует эксперт.

ВС: Несогласие собственника снесенного гаража с размером компенсации не равнозначно отказу от нее

В комментарии «АГ» один из экспертов указал, что Верховный Суд фактически подтвердил, что если к документам владельца сносимого гаража претензий не возникло, то вопрос о размере компенсации может быть предметом спора и сам по себе факт отказа истца от подписания соглашения не является основанием для отказа в присуждении выплаты. Второй отметил, что рассматриваемая позиция ВС ведет к восстановлению баланса прав собственника на справедливую компенсацию при сносе гаража.

Верховный Суд вынес Определение № 5-КГ19-230, в котором разобрался, можно ли не выплачивать собственнику снесенного гаража компенсацию, если он считает ее размер заниженным.

Татьяна Соколова владела гаражным боксом, который подлежал сносу в рамках реализации постановления Правительства Москвы от 6 сентября 2011 г. № 413-ПП «О формировании транспортно-пересадочных узлов в г. Москве» и постановления Правительства Москвы от 9 марта 2011 г. № 63-ПП «Об утверждении Положения о порядке осуществления денежной компенсации владельцам сносимых индивидуальных гаражей при освобождении территории г. Москвы».

30 апреля 2015 г. АО «МКЖД» заключило с ООО «РЭМИС групп» договор об оказании услуг технического заказчика по организации сноса объектов гаражного назначения на земельных участках, необходимых для строительства объектов ТПУ на Малом кольце Московской железной дороги. В соответствии с договором «РЭМИС групп» оказывало услуги по организации проведения оценки рыночной стоимости сносимых гаражей, а также услуги по организации работ по подготовке и подписанию соглашений о выплате компенсаций их владельцам.

По результату оценки рыночная стоимость гаражного бокса Татьяны Соколовой составила 176 тыс. руб. Не подписав соглашение об осуществлении компенсационной выплаты на предложенных АО «МКЖД» условиях, женщина обратилась в ООО «Глобал – оценка и экспертиза» с целью определения рыночной стоимости гаражного бокса, которая согласно отчету компании составила 249 тыс. руб.

Распоряжением префектуры САО г. Москвы от 17 сентября 2015 г. были внесены изменения в распоряжение от 29 июня 2015 г. № 440 «Об утверждении списков владельцев гаражных боксов автостоянки “Сокол-113”». В приложении к распоряжению приведен утвержденный список тех, кто подал заявления о выплате компенсаций за сносимые гаражи, в котором в том числе значилась и Татьяна Соколова. В последующем гараж был снесен.

Женщина уведомила АО «МКЖД» о несогласии с размером компенсации и попросила АО «МКЖД» выплатить ее в размере, определенном в отчете ООО «Глобал – оценка и экспертиза». В ответном письме от 19 сентября 2016 г. общество сообщило, что демонтаж гаражного бокса силами организации не осуществлялся, поскольку Татьяна Соколова не подписала соглашение на осуществление денежной компенсации. При этом «МКЖД» дополнительно указало, что п. 8 Положения о денежной компенсации установлено право префектуры в рамках своей компетенции принимать необходимые меры для освобождения территории в случае отказа владельцев гаражей от подписания соглашений. В свою очередь префектура САО г. Москвы в ответе Татьяне Соколовой от 6 декабря 2016 г. сообщила, что для получения компенсации ей необходимо обратиться именно в АО «МКЖД».

Читайте также:
Порядок снятия автомобиля с регистрационного учета ГИБДД, образцы документов

10 января 2017 г. женщина повторно обратилась в «МКЖД», которое повторило информацию о демонтаже гаражного бокса силами префектуры на основании решения Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства на территории Северного административного округа г. Москвы.

В сообщении от 4 апреля 2017 г. префектура пояснила Татьяне Соколовой, что от АО «МКЖД» поступила информация о ее отказе от заключения соглашения на осуществление денежной компенсации и просьба о рассмотрении вопроса освобождения территории в порядке, предусмотренном п. 8 Положения о денежной компенсации. В связи с этим Окружной комиссией было принято решение о демонтаже гаражного бокса и разъяснено, что компенсационные мероприятия в таком случае не предусмотрены.

После этого Татьяна Соколова обратилась в Таганский районный суд г. Москвы с иском к АО «МКЖД» о взыскании денежной компенсации. Суд, руководствуясь Положением о порядке осуществления денежной компенсации владельцам сносимых индивидуальных гаражей при освобождении территорий г. Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 9 марта 2011 г. № 63-ПП, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку Соколова отказалась от подписания соглашения об осуществлении компенсационной выплаты в предложенном ей размере.

Проверяя законность и обоснованность постановленного судом первой инстанции решения, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда указала на то, что выплата компенсации за сносимый гараж возможна лишь в случае подписания соглашения об осуществлении компенсационной выплаты. Тогда женщина обратилась в Верховный Суд.

Изучив материалы дела, ВС указал, что в целях реализации Генерального плана г. Москвы, государственных программ г. Москвы, соблюдения прав физических лиц при сносе индивидуальных гаражей для освобождения территории г. Москвы Правительство Москвы постановлением от 9 марта 2011 г. № 63-ПП утвердило Положение о денежной компенсации.

В соответствии с данным положением после получения от префектуры соглашений и актов, подписанных владельцами гаражей, государственный заказчик, предприятие в течение 5 рабочих дней осуществляет их подписание с направлением двух экземпляров в префектуру (один экземпляр – для владельца гаража). После подписания сторонами акта об освобождении гаража под снос он осуществляет перечисление денежных средств на счет, указанный владельцем гаража, на условиях соглашения. Таким образом, указал ВС, данным нормативно-правовым актом владельцам сносимых индивидуальных гаражей, имеющим правоподтверждающие документы, при освобождении территории г. Москвы гарантируется выплата денежной компенсации.

Верховный Суд указал, что при рассмотрении дела не оспаривалось, что право Соколовой на снесенный гараж было зарегистрировано в установленном законом порядке, ответчик не указывал на отсутствие правоустанавливающих документов, что в соответствии с п. 8 Положения о денежной компенсации является основанием для отказа в ее выплате. При этом суд не учел, что несогласие собственника с определенным размером денежной компенсации не означает отказ собственника сносимого гаража от ее получения.

ВС заметил, что в обоснование исковых требований и в судебных заседаниях Соколова ссылалась на то, что не согласна с размером компенсации, полагая ее заниженной. «Данным доводам истца судом оценка в нарушение требований ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не дана, решение суда не содержит суждений относительно оснований заявленного иска», – указал Суд.

Таким образом, высшая инстанция отменила апелляционное определение и направила дело на новое рассмотрение в Мосгорсуд.

В комментарии «АГ» партнер юридической фирмы «БИЭЛ» Николай Сапожников отметил, что данное определение является редким прецедентом в пользу владельцев гаражей, сносимых властями г. Москвы в рамках мероприятий по освобождению территорий, осуществляемых в столице.

По его мнению, принципиальным для Верховного Суда в данном деле было то, что имя владелицы спорного гаража было включено в утвержденный префектурой список владельцев гаражных боксов, попадающих в границы размещения транспортно-пересадочного узла, а в судах нижестоящих инстанций законность прав владелицы гаража не оспаривалась. «В подавляющем большинстве случаев владельцам гаражей, с которыми властям города не удалось найти общий язык, отказывают в выплате какой-либо компенсации со ссылкой на отсутствие у них документов, подтверждающих возникновение права собственности на гараж», – заметил Николай Сапожников. Он посчитал, что Верховный Суд фактически подтвердил, что если к документам владельца сносимого гаража претензий не возникло, то вопрос о размере компенсации может быть предметом спора и сам по себе факт отказа истца от подписания соглашения не является основанием для отказа в присуждении выплаты.

Читайте также:
Платежное поручение по налогу на прибыль в 2022 году: образец заполнения

Старший юрист, руководитель практики Содружества земельных юристов Ксения Сочеева отметила, что в судебной практике нет единого подхода к вопросу компенсации за снос гаража в случае неподписания соответствующего соглашения. Так, в Апелляционном определении Московского городского суда от 4 сентября 2015 г. по делу № 33-31556/2015 даже не оспаривается право собственника на компенсацию (при условии отказа от подписания соглашения в предложенной редакции). При этом ее размер устанавливается на основании проведения независимой судебной оценочной экспертизы. «Такая позиция, на мой взгляд, является наиболее корректной и справедливой – так как право собственности на гараж не оспаривалось, собственник имеет право на адекватную компенсацию», – посчитала Ксения Сочеева.

Тем не менее, заметила она, существует иная позиция суда: так как собственник отказался от подписания соглашения, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения требований о компенсации (Апелляционное определение Московского городского суда от 4 декабря 2019 г. № 33-53800/2019). По мнению юриста, трактовка п. 8 Положения в подобном ключе может привести к злоупотреблениям в части оценки размера компенсации и отсутствию возможностей собственника повлиять на указанную сумму.

«Я считаю, что рассматриваемая позиция Верховного Суда ведет к восстановлению баланса прав собственника на справедливую компенсацию при сносе гаража», – резюмировала Ксения Сочеева.

Ваш гараж попадает под снос? Вот как получить компенсацию!

При сносе гаража владельцу должны возместить стоимость строения. Если есть документы о собственности, мерилом становится кадастровая стоимость. Чем она выше, тем больше дадут.

В конце 90‑х годов прошлого века простой металлический гараж в Москве меняли на автомобиль — гаражи были в цене! Нынче другие времена. При сносе гаража предусмотрена компенсация, но обычно она меньше его реальной стоимости.

Причина в том, что у владельцев нет «нормальных» документов. Раньше вот были, а теперь — увы.

Изучаем документы

Должным образом оформлен лишь каждый пятый гараж. У большинства хозяев на руках некие членские книжки гаражно-строительного кооператива либо иной общественной организации времен 1950–1980‑х годов. Хорошо, если таковая действительно существует и своевременно вносит арендную плату за землю. Если же организации давно нет, компенсация не положена. Отсюда вывод: проверьте вашу управляющую компанию. Для этого достаточно знать полное название организации — интернет вам поможет.

До сих пор нет четкого понимания, какие документы на гараж необходимо оформлять. Отношение к гаражам часто зависит не от закона, а от позиции муниципальных чиновников.

В столице, например, большинство ГСК входит в Московский городской союз автомобилистов (МГСА). Влиятельная прежде структура сейчас потеряла все рычаги воздействия, и московские власти регулярно откусывают от нее куски. Плоскостным стоянкам объявлена насто­ящая война, под нож пущены тысячи машиномест. Например, при строительстве Юго-Восточной хорды гаражей лишатся около четырех тысяч москвичей.

Люди пытаются бороться за свое имущество, но на поверку оказывается, что статуса собственности оно не имеет, а потому имуществом считаться не может. И получается, что, выдавая компенсацию, власти делают некое одолжение горожанам. Не согласен с суммой? Чиновники всегда имеют возможность разорвать договор об аренде земли — и добропорядочный ГСК автоматически становится самостроем. А владельцам самостроя компенсация не положена. Да еще и ликвидация строения происходит за их счет.

Дайте деньги

При сносе гаража владельцу должны возместить стоимость строения. Если есть документы о собственности, мерилом становится кадастровая стоимость. Чем она выше, тем больше дадут.

Но многими гаражами распоряжаются на основании регистрационного паспорта машиномéста. Вот здесь начинается самое интересное. Власти обязаны компенсировать понесенные расходы, а таковыми считается паевой взнос. Размер его не регламентирован, – в МГСА, например, 20 тысяч рублей. После ряда митингов власти подняли цену. Сейчас в Москве за снесенный металлический гараж возвращают 150 тысяч рублей, за кирпичный — 300 тысяч. На сумму компенсации не влияет ни состояние строения, ни наличие погреба или надстроек. Машиноместо в многоэтажном неотап­ливаемом паркинге стоит от 500 тысяч рублей. Причем оно явно хуже — это открытая площадка, по уровню комфорта напоминающая обычную стоянку на улице. Местá в отапливаемых многоэтажных паркингах в полтора-два раза дороже.

Алгоритм сноса гаражей отработан. Человека должны предупредить не менее чем за месяц до проведения работ. Он пишет заявление и прилагает к нему необходимые документы: копии паспорта машиномéста, личного паспорта, членского билета, реквизиты своего счета. После того как компенсация «падает» на счет владельца гаража, власти имеют право начинать операцию «длинных ковшей». Если хозяин не объявляется, а гараж заброшен, его вскрывают при свидетелях, описывают имущество и сносят.

Читайте также:
Пенсионный фонд в Луге - адрес, телефон, режим работы отделения

Гаражная амнистия

В 2019 году стартовала «гаражная амнистия». В законе «О государственной регистрации недвижимости» появилось понятие «индивидуальное гаражное строительство». В результате упростили процесс получения свидетельства о собственности на гараж, входящий в структуру ГСК. Процедура занимает пару недель и обходится в 15–20 тысяч рублей.

Вроде бы не так уж дорого и хлопотно. Но не все владельцы рады изменениям. Ведь за легальный гараж необходимо платить налог, величина которого определяется местными властями. А если речь идет о пополнении казны, сразу же возникают перегибы. Чаще всего чиновники завышают кадастровую стоимость строения (именно по ней рассчитывают налог), порой в несколько раз. Добиться переоценки, лишь написав претензию, не всегда получается, нужно проводить независимую экспертизу и судиться.

В большинстве случаев восстановить справедливость владельцу удается, но — ценой немалых усилий и порой лишь на время. Местные власти имеют право через несколько лет провести переоценку кадастровой стоимости, и не исключено, что владельцу придется вновь «браться за оружие». И благое на первый взгляд дело оказывается не таким уж благим: «гаражная амнистия», как и объявленная ранее «дачная амнистия», стала по большей части инструментом для пополнения местных бюджетов.

Тем не менее оформлять свидетельство о собственности на гараж необходимо. Ведь именно этот документ дает право именоваться владельцем и на законных основаниях бороться за свои права. Или, в крайнем случае, получить компенсацию за сносимый гараж.

Гаражная амнистия с 2021 года: кому она подходит и зачем нужна

В России действует уже несколько так называемых амнистий, которые позволяют оформить в собственность дома и земельные участки без значительных затрат и сбора документов. Амнистией называют упрощенный порядок регистрации прав на такие объекты. И вот появилась еще одна — ее прозвали гаражной. Закон уже подписан, но заработает только 1 сентября 2021 года.

Вот какие отношения регулирует этот документ и кому он поможет получить государственную землю в собственность.

В чем суть гаражной амнистии 2021 года

Гаражная амнистия — это упрощенный порядок оформления права собственности на землю под гаражом. При этом собственник гаража получает эту землю бесплатно — он не выкупает ее у государства или муниципалитета, а просто оформляет на свое имя или становится арендатором.

Гаражная амнистия действует с 1 сентября 2021 года по 1 сентября 2026 года.

Выгода владельцев. Они смогут узаконить свою недвижимость и потом распорядиться ею: продать, подарить, оставить в наследство и не бояться сноса. А если земля понадобится государству для строительства дороги или жилья, собственники получат компенсацию.

Выгода государства. Миллионы неузаконенных объектов будут стоять на учете — и на них можно будет начислить налоги на землю и имущество. Еще это важно для благоустройства: зачастую непонятно, кому принадлежат гаражи и кто несет ответственность за порядок на территории и безопасность сооружений.

Как победить выгорание

Кто может использовать гаражную амнистию

Гаражную амнистию смогут использовать владельцы гаражей, их наследники и последующие покупатели.

Но закон подойдет не всем владельцам гаражей с неоформленными правами на участки. Вот варианты, когда можно использовать гаражную амнистию:

  1. участок для гаража был предоставлен какой-то организацией, выделен еще каким-то способом или право возникло по другим основаниям;
  2. участок образован из общей территории гаражного кооператива для размещения гаражей и выделен владельцу гаража.

Основное условие — гараж на этом участке является объектом капитального строительства и построен до 30 декабря 2004 года. Если гараж построили позже, амнистия на такие объекты не распространяется.

Важна дата именно строительства, а не приобретения. Наследники могли получить гараж и после 2004 года, но наследодатель должен был получить участок и построить гараж до конца 2004. А наследникам придется это доказать.

Такое ограничение связано с тем, что потом вступил в силу градостроительный кодекс и с регистрацией права собственности все прояснилось: построили гараж — оформили на него право.

Гараж может быть отдельно стоящим или иметь общие стены, крышу и фундамент с другими гаражами.

Какие гаражи не попадут под амнистию

Упрощенный порядок приватизации земли и регистрации объекта не коснется:

  1. Ракушек. Такие разборные металлические гаражи обычно находятся не на территории кооперативов, и они точно не капитальные. При желании или по необходимости ракушку можно перевезти на другое место — например на дачу.
  2. Пристроек к другим объектам. Не получится узаконить землю под гаражом, который пристроен к дому, магазину или зданию автосервиса.
  3. Гаражей в многоквартирных домах и под землей.
  4. Самовольных построек под снос.
Читайте также:
Порядок публикации сведений о ликвидации юрлица в Налоговом Вестнике

Если не соблюдаются другие условия амнистии — гараж построен после 2004 года или нет подтверждения права на объект, — узаконить участок не получится даже под капитальным строением.

Как оформить право на землю и гараж по амнистии

Для оформления достаточно заявления о предоставлении земельного участка. К нему нужно приложить:

  1. Документы, которые подтвердят выделение земли, законное строительство гаража или его добросовестное использование до 2004 года включительно.
  2. Документ о предоставлении земли гаражному кооперативу, решение общего собрания и выписку из ЕГРЮЛ об этой организации — при наличии. Документы о кооперативе может представить кто-то один из его членов.
  3. Схему расположения участка на кадастровом плане, если не было межевания.
  4. Технический план гаража.

У покупателей или наследников может не быть документа о выделении земли — особенно если это происходило 30 или даже 50 лет назад. Тогда подойдет какое-то подтверждение использования объекта: договор с электросетями, квитанции на оплату коммунальных услуг, документ о технической инвентаризации до 2013 года.

Документы можно подать в орган местного самоуправления, который занимается учетом объектов, или в МФЦ. В этом случае госпошлины не будет: власти сами передадут документы в Росреестр для регистрации прав. Если обращаться туда самостоятельно, нужно заплатить госпошлину — по 350 Р за участок и за гараж.

Постановка участка на кадастровый учет и регистрация права на землю и гараж произойдет одновременно. На все процедуры уйдет около 20 рабочих дней.

Например, в семье есть гараж. Когда-то , в 80-х годах , он достался отцу Ивану, а после смерти отца им пользуется сын Петр. Землю под гараж выделил кооператив, и все построили там одинаковые одноэтажные строения с общими стенами и крышей. Про документы никто не думал, гаражи переходили по наследству, проблем вроде бы не возникало. Но фактически земля под гаражом не была в собственности Ивана, да и Петр тоже не стал ее владельцем. Гараж есть, а документов нет. С 1 сентября 2021 года Петр сможет оформить право собственности на гараж и стать владельцем земли под ним. Такой объект иметь надежнее, а стоит он при продаже дороже неоформленного. Петру нужно только найти документ, по которому его отец Иван получил когда-то этот участок, и доказать, что он наследник отца.

Когда Петр получит документы, он сможет указать гараж в завещании, подарить его своему сыну или продать. И никто уже не снесет этот объект как самовольную постройку.

Что еще урегулировал новый закон

Кроме оформления права на участок и гараж есть еще и такие нормы:

  1. Если до 1 сентября 2021 года построенный и узаконенный гараж оформлен как гаражный бокс, он признается гаражом. Это важно в том числе для налогов. Ничего делать для этого не нужно.
  2. В схемах размещения гаражей власти должны предусматривать участки для стоянки и гаражи для людей с инвалидностью — им места возле дома выделят бесплатно и в первую очередь. Как и пострадавшим из-за аварии на ЧАЭС.
  3. Если участок по амнистии будет предоставлен в аренду, плата за него не может быть больше земельного налога.
  4. Одноэтажные гаражи с общими стенами и крышей признаются отдельными зданиями.

Остались и невыясненные вопросы. Например, как быть с двухэтажными гаражами, если у первого и второго этажа разные владельцы. Непонятно, кто будет владельцем подъездов к гаражам и что делать, если никаких документов не сохранилось.

Что можно сделать до 1 сентября

Пока подавать документы для оформления участков под гаражами рано: по новой процедуре их просто не примут.

Но вот о чем стоит подумать уже сейчас:

  • где документы о выделении участка и о гаражном кооперативе?
  • у кого квитанции на оплату коммуналки за гараж?
  • какие планы на гараж и землю у других наследников?
  • как смотрит на регистрацию прав супруг или супруга?
  • что думают об оформлении соседи по гаражному кооперативу?

Ближе к сентябрю станет известно, как местные власти помогут владельцам гаражей в вашем регионе или населенном пункте. И куда именно обращаться с документами.

Компенсация за снесенный гараж: как ее получить

Компенсация за снесенный гараж: как ее получить

Гараж снесли по решению московского правительства. Но чиновники отказались выплачивать компенсацию собственнице. Первая и вторая инстанции не нашли нарушений в отказе. Владелица обратилась в ВС, который разобрался в ситуации и разъяснил, можно ли получить денежное возмещение.

Читайте также:
Прекращение выплаты алиментов в связи со смертью, какие еще есть основания для окончания уплаты

У Светланы Петровой* был гараж на автостоянке в одном из районов Москвы. Но в 2015 году правительство города решило построить на этом месте транспортно-пересадочный узел «Стрешнево». Гараж снесли, а Петровой предложили компенсацию в размере 176 000 руб. Она не согласилась с суммой выплаты и обратилась в ООО «Глобал – оценка и экспертиза». Общество заключило, что гараж стоит больше – 249 000 руб.

Петрова обратилась в АО «МКЖД». Эта компания подписывает с владельцами акты об освобождении гаражей под снос и соглашения о компенсации. Петрова потребовала выплатить деньги согласно заключению оценщика. Но подписывать акт на 176 000 руб. она отказалась. Именно поэтому компания отказала в выплате.

В 2016 году Петрова обратилась с тем же требованием в префектуру САО Москвы. Департамент направил ее вновь в АО «МКЖД». Туда она и отправилась. Но там ей снова отказали в компенсации, так как она сама отказалась подписывать соглашение о возмещении.

Петрова оспорила отказ в Таганском районном суде Москвы (дело № 02-0743/2018). Суд не увидел оснований для возмещения, отказал в иске и сослался на те же аргументы, что и АО «МКЖД». Мосгорсуд пришел к такому же выводу. Иного мнения оказался Верховный суд, который постановил решения нижестоящих инстанций отменить (дело № 5-КГ19-230).

Аргументы Верховного суда

Правительство Москвы утвердило Положение о денежной компенсации № 63-ПП от 9 марта 2011 года, чтобы защитить права владельцев гаражей под снос. В документе сказано, что за выплату компенсации отвечают орган исполнительной власти Москвы, государственное учреждение или государственное предприятие. Из этого ВС пришел к тому, что документ гарантирует компенсацию. Но гараж снесён, а возмещение Петрова так и не смогла получить. Несогласие собственника с размером компенсации не означает, что он от нее отказывается, разъяснил ВС. Петрова просила выплатить 249 000 руб. вместо 176 000 руб., но не утверждала, что деньги ей не нужны.

Суд направил дело на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию. Вопрос о размере компенсации ВС не исследовал. Возможно, суд назначит судебную экспертизу.

«Верховный суд справедливо отменил судебные акты. При этом нет гарантий того, что при новом рассмотрении Петрова получит ту сумму, которую требовала», – отмечает Сергей Водолагин, управляющий партнер Вестсайд .

Эксперты и практика

Судебная практика Мосгорсуда различна. Встречаются решения в пользу владельцев. Например, в деле № 4г-4227/2016 Мосгорсуд обязал заказчика произвести выплату компенсации (кассационное определение от 6 июля 2016 года). А в деле № 33-39935/2014 Московский городской суд не согласился с изменением размера компенсации. Но не отказал в выплате возмещения, как это было в случае Петровой (апелляционное определение от 26 августа 2014 года).

Примеры практики по отказу в возмещении компенсации: апелляционное определение Мосгорсуда от 4 декабря 2019 года (№ 33-53800/2019), апелляционное определение Мосгорсуда от 14 августа 2017 года (дело № 33-31115/2017).

По мнению юриста ART DE LEX Law Firm Владислава Кулаковского, преобладают случаи отказа в компенсации. «Практика расценивает отказ от подписания соглашения как основание для отказа в компенсации. При этом у суда не возникло вопросов в верности денежной компенсации за гаражный бокс, предложенной заказчиком. Судебная экспертиза, которая бы определила для Петровой справедливую выплату, не проводилась», – поясняет Евгений Митин, начальник управления судебной практики Howard Russia .

Определение ВС должно в корне изменить сложившуюся практику и обеспечить защиту прав собственников гаражей в спорах с московскими властями.

Владислав Кулаковский, юрист ART DE LEX Law Firm

«Путь, который выбрала Петрова, правильный, но усилить позиции также могло оспаривание п. 8 положения правительства Москвы, позволяющего фактически изымать собственность без суда и справедливой компенсации», – считает эксперт. Юрист объясняет, что п. 8 положения о компенсации устанавливает право префектуры принимать необходимые меры для освобождения территории в случае отказа владельцев гаражей от подписания соглашений. Пункт говорит о лишении собственников имущества компенсаций, поясняет Кулаковский.

По словам Водолагина, согласно позиции ЕСПЧ, в вопросах размера выплаты надо искать баланс интересов общества и собственника. Но полный отказ выплатить стоимость имущества, которое изъяли, неправомерен в любом случае», резюмирует эксперт.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: