В какой срок нужно переоформлять лицензию на работу с отходами?

Переоформление лицензии на отходы

Лицензия на отходы нужна всем юрлицам и ИП, у которых есть деятельность по обращению с отходами 1-4 класса опасности. Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и размещение отходов должны производиться на законных основаниях. Подтверждение этому – Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 N 99-ФЗ.

Штрафы за несоблюдение требований экологического законодательства достигают 250 000 рублей.

Уже действующая лицензия может быть переоформлена в соответствии с ст. 18 Закона 99-ФЗ. Подробнее про переоформление лицензии на отходы мы расскажем далее.

Лицензия нужна срочно? Узнайте, как можно продолжать работу предприятия на законных основаниях пока готовится лицензия на отходы.

Условия переоформления лицензии на отходы

Лицензия может быть переоформлена в соответствии с ст. 18 Закона 99-ФЗ при изменении:

  • Реквизитов предприятия-лицензиата;
  • Адресов осуществления деятельности;
  • Перечня услуг согласно требованиям Положения о лицензировании.

Переоформление лицензии не требует получения нового СЭЗ, при условии, что не было изменений в технологии обращения с отходами.

Что нужно для переоформления лицензии по обращению с отходами?

Для переоформления нужно:

  • Заявление на переоформление лицензии на отходы;
  • Копии документов на здания, сооружения, оборудования и установки (если у предприятия, например, сменился адрес деятельности);
  • Реквизиты СЭЗ и копии сертификатов об обучении;
  • Копии документов на автотранспорт для перевозки отходов;
  • Реквизиты документов на земельный участок (если речь идет о размещении отходов).

Если же используется новое оборудование, техника, объекты, либо добавился новый вид деятельности по обращению с отходами нужно:

  • Получать новое СЭЗ;
  • Проходить государственную экологическую экспертизу;
  • Получать разрешение на строительство или ввод в эксплуатацию объектов.

Переоформление лицензии на отходы в Роспорироднадзоре: Копии указанных документов не представляются в случае, если ранее они были представлены в Росприроднадзор.

Внимание!

Осуществление транспортирования отходов не по адресу осуществления лицензионного вида деятельности, указанному в лицензии, не требует переоформления лицензии.

Лицензия на транспортирование отходов

переоформление лицензии на отходы

Получение лицензии на сбор и транспортирование отходов проходит намного легче и быстрее, чем на прочие виды, так как государственная экологическая экспертиза в данном случае не проводится, и требования вообще намного лояльнее. Требования к лицензии на транспортирование отходов определены в Федеральном законе № 89:

При проверке соискателя лицензии Росприроднадзор руководствуется следующими документами:

  • Постановление Правительства РФ от 21.12.2020 N 2200 “Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации”;
  • Приказ Минтранса России от 12.08.2020 N 304 “Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов” (Зарегистрировано в Минюсте России 15.12.2020 N 61472)
  • Приказ Минтранса России от 05.09.2008 N 141 “Об утверждении Федеральных авиационных правил “Правила перевозки опасных грузов воздушными судами гражданской авиации”;
  • Протокол пятнадцатого заседания Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества от 05.04.1996, в соответствии с которым закреплены правила перевозок опасных грузов по железным дорогам;
  • Международная конвенция по охране человеческой жизни на море (СОЛАС-74);
  • ГОСТ 19433-88 “Грузы опасные. Классификация и маркировка”.

Где действует лицензия на отходы?

Место осуществления лицензируемого вида деятельности – объект (помещение, здание, сооружение, иной объект). Он предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности. Объект используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата.

Таким образом, местом осуществления деятельности не может быть город, область и т.д. Лицензия на обращение с отходами для конкретного лицензиата действует на всей территории РФ. Если деятельность ведется на мобильных установках или транспортных средствах, место осуществления деятельности привязывается к месту нахождения соискателя лицензии. Как правило, это адрес офиса.

Если планируется осуществлять деятельность по обращению с отходами по нескольким адресам в пределах одного субъекта РФ, необходимо указать это в заявлении на получение лицензии. Лицензия будет выдана территориальным отделением Росприроднадзора данного субъекта. Если деятельность будет вестись в нескольких субъектах РФ, все документы подаются через одно из территориальных отделений в Центральный аппарат Росприроднадзора. Впоследствии он делегирует полномочия по выдаче лицензии в отделение Росприроднадзора одного из данных субъектов.

Лицензия на конкретное юридическое лицо/индивидуального предпринимателя выдается одна на всю территорию РФ.

Государственная экологическая экспертиза

К объектам экспертизы относится проектная документация объектов размещения и (или) обезвреживания отходов I-V классов опасности.

Согласно ГК РФ проектная документация разрабатывается для объектов капитального строительства.

Градостроительный кодекс дает определение:

Объект капитального строительства – здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и др.).

Если объект не является таковым, то и требовать с него ГЭЭ его проектной документации нельзя. Все, что с него требуется – соответствие установленным правилам и нормам. Если, конечно, этот объект не относится к новой технике и технологии, впервые предлагаемой к использованию на территории России (согласно письму Минприроды России от 13.05.2011 N 05-12-44/7250). Если же объект (например, мобильная установка) требует объекта капитального строительства, то данный объект строительства и будет подвергаться экспертизе.

Установки и оборудование экспертизе не подлежат, однако должны соответствовать санитарным и экологическим нормам.

Читайте также:
Как узнать инвентаризационную стоимость объекта недвижимости по адресу онлайн в 2022 году

Внимание!

Использование лицензиатом объекта ГЭЭ при осуществлении лицензируемой деятельности с отступлениями от документации, получившей положительное заключение ГЭЭ является грубым нарушением лицензионных требований.

Обучение по курсам обращения с отходами – что это значит?

Порядок прохождения такой подготовки должен быть утвержден Минобразования РФ, однако на сегодняшний день его нет, поэтому рекомендовано руководствоваться при проведении таких обучающих программ приказом Минприроды РФ от 18.12.2002 N 868, согласованной с Минобразования.

переоформление лицензии на обращение с отходами

Другие важные требования к получению лицензии на отходы

По-прежнему необходимы Паспорта отходов, Программа ПЭК, Программа мониторинга!

В Положении о лицензировании не требований о наличии паспортов отходов, наличие программы мониторинга объектов размещения отходов, программы производственного экологического контроля негативного воздействия на окружающую среду.

Однако эти требования в соответствии с законодательством предъявляются ко всем лицам, осуществляющим обращение с отходами. Даже если они не получают лицензию. Необходимость их соблюдения и наличия перечисленной документации данное Положение не отменяет.
К тому же здесь кроется «подводный камень». Все эти документы понадобятся на этапе получения СЭЗ в Роспотребнадзоре.

Рекуперация веществ, разрушающих озоновый слой из отходов перед их захоронением – не является обязательным лицензионным требованием.

Это требование установлено Постановлением Правительства РФ от 24.03.2014 № 228. В нем утвержден Перечень веществ, разрушающих озоновый слой, обращение с которыми подлежит государственному регулированию. Согласно п. 6 Постановления № 228 юрлица и ИП обязаны вести учет произведенных, использованных, находящихся на хранении, рекуперированных, восстановленных, рециркулированных и уничтоженных озоноразрушающих веществ. А также предоставлять в Минприроды ежегодную отчетность об обращении с озоноразрушающими веществами. Это требование в силе для такой категории лиц, однако предоставлять информацию о рекуперации таких веществ из отходов в документах на получение лицензии уже не нужно.

Как получить или переоформить лицензию на отходы?

Как видите – получение и переоформление лицензии на отходы как процесс занимает много времени и требует усилий. Команда экологов ЭкоПромЦентра имеет многолетний опыт в получении лицензий на любую деятельность, связанную с экологией. Мы справимся качественно и в срок. Обратитесь к нам прямо сейчас любым удобным способом: по телефону — +7 (812) 425-61-45, либо в один клик!

В какой срок нужно переоформлять лицензию на работу с отходами?

С 01.03.2022 наименование ст. 18 излагается в новой редакции (ФЗ от 11.06.2021 N 170-ФЗ). См. будущую редакцию.

Статья 18. Порядок переоформления лицензии

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 18

С 01.03.2022 ч. 1 ст. 18 излагается в новой редакции (ФЗ от 11.06.2021 N 170-ФЗ). См. будущую редакцию.

1. Лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, изменения в соответствии с нормативным правовым актом Российской Федерации наименования лицензируемого вида деятельности, перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, если необходимость переоформления лицензии определена этим нормативным правовым актом.

(в ред. Федеральных законов от 29.07.2018 N 249-ФЗ, от 30.10.2018 N 386-ФЗ, от 27.12.2019 N 492-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.03.2022 ч. 1.1 ст. 18 излагается в новой редакции (ФЗ от 11.06.2021 N 170-ФЗ). См. будущую редакцию.

1.1. Положением о лицензировании конкретного вида деятельности могут устанавливаться виды работ, услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, выполнение, оказание которых не по адресу места осуществления лицензируемого вида деятельности, указанному в лицензии, не требуют переоформления лицензии.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 27.12.2019 N 492-ФЗ)

С 01.03.2023 ст. 18 дополняется ч. 1.2 (ФЗ от 11.06.2021 N 170-ФЗ).

С 01.03.2022 ст. 18 дополняется ч. 1.3 – 1.6 (ФЗ от 11.06.2021 N 170-ФЗ). См. будущую редакцию.

С 01.03.2022 ч. 2 ст. 18 излагается в новой редакции (ФЗ от 11.06.2021 N 170-ФЗ). См. будущую редакцию.

2. До переоформления лицензии в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не предусмотренному лицензией, или по истечении срока, определенного частью 5 настоящей статьи, и (или) выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, но не предусмотренных лицензией.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 478-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.03.2022 в ч. 3 ст. 18 вносятся изменения (ФЗ от 11.06.2021 N 170-ФЗ). См. будущую редакцию.

3. Для переоформления лицензии лицензиат, его правопреемник или иное предусмотренное федеральным законом лицо направляет заявление о переоформлении лицензии в форме электронного документа в лицензирующий орган в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об организации предоставления государственных и муниципальных услуг, с использованием единой системы идентификации и аутентификации. Для случаев подачи заявления о предоставлении лицензии, выдаваемой органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в рамках полномочий субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и (или) переданных полномочий Российской Федерации, по решению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации заявителю дополнительно может быть обеспечена возможность прохождения идентификации и аутентификации с использованием государственной информационной системы субъекта Российской Федерации, обеспечивающей идентификацию и аутентификацию граждан и организаций при предоставлении государственных услуг, в установленном им порядке.

Читайте также:
Список отделов ПФР Савинский район, Ивановская область. Адреса, телефоны, официальный сайт, время приёма

(часть 3 в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 478-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.03.2022 ст. 18 дополняется ч. 3.1 и 3.2 (ФЗ от 11.06.2021 N 170-ФЗ). См. будущую редакцию.

С 01.03.2022 в ч. 4 ст. 18 вносятся изменения (ФЗ от 11.06.2021 N 170-ФЗ). См. будущую редакцию.

4. Заявление о переоформлении лицензии лицензиат, его правопреемник или иное предусмотренное федеральным законом лицо также вправе представить в лицензирующий орган или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, если соответствующая услуга предоставляется через многофункциональные центры в соответствии с законодательством Российской Федерации, непосредственно или направить заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении по форме, утверждаемой лицензирующим органом.

(часть 4 в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 478-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.03.2022 в ч. 4.1 ст. 18 вносятся изменения (ФЗ от 11.06.2021 N 170-ФЗ). См. будущую редакцию.

4.1. В заявлении о переоформлении лицензии лицензиат может указать просьбу о направлении ему в электронной форме информации по вопросам переоформления лицензии.

(часть 4.1 введена Федеральным законом от 27.12.2019 N 478-ФЗ)

С 01.03.2022 в ч. 5 ст. 18 вносятся изменения (ФЗ от 11.06.2021 N 170-ФЗ). См. будущую редакцию.

5. В случае реорганизации юридического лица в форме преобразования в заявлении о переоформлении лицензии указываются новые сведения о лицензиате или его правопреемнике, предусмотренные частью 1 статьи 13 настоящего Федерального закона, и данные документа, подтверждающего факт внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц. Заявление о переоформлении лицензии и прилагаемые к нему документы представляются в лицензирующий орган не позднее чем через пятнадцать рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц.

С 01.03.2022 ч. 6 ст. 18 излагается в новой редакции (ФЗ от 11.06.2021 N 170-ФЗ). См. будущую редакцию.

Правила ч. 6 ст. 18 не применяются к реорганизации единого заказчика в соответствии с ч. 2 ст. 13 ФЗ от 22.12.2020 N 435-ФЗ.

6. В случае реорганизации юридических лиц в форме слияния переоформление лицензии допускается в порядке, установленном частью 3 настоящей статьи, только при условии наличия у каждого участвующего в слиянии юридического лица на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц лицензии на один и тот же вид деятельности.

С 01.03.2022 ч. 7 ст. 18 излагается в новой редакции (ФЗ от 11.06.2021 N 170-ФЗ). См. будущую редакцию.

7. В случае, если положением о лицензировании конкретного вида деятельности не установлены виды работ, услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, выполнение, оказание которых не требуют переоформления лицензии в соответствии с частью 1.1 настоящей статьи, при намерении лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не предусмотренному лицензией, в заявлении о переоформлении лицензии указываются этот адрес и сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям при осуществлении лицензируемого вида деятельности по этому адресу. Перечень таких сведений устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

(в ред. Федеральных законов от 27.12.2019 N 492-ФЗ, от 27.12.2019 N 478-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.03.2022 ч. 8 ст. 18 излагается в новой редакции (ФЗ от 11.06.2021 N 170-ФЗ). См. будущую редакцию.

8. В случае прекращения деятельности по одному адресу или нескольким адресам мест ее осуществления, предусмотренным лицензией, в заявлении о переоформлении лицензии указываются адреса, по которым прекращена деятельность, и дата, с которой фактически она прекращена.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 478-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.03.2022 в ч. 9 ст. 18 вносятся изменения (ФЗ от 11.06.2021 N 170-ФЗ). См. будущую редакцию.

9. При намерении лицензиата внести изменения в предусмотренный лицензией перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, в заявлении о переоформлении лицензии указываются сведения о работах, об услугах, которые лицензиат намерен выполнять, оказывать, или о работах, об услугах, выполнение, оказание которых лицензиатом прекращаются. При намерении лицензиата выполнять работы, оказывать услуги, составляющие лицензируемый вид деятельности, но не предусмотренные лицензией, в заявлении о переоформлении лицензии также указываются сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям при выполнении данных работ, оказании данных услуг. Перечень таких сведений устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

(в ред. Федеральных законов от 29.07.2018 N 249-ФЗ, от 27.12.2019 N 478-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.03.2022 в ч. 10 ст. 18 вносятся изменения (ФЗ от 11.06.2021 N 170-ФЗ). См. будущую редакцию.

10. В случае изменения наименования юридического лица или места его нахождения, а также в случае изменения места жительства, фамилии, имени и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, в заявлении о переоформлении лицензии указываются новые сведения о лицензиате и данные документа, подтверждающего факт внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц (для лицензиата – юридического лица), в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (для лицензиата – индивидуального предпринимателя).

С 01.03.2022 ч. 11 ст. 18 излагается в новой редакции (ФЗ от 11.06.2021 N 170-ФЗ). См. будущую редакцию.

11. Заявление о переоформлении лицензии и прилагаемые к нему документы принимаются лицензирующим органом, многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг, если соответствующая услуга предоставляется через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, по описи, копия которой с отметкой о дате приема указанных заявления и документов в день приема вручается лицензиату или направляется ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Читайте также:
Пенсионный фонд в Омсукчане: особенности деятельности, режим работы, адрес

(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 478-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.03.2022 ст. 18 дополняется ч. 11.1 и 11.2 (ФЗ от 11.06.2021 N 170-ФЗ). См. будущую редакцию.

С 01.03.2022 ч. 12 ст. 18 излагается в новой редакции (ФЗ от 11.06.2021 N 170-ФЗ). См. будущую редакцию.

12. В случае, если заявление о переоформлении лицензии оформлено с нарушением требований, установленных настоящей статьей, и (или) прилагаемые к нему документы представлены не в полном объеме, в течение трех рабочих дней со дня приема указанных заявления и документов лицензирующий орган вручает лицензиату уведомление о необходимости устранения в тридцатидневный срок с момента получения уведомления выявленных нарушений и (или) представления документов, которые отсутствуют, или направляет такое уведомление заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 478-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.03.2022 ст. 18 дополняется ч. 12.1 – 12.3 (ФЗ от 11.06.2021 N 170-ФЗ). См. будущую редакцию.

С 01.03.2022 ч. 13 ст. 18 утрачивает силу (ФЗ от 11.06.2021 N 170-ФЗ).

13. В случаях, предусмотренных частями 3 и 4.1 настоящей статьи, лицензирующий орган направляет лицензиату в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, копии описи указанного заявления и прилагаемых к нему документов с отметкой о дате их приема или уведомление о необходимости устранения в тридцатидневный срок с момента получения уведомления выявленных нарушений и (или) представления документов, которые отсутствуют.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 478-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.03.2022 в ч. 14 ст. 18 вносятся изменения (ФЗ от 11.06.2021 N 170-ФЗ). См. будущую редакцию.

14. В течение трех рабочих дней со дня представления лицензиатом надлежащим образом оформленного заявления о переоформлении лицензии и в полном объеме прилагаемых к нему документов в соответствии с частью 12 настоящей статьи лицензирующий орган принимает решение о рассмотрении этого заявления и прилагаемых к нему документов или в случае их несоответствия положениям частей 3, 7 и (или) 9 настоящей статьи о возврате этого заявления и прилагаемых к нему документов с мотивированным обоснованием причин возврата. В случае непредставления лицензиатом в тридцатидневный срок с момента получения уведомления, указанного в части 13 настоящей статьи, надлежащим образом оформленного заявления о переоформлении лицензии и (или) в полном объеме прилагаемых к нему документов ранее представленное заявление о переоформлении лицензии подлежит возврату лицензиату.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 478-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.03.2022 ч. 15 ст. 18 излагается в новой редакции (ФЗ от 11.06.2021 N 170-ФЗ). См. будущую редакцию.

15. В случаях, предусмотренных частями 12 и 14 настоящей статьи, срок принятия лицензирующим органом решения о переоформлении лицензии или об отказе в ее переоформлении исчисляется со дня поступления в лицензирующий орган надлежащим образом оформленного заявления о переоформлении лицензии и в полном объеме прилагаемых к нему документов.

С 01.03.2022 в ч. 16 ст. 18 вносятся изменения (ФЗ от 11.06.2021 N 170-ФЗ). См. будущую редакцию.

16. В срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня приема заявления о переоформлении лицензии и прилагаемых к нему документов, лицензирующий орган осуществляет их рассмотрение с учетом сведений о лицензиате, имеющихся в его лицензионном деле, а также проверку достоверности содержащихся в указанном заявлении и прилагаемых к нему документах новых сведений в порядке, установленном статьей 19 настоящего Федерального закона.

С 01.03.2022 ч. 17 ст. 18 излагается в новой редакции (ФЗ от 11.06.2021 N 170-ФЗ). См. будущую редакцию.

17. Переоформление лицензии в случаях, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, осуществляется лицензирующим органом после проведения в установленном статьей 19 настоящего Федерального закона порядке проверки соответствия лицензиата лицензионным требованиям при выполнении работ, оказании услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, но не предусмотренных лицензией, и (или) при осуществлении лицензируемого вида деятельности по адресу места его осуществления, не предусмотренному лицензией, в срок, не превышающий тридцати рабочих дней со дня приема заявления о переоформлении лицензии и прилагаемых к нему документов.

(в ред. Федеральных законов от 29.07.2018 N 249-ФЗ, от 27.12.2019 N 478-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.03.2022 ст. 18 дополняется ч. 17.1 – 17.4 (ФЗ от 11.06.2021 N 170-ФЗ). См. будущую редакцию.

С 01.03.2022 ч. 18 ст. 18 излагается в новой редакции (ФЗ от 11.06.2021 N 170-ФЗ). См. будущую редакцию.

18. В сроки, установленные частями 16 и 17 настоящей статьи, лицензирующий орган на основании результатов рассмотрения представленных заявления о переоформлении лицензии и прилагаемых к нему документов принимает решение о переоформлении лицензии или об отказе в ее переоформлении в порядке, установленном частями 2 – 6 статьи 14 настоящего Федерального закона.

С 01.03.2022 ч. 19 ст. 18 излагается в новой редакции (ФЗ от 11.06.2021 N 170-ФЗ). См. будущую редакцию.

Читайте также:
Изменяется порядок предоставления налоговых льгот по энергоэффективным объектам

19. Отказ в переоформлении лицензии осуществляется по основаниям, указанным в части 7 статьи 14 настоящего Федерального закона.

С 01.03.2022 ч. 20 ст. 18 излагается в новой редакции (ФЗ от 11.06.2021 N 170-ФЗ). См. будущую редакцию.

20. В случае, если в заявлении о переоформлении лицензии указывается на необходимость получения выписки из реестра лицензий в форме электронного документа, лицензирующий орган направляет лицензиату в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, выписку из реестра лицензий или уведомление об отказе в переоформлении лицензии.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 478-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.03.2022 ст. 18 дополняется ч. 21 и 22 (ФЗ от 11.06.2021 N 170-ФЗ). См. будущую редакцию.

До 01.03.2022 лицензионный контроль осуществляется в порядке, предусмотренном ч. 13 и 14 ст. 136 ФЗ от 11.06.2021 N 170-ФЗ.

В какой срок нужно переоформлять лицензию на работу с отходами?

Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности

  • Государственные услуги
    • Выдача разрешений на добывание объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации
    • Выдача разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации
    • Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности
    • Утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц на объектах I категории
    • Организация и проведение государственной экологической экспертизы федерального уровня
    • Выдача разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты
    • Выдача заключений (разрешительных документов) на вывоз информации о недрах по районам и месторождениям топливно-энергетического и минерального сырья, коллекционных материалов по минералогии, палеонтологии, костей ископаемых животных и минерального сырья
    • Выдача комплексного экологического разрешения
    • Выдача заключения (разрешительного документа) на вывоз с таможенной территории евразийского экономического союза диких живых животных, отдельных дикорастущих растений и дикорастущего лекарственного сырья, а также редких и находящихся под угрозой исчезн
    • Согласование нормативов потерь твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных) и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных), превышающих по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации
    • Установление нормативов допустимых выбросов, временно разрешенных выбросов и выдаче разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных)
    • Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору
    • Подтверждение отнесения отходов I – V классов опасности к конкретному классу опасности
    • Выдача заключения о возможности уничтожения, способе и месте уничтожения товаров для помещения таких товаров под таможенную процедуру уничтожения
    • Выдача удостоверений общественного инспектора по охране окружающей среды
    • Выдача удостоверений общественного инспектора в области обращения с животными
    • Выдача разрешений на использование объектов животного и растительного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения
    • Согласование планов снижения сбросов в централизованные системы водоотведения
    • Согласование проекта работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде
    • Согласование планов предупреждений и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов
    • Поднадзорные объекты
    • Администрирование
    • Отчетность
    • Информация о проверках
    • Правоприменительная практика
    • Порядок поступления и требования к кандидатам
    • Вакансии и конкурсы
    • Нормативные правовые акты и иные акты в сфере противодействия коррупции
    • Антикоррупционная экспертиза
    • Методические материалы
    • Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения
    • Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
    • Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (аттестационная комиссия)
    • Доклады, отчеты, обзоры, статистическая информация
    • Обратная связь для сообщений о фактах коррупции

    Росприроднадзор информирует, что с 1 января 2021 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности», внесенные Федеральным законом от 27.12.2019 № 478-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности».

    Учитывая указанные изменения, территориальными органами Росприроднадзора с 01.01.2021 прекращено оформление лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности на бумажном носителе. Фактом предоставления (переоформления) лицензии является внесение соответствующей записи в реестр лицензий. Запись в реестр лицензий вносится территориальным органом Росприроднадзора в день принятия им решения о предоставлении лицензии, переоформлении лицензии, о приостановлении, возобновлении, прекращении действия лицензии.

    Сведения о конкретной лицензии могут быть предоставлены территориальным органом Росприроднадзора по заявлению любого заинтересованного лица в форме выписки из реестра лицензий, либо копии приказа территориального органа Росприроднадзора о принятом решении, либо справки об отсутствии запрашиваемых сведений, которая выдается в случае отсутствия в реестре сведений о лицензии или при невозможности определения конкретного лицензиата.

    Выписка из реестра лицензий на бумажном носителе предоставляется за плату в размере 3 000 рублей за одну выписку в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 06.11.2020 № 742 «Об установлении размера платы за предоставление выписки из реестра лицензий на бумажном носителе, порядка ее взимания, случаев и порядка возврата» (зарегистрирован Минюстом России 10.12.2020, рег. № 61378).

    Выписка из реестра лицензий в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лицензирующего органа, предоставляется без взимания платы.

    Порядок и результат предоставления государственной услуги установлены:

    Сроки предоставления государственной услуги и банковские реквизиты для оплаты государственной пошлины:

    Прием документации осуществляется в канцелярии с понедельника по четверг с 09:30 до 13:00 по адресу: ул. Республики 55, кабинет № 501

    Порядок переоформления лицензии

    15.11.2014 вступает в силу Федеральный закон от 14.10.2014 № 307-ФЗ “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”. Лицензии, содержащие перечни работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, если нормативными правовыми актами Российской Федерации в указанные перечни внесены изменения, подлежат переоформлению в порядке, установленном частями 10 и 17 статьи 18 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” независимо от того, предоставлена лицензия до 03.11.2011 или после указанной даты.

    Лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.

    До переоформления лицензии в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не указанному в лицензии, или по истечении срока, определенного частью 5 настоящей статьи, и (или) выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, но не указанных в лицензии.

    Для переоформления лицензии лицензиат, его правопреемник или иное предусмотренное федеральным законом лицо представляет в лицензирующий орган, предоставивший лицензию, либо направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении заявление о переоформлении лицензии, оригинал действующей лицензии и документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за переоформление лицензии.

    В случае реорганизации юридического лица в форме преобразования в заявлении о переоформлении лицензии указываются новые сведения о лицензиате или его правопреемнике, предусмотренные частью 1 статьи 13 настоящего Федерального закона, и данные документа, подтверждающего факт внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц. Заявление о переоформлении лицензии и прилагаемые к нему документы представляются в лицензирующий орган не позднее чем через пятнадцать рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц.

    В случае реорганизации юридических лиц в форме слияния переоформление лицензии допускается в порядке, установленном частью 3 настоящей статьи, только при условии наличия у каждого участвующего в слиянии юридического лица на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц лицензии на один и тот же вид деятельности.

    При намерении лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указываются этот адрес и сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям при осуществлении лицензируемого вида деятельности по этому адресу.

    Перечень таких сведений устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

    В случае прекращения деятельности по одному адресу или нескольким адресам мест ее осуществления, указанным в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указываются адреса, по которым прекращена деятельность, и дата, с которой фактически она прекращена.

    При намерении лицензиата внести изменения в указанный в лицензии перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, в заявлении о переоформлении лицензии указываются сведения о работах, об услугах, которые лицензиат намерен выполнять, оказывать, или о работах, об услугах, выполнение, оказание которых лицензиатом прекращаются.

    При намерении лицензиата выполнять новые работы, оказывать новые услуги, составляющие лицензируемый вид деятельности, в заявлении о переоформлении лицензии также указываются сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям при выполнении данных работ, оказании данных услуг. Перечень таких сведений устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

    В случае изменения наименования юридического лица или места его нахождения, а также в случае изменения места жительства, фамилии, имени и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, в заявлении о переоформлении лицензии указываются новые сведения о лицензиате и данные документа, подтверждающего факт внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц (для лицензиата – юридического лица), в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (для лицензиата – индивидуального предпринимателя).

    Заявление о переоформлении лицензии и прилагаемые к нему документы принимаются лицензирующим органом по описи, копия которой с отметкой о дате приема указанных заявления и документов в день приема вручается лицензиату или направляется ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. В случае, если заявление о переоформлении лицензии оформлено с нарушением требований, установленных настоящей статьей, и (или) прилагаемые к нему документы представлены не в полном объеме, в течение трех рабочих дней со дня приема указанных заявления и документов лицензирующий орган вручает лицензиату уведомление о необходимости устранения в тридцатидневный срок выявленных нарушений и (или) представления документов, которые отсутствуют, или направляет такое уведомление заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

    В течение трех рабочих дней со дня представления лицензиатом надлежащим образом оформленного заявления о переоформлении лицензии и в полном объеме прилагаемых к нему документов в соответствии с частью 12 настоящей статьи лицензирующий орган принимает решение о рассмотрении этого заявления и прилагаемых к нему документов или в случае их несоответствия положениям частей 3, 7 и (или) 9 настоящей статьи о возврате этого заявления и прилагаемых к нему документов с мотивированным обоснованием причин возврата.

    В случае непредставления лицензиатом в тридцатидневный срок надлежащим образом оформленного заявления о переоформлении лицензии и (или) в полном объеме прилагаемых к нему документов ранее представленное заявление о переоформлении лицензии подлежит возврату лицензиату.

    В случаях, предусмотренных частями 12 и 14 настоящей статьи, срок принятия лицензирующим органом решения о переоформлении лицензии или об отказе в ее переоформлении исчисляется со дня поступления в лицензирующий орган надлежащим образом оформленного заявления о переоформлении лицензии и в полном объеме прилагаемых к нему документов.

    В срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня приема заявления о переоформлении лицензии и прилагаемых к нему документов, лицензирующий орган осуществляет их рассмотрение с учетом сведений о лицензиате, имеющихся в его лицензионном деле, а также проверку достоверности содержащихся в указанном заявлении и прилагаемых к нему документах новых сведений в порядке, установленном статьей 19 настоящего Федерального закона.

    Переоформление лицензии в случаях, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, осуществляется лицензирующим органом после проведения в установленном статьей 19 настоящего Федерального закона порядке проверки соответствия лицензиата лицензионным требованиям при выполнении новых работ, оказании новых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, и (или) при осуществлении лицензируемого вида деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, в срок, не превышающий тридцати рабочих дней со дня приема заявления о переоформлении лицензии и прилагаемых к нему документов.

    В сроки, установленные частями 16 и 17 настоящей статьи, лицензирующий орган на основании результатов рассмотрения представленных заявления о переоформлении лицензии и прилагаемых к нему документов принимает решение о переоформлении лицензии или об отказе в ее переоформлении в порядке, установленном частями 2-6 статьи 14 настоящего Федерального закона.

    Отказ в переоформлении лицензии осуществляется по основаниям, указанным в части 7 статьи 14 настоящего Федерального закона.

    В какой срок нужно переоформлять лицензию на работу с отходами?

    Лицензия на обращение с отходами I – IV классов опасности

    Работа “под ключ”

    Полное сопровождение и разработка решений на всех этапах работы, а так же весь спектр услуг по экологии

    Технологии

    Мы используем в работе продукты фирмы «Интеграл» – российского лидера в области разработки программных средств по охране окружающей среды

    Качество

    Компания имеет сертификаты соответствия OHSAS 18001:2007, ISO 14001:2015, ISO 9001:2015, а наши сотрудники имеют сертификаты экспертов-аудиторов

    В соответствии с п. 30 ч. 1 ст. 12 № 99-ФЗ от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности подлежит лицензированию. Получение разрешения будет актуальным лишь для компаний, имеющих дело с материалами, попадающими под классификационный каталог отходов (ФККО).

    В соответствии со ст. 1 № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления»:

    Сбор отходов – прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов

    Транспортирование отходов – перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах

    Размещение отходов – хранение и захоронение отходов

    Хранение отходов – складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения

    Захоронение отходов – изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду

    Обработка отходов – предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку

    Утилизация отходов – использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация)

    Обезвреживание отходов – уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду

    Лицензия не нужна для:

    Деятельности по образованию и накоплению отходов 1-4 класса на территории меньше 11 месяцев

    Накопления остатков сырья. Иными словами, временное хранение сырья и материалов (не более полугода) может производиться без соответствующих разрешений. Чтобы избежать проблем, место временного хранения должно соответствовать всем нормам и требованиям, прописанным в редакции закона.

    Деятельности по обращению с отходами или остатками сырья 5 (безвредного) класса

    Получение лицензии

    Выдача лицензий по отходам осуществляется органами Росприроднадзора. На одно предприятие выдается одна лицензия с перечнем требуемых действий с отходами. В лицензии указываются нужные виды отходов I — IV классов опасности согласно ФККО.

    Претендент на получение лицензии должен соответствовать ряду требований:

    Наличие объектов, специализирующихся на длительном содержании продуктов переработки;

    Лицензия на спецоборудование: стационарные и передвижные установки утилизации отходов, разрешение на специализированные средства перевозки вредных веществ

    Лицензии ИП и сертификатов, подтверждающих квалификацию работников (сертификат о прохождении специальных курсов)

    Наличие ответственного лица за допуск к работе с отходами

    Прохождение комиссии ведомственных органов с целью мониторинга текущего состояния объектов, размещения вредных веществ, а также установка текущего уровня загрязнения природы

    Проведение рекуперации материалов, пагубно влияющих на озоновый слой в локации, где размещены остатки производственной деятельности

    Наличие соответствующего помещения, внесенного в государственный реестр

    Разрешение санитарно-эпидемиологической службы и документация, подтверждающая соответствие объекта нормам и требованиям, прописанным в действующем санитарном законодательстве

    Итоговое заключение экологической экспертизы, наличие лицензии на объекты размещения и обезвреживания опасных веществ всех классов, техническая документация и план помещения

    Примерный пакет документов для получения лицензии

    Cвидетельство о регистрации юридического лица или ИП

    Cвидетельство ЕГРЮЛ/ЕГРИП, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (ИНН), копия Устава организации, выписка из ЕГРЮЛ, коды Государственного комитета статистики

    Документы на здания, сооружения, транспортные средства, земельные участки, на которых предполагается осуществлять лицензируемую деятельность

    Паспорта и сертификаты, которые могут подтвердить уровень квалификации персонала, отвечающего за работу с вредными веществами или остатками переработки

    Экологическая и санитарная документация

    Сертификаты на сырье, продукцию, оборудование

    Перечень товаров, работ, услуг, в ходе производства которых образуются отходы, с которыми планируется осуществлять лицензируемый вид деятельности

    Информация о арендаторах

    Оплата государственной пошлины предоставление лицензии (на 2017 год — 7 500 рублей)

    Обучение персонала обращению с отходами

    Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”. Статья 15. «Требования к лицам, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности»:

    Лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I – IV классов опасности.

    Ответственность за допуск работников к работе с отходами I – IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации.

    Сроки получения и действия лицензии

    Срок действия лицензии не ограничен при условии неизменности процесса обращения с отходами, юридических реквизитов организации, адресов осуществления деятельности.

    С 01.07.2015 вступили в силу ряд положений Федерального закона от 29.12.2014 г № 458 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» (в редакции ФЗ от 29.06.2015 № 203-ФЗ), которые внесли изменения в лицензирование деятельности по обращению с отходами I – IV классов опасности:

    Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I – IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление или переоформить ранее выданную до 1 июля 2016 года

    Лицензии на обезвреживание и размещение отходов I-IV классов опасности, выданные до 01.07.2015, сохраняют свое действие до 1 января 2019 года

    Сроки получения лицензии зависят от сложности деятельности, номенклатуры отходов и количества документации, которую необходимо разработать дополнительно.

    Переоформление лицензии

    Лицензия может быть переоформлена в соответствии с ст. 18 Закона 99-ФЗ в случаях:

    Реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения

    Изменения места жительства, имени, фамилии и отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность

    Изменения адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности

    Переоформление лицензии не требует получения нового санитарно-эпидемиологического заключения, при условии, что не было изменений в технологии обращения с отходами. Если же используется новое оборудование, техника, объекты, либо добавился новый вид деятельности по обращению с отходами – нужно получать новое санитарно-эпидемиологическое заключение и проходить государственную экологическую экспертизу.

    Ответственность и штрафы

    КоАП РФ

    Статья 8.2. «Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами» влечет наложение административного штрафа:

    На должностных лиц – от 10 000 до 30 000 рублей

    На лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

    На юридических лиц – 100 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

    Статья 14.1. «Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)»:

    Ч2. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), – влечет наложение административного штрафа:

    На должностных лиц – от 4 000 до 5 000 рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой

    На юридических лиц – от 40 000 до 50 000 рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой

    Реестровая модель лицензирования

    С 01.01.2021 стартовала реестровая модель лицензирования отдельных видов деятельности, но мало кто знает об этом, хотя соответствующие изменения были приняты больше года назад[1]. Реестровая модель отменила выдачу лицензий на привычном бумажном носителе, установив юридическую значимость записи в реестре лицензий: теперь неважно, есть ли у компании лицензия с приложениями к ней, — значение имеет только наличие записи о предоставлении этой компании права на осуществление лицензируемого вида деятельности.

    Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности также требует наличия лицензии, поэтому изменения, запущенные Федеральным законом № 478-ФЗ, не могут не затронуть отрасль обращения с отходами. Но как отразится на отрасли отмена выдачи новых лицензий на бумажном носителе и переход к реестровой модели? Понадобится ли лицензиатам переоформлять ранее выданные лицензии или вносить сведения о них в реестр? Попробуем разобраться.

    Реестровая модель госуслуги по лицензированию

    Во-первых, реестровая модель изменила подход к результату лицензирования: с 01.01.2021 лицензии не выдаются, а предоставляются. Что за чепуха, подумаете вы, и будете неправы. Так, предоставление лицензии предполагает предоставление права на осуществление лицензируемого вида деятельности, в то время как выдача лицензии — лишь получение документа на бумажном или электронном носителе.

    Если раньше процесс лицензирования заканчивался выдачей лицензии, то сегодня юридическую значимость имеет факт предоставления права (разрешения) на осуществление лицензируемого вида деятельности: теперь неважно, есть ли у вас лицензия или нет, значение имеет, есть ли у вас право на осуществление деятельности, которая подлежит лицензированию.

    Во-вторых, предоставление права на осуществление лицензируемого вида деятельности будет подтверждаться только записью в реестре лицензий, а не бланком лицензии. Это означает, что для подтверждения наличия права на ту или иную деятельность достаточно самого факта наличия записи в реестре лицензий. Предоставление лицензии на бумажном носителе не подтверждает права на осуществление лицензируемого вида деятельности, поскольку бумажный носитель не может предоставить ту информацию, которая есть в реестре (например, о том, что лицензия приостановлена или аннулирована).

    Любое заинтересованное лицо, в т.ч. сам лицензиат, сможет по запросу получить выписку из реестра лицензий[2]:

    • в форме бумажного документа — за плату;

    • в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица лицензирующего органа, — бесплатно.

    Плата за предоставление выписки из реестра на бумажном носителе составляет 3000 руб.[3] Размер платы весьма внушителен, учитывая, что за предоставление самой лицензии пошлина составляет 7500 руб., но, вероятно, по мнению регулятора, именно бесплатная альтернатива должна стать наиболее востребованной услугой.

    Обратите внимание

    Компаниям, получившим лицензии на бумажных носителях до 01.01.2021, не потребуется предпринимать какие-либо действия по включению данных в реестр: сведения о ранее выданных лицензиях и о лицензиатах автоматически будут включены в реестр лицензий без проведения в отношении лицензиатов проверок их соответствия лицензионным требованиям или иных проверок, подтверждающих достоверность сведений, вносимых в реестр.

    В-третьих, поменялся и сам порядок подачи заявления о предоставлении государственной услуги по лицензированию. Так, заявления будут подаваться в лицензирующий орган напрямую или через МФЦ (многофункциональные центры) в электронном виде, т.е. без бумажных носителей.

    И тут жизнь сыграла на опережение Федерального закона № 478-ФЗ, поскольку пандемия коронавируса сократила личные контакты лицензирующих органов. Заявители освоили инструменты, используемые при подаче налоговой отчетности, а именно систему идентификации и аутентификации, чтобы лицензирующий орган мог «распознать» заявителя, увидеть данные о нем и соотнести их с теми сведениями, которые заявитель подает для получения государственной услуги. Уведомление о решении, принятом лицензирующим органом, может предоставляться любым выбранным заявителем способом — в электронном виде или на бумажном носителе почтой.

    Решение, принятое лицензирующим органом по факту рассмотрения заявления, будет предоставлено в форме выписки из реестра лицензий, если решение лицензирующего органа было положительным, либо отказа в предоставлении лицензии — если решение отрицательное.

    Аналогичным образом осуществляется и переоформление лицензий.

    Реестр лицензий

    До вступления в законную силу изменений, предусмотренных Федеральным законом № 478-ФЗ, запись о выданных лицензиях на бланках строгой отчетности также вносилась в реестр лицензий, ведение которого было отнесено к компетенции лицензирующего органа. Казалось бы, что же тогда изменилось и изменилось ли вовсе?

    Изменения действительно незаметны и скорее связаны с основным акцентом всей реестровой модели лицензирования — юридической значимостью записи в реестре. Если ранее выданная лицензия на бланке строгой отчетности была главным документом лицензиата, подтверждающим его право на осуществление деятельности, то сейчас, благодаря реестру лицензий, любое заинтересованное лицо может узнать о лицензиате гораздо больше информации в режиме реального времени (а не только те сведения, которые указаны на бланке лицензии и актуальны на дату выдачи). К такой информации можно отнести сведения о приостановлении и возобновлении действия лицензии, об аннулировании лицензии.

    Реестры лицензий формируются и ведутся лицензирующими органами в электронном виде путем внесения в них записей. При этом лицензирующий орган вправе вести реестр только в отношении тех видов деятельности, лицензирование которых он осуществляет. Следовательно, реестр лицензий на право обращения с отходами ведется Росприроднадзором и его территориальными органами.

    Правовое регулирование

    Правила формирования и ведения реестра лицензий (далее — Правила) и типовая форма выписки из реестра лицензий утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 № 2343.

    В соответствии с Правилами при принятии решения о предоставлении заявителю лицензии в реестр лицензий вносится запись, которой присваивается номер — регистрационный номер лицензии. Указанный номер является уникальным: он не может повторять регистрационный номер лицензии, предоставленной иному лицензиату. Все дальнейшие записи в отношении конкретного хозяйствующего субъекта не могут изменять регистрационный номер лицензии.

    В реестре лицензий указываются следующие сведения:

    • регистрационный номер лицензии и дата предоставления лицензии;

    • наименование лицензирующего органа;

    • полное и, если имеется, сокращенное наименование, в т.ч. фирменное наименование, и организационно-правовая форма лицензиата — юридического лица, адрес его места нахождения, адреса мест осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, номер телефона и, если имеются, адреса электронной почты юридического лица;

    • фамилия, имя и, если имеется, отчество лицензиата — индивидуального предпринимателя, наименование и реквизиты документа, удостоверяющего его личность, адрес его места жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, номер телефона и, если имеются, адреса электронной почты индивидуального предпринимателя;

    • идентификационный номер налогоплательщика;

    • лицензируемый вид деятельности с указанием выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности;

    • номер и дата приказа (распоряжения) лицензирующего органа о предоставлении лицензии;

    • срок действия лицензии в случае, если ограничение срока действия лицензии предусмотрено федеральными законами;

    • номер и дата приказа (распоряжения) лицензирующего органа о переоформлении лицензии с указанием причины переоформления лицензии;

    • информация о продлении срока действия лицензии в случае, если ограничение срока действия лицензии предусмотрено федеральными законами;

    • основания, даты вынесения решений лицензирующего органа о приостановлении (включая срок, на который лицензия приостанавливается), возобновлении действия лицензий и реквизиты таких решений;

    • номер и дата приказа (распоряжения) лицензирующего органа о прекращении действия лицензии, основание и дата прекращения действия лицензии;

    • основание, дата вынесения решения суда об аннулировании лицензии и реквизиты такого решения;

    • основания и даты проведения проверок лицензиатов, предусмотренных Федеральным законом № 99-ФЗ;

    • реквизиты актов, составленных по результатам проведенных проверок, предусмотренных Федеральным законом № 99-ФЗ;

    • сведения о вынесенных в отношении лицензиата предписаниях об устранении нарушений лицензионных требований;

    • даты и реквизиты выданных постановлений о назначении административных наказаний в виде административного приостановления деятельности лицензиатов;

    • дата вынесения решения суда об отмене вступившего в законную силу решения суда об аннулировании лицензии и реквизиты такого решения;

    • информация о должностном лице лицензирующего органа, внесшем сведения в реестр лицензий;

    • даты внесения в реестр лицензий сведений о лицензиате;

    • иные сведения, установленные нормативными правовыми актами РФ.

    Структура регистрационного номера лицензии устанавливается лицензирующим органом. При этом номера и даты регистрации лицензий, предоставленных лицензирующими органами до 01.01.2021, могут вноситься в реестры лицензий в качестве регистрационных номеров лицензий и дат предоставления лицензий.

    К сведению

    Технические ошибки в сведениях, внесенных в реестр лицензий, исправляются по решению уполномоченного должностного лица лицензирующего органа в течение не более 5 рабочих дней со дня их обнаружения: в реестр лицензий вносится новая запись со ссылкой на запись, содержащую сведения с технической ошибкой.

    Еще до введения в действие реестровой модели лицензиаты неоднократно сталкивались с техническими ошибками, которые, будучи допущенными лицензирующими органами при ведении реестров лицензий, автоматически переносились в ЕГРЮЛ[4] или ЕГРИП[5], вызывая претензии к лицензиатам со стороны как контрагентов, так и контролирующих органов. Именно поэтому крайне важным было установить порядок исправления технических ошибок, порядок их обнаружения и исправления.

    С 01.07.2021 сведения о предоставленных лицензиях будут доступны в личном кабинете лицензиата в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

    Доступ к общедоступной информации, содержащейся в реестрах лицензий, обеспечивается лицензирующим органом, ведущим соответствующий реестр лицензий, посредством ее размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в т.ч. в форме открытых данных.

    Вывод

    Реестровая модель становится новым удобным инструментом не только для лицензиата, но и для любого заинтересованного лица. В условиях развития отрасли обращения с отходами это крайне необходимо для выстраивания взаимодействия между операторами и потребителями их услуг.

    [1] См. Федеральный закон от 27.12.2019 № 478-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности» (далее — Федеральный закон № 478-ФЗ).

    [2] Часть 3 ст. 10 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 31.07.2020; далее — Федеральный закон № 99-ФЗ).

    [3] См. Приказ Минэкономразвития России от 06.11.2020 № 742 «Об установлении размера платы за предоставление выписки из реестра лицензий на бумажном носителе, порядка ее взимания, случаев и порядка возврата».

    [4] Единый государственный реестр юридических лиц.

    [5] Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

    Н.С. Беляева,​ генеральный директор ООО «Дельфи», заместитель председателя Комитета по переработке отходов и вторичным ресурсам Деловой России

    Лицензирование деятельности по обращению с ТКО

    Как оказалось, этот термин и новое понятие, введённое в обращение ФЗ №458 от 29.12.2014 года «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», вызвал много вопросов у управляющих компаний. Большинство УК подумало, что получать лицензию для того, чтобы в новых условиях взаимодействовать с региональным оператором по обращению с ТКО, предстоит им. В данной статье постараемся развеять все мифы и дать ответы на интересующие вас вопросы.

    Кто должен получать лицензию для ведения деятельности по обращению с ТКО

    Прежде всего, нужно успокоить управляющие компании. Им получать лицензию не нужно. Новые правила обращения с ТКО такого требования не содержат.

    До вступления в силу ФЗ №458 лицензированию подлежала деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I – IV классов опасности. В соответствии с принятым законом с 1 июля 2015 года лицензированию подлежит деятельность по обращению с ТКО, включая сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещению отходов I-IV классов опасности.

    Таким образом, лицензию должны получать юридические лица и ИП, занимающиеся деятельностью по обращению с опасными отходами. Лицензию нужно успеть получить до 1 января 2016 года. Следует отметить, что выданные до 1 июля 2015 года и действительные в настоящий момент времени лицензии, продолжают действовать до 1 января 2019 года.

    • лицензирующий орган (Росприроднадзор);
    • список работ, относящийся к этому лицензируемому виду деятельности;
    • лицензионные требования к соискателю лицензии и лицензиату, которые определяются требованиями ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», «Об отходах производства и потребления», «Об охране окружающей среды»;
    • перечень документов, прилагаемых к заявлению о предоставлении лицензии;
    • список документов, необходимых для переоформления лицензии при расширении видов или географии лицензируемой деятельности;
    • перечень грубых нарушений лицензионных требований.

    Реформирование деятельности по обращению с отходами

    В рамках принятого федерального закона введён целый институт региональных операторов и утверждена новая система регулирования деятельности по обращению с отходами. Все эти положения вступают в силу с 1 января 2016 года.

    К региональным операторам по обращению с ТКО будет поступать вся информация об отходах, начиная от источника их образования, количества отходов с классификацией по видам и классам опасности, до мест их обработки, утилизации, обезвреживания и размещения. До 1 января 2016 года Минприроды РФ примет и утвердит Порядок подтверждения отнесения отходов к определённому классу опасности, а также определит Порядок их паспортизации и разработает типовые формы паспортов отходов.

    Определение границ ответственности при заключении договоров УК с региональными операторами по обращению с ТКО

    Новая система обращения с ТКО предполагает разделение зон ответственности управляющей компании и регионального оператора по обращению с отходами для определения точки поставки коммунального ресурса.

    Для каждого коммунального ресурса границы ответственности определены в Постановлении Правительства РФ №491 от 13.08.2006 года «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».

    В соответствии с законодательством, каждая из сторон договора должна принять в обслуживание то, что находится в её собственности либо висит на балансе. И это вполне естественно и логически верно. Взять, например, внутридомовые системы холодного, горячего водоснабжения, газоснабжения, отопления и электроснабжения, а также коллективные (общедомовые) приборы учёта, входящие в состав общего имущества МКД. Они обслуживаются управляющей компанией (пп. 5–7 Правил предоставления КУ). А уже обслуживанием внутридомовых инженерных сетей за стенами многоквартирного дома занимается РСО.

    Но только понятная логика не работает в ситуации с вывозом мусора и обращением с ТКО. Всё из-за того, что многие контейнерные площадки не оформлены в собственность жильцов МКД или муниципалитета. В результате невозможно установить на них право собственности и провести границу ответственности.

    По закону региональный оператор по обращению с ТКО предоставляет свои услуги от контейнерной площадки. По сути за содержание контейнерных площадок и бункеров-накопителей отвечают ИП, юридические и физические лица, которым данные объекты принадлежат на праве собственности, аренды либо другом имущественном праве, или в управлении которых они находятся.

    Но, как показывает практика, в подавляющем большинстве регионов контейнерные площадки не входят в общее имущество собственников жилья или в собственность муниципалитетов. Из-за этого возникает путаница в правах, зонах ответственности и определении точек поставки коммунального ресурса.

    Чтобы оформить контейнерные площадки в общее имущество собственников помещений в МКД, нужно иметь сформированный земельный участок и решение ОСС (пп. 1–10 ПП РФ № 491 и ст. 30, 36, 40, 161, 162 ЖК РФ). Для этого по каждому многоквартирному дому органам местного самоуправления необходимо установить границы земельного участка, относящегося к общему имуществу в МКД.

    Если это ещё не сделано, то муниципалитетам потребуется в срочном порядке до 1 января 2016 года оформить право собственности на контейнерные площадки с тем, чтобы впоследствии передать их на обслуживание региональному оператору по обращению с ТКО. Иначе управляющие компании и товарищества вправе отказаться от обслуживания контейнерных площадок по причине отсутствия денежных средств на вывоз мусора.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: