Ухудшение жилищных условий военнослужащих: закон, при разводе, изменения, судебная практика

Судебная практика по военной ипотеке: Верховный суд утверждает изменения, отправив дело на новое рассмотрение

У военнослужащих согласно законодательству есть немало льгот. Одной из них является право оформить жилье в ипотеку на выгодных условиях. Однако если семья распадается, то необходимо знать, как разделить квартиру по военной ипотеке.

Бытует мнение, что недвижимость является личной собственностью военнослужащего, поскольку приобретено за счет средств, имеющих целевое назначение. Этой позиции придерживаются и некоторые судебные инстанции. Однако, высшая инстанция высказала иное мнение в определении Верховного суда РФ № 58-кг16-25 от 24.01.2017 года.

Коллегией была рассмотрена кассационная жалоба по одному из дел о судебном разделе имущества. В число спорной собственности вошла и квартира, полученная на условиях НИС. А также супруги делили между собой автомобиль и несколько банковских кредитов. Расскажем обо всем по порядку.

Начало конфликта: делится ли военная ипотека при разводе

Супруги шесть лет прожили в браке и в 2013 году решили развестись. Спустя несколько лет бывшая жена (назовем ее Анной) подала иск в суд к бывшему супругу – Роману (имя также изменено).

В исковом заявлении о разделе имущества Анна просила пополам поделить квартиру, приобретенную мужем по программе НИС, а также доходы, которые семья получила от ее сдачи в аренду.

Истица ставила вопрос о разделе кредитов, оформленных в браке. При этом, женщина была не против оставить за бывшим мужем машину с выплатой ей компенсации.

В свою очередь, ответчик обратился со встречным иском. Он попросил суд отдать истцу вторую семейную машину с выплатой компенсации в его пользу, а также взыскать часть денежных средств в счет совместно выплаченного кредита.

Что решали суды вынося решение

Первая инстанция, рассмотрев оба иска, поступила следующим образом. На основании решения от 11 ноября 2015 года каждому из супругов досталось по машине. Кроме того, суд распределил между членами семьи поровну имеющиеся кредиты.

Ипотечную квартиру и доходы, полученные от предоставления ее в аренду, суд делить не стал, оставив все за Романом. С таким вариантом согласилась и апелляционная инстанция, оставив своим определением от 24.02.2016 г. первоначальное решение в силе.

При разделе ипотечной квартиры суды отметили, что она была приобретена за счет средств, имеющих целевое назначение (НИС). Деньги эти были предоставлены военнослужащему для решения его жилищной проблемы. При этом семейный статус получателя выплат значения не имеет.

Анну решение суда и такой вариант раздела имущества не устроил, и она обратилась в Верховный Суд с кассационной жалобой. В результате бывшая супруга в части квартиры добилась пересмотра предыдущих судебных актов и передачи дела для повторного рассмотрения в первую инстанцию.

На что обратил внимание Верховный Суд

Собственную позицию коллегия судей изложила в определении от 24 января 2017 года по делу № 58-КГ 16-25. Ключевым является утверждение о том, что квартира, приобретенная за счет средств накопительно-ипотечной системы для военных, относится к общему имуществу мужа и жены. Поэтому ее раздел в случае развода должен происходить в общем порядке.

Напомним, что статья 36 Семейного кодекса устанавливает, какое имущество супругов считается совместным, а какое личным. В частности, к последнему относятся средства, имеющие целевое назначение.

Например, Верховный Суд некоторое время назад пояснил, что не делится недвижимость, обретенная в браке за счет материнского капитала. В случае развода квартира, дом и земельный участок, продолжают оставаться в долевой собственностью родителей и детей.

Но вернемся к военной ипотеке. В своем определении кассационная инстанция сослалась на ФЗ о статусе военнослужащих и накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих.

По указанному законодательству военному предоставляется целевой жилищный заем для формирования исходного взноса по ипотеке.

При этом, не существует никаких ограничений для распоряжения таким имуществом для членов семьи военнослужащего. Верховный Суд посчитал, что поскольку ипотечное жилье было приобретено в период существования семейных отношений, то и делиться оно должно так же, как и любое другое имущество супругов.

Высшей инстанцией отмечено, что жилье было приобретено не полностью за счет средств целевого займа. На часть стоимости квартиры в период существования брака в банке был взят кредит, являющийся общим для двух супругов.

Это также является дополнительным доводом в пользу того, что недвижимость на случай распада семьи должна делиться по стандартной процедуре.

Читайте также:
Предоставит ли мне государство помощь для выплаты валютной ипотеки?

Верховный Суд также признал неправомерным отказ в удовлетворении претензий Анны в части взыскания доходов в виде платы за сдачу квартиры на условиях найма. По мнению судей, данное требование является производным по отношению к разделу квартиры. Поэтому ему суды должны были дать оценку.

В итоге, кассация признала нарушения, допущенные ранее судами существенными, и дело было отправлено на новое рассмотрение в первую инстанцию в части раздела квартиры и дохода от передачи ее в аренду.

Итак, основной вывод. Жилье, оформленное на условиях военной ипотеки, не является личным имуществом военнослужащего. Следовательно, при разводе супругов, такую недвижимость надлежит делить.

Судебная практика по военной ипотеке

Кредитование для военнослужащих имеет свою специфику. Поэтому неудивительно, что существует несколько категорий судебных споров. Первая из них связана с получением задолженности. И здесь одним из требований является обращение взыскания на имущество.

При расторжении брака ипотечная квартира также является объектом внимания. В качестве предмета спора выступают раздел самой квартиры или кредита, оформленного для ее получения.

Существуют дела и о выселении бывших членов семьи из ипотечной квартиры. Описание некоторых судебных решений приведено ниже. Все они достаточно свежие и датированы 2019 годом.

Общая совместная собственность

Истица обратилась в суд с заявлением о разделе квартиры, полученной ее бывшим супругом по военной ипотеке. При этом в обращении была сделана оговорка о том, что в недвижимость вложены и личные средства ответчика. Последний против требований возражал, ссылаясь на то, что жилплощадь не относится к совместной собственности.

Изучив документы, озвученные доводы, Гагаринский районный суд Севастополя иск удовлетворил. В решении от 14.06.2019 г. по делу № 2-1870/2019 отмечено, что недвижимое имущество, приобретенное по ипотечной программе для военнослужащих, является общей совместной собственностью супругов.

Законодательство не содержит специальных оговорок в отношении данного типа квартир. Однако суд сделал при разделе поправку на то, что на приобретение недвижимости потрачены и личные средства. Поэтому раздел произошел не в равных долях.

Когда заемщик умер

Банк обратился с иском к наследникам гражданина, оформившего квартиру по военной ипотеке. В состав требований вошли истребование задолженности по кредитному договору, а также обращение взыскания на объект недвижимости.

Одна из ответчиц – супруга умершего против иска возражала. Она отметила, что после смерти выплаты должны осуществляться Росвоенипотекой. А также, женщина отметила, что она может получить средства, оставшиеся на накопительном счете супруга.

Рассматривая дело, Октябрьский районный суд Амурской области пришел к следующим выводам. Все родственники покойного, относящиеся к первой линии, приняли наследство. Следовательно, они должны нести ответственность и по долгам.

Доводы ответчицы также не приняты во внимание, поскольку никакие документы в Росвоенипотеку не подавались. Что же касается обращения взыскания на заложенное имущество, в решении от 14.06.2019 г. по делу № 2-64/2019 указано, что такой способ удовлетворения требований кредитора прописан в самом ипотечном договоре. И супруга заемщика давала свое нотариальное согласие на его заключение.

Раздел долгов после развода

Интересное дело рассмотрел Ленинский районный суд Ставрополя. В суд обратился военнослужащий с иском к бывшей супруге о признании долговых обязательств по военной ипотеке общими.

Однако решением от 22.07.2019 г. по делу № 2-1295/2018 в удовлетворении требований отказано. Судья при этом привела следующие доводы.

На момент расторжения брака все предыдущие платежи по недвижимости осуществлялись Росвоенипотекой исключительно за счет денег, содержащихся на накопительном счете военнослужащего. Сам он никаких отчислений не производил. Поэтому жилплощадь считается купленной на средства, полученные по целевой государственной программе. Поэтому, о разделе долговых обязательств между супругами речь идти не может.

Выселение из ипотечной квартиры

В суд обратилась гражданка с требованием о выселении из жилого помещения бывшего мужа. Истица делала акцент на том, что квартира приобретена по военной ипотеке и, следовательно, является ее личной собственностью. Кроме того, в заявлении указывалось, что мужчина злоупотребляет алкоголем и не принимает никакого участия в ведении домашнего хозяйства.

Северский городской суд Томской области в решении от 03.07.2019 г. по делу № 2-911/2019 указал следующее. Квартира, приобретенная в рамках военной ипотеки, является общим имуществом. Поэтому после расторжения брака супруг сохраняет за собой право проживания в ней.

Доводы о том, что мужчина употребляет спиртное и не предпринимает никаких действий в отношении общего хозяйства, не являются основанием для его выселения. Поэтому итогом разбирательств стал отказ в удовлетворении иска.

Читайте также:
Пенсионный фонд в Фокине: особенности деятельности, режим работы, адрес

Обращение взыскания на недвижимость при увольнении

Росвоенипотека подала судебный иск к заемщику с целью взыскать задолженность по договору целевого жилищного займа и обратить взыскание на недвижимое имущество ответчика. Обращение обосновано тем, что гражданин, проходивший службу по контракту, уволился и его накопительный счет закрыт.

Далее лицу был направлен график погашения задолженности, который не выполнен. Поэтому последовала подача искового заявления.

Решением Кизлярского городского суда Республики Дагестан от 30.07.2019 г. по делу № 2-347/2019 иск удовлетворен. Обращено взыскание на квартиру посредством ее продажи с публичных торгов. Также в резолютивной части была обозначена и начальная продажная цена.

Будет ли жена военнослужащего иметь долю в квартире по военной ипотеке: мнение эксперта

Можно констатировать, что появилась четкая правовая позиция в отношении того, как поступать при разводе с квартирой, доставшейся на условиях НИС для военнослужащих. Раньше многие суды рассматривали такую собственность в качестве личной, и отказывали в ее разделе.

Верховный Суд указал на ошибочность такого мнения. И с его доводами можно согласиться. Ведь квартира приобреталась не полностью за счет целевого накопления, а с участием и семейного капитала, пускай даже и заемного. Поэтому при любых вариантах имущество попадает в разряд совместно нажитого.

Акцентируем внимание. Если ипотечная недвижимость для военного единственная, при ее делении могут быть ущемлены жилищные права гражданина. На этот момент суды также обращают часто внимания при подготовке итогового решения.

Однако как бы там ни было, судебная практика по военной ипотеке пока складывается таким образом. Не исключено, что со временем Верховный Суд может пересмотреть свою точку зрения в соответствии с возможными коррективами в законодательстве.

Автор: Олег Владимирович Росляков, источник yurist-spb24.ru.

Обязательно поделитесь с друзьями!

Юрист, опыт работы более 20 лет. Консультирующий специалист и автор публикаций на сайте yurist-spb24.ru. Получил образование в Институте гуманитарных знаний КПГУ им. И. Арабаева г. Бишкек, юриспруденция. Сфера интересов гражданское и семейное право.

Ухудшение жилищных условий военнослужащих: закон, при разводе, изменения, судебная практика

Право на жилище

25. При рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона “О статусе военнослужащих”, так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В связи с изложенным судам следует исходить из того, что гарантированное статьей 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих” право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами ЖК РФ и Семейного кодекса Российской Федерации.

26. Обратить внимание судов на то, что согласно части 2 статьи 15, части 5 статьи 57 ЖК РФ, пунктам 1 и 14 статьи 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих” предоставляемое военнослужащему жилое помещение по договору социального найма или в собственность, в том числе по избранному постоянному месту жительства, должно отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства и должно находиться в границах соответствующего населенного пункта.

Судам также следует учитывать, что в силу пункта 19 статьи 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих” в случае, если военнослужащий, проходящий военную службу по истечении срока контракта в добровольном порядке до получения жилого помещения, отказывается от предложенного жилого помещения, которое расположено по избранному месту жительства, а также изъявляет желание изменить ранее избранное место жительства, такому военнослужащему предоставляется жилищная субсидия.

Читайте также:
Штраф за самовольное подключение газа, плиты, котла, колонки, ответственность за незаконную врезку в газопровод

Разрешая споры, связанные с предоставлением военнослужащим жилого помещения либо жилищной субсидии вместо ранее предложенного жилого помещения, судам необходимо учитывать конкретные обстоятельства дела, интересы военнослужащих и членов их семей и другие заслуживающие внимания обстоятельства.

27. Согласно пункту 5 статьи 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих” в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.

Если военнослужащий реализовал свое право на жилое помещение по договору социального найма в порядке, предусмотренном Федеральным законом “О статусе военнослужащих”, и не может представить документы о его освобождении, повторное обеспечение такого военнослужащего жилым помещением по договору социального найма осуществляется в общем порядке согласно нормам ЖК РФ с учетом ранее полученного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Расторжение супругой (супругом) военнослужащего в отношении себя на основании статьи 83 ЖК РФ договора социального найма жилого помещения в связи с выездом к месту военной службы супруга (супруги) в другой населенный пункт не относится к действиям по намеренному ухудшению жилищных условий (статья 53 ЖК РФ).

28. Во избежание нарушения прав военнослужащих на дополнительную общую площадь жилого помещения в соответствии с пунктом 2 статьи 15.1 Федерального закона “О статусе военнослужащих” судам следует исходить из того, что такое право сохраняется за офицерами в воинском звании полковника, ему равном и выше, не только проходящими военную службу, но и уволенными с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями. Иные категории военнослужащих (например, командиры воинских частей в воинском звании до подполковника, капитана 2 ранга включительно) имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения только в период прохождения военной службы.

При наличии права на дополнительную общую площадь жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации по нескольким основаниям увеличение размера общей площади жилого помещения производится по одному из них (пункт 2 статьи 15.1 Федерального закона “О статусе военнослужащих”).

В тех случаях, когда военнослужащему невозможно предоставить по установленным нормам жилое помещение, в том числе с учетом его права на дополнительную общую площадь жилого помещения, допускается превышение нормы предоставления жилого помещения с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома, но не более установленных норм (пункты 1 и 3 статьи 15.1 Федерального закона “О статусе военнослужащих”).

Предусмотренное абзацем четвертым пункта 16 статьи 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих” право военнослужащих на предоставление жилого помещения в собственность общей площадью, превышающей установленную норму предоставления площади жилого помещения, может быть реализовано только с их согласия, поскольку в этом случае военнослужащие производят оплату общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, за счет собственных средств. Порядок оплаты общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, устанавливается Правительством Российской Федерации.

29. При разрешении споров о праве членов семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членов семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, на жилое помещение необходимо учитывать, что в силу пункта 1.1 статьи 15.1 и пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона “О статусе военнослужащих” жилищные субсидии либо жилые помещения предоставляются им с учетом права погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, в том числе на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).

Ухудшение жилищных условий военнослужащих

Изменился ли срок (5 лет) ухудшение жилищных условий для военнослужащих после которого возможно встать на очередь получения ж. пл.

Будет ли считаться намеренным ухудшением жилищных условий развод. Проживаем с супругом в квартире по договору социального найма, оба военнослужащие, до предельного возраста супругу еще 3 года, так вот посчитают ли ухудшением жилищных условий в случае развода.

Это правда, что военнослужащие после ухудшения жилищных условий 5 лет не ставятся в очередь на жилье? Спасибо.

Здравствуйте! Я военнослужащий, хочу прописать к себе бабушку жены. Будет ли такое действие являться намеренным ухудшением жилищных условий?

Я военнослужащий имею приватизированное жилью. Мой вопрос согласно норме нового жилищного кодекса, при намеренном ухудшении жилищных условий (договор дарения), Я имею права через 5 лет встать на очередь на улучшения жилищный условий, и получить жилплощадь от Министерства Обороны. Заранее спасибо за ответ.

Читайте также:
Список отделов ПФР Мурашинский район, Кировская область. Адреса, телефоны, официальный сайт, время приёма

Если за неделю до брака с военнослужащим, я передарила свою квартиру, является ли это намеренным ухудшением жилищных условий?

Я,являюсь ответственным квартиросъемщиком, в муниципальной квартире, зарегистрирован там же, приватизации квартиры до сих пор не было, будет ли это считаться заведомо ухудшением жилищных условий при постановке на жилищный учет, Я военнослужащий с 1995 года, более 20 лет кален. Выслуги? Спасибо.

Отец военнослужащий выписался с жилплощади, непринадлежащей ему с тремя детьми. И прописался при части. Является ли это ухудшением жилищных условий?

Военнослужащий стоит в очереди на улучшение жилищных условий. Будет ли для него являтся намеренным ухудшением жилищных условий процедура по передаче в оперативное управление воинской части собственного жилого помещения, которое он получил ранее по договору дарения?

Военнослужащий. Призван на службу в 2014 году. В 2015 году выписался с родительской квартиры (собственник-отец) и прописался при части. В сентябре 2020 года прошло 5 лет, как “намеренно ухудшил свои жилищные условия”. В октябре 2020 года подал запрос на выделение служебной квартиры. Пришел отказ. Основание-“намеренное ухудшение жилищных условий”. Получается срок в 5 лет на военнослужащих не распространяете? Теперь уже всегда мне будет приходить отказ? Еще вопрос. Могу ли я все таки быть включен в НИС (как прапорщик). Не будет ли мне и в этом отказ?

Муж военнослужащий, должен получить жилье на семью (3 человека), жена отказалась от приватизации в квартире родителей (зарегистрирована у них) в 2010 г. Сейчас нам отказывают в получении квадратных метров на жену, аргументируя тем что у нее есть жилая площадь на собственности родителей. А также что ухудшила жилищные условия и может получить кв. метры только по истечении пяти лет. Является ли отказ от приватизации ухудшением жилищных условий?

Я военнослужащий участвовал в приватизации а потом подарил свою долю матери, а теперь она обратно подарит мне эту долю, будет ли это считаться ухудшением жилищных условий. И будет ли у меня право на улучшение жилищных условий если эта доля менее положенного жилья.

Является ли намеренным ухудшением жил условий следующая ситуация: Мой муж военнослужащий более 10 лет календарной выслуги, сокращен и уволен по ОШМ, на очередь на жилье встал в 2004 году, в 2008 году в ноябре мы поженились, из квартиры родителей я выписалась в июле 2009 года и прописалась вместе с сыном (2009 г. р) к мужу при в/ч. (в/ч находится втом же городе, где я и была прописана). Доли у меня нет, собственником является моя мама. В ДЖО отказывают дать квартиру на меня, (нуждающимися признали только мужа и сына) ,обосновывая это намеренным ухудшение жилищных условий. Является ли данный факт ухудшением жилищных условий?

6 сентября у нас будет заключён брак с военнослужащим, в июне месяце я подарила свою долю маме в квартире, будет ли это влиять на получении компенсации военнослужащего как ухудшение жилищных условий.

Вопрос следующий. Если военнослужащий проживающий в служебной квартире разводится и сдает квартиру. Является ли это ухудшением жилищных условий и надо ли ждать 5 лет чтобы иметь право на субсидию. Спасибо.

Я военнослужащий. В закрытом административно-территориальном образовании (ЗАТО) имею квартиру по договору социального найма. Будет ли считаться ухудшением жилищных условий сдача квартиры администрации ЗАТО при переводе к новому месту службы?

Квартира сдана по договору соцнайма нанимателю с супругом (военнослужащий). Будет ли являться ухудшением жилищных условий, если супруги развелись, квартира приватизируется бывшей супругой, а бывшему супругу фактически негде жить? Спасибо заранее.

Является ли ухудшением жилищных условий, выписка с постоянного места регистрации из муниципального ветхого жилья, если военнослужащий получил служебное жильё?Как это может повлиять при получении постоянного жилья после выхода на пенсию?

Хотим с семьей встать на учёт нуждающихся в получении квартиры. Я военнослужащий. С семьей мы жили некоторое время у моей матери, в сентябре 2015 года по решению суда нас выселили. Подав заявку на постановление на учёт, получили отказ, так как то, что мы выселились от матери, является намеренным ухудшением жилищных условий. Вопрос: является ли выселение по решению суда ухудшением жилищных условий? Какой статьей это подтвердить?

Читайте также:
Акт приема-передачи земельного участка по договору аренды: структура документа и пошаговая инструкция по заполнению

Является ли развод ухудшением жилищных условий? При разводе и разделе имущества суд отказал супругу в праве на половину доли в квартире, купленной супругой по военной ипотеке. Военнослужащий теперь имеет полное право на признание его нуждающимся? И будет ли считаться развод намеренным ухудшением?

Я и жена военнослужащие. Жена прописана в квартире матери в том же городе в котором находится в/ч.положено ли нам служебное жильё?Будет ли являться ухудшение жилищных условий если она выпишется оттуда? Квартира мамы неприватизированной.

Намеренное ухудшение жилищных условий (табица)

К действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся намеренные действия и гражданско-правовые сделки, в результате совершения которых у военнослужащих и (или) членов их семей возникли основания признания их нуждающимися в жилых помещениях, предусмотренные статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, связанные:

с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения военнослужащими членов семей, указанных в пункте 5 статьи 2 Федерального закона “О статусе военнослужащих”);

с обменом жилыми помещениями;

с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения меньшей площади;

с выделением доли собственниками жилых помещений;

с отчуждением жилых помещений или их частей.

п. 12 Правил признания военнослужащих – граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях, формы выписки из решения о предоставлении жилого помещения, находящегося в федеральной собственности, в собственность бесплатно, формы акта приема-передачи жилого помещения и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 октября 2020 г. № 1768

К действиям, повлекшим намеренное ухудшение своих жилищных условий на территории закрытого военного городка (населенного пункта, исключенного из утвержденного Правительством Российской Федерации перечня закрытых военных городков, поселка) гражданами, указанными в подпункте “б” пункта 5 настоящих Правил, в целях настоящих Правил относятся следующие действия и гражданско-правовые сделки, совершенные указанными гражданами и (или) членами их семей:

а) обмен жилыми помещениями на жилое помещение меньшей общей площади;

б) невыполнение условий договора о пользовании жилым помещением, повлекшее выселение в судебном порядке;

в) вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги) гражданина – участника основного мероприятия, несовершеннолетних детей и временных жильцов);

г) отчуждение жилого помещения или его доли, принадлежащих гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности.

П. 7.1. Правил Постановление Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153 “О некоторых вопросах реализации основного мероприятия “Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством” государственной

Не являются действиями по намеренному ухудшению жилищных условий:

  • не имели жилых помещений в пользовании или на праве собственности;
  • имели право пользования жилыми помещениями или являлись собственниками жилых помещений, которые в установленном порядке были признаны непригодными для проживания;
  • произвели действия по прекращению права пользования жилыми помещениями в связи с выездом к месту прохождения военнослужащими военной службы при вступлении с ними в брак;
  • произвели действия по прекращению права пользования жилыми помещениями в связи с выездом к месту прохождения военной службы военнослужащими, являющимися их родителями (для не состоящих (состоявших) в браке несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения);
  • расторжение по инициативе получателя ренты договора ренты жилого помещения, заключенного им с военнослужащими и (или) членами их семей, с возвратом получателю ренты этого жилого помещения;
  • признание сделки с жилым помещением недействительной в судебном порядке, вследствие чего военнослужащие и (или) члены их семей утратили право пользования жилым помещением или собственности на жилое помещение.

Приказ Министра обороны РФ от 30.09.2010 г. № 1280

5. В соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации военнослужащие и члены их семей не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее истечения пяти лет после совершения ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых на военнослужащих и членов их семей стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения, в том числе связанных с изменением права пользования жилым помещением, обменом жилого помещения, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, расторжением брака (за исключением случая, предусмотренного подпунктом “и” настоящего пункта), выделением доли жилого помещения собственниками, отчуждением жилого помещения или его части.

Читайте также:
Примерная форма договора на оказание услуг по вывозу и утилизации опасных отходов

Не рассматриваются в качестве действий по намеренному ухудшению жилищных условий:

а) вселение несовершеннолетних детей по месту жительства любого из родителей 7 ;

б) вселение в установленном порядке в жилое помещение супруга (супруги), родителей военнослужащего (гражданина), если по предыдущему месту жительства они могли быть признаны нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации;

в) расторжение договора ренты по инициативе получателя ренты с возвратом жилого помещения получателю ренты;

г) признание сделки с жилым помещением недействительной в судебном порядке;

д) отказ от принятия дара одаряемым, отказ дарителя от исполнения договора дарения;

е) отказ наследника от наследства;

ж) сдача жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма или на праве собственности по прежнему месту жительства, соответствующему государственному или муниципальному органу или уполномоченному ими лицу в связи с убытием к месту военной службы военнослужащего;

з) выезд членов семьи военнослужащего в другое место жительства к месту военной службы военнослужащего и совершение ими в связи с этим действий по прекращению права пользования жилыми помещениями;

и) утрата права пользования жилым помещением в связи с прекращением семейных отношений с собственником жилого помещения.

Приказ Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 24 октября 2011 г. № 590 “Об утверждении Правил организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями”

6. Военнослужащие, которые с намерением приобретения права состоять на учете совершили действия по намеренному ухудшению жилищных условий, связанные с изменением порядка пользования жилыми помещениями, обменом жилых помещений, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, повлекшим их выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения меньшей площади, выделением доли собственниками жилых помещений, отчуждением жилых помещений или их частей, и иные действия по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Постановление Правительства РФ от 29 июня 2011 г. № 512 “О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих – граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и предоставления им жилых

Расторжение супругой (супругом) военнослужащего в отношении себя на основании статьи 83 ЖК РФ договора социального найма жилого помещения в связи с выездом к месту военной службы супруга (супруги) в другой населенный пункт не относится к действиям по намеренному ухудшению жилищных условий (статья 53 ЖК РФ).

Ухудшение жилищных условий военнослужащих при расторжении брака в 2022 году

Ухудшение жилищных условий может быть связано с разными событиями в жизни человека, причем как с приятными, так и не очень. Например, заключение брака или рождение ребенка повлечет ухудшение жилищных условий в связи с уменьшением жилой площади на одного человека при прописке супруги и ребенка в квартире.

Развод, и последующий за разводом раздел имущества также приводит к ухудшению жилищных условий военнослужащих при расторжении брака.

При ухудшении жилищных условий военнослужащий может претендовать на их улучшение. Но при этом важно, чтобы ухудшение условий проживания являлось не умышленным, а непреднамеренным.

Государственное регулирование

При решении вопросов о правомерности признания нуждающимся в улучшении жилья военнослужащим после его развода необходимо руководствоваться следующими законодательными актами:

  1. Жилищным кодексом РФ (ЖК РФ).
  2. Федеральным законом «О статусе военнослужащих» № 76-ФЗ от 27.05.1998.
  3. Постановлением правительства РФ «О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих — граждан Российской Федерации и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно» № 512 от 29.06.2011.
  4. Приказом Министра обороны РФ «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений» № 1280 от 30.09.2010.

Преднамеренное ухудшение жилищных условий при разводе

Главное, чего нужно избежать при разводе, после которого потребуется улучшение жилищных условий, это избежать признания развода преднамеренным ухудшением жилищных условий.

Читайте также:
ПФР Калужская область, Медынский район, Медынь, ул. Карла Маркса, 12: официальный сайт, адрес, телефоны, часы работы

Законодательством РФ не установлен перечень действий, которые могли бы трактоваться как умышленные в вопросе ухудшения жилищных условий. Но исходя из существующей практики, довольно частыми являются случаи умышленного расторжение военнослужащими брака, если такое расторжение сопровождается разделом имущества и выделением доли в занимаемом жилье второму супругу.

А в соответствии со статьей 53 ЖК РФ встать на учет в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий, можно только через пять лет после совершения действий, которые могут быть признаны намеренными действия по ухудшению условий проживания.

Подобная норма содержится и в пункте 4 Приказа МО РФ № 1280.

При этом сам по себе развод военнослужащего не является преднамеренным действием.

Способы определения умысла при расторжении брака

Определить умысел при расторжении брака военнослужащим довольно сложно.

Ведь важно не только определить умысел в действиях, но и собрать документальные доказательства такого умысла.

При этом необходимо выяснить, например, такие особенности расторжения брака военнослужащим:

  • кто являлся инициатором развода,
  • как происходило расторжение брака,
  • имеются ли у военнослужащего несовершенные дети, либо другие иждивенцы,
  • в какой срок после развода военнослужащий обратился за признанием его нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Судебная практика

Анализируя судебную практику по делам, связанным с ухудшением жилищных условий военнослужащего после развода и доказыванием права на улучшения жилищных условия, можно отметить следующее.

Не будет являться намеренным ухудшением жилищных условий после развода, если:

  • в решении суда о расторжении брака указано, что вы с супругой не проживали совместно более 5 лет,
  • в документах, поданных при постановке на учет нуждающихся, подтверждается факт вашего раздельного проживания,
  • вы были признаны нуждающимся не в результате развода, а до него.

Во всех остальных случаях потребуется сбор дополнительных доказательств того факта, что развод не являлся фиктивным.

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос № 1:

Военнослужащему отказано в улучшении жилищных условий по причине того, что он уже получал жилье как военнослужащий, находясь в браке и имея ребенка. Метраж жилья соответствовал социальной норме. Брак был расторгнут, доля военнослужащего в квартире была подарена бывшей жене. Сам военнослужащий проживает после развода на съемной квартире. Правомерен ли в таком случае отказ в улучшении жилищных условий (получении бесплатного жилья)?

Да, в рассматриваемом случае отказ правомерен. Порядок предоставления жилья регламентируется статьей 15 Федерального закона «О статусе военнослужащего». Так как военнослужащий не сдал прежнее жилье, а подарил его бывшей жене, он потерял право на повторное предоставление жилья по договору социального найма. Раз ухудшение жилищных условий произошла в результате дарения доли в квартире, права на улучшение жилищных условий у такого военнослужащего нет.

Вопрос № 2:

Как подтвердить, что ухудшение жилищных условий военнослужащего в результате развода произошла не намеренно? Квартира оставлена супруге с несовершеннолетними детьми.

Подтвердить, что развод не являлся фиктивным можно, например, подав исковое заявление в суд на раздел имущества.

Ухудшение жилищных условий военнослужащих: закон, при разводе, изменения, судебная практика

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Постановление Правительства РФ от 30 октября 2020 г. № 1768 “Об утверждении Правил признания военнослужащих – граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях, формы выписки из решения о предоставлении жилого помещения, находящегося в федеральной собственности, в собственность бесплатно, формы акта приема-передачи жилого помещения и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации”

Обзор документа

Постановление Правительства РФ от 30 октября 2020 г. № 1768 “Об утверждении Правил признания военнослужащих – граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях, формы выписки из решения о предоставлении жилого помещения, находящегося в федеральной собственности, в собственность бесплатно, формы акта приема-передачи жилого помещения и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации”

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих” Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Правила признания военнослужащих – граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях;

Читайте также:
Гражданство Латвии для россиян - как получить, при покупке недвижимости, по корням, по браку

форму выписки из решения о предоставлении жилого помещения, находящегося в федеральной собственности, в собственность бесплатно;

форму акта приема-передачи жилого помещения.

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512 “О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих – граждан Российской Федерации и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 28, ст. 4210);

пункт 3 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2015 г. № 201 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 11, ст. 1607);

постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 2015 г. № 900 “О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. № 512” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 36, ст. 5040);

пункт 46 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. № 1540 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 2, ст. 368).

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 ноября 2020 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 октября 2020 г. N 1768

Правила
признания военнослужащих – граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях

1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих” в целях организации работы федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее – федеральные органы):

а) по признанию военнослужащих – граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, указанных в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих” (далее – военнослужащие), нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации;

б) по приему заявлений о признании нуждающимися в жилых помещениях;

в) по ведению списка (реестра) нуждающихся в жилых помещениях и внесению в него данных о военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях (далее – учет), и членах их семей;

г) по проверке данных по учету, а также сведений, послуживших основанием для признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях.

2. Признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется уполномоченными органами федеральных органов (далее – уполномоченные органы).

3. В случае гибели (смерти) военнослужащих действие настоящих Правил распространяется на лиц, указанных в абзаце первом пункта 3 1 статьи 24 Федерального закона “О статусе военнослужащих”.

4. Военнослужащие, имеющие в соответствии с Федеральным законом “О статусе военнослужащих” право на обеспечение жилыми помещениями по избранному месту жительства, а также члены семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, в заявлении о признании нуждающимся в жилом помещении, подаваемом по форме согласно приложению, указывают избранное место жительства (наименование субъекта Российской Федерации и административно-территориального образования субъекта Российской Федерации (для городов федерального значения наименование административно-территориального образования субъекта Российской Федерации не указывается).

5. В целях признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях применяется учетная норма площади жилого помещения, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту прохождения военной службы, а при наличии права на обеспечение жилыми помещениями по избранному месту жительства – по избранному месту жительства.

6. Для признания нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган заявление о признании нуждающимся в жилом помещении, к которому прилагаются следующие документы:

копии паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность военнослужащего, и паспортов, удостоверяющих личности всех членов его семьи (с отметками о регистрации по месту жительства), копии свидетельств о рождении детей, не достигших 14-летнего возраста, и документов о регистрации по месту жительства детей, не достигших 14-летнего возраста, а в случае, если дети усыновлены (удочерены), – копии свидетельства об усыновлении (удочерении) либо решения суда об усыновлении (удочерении);

копии свидетельств о заключении (расторжении) брака – при состоянии в браке (расторжении брака);

Читайте также:
Все нюансы обязательного и добровольного страхования можно узнать в профильной компании - Заполнение декларации 3-НДФЛ онлайн

выписки из домовых книг (поквартирные карточки), копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащего и членов его семьи или единый жилищный документ за последние 5 лет до подачи заявления;

копии документов, подтверждающих право на предоставление дополнительных социальных гарантий в части жилищного обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Военнослужащие, сведения о ведомственной принадлежности которых в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации составляют государственную тайну, к заявлениям о признании нуждающимися в жилых помещениях, кроме документов, указанных в абзацах втором – пятом настоящего пункта, также прилагают документы, указанные в абзацах третьем и четвертом пункта 7 настоящих Правил. Перечень документов, которые необходимо представить военнослужащим в соответствии с абзацем четвертым пункта 7 настоящих Правил, определяется федеральными органами.

В случае если по обстоятельствам, не зависящим от военнослужащего, документы, указанные в абзацах четвертом и пятом настоящего пункта и абзаце четвертом пункта 7 настоящих Правил, не могут быть получены (представлены), военнослужащий представляет документы, свидетельствующие о невозможности их получения (представления).

Копии документов должны быть представлены с предъявлением подлинника либо удостоверены в нотариальном или ином установленном законодательством Российской Федерации порядке.

7. Уполномоченный орган самостоятельно запрашивает:

справку об общей продолжительности военной службы в календарном исчислении с указанием периода и мест (населенных пунктов) прохождения военной службы, а также иные документы, необходимые для признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях, находящиеся в распоряжении федерального органа либо подведомственных ему организаций (учреждений). В общую продолжительность военной службы в календарном исчислении, дающую право на признание военнослужащего нуждающимся в жилом помещении, включаются только периоды военной службы по контракту и призыву, если иное не установлено федеральным законом или нормативным правовым актом Президента Российской Федерации;

в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, – сведения из Единого государственного реестра недвижимости о правах военнослужащих и членов их семей на жилые помещения на всей территории Российской Федерации;

в федеральных органах исполнительной власти (федеральных государственных органах), органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и подведомственных указанным органам организациях (учреждениях) – документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия военнослужащего и членов его семьи на учет.

Документы, указанные в настоящем пункте, военнослужащие (за исключением военнослужащих, сведения о ведомственной принадлежности которых в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации составляют государственную тайну) вправе представить по собственной инициативе, в этом случае уполномоченный орган вправе не осуществлять запрос указанных документов.

8. В случае признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащие и члены их семей принимаются на учет с даты подачи ими в уполномоченный орган заявления, предусмотренного пунктом 6 настоящих Правил.

Датой принятия на учет военнослужащего, который не может представить заявление и документы, предусмотренные пунктом 6 настоящих Правил, в силу нахождения в служебной командировке или на лечении, несения боевого дежурства, выполнения задач в условиях чрезвычайного положения, военного положения и вооруженных конфликтов, участия в боевых действиях, учениях, походах кораблей, предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, иных мероприятиях, связанных с исполнением обязанностей военной службы вне места постоянной дислокации воинской части, а также нахождения в плену (за исключением случаев добровольной сдачи в плен) либо в положении заложника или интернированного является дата возникновения права военнослужащего на признание его нуждающимся в жилом помещении, но не ранее даты возникновения указанных обстоятельств (мероприятий), при условии, что заявление, предусмотренное пунктом 6 настоящих Правил, подано в течение 3 месяцев со дня прекращения указанных обстоятельств (мероприятий).

Если даты принятия на учет военнослужащих совпадают, определение очередности в целях обеспечения жилыми помещениями осуществляется исходя из наибольшей общей продолжительности военной службы военнослужащих в календарном исчислении на дату принятия на учет, а при равной ее продолжительности – согласно старшинству воинских званий на дату принятия на учет.

9. При переводе военнослужащего для прохождения военной службы в другой федеральный орган датой постановки его на учет считается дата постановки на учет федеральным органом по прежнему месту военной службы.

10. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет принимается уполномоченным органом не позднее 30 рабочих дней со дня представления военнослужащим в уполномоченный орган заявления и документов, предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил.

Читайте также:
Что такое выписка из технического паспорта и где её получить

11. В отношении военнослужащих, увольняемых с военной службы, заявление и документы, указанные в пункте 6 настоящих Правил, должны быть поданы в сроки, обеспечивающие возможность принятия решения о принятии на учет (отказе в принятии на учет) до даты исключения военнослужащих из списков личного состава воинской части.

Форма решения о принятии на учет (отказе в принятии на учет) определяется федеральными органами.

12. Военнослужащие и (или) члены их семей, которые с намерением приобретения права состоять на учете совершили действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, которые привели к уменьшению размера занимаемых жилых помещений, утрате права пользования жилыми помещениями или к их отчуждению, в результате которых военнослужащие и (или) члены их семей могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.

К действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся намеренные действия и гражданско-правовые сделки, в результате совершения которых у военнослужащих и (или) членов их семей возникли основания признания их нуждающимися в жилых помещениях, предусмотренные статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, связанные:

с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения военнослужащими членов семей, указанных в пункте 5 статьи 2 Федерального закона “О статусе военнослужащих”);

с обменом жилыми помещениями;

с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения меньшей площади;

с выделением доли собственниками жилых помещений;

с отчуждением жилых помещений или их частей.

13. Уполномоченные органы не позднее чем через 3 рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет (отказе в принятии на учет) выдают или направляют военнослужащим, подавшим заявление, предусмотренное пунктом 6 настоящих Правил, указанное решение либо выписку из него.

14. Уполномоченный орган ведет список (реестр) нуждающихся в жилых помещениях и вносит в него данные о военнослужащих, принятых на учет, и членах их семей. На основании указанного списка (реестра) федеральный орган формирует потребность в жилых помещениях и (или) денежных средствах на приобретение или строительство жилых помещений.

15. Военнослужащие, не обеспеченные на дату увольнения с военной службы жилыми помещениями (далее – граждане, уволенные с военной службы), не могут быть без их согласия сняты с учета, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации и пунктом 17 настоящих Правил, и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом “О статусе военнослужащих”.

16. Военнослужащие (граждане, уволенные с военной службы), состоящие на учете в соответствии с настоящими Правилами, обязаны в течение 5 рабочих дней сообщить в уполномоченный орган об изменении сведений в ранее представленных ими документах.

17. Военнослужащие (граждане, уволенные с военной службы) состоят на учете:

а) до предоставления им жилых помещений;

б) до выявления предусмотренных пунктами 1, 2, 4 и 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации оснований для снятия их с учета;

в) до заключения гражданами, уволенными с военной службы, имеющими общую продолжительность военной службы менее 20 лет, за исключением граждан, заключивших первый контракт до 1 января 1998 г., нового контракта о прохождении военной службы;

г) до перевода военнослужащих для прохождения военной службы в другой федеральный орган. Такие военнослужащие снимаются с учета в федеральном органе, из которого военнослужащие переводятся.

18. Решение о снятии с учета принимается уполномоченным органом не позднее чем в течение 30 рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием для снятия с учета, и выдается или направляется военнослужащему (гражданину, уволенному с военной службы) в течение 3 рабочих дней.

Форма решения о снятии с учета устанавливается федеральными органами.

19. Уполномоченные органы осуществляют проверку данных по учету, а также сведений, послуживших основанием для признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях.

ПРИЛОЖЕНИЕ
к Правилам признания военнослужащих –
граждан Российской Федерации,
проходящих военную службу
по контракту, нуждающимися
в жилых помещениях
(форма)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: