Спецрежимники утратили право на пониженные тарифы по взносам

Пониженные страховые взносы в 2020 году в связи с коронавирусом

С 1.04.2020г согласно ФЗ №102-ФЗ все индивидуальные предприниматели и организации, которые входят в реестр МСП, могут применять льготные тарифы страховых взносов – 15% вместо 30%. Взносы на травматизм остаются прежними.

Для ряда организаций, работающих в наиболее пострадавших отраслях, в период с апреля по июнь 2020 года выплачивали 0% страховых выплат. Для этого основной вид деятельности организации должен совпадать с перечнем, указанным в законопроекте №959325-7.

Кто может применять льготный тариф 15%?

Попасть в реестр и претендовать на пониженный тариф страховых взносов может ряд предприятий: микроорганизации, представители малого и среднего бизнеса. При этом вид деятельности и основной ОКВЭД не играют роли.

ФНС обновила реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. В обновленный МСП включили те компании, которые соответствовал критериям на 1 июля, а также новые организации, зарегистрированные в июле.

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» с 01 апреля 2020 года плательщики страховых взносов, признаваемые субъектами малого или среднего предпринимательства вправе начислять страховые взносы по пониженной ставке 15 процентов:

  • на обязательное пенсионное страхование – 10%;
  • на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 0%;
  • на обязательное медицинское страхование – 5%.

Пониженный тариф страховых взносов действует только в отношении начисленных выплат (вознаграждений), которые превышают минимальный размер оплаты труда (далее – МРОТ), установленный федеральным законом на начало расчетного периода (года).

На 01 января 2020 величина федерального МРОТ – 12 130 рублей.

Уточнить, попала ли организация в обновленный реестр можно на сайте ФНС в специальном разделе по ИНН, ОГРН, ОРГНИП, названию компании или ФИО индивидуального предпринимателя.

Пониженные страховые взносы в 2020 году

На данный момент количество предприятий, которые вошли в реестр МСП – 5 590 081.

  • И них средних – 17 562;
  • Малых – 218 477.

Как пояснили в налоговом ведомстве, ряд налогоплательщиков не были включены в реестр МСП в августе прошлого года из-за того, что вовремя не сдали отчетность за 2018 год. Те из них, кто, хоть и с опозданием, но отчитались до 1 апреля 2020 года, попали в обновленный реестр.

Сдавайте отчётность вовремя с помощью сервиса 1С-Отчётность!

Антикризисное предложение с 1С:ЗУП

  • Настройку 1С ЗУП под изменения законодательства и новые введения в связи с ограничениями;
  • Настройку электронного кадрового документооборота с сотрудниками;
  • Настройку интеграции 1С:ЗУП с Корпоративным порталом;
  • Создание корпоративного портала, если у вас его нет.

Кто может применять льготный тариф 0%?

В мае 2020 года Государственной думой был принят законопроект, по которому особо пострадавшие предприятия малого и среднего бизнеса были освобождены от выплат страховых взносов и уплаты налогов (кроме НДС) за второй квартал 2020 года.

Чтобы применить нулевую ставку страховых взносов основной вид деятельности совпадает с перечнем особо пострадавших отраслей. А основной ОКВЭД организации должен быть зарегистрирован на дату не позднее 01.03.2020 года.

Ознакомится с перечнем особо пострадавших отраслей можно в постановлении Правительства РФ от 18.04.2020 года №540.

Пониженные страховые взносы в 2020 году

Такие организации в период с апреля по июнь 2020 года могли выплачивать нулевые страховые взносы:

  • в ПФР – 0%
  • в ФФОМС – 0%
  • в ФСС на ОСС – 0%

Также не имеет значения превышают ли начисления предельную величину базы по страховым взносам, ставка все-равно будет нулевая.

В 1С:Зарплата и управление персоналом добавлен соответствующий льготный нулевой тариф.

Какие изменения по страховым взносам произошли с 1 июля?

С 1 июля реестр МСП значительно обновился в связи с пандемией коронавируса. Рекомендуем проверить – попала ли ваша организации в обновленные списки.

Теперь компания, попавшая в реестр МСП может применять льготные тарифы с первого числа месяца, в котором компания попала в реестр, но не ранее 1 апреля 2020 года.

Например, ООО «Ромашка» попала в реестр МСП 14 августа. Компания может рассчитывать страховые взносы по льготному тарифу 15% уже с 1 августа. Срок выплаты при этом не изменился – до 15го числа.

ФНС предупреждает организации, которые недавно попали реестр МСП: страховые взносы, уплаченные за период с 01.04 по 01.07.2020 года по общим тарифам, не подлежат возврату.

Такая мера поддержки предусмотрена как долговременная. Действует тариф до конца года, но может применяется и в 2021 году.

Компании и предприниматели, на которых распространяются пониженные тарифы по основным видам деятельности, могут выбрать сами, какой по какому тарифу им делать расчет.

Льготные тарифы страховых взносов МСП

Действие сниженного тарифа распространяется только на те выплаты, которые ежемесячно превышают федеральный МРОТ – 12 130 руб. Для выплат в пределах минималки применяется прежний тариф.

Сравнивать с МРОТ нужно выплаты за каждый календарный месяц.

Страховые взносы

Для периодов до 1.04.2020

Ставка для периодов после 1.04.2020

Обязательное пенсионное страхование (ОПС)

при достижении предельной величины базы далее также действует ставка 10%

Обязательное медицинское страхование (ОМС)

По временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ)

Читайте также:
Договор аренды нежилого помещения без регистрации: сроки заключения, возможные последствия и недействительность документа, а также

Обратите внимание! Теперь выплаты по временной нетрудоспособности и в связи с материнством свыше суммы норм начисляются по тарифу 0%.

Для расчетов по льготным страховым взносам действуют новые коды для РСВ. Все коды пострадавших отраслей уже поддерживаются в 1С, не забудьте обновить вашу программу.

Пример, как рассчитать страховые взносы по ставке 15%

ООО «Ромашка» входит в реестр МСП. Сотрудник Петров работает в ООО «Ромашка» по фиксе — 45 000 руб. Выплаты по сотруднику с начала года не превышают предельную базу.

Выплаты по взносам за апрель по сотруднику составляют в пределах МРОТ по общему тарифу 30%:

  • пенсионные взносы — 2 668,6р (12 130р × 22%)
  • медицинские взносы — 618,6р (12 130р × 5,1%)
  • социальные взносы — 351,7р (12 130р × 2,9%)

А выплаты всех федерального МРОТ в размере 32 870р (45 000р – 12 130р) начисляются по льготному тарифу 15%:

  • пенсионные взносы — 3 287,0р (32 870р × 10%)
  • медицинские взносы — 1 643,5р (32 870р × 5%)
  • социальные взносы — 0р (0%)

Итого взносы по сотруднику составляют:

  • пенсионные взносы — 5 955,6р (12 130р × 22% + 32 870р × 10%)
  • медицинские взносы — 2 262,1р (12 130р × 5,1% + 32 870р × 5%)
  • социальные взносы — 351,7р (12 130р × 2,9% + 0)

При расчете зарплаты сотрудника за каждый месяц, учитываются все выплаты, в т.ч. районные коэффициенты, северная надбавка и другие выплаты.

Заполнение РСВ

Независимо от вида деятельности, титульный лист и раздел 1 заполняются в общем порядке нарастающим итогом, не влияет, сколько тарифов применял работодатель с начала года.

Приложения 1 и 2 раздела 1 нужно заполнить и рассчитать по каждому применяемому тарифу.

Во всех случаях использования льготного тарифа формировать РСВ необходимо по двум кодам – 01, основной, который был всегда и льготный (код 20 – пониженный и код 21 – нулевой).

Пример заполнения РСВ с пониженными взносами

Пониженные страховые взносы в 2020 году

При льготном, пониженном тарифе необходимо соблюдать следующий порядок заполнения. В третьем разделе по кодам НР – указывается основной тариф. Сумма, облагаемая обычными взносами – не превышает размер МРОТ. Для МС – указывается льготный тариф.

Пониженные страховые взносы в 2020 году

Пример заполнения РСВ с нулевыми взносами

Для нулевого тарифа по коду КВ ставится прочерк. Т.е. категория застрахованного лица полностью необлагаемая.

Проверить корректность заполнения РСВ в 1С:ЗУП можно с помощью Анализа страховых взносов (Анализ взносов в фонды), где наглядно выводится к показу 2 таблички – по каждому виду тарифов, основной плюс пониженный. В Анализе в разрезе физических лиц выводятся все данные для проверки формирования третьего раздела РСВ.

Обратите внимание, корректно автоматически формируется и заполняется РСВ только в последних релизах 1С:Зарплата и управление персоналом. Чтобы данные заполнялись корректно, достаточно обновиться до последнего релиза и в настройках учетной политики указать дату, с которой применяется льготный тариф.

Спецрежимники утратили право на пониженные тарифы по взносам

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Новости и аналитика Правовые консультации Малый бизнес Общество с ограниченной ответственностью состоит в реестре МСП (малого и среднего предпринимательства). В 1 и 2 квартале 2021 года не применяло пониженные тарифы страховых взносов. Имеет ли общество право применить эти тарифы с 01.01.2021, пересчитать страховые взносы и подать корректирующие формы РСВ за 1 квартал и первое полугодие 2021 года?

Общество с ограниченной ответственностью состоит в реестре МСП (малого и среднего предпринимательства). В 1 и 2 квартале 2021 года не применяло пониженные тарифы страховых взносов.
Имеет ли общество право применить эти тарифы с 01.01.2021, пересчитать страховые взносы и подать корректирующие формы РСВ за 1 квартал и первое полугодие 2021 года?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Если на 1 января 2021 года сведения об обществе присутствовали в реестре МСП, то оно имело право на применение пониженных тарифов в 1 квартале и полугодии 2021 года.
Общество вправе пересчитать страховые взносы, исчисленные им за 1 квартал и полугодие 2020 года с применением пониженных тарифов и представить в налоговый орган уточненные расчеты по страховым взносам.

Обоснование вывода:
В соответствии с подп. 17 п. 1 ст. 427 НК РФ для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами малого или среднего предпринимательства (далее – МСП)), в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации” (далее – Закон N 209-ФЗ) в отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной минимального размера оплаты труда (далее – МРОТ), установленного федеральным законом на начало расчетного периода*(1). Согласно п. 2.1 ст. 427 НК РФ, для таких плательщиков, начиная с 2021 года, применяются следующие пониженные тарифы страховых взносов:
1) на обязательное пенсионное страхование:
в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования – 10,0 процента;
свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования -10,0 процента;
2) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 0,0 процента;
3) на обязательное медицинское страхование – 5,0 процента.
Таким образом, основным условием для применения рассматриваемых пониженных тарифов страховых взносов является наличие у плательщика статуса субъекта МСП, полученного им на основании Закона N 209-ФЗ.
Условия, позволяющие отнести хозяйствующий субъект к малым или средним предприятиям, перечислены в ст. 4 Закона N 209-ФЗ. Анализ положений указанной статьи показывает, что для признания общества субъектом МСП необходимо, чтобы оно отвечало одновременно трем критериям:
1) соответствует хотя бы одному из условий, указанных в п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ. Например, суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в уставном капитале не должна превышать 25%, а суммарная доля участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 49% (подп. “а” п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ);
2) среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год должна составлять до 250 человек (подп. “б” п. 2 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ);
3) доход от предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который определяется в порядке, установленном НК РФ, не превышает 2 млрд. рублей (п. 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, п. 1 постановления Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 “О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства”).
Закон N 209-ФЗ не устанавливает какой-либо обязательной процедуры подтверждения субъектами МСП своего статуса и не вводит обязательной государственной регистрации таких субъектов. Однако положениями данного закона предусмотрено ведение реестра субъектом МСП. Так, ч. 1 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ предусматривает, что сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам МСП, установленным ст. 4 этого федерального закона, вносятся в единый реестр субъектов МСП в соответствии с указанной статьей. Уполномоченным органом в целях ведения Реестра является Федеральная налоговая служба (ч. 2 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ, п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506).
В рассматриваемом случае сведения об обществе в реестре содержатся, соответственно, можно прийти к выводу, что субъектом МСП оно является (если бы не соблюдались какие-либо критерии, установленные ст. 4 Закона N 209-ФЗ, в реестр общество бы просто не попало).
ФНС России разъясняет, что плательщики страховых взносов вправе применять пониженные тарифы страховых взносов, установленные подп. 17 п. 1 ст. 427 НК РФ (Законом N 102-ФЗ, если речь идет о 2020 годе), с 1-го числа месяца, в котором сведения о них внесены в реестр МСП, но не ранее чем с 1 апреля 2020 года. В случае исключения плательщиков страховых взносов из реестра МСП пониженные тарифы страховых взносов не применяются с первого числа месяца, в котором плательщики страховых взносов были исключены из реестра МСП. Смотрите письма ФНС России от 29.04.2020 N БС-4-11/7300@, от 28.04.2020 N БС-4-11/7155@, от 02.06.2020 N БС-4-11/9090@, от 26.02.2021 N СД-17-11/65@.
Таким образом, в рассматриваемом случае общество имеет право на применение пониженных тарифов страховых взносов в отношении части выплат в пользу сотрудников превышающей МРОТ, начиная с 1-го числа месяца, в котором сведения о нем внесены в реестр субъектов МСП, но не ранее 1 апреля 2020 года.
Соответственно, если на 1 января 2021 года сведения об обществе присутствовали в реестре МСП, то оно имело право на применение пониженных тарифов в 1 квартале и полугодии 2021 года.
В силу п. 1, 7 ст. 81 НК РФ плательщик страховых взносов при обнаружении в поданном им в налоговый орган расчете по страховым взносам (далее – РСВ) недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, вправе внести необходимые изменения в РСВ и представить в налоговый орган уточненный РСВ.
Таким образом, в рассматриваемом случае общество вправе пересчитать страховые взносы, исчисленные им за 1 квартал и полугодие 2020 года с применением пониженных тарифов и представить в налоговый орган уточненный РСВ.

Читайте также:
Пенсионные накопления в государственной управляющей компании Внешэкономбанк

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
– Вопрос: Последствия неприменения организацией на ОСН пониженных тарифов страховых взносов (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2021 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Указанной нормой ст. 427 НК РФ дополнена с 1 января 2021 года (ст. 2 Федерального закона от 01.04.2020 N 102-ФЗ (далее – Закон N 102-ФЗ)). Аналогичные поправки внесены в ст. 33 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” (ст. 4 Закона N 102-ФЗ).
Также обращаем внимание, что пониженные тарифы страховых взносов для субъектов МСП действовали и в 2020 году (с 1 апреля 2020 года до конца расчетного периода 2020 года). Правила применения этих тарифов в 2020 году были аналогичны сегодняшним, но устанавливались они не нормами НК РФ, ст. 5-6 Закона N 102-ФЗ.

После утраты права на пониженный тариф по взносам

Порядок действий «упрощенца», утратившего право на применение пониженных тарифов страховых взносов, определен положениями п. 6 ст. 427 НК РФ. Суть их заключается в обязанности пересчитать страховые взносы по общим тарифам с начала расчетного (отчетного) периода, в котором произошла утрата данного права. Кроме пересчета взносов, страхователю необходимо внести исправления в учет и отчетность. Как это сделать, расскажем сегодня.

Чтобы разговор был предметным, обозначим ситуацию, которую будем анализировать далее. Предположим, что «упрощенец», применявший с 1 января 2018 года пониженные тарифы (в ПФ РФ – 20%, в ФСС и ФОМС – 0%) при расчете страховых взносов, по итогам июля текущего года превысил установленную пп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ предельную величину дохода – 79 млн руб. В таком случае нарушение одного из условий применения налоговой преференции произошло в июле, следовательно, за этот месяц «упрощенец» должен рассчитать страховые взносы по общим тарифам, определенным ст. 426 НК РФ (в ПФ РФ – 22%/10%, в ФСС – 2,9%, в ФОМС – 5,1%).

Читайте также:
Что делать если выселяют из квартиры/комнаты? Как законно защититься от выселения.

Период для восстановления страховых взносов

С января по июнь 2018 года «упрощенец» на законном основании рассчитывал и уплачивал страховые взносы по льготным тарифам. После утраты данного права в июле ему согласно п. 6 ст. 427 НК РФ следует:

1) рассчитать по общим тарифам страховые взносы за июль (поскольку именно в этом месяце доходы превысили предельную величину);

2) пересчитать по общим тарифам страховые взносы за период с января по июнь.

Обратите внимание: пересчет страховых взносов с начала года предусмотрен только для случаев, когда нарушаются условия по доле доходов от основного вида деятельности (более 70%) и общему размеру доходов (79 млн руб.). Иных условий для восстановления и уплаты сумм страховых взносов по обще­установленным тарифам с начала расчетного (отчетного) периода в ст. 427 НК РФ нет. При соответствии критериям об общем объеме доходов и доле доходов от осуществления основного вида экономической деятельности, но при утрате права на УСНО страхователь теряет право на пониженные тарифы с начала того же квартала, в котором допущены несоответствия условиям применения УСНО. Такие разъяснения чиновники Минфина привели в Письме от 15.03.2018 № 03-15-06/16176.

Иными словами, период, за который страхователю нужно восстановить страховые взносы по общим тарифам, зависит от причины утраты права на пониженные тарифы:

если нарушены условия об общем доходе и доле доходов (п. 6 ст. 427 НК РФ) – восстановить взносы нужно за весь период с начала года;

если нарушены условия применения УСНО (п. 4 ст. 346.13 НК РФ) – восстановить взносы нужно с начала квартала, в котором были допущены эти нарушения.

Срок для уплаты доначисленных взносов

Уплатить взносы за июль, исчисленные с применением общих тарифов, «упрощенец» в силу п. 3 ст. 431 НК РФ должен до 15 августа.

Срок для перечисления доначисленных с начала года страховых взносов (после утраты права на применение льготных тарифов) Налоговым кодексом не установлен. Следовательно, формально «упрощенец» может перечислить сумму доплаты в любой момент. Это с одной стороны. С другой стороны, необоснованная задержка фискального платежа в виде страховых взносов может повлечь за собой начисление пени (п. 7 ст. 75 НК РФ). Поэтому разумнее не затягивать с этим платежом.

На практике уплата доначисленных взносов, как правило, производится одновременно с первым текущим платежом. Причем в целях администрирования текущую сумму по взносам и доплату целесообразнее перечислить двумя платежами.

В анализируемой ситуации сумму доначисленных страховых взносов за период с января по июнь следует уплатить, как и текущий платеж за июль, не позднее 15 августа 2018 года. Обозначенная дата применительно к рассматриваемому случаю является критической, после нее последует начисление пени. Ведь пересчет взносов по общим тарифам с начала года автоматически приведет к возникновению фискальной задолженности.

Косвенно подтверждает сказанное Постановление ФАС ДВО от 04.03.2013 № Ф03-457/2013 по делу № А51-15989/2012 (Определением ВАС РФ от 09.10.2013 № ВАС-9392/13 оставлено в силе): в аналогичной ситуации (утрата права на пониженные тарифы в декабре 2011 года) арбитры указали, что обязанность произвести перерасчет возникла у общества по итогам календарного 2011 года по сроку уплаты 14 января 2012 года. (Смена нормативного акта, регулирующего сферу страховых взносов, здесь значения не имеет, поскольку в положениях предшественника гл. 34 НК РФ – Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ – также не содержалось четких указаний относительно срока уплаты доначисленных взносов.)

Впрочем, налоговики могут начислить их (на практике подобное происходит часто) за весь период просрочки, начиная с февраля. На неправомерность подобных действий контролеров неоднократно указывали официальные органы в своих письменных разъяснениях. При этом никаких конкретных рекомендаций о свободном от начисления пени периоде они, к сожалению, не дают, ограничиваясь общими фразами об «установленном сроке».

Читайте также:
УПФР города Чебаркуль и Чебаркульского района Челябинской области

Пени на доначисленные страховые взносы

В соответствии с п. 1, 7 ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными п. 3 ст. 431 НК РФ сроки.

Однако в анализируемой ситуации (повторим) никаких нарушений сроков уплаты страховых взносов не было. Доплата производится в результате доначисления, обусловленного требованием закона.

Между тем в гл. 34 НК РФ не содержится никаких условий освобождения «упрощенца» от уплаты пеней в ситуации, когда он производит пересчет страховых взносов по общим тарифам задним числом после утраты права на применение пониженных тарифов.

В отличие от этого, к примеру, в п. 4 ст. 346.16 НК РФ прямо сказано, что налогоплательщики, утратившие право на применение УСНО, не уплачивают пени и штрафы за несвоевременное внесение ежемесячных платежей в течение того квартала, в котором пере­шли на иной режим налогообложения.

Возникает закономерный вопрос: необходимо ли уплачивать пени за период, за который «упрощенец» восстанавливает страховые взносы задним числом? В нашем случае это период с 15 февраля 2018 года до момента уплаты доначисленных взносов.

Официальные органы рассуждают так: доплаченная сумма в результате восстановления страховых взносов по общим тарифам не рассматривается в качестве доплаты в связи с неполной уплатой взносов в установленный срок, поскольку фактически в этот период «упрощенец» на законном основании производил их уплату с применением пониженных тарифов (см. письма Минфина России от 29.05.2018 № 03-15-06/36444, от 21.12.2017 № 03-15-06/85550, от 14.12.2017 № 03-15-06/83796, ФНС России от 01.03.2017 № БС-4-11/3705).

Аналогичные разъяснения представлены в Письме Минтруда России от 21.04.2015 № 17-4/В595.

С учетом сказанного полагаем, что если «упрощенец» в рассматриваемой ситуации уплатит доначисленные за период с января по июнь 2018 года страховые взносы до 15 августа, то ему не грозят никакие пени.

Если доначисленные за обозначенный период взносы он уплатит с нарушением данного срока, то с 15 августа ему нужно будет исчислить и уплатить пени. Ведь крайняя дата уплаты взносов – 15-е число месяца, следующего за месяцем их начисления (п. 3 ст. 431 НК РФ). В анализируемой ситуации месяцем начисления доплаты по взносам является июль, соответственно, уплатить сумму доплаты нужно по сроку 15 августа.

Внесение исправлений в учет и отчетность

Бухгалтерский учет

Порядок исправления ошибокв бухучете и отчетности регулируется нормами ПБУ 22/2010. Согласно п. 2 данногостандартанеправильное отражение (неотражение) фактов хозяйственной деятельности в бухучете и (или) бухгалтерской отчетности организации (далее – ошибка) может быть обусловлено, в частности:

неправильным применением законодательства РФ о бухучете;

неправильным применением учетной политики организации;

неточностями в вычислениях;

неправильной классификацией или оценкой фактов хозяйственной деятельности;

неправильным использованием информации, имеющейся на дату подписания бухгалтерской отчетности;

недобросовестными действиями должностных лиц организации.

Не являются ошибками неточности или пропуски в отражении фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и (или) бухгалтерской отчетности, выявленные в результате получения новой информации, которая не была доступна организации на момент отражения (неотражения) таких фактов хозяйственной деятельности.

Вместе с тем в анализируемой ситуации страхователь применял пониженные тарифы при исчислении страховых взносов с января по июнь 2018 года, используя законное право, предусмотренное пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ. Следовательно, исчисление страховых взносов по пониженным тарифам до периода, в котором доходы превысили ограничение в 79 млн руб., указанное в абз. 2 пп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ, не являлось ошибкой.

Поэтому в бухгалтерском учете сумму доначисленных страховых взносов необходимо отразить в июле, сделав запись по дебету счета 20 (26, 44, 91) в корреспонденции со счетом 69. (Если бухгалтерская отчетность за год, за который производится доначисление взносов, уже подписана, то для отражения доначисленных взносов вместо «затратных» счетов нужно использовать счет 91.)

Налоговый учет

Сумму доначисленных и уплаченных (!) страховых взносов «упрощенец» вправе:

учесть в расходах, если применяет объект налогообложения «доходы минус расходы» (пп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Расход учитывается в книге доходов и расходов (форма утверждена Приказом Минфина России от 22.10.2012 № 135н) на дату перечисления доначисленных взносов в бюджет, что обусловлено кассовым методом признания расходов (п. 2 ст. 346.17 НК РФ);

либо поставить в вычет – если применяет объект налогообложения «доходы». Согласно п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ авансовый платеж по «упрощенному» налогу может быть уменьшен за отчетный период, в котором доначисленные взносы уплачены (но не более чем на 50%).

Таким образом, в анализируемой ситуации «упрощенец» сумму доначисленных с января по июнь страховых взносов включит в расходы за девять месяцев 2018 года либо скорректирует на эту сумму авансовый платеж, подлежащий уплате за этот же период.

Какие-либо корректировки в налоговой отчетности делать не нужно, так как в силу ст. 346.19, 346.23 НК РФ «упрощенцы» по итогам отчетных периодов не представляют налоговую отчетность. Декларация по УСНО подается только по итогам года.

Читайте также:
Приказ о депремировании работников — образец и правила оформления

Отчетность по страховым взносам

Если «упрощенец» с начала 2018 года платил взносы по пониженным тарифам, а по итогам июля утратил такое право из-за превышения доходов, то он обязан не только пересчитать и доплатить страховые взносы по общим тарифам, но и подать уточненные расчеты по страховым взносам за I квартал и полугодие 2018 года. Причем формально в рассматриваемой ситуации «упрощенец» не обязан (!) подавать «уточненки» по взносам.

По общему правилу (п. 1, 7 ст. 81 НК РФ) уточненный расчет по взносам нужно подать при занижении суммы страховых взносов из-за ошибок. Между тем в данном случае ошибки не было, поскольку до июля месяца пониженные тарифы «упрощенец» применял на законном основании.

Однако ни действующая форма расчета по страховым взносам, ни порядок его заполнения (утверждены Приказом ФНС России от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@) не предусматривают возможность отражения сумм восстановленных взносов в периоде их доначисления. Поэтому без подачи уточненных расчетов за I квартал и полугодие 2018 года «упрощенцу» не обойтись. Иного способа отчитаться перед налоговиками о восстановленной сумме страховых взносов пока просто нет.

В уточненных расчетах за вышеупомянутые периоды «упрощенец» должен указать данные, получившиеся после перерасчета страховых взносов по общим тарифам (п. 1.2 названного порядка заполнения расчета).

В расчет по взносам нужно включить разделы (в том числе разд. 3, где отражаются сведения о каждом работнике), подразделы и приложения, которые ранее были сданы в составе первоначальных расчетов (п. 1.2 порядка). Приложение 6 в уточненный расчет включать не нужно, поскольку право на пониженный тариф взносов уже утрачено (п. 2.6 порядка).

Важная деталь: по строке 001 приложения 1 к разд. 1 расчета, где исчисляются взносы на ОПС и ОМС, нужно указать код тарифа плательщика 02, а не 08, как было в первоначальном расчете (п. 6.4 порядка).

Все о пониженных тарифах страховых взносов в 2021 году

Действующий порядок исчисления и уплаты страхового обеспечения физлиц на территории России в 2021 году установлен гл. 2.1 и 34 НК РФ в части страховых взносов, администрируемых ФНС, и Федеральным законом № 125-ФЗ от 24.07.1998 в части администрирования ФСС — от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (на травматизм).

Пониженные тарифы страховых взносов — это право работодателей платить отчисления с заработной платы в меньшем размере. Для представителей МСП в 2021 году это 15 % на зарплату выше МРОТ.

Особенности уплаты страховых взносов в 2021 году.

  • На основании действующего законодательства для некоторых страхователей установлен понижающий тариф страховых взносов 2021 г. при УСН и других системах налогообложения , предусматривающий значительное снижение размеров обязательных платежей на страховое обеспечение. Порядок применения пониженных тарифов страховых взносов для страхователей определяют:

ст. 21 № 125-ФЗ (в 2017–2020 гг. определен п. 2 ФЗ № 419-ФЗ от 19.12.2016).

  • Льготным категориям юрлиц, указанным в ст. 427 НК РФ, нет необходимости специально уведомлять налоговые органы о применении пониженных тарифов и ждать официального ответа (разрешения или отказа). Информацию о применении льготы ФНС получает, когда страхователь сдает единый расчет по страховым взносам при пониженном тарифе, но документальное подтверждение исключит запросы и уточнения со стороны контролирующих органов.

Льготные ставки для представителей МСП.

В 2020 году в рамках поддержки бизнеса в условиях ограничений из-за пандемии COVID-19 для организаций и ИП, включенных в реестр субъектов МСП, ввели специальные условия для оплаты страховых взносов сначала до конца 2020 года, а потом продлили на 2021 год.

  • Для представителей МСП тарифы страховых взносов на 2021 год зависят от размера заработной платы каждого работника :

– если зарплата меньше или равна МРОТ (в 2021 г. — 12 792 руб.), то работодатель платит обычные 30 % совокупно на ОПС, ОМС и ВНиМ;

– если зарплата больше МРОТ, тогда действуют специальные ставки:

  • Совокупно пониженные тарифы страховых взносов по ст. 427 НК РФ для малого бизнеса составляют 15 %. В Минфине подчеркивают, что применение пониженной ставки является не льготой, а обязанностью страхователей. Они не вправе использовать ставку 30 % для упрощения расчетов. Для корректных расчетов необходимо считать платежи ОПС, ОМС и ВНиМ по каждому работнику отдельно за каждый календарный месяц. Необлагаемые выплаты не учитываются.

Важно! Взносы на травматизм с любой суммы выплат представители МСП начисляют по обычным тарифам, установленным для них ФСС.

  • При утрате статуса МСП, пониженные тарифы перестают применяться с 1-го числа месяца , в котором работодатель исключен из реестра (письмо ФНС России от 29.04.2020 № БС-4-11/7300@).

Условия применения пониженного тарифа страховых взносов для других льготников.

Ставки пониженных тарифов страховых взносов, установленных для льготных категорий страхователей, указаны в ст. 427 НК РФ.

  • При выполнении определенных условий льготы предоставляются :

– обществам, партнерствам на УСН;

– владельцам российских судов;

– некоммерческим и благотворительным организациям на УСН и др.

  • С 2020 года произошла отмена пониженных тарифов страховых взносов в отношении целого ряда экономических субъектов. По стандартным ставкам платят отчисления с зарплаты:

– юрлица и ИП, применяющие УСН, по видам деятельности, поименованным в п. 5 ст. 427 НК РФ;

– аптеки (ИП или организации), имеющие лицензию на фармацевтику, применяющие ЕНВД;

Читайте также:
Как выглядит электронный полис обязательного медицинского страхования и зачем он нужен в 2022 году

– ИП на ПСН — в отношении выплат и вознаграждений, начисленных в пользу физлиц, занятых в экономической сфере, указанной в патенте (за исключением ИП, работающих в областях, указанных в пп. 19, 45–48 п. 2 ст. 346.43 НК РФ).

Порядок применения пониженных тарифов страховых взносов.

Разберем на примерах, как применять пониженные тарифы страховых взносов в 2021 году для разных категорий льготников.

Приняты новые ставки взносов для малого и среднего бизнеса. Как их применять?

Страховые взносы для малых и средних предприятий снизили. Изменения в Налоговый кодекс внесены Федеральным законом от 01.04.2020 № 102-ФЗ.

С 1 апреля организации и ИП, внесенные в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (это условие обязательно!) могут применять пониженные ставки. Но снижение касается только выплат физлицам, превышающим минимальный размер оплаты труда, определяемым по итогам каждого календарного месяца.

База для начисления страховых взносов Ставка взносов в ПФР, в пределах лимита Ставка взносов в ФСС Ставка взносов в ФОМС
Выплаты в пользу физлиц, не превышающие МРОТ определяемые по итогам каждого календарного месяца 22 процента 2,9 процента 5,1 процента
Выплаты в пользу физлиц, превышающие МРОТ определяемые по итогам каждого календарного месяца 10 процентов 5 процентов

Поясняем, как будет считаться:

Работнику начислена заработная плата за апрель 2020 года в размере 25 000 рублей. МРОТ на 1 января 2020 года составляет 12 130 рублей.

Взносы в ПФР, по ставке 22%: 12 130×22% = 2668,6 руб., по ставке 10%: (25 000 -12 130) х 10% = 1 287 руб. Всего взносы в ПФР составят 3 955,6 руб.

Взносы в ФСС 12 130×2,9% = 351,77 руб.

Взносы в ФОМС, по ставке 5,1%: 12 130×5,1% = 618,63 руб., по ставке 5% (25 000 – 12 130) х 5% = 643,5 руб. Всего взносы в ФОМС составят 1 262,13 руб

Сколько же получится сэкономить? Если применяются обычные ставки, то взносов надо было бы уплатить 25 000×30% = 7500 руб. А из-за того, что с части выплат взносы меньше, уплатить надо будет 3 955,6 + 351,77 + 1 262,13 = 5569,5 руб. Экономия составит 1930,5 руб.

Информации по новым ставкам пока очень мало, но вопросы уже вовсю задают. Ответим на некоторые из них.

Считать именно по месяцам? Не нарастающим итогом?

Да, считать надо каждый месяц по отдельности. Нельзя сложить выплаты, например, за апрель и май и разделить на два.

Какой МРОТ брать, региональный или федеральный?

МРОТ, согласно Трудовому кодексу, на всю страну один. В 2020 году он равен 12 130 рублям. В регионах устанавливают минимальную заработную плату в соответствии со статьей 133.1 ТК РФ.

Если МРОТ в течение года изменят, то что-то изменится?

Нет, ничего не изменится. МРОТ берется на 1 января расчетного года.

Надо ли увеличивать МРОТ на районный коэффициент или другие надбавки?

Для расчета используется только сам МРОТ. Т.е. условия применения пониженных ставок одинаковы для всех регионов.

Почему вы пишете про то, что пониженные ставки взносов применяются с 1 апреля, ведь судя по закону они только с 1 января 2021 года?

Дело в том, что в законе есть две статьи, которыми устанавливаются пониженные ставки. Положения одной из них (пункты в статье 2) действительно вступают в силу с 1 января 2021 года. Но есть и статья 5, в которой отдельно прописано о применении пониженных ставок с 1 апреля по 31 декабря 2020 года.

Касается ли снижение ставок фиксированных взносов ИП?

Нет, не касается, увы.

Некоммерческие организации могут применять новые ставки?

Некоммерческие организации не относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, поэтому в реестре МСП их нет. А значит нет и права применять новые ставки.

А микропредприятия забыли?

Микропредприятия это разновидность малых, они есть в реестре МСП, поэтому применять пониженные ставки они могут.

А как считать совместитетелей? Делить МРОТ на 50%?

Из текста закона следует, что не важно, основное место работы или нет и на какую часть ставки оформлен работник. Речь идет именно о выплате в календарный месяц.

Если отработан не полный месяц, работник был в отпуске или уволился. МРОТ считать по отработанным дням?

Судя по тексту закона считаются выплаты в адрес конкретного физлица в календарый месяц. И не важно, сколько дней он отработал, все равно от выплат ему надо отнимать один МРОТ.

Онлайн профпереподготовка «Бухгалтер на УСН» с дипломом на 250 ак.часов. Научитесь всему новому, чтобы не допускать ошибок. Обучение онлайн 2 месяца, поток стартует 1 марта.

IT-организации: сложные вопросы применения пониженных тарифов страховых взносов

В 2021 году российские организации, которые осуществляют деятельность в области информационных технологий, вправе применять пониженные тарифы страховых взносов. Но для этого надо выполнять установленные ст. 427 НК РФ условия. Рассмотрим актуальные вопросы, которые возникают при этом.

Каков размер пониженных тарифов страховых взносов в 2021 году?

Читайте также:
Отказ в гарантийном ремонте автомобиля: что делать, как составить претензию?

Согласно пп. 1.1 п. 2 ст. 427 НК РФ размер тарифов страховых взносов для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, в 2021 году равен 7,6 % (до 01.01.2021 – 14 %):

– на обязательное пенсионное страхование – 6 %;
– на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 1,5 %;
– на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), – 1,5 %;
– на обязательное медицинское страхование – 0,1 %.

Указанные тарифы применяются в рамках установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по соответствующему виду страхования.

Отметим также, что приведенные пониженные тарифы страховых взносов утверждены на бессрочный период.

Каковы условия применения пониженных тарифов?

Условия применения пониженных тарифов страховых взносов организациями, работающими в сфере информационных технологий, установлены п. 5 ст. 427 НК РФ отдельно для вновь созданных организаций и для организаций, не являющихся таковыми.

Для вновь созданных организаций

Условиями применения пониженных тарифов страховых взносов для вновь созданных организаций являются:

– получение документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в установленном порядке, или свидетельства, удостоверяющего регистрацию организации в качестве резидента технико-внедренческой особой экономической зоны или промышленно-производственной особой экономической зоны. Положение о государственной аккредитации утверждено Постановлением Правительства РФ от 06.11.2007 № 758 «О государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий»;
– доля доходов от реализации продукции в области информационных технологий по итогам отчетного (расчетного) периода составляет не менее 90 % в сумме всех доходов организации за указанный период;
– среднесписочная численность работников за расчетный (отчетный) период составляет не менее семи человек.

Для организаций, не являющихся вновь созданными

Для организаций, не являющихся вновь созданными, в целях применения пониженных тарифов нужно выполнить следующие условия:

– получить документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, или свидетельство, удостоверяющее регистрацию организации в качестве резидента технико-внедренческой особой экономической зоны или промышленно-производственной особой экономической зоны;
– иметь долю доходов от реализации продукции в области информационных технологий по итогам девяти месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам не менее 90 % в сумме всех доходов организации за указанный период;
– средняя численность работников за девять месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, должна составлять не менее семи человек.

Какие доходы учитываются при расчете доли доходов для целей применения пониженных тарифов?

На основании пп. 3 п. 1 и п. 5 ст. 427 НК РФ организация, осуществляющая деятельность в области информационных технологий, в доле доходов для применения пониженных тарифов страховых взносов учитывает:

– доходы от реализации программного обеспечения собственной разработки;
– доходы от предоставления прав использования программного обеспечения собственной разработки по лицензионным договорам, в том числе путем предоставления удаленного доступа к программному обеспечению собственной разработки, включая обновления к нему и дополнительные функциональные возможности, через Интернет (за исключением прав, состоящих в получении возможности:

а) распространять рекламную информацию в Интернете и (или) получать доступ к такой информации;

б) размещать предложения о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

в) осуществлять поиск информации о потенциальных покупателях (продавцах) и (или) заключать сделки;

– доходы от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программного обеспечения, в том числе программного обеспечения организаций-партнеров;
– доходы от оказания услуг (выполнения работ) по установке, тестированию и сопровождению того программного обеспечения, разработку или адаптацию, или модификацию которого она осуществляла.

Согласованная с Минфином позиция по данному вопросу приведена в Письме ФНС России от 14.12.2020 № БС-4-11/20560@.

При этом по вопросу отнесения каких-либо работ к работам по разработке программного продукта представители Минфина рекомендуют обращаться в Минцифры, поскольку в соответствии с п. 1 Положения о Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.06.2008 № 418, Минцифры является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий и уполномоченным на осуществление государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий.

В письмах Минфина России от 28.01.2021 № 03-15-06/5240, от 29.01.2021 № 03-15-06/5687, от 09.02.2021 № 03-15-06/8372 уточнено, что организация с целью применения пониженных тарифов страховых взносов в доле доходов от осуществления деятельности в области информационных технологий вправе учесть доходы от оказания услуг (выполнения работ) по установке, тестированию и сопровождению только тех программ для ЭВМ, баз данных, разработку, или адаптацию, или модификацию которых она осуществляла.

Доходы от реализации экземпляров программного обеспечения, разработанного иным лицом, предоставившим организации право использования этого программного обеспечения по лицензионному договору, в долю доходов этой организации от осуществления деятельности в области информационных технологий в целях применения пониженных тарифов страховых взносов не включаются (Письмо Минфина России от 24.02.2021 № 03-15-05/12598).

Читайте также:
Поназырево - адреса и контакты отделений пенсионного фонда на сегодня

В Письме ФНС России от 26.02.2021 № СД-4-3/2475 прямо сказано, что перечень услуг, по которым российские организации вправе включить доход для расчета доли доходов для применения пониженных тарифов страховых взносов, перечислен в абз. 4 п. 5 ст. 427 НК РФ. Консультационные услуги по выбору программ для ЭВМ в указанных нормах отсутствуют.

Что касается доходов по агентским договорам, заключаемым с клиентами IT-организации для размещения их рекламы в сети Интернет, то включению в долю доходов от осуществления деятельности в области информационных технологий в целях пониженных тарифов страховых взносов такие доходы не подлежат (Письмо Минфина России от 03.02.2021 № 03-15-06/6834).

В Письме Минфина России от 25.02.2021 № 03-15-06/13084 разъяснено: если предоставление физическим и юридическим лицам прав доступа к разработанной организацией базе данных, содержащей информацию о соискателях вакансий, ведет к использованию базы данных в целях размещения предложений о приобретении услуг в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, доходы IT-организации от предоставления таких прав по лицензионным договорам не могут быть включены в долю доходов от IT-деятельности в целях применения пониженных тарифов страховых взносов.

Но с целью применения пониженных тарифов страховых взносов в доле доходов от осуществления деятельности в области информационных технологий IT-организация вправе учесть доходы от оказания услуг (выполнения работ) по разработке и модификации сайтов в сети Интернет, правообладателем которых может являться организация – заказчик данных сайтов в сети Интернет (Письмо Минфина России от 20.02.2021 № 03-15-06/12206).

Также IT-организация вправе учитывать доходы от предоставления права доступа к программному обеспечению, разработанному организацией, по лицензионному договору, а также доходы от реализации услуг по сопровождению указанного программного обеспечения (Письмо Минфина России от 25.02.2021 № 03-07-07/12920).

С какого момента вновь созданная организация может применять пониженные тарифы?

В Письме Минфина России от 09.02.2021 № 03-15-05/8406 рассмотрен конкретный пример применения пониженных тарифов страховых взносов вновь зарегистрированной организацией.

Организация, осуществляющая деятельность в области информационных технологий, создана 27 октября 2020 года. При этом документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, зарегистрирован в феврале 2021 года.

По мнению представителей Минфина, если вновь созданная IT-организация получит документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в феврале 2021 года и выполнит установленные п. 5 ст. 427 НК РФ условия о необходимой доле доходов (не менее 90 %) и среднесписочной численности работников (не менее семи человек) за отчетный период – I квартал 2021 года, то она может применить пониженные тарифы страховых взносов с месяца получения документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, то есть с февраля 2021 года.

Как применять пониженные тарифы в случае реорганизации в форме разделения или выделения?

В Письме от 27.01.2021 № СД-4-3/877@ ФНС рассмотрела вопрос о том, могут ли применять налоговые льготы в IT-отрасли налогоплательщики, получившие в результате реорганизации в форме разделения или выделения исключительные права на программы для ЭВМ (базы данных).

В соответствии со ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица в виде разделения или выделения может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.

Согласно ст. 1241 ГК РФ переход исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации к другому лицу без заключения договора с правообладателем допускается в том числе в порядке универсального правопреемства (реорганизации юридического лица).

В силу п. 3 ст. 58 ГК РФ при разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с передаточным актом.

На основании п. 4 ст. 58 ГК РФ при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Таким образом, в случае реорганизации юридического лица в форме выделения или разделения с передачей исключительных прав на программы ЭВМ (базы данных) организации-правопреемнику организация-правопреемник для расчета доли в 90 % вправе учитывать все виды доходов, предусмотренных в абз. 4 п. 5 ст. 427 НК РФ и возникающих в связи с использованием указанных программ (баз данных), при условии, что указанные программы ЭВМ (базы данных) были разработаны (созданы) реорганизованной организацией.

Как заполнить расчет по страховым взносам вновь созданной организации?

В соответствии с п. 5 ст. 427 НК РФ одним из условий применения упомянутых пониженных тарифов страховых взносов для вновь созданных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, является условие о среднесписочной численности работников за отчетный (расчетный) период не менее семи человек.

Согласно ст. 423 НК РФ отчетными периодами признаются I квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, а расчетным периодом – календарный год.

Читайте также:
Что делать, если просроченный платеж по кредиту произошел из-за банка?

В силу п. 3.5 ст. 55 НК РФ при создании организации первым расчетным периодом для нее является период времени со дня создания организации до конца календарного года, в котором она создана.

Таким образом, в целях исчисления страховых взносов первым отчетным периодом для вновь созданной организации является период времени со дня создания до окончания отчетного периода.

В связи с этим организация, которая была создана в течение расчетного периода, определяет среднесписочную численность работников за соответствующий отчетный (расчетный) период путем деления суммы среднесписочной численности работников за каждый календарный месяц со дня создания до окончания этого отчетного (расчетного) периода на количество таких календарных месяцев и отражает ее по строке 010 приложения 5 к разделу 1 расчета по страховым взносам.

При этом начиная с представления расчета по страховым взносам за расчетный период 2020 года на титульном листе расчета по страховым взносам предусмотрено заполнение поля «Среднесписочная численность (чел.)», в котором на основании п. 3.11 приложения 2 «Порядок заполнения формы расчета по страховым взносам» к Приказу ФНС России от 18.09.2019 № ММВ-7-11/470@ указывается среднесписочная численность работников плательщика страховых взносов, определяемая им в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики.

Из совокупного анализа положений п. 79.6, 79.9 и 79.10 Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения № П-1, № П-2, № П-3, № П-4, № П-5(м) (Приказ Росстата от 27.11.2019 № 711) следует: если организация вновь создана и в связи с этим работала неполный квартал (год), то среднесписочная численность работников за этот квартал (год) определяется путем суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы работы в этом квартале (году) и деления полученной суммы на 3 (12 соответственно).

Таким образом, представляемые вновь созданной организацией, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в составе расчета по страховым взносам сведения о среднесписочной численности работников, указанные на титульном листе расчета по страховым взносам, могут не корреспондироваться со сведениями, указанными по строке 010 приложения 5 к разделу 1 расчета по страховым взносам ввиду различного порядка определения данных показателей.

Принимая по внимание изложенное, в целях осуществления надлежащего правового регулирования полагаем возможным рассмотреть вопрос о внесении соответствующих изменений в Приказ ФНС России от 18.09.2019 № ММВ-7-11/470@ в части установления единого порядка определения среднесписочной численности работников для вновь созданных организаций.

Нужно ли начислять пени, если организация утратила право на применение пониженных тарифов?

Согласно п. 5 ст. 427 НК РФ в случае, если по итогам расчетного (отчетного) периода организация не выполняет хотя бы одно из условий (о доле доходов или численности работников), установленных указанным пунктом, а также в случае лишения ее государственной аккредитации либо статуса резидента технико-внедренческой особой экономической зоны или промышленно-производственной особой экономической зоны такая организация лишается права применять тарифы страховых взносов, предусмотренные пп. 1.1 п. 2 данной статьи, с начала расчетного периода, в котором допущено несоответствие установленным условиям, либо такая организация лишена государственной аккредитации, либо в реестр резидентов особой экономической зоны внесена запись о лишении организации статуса резидента технико-внедренческой особой экономической зоны или промышленно-производственной особой экономической зоны.

Таким образом, если организация по итогам деятельности за какой-либо отчетный (расчетный) период не подтвердила соответствие условию о доле доходов или численности работников, то она должна была применить к выплатам работникам общеустановленные тарифы страховых взносов, предусмотренные ст. 425 НК РФ, с начала расчетного периода – календарного года и произвести перерасчет ранее уплаченных платежей по страховым взносам исходя из этих общеустановленных тарифов.

Исходя из положений п. 1, 7 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными законодательством РФ о налогах и сборах сроки.

Согласно п. 3 ст. 431 НК РФ сумма страховых взносов, исчисленная организацией для уплаты за календарный месяц, подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа следующего календарного месяца.

Из приведенных норм следует, что если организация, осуществляющая деятельность в области информационных технологий, по итогам расчетного периода не подтвердила соответствие условию о доле доходов (численности работников) и произвела перерасчет ранее уплаченных с начала расчетного периода платежей по страховым взносам исходя из общеустановленных тарифов, уплатив по итогам этого расчетного периода сумму страховых взносов, исчисленную с учетом данного перерасчета, не позднее 15 января, следующего за этим расчетным периодом, то пени не начисляются (Письмо Минфина России от 17.02.2021 № 03-15-06/10863).

В случае уплаты за какой-либо расчетный период суммы страховых взносов, исчисленной исходя из тарифов страховых взносов, установленных ст. 425 НК РФ, с учетом уменьшения на величину уплаченных за этот расчетный период страховых взносов, исчисленных исходя из пониженных тарифов страховых взносов, позднее 15 января, следующего за этим расчетным периодом, пени начисляются в общеустановленном порядке.

Зобова Е. П.,
эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Платим страховые взносы по сниженным тарифам

Страховые взносы — довольно крупная статья расходов. Проверьте, не полагаются ли вашей бюджетной организации пониженные тарифы страховых взносов в 2020 году.

Читайте также:
Договор поручительства обеспечения обязательств между заёмщиком и банком

На законодательном уровне установлены три вида тарифов страхового обеспечения:

  1. Общие. Применимы ко всем работодателям, которые не отвечают установленным законодательством критериям. Страхователи общего режима обязаны перечислять платежи в следующих размерах: ОПС — 22 %, ОМС — 5,1 %, ВНиМ — 2,9 %, ФСС НС и ПЗ – от 0,2 % до 8,5%.
  2. Повышенные. Предусмотрены для страхователей, чьи работники заняты на тяжелых работах или трудятся в особых условиях. Исчерпывающий перечень плательщиков, обязанных рассчитываться с бюджетом по повышенным ставкам, указан в 428 статье НК РФ.
  3. Пониженные. Установлены для целого ряда экономических субъектов. Основные критерии определения вида страхователя закреплены в статье 427 «Пониженные тарифы страховых взносов».

Как оформить пониженный тариф

Представлять документацию или писать заявление в ФНС теперь не нужно, организация самостоятельно определяет условия оплаты. Сотрудники налоговой службы определят переход компании на сниженные ставки после предоставления расчета по страховым взносам при пониженном тарифе. В РСВ должно быть заполнено одно из приложений № 5-8 к Первому разделу отчета.

В любом случае проконсультируйтесь с представителем территориального отделения ФНС. Самостоятельный переход на пониженные тарифы по страховым взносам, даже при полном соответствии условиям, может обернуться крупными штрафами. В идеале составьте письмо с детальным изложением сути вопроса и специфики вашего госучреждения, затем отправьте в ФНС. Действуйте в соответствии с официальным ответом чиновников.

Как применять пониженные тарифы страховых взносов бюджетникам

В первую очередь определимся, что большинство госучреждений могут требовать снижение ставок по страховым взносам только по одному условию: если применяют упрощенную систему налогообложения и осуществляют льготный вид деятельности (пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ).

В то же время государственные и муниципальные учреждения могут быть трех видов: казенные, бюджетные и автономные, согласно п. 1 ст. 123.22 ГК РФ. И только автономные организации имеют право применять УСН, для казенных и бюджетных учреждений ведение упрощенки запрещено (пп. 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ; Письмо Минфина России от 28.07.2008 № 03-11-03/15).

Следовательно, бюджетные и казенные организации не вправе требовать снижения ставок по страховому обеспечению. Исключение: соответствие другим условиям применения пониженного тарифа страховых взносов. Например, бюджетное учреждение имеет статус «участник проекта Сколково», или казенная организация, осуществляет деятельность на основании соглашений с органами особых экономических зон.

По автономным госучреждениям вопрос применения пониженного тарифа по страховым взносам остается открытым, так как для организаций на УСНО действует дополнительное условие: доля дохода от реализации по льготному виду деятельности должна быть не менее 70 % от совокупных поступлений.

Особенности определения доли доходов от льготного вида деятельности

Основные поступления любого госучреждения — субсидии из соответствующего бюджета на выполнение муниципального задания и целевые средства, а собственные поступления — только небольшая часть. При таком раскладе автономке, льгот по страховым взносам не добиться. Поэтому актуален вопрос: включаются ли субсидии в расчет доли доходов — мнения специалистов разнятся до сих пор.

Субсидии включать не нужно

Некоторые специалисты придерживаются мнения, что субсидии и целевые средства, полученные организацией, не следует учитывать, ссылаясь на порядок перехода на УСНО. То есть при переходе на упрощенную систему налогообложения необходимо подготовить расчет своих доходов по определенному в статье 346.15 НК РФ порядку. В такой расчет не включают госсубсидии и целевые средства, такие условия прописаны в 251 статье НК РФ. Следовательно, для вычисления доли основных доходов при определении тарифа по страховому обеспечению должен действовать аналогичный порядок.

Пример: муниципальное автономное образовательное учреждение «Подольская школа» в 2016 году получила доходов:

  • субсидии на выполнение муниципального задания — 30 000 рублей;
  • целевые средства — 1 000 рублей;
  • поступления от предпринимательской деятельности (платные образовательные курсы) — 5 000 рублей.

Общие поступления: 36 000 рублей.

Для вычисления не берем субсидии, значит, доход от льготного вида деятельности составил 100% (5000 / 5000 х 100%). Следовательно, госучреждение вправе платить по сниженным ставкам.

Субсидии включать обязательно

Большинство чиновников считает, что субсидии — это тот же доход госучреждения, и он должен быть учтен в суммарных поступлениях. Но для прибыли по льготному виду деятельности субсидии не подходят, так как здесь учитывается исключительно поступления от реализации товаров, работ и услуг.

Пример: проведем расчет для того же примера. Доходы от реализации по льготному виду деятельности / общие поступления *100% = 5000 / 36 000 х 100% = 13,9%.

Следовательно, автономная организация не имеет права на пониженный тариф по страховым взносам.

С 2017 года — автор и научный редактор электронных журналов по бухучету и налогообложению. Но до этого времени вела бухгалтерский и налоговый учет в бюджетной сфере, в том числе как главбух.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: