Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов на дому в 2022

Что будет с проектом системы долговременного ухода – комментируют Минтруд и БФ «Старость в радость»

Минтруд изменяет показатели для системы долговременного ухода за пожилыми и инвалидами, которая внедряется сейчас в пилотных регионах, и должна быть распространена на всю страну в 2022 году. Доля получающих в 2021 году услуги в рамках СДУ должна составить 5,8% от общего числа стариков и инвалидов, нуждающихся в долговременном уходе (ранее говорилось о 16% лиц старше трудоспособного возраста, признанных нуждающимися в социальном обслуживании).

Мы попросили прокомментировать изменения в программе представителей министерства, и задали вопросы об ее развитии благотворительному фонду «Старость в радость», который занимается ее внедрением и осуществляет методическую поддержку.

«Пилот по внедрению системы долговременного ухода (СДУ) проводится с 2018 года, – говорится в ответе, полученном Милосердием.ru в пресс-службе Минтруда. – На старте этого проекта ни у кого не было подтвержденных практикой оценок потребности в системе долговременного ухода. Минтруд ориентировался на данные субъектов о том, какое количество граждан получают те или иные социальные услуги на дому.

На протяжении прошедших лет в пилотных регионах опробованы различные подходы к определению индивидуальной потребности в уходе в рамках СДУ. Практика показала несовпадение контингента: например, пожилому человеку может периодически требоваться покупка продуктов, но в долговременном уходе такой человек не нуждается и способен сам себя обслуживать. Или, например, гражданину с определенными ограничениями периодически может требоваться помощь в уборке по дому, но со всеми остальными нуждами он справляется самостоятельно.

С учетом анализа опыта пилотных регионов оценка потребности в долговременном уходе в 2020 году была скорректирована. С 2021 года внедрение СДУ проводится в 24 пилотных субъектах и стоит задача охватить СДУ 5,8% от числа граждан старше трудоспособного возраста и граждан с инвалидностью, нуждающихся в уходе.

В прошлом году охват составлял 12% от числа граждан, получающих социальное обслуживание на дому. То есть, с 2021 года охват считается от более многочисленной категории – от всех граждан старше трудоспособного возраста и граждан с инвалидностью, нуждающихся в уходе.

Сейчас вносятся технические изменения в Государственную программу, которой утверждены Правила представления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при создании системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами. Эти изменения направлены на то, чтобы внести единообразие в документы госпрограммы и нацпроекта».

По сведениям Минтруда, на создание СДУ в 2021 году из федерального бюджета выделено 1861,8 млрд рублей. Средства распределяются в пилотные регионы с учетом представленных заявок и Правил предоставления субсидии. При этом в Москве внедрение СДУ осуществляется без привлечения средств из федерального бюджета.

«В 2020 году в рамках пилотного проекта в 18 регионах был обеспечен уход более 113 тыс. человек. В 2021 году мы прогнозируем увеличение численности граждан, охваченных системой долговременного ухода. По итогам 2021 года с учетом анализов результатов реализации пилотного проекта будут разработаны и утверждены необходимые нормативные правовые акты для внедрения СДУ на территории всей страны. Будут закреплены: порядок определения индивидуальной потребности граждан в уходе, перечень социальных услуг, которые войдут в социальный пакет долговременного ухода, порядок осуществления контрольных мероприятий, а также финансирование системы долговременного ухода», – сообщили представители министерства.

«Давайте попробуем разобраться в ситуации и сделать ее чуть более понятной для всех нас, – говорит директор БФ «Старость в радость» Елизавета Олескина.

  1. Действительно ли произошло уменьшение охвата людей, которые будут получать помощь СДУ?

Если мы говорим о Нацпроекте «Демография», в котором заложены основные показатели по СДУ, главный из которых – охват людей, которые войдут в СДУ, – то нет, охват не сократился.

Поменялась методика расчета. В первой редакции считали «процент охвата … лиц старше трудоспособного возраста, признанных нуждающимися в социальном обслуживании», а во второй редакции взята «доля граждан старше трудоспособного возраста и инвалидов … от общего числа граждан старшего трудоспособного возраста и инвалидов, нуждающихся в долговременном уходе».

То есть, на самом деле, это существенный шаг вперед в понимании целей и задач СДУ, который произошел с момента начала пилотного проекта. Пилот показал, что люди, которые нуждаются в системе долговременного ухода, находятся не только в старших возрастах, и надо подключать к системе и людей с инвалидностью. И очень ясно стало, что в социальном обслуживании есть и люди, которым нужен уход, и люди, которым нужна бытовая и прочая помощь, но не нужен уход.

Первые сейчас даже находясь на соцобслуживании, практически ни в каких регионах не получают именно уходовую помощь, и могут рассчитывать только на бытовую и пр. И при этом есть много людей, которые не состоят на социальном обслуживании, и при этом, нуждаются в уходе.

К слову, во многом, они не пытаются стать «получателями социальных услуг» или их не берут на соцобслуживание, именно потому, что им нужен уход, а не принос продуктов два раза в неделю, а уход-то соцслужбы и не могут дать.

Читайте также:
Кизляр - адреса и контакты отделений пенсионного фонда на сегодня

Если не вдаваться в методику расчетов, то в первой и второй редакции Нацпроекта примерно получается близкое число людей, которые будут включены в СДУ. Другое дело, что наш опыт показывает, что все применяемые сейчас методики расчетов недостаточно хороши и надежны. И это вообще проблема многих отраслей нашей жизни, мы плохо понимаем «реальный размер бедствия» для той или иной ситуации.

2. Были ли выполнены планы пилотного проекта на 2020 год? В том числе было запланировано не менее 12% охвата нуждающихся в уходе в 18 пилотных регионах. Этот показатель достигнут? Есть ли регионы, где охват заметно выше запланированного?

В вопросе о выполнении планов собака обычно зарыта в том, правильный ли был план? Когда эти цифры исходно появились, и мы, и многие наши коллеги из пилотных регионов, говорили, что не очень понятно, почему выставлены именно такие показатели? Хорошо ли и правильно, брать именно 12% и от чего считать эти проценты.

Вопрос о том, что и как считать, требует доработки. Для нас, скажем, самым существенным показателем кажется количество людей, нуждающихся в помощи, которые стали получать «часы ухода», после прохождения типизации, на дому или в дневных центрах, или совмещая две формы, что еще лучше, и при этом можно оценить, что получение ухода привело к улучшению качества жизни, например, к улучшению состояния там, где это возможно, или не ухудшению его, облегчению положения семьи, которая ухаживает за человеком и т.п. Для людей, которые живут в домах престарелых, ПНИ, отделениях сестринского ухода – то же самое. Вообще с точки зрения стандарта оказания любой помощи, в том числе и ухода, не должно быть разницы, где человек получает помощь.

Скажем так, показатели в целом были достигнуты, но теперь надо довести до ума, что и зачем мы будем считать, когда будем оценивать СДУ уже не как пилотный проект, а как систему, работающую в стране.

3. Как узнать, изменился ли размер субсидий регионам на СДУ? Речь идет о сокращении финансирования, о его переложении на регионы, или объемы не сокращаются, но за те же деньги хотят сделать меньше?

Насколько мы знаем, субсидии по Нацпроектам практически по всем направлениям были сокращены в 2021 году. Это не связано с какими-то внутренними изменениями проектов, во всяком случае, в проекте по СДУ, это так.

И сокращение по СДУ было относительно небольшим – 10%. Это отражение общей экономической ситуации. Пандемию никто не планировал.

Важно отметить, что с этого года, наконец, стала прозрачнее и понятнее система распределения расходов между федерацией и регионами. И это хорошо не только потому, что прозрачность в целом очень важна. А потому что она, как и в случае с подходом к охвату людей, включенных в СДУ, показывает еще два важных шага вперед.

Во-первых, теперь из денег федеральной субсидии пилотные субъекты должны оплачивать уход на дому и запуск сервисов (дневные центры, школы ухода, пункты проката ТСР), стационарозамещающие технологии. А из своего регионального бюджета – должны изменять систему помощи в стационарах, вошедших в пилот. И это приближает нас к конструкции финансирования СДУ, которая заложена в типовой модели СДУ (667 приказ Минтруда).

Финансирование самой дорогой и объемной части системы долговременного ухода – так называемого «социального пакета долговременного ухода», который предполагает минимально возможный объем жизненно важной помощи, предоставляемой бесплатно и измеряемой в часах, планируется осуществлять из федерального, а не региональных бюджетов. Это, собственно, на наш взгляд, единственно возможный вариант – так как регионы сами не потянут, и люди, зависимые от помощи и ухода, не только одинокие, но и семьи, которые ухаживают за ними, и так на грани выживания и оплачивать уход в большинстве своем тоже не могут.

Во-вторых, с этого года Минтруд прямо-таки сформулировал жесткие критерии трат средств федерального бюджета: не менее 80% на оплату труда дополнительных сотрудников, в госучреждении, или через НКО – на оказание ухода, тех самых часов ухода, бесплатных для людей. Таким образом, для регионов не стоит теперь вопрос, «а можно ли лучше сделать ремонты». Все затраты должны идти на прямую, жизненно важную помощь людям.

4. Насколько реальны в нынешней ситуации перспективы для ухаживающих за инвалидами перейти с пособия на зарплату в системе СДУ? Известно ли о попытках или планах внедрения такой модели в пилотных регионах?

Наша позиция как фонда – это и комплексный подход к любой проблеме, чтобы можно было предложить решение для разных ситуаций и дотянуться до большего количества людей, и возможность выбора места получения помощи и формата этой помощи. Порой гораздо разумнее и честнее будет привлечь родных, готовых ухаживать, чем искать работника, которого может просто не быть в этом селе или районе.

А близкий, скажем, если это мама тяжелого взрослого человека с инвалидностью, и так рядом и ухаживает не 4 часа в день, а всю жизнь. Многие семьи говорят о том, что у них слишком сложный случай, и чужого человека их тяжелобольной близкий не подпустит к себе.

Читайте также:
Скачать шаблон документа "Исковое заявление о вселении и нечинении препятствий".

Есть и другие варианты, в том числе, когда для лиц, осуществляющих уход (ЛОУ), да и для самой системы, действительно будет оптимальнее получать помощь деньгами, а не услугами.

Исходя из такого нашего представления, мы стараемся убеждать в этом федеральные и региональные соцслужбы. Мы прекрасно понимаем, насколько сложные, в том числе и в финансовом отношении, решения потребуются. И насколько иначе нам всем предстоит посмотреть на проблему. Но поскольку это точно реальная проблема людей, то другого пути, как решать ее, нет.

Одновременно, надо не забывать, что в СДУ включены сейчас 3 уровня нуждаемости в уходе. Собственно, все проблемы, связанные с тем, как будут получать помощь люди с инвалидностью и их семьи, сфокусирована преимущественно в третьем (самом тяжелом) уровне. Первый и второй предполагают значительную, но сравнительно меньшую потребность в уходе.

Но в этих группах все равно люди, которые не могут обойтись без помощи, которые сильно и быстро ухудшаются из-за ее отсутствия, и там тоже семьи, которые тоже остро нуждаются в помощи, но не имеют и не будут иметь статус ЛОУ. Тут и деменция, начиная с ранних стадий, и возрастные осложнения, и многое другое, с чем предстоит жить много лет.

И об этих людях, которых, к слову, много больше, мы тоже должны позаботиться. И как раз сделать все, чтобы они не были вынуждены были ради хоть какой-то помощи получать всеми правдами и неправдами инвалидность. Это в конечном счете будет значительно проблемнее для всех, включая государство.

Понимаете, сейчас важно добиться решения первого и самого принципиального вопроса: стабильного системного финансирования «социального пакета» (именно – часов ухода) – со стороны федерации. О последующем распределении средств – оплата приходящего работника из госучреждения, привлечение и компенсация затрат НКО, сестричеств, бизнеса, готовых оказывать уход, или оплата тех же часов, положенных человеку, ухаживающему за ним близкому – предметно и конкретно можно будет говорить только при наличии общего генерального решения. Мы его очень ждем.

5. Как можно оценить перспективы повсеместного внедрения СДУ в 2022 году? Речь идет также о включении в нее какой-то минимальной доли нуждающихся в уходе, или предполагается, что СДУ будет доступна для всех желающих?

Это очень важный вопрос. Мы тоже чуть не каждую неделю задаем его Минтруду. Сейчас, насколько мы знаем, в Правительстве идет обсуждение источников финансирования – ведь оно нужно не единоразово, а постоянно. От того, как решится этот вопрос, будет зависеть этапность введения системы.

6. Намерены ли вы принять участие в обсуждении проекта, призываете ли к этому других? Что важно указать при этом?

Конечно. Мы и раньше устраивали такие обсуждения. Вот в ближайшее время мы постараемся обсудить это с ЛОУ. Готовимся сейчас, чтобы максимально полно ответить людям на их вопросы. Это пока мы сделаем от себя, от фонда. А потом, надеемся, получится организовать площадку, на которой это можно будет обсудить и с федеральным минтрудом, и с регионами.

Сейчас именно ЛОУ очень остро реагируют и больше всего интересуются СДУ, потому что параллельно развивавшаяся многолетняя борьба ЛОУ за повышение выплат и решение вопроса об СДУ сейчас привели к конфликту интересов. И этот клубок надо распутывать. У нас есть свои предложения, у многих фондов, которые занимаются темой инвалидности, есть свои предложения, у ЛОУ свои, у соцслужб свой взгляд. Лучшее, что мы можем сделать, — услышать друг друга и найти решения.

Параллельно, мы надеемся, будет уже комплексное обсуждение СДУ на разных площадках. Мы, само собой, готовы к любым предложениям по обсуждению СДУ со всеми заинтересованными людьми».

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Как получить социально-медицинское и патронажное обслуживание на дому

Кто имеет право на получение социально-медицинского и патронажного обслуживания. Какие нужны документы, чтобы быть признанным нуждающимся в социальных услугах. С кем и как заключить договор об оказании социальных услуг

  • 1. Кто имеет право на социальное обслуживание на дому?
  • 2. Как получить индивидуальную программу предоставления социальных услуг?
  • 3. Как получить необходимые услуги?

1. Кто имеет право на социальное обслуживание на дому?

Организации социального обслуживания, как государственные, так и негосударственные, включенные в Реестр поставщиков социальных услуг города Москвы, предоставляют социальные услуги на дому гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию.

Услуги предоставляются бесплатно , за частичную или полную плату .

В любом случае, чтобы воспользоваться этими услугами, нужно быть признанным нуждающимся в социальном обслуживании и иметь индивидуальную программу предоставления социальных услуг (ИППСУ).

2. Как получить индивидуальную программу предоставления социальных услуг?

Чтобы получить индивидуальную программу предоставления социальных услуг, необходимо подготовить перечень документов:

    гражданина (его законного представителя) о предоставлении социальных услуг;
  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина, в том числе свидетельство о рождении в отношении несовершеннолетнего гражданина, не достигшего 14-летнего возраста, содержащий сведения о месте жительства в городе Москве, а в случае отсутствия в указанном документе такой информации — помимо документа, удостоверяющего личность гражданина, иной документ, содержащий сведения о месте жительства в городе Москве;
  • документ, содержащий сведения об обстоятельствах, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности гражданина (ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», если необходимо социальное обслуживание в полустационарной форме, а также если социальное обслуживание необходимо несовершеннолетнему);
  • справка федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающая факт установления инвалидности (в случае обращения гражданина, являющегося инвалидом, — о предоставлении социального обслуживания, если необходимо социальное обслуживание в полустационарной форме, а также если социальное обслуживание необходимо несовершеннолетнему);
  • сведения о доходах гражданина и членов его семьи за последние 12 календарных месяцев, предшествующих обращению о предоставлении социального обслуживания (за исключением сведений о размерах пенсий по инвалидности и (или) по старости, которые выплачиваются отделением Пенсионного фонда по городу Москве и Московской области);
  • при необходимости — дополнительные документы .
Читайте также:
Пенсионный фонд в Калязине - адрес, телефон, режим работы отделения

Документы представляются в подлинниках или копиях, удостоверенных в установленном порядке, либо копиях с предъявлением подлинников документов.

С подготовленным пакетом документов необходимо обратиться:

  • в отдел социальной защиты населения Москвы по месту постоянного жительства заявителя — если необходимо социальное обслуживание в полустационарной форме, а также если социальное обслуживание в стационарной форме необходимо несовершеннолетнему гражданину;
  • в любой из центров госуслуг «Мои документы» — если необходимо социальное обслуживание на дому или в стационарной форме.

После того как заявление о признании нуждающимся в социальном обслуживании на дому или в стационарной форме зарегистрируют, в течение четырех рабочих дней социальный инспектор проведет функциональную диагностику с выходом на дом, после этого в течение четырех рабочих дней специалисты проверят представленные сведения и установят размер вашего среднедушевого дохода. Не позднее чем на следующий рабочий день управление социальной защиты населения административного округа (в отношении социального обслуживания на дому) по месту вашего фактического проживания либо Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы (в отношении социального обслуживания в стационарной форме) примет решение. Если будет принято положительное решение, то в этот же день будет утверждена индивидуальная программа предоставления социальных услуг. В этой программе будут указаны состав, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, мероприятия по социальному сопровождению.

После того как заявление о признании нуждающимся в социальном обслуживании в полустационарной форме или поданное в отношении несовершеннолетних зарегистрируют, в течение трех рабочих дней специалисты проверят сведения, указанные в обращении. Затем будет организовано обследование материально-бытовых и социальных условий проживания – с выездом на дом к заявителю. По результатам обследования составляется акт и устанавливается размер вашего среднедушевого дохода.

Не позднее чем через два рабочих дня после этого районный отдел социальной защиты населения города Москвы по вашему месту жительства примет решение. Если будет принято положительное решение, в течение трех рабочих дней в зависимости от потребности заявителя будет составлена индивидуальная программа предоставления социальных услуг. В этой программе будут указаны состав, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, мероприятия по социальному сопровождению.

3. Как получить необходимые услуги?

Не позднее 180 календарных дней со дня принятия положительного решения о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании и не позднее истечения половины срока предоставления услуги, который указан в индивидуальной программе, нужно обратиться к поставщику социальных услуг.

Выберите поставщика услуг из реестра поставщиков социальных услуг и обратитесь к нему для заключения договора.

  • копия решения о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании;
  • индивидуальная программа (ИППСУ).

В ряде случаев поставщик может отказать в заключении договора.

В договоре о предоставлении социальных услуг должны закрепляться следующие условия:

Социальное обслуживание на дому граждан пожилого возраста и инвалидов в 2022 году

Социальное обслуживание на дому граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ “Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации” (в дальнейшем по тексту – Федеральный закон N 442-ФЗ) путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании.

Одиноким гражданам и гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, предоставляется помощь на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и иной помощи.

Признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании осуществляется при наличии обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности, согласно статьи 15 Федерального закона N 442-ФЗ.

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности.

Социальное обслуживание на дому является одной из основных форм социального обслуживания, направленной на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их прав и законных интересов.

Читайте также:
Где взять санитарную книжку – особенности оформления и стоимость

Перечень надомных социальных услуг устанавливается договором о предоставлении социальных услуг и может включать:

  • Организацию питания, включая доставку продуктов на дом.
  • Помощь в приобретении лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости.
  • Содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинские организации.
  • Поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями.
  • Содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг.
  • Содействие в организации ритуальных услуг.

При обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения, в число надомных социальных услуг может включено содействие в обеспечении топливом и (или) водой.

Кроме этого гражданам пожилого возраста и инвалидам могут быть предоставлены дополнительные услуги на условиях полной или частичной оплаты:

  1. наблюдение за состоянием здоровья;
  2. оказание экстренной доврачебной помощи;
  3. выполнение медицинских процедур;
  4. оказание санитарно-гигиенических услуг;
  5. кормление ослабленных больных;
  6. проведение санитарно-просветительной работы.

Порядок социального обслуживания на дому определяется органом исполнительной власти субъекта РФ.

Новости по теме

Инвалиды всех групп являются самой незащищенной категорией населения. Государство проявляет о них особую заботу в форме предоставления различных льгот, социальной помощи, выплат и пособий. В 2020 году произойдут изменения в социальном обеспечении российских инвалидов, это предусмотрено федеральными законами.

Сегодня в России действует государственный проект, суть которого в том, чтобы помещать одинокого пожилого человека в семью, где о нем будут заботиться, как о родном. И как образец другим Минтруд РФ приводит опыт Югры, где проект был создан и работает уже семь лет.

Необходимо разработать систему поощрения людей предпенсионного возраста, выбирающих направления дополнительной подготовки по социальному и медицинскому долговременному уходу. Об этом заявила вице-премьер РФ Татьяна Голикова на заседании Совета при правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной.

Социальное обслуживание пожилых и инвалидов на дому в 2022 году

Пожилые люди и инвалиды, оставшиеся без помощи родственников, зачастую не справляются с обычными домашними делами в силу своего возраста и слабого здоровья. Поэтому им оказывается социальное и медицинское обслуживание на дому — государственными бюджетными учреждениями, муниципальными образованиями, организациями и предпринимателями. Из данной статьи вы узнаете, что представляет собой социальное обслуживание пожилых и инвалидов на дому, кто может рассчитывать на подобную помощь, как получить услугу.

Социальное обслуживание пожилых и инвалидов на дому: виды социальных услуг

Граждане, отвечающие требованиям закона, предъявляемым к получателям социальных услуг на дому, могут рассчитывать на следующие виды помощи:

  • сопровождение до мест отдыха, санаториев, лечебных учреждений, государственных и муниципальных учреждений;
  • помощь в оплате коммунальных услуг;
  • помощь в организации быта, обустройстве жилья, в проведении косметического ремонта, стирке вещей, уборке дома;
  • доставка воды, топка печи (при проживании льготника в частном доме без центрального водоснабжения и отопления);
  • приготовление еды, организация быта и досуга, поход в магазин за продуктами и в аптеку.

Если человек не может самостоятельно обслуживать себя, социальный работник должен помощь. Также могут быть предоставлены следующие услуги в зависимости от состояния здоровья гражданина:

  • совместные походы в поликлиники;
  • психологическая поддержка, содействие в санаторно-курортном лечении, госпитализации и уходе в условиях стационара;
  • помощь в проведении социальной и медицинской реабилитации, в прохождении МСЭ;
  • содействие в получении медицинских услуг;
  • осуществление медицинских процедур и манипуляций, гигиенических процедур;
  • помощь в оформлении документов;
  • правовые и юридические услуги;
  • помощь в получении среднего и высшего образования (людям с ограниченными возможностями).

Кто имеет право на социальное обслуживание пожилых и инвалидов на дому

Пригласить социального работника на дом имеют право следующие категории лиц:

  1. Граждане пенсионного возраста (женщины от 55 лет и мужчины от 60 лет).
  2. Люди с ограниченными возможностями (инвалиды всех трех групп).
  3. Люди, являющиеся временно нетрудоспособными и не имеющие помощников.
  4. Граждане, попавшие в сложное положение из-за алкогольной или наркотической зависимости члена семьи.
  5. Некоторые другие категории лиц, например, сироты без места проживания.

Услуги социального обслуживания на дому могут быть оказаны бесплатно, на условиях частичной оплаты или за оплату в полном объеме.

Как оформить социальное обслуживание пожилых и инвалидов на дому, в каких случаях могут отказать в предоставлении услуги

Важно! Для подачи заявления на получение социальных услуг на дому необходимо обратиться в региональное отделение органов социальной защиты населения.

Прежде чем заявка на получение помощи будет одобрена, сотрудники социальной службы должны проверить документы, чтобы оценить степень нуждаемости гражданина в получении помощи социального работника (поскольку желающих достаточно много, а ресурсов обычно недостаточно), проверить условия проживания обратившегося человека. Законом предусмотрены следующие случаи, когда в социальном обслуживании заявителю могут отказать:

  1. Если имеются противопоказания к социальной помощи. Здесь имеется в виду наличие факторов, которые могли бы поставить под угрозу жизнь и здоровье социального работника:
    • наличие тяжелых психических отклонений,
    • наркотическая зависимость,
    • алкогольная зависимость,
    • прием психотропных препаратов,
    • наличие карантинных болезней,
    • наличие тяжелых инфекционных патологий;
    • наличие открытой формы туберкулеза;
    • наличие любых заболеваний, требующих специализированного лечения.
  2. Обращение заявителя в УСЗН в нетрезвом или неадекватном состоянии.
  3. Высокая занятость организации, отсутствие свободных социальных работников.
  4. Заявитель является лицом без определенного места жительства.
Читайте также:
Как собственнику выписать инвалида из квартиры без его согласия?

Из документов при обращении в органы соцзащиты понадобятся следующие бумаги:

    ;
  • заключение медико-социальной экспертизы о присвоении инвалидной группы;
  • справка из медицинского учреждения об отсутствии заболеваний, при которых получения социальной помощи невозможно;
  • пенсионное удостоверение;
  • справка о составе семьи;
  • справка о величине доходов.

Экспертное мнение к вопросу про социальное обслуживание пожилых и инвалидов на дому

В работе прошлогоднего семинара-совещания по вопросам социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, который проводился в Министерстве соцразвития и труда Камчатского края, приняли участие Министр социального развития и труда И. Койрович, заместитель Министра Е. Меркулов, начальник отдела соцобслуживания Н. Бурмистрова, руководители органов соцзащиты населения и руководители организации соцобслуживания инвалидов и пожилых граждан.

Обсуждались экономические, организационные, правовые основы социального обслуживания, права и обязанности получателей и поставщиков услуг, полномочия органов власти, установленные Федеральным законом от 28.12.2013 № 442-ФЗ. Основное внимание было уделено следующим вопросам:

  • правом на получение бесплатной социальной помощи на дому обладают граждане с доходом ниже 1,5 величины ПМ по региону (ранее пенсия должна была быть ниже 1 размера ПМ);
  • был введен детальный подход к утверждению набора социальных услуг с учетом потребностей гражданина;
  • граждане получили право самостоятельно выбирать поставщика социальный услуг;
  • теперь на социальное обслуживание на дому могут претендовать не только пенсионеры и инвалиды, но и граждане, являющиеся временно нетрудоспособными, столкнувшиеся с внутрисемейными конфликтами (имеющими отношение к наркомании, алкоголизму у родственников), нуждающиеся в помощи по уходу за ребенком-инвалидом и не имеющие места жительства (при принадлежности к числу детей-сирот).

Законодательные акты по теме

Федеральный закон от 28.12.2013 № 422-ФЗ Об основах социального обеспечения на дому

Типичные ошибки

Ошибка: Родственники инвалида, имеющего серьезное психологическое заболевание, обращаются за получением для него социальной помощи на дому.

Комментарий: Социальный работник не приходит к людям с тяжелыми психическими заболеваниями, поскольку это угрожает здоровью и жизни работника.

Ошибка: Пенсионер, чья пенсия превышается 1,5 размера регионального прожиточного минимума, претендует на бесплатное социальное обслуживание на дому.

Комментарий: Услуги социального работника на дому предоставляются на бесплатной основе только тем пенсионерам, чей доход оказывается ниже 1,5 размеров местного ПМ.

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос №1: Может ли высокая занятость социальной службы стать причиной отказа в оказании социальных услуг на дому инвалиду 1 группы?

Ответ: Да. Несмотря на то, что помощь оказывается наиболее нуждающимся в ней лицам, социальных работников по-прежнему не хватает.

Создание системы долговременного ухода требует миллиардов

Екатерине из Екатеринбурга пришлось уволиться с любимой работы, чтобы ухаживать за пожилым родственником. “В пансионат отдавать не хочу. Тяжелой и грязной работы не боюсь, меня не тяготит, а вот морально тяжело. Чувствую, как жизнь проходит мимо”, – делится женщина своими эмоциями.

 Фото: iStock

Система долговременного ухода за пожилыми и инвалидами должна быть запущена по стране в 2022 году. Такое поручение президент дал правительству. А пока ее разрабатывают, ежегодно до 20 миллионов россиян вынуждены оставлять работу и отодвигать на второй план свою жизнь, чтобы ухаживать за больными и престарелыми родственниками. По крайней мере, такую оценку приводят эксперты. В это время их материальное положение катастрофически ухудшается.

Фото: из личного архива Любови Третьяковой

“Моя знакомая, которой уже самой не 18 лет, работает на госслужбе, позволить сиделку не может. Она совмещает работу, уход за мамой, воспитывает детей. Ночует у матери, оттуда на работу, после работы к мужу и детям, потом снова к матери”, – рассказывает Ирина из Москвы. Таких историй – миллионы.

Создать такую целостную систему еще только предстоит. “Для людей пожилого возраста, требующих особого внимания, или с инвалидностью, конечно, очень важно иметь возможность оставаться дома, в привычной среде, среди своих близких. В то же время мы прекрасно понимаем, что уход за такими людьми, которым требуется поддержка со стороны, это значительный, серьезный труд, в том числе и со стороны близких, у которых возникают в этой связи подчас значительные ограничения, связанные с осуществлением трудовой деятельности”, – сказал президент России Владимир Путин в июне.

Президент подчеркнул, что по всей стране будет создана система центров для организации долгосрочного ухода за пожилыми людьми и инвалидами. Сейчас их только 24, но уже в 2022-м сеть таких центров должна покрыть всю территорию РФ. Программа включает в себя поддержку семейного ухода, соцобслуживание и медпомощь на дому, в полустационарной и стационарной форме с привлечением сиделок и службы патронажа. По словам главы Минтруда России Антона Котякова, в зависимости от того, в каком состоянии находится человек, потребуется и различный объем ухода, который ему необходим. Для одних граждан это будет 14 часов в неделю, для кого-то – 28 часов, в зависимости от потребности.

Читайте также:
Некоторых граждан освободят от уплаты за ЖКХ до конца года

Сами справимся

Нанять частную сиделку может не каждая семья. В Москве и Подмосковье сиделки с постоянным проживанием и круглосуточным уходом за пациентом стоят 40-70 тысяч рублей в месяц, в регионах – 30-40 тысяч (цена зависит от наличия медобразования). Частные пансионаты еще дороже, а попасть в государственный практически нереально. Если уж только человек совсем одинокий или же у него оформлена инвалидность.

Виталий из Рязани рассказывает: “Сводный брат уже несколько лет не может устроить свою престарелую маму в пансионат. Возможно, для кого-то это звучит чудовищно: как это, отдать родного человека на попечение государства? Ну а что делать, если нет никакой возможности круглосуточно присматривать за старушкой? А оставить ее одну нельзя. Она может уйти, оставив открытым дом, или забыть выключить газ, или себя чем-то поранить. К тому же периодически проявляется агрессия. Из-за этого ее не берут в негосударственные учреждения для престарелых, где нормальные условия для проживания и сносные цены. Нужен специализированный – для людей с деменцией и расстройством психики. Мы такой пока найти не можем. Ни в Рязани, ни в ближайших областях. А государственная система не признает пожилую женщину нуждающейся в социальном обслуживании, так как, несмотря на свое состояние, она проживает в семье, а следовательно, не может нуждаться в помощи государства”.

“Сейчас в России проживают почти 12 млн инвалидов, из них около 700 тысяч – это дети-инвалиды, 1,7 млн человек (13%) – инвалиды первой группы. Лишь 12% инвалидов первой группы состоят на социальном обслуживании – получают соцуслуги. Среди инвалидов второй группы их получают только 10%, среди инвалидов третьей группы – 2%, – рассказал “РГ” проректор Финансового университета при правительстве РФ, доктор экономических наук Александр Сафонов. – Всего в постоянном уходе, по нашим оценкам, нуждаются более 7 млн инвалидов”.

В большинстве случаев инвалиды всех групп и члены их семей вынуждены самостоятельно справляться со своими жизненными ситуациями. “Даже по очень средним прикидкам ежегодно почти 20 млн человек задействовано в решении повседневных вопросов людей, нуждающихся в постоянном или регулярном уходе или присмотре. То есть именно столько людей выведены из экономики, часть из них не могут себе позволить растить детей, вынужденно ухаживая за старшим поколением”, – говорит он.

По оценкам Финансового университета при правительстве РФ, около 3,7 млн пожилых людей нуждаются в социальном обслуживании, в то время как получают его только 1,8 млн человек.

Фото: Ангелина Щедрина

Государственная система помощи людям, нуждающимся в долговременном уходе, базируется на двух законах – 181-ФЗ, где прописана помощь инвалидам, и 442-ФЗ о социальном обслуживании. “В качестве основной помощи инвалидам предлагаются различные технические средства реабилитации, ряд реабилитационных услуг и проч., а также финансовая помощь в размере 1200 рублей в месяц, которую могут получать родственники, самостоятельно ухаживающие за своими близкими. По 442-ФЗ граждане, нуждающиеся в соцобслуживании, имеют право получать соцуслуги, при этом их стоимость, в зависимости от дохода человека, либо не будет с него взиматься вообще, либо будет составлять не более 50% от превышения его дохода над полуторакратным региональным прожиточным минимумом”, – поясняет Сафонов.

Некому работать

В рамках нацпроекта “Демография” в некоторых регионах внедряется система долговременного ухода. В частности, предлагается расширенный бесплатный набор соцуслуг на дому, предоставляемый по новым стандартам качества до 28 часов в неделю. Нуждающихся в уходе можно устраивать в центры дневного пребывания, ориентированные на работу с пациентами с когнитивными нарушениями. Задача центров – максимальное замедление негативных признаков развития когнитивных нарушений.

Открываются пункты проката технических средств реабилитации для тех граждан, которые по тем или иным причинам не получают статус “инвалид”. Услуги таких пунктов бесплатны для людей с ограниченными возможностями. Для родственников в регионах запущен ряд новых сервисов, которые позволяют помочь им в сложных вопросах ухода за своими родными. Например, с их помощью можно составить график посещения соцработниками пожилого человека или инвалида с учетом пожеланий семьи, проконсультироваться с психологом и юристом по различным жизненным ситуациям, стать слушателем “школы ухода”, где обучают правильно ухаживать за близким, воспользоваться услугой “отпуск от ухода (передышка)”. В некоторых регионах запускаются механизмы получения родственниками дополнительных выплат при отказе от услуг, предоставляемых системой соцобслуживания.

Около 3,7 млн пожилых людей нуждаются в социальном обслуживании, а получают его только 1,8 млн человек

Для граждан, получающих долговременный уход, запускаются различные механизмы борьбы с деменцией, профилактика переломов, развитие коммуникативных навыков и социализация.

“Дневные центры, специализирующиеся на работе с теми или иными нарушениями, – это крайне важный элемент всей системы социального обслуживания, фактически это механизм предотвращения развития негативных психологических проявлений, связанных со старением организма либо ограниченного функционала. Деменция в том или ином проявлении поражает до трети всех людей старших возрастов. И здесь дневные центры помогают серьезнейшим образом затормозить ее развитие. Там работают специалисты, которые помогают тренировать память, развивать мелкую моторику, повышают коммуникативные способности и проч. В отдельных регионах работа таких центров строится на безвозмездной основе. Но их катастрофически мало – несколько десятков на всю страну, а нужно не менее тысячи”, – говорит эксперт.

Читайте также:
Срок рассмотрения апелляционной жалобы по гражданскому делу

К стационарам социальной защиты относятся дома-интернаты общего типа или, по старинке, “дома престарелых”, а также психоневрологические интернаты. Их в России более 1600 и они очень разные – есть на 30 мест с домашней атмосферой, а есть гиганты на более чем 1000 мест и их работа – конечно, конвейер. “Основная беда – недофинансирование, следствием чего является крайне серьезная проблема с наличием персонала, а страдают в итоге люди, – продолжает Сафонов. – Соотношение уходового персонала и проживающих в отделении для самых тяжелых пациентов в среднем составляет 1:20 в дневное время. То есть на одного работника по уходу приходится 20 проживающих, которых надо накормить, напоить, провести гигиенические процедуры, с которыми надо поговорить и т.д. На кормление одного человека в отделении для тяжелых пациентов тратится 1,5 минуты. Естественно, что ни о какой реабилитации и серьезном улучшении состояния проживающих не идет и речи, фактически люди попадают в эти учреждения и уже не покидают их. В стационарах еще масса проблем – это и квалификация персонала, и недостаток оборудования”.

Альтернатива службе

Одно из решений кадрового вопроса – привлечение к работе в стационарах молодых людей, проходящих альтернативную службу. “В рамках гражданской службы молодые люди могут пройти обучение и получить военно-учетную специальность санитарного инструктора, тем самым повысив мобилизационную готовность страны к войнам и катастрофам. Обеспечить экономическую привлекательность рабочих мест младшего медперсонала, занятого тяжелым физическим неквалифицированным трудом, нереально. А без этого невозможно обеспечить население эффективной медпомощью, качественными и безопасными соцуслугами долгосрочного ухода, – уверен Сафонов. – Единственный путь – межведомственная интеграция минздрава, минтруда и минобороны для превращения альтернативной гражданской службы в эффективно работающий институт, направленный на решение важных общественных целей”.

Для этого нужно ограничить перечень видов работ для прохождения альтернативной службы мужчинами без высшего образования должностями младшего медперсонала в здравоохранении и социальной сфере, уравнять срок альтернативной службы с военной, разрешить ее прохождение по месту жительства и организовать обучение призываемых на службу с получением военно-учетной специальности санитарного инструктора, отмечает Сафонов.

Еще одна проблема – изношенность зданий стационаров: почти все они строились в 1960-1980-е годы, причем под детсады, школы, медучреждения. В одном регионе такой стационар был оборудован в помещении церкви. Все эти здания изначально не приспособлены для постоянного пребывания, ведь в стационарах соцобслуживания люди живут годами и для этого нужна соответствующая среда, которой почти нигде нет.

Сложная ситуация с гериатрами (специалистами по проблемам старения организма). Сейчас в России обучено уже более тысячи гериатров, во всех регионах создаются специализированные гериатрические кабинеты, на базах госпиталей ветеранов войн разворачиваются специализированные гериатрические центры. Но, как подчеркивает Сафонов, это происходит отдельно от развития системы соцобслуживания, что, конечно же, снижает эффективность работы с населением. “Работа гериатров должна выстраиваться исходя из долгосрочного ведения человека при достижении им определенного возраста, с возможностью подключения различных видов помощи и медрешений, которые показаны человеку в тот или иной момент его жизни”, – добавляет эксперт.

Поможет страховка

“Изменения системы социального обслуживания крайне необходимы”, – уверен Сафонов. “С 2014 года, когда был введен в действие 442-ФЗ, серьезных изменений в отрасли не было, при этом нужно актуализировать сам закон. Необходимо унифицировать принципы признания нуждаемости в соцуслугах на федеральном уровне для всех регионов; для нуждающихся граждан необходимо определить группы и четко прописать объем доступных соцуслуг. Требуется унифицировать процедуру составления индивидуальной программы предоставления соцуслуг, определив четкие правила назначения соцуслуг в зависимости от результатов проведенного предварительного обследования, – перечисляет эксперт. – Необходимо актуализировать порядок определения платы за соцуслуги, введя их бесплатный объем и вместо ограничения максимальной суммы платы за соцуслуги правила назначения льгот. Требуется расширить формы и технологии соцобслуживания, чтобы человек как можно дольше находился в привычной для него среде”.

Кроме того, он считает необходимым детализировать порядок межведомственного взаимодействия для выявления граждан, потенциально нуждающихся в соцобслуживании, а также для возможности учитывать состояние здоровье человека при назначении соцуслуг. Не обойтись без повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов соцобслуживания. И, конечно же, необходимы единые для всех регионов требования к контролю качества предоставления соцпомощи. Все это позволит организовать адресное предоставление комплексной и качественной соцпомощи человеку, учтя его особенности и привычки, семейную ситуацию и рекомендации врачей. И, конечно же, необходимо решить вопрос с недофинансированием отрасли. “Фактически нужно удвоить сумму для того, чтобы организовать предоставление людям качественных социальных услуг”, – уверен Сафонов.

По оценке эксперта, системе долговременного ухода требуется в год дополнительно 265 млрд рублей. Это позволит охватить уходом около 30% наиболее нуждающихся в нем россиян. “Дальнейшее расширение охвата нуждающихся граждан за счет снижения порога тяжести их состояния потребует кратного увеличения бюджетного финансирования. Эффективным решением было бы подключение страхового механизма финансирования системы уже на начальном этапе ее общероссийского внедрения, полагает эксперт.

Читайте также:
Как оформить визу в Черногорию в 2022 году: документы, цены, заполнение заявления

Финансовый университет при правительстве РФ совместно с Всероссийским союзом страховщиков и Ассоциацией системы долговременного ухода видят возможность организации финансирования отрасли соцзащиты и вопросов долговременного ухода в добровольном и обязательном страховании. При этом пилотные продукты в рамках добровольного страхования можно запустить в регионах в ближайшее время и провести анализ спроса. Полученные результаты будут полезны при тиражировании практики добровольного страхования на территории всей страны, а также в рамках моделирования запуска обязательного страхования системы долговременного ухода”, – поясняет Сафонов.

Это позволит перевести систему соцобслуживания из заявительной в выявительную, организовать единый для всех регионов механизм признания необходимости в соцобслуживании, назначении и предоставлении гарантированного по всей России минимума соцуслуг и обязательную совместную работу органов социальной защиты и здравоохранения по всем нуждающимся в такой помощи гражданам.

Фото: Photoxpress

“Мы можем ожидать снижение вызовов “скорой помощи” по тем людям, с которыми соцзащита начинает работать более интенсивно, у этих людей снижается количество госпитализаций, уменьшается количество запущенных случаев – ведь работники соцзащиты гораздо чаще станут посещают этих людей, интенсивнее с ними работать в тесном контакте с органами здравоохранения. Это позволит снизить расходы на здравоохранение и это только один из эффектов. Такой подход позволяет уже сейчас пересмотреть механизмы финансирования отрасли социальной защиты и, унифицировав правила ее функционирования, привлечь крупные федеральные структуры. В первую очередь страховые компании, которые крайне заинтересованы в развитии вопросов страхования долговременного ухода как нового страхового продукта. К сожалению, сейчас страховые компании не имеют возможности обеспечить предоставление услуг должного качества при наступлении страхового случая на всей территории России и вынуждены рассматривать только вариант финансовых выплат. Однако внедрение системы долговременного ухода позволяет существенно улучшить данную ситуацию в тех регионах и районах, где она запускается”, – говорит Сафонов.

Что делать, если родным требуется долговременный уход

Уже сейчас, во всех регионах, где внедряется система долговременного ухода, созданы координационные центры, которые помогают в работе с гражданами, нуждающимися в соцобслуживании, и их близкими. В них проконсультируют по каждому случаю, при необходимости назначат время обследования, когда соцработник на дому у человека сможет подобрать необходимый пакет помощи, в зависимости от того, что человек может делать самостоятельно, а где ему требуется помощь. Контактные телефоны для связи с координационными центрами указаны на интернет-сайтах органов соцзащиты населения всех регионов, внедряющих систему долговременного ухода.

Стационары социального обслуживания – совершенно новый механизм работы с пожилыми гражданами: здесь о них заботятся, при необходимости быстро организуют медицинскую помощь, сами проживающие общаются друг с другом. Через несколько лет это будут уникальные центры реабилитации, помощи и заботы о пожилых людях, где будут реализовываться новейшие медицинские и социальные технологии. Но уже сейчас эти учреждения не имеют почти ничего общего с тем, что мы на протяжении нескольких десятилетий привыкли называть домами престарелых.

Короткие советы для людей, чьи близкие старшего поколения могут нуждаться в помощи.

– Если вы видите изменение поведения пожилых людей (замкнутость, апатия, сварливость) – сходите на прием к врачу, желательно врачу-гериатру, в большинстве случаев такие изменения не случайны, это одни из первых проявлений когнитивных нарушений у человека.

– Не стесняйтесь говорить правду о возможностях самообслуживания пожилого человека работнику социальной защиты. Это поможет назначить правильную программу помощи, которая вернет обычный уклад жизни в семью, что позволит избежать ненужных сложностей.

– Дневные центры – это не места проведения досуга, а центры помощи в профилактике сложнейших возрастных заболеваний и их посещение – необходимость, при наличии к тому рекомендаций врача-гериатра. Не поленитесь, найдите ближайшего врача и запишите близкого к нему на прием.

Справка “РГ”

По данным ВОЗ, в мире ежегодно регистрируется около 10 млн новых случаев деменции, к 2050 году эта цифра возрастет в три раза. К 2030 году расходы на обеспечение ухода за больными деменцией увеличатся до 2 трлн долларов в год. Вылечить это заболевание нельзя, но можно его отсрочить или замедлить прогрессирование.

Социальное обслуживание на дому инвалидов и пожилых граждан

Очень часто пожилым гражданам и инвалидам требуется социальная поддержка. Государственные бюджетные учреждения социального обслуживания в муниципальных образованиях России, ряд юридических лиц и ИП оказывают социальное и медицинское обслуживание пенсионеров и инвалидов на дому.

Такие услуги предоставляются тем, кто частично утратил трудоспособность и не может обслужить себя самостоятельным образом. Основы социального обеспечения на дому регулируются положениями Федерального закона № 442-ФЗ. Социальной услугой является разовая, периодическая, срочная либо постоянная помощь гражданину.

Виды социальных услуг

В законодательных актах указаны виды социального обслуживания граждан. Перечень довольно обширный, и в него включены виды услуг, такие как:

  1. Организация питания, досуга или быта, покупка продуктов, помощь в приготовлении еды, приобретение товаров первой необходимости, лекарственных препаратов.
  2. Если гражданин живет без воды или отопления, то это топка печи, доставка воды.
  3. Уборка в доме, стирка вещей, помощь в косметическом ремонте жилья, помощь в обустройстве и организации быта.
  4. Помощь в оплате коммунальных услуг, содействие в посещении мест отдыха, санаторно-курортном лечении.
Читайте также:
Пенсионный фонд в Цурибе: особенности деятельности, режим работы, адрес

Помимо организации быта и жизни инвалида либо пенсионера социальные работники также занимаются оказанием санитарно-гигиенических и медицинских услуг. Многие люди с ограниченными возможностями не могут самостоятельно обслуживать себя, даже элементарная гигиена для них сложная процедура. Социальные работники должны обеспечивать должный уход гражданину с учетом его фактического состояния здоровья, заключающийся в следующем:

  • содействие в получении необходимой медицинской помощи;
  • осуществление гигиенических и медицинских процедур и манипуляций;
  • помощь в прохождении медико-социальной экспертизы, проведении медицинской и социальной реабилитации;
  • оказание психологической помощи, содействие в госпитализации и больничном уходе, санаторно-курортном лечении;
  • посещение вместе с гражданином стационарных учреждений здравоохранения.

Социальное содействие оказывается также и в иных видах помощи. Это помощь в получении среднего или высшего образования для инвалидов с учетом из физического и умственного состояния, помощь в оформлении разнообразной документации, юридические либо правовые услуги.

Кому предоставляется социальное обслуживание на дому?

В законодательство Российской Федерации прописывается то, что право на социальное обслуживание имеют пенсионеры (мужчины старше шестидесяти лет и женщины старше пятидесяти пяти лет) а также инвалиды. Это та категория людей, которые больше всего нуждаются в поддержке и помощи как в бытовых и правовых, так и в медицинских вопросах.

В целом социальное обслуживание может проводиться на условиях частичной оплаты, бесплатно или при полной оплате. Бесплатные услуги доступны ветеранам и инвалидам ВОВ, и их супругам, узникам бывших лагерей, лицам, жившим в блокаде Ленинграда, героям СССР, России, героям Социалистического труда. Бесплатно на социальную помощь можно рассчитывать, если пенсионер или инвалид имеет доход ниже полуторократной величины прожиточной нормы.

Социальное обслуживание на дому инвалидов и пожилых граждан

Частичная оплата доступна лицам с доходом ниже полуторократной величины прожиточного уровня. При этом в зависимости от социального статуса сумма варьируется. В иных случаях социальные услуги предоставляются на условиях полной оплаты.

Как получить социальное обслуживание на дому?

Чтобы воспользоваться всеми необходимыми услугами социального обслуживания на дому инвалид или пенсионер должен обратиться со специальным заявлением в специальные организации. Специалисты обязаны рассмотреть поступившее заявление и приступить к работе с гражданином.

В целом документы рассматривается несколько дней, и скорость принятия заявки зависит от наплыва желающих получить социальные услуги. Работники социальных служб должны проверить, действительно ли нуждается человек в помощи, как он живет, каковы его условия жизни.

Документы, которые надо подать для получения социальной помощи:

  • заявление заинтересованного лица;
  • правоустанавливающие документы;
  • медицинское заключение о наличии заболевания и об отсутствии заболеваний, при которых социальное медицинское обслуживание не рекомендовано;
  • справа о размере пенсии или иных доходов, справка о составе семьи.

Решение о социальной помощи осуществляется при участии приемной комиссии организации, предоставляющей подобные услуги населению. Часто возникает вопрос о том, может ли быть отказано в социальной помощи инвалиду или пенсионеру? Нормативно-правовые акты устанавливают ряд основных положений, при которых указываются причины отказа в содействии с такими категориями граждан.

Социальное обслуживание на дому инвалидов и пожилых граждан

Это такие основания, как:

  1. Имеющиеся противопоказания к социальному обслуживанию. Что это может быть? Прежде всего, это тяжелые психические расстройства личности, употребление наркотических средств и психотропных препаратов, алкогольная зависимость, карантинные болезни, венерические заболевания, тяжелые инфекционные патологии, открытые формы туберкулеза или иные болезни, требующие специализированного лечения в медицинских учреждениях.
  2. Обращение в социальную организацию лица, находящегося в состоянии наркотического или алкогольного опьянения, а также в неадекватном состоянии.
  3. Отсутствие свободных специалистов или слишком высокая занятость организации.
  4. Отказ при заявлении лица, имеющего неопределенное место жительства.

В остальных случаях сотрудники учреждения социальной помощи обязаны принять заявление от гражданина и рассмотреть его за максимально короткое время, после чего уведомить о своем решении заинтересованное лицо и объяснить ему принципы сотрудничества с социальными службами.

План работы отделения надомного социального обслуживания на 2021 год

4.Исполнение Плана мероприятий по реализации в Республике Татарстан положений Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 05.02.2016 №164-р.

5. Повышение качества и результативности деятельности отделения, в том числе посредством внедрения в практику работы новых технологий и форм работы: «Мобильная библиотека», «Золотой возраст»; участие в пилотном проекте «Сиделка», в рамках реализации национального проекта «Демография».

6. Обеспечение выполнение плана мероприятий («Дорожной карты») по реализации пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами в республике Татарстан на 2020-2021 годы;

7. Выявление пожилых граждан и инвалидов, нуждающихся в социальном обслуживании, в том числе при проведении подомовых обходов одиноких и одиноко проживающих граждан пожилого возраста и инвалидов;

8.Увеличение количества получателей услуг отделения надомного социального обслуживания не менее чем на 10%, количества оказываемых социальных услуг.

9. Увеличение охвата граждан стационар замещающими технологиями;

10.Увеличение количества оказанных дополнительных услуг;

11. Оказание психологической и консультационной помощи приемной семье для пожилого человека.

12.Формировать банк данных о нуждающихся в помощи на основе общепринятых в практике инструментов оценки (типизации) с применением дополнительных критериев;

Читайте также:
Как оформить визу в Черногорию в 2022 году: документы, цены, заполнение заявления

14.Принимать участие в обеспечении взаимодействия организаций, вовлечённых в СДУ (межведомственное взаимодействие);

15. Принимать участие в создании системы информирования населения о возможностях СДУ, в том числе специального блока, посвящённого СДУ, на официальном сайте организации

№ п/п

Наименование

мероприятия

Ответственные специалисты

(должность Ф.И.О)

Сроки проведения

Место проведения

Организационная работа

Организация эффективной и качественной работы социальных работников в соответствии с федеральными законами, государственными стандартами, административным регламентом предоставления получателям социальных услуг.

Зав. ОНСО Плешкова Л.Н.

Информирование граждан старшего поколения и инвалидов посредством СМИ, информационных стендах, через рекламную полиграфическую продукцию по вопросам социального обслуживании.

Зав. ОНСО Плешкова Л.Н.

Поддержка в актуальном состоянии информационного стенда «О реализации Федерального закона от 28.12.2013г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», «О системе долговременного ухода».

Работа в информационной системе «УСОН».

Зав. ОНСО Плешкова Л.Н.

Спец. по соц.работе Горшенина Е.А.

Работа с обращениями граждан, учреждений и ведомств по вопросам социального обслуживания.

Зав. ОНСО Плешкова Л.Н.

Размещение информации о деятельности ОНСО на интернет-сайте учреждения и поддержание в актуальном состоянии.

Зав. ОНСО Плешкова Л.Н.

Выполнение государственного задания, оказание дополнительных услуг

Предоставление социальных услуг получателям социальных услуг в соответствии с индивидуальными программами и условиями договоров, заключенных с получателями социальных услуг или их законными представителями.

Зав. ОНСО Плешкова Л.Н.спец. по соц.работе Кузнецова Л.И, Ишмякова Г.А.

По адресам получателей социальных услуг

Разработка и заключение договоров на предоставление социальных услуг.

Зав. ОНСО Плешкова Л.Н. спец. по соц.работе Кузнецова Л.И, Ишмякова Г.А.

По мере необходимости

По адресам получателей социальных услуг

Работа с документами: прием документов, формирование личных дел, проектов приказов на зачисление и снятие с обслуживания, ведение документации отделения, согласно номенклатуре дел.

Зав. ОНСО Плешкова Л.Н.; спец. по соц.работе Кузнецова Л.И,

Внесение изменений в личные дела получателей социальных услуг по заявлению получателей социальных услуг и по истечению срока ИППСУ.

Спец. по соц.работе Кузнецова Л.И, Ишмякова Г.А.

Пересмотр условий оказания социальных услуг в связи с изменениями прожиточного минимума, среднедушевого дохода получателей социальных услуг. Проведение перерасчета оплаты за оказанные социальные услуги в связи с их изменением.

Зав. ОНСО Плешкова Л.Н.; спец. по соц.работе Кузнецова Л.И,

По мере изменения

Своевременное заполнение актов по предоставлению социальных и дополнительных услуг, услуг сверх объема, взимание платы согласно расчетам, сдача денежных средств в кассу бухгалтерии.

Зав. ОНСО Плешкова Л.Н.; спец. по соц.работе Кузнецова Л.И, Ишмякова Г.А.

Предоставление дополнительных социальных услуг на условиях полной оплаты.

Зав. ОНСО Плешкова Л.Н.; спец. по соц.работе Кузнецова Л.И., Ишмякова Г.А.

Организационная работа по выполнению «дорожной карты», выполнение нормативного показателя по численности получателей социальных услуг и по объемам оказанных услуг.

Зав. ОНСО Плешкова Л.Н.

Работа с кадрами

Обеспечение прохождения курсов повышения квалификации сотрудниками отделения надомного социального обслуживания. По срокам.

Зав. ОНСО Плешкова Л.Н.

Общее собрание социальных работников. Подведение итогов работы за 2020 год по выполнению государственного задания. Доведение до работников отделения утвержденного государственного задания на 2021 год.

Зав. ОНСО Плешкова Л.Н.

Проведение планерок с приглашением социальных работников.

Зав. ОНСО Плешкова Л.Н.

Организация работы по наставничеству среди социальных работников. Занятия в «Школе социального работника» направлены на профессиональную подготовку кадров на базе учреждения социального обслуживания без отрыва от трудовой деятельности. Своевременное информирование работников отделения об изменениях в нормативно- правовой базе учреждения, федерального и регионального законодательства в сфере социального обслуживания.

  • Новые законы, вступившие в силу с 1 января 2021 года.

Социальное общение: роль и функции;

Беседа: «Мир вокруг меня», направленное на улучшение микроклимата компании, созданию условий для благоприятной рабочей среды;

  • Реализуемые национальные проекты;

Кодекс этики социального работника;

  • Основы организации социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;

Уровни межличностных отношений – клиент- социальный работник. Культура речевого поведения социального работника;

  • Правовая основа социального обслуживания и деятельности социального работника. Межведомственное взаимодействие в социальном обслуживании;
  • Коммуникативный и предметный аспекты профессионального общения социального работника.

Пути управления стрессом (практическое занятие по преодолению синдрома профессионального выгорания);

  • Пенсионная реформа.Требования к ведению документации социального обслуживания получателей социальных услуг.

Предмет договора на оказание социальных услуг. Заключение и расторжение договора;

  • Организация здорового образа жизни пожилых людей. Основы ухода за пожилыми людьми;

Лекция: «Рядом с коллективом», направленное на улучшение микроклимата компании, созданию условий для благоприятной рабочей среды;

  • Система долговременного ухода (типизация);
  • Основания и перечень документов, необходимых для

предоставления социального обслуживания на дому, социальных услуг в стационарной форме;

Лекция: «Думаю о себе», направленное на профилактику психологического здоровья сотрудников;

  • Ведение журнала социального работника. Оформление отчетов по предоставлению социальных услуг;

Меры социальной поддержки;

  • Первые итоги внедрение системы долговременного ухода;

Перетипизация пожилых граждан и инвалидов, состоящих на надомном обслуживании.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: