Содержание индивидуальной профилактики преступлений и административных правонарушений, осуществляемой органами внутренних дел

Содержание индивидуальной профилактики преступлений и административных правонарушений, осуществляемой органами внутренних дел

от 17 января 2006 года N 19

О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений

(с изменениями на 28 ноября 2017 года)

Документ с изменениями, внесенными:

В целях совершенствования деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений

1.1. Инструкцию о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений (приложение N 1).

1.2. Положение об Оперативном штабе МВД России по профилактике правонарушений (приложение N 2) (пункт в редакции приказа МВД России от 29 января 2009 года N 60 – см. предыдущую редакцию).

1.3. Типовое положение об Оперативном штабе территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне по профилактике правонарушений (приложение N 3).

3. Министрам внутренних дел по республикам, начальникам главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации:

3.1. создать и возглавить лично оперативные штабы по предупреждению преступлений в составе министерств внутренних дел по республикам, главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации, разработать и утвердить положение об их деятельности.

3.2. Организовать изучение сотрудниками органов внутренних дел настоящего приказа и Инструкции.

3.3. Обеспечить руководство деятельностью территориальных органов МВД России на районном уровне по предупреждению преступлений и персональную ответственность их руководителей за организацию указанной деятельности.

5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра, ответственных за деятельность соответствующих подразделений.

Приложение N 1
к приказу МВД России
от 17 января 2006 года N 19

ИНСТРУКЦИЯ
о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений

(с изменениями на 28 ноября 2017 года)

I. Общие положения

1. Настоящая Инструкция определяет основные направления, формы и методы предупреждения преступлений, осуществляемые органами внутренних дел в пределах полномочий, предоставленных им законодательством Российской Федерации, порядок организационного и методического обеспечения этой деятельности.

Предупреждение преступлений органами внутренних дел – деятельность служб, подразделений и сотрудников органов внутренних дел, осуществляемая в пределах их компетенции, направленная на недопущение преступлений путем выявления, устранения или нейтрализации причин, условий и обстоятельств, способствующих их совершению, оказания профилактического воздействия на лиц с противоправным поведением.

Предупреждение преступлений органами внутренних дел осуществляется с целью защиты личности, общества, государства от преступных посягательств, обеспечения сдерживания и сокращения преступности.

2. Основными задачами органов внутренних дел по предупреждению преступлений являются:

2.1. Выявление и анализ причин и условий, способствующих совершению преступлений, принятие мер по их устранению.

2.2. Выявление и постановка на профилактические учеты лиц, имеющих намерение совершить преступление.

2.3. Установление лиц, осуществляющих приготовление к преступлению и (или) покушение на преступление, и принятие мер по пресечению их противоправной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.4. Привлечение к работе по предупреждению преступлений общественных объединений правоохранительной направленности и граждан.

2.5. Предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

2.6. Осуществление контроля (надзора) за соблюдением лицами установленных для них в соответствии с законодательством запретов и ограничений.

3. Органы внутренних дел в своей деятельности по предупреждению преступлений руководствуются Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами и Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, нормативными правовыми актами МВД России и настоящей Инструкцией.

II. Организация деятельности по предупреждению преступлений

4. Структурные подразделения центрального аппарата МВД России:

4.1. Определяют в соответствии с установленной компетенцией основные направления профилактической деятельности, осуществляют методическое обеспечение деятельности подразделений органов внутренних дел по предупреждению преступлений, комплексный анализ и прогнозирование криминогенной обстановки, подготовку предложений о мерах реагирования на ее осложнение, участвуют в разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, ответственным исполнителем (соисполнителем, участником) по которым определено МВД России, федеральных целевых программ, государственным заказчиком-координатором (государственным заказчиком) по которым определено МВД России, ведомственных целевых программ в сфере профилактики правонарушений, оказывают в пределах компетенции методическую помощь в разработке государственных программ субъектов Российской Федерации правоохранительной направленности, организуют криминологические исследования, изучают практику применения законодательных и ведомственных нормативных правовых актов по проблемам предупреждения преступлений.

4.2. В пределах своей компетенции осуществляют контроль и оказание практической и методической помощи в организации деятельности подразделений территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях по предупреждению преступлений.

Здесь и далее по тексту – “за исключением Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Северо-Кавказскому федеральному округу, оперативных бюро МВД России, центров специального назначения МВД России.

4.3. На основе анализа состояния преступности и реализации решений руководства МВД России обеспечивают подготовку и проведение комплексных и целевых оперативно-профилактических мероприятий по предупреждению преступлений в регионах с наиболее сложной оперативной обстановкой.

4.4. В установленном порядке совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, организациями, общественными объединениями, религиозными конфессиями участвуют в разработке нормативных правовых актов и программно-целевых мероприятий, направленных на предупреждение преступности.

4.5. В пределах своей компетенции осуществляют обеспечение межведомственного взаимодействия международного сотрудничества по вопросам предупреждения преступлений.

4.6. Изучают, анализируют и прогнозируют преступные проявления террористического характера и экстремистской направленности, обуславливающие их факторы.

5. Территориальные органы МВД России на окружном, межрегиональном (в том числе Восточно-Сибирского и Забайкальского линейных управлений МВД России на транспорте) и региональном уровнях:

Читайте также:
Когда лучше отдавать долги: приметы на дни недели и время суток

5.1. Организуют работу территориальных органов МВД России на межрегиональном (за исключением Восточно-Сибирского и Забайкальского линейных управлений МВД России на транспорте) и районном уровне по комплексному решению задач предупреждения преступлений, нормативно-методическому обеспечению деятельности по предупреждению преступлений, а также контролю за ее осуществлением на местах.

5.2. Готовят на основе ежеквартального анализа и прогноза состояния оперативной обстановки управленческие решения, направленные на совершенствование работы по предупреждению преступлений, разрабатывают комплексные оперативно-профилактические мероприятия и обеспечивают их проведение.

Обеспечивают комплексный анализ и прогнозирование криминогенной обстановки, подготовку предложений о мерах реагирования на ее осложнение, организацию криминологических исследований, изучение практики применения законодательных и ведомственных нормативных правовых актов по, проблемам предупреждения преступлений.

5.3. Участвуют в разработке и реализации государственных программ субъекта Российской Федерации правоохранительной направленности, а также специальных планов по профилактике преступности либо пресечению отдельных преступлений. Оказывают методическую помощь в разработке муниципальных программ правоохранительной направленности.

5.4. В установленном порядке осуществляют взаимодействие с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями и гражданами в деятельности по предупреждению преступлений.

5.5. Готовят и направляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации предложения по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений.

5.6. В установленном порядке совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями принимают меры по привлечению граждан к деятельности по предупреждению преступлений.

5.7. Через средства массовой информации и официальные интернет-сайты, входящие в аппаратно-программный комплекс “Официальный интернет-сайт МВД России”, информируют население о способах и средствах правомерной защиты от преступных посягательств, фактах добросовестного исполнения сотрудниками полиции должностных обязанностей по предупреждению и раскрытию преступлений, формируя позитивное общественное мнение о деятельности органов внутренних дел.

Профилактика преступности среди несовершеннолетних

Несовершеннолетние преступники, являются резервом преступности будущих десятилетий. Многие криминогенные факторы, оказывающие решающее негативное воздействие на взрослых преступников, зарождаются еще в среде несовершеннолетних.

Профилактика преступности среди несовершеннолетних

Введение

Преступность среди несовершеннолетних всегда вызывает повышенное внимание. Проблема преступлений среди несовершеннолетних, является одной из самых существенных социально-правовых проблем общества. Преступления, совершаемые несовершеннолетними, чудовищны вдвойне, потому что это нонсенс. Ребенок всегда ассоциируется с чем-то чистым и светлым, а здесь – нечеловеческая жестокость, обман, презрение.

Несовершеннолетние в возрасте от 12 до 16 лет совершают большое количество преступлений, и детская преступность растет. Несмотря на предпринимаемые государством усилия по предупреждению преступного поведения детей и подростков, значительных успехов в данной сфере добиться не удается.

Статистические данные свидетельствуют о том, что подростки ежегодно совершают свыше 300 тыс. преступлений, из них около 100 тыс. – дети, не достигшие возраста уголовной ответственности. Помимо этого, регистрируется ежегодно более 1 млн. административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. Необходимость предупреждения преступности возникла с появлением и развитием самой преступности. Еще Платон и Аристотель считали, что борьба с испорченными вкусами и привычками окажет положительное влияние на предупреждение преступлений.

В основе профилактики преступности среди несовершеннолетних, лежат основополагающие принципы предупреждения преступности в целом, но вместе с тем в предупреждении преступлений, совершаемых несовершеннолетними, есть особенности, обусловленные их отличием от лиц других возрастных категорий, а также спецификой совершаемых ими преступлений.

Вопросы борьбы с детской преступностью возникали и решались в течение многих столетий, единой терминологии в этом отношении до сих пор, по крайней мере, в российской науке и практике не выработано. Профилактика преступности среди несовершеннолетних, требует сложной и разносторонней работы, направленной на ослабление уровня преступлений, совершаемых несовершеннолетними.

Определений преступности бесчисленное множество. Они несут в себе отпечаток философских взглядов авторов, социологических школ и направлений, правовых воззрений и даже религиозных. Мы в своей работе, будем характеризовать с позиции криминологии.

Преступность – понятие криминологии, означающее совокупность всех фактически совершенных противоправных деяний, за каждое из которых предусмотрена уголовная ответственность, а также массовое негативное социально-правовое явление, обладающее определенными закономерностями, количественными и качественными характеристиками. Преступность считается самым опасным видом «социальной патологии» – отклоняющегося от общепринятой нормы, девиантного поведения.

Несовершеннолетний – в уголовном праве Российской Федерации лицо, которому ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцать лет. Гражданское право различает несовершеннолетних (лиц в возрасте от 14 до 18 лет) и малолетних (лиц, не достигших 14 лет).

Преступность несовершеннолетних, включает в себя два термина, во-первых, это понятие преступности и, во-вторых, это понятие несовершеннолетнего преступника. В преступность несовершеннолетних входит вся совокупность преступлений, совершенных лицами в возрасте от 14 до 18 лет вне зависимости от вида преступления. Именно возраст преступника определяет отнесение преступления к этой категории, поэтому из общей массы выведены воинские, должностные и некоторые другие преступления, ответственность за которые наступает только с 18 лет.

Преступность несовершеннолетних будучи обусловленной общими правилами преступности, имеет свои особенности. В основном это возрастные, психологические, личностные отличия несовершеннолетних преступников и механизм преступного поведения, с проявлением и действием обстоятельств, способствующих совершению преступлений; с динамикой, структурой их преступности, демографическими и многими другими факторами, которые относятся к различным социально – экономическим, и нравственно психологическим сферам.

Читайте также:
Законно ли отключение электроэнергии в связи с ремонтными работами?

Преступность несовершеннолетних имеет особенность, такую как, высокая латентность. Это обусловлено, во-первых, тем, что преступления несовершеннолетних часто не влекут тяжелых последствий и потерпевшие об этих преступлениях не заявляют в правоохранительные органы. Во-вторых, многие преступления совершаются против своих сверстников из неформальных криминогенных групп. В силу закрытости этих общностей информация о совершенных преступлениях правоохранительным органам просто неизвестна, что в следствии ведет к безнаказанности и вседозволенности, в результате чего, несовершеннолетние оценивая свою безнаказанность, идут на еще более значимые преступления или их серию.

Следующая особенность преступности несовершеннолетних, это особая жестокость, дерзость по отношению к своим жертвам, руководствуясь чаще всего корыстными, хулиганскими побуждениями, желанием повысить свой авторитет среди сверстников, озлобленностью либо чувством ложного товарищества.

Одной из особенностей преступности несовершеннолетних, которая является негативной, это групповой характер совершения преступлений, несмотря на то, что групповые противоправные действия несовершеннолетних, как и сами группы, постоянно меняют количественные и качественные характеристики в зависимости от объективных условий окружающей действительности.

Очень часто несовершеннолетние совершают правонарушения, а также общественно опасные деяния, не задумываясь о последствиях. Рассчитывая, на то, что, не достигнув возраста привлечения к административной или уголовной ответственности, они не понесут наказания.

В соответствии с Российским законодательством, несовершеннолетние при определенных условиях несут уголовную, административную и иную ответственность. К несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо им может быть назначено наказание, а при освобождении от наказания судом они могут быть также помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.

Согласно части 1 статьи 20 УК РФ, по общему правилу, уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее 16-ти летнего возраста ко времени совершения преступления. Вместе с этим в части 2 вышеуказанной статьи УК РФ перечислены преступления, при совершении которых ответственность наступает с 14-летнего возраста, прежде всего, это преступления достаточно высокой степени общественной опасности.

Несовершеннолетние старших возрастных групп за свои преступления несут именно уголовную ответственность, а не какую-либо иную, с применением почти всех мер уголовного наказания. Это важное положение уголовного права служит целям общей превенции. Однако отсюда не следует, что несовершеннолетние несут ответственность наравне со взрослыми.

Выражением принципов гуманизма, индивидуализации ответственности и экономии репрессии являются нормы, регулирующие вопросы назначения наказания несовершеннолетним, условия и порядок отбывания ими наказания, освобождения от наказания и уголовной ответственности.

При назначении наказания несовершеннолетнему за совершенное преступление, рассматриваются и принимаются во внимание условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития, иные особенности личности, влияние старших по возрасту лиц. Наказание несовершеннолетних, прежде всего играет воспитательную роль и, одновременно, обучающую.

Несовершеннолетние, это особая социальная группа, которая имеет определенные особенности правового регулирования, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Несовершеннолетние в значительной части обладают тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает их от других групп населения.

Несовершеннолетняя среда в силу своих социальных характеристик и остроты восприятия окружающей обстановки является той частью общества, в которой наиболее быстро происходит накопление и реализация негативного протестного потенциала.

Под влиянием социальных, политических, экономических и иных факторов в несовершеннолетней среде, наиболее подверженных разрушительному влиянию, легче формируются преступные взгляды и убеждения.

При реализации негативного протестного потенциала, происходит развитие безнравственных взглядов и принципов, влекущие вред интересам лиц или целого общества, заключающиеся в разрушении общепризнанных норм морали и права, совершению преступлений, препятствующих становлению и развитию институтов демократии и гражданского общества.

Факторами, влияющими на формирование преступного поведения у несовершеннолетних, прежде всего являются условия их жизни и воспитания. Основным фактором, влияющим на формирование преступного поведения у несовершеннолетних, это отрицательное влияние в семье. Семья является важнейшим социальным институтом. Именно в семье происходит становление личности подростка. Но не всегда семьи являются благоприятным фоном, для развития ребенка. Среди неблагоприятных факторов семейного воспитания отмечают, прежде всего, аморальный образ жизни родителей, их низкий общеобразовательный уровень, эмоционально-конфликтные отношения в семье, плохое материальное положение.

Определенное значение на формирование преступного поведения несовершеннолетних имеют и биологические факторы. В период полового созревания у несовершеннолетних появляется стремление к самостоятельности, проявляются негативизм и упрямство.

Несовершеннолетний чувствует неуклонную тенденцию суверенной самостоятельности и беспощадного отрицания всего до сих пор существовавшего, в следствии чего, несовершеннолетние объединяются в группы, образуют подростковую субкультуру со своими ценностями, нормами, интересами, языком (сленгом), символами, образуют стереотипы, далеко отличающиеся от общепризнанных норм морали и права, которым несовершеннолетние следуют. И эти группы не всегда отличаются законопослушностью и несовершеннолетними чаще, чем взрослыми преступники совершаются преступления в группе, поскольку их криминогенный и вообще жизненный опыт, субъективные возрастные и психологические возможности, не позволяют им действовать в одиночку.

Одним из факторов влияющие на формирование преступного поведения у несовершеннолетних, это проникновение в несовершеннолетнею среду стереотипов поведения, не совместимых с общественными ценностями. Это пропаганда наркотиков, культивирование половой распущенности, насилия и жестокости, большую роль здесь играет СМИ: фильмы, сериалы, телепередачи, газетные и журнальные статьи, а также Интернет.

Следует добавить, что одним из важных факторов преступности несовершеннолетних, является детская безнадзорность. Безнадзорность выражается в отчуждении самих детей от семьи, детского коллектива и одновременно в безразличии родителей, воспитателей к детям. Явление угрожает правильному формированию личности несовершеннолетних и способствует развитию социально негативных навыков. Но, не следует понимать безнадзорность, как несовершеннолетние с антисоциальных семей, среди безнадзорных несовершеннолетних немало из материально обеспеченных, благополучных семей. Категория «избыточно-комфортного типа». Они имеют в семье все, что нужно, но при этом у них нет никаких обязанностей перед родными и близкими. Такой ребенок живет одним днем, без собственной цели и перспектив, стремится к развлечениям, легко попадает под чужое влияние, чаще отрицательное.

Читайте также:
Пособие при увольнении на бирже труда: сколько платят, если уволился по собственному желанию, по соглашению

Следующим не мало важным фактором, является бродяжничество. Бродяжничество у несовершеннолетних всегда являлось острой проблемой для детской и подростковой психиатрии. Самовольные уходы создают непосредственную опасность для жизни и здоровья подростков, способствуют совершению преступлений. По мере развития бродяжничества появляются те или иные формы асоциального поведения, связанные чаще с необходимостью приобретения продуктов питания, – мелкое воровство, попрошайничество. Со временем присоединяются правонарушения, обусловленные влиянием других несовершеннолетних и взрослых с асоциальным поведением (хулиганские поступки, сексуальные действия, употребление алкогольных напитков, наркотиков и т.п.). Повторение фактов бродяжничества постепенно ведет к закреплению таких черт личности, как неискренность, лживость, стремление к примитивным удовольствиям, отрицательное отношение к систематическому труду, оппозиция всякой упорядоченности.

1) выходцы из неблагополучных, социально-дезориентированных семей, с низким социально-экономическим статусом, недостаточным интеллектуальным уровнем, имеющим склонность к поведению, которое нарушает социальные или культурные нормы, вызывая настороженное и

враждебное отношение окружающих (алкоголизм, наркомания, физическое и морально-нравственное насилие);

2) «золотая молодежь», из материально обеспеченных, благополучных семей, склонная к безнаказанности и вседозволенности, экстремальному досугу;

3) Несовершеннолетние, имеющие склонность к агрессии, силовому методу решения проблем и споров, с неразвитыми навыками рефлексии и саморегуляции;

4) носители молодежных субкультур, участники неформальных объединений склонных к поведению, которое нарушает социальные или культурные нормы, вызывая настороженное и враждебное отношение окружающих уличных компаний;

Психологический портрет несовершеннолетнего склонного к совершению преступлений, является абстрактным, поскольку точного психологического портрета в реальности не существует. Для определения более точного психологического портрета необходимо знать реальных людей, которые становятся на путь преступной деятельности, дифференцировать отдельные социально-психологические типы, установить их специфическое место и индивидуальные роли в социальной группе.

Проблема определения личности несовершеннолетнего склонного к совершению преступлений, является одной из наиболее широко обсуждаемых и исследуемых в научной литературе на протяжении многих лет. Однако вопрос о личности несовершеннолетнего склонного к совершению преступлений, представляется еще не изученным.

Характеристика личности несовершеннолетнего склонного к преступности и фактор ее формирования призвана не только соответствующим образом определять квалификацию совершаемых им деяний, но и прогнозировать дальнейшие варианты поведения, отклоняющиеся от общепринятых норм.

Для несовершеннолетнего склонного к совершению преступлений изменяется система общепризнанных ценностей, зло становится добром, добро становится злом, стирается граница между добром и злом, сами эти нравственные категории становятся условными. При такой нравственной дезориентации, несовершеннолетний способен на совершение преступлений. И поскольку такой несовершеннолетний в своей жизни сталкивается с другими людьми, не разделяющими его убеждений и восприятий познаваемого объекта, то жизнь такого необходимо предполагает конфликтность.

Система ценностей несовершеннолетнего, склонного к совершению преступлений и представление о нормах поведения складываются не в один момент – они являются результатом длительного, системного и последовательного воздействия со стороны основных институтов социализации: семьи и школы, ближайшего бытового, досугового окружения: родственников, друзей, знакомых.

Чтобы понять и прогнозировать личность несовершеннолетнего склонного к преступности, надо представить его восприятие мира и соответствующий способ отношения к этому миру, понять специфику его субъективной жизни. Необходимым условием для понимания личности, является знание мотивов преступного поведения.

Продолжая характеризовать особенности личности несовершеннолетних преступников, отметим, что среди них преобладают лица мужского пола. Это объясняется физическими, психическими и психологическими особенностями мужчины, с исторически сложившимся различием интересов, поведения, воспитания мальчиков и девочек, с большей активностью, предприимчивостью и другими обще характерологическими свойствами мужчин. В общей массе несовершеннолетних, совершивших преступления, лица мужского пола составляют примерно 90%, девушки — около 9%.

Профилактика преступности среди несовершеннолетних, это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих антиобщественным действиям несовершеннолетних.

Профилактика преступности может быть, как отдельным направлением деятельности государственного или общественного органа, или конкретного лица, так и выступать побочным результатом его действий.

Профилактика правонарушений осуществляется в формах общего и индивидуального воздействия на объекты профилактики правонарушений.

Общая профилактика преступности среди несовершеннолетних, это форма общего воздействия на объекты профилактики правонарушений.

Индивидуальная профилактика преступности среди несовершеннолетних, это форма индивидуального воздействия на конкретного несовершеннолетнего, направленная на устранение неблагоприятных воздействий, которые могут привести к формированию антиобщественной направленности и общественно опасному поведению несовершеннолетнего, а также по его социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения им правонарушений и антиобщественных действий.

Целями профилактики преступности среди несовершеннолетних, являются повышение уровня безопасности граждан, укрепление законности и правопорядка путем оптимизации взаимодействия всех субъектов профилактики, консолидацию усилий муниципальных образований, органов местного самоуправления поселений, правоохранительных органов, общественных объединений и населения в профилактики преступности среди несовершеннолетних. Защита прав и интересов несовершеннолетних, социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних лиц, которые находятся в социально опасном положении. Обнаружение и пресечение ситуаций, когда в преступления могут быть вовлечены несовершеннолетние, выявление причин и обстоятельств, которые этому способствуют.

Читайте также:
Пенсионный фонд в Солигаличе: особенности деятельности, режим работы, адрес

Целью индивидуальной профилактики преступлений, совершаемых несовершеннолетними, являются исправление и перевоспитание несовершеннолетнего, либо изменение его криминогенной ориентации.

Понятие предупреждения преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел

Концепцией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ в редакции от 10 января 2001г. №24, установлен приоритет профилактики в ряду всех направлений борьбы с преступностью. Среди важнейших задач в области борьбы с преступностью на первое место поставлено «выявление, устранение и предупреждение причин и условий, порождающих преступность».

В этом руководящем документе поставлена задача привлечения не только правоохранительных, но и других государственных органов к деятельности по предупреждению правонарушений. Подчеркивается, что решения и меры в области борьбы с преступностью должны быть открытыми, конкретными и понятными каждому гражданину, носить упреждающий характер, опираться на поддержку общества.

Сказано о том, что важно лишить преступность питательной среды, обусловленной недостатками в законодательстве, кризисом в экономике и социальной сфере. Сформулированы требования, предъявляемые к деятельности по предупреждению коррупции, проявлений национализма, политического и религиозного экстремизма и других социально негативных явлений, связанных с преступностью. По существу в этих лаконичных формулировках определена стратегия превентивного противодействия преступности в современных условиях, реализация которой призвана сыграть далеко не последнюю роль в решении глобальных задач обеспечения национальной безопасности.

Своевременное осуществление деятельности по предупреждению преступности в РФ позволит обеспечить решение других проблем (экономических, политических, идеологических, социальных, нравственных, организационных).

Определяющую роль в борьбе с преступностью играет деятельность различных правоохранительных органов. Охарактеризовать эту деятельность можно словосочетанием предупреждение преступности.

Понятие предупреждения преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел

Понятие предупреждения преступности и административных правонарушений (профилактической деятельности) представляет собой систему разноплановых мер по недопущению преступлений, осуществляемых различными субъектами (государственными и негосударственными, специализированными и неспециализированными), путем выявления и устранения (блокирования, нейтрализации) причин и условий преступлений (профилактики), предотвращения замышляемых и подготавливаемых преступлений, пресечения покушений на них, а также продолжаемой преступной деятельности.

При таком понимании сути предупредительной деятельности она рассматривается как антикриминальное обслуживание населения, общества, государства, сориентированное на все стадии преступной, предпреступной, а частично и постпреступной активности, что имеет важное значение для обеспечения длящегося упреждающего воздействия на широкий спектр криминогенных факторов и криминально опасных ситуаций.

Кроме того, понятие предупреждения преступности включает в себя меры по удержанию от преступных действий тех людей, образ жизни и поведение которых указывают на высокую вероятность совершения ими таких действий. Деятельность по предупреждению преступности должна отвечать принципам законности, демократизма, гуманизма, справедливости и научности.

Законность означает, что профилактика преступности должна основываться на достаточном количестве законов и иных нормативных актов, регулирующих права и обязанности правоохранительных органов и других субъектов, ведущих работу по предупреждению преступности и гарантий интересов граждан.

Демократизм означает, что профилактика преступности ведется под контролем органов представительной власти, общественных объединений и с учетом общественного мнения.

Гуманизм и справедливость профилактики преступности означает, что профилактика начинается с наиболее щадящих мер воздействия, и лишь при их недостаточности применяются более строгие меры, при этом необходимо как можно раньше выявить и предотвратить криминогенные процессы.

Научность означает базирование и сопровождение всех уровней и направлений профилактики преступности на всех ее этапах научно- теоретическим, научно-методическим, научно-техническим обеспечением, основанным на использовании данных наук о борьбе с преступностью, объединяемых криминологией и уголовной политикой.

В деятельности по предупреждению преступлений необходимо различать: профилактику преступлений как воздействие на причины и условия преступлений; предотвращение замышляемых и подготавливаемых преступлений; пресечение начатых уголовно наказуемых деяний.[1]

Содержание и формы мер недопущения преступлений в решающей степени зависят от того, на какой стадии предкриминальной, криминальной и посткриминальной (при предупреждении продолжаемой преступной деятельности и уголовного рецидива) активности они осуществляются, а именно на этапах: зарождения причин и условий преступления: их формирования, «вызревания»; проявления вовне, непосредственного действия (причинения, обусловливания); формирования намерения, замысла на совершение преступлений; обнаружения намерения; приготовления к преступлению; неоконченного покушения; оконченного покушения.[2]

На каждом из этих этапов преступное деяние в его завершенном виде (в конце цепочки) либо возможность совершения преступления (в начале цепочки) могут быть предупреждены. При этом механизм недопущения преступления, ограждения объекта посягательства от вреда будет различным (хотя и подчиненным единой цели) в зависимости от того, на какой стадии принимаются меры упреждающего характера. Имея общую цель (недопущение преступлений), рассматриваемые направления (этапы) предупредительной деятельности, осуществляемой на разных стадиях допреступного и преступного поведения, обладают существенными различиями; в целях и задачах, содержании и характере превентивных мер, их организационно-тактических схемах, функциях субъектов предупредительной деятельности, наборе и сути предъявляемых к ним квалификационных требований.

Предупреждение преступлений может быть трёх видов (форм):

– социальная (общая) профилактика (профилактическое воздействие на качественно-количественные характеристики преступности в целом);

– собственно криминологическая профилактика (предупреждение видов и форм преступного поведения; предупреждение преступлений отдельными социальными группами лиц);

– индивидуальная криминологическая профилактика (предупреждение преступлений отдельными лицами). [3]

Общесоциальный уровень (общая профилактика) включает в себя деятельность государства, общества, их институтов, направленную на разрешение противоречий в области экономики, социальной жизни, в нравственно-духовной сфере и т.д. Она осуществляется различными органами государственной власти и управления, общественными формированиями, для которых функция предупреждения преступности не является главной или профессиональной. Профилактический эффект достигается вследствие успешного проведения социально-экономической политики в целом. В этом смысле можно сказать, что какова эта политика, таково и общесоциальное предупреждение преступности в обществе.

Читайте также:
Правила предоставления повышенной стипендии за отличную учебу в 2022 году

Криминологическая профилактика преступлений – это деятельность, специально направленная на недопущение преступлений. Она включает уголовно-правовую и специальную криминологическую профилактику.

Уголовно-правовая профилактика – это система мер предупреждения преступлений, опирающаяся на возможности частной и общей превенции, основанная на применении или угрозе применения уголовного наказания, реализуемых в связи и по поводу совершения или подготовки преступлений. Специфика уголовно-правовой профилактики в том, что она чаще всего следует «за преступлением», направлена на недопущение рецидива или повторного совершения преступления.

Специальная криминологическая профилактика – это деятельность, направленная специально на недопущение преступлений. Она осуществляется как путем воздействия на причины и условия преступлений, так и на конкретных лиц (или определенные их категории), в отношении которых есть необходимость удержания их от совершения преступлений. [4]

Индивидуальная профилактика преступлений органами внутренних дел, включает систему мер выявления и позитивного воздействия на конкретных лиц, от которых можно, судя по их поведению, реально ожидать совершения преступления.

Можно выделить следующие методы индивидуальной профилактики: убеждение, оказание помощи, принуждение. К убеждению относятся: индивидуальные и коллективные беседы, общественное обсуждение поведения лица, установление над ним шефства, стимулирование участия в общественно- полезной деятельности. К оказанию помощи относятся: трудоустройство, улучшение бытовых условий, помощь в поступлении на учебу, организация досуга, выборе жизненных целей и нравственных ориентиров. К принуждению относятся: штрафы, принудительное лечение, административный надзор, привлечение к уголовной ответственности.[5]

Применительно к нормативно-правовому регулированию предупредительной работы необходимо отметить, что в соответствии с многообразием проявлений преступности и сложной природой ее детерминации, оно имеет неоднородный, многогранный характер, включая нормы конституционного, уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного, административного, а также гражданского, семейного, земельного, трудового, финансового, международного и других отраслей и подотраслей права. Эти нормы содержатся более чем в ста источниках – законах (включая кодифицированные) и подзаконных актах только федерального уровня.

Таким образом, в настоящее время:

во-первых, правовое обеспечение предупреждения преступлений представляет собой сложную динамическую систему, включающую совокупность юридических норм, реализация которых позволяет осуществлять предупредительную деятельность на законных основаниях, строго в правовых рамках и в режиме законности;

во-вторых, составными частями (элементами) этой системы являются не только нормы-правила, непосредственно регулирующие (регламентирующие) в рамках конкретных правоотношений поведение субъектов превентивного противодействия преступности, но и исходные правовые нормы, определяющие цели и задачи предупредительной деятельности, ее роль и место в антикриминальной стратегии, принципы, статус и компетенцию субъектов предупреждения преступлений;

в-третьих, правовое обеспечение предупреждения преступлений, наряду с финансовым, материально-техническим, кадровым, научно-методическим и иным обеспечением, является непременным условием осуществления предупредительной деятельности в соответствии с ее целеполаганием и необходимой для достижения целей эффективностью.[6]

1. Понятие предупреждения преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел

Понятие предупреждения преступности и административных правонарушений (профилактической деятельности) представляет собой систему разноплановых мер по недопущению преступлений, осуществляемых различными субъектами (государственными и негосударственными, специализированными и неспециализированными), путем выявления и устранения (блокирования, нейтрализации) причин и условий преступлений (профилактики), предотвращения замышляемых и подготавливаемых преступлений, пресечения покушений на них, а также продолжаемой преступной деятельности.

При таком понимании сути предупредительной деятельности она рассматривается как антикриминальное обслуживание населения, общества, государства, сориентированное на все стадии преступной, предпреступной, а частично и постпреступной активности, что имеет важное значение для обеспечения длящегося упреждающего воздействия на широкий спектр криминогенных факторов и криминально опасных ситуаций.

Кроме того, понятие предупреждения преступности включает в себя меры по удержанию от преступных действий тех людей, образ жизни и поведение которых указывают на высокую вероятность совершения ими таких действий. Деятельность по предупреждению преступности должна отвечать принципам законности, демократизма, гуманизма, справедливости и научности.

Законность означает, что профилактика преступности должна основываться на достаточном количестве законов и иных нормативных актов, регулирующих права и обязанности правоохранительных органов и других субъектов, ведущих работу по предупреждению преступности и гарантий интересов граждан.

Демократизм означает, что профилактика преступности ведется под контролем органов представительной власти, общественных объединений и с учетом общественного мнения.

Гуманизм и справедливость профилактики преступности означает, что профилактика начинается с наиболее щадящих мер воздействия, и лишь при их недостаточности применяются более строгие меры, при этом необходимо как можно раньше выявить и предотвратить криминогенные процессы.

Научность означает базирование и сопровождение всех уровней и направлений профилактики преступности на всех ее этапах научно- теоретическим, научно-методическим, научно-техническим обеспечением, основанным на использовании данных наук о борьбе с преступностью, объединяемых криминологией и уголовной политикой.

В деятельности по предупреждению преступлений необходимо различать: профилактику преступлений как воздействие на причины и условия преступлений; предотвращение замышляемых и подготавливаемых преступлений; пресечение начатых уголовно наказуемых деяний. Алексеев А.И, Герасимов С.И. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы. -М., 2001, с.4-12.

Содержание и формы мер недопущения преступлений в решающей степени зависят от того, на какой стадии предкриминальной, криминальной и посткриминальной (при предупреждении продолжаемой преступной деятельности и уголовного рецидива) активности они осуществляются, а именно на этапах: зарождения причин и условий преступления: их формирования, «вызревания»; проявления вовне, непосредственного действия (причинения, обусловливания); формирования намерения, замысла на совершение преступлений; обнаружения намерения; приготовления к преступлению; неоконченного покушения; оконченного покушения. Бурлаков В.Н., Кропачев Н.М. Криминология. – Спб.:СПБГУ, Питер, 2005..-С. 34

Читайте также:
В каких случаях возможно признание права собственности на объект незавершенного строительства

На каждом из этих этапов преступное деяние в его завершенном виде (в конце цепочки) либо возможность совершения преступления (в начале цепочки) могут быть предупреждены. При этом механизм недопущения преступления, ограждения объекта посягательства от вреда будет различным (хотя и подчиненным единой цели) в зависимости от того, на какой стадии принимаются меры упреждающего характера. Имея общую цель (недопущение преступлений), рассматриваемые направления (этапы) предупредительной деятельности, осуществляемой на разных стадиях допреступного и преступного поведения, обладают существенными различиями; в целях и задачах, содержании и характере превентивных мер, их организационно-тактических схемах, функциях субъектов предупредительной деятельности, наборе и сути предъявляемых к ним квалификационных требований.

Предупреждение преступлений может быть трёх видов (форм):

– социальная (общая) профилактика (профилактическое воздействие на качественно-количественные характеристики преступности в целом);

– собственно криминологическая профилактика (предупреждение видов и форм преступного поведения; предупреждение преступлений отдельными социальными группами лиц);

– индивидуальная криминологическая профилактика (предупреждение преступлений отдельными лицами). Зудин В.Ф. Криминологическая профилактика преступлений. – Воронеж: 1999. – С.95.

Общесоциальный уровень (общая профилактика) включает в себя деятельность государства, общества, их институтов, направленную на разрешение противоречий в области экономики, социальной жизни, в нравственно-духовной сфере и т.д. Она осуществляется различными органами государственной власти и управления, общественными формированиями, для которых функция предупреждения преступности не является главной или профессиональной. Профилактический эффект достигается вследствие успешного проведения социально-экономической политики в целом. В этом смысле можно сказать, что какова эта политика, таково и общесоциальное предупреждение преступности в обществе.

Криминологическая профилактика преступлений – это деятельность, специально направленная на недопущение преступлений. Она включает уголовно-правовую и специальную криминологическую профилактику.

Уголовно-правовая профилактика – это система мер предупреждения преступлений, опирающаяся на возможности частной и общей превенции, основанная на применении или угрозе применения уголовного наказания, реализуемых в связи и по поводу совершения или подготовки преступлений. Специфика уголовно-правовой профилактики в том, что она чаще всего следует «за преступлением», направлена на недопущение рецидива или повторного совершения преступления.

Специальная криминологическая профилактика – это деятельность, направленная специально на недопущение преступлений. Она осуществляется как путем воздействия на причины и условия преступлений, так и на конкретных лиц (или определенные их категории), в отношении которых есть необходимость удержания их от совершения преступлений. Алексеев А.И., Герасимов С.И., Сухарев А.Я. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы. Монография. -М.: Издательство НОРМА, 2001.С. 125

Индивидуальная профилактика преступлений органами внутренних дел, включает систему мер выявления и позитивного воздействия на конкретных лиц, от которых можно, судя по их поведению, реально ожидать совершения преступления.

Можно выделить следующие методы индивидуальной профилактики: убеждение, оказание помощи, принуждение. К убеждению относятся: индивидуальные и коллективные беседы, общественное обсуждение поведения лица, установление над ним шефства, стимулирование участия в общественно- полезной деятельности. К оказанию помощи относятся: трудоустройство, улучшение бытовых условий, помощь в поступлении на учебу, организация досуга, выборе жизненных целей и нравственных ориентиров. К принуждению относятся: штрафы, принудительное лечение, административный надзор, привлечение к уголовной ответственности. Кириллов Д.А. Индивидуальная профилактика преступлений ОВД. – Тюмень: 1999.

Применительно к нормативно-правовому регулированию предупредительной работы необходимо отметить, что в соответствии с многообразием проявлений преступности и сложной природой ее детерминации, оно имеет неоднородный, многогранный характер, включая нормы конституционного, уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного, административного, а также гражданского, семейного, земельного, трудового, финансового, международного и других отраслей и подотраслей права. Эти нормы содержатся более чем в ста источниках – законах (включая кодифицированные) и подзаконных актах только федерального уровня.

Таким образом, в настоящее время:

во-первых, правовое обеспечение предупреждения преступлений представляет собой сложную динамическую систему, включающую совокупность юридических норм, реализация которых позволяет осуществлять предупредительную деятельность на законных основаниях, строго в правовых рамках и в режиме законности;

во-вторых, составными частями (элементами) этой системы являются не только нормы-правила, непосредственно регулирующие (регламентирующие) в рамках конкретных правоотношений поведение субъектов превентивного противодействия преступности, но и исходные правовые нормы, определяющие цели и задачи предупредительной деятельности, ее роль и место в антикриминальной стратегии, принципы, статус и компетенцию субъектов предупреждения преступлений;

в-третьих, правовое обеспечение предупреждения преступлений, наряду с финансовым, материально-техническим, кадровым, научно-методическим и иным обеспечением, является непременным условием осуществления предупредительной деятельности в соответствии с ее целеполаганием и необходимой для достижения целей эффективностью. Кириков А. В., Рыбаков Д. В. Понятие и значение правового обеспечения предупреждения преступлений.// Журнал “Право:Теория и Практика”. – 2004.-июнь. С.23.

Вопрос 1. Профилактика правонарушений. Роль ОВД в предупреждении правонарушений.

Профилактика правонарушений – совокупность организационных, правовых, экономических, социальных, демографических, воспитательных и иных мер по выявлению и устранению причин и условий совершения правонарушений или недопущению правонарушений.

Целью профилактики правонарушений является защита личности, общества и государства от противоправных посягательств.

Основными задачами профилактики правонарушений являются:
– формирование законопослушного поведения граждан и должностных лиц;
– снижение размеров ущерба и потерь от правонарушений;
– устранение причин и условий совершения правонарушений;
– недопущение совершения правонарушений со стороны физических и юридических лиц.

Читайте также:
Предоставление земельного участка в собственность: основные правила

Государственная система профилактики правонарушений основывается на следующих принципах:

1. ведущая роль государства в профилактике правонарушений;

2. участие в профилактике правонарушений всех государственных, общественных институтов и граждан в пределах их прав и обязанностей;

4. комплексность и системность;

6. приоритет превентивных мер профилактики правонарушений над репрессивными;

7. непрерывность и преемственность профилактики правонарушений на всех этапах её осуществления.

Требование “Незнание закона не освобождает от ответственности” реализуются с учетом положений:

– государство и общество доводит до граждан содержание законов об ответственности, касающихся их рода занятий;

– развитие личности, общества и государства несовместимы с безразличием граждан и должностных лиц к правонарушениям;

– профилактика правонарушений в отношении всех граждан должна сочетаться с предупреждением правонарушения и защитой от него отдельного лица.

Видами профилактики правонарушений являются:

1) общая профилактика правонарушений, имеющая целью выявление, изучение, устранение (минимизацию, нейтрализацию) социально-экономических, правовых, иных причин, порождающих правонарушения, и условий, способствующих им, или облегчающих их совершение на федеральном, региональном, местном и ведомственном уровнях, а также повышение уровня правосознания граждан.

Меры общей профилактики правонарушений реализуются путем применения:

1) социально-экономических мер по оздоровлению экономики в целом и социальной защите наиболее уязвимых слоев населения;

2) организационно-управленческих мер, направленных на устранение ошибок и упущений в управлении экономикой, социальной сферой, правоохранительной деятельностью, в том числе объявление руководителю организации, а также другим соответствующим лицам, обязательных для исполнения официальных предостережений о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, а также мер по совершенствованию нормативного, информационного, методического и ресурсного обеспечения профилактики правонарушений;

3) идеологических и воспитательных мер, устраняющих или ограничивающих криминогенные факторы через формирование у членов общества нравственной позиции, ориентированной на базовые общечеловеческие ценности, формирующих в общественном сознании нетерпимость к противоправному поведению и антиобщественным действиям, повышающих общую, бытовую и правовую культуру людей;

4) технических мер посредством использования достижений науки и техники, препятствующих совершению правонарушений, в том числе с помощью аппаратно-программных комплексов технических средств контроля за состоянием правопорядка и безопасности на улицах, объектах транспорта, в других общественных местах;

5) других правовых мер.

Меры общей профилактики, используемые субъектами государственной системы профилактики правонарушений, включают в себя:

– сбор и анализ сведений о правонарушениях, совершаемых в соответствующей сфере общественных отношений;

– анализ применения законодательства Российской Федерации, в том числе оценка причин правонарушений и других связанных с ними явлений в соответствующей отрасли общественных отношений, внесение предложений по его совершенствованию;

– прогнозирование преступности и правонарушений в соответствующей сфере общественных отношений;

– создание на основе анализа сведений о правонарушениях и прогнозирования развития преступности условий, препятствующих совершению правонарушений в соответствующей сфере общественных отношений, в определенном поселении (на объекте);

– выявление и устранение причин правонарушений и условий, способствующих их совершению;

– учет правовых и криминологических аспектов при подготовке проектов решений;

– осуществление правовой пропаганды и правового воспитания населения;

– изучение и контроль в пределах полномочий знания норм об уголовной, административной, налоговой и иной ответственности применительно к деятельности субъекта государственной системы профилактики правонарушений;

– формирование общественного мнения, направленного на недопустимость совершения правонарушений в соответствующей сфере деятельности;

– обеспечение в пределах полномочий соблюдения охраны общественного порядка и общественной безопасности, а также охраны собственности, в том числе с использованием технических и иных находящихся в ведении средств, на территориях и объектах субъекта государственной системы профилактики правонарушений;

– разработка и реализация муниципальных, ведомственных (отраслевых), объектовых программ профилактики правонарушений;

– привлечение к осуществлению профилактики правонарушений на соответствующей территории, объекте в соответствии с законодательством других органов, организаций, общественных объединений и граждан;

– разработка и внедрение стандартов безопасности от правонарушений.

Необходимо использовать:

– направление должностным лицам представлений по устранению недостатков (надзорные органы);

– направление информации в органы прокуратуры в случае невыполнения должностными лицами требований по устранению недостатков

2) индивидуальная профилактика правонарушений, осуществляемая на основании фактов предкриминального поведения лица субъектами системы профилактики правонарушений с целью позитивной коррекции поведения этих лиц, ликвидации либо нейтрализации криминогенных факторов, действующих в их окружении. Мерами индивидуальной профилактики правонарушений являются:

1) профилактическая беседа;

2) вынесение представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений;

3) установление особых требований к поведению правонарушителя;

4) профилактический учет и контроль;

5) принудительные меры медицинского характера и воспитательного воздействия, устанавливаемые судом;

6) установление судом административного надзора;

7) иные меры индивидуальной профилактики правонарушений, применяемые в установленном порядке.

3) виктимологическая профилактика правонарушений (данный вид профилактики не всегда выделяется в качестве профилактической деятельности), заключающаяся:

– в выявлении лиц, способных стать жертвой правонарушения в силу присущих им субъективных качеств (лиц с повышенной виктимностью) или объективных свойств;

– в устранении либо нейтрализации факторов, обстоятельств, ситуаций, формирующих поведение отдельных лиц, обусловливающее совершение в отношении них правонарушений;

– в выявлении групп риска таких лиц с целью восстановления или активизации их защитных свойств;

– в разработке либо совершенствовании имеющихся специальных средств защиты лиц от правонарушений.

Читайте также:
Учет расчетов по претензиям на счете 76.2 в 2022 году

Иными словами, виктимологическая профилактика – деятельность субъектов системы профилактики правонарушений, ориентированная на предупреждение преступлений и иных правонарушений путем снижения у лиц риска стать жертвами противоправных посягательств;

Меры виктимологической профилактики правонарушений, используемые субъектами системы профилактики правонарушений, осуществляются исключительно с целью снижения у лиц риска стать жертвами противоправных посягательств.

Меры общейвиктимологической профилактики правонарушений могут включать в себя:

1) выявление криминальных ситуаций с лицами с повышенной виктимностью и принятие мер по их устранению;
2) информирование населения о криминальных ситуациях и о поведении граждан, обеспечивающее их защиту от преступных посягательств;
3) разъяснение категориям лиц, обладающим повышенной виктимностью, о направленности их поведения.

Меры индивидуальной виктимологической профилактики правонарушений, используемые субъектами системы профилактики правонарушений, могут включать в себя:

1) выявление потенциальных жертв правонарушений;

2) информирование лиц о возможном совершении в отношении них правонарушений, оказание помощи в обеспечении сохранения их жизни, здоровья и собственности;

3) оказание помощи лицам с повышенной виктимностью с целью активизации их внутренних защитных возможностей, а также обеспечение их личной, имущественной и иной безопасности;

4) обеспечение личной безопасности лиц, профессиональная деятельность которых обусловливает их повышенную виктимность.

В Российской Федерации в настоящее время действует Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ред. 15.07.2016).

Законом определены основные задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, и другиие вопросы.

Так, согласно данному закону, в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят:

– комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав,

– органы управления социальной защитой населения,

федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования (органы, осуществляющие управление в сфере образования),

– органы опеки и попечительства,

– органы по делам молодежи,

– органы управления здравоохранением,

– органы службы занятости,

– органы внутренних дел,

– органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ,

– учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции).

Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних:

1) безнадзорных или беспризорных;

2) занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;

3) содержащихся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;

4) употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;

5) совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;

6) совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

7) освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;

8) совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;

9) обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации;

9.1) отбывающих наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;

10) условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;

11) которым предоставлена отсрочка отбывания наказания или отсрочка исполнения приговора;

12) освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;

13) осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

14) осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

Виды и методы предупредительной деятельности органов внутренних дел.

Понятие предупреждения преступности и административных правонарушений (профилактической деятельности) представляет собой систему разноплановых мер по недопущению преступлений, осуществляемых различными субъектами (государственными и негосударственными, специализированными и неспециализированными), путем выявления и устранения (блокирования, нейтрализации) причин и условий преступлений (профилактики), предотвращения замышляемых и подготавливаемых преступлений, пресечения покушений на них, а также продолжаемой преступной деятельности.

Содержание работы

1. Понятие, правовое и организационное регулирование деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений и администра-тивных правонарушений.
2. Виды и методы предупредительной деятельности органов внутрен-них дел.
3. Классификация мер предупреждения преступлений и администра-тивных правонарушений, реализуемых органами внутренних дел.
4. Особенности предупредительной деятельности сотрудников пат-рульно-постовой службы, их взаимодействие с другими подразделениями ор-ганов внутренних дел.

Файлы: 1 файл

1. Понятие, правовое и организационное регулирование деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений и административны х правонарушений.

Читайте также:
В какой срок принимается решение по заявлению о преступлении?

2. Виды и методы предупредительной деятельности органов внутренни х дел.

3. Классификация мер предупрежден ия преступлений и административных правонарушений, реализуемых органами внутренних дел.

4. Особенности предупредительной деятельности сотрудников патру льно-постовой службы, их взаимодействие с другими подразделениями органов внутренних дел.

1. Понятие, правовое и организационное регулирование деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений и административных правонарушений.

Понятие предупреждения преступности и административных правонарушений (профилактической деятельности) представляет собой систему разноплановых мер по недопущению преступлений, осуществляемых различными субъектами (государственными и негосударственными, специализированными и неспециализированными), путем выявления и устранения (блокирования, нейтрализации) причин и условий преступлений (профилактики), предотвращения замышляемых и подготавливаемых преступлений, пресечения покушений на них, а также продолжаемой преступной деятельности.

При таком понимании сути предупредительной деятельности она рассматривается как антикриминальное обслуживание населения, общества, государства, сориентированное на все стадии преступной, предпреступной, а частично и постпреступной активности, что имеет важное значение для обеспечения длящегося упреждающего воздействия на широкий спектр криминогенных факторов и криминально опасных ситуаций.

Кроме того, понятие предупреждения преступности включает в себя меры по удержанию от преступных действий тех людей, образ жизни и поведение которых указывают на высокую вероятность совершения ими таких действий. Деятельность по предупреждению преступности должна отвечать принципам законности, демократизма, гуманизма, справедливости и научности.

Законность означает, что профилактика преступности должна основываться на достаточном количестве законов и иных нормативных актов, регулирующих права и обязанности правоохранительных органов и других субъектов, ведущих работу по предупреждению преступности и гарантий интересов граждан.

Демократизм означает, что профилактика преступности ведется под контролем органов представительной власти, общественных объединений и с учетом общественного мнения.

Гуманизм и справедливость профилактики преступности означает, что профилактика начинается с наиболее щадящих мер воздействия, и лишь при их недостаточности применяются более строгие меры, при этом необходимо как можно раньше выявить и предотвратить криминогенные процессы.

Научность означает базирование и сопровождение всех уровней и направлений профилактики преступности на всех ее этапах научно- теоретическим, научно-методическим, научно-техническим обеспечением, основанным на использовании данных наук о борьбе с преступностью, объединяемых криминологией и уголовной политикой.

В деятельности по предупреждению преступлений необходимо различать: профилактику преступлений как воздействие на причины и условия преступлений; предотвращение замышляемых и подготавливаемых преступлений; пресечение начатых уголовно наказуемых деяний. 1

Содержание и формы мер недопущения преступлений в решающей степени зависят от того, на какой стадии предкриминальной, криминальной и посткриминальной (при предупреждении продолжаемой преступной деятельности и уголовного рецидива) активности они осуществляются, а именно на этапах: зарождения причин и условий преступления: их формирования, «вызревания»; проявления вовне, непосредственного действия (причинения, обусловливания); формирования намерения, замысла на совершение преступлений; обнаружения намерения; приготовления к преступлению; неоконченного покушения; оконченного покушения. 2

На каждом из этих этапов преступное деяние в его завершенном виде (в конце цепочки) либо возможность совершения преступления (в начале цепочки) могут быть предупреждены. При этом механизм недопущения преступления, ограждения объекта посягательства от вреда будет различным (хотя и подчиненным единой цели) в зависимости от того, на какой стадии принимаются меры упреждающего характера. Имея общую цель (недопущение преступлений), рассматриваемые направления (этапы) предупредительной деятельности, осуществляемой на разных стадиях допреступного и преступного поведения, обладают существенными различиями; в целях и задачах, содержании и характере превентивных мер, их организационно-тактических схемах, функциях субъектов предупредительной деятельности, наборе и сути предъявляемых к ним квалификационных требований.

2. Виды и методы предупредительной деятельности органов внутренних дел.

Предупреждение преступлений может быть трёх видов (форм):

– социальная (общая) профилактика (профилактическое воздействие на качественно-количественные характеристики преступности в целом);

– собственно криминологическая профилактика (предупреждение видов и форм преступного поведения; предупреждение преступлений отдельными социальными группами лиц);

– индивидуальная криминологическ ая профилактика (предупреждение преступлений отдельными лицами). 3

Общесоциальный уровень (общая профилактика) включает в себя деятельность государства, общества, их институтов, направленную на разрешение противоречий в области экономики, социальной жизни, в нравственно-духовной сфере и т.д. Она осуществляется различными органами государственной власти и управления, общественными формированиями, для которых функция предупреждения преступности не является главной или профессиональной. Профилактический эффект достигается вследствие успешного проведения социально-экономической политики в целом. В этом смысле можно сказать, что какова эта политика, таково и общесоциальное предупреждение преступности в обществе.

Криминологическая профилактика преступлений – это деятельность, специально направленная на недопущение преступлений. Она включает уголовно-правовую и специальную криминологическую профилактику.

Уголовно-правовая профилактика – это система мер предупреждения преступлений, опирающаяся на возможности частной и общей превенции, основанная на применении или угрозе применения уголовного наказания, реализуемых в связи и по поводу совершения или подготовки преступлений. Специфика уголовно-правовой профилактики в том, что она чаще всего следует «за преступлением», направлена на недопущение рецидива или повторного совершения преступления.

Специальная криминологическая профилактика – это деятельность, направленная специально на недопущение преступлений. Она осуществляется как путем воздействия на причины и условия преступлений, так и на конкретных лиц (или определенные их категории), в отношении которых есть необходимость удержания их от совершения преступлений. 4

Индивидуальная профилактика преступлений органами внутренних дел, включает систему мер выявления и позитивного воздействия на конкретных лиц, от которых можно, судя по их поведению, реально ожидать совершения преступления.

Читайте также:
Список отделов ПФР Таврический район, Омская область. Адреса, телефоны, официальный сайт, время приёма

Можно выделить следующие методы индивидуальной профилактики: убеждение, оказание помощи, принуждение. К убеждению относятся: индивидуальные и коллективные беседы, общественное обсуждение поведения лица, установление над ним шефства, стимулирование участия в общественно- полезной деятельности. К оказанию помощи относятся: трудоустройство, улучшение бытовых условий, помощь в поступлении на учебу, организация досуга, выборе жизненных целей и нравственных ориентиров. К принуждению относятся: штрафы, принудительное лечение, административный надзор, привлечение к уголовной ответственности. 5

Применительно к нормативно-правовому регулированию предупредительной работы необходимо отметить, что в соответствии с многообразием проявлений преступности и сложной природой ее детерминации, оно имеет неоднородный, многогранный характер, включая нормы конституционного, уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного, административного, а также гражданского, семейного, земельного, трудового, финансового, международного и других отраслей и подотраслей права. Эти нормы содержатся более чем в ста источниках – законах (включая кодифицированные) и подзаконных актах только федерального уровня.

Таким образом, в настоящее время:

во-первых, правовое обеспечение предупреждения преступлений представляет собой сложную динамическую систему, включающую совокупность юридических норм, реализация которых позволяет осуществлять предупредительную деятельность на законных основаниях, строго в правовых рамках и в режиме законности;

во-вторых, составными частями (элементами) этой системы являются не только нормы-правила, непосредственно регулирующие (регламентирующие) в рамках конкретных правоотношений поведение субъектов превентивного противодействия преступности, но и исходные правовые нормы, определяющие цели и задачи предупредительной деятельности, ее роль и место в антикриминальной стратегии, принципы, статус и компетенцию субъектов предупреждения преступлений;

в-третьих, правовое обеспечение предупреждения преступлений, наряду с финансовым, материально-техническим, кадровым, научно-методическим и иным обеспечением, является непременным условием осуществления предупредительной деятельности в соответствии с ее целеполаганием и необходимой для достижения целей эффективностью. 6

3. Классификация мер предупреждения преступлений и

административных правонарушений, реализуемых органами внутренних дел.

В ходе предупреждения преступлений органы МВД могут: проводить беседы; применять меры административно-правового воздействия; изымать вещи и предметы, недопускаемые к нахождению в гражданском обороте и хранимые без соответствующего разрешения; требовать проверок, инвентаризаций и ревизий производственной, торговой, финансовой деятельности; производить контрольные закупки, изъятие и исследование образцов продукции. Наряду с гласными способами сбора информации применяются и оперативно-розыскные меры.

Основным нормативным актом, регламентирующим деятельность органов внутренних дел в рассматриваемом направлении, является «Инструкция о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» в соответствии с которой можно отметить следующие основные обязанности сотрудников подразделений криминальной милиции по предупреждению преступлений. 7

Сотрудники подразделений уголовного розыска:

Выявляют при проведении оперативно-розыскных мероприятий причины и условия, способствующие совершению преступлений, принимают в пределах своей компетенции меры по их устранению.

Проводят оперативно-розыскные мероприятия по выявлению лиц, занимающихся приготовлением или покушением на преступление, принимают к ним меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Проводят оперативно-розыскные мероприятия по документированию и пресечению противоправных действий, направленных на приготовление к преступлению или покушение на преступление.

Осуществляют оперативно- розыскные мероприятия среди несовершенно летних правонарушителей и на основе полученной оперативной информации осуществляют целенаправленные мероприятия по выявлению и разобщению организованной группы или преступного сообщества (преступной организации) несовершеннолетних.

Обеспечивают проведение оперативно-розыскных мероприятий по контролю за лицами, состоящими под административным надзором полиции, а также осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, с целью предупреждения с их стороны повторных преступлений.

Сотрудники подразделений по борьбе с экономическими преступлениями:

Выявляют причины и условия совершения преступлений в сфере экономики, предварительное следствие по которым обязательно. Вносят предложения о необходимости устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений в экономической направленности.

Проводят оперативно-розыскные мероприятия по выявлению лиц, занимающихся приготовлением к преступлению и покушением на преступление в сфере экономики, принимают к ним меры в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Поддерживают взаимодействие с участковыми уполномоченными милиции, сотрудниками подразделений уголовного розыска по установлению лиц, занимающихся преступной деятельностью в сфере экономики. Используют имеющуюся у них оперативную информацию в работе по пресечению противоправной деятельности таких лиц.

Осуществляют оперативно- розыскные мероприятия по выявлению и разобщению организованных преступных групп или преступных сообществ (преступных организаций), действующих в сфере экономики.

Сотрудники подразделений собственной безопасности осуществляют внутренний контроль и надзор за непосредственной деятельностью сотрудников органов внутренних дел (в частности, полиции).

Рассматривают поступающие заявления граждан по фактам коррупции и случаях вымогательства со стороны сотрудников органов внутренних дел.

Осуществляют оперативно- розыскные мероприятия в отношении сотруд ников, в отношении которых имеется информация о незаконных действиях и фактах коррупции.

Совместно с сотрудниками органов ФСБ и прокуратуры выявляют лиц, потенциально допускающих как возможность дачи, так и возможность получения незаконного денежного вознаграждения. Осуществляют различного рода профилактические мероприятия с целью воспрепятствования совершению преступлений, предусмотренных статьями 290, 291, 293 УК РФ.

Участковые уполномоченные полиции:

Ежемесячно проводят анализ оперативной обстановки на обслуживаемых участках.

Осуществляют контроль за своевременным принятием мер руководителями организаций по устранению условий, способствовавших совершению правонарушений, и изложенных в рекомендациях, направленных в их адрес.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: