Регламент проведения закрытого конкурса с ограниченным участием по нормам законодательства о контрактной системе

Как и с кем согласовать проведение закупки закрытым способом

Закон № 44-ФЗ [1] предусматривает возможность определения поставщиков закрытыми способами по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ на осуществление данных функций. Порядок согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) утвержден Приказом Минфина РФ от 01.04.2020 № 51н [2] (далее — Порядок № 51н). Именно об этом документе пойдет речь в статье.

Напомним, согласно ст. 84 Закона № 44-ФЗ под закрытыми способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) понимаются:

  • закрытый конкурс;
  • закрытый конкурс с ограниченным участием;
  • закрытый двухэтапный конкурс;
  • закрытый аукцион.

При их проведении информация о закупках сообщается заказчиком путем направления приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами, документации о закупках ограниченному кругу лиц, которые соответствуют требованиям, предусмотренным Законом № 44-ФЗ, и способны поставить товары, выполнить работы, оказать услуги, являющиеся объектами таких закупок.

В частности, закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) применяются только в случае (п. 2 ст. 84 Закона № 44-ФЗ):

  • осуществления закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о них составляют государственную тайну;
  • осуществления закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии что такие сведения содержатся в документации о закупке или проекте контракта;
  • заключения контрактов на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, оказание услуг по страхованию, транспортировке, охране музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и передаваемых заказчиками физическим или юридическим лицам либо принимаемых заказчиками от физических или юридических лиц во временное владение и пользование либо во временное пользование, в том числе в связи с проведением выставок на территории РФ и (или) территориях иностранных государств;
  • осуществления закупок услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов;
  • проведения закупок федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, государственного управления в области обеспечения безопасности РФ, подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, за исключением случаев, установленных п. 2 ст. 84.1 Закона № 44-ФЗ.

Порядок № 51н вступает в силу 1 июля 2020 года, но не ранее признания утратившим силу Приказа Минэкономразвития РФ от 31.03.2015 № 189 «Об утверждении Порядка согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и Порядка согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)».

Пунктом 2 Порядка № 51н установлено, что в целях применения закрытого способа определения поставщика заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенное полномочиями в соответствии со ст. 26 Закона № 44-ФЗ (далее — заказчик):

  • формирует обращение о согласовании применения закрытого способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее — обращение);
  • направляет обращение в ФАС.

Рекомендуемый образец обращения приведен в приложении к Порядку № 51н.

  • обоснование отнесения закупки к случаям, предусмотренным пп. 1 или 2 п. 2 ст. 84 Закона № 44-ФЗ (то есть при осуществлении закупки, информация о которой отнесена к государственной тайне);
  • описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона № 44-ФЗ;
  • требования (при их наличии), предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пп. 1 п. 1, п. 2, 2.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в силу п. 1.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ.

Информация о соответствии участников закупки, приглашаемых к участию в закрытом способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), указанным требованиям также должна быть отражена в обращении.

Обращение направляется в ФАС на бумажном носителе в одном экземпляре и — при наличии технической возможности — на съемном машинном носителе информации (п. 4 Порядка № 51н).

При направлении обращения на бумажном и съемном машинном носителях информации заказчик обеспечивает идентичность информации и документов, представленных на указанных носителях. Обращение, направляемое на бумажном носителе, подписывается лицом, имеющим право действовать от имени заказчика.

Обращение, содержащее сведения, составляющие государственную тайну, направляется с соблюдением требований законодательства РФ о защите государственной тайны.

ФАС обеспечивает регистрацию поступившего обращения. В частности, днем его поступления считается день регистрации обращения (п. 5 Порядка № 51н).

В случае непредставления информации и документов, предусмотренных Порядком № 51н, обращение не рассматривается и возвращается заказчику (с указанием причин) не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем его поступления (п. 6 Порядка № 51н).

Читайте также:
Ответственность генерального директора в 2022 году: по долгам ООО, неуплату налогов и после увольнения.

Не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, ФАС:

  • рассматривает обращение. При этом он вправе приглашать представителя заказчика, запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме информацию и документы, необходимые для рассмотрения обращения;
  • по результатам рассмотрения обращения принимает решение о согласовании или об отказе в проведении закупки закрытым способом;
  • направляет заказчику на бумажном носителе в одном экземпляре решение, подписанное уполномоченным должностным лицом федерального органа исполнительной власти. Решение, содержащее сведения, составляющие государственную тайну, направляется с соблюдением требований законодательства РФ о защите государственной тайны.
  • отсутствия оснований для применения закрытого способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • описания объекта закупки, не соответствующего положениям ст. 33 Закона № 44-ФЗ;
  • установления требований к участникам закупки с нарушением законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  • необоснованного сокращения количества участников закупки, приглашаемых к участию в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом.

Согласно п. 10 Порядка № 51н направление в контрольный орган в сфере закупок обращения в случае передачи в соответствии с БК РФ полномочий государственного, муниципального заказчика бюджетному, автономному учреждению, государственному, муниципальному унитарному предприятию, иному юридическому лицу осуществляется указанным учреждением, унитарным предприятием, иным юридическим лицом от лица соответствующего органа или организации, являющихся государственными, муниципальными заказчиками и передавших им указанные полномочия государственного, муниципального заказчика.

Нормы Порядка № 51н распространяются на юридических лиц, осуществляющих закупки в соответствии с п. 4, 4.1 и 5 ст. 15 Закона № 44-ФЗ (п. 11 Порядка № 51н).

В заключение приведем информационные пояснения Минфина к Порядку № 51н:

  • новый документ детально регулирует вопросы направления заказчиком в контрольный орган обращения о согласовании проведения «закрытой» закупки, вопросы рассмотрения такого обращения и принятия решения о возможности либо об отказе в проведении закупки закрытым способом;
  • установлены исчерпывающие требования к процедурам и срокам их выполнения;
  • в отличие от утрачивающего с 1 июля 2020 года силу прежнего порядка, новый порядок устанавливает закрытый перечень оснований для отказа в согласовании проведения «закрытой» закупки, а также унифицированную форму, по которой заказчикам рекомендуется направлять обращения в контрольный орган.

[1] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Онлайн профпереподготовка «Бухгалтер на УСН» с дипломом на 250 ак.часов. Научитесь всему новому, чтобы не допускать ошибок. Обучение онлайн 2 месяца, поток стартует 1 марта.

Новые правила согласования закрытых процедур с 2020 года

Согласование закрытого конкурса с ФАС России — это обязательный этап при проведении тендеров с ограниченным количеством участников. С 01.07.2020 г. отменят приказ Минэкономразвития №189 и согласовывать придется по-новому.

Скачать приказ Минфина №51н от 01.04.2020 из КонсультантПлюс
Скачать образец заявления в ФАС о проведении закрытого аукциона из КонсультантПлюс

Новый порядок согласования с 01.07.2020 года

17.06.2020 г. на портале правовой информации опубликовали приказ о новом порядке согласования проведения закрытых процедур. Он вступил в силу с 01.07.2020 года. С этой же даты утратил силу приказ Минэкономразвития №189 от 31.03.2015.

Новый порядок применяется для согласования конкурентных процедур, таких как: закрытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, аукцион, в том числе и процедуры в электронной форме.

Вот пошаговая инструкция, как согласовать процедуру для ограниченного числа участников по новым правилам:

Шаг 1. Сформируйте обращение по форме, которая утверждена новым приказом.

Шаг 2. Подготовьте приложения к обращению. В п. 7 проекта приказа указано, что к обращению прилагаются такие документы:

  • обоснование отнесения закупки к случаю, по п. 1 или 2 ч. 2 ст. 84 44-ФЗ (если закупка проводится по п. 1 или 2 ч. 2 ст. 84 44-ФЗ);
  • описание объекта закупки по правилам ст. 33 44 ФЗ;
  • обоснование НМЦК, начальных цен единиц товара (в случае, который предусмотрен ч. 24 ст. 22 44-ФЗ) с указанием информации о валюте, которую использовали для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком, о порядке применения официального курса иностранной валюты к рублю, который используется для оплаты контракта (если закупка проводится в рамках гособоронзаказа по нормам Федерального закона №275-ФЗ от 29.12.2012);
  • требования к участникам закупки по п. 1 ч. 1, ч. 2, 2.1 ст. 31 44-ФЗ (если есть такие требования) и исчерпывающий список документов, которые подтвердят, что участник закупки соответствует таким требованиям, и требование, которое предъявляется к участникам закупки в рамках ч. 11 ст. 31 44 ФЗ (если предъявили такое требование);
  • информация о соответствии участников закупки, которые указаны в обращении по п. 6 проекта приказа, требованиям, которые предъявил заказчик.
Читайте также:
Закон о возврате билетов в кинотеатр до начала или после сеанса

Шаг 3. Отправьте обращение. В п. 8 проекта приказа изложена инструкция, как передать обращение на согласование закрытой закупки в ФАС:

  1. Передают этот документ на бумажном носителе в 1 экземпляре и, если есть техническая возможность — на съемном машинном носителе информации.
  2. Обеспечивают идентичность информации и документов на бумажном и съемном машинном носителях информации.
  3. Направляют с соблюдением требований законодательства о защите гостайны, если в обращении есть сведения о такой тайне.

Шаг 4. Зарегистрируйте обращение. Оно считается поступившим в день, когда его зарегистрировали.

Шаг 5. Получите решение о согласовании или об отказе в течение 10 дней после получения обращения. В этот срок ФАС рассматривает обращение, принимает решение и отправляет заявителю ответ.

Порядок согласования до 01.07.2020

Проведение закупок закрытым способом предполагает, что организатор направит приглашения на участие в торгах ограниченному кругу потенциальных поставщиков. Регулируются такие закупки действующим законодательством в области контрактной системы, в том числе ст. 84 — 86 44 ФЗ. Заказчики для реализации государственного или муниципального заказа проводят такие процедуры:

  • аукцион;
  • конкурс;
  • двухэтапный конкурс; .

Но ч. 3 ст. 84 44-ФЗ позволяет заказчику применять закрытые процедуры только по факту согласования с уполномоченными органами. Порядок согласования ФАС закрытой закупки утвержден приказом Минэкономразвития №189 от 31.03.2015 (приложение №1).

Какие документы нужны

Главный документ — обращение. Его форма законодательно не утверждена, пока его составляют в произвольной форме. К нему прикладывают такие документы:

  • обоснование, что закупка или сведения в закупочной документации содержат гостайну;
  • описание объекта заказа (ст. 33 44 ФЗ);
  • перечень и обоснование количества участников закупки, которые приглашаются к торгам.

Если список документов некорректный или неполный, ФАС не рассматривает пакет документов и возвращает его заявителю в течение 5 рабочих дней.

Как УФАС рассматривает заявление

Территориальный орган антимонопольной службы рассматривает обращение заказчика в течение десяти рабочих дней с момента его предоставления (ч. 3 ст. 84 44-ФЗ) и выносит одно из решений:

  1. Согласовал возможность проведения.
  2. Отказал в проведении.

В ч. 4 ст. 84 44-ФЗ указано, что срок действия согласования закрытого конкурса — 90 дней. Считают от момента вынесения решения до дня рассылки приглашений на участие в закрытых торгах потенциальным поставщикам. Это правило распространяется и на аукционы с ограниченным входом.

Что и в какие сроки передавать в ФАС во время процедуры

При проведении закрытых конкурсных процедур (конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс) необходимо направить в ФАС список лиц, которым заказчик разослал конкурсную документацию. Обращение на согласование предоставляют в уполномоченный орган не позднее 20 дней до даты вскрытия конвертов с заявками. Дополнительно к заявлению требуется приложить копии приглашений на участие (ч. 7 ст. 85 44-ФЗ). В ст. 88 44 ФЗ указано, нужно ли особое разрешение для участия в закрытом аукционе, — да, нужно. Таким разрешением является приглашение, без него поучаствовать не получится.

После вскрытия конвертов заказчик составляет протокол и направляет его в ФАС не позже одного рабочего дня, следующего за подписанием протокола (ч. 8 ст. 85 44-ФЗ).

Протокол рассмотрения и оценки заявок направляют в ФАС в течение дня, следующего за его подписанием (ч. 9 ст. 85 44-ФЗ). Аналогичным образом необходимо поступить и с протоколом рассмотрения и оценки заявок при проведении закрытого конкурса с ограниченным участием (п. 13 ст. 85 44-ФЗ). Протокол проведения предквалификационного отбора с обоснованием решений, принятых заказчиком, и списком тех потенциальных поставщиков, которые удовлетворяют требованиям конкурсной документации, передают в территориальный орган ФАС. На это отводится один рабочий день после подписания протокола (п. 12 ст. 85 44-ФЗ).

Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в закрытом двухэтапном конкурсе следует передать для согласования в ФАС в течение одного рабочего дня с момента его подписания (ч. 16 ст. 85 44-ФЗ).

Если заказчик проводит закрытый аукцион, ему необходимо подготовить и направить в ФАС заявление с перечнем всех потенциальных поставщиков, которым была направлена аукционная документация по их запросам. Такое обращение подается не позже чем за 5 дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие. К заявлению прикладывают копии приглашений на участие (ч. 7 ст. 86 44-ФЗ).

После того как процедура закрытого аукциона состоялась, заказчик передает в ФАС копию протокола. Срок — не позднее одного рабочего дня после подписания протокола (ч. 9 ст. 90 44-ФЗ).

Читайте также:
ПФР Республика Алтай, Горно-Алтайск, ул. Чорос-Гуркина, 56: официальный сайт, адрес, телефоны, часы работы

Как согласовать контракт с единственным поставщиком

Если по результатам проведения торгов закрытым способом процедура признана несостоявшейся, заказчик вправе:

  • либо провести тендер заново, внеся соответствующие изменения в закупочную документацию;
  • либо заключить контракт с единственным поставщиком по п. 24 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, то есть по факту признания закрытого способа несостоявшимся.

Заключение контракта с единственным поставщиком подлежит согласованию в ФАС. Порядок такой процедуры утвержден в приложении №2 приказа Минэкономразвития №189.

Для получения согласования в этом случае необходимо направить в ФАС соответствующее обращение в течение десяти дней после подписания протокола о признании закрытой процедуры несостоявшейся.

Если по результатам закрытых процедур подана лишь одна заявка или только одна заявка из поданных была признана соответствующей требованиям, то к обращению в уполномоченный орган заявитель прикладывает:

  • копии всех протоколов, сформированных в ходе торгов;
  • копию письма ФАС о согласовании проведения таких процедур;
  • копию закупочной документации;
  • все поданные заявки на участие.

В обращении указывают номер и дату извещения.

Если по итогам закрытых торгов не подали ни одной заявки или все предложения отклонены, то в обращении к перечисленным документам заказчик добавляет:

  • сведения о поставщике, с которым предлагается заключить контракт;
  • его согласие на заключение контрактных отношений в соответствии с требованиями заказчика.

ФАС рассматривает обращение в течение 10 рабочих дней с момента подачи и принимает решение о согласовании или отказе в заключении контракта с единственным поставщиком по п. 24 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

Согласование заключения контракта

Скачать образец согласования с ФАС закрытого аукциона по 44 ФЗ, если он не состоялся

Задорожнева Александра

В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.

Регламент проведения закрытого конкурса с ограниченным участием по нормам законодательства о контрактной системе

Суть закрытой закупки в рамках 44-ФЗ состоит в том, что круг ее участников ограничен, и информация о закупке передается ограниченному перечню поставщиков. Подать заявку на участие в закрытой закупке вправе только те поставщики, которые, по мнению заказчика, способны исполнить условия госконтракта и соответствуют определенным требованиям, в частности, обладают допуском к государственной тайне при наличии в закупке секретных сведений.

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

В рамках закупок с ограниченным участием предусмотрено дополнительное ограничение для возможных участников закупки: все они обязаны пройти предквалификационный отбор.

Понятие и правовое регулирование

Конкурс с ограниченным участием в закрытой форме – это закупка, принять участие в которой может ограниченный круг поставщиков, соответствующих требованиям законодательства и способных исполнить контракт. Победителем такой закупки становится участник, который прошел предквалификационный отбор и предложил наилучшие условия исполнения контракта.

Проведение закрытого конкурса с ограниченным участием должно опираться на следующие положения 44-ФЗ:

  1. Пункт 2 статьи 84 44-ФЗ, где перечисляются основания для проведения закупки в закрытой форме.
  2. Статья 85 44-ФЗ, которая содержит особенности проведения закрытого конкурса с ограниченным участием.
  3. Статья 56 44-ФЗ, которая регулирует порядок проведения конкурса с ограниченным участием.

Когда допускается проведение процедуры

По умолчанию заказчик обязан проводить все закупки в открытой форме без ограничения численности участников. Проведение закрытых форм закупок, включая конкурсы, допускается только по ограниченным основаниям. В их числе следующие:

  1. Закупки проводятся для федеральных заказчиков, если сведения о них содержат государственную тайну.
  2. Закрытым способом проводят любые закупки, если закупочная документация или проект контракта содержат государственную тайну.
  3. Закупаются услуги по страхованию, перевозке и охране ценностей госфонда драгметаллов и камней, архивных документов, рукописей и редких коллекций.
  4. Закупаются следующие виды услуг для судей и судебных приставов: водительские услуги и услуги по уборке помещений.
  5. Закупки проводят органы исполнительной власти, и такие закупки связаны с безопасностью и обороной (перечень заказчиков утверждается Правительством).

Если закупки проводятся по основаниям, которые перечислены в ч. 2 п. 1-4 ст. 84 44-ФЗ, то их подлежит предварительно согласовать в ФАС на предмет обоснованности выбора закрытого формата. Согласование проводится по следующему алгоритму:

  1. Заказчик направляет запрос в территориальное подразделение ФАС.
  2. Запрос рассматривается в течение 10 дней.
  3. При вынесении антимонопольной службой решения об одобрении проведения закупки в закрытом виде заказчик должен провести конкурс в течение 90 дней (столько действует решение ФАС).

Закрытые закупки могут проводиться только в форме закрытого аукциона, закрытого конкурса с ограниченным участием и двухэтапного конкурса. Электронный формат проведения данных закупок посредством площадки АСТ ГОЗ допускается при отсутствии в закупке государственной тайны.

Читайте также:
Понятие и значение системы принципов уголовного процесса - 2022 год

Помимо особенностей, которые присущи закрытым процедурам, конкурсы с ограниченным участием имеют особенности, которые связаны с необходимостью проведения предварительного отбора участников закупки.

Закупки через проведение конкурса с ограниченным участием проводятся на основаниях, которые перечислены в ч. 2 ст. 56 44-ФЗ:

  1. Происходит закупка высокотехнологичных и инновационных товаров. Перечень таких товаров перечислен в Постановлении Правительства №99 от 2015 года.
  2. Выполняются работы по сохранению объектов культурного наследия, реставрации музейных коллекций, выполняются работы и услуги, связанные с необходимостью допуска подрядчиков к учетным данным музеев, библиотек, хранилищам, к системам обеспечения музейных предметов, к архивным документам, библиотечному фонду.

На основании Приложения №2 к Постановлению Правительства №99 от 2015 года к товарам, работам и услугам, которые из-за их технологической сложности может поставить и исполнить только ограниченный круг поставщиков с должным уровнем квалификации, относят:

  1. Выполнение работ по проектированию, возведению, выводу из использования объектов использования атомной энергии.
  2. Выполнение работ по обращению с ядерными материалами, отработанным топливом, радиоактивными отходами и веществами, в том числе при их переработке и утилизации.
  3. Выполнение работ по ремонту вооружения и техники из ядерного комплекса.
  4. Конструкторские работы по производству оборудования на объектах использования атомной энергии.
  5. Оказание услуг общественного питания, поставки пищевых продуктов для медицинских, образовательных учреждений, организаций отдыха детей и социального обслуживания, организация оздоровления детей, если НМЦК превышает 500 тыс. р.
  6. Работы по определению кадастровой стоимости при проведении кадастровой оценки.
  7. Работы по строительству и реконструкции, капремонту особо опасных и технически сложных объектов, дорожных покрытий (если они включены в состав автомобильных дорог федерального или местного значений), если НМЦК превышает 150 млн р. для федеральных целей и 50 млн р. – для муниципальных.
  8. Технологический и ценовой аудит крупных инвестпроектов с госучастием по капстроительству, техническому перевооружению и пр.

Для каждого случая из Приложения №2 Постановления Правительства №99 устанавливаются дополнительные требования, которым обязан соответствовать участник закупки, а также устанавливается перечень документов, представляемых участником в подтверждение своего соответствия.

Порядок проведения

Сведения, из-за которых информация о закупке не может быть опубликована в открытом доступе, размещается в документах по конкурсу или в объекте закупки. В зависимости от этого будут зависеть некоторые особенности проведения закупки. На основании п. 11 ст. 85 сведения о закупке в виде конкурса с ограниченным участием сообщаются заказчиком на условиях, установленных в ч. 3, 4 данной статьи, то есть на общих основаниях для всех закрытых конкурсов.

Если секретные сведения содержатся в документах по закупке, то извещение публикуется в ЕИС. Оно будет доступно всем участникам, но оценивать заявки заказчик будет от тех участников, которые прошли предквалификационный отбор. Извещение публикуется в ЕИС не менее, чем за 30 дней до вскрытия конвертов на участие. Документация передается поставщикам в течение 3 дней после поступления от них запроса. Конверты вскрываются в день, который указан в документации.

Если же секретные сведения содержатся в информации о проведении данной закупки, то извещение не публикуется в ЕИС, а заказчик сам направляет предварительно отобранным поставщикам приглашения принять участие в закупке. Заказчик уведомляет потенциальных поставщиков о проведении конкурса как минимум за 20 дней до вскрытия конвертов с заявками на участие. Документация предоставляется поставщикам в течение 2 рабочих дней после поступления запроса от них. При согласии всех участников заказчик может вскрыть конверты раньше дня, указанного в документации при согласии с этим всех участников.

Сведения, полученные в ходе проведения закрытых процедур, размещать в ЕИС не допускается. Это распространяется не только на протоколы, но и на иные документы. Закрытость закупки предполагает, что участнику нельзя производить видео- и аудиозапись процесса.

Плата за предоставление документации может взиматься заказчиком в двух случаях:

  1. Он предусмотрел такую возможность в закупочной документации.
  2. Величина платы не превышает расходов заказчика по подготовке копий документации.

Закупочная документация

В задачи заказчика входит формирование закупочной документации по конкурсу. Документация по закрытому тендеру включает следующие сведения:

Указанные сведения включаются заказчиком в состав извещения о закупке или приглашения принять участие в закупке.

Участник закупки должен подготовить заявку на участие и приложить к ней документы, которые подтверждают соответствие требованиям.

Постановление Правительства РФ от 5 ноября 2019 года №1401 утвердило типовые формы заявок на участие в закупках, в том числе в закрытом конкурсе. Ознакомиться с формами заявки на участие можно здесь.

Заявка на участие в закрытом конкурсе подается по той же форме, что и на участие в открытом конкурсе. Она включает в свой состав сведения об участнике закрытого конкурса, который подал заявку, предложение по объекту закупки (его качественных, функциональных характеристиках, потребительских свойствах), условия исполнения контракта и предложение по цене.

Читайте также:
Пенсионный фонд в Усть-Лабинске - адрес, телефон, режим работы отделения

Отбор поставщика

Стандартная процедура отбора поставщика в формате конкурса с ограниченным участием предполагает прохождение следующих этапов:

  1. Прием заявок от участников закупки.
  2. Вскрытие конвертов с заявками на участие в определенный день (если закупка проводилась в электронном виде – то открытие доступа к заявкам на ЭТП).
  3. Проведение предквалификационного отбора. В случае если по результатам предквалификационного отбора ни один участник не был признан соответствующим требованиям (единым или дополнительным), то заказчик вправе провести новый конкурс или иную закупку. Если только одного участника признали соответствующим требованиям заказчика, то заказчик вправе подписать контракт с единственным поставщиком, подрядчиком или исполнителем.
  4. Результаты предквалификационного отбора оформляются в виде протокола. В протокол включается обоснование принятых заказчиком решений и перечень лиц, прошедших отбор. Протокол готовится в двух экземплярах.
  5. Не позднее следующего за подписанием протокола рабочего дня такой протокол направляется в ФАС, а его копии – участникам закупки, которые подавали свои заявки.
  6. Рассмотрение и оценка заявок на участие от участников, которые прошли предквалификационный отбор. Они проводятся по правилам открытого конкурса. Заказчик оценивает заявки по утвержденным критериям и присваивает каждому участнику определенную сумму баллов, затем баллы суммируются, и побеждает участник, который набрал наибольшее количество баллов.
  7. Протокол рассмотрения и оценки заявки на участие готовится в двух экземплярах и не позднее следующего рабочего дня направляется в ФАС, а копии – участникам, которые прошли предквалификационный отбор. В ЕИС протоколы не публикуются.
  8. С победителем закупки, который предложил наилучшие условия исполнения контракта, подписывается договор.

Предквалификационный отбор

Перед проведением конкурса заказчику необходимо провести предквалификационный отбор. Правила будут такие же, что и в открытом конкурсе.

По результатам отбора заказчик должен подготовить протокол с указанием лиц, которые соответствуют требованиям закупки. Один экземпляр протокола направляется в ФАС, другой – участникам отбора.

При проведении стандартного конкурса участников оценивают на соответствие единым требованиям по ч. 1, 1.1 ст. 31 44-ФЗ. Тогда как при конкурсе с ограниченным участием участники должны соответствовать дополнительным требованиям по п. 2 ст. 31 44-ФЗ и Приложению №2 к Постановлению Правительства от 2015 года №99. Именно на отбор участников, которые соответствуют единым и дополнительным требованиям, направлен предквалификационный отбор.

К дополнительным требованиям, которые предъявляются к участникам конкурса в закрытой форме, относят:

  1. Наличие у них определенного опыта работы в указанной отрасли.
  2. Наличие квалифицированного персонала.
  3. Наличие технических ресурсов, чтобы исполнить условия контракта (например, определенного оборудования).
  4. Наличие финансовых ресурсов для исполнения контракта.

Дополнительные требования указываются заказчиком в извещении и конкурсной документации. При этом они не могут применяться, как критерий оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.

Если заявка участника не пройдет предквалификационный отбор, то она не допускается до дальнейшего участия.

Разъяснение положений закупочной документации

Те участники, которые получили закупочную документацию, могут направить запрос на разъяснение ее положений.

При публикации разъяснений (если это возможно, и закупка проходит в электронном виде на специальной площадке) предмет запроса можно указать, но участника – нет.

Если закупка проводится в бумажной форме, то размещать какие-либо сведения в электронном виде не допускается.

Информирование ФАС об этапах проведения закрытого конкурса

Заказчик обязан проинформировать ФАС обо всех этапах проведения закрытого конкурса. Так, за 20 дней до вскрытия конвертов он должен направить копии приглашений поставщикам и перечень лиц, которым была направлена конкурсная документация.

Все протоколы, которые готовит заказчик, он должен составить в двух экземплярах. Один из них не позднее следующего дня передается в ФАС. Также следует направить копии протокола всем участникам, которые подали заявки.

Рассмотрение заявок на участие и определение победителя

В ходе рассмотрения заявок на участие все они ранжируются по степени убывания выгоды.

Заявке с самыми лучшими условиями присваивается номер 1. Если на участие в конкурс поступили одинаковые предложения, то выигрывает заявка, поступившая раньше других.

Если все заявки отклонили из-за несоответствия требованиям, то закрытый конкурс признается несостоявшимся.

Подписание контракта по результатам конкурса

Проект контракта по итогам рассмотрения заявок на участие направляется победителю не позднее 3 дней с момента подготовки протокола. Документ готовится с учетом предложения победителя. Цена соглашения не должна превышать НМЦК.

При этом сам контракт заключается не ранее, чем через 10 дней после подписания протокола оценки заявок и не позднее 20 дней после подписания протокола. Этот срок нужно выдержать на случай обжалования результатов закупки.

Читайте также:
Материнский капитал и ипотека: как правильно оформить на детей

Первым контракт всегда подписывает со своей стороны поставщик, вторым – заказчик. Вместе с подписанным проектом контракта поставщик должен направить в адрес заказчика подтверждение факта внесения им обеспечения исполнения контракта.

Отмена закупки

Причина отказа от проведения закупки в форме закрытого конкурса допускается на условии соблюдения сроков. Заказчик может отменить закупку только за 5 дней до окончания срока подачи заявок.

Отмена за пределами указанного срока допускается только при наличии обстоятельств непреодолимой силы (если заказчик сможет предъявить сертификат о форс-мажоре), при наличии предписания контрольного органа в сфере закупок, а также при наличии судебного решения.

В целях аннулирования конкурса заказчик принимает решение и оформляет его в письменной форме. Такое решение обычно имеет формат приказа. С принятым решением заказчику следует ознакомить всех участников.

Одновременно с изданием приказа заказчику следует подготовить проект о внесении изменений в план-график.

Таким образом, особенность проведения закрытого конкурса с ограниченным участием состоит в необходимости прохождения участниками этапа предквалификационного отбора.

Инструкция и правила проведения закрытого конкурса по 44-ФЗ

Инструкция и правила проведения закрытого конкурса по 44-ФЗ

Способы проведения закрытых торгов предусмотрены статьями 85 и 86 Закона 44-ФЗ. К таким торгам относятся закрытый конкурс (в том числе и с ограниченным участием), закрытый аукцион, закрытый двухэтапный конкурс. Проведение закрытых процедур в электронной форме регламентируется статьёй 84.1 44-ФЗ. Рассмотрим подробнее правила и условия проведения закрытого конкурса.

Способы проведения закрытых торгов

Есть пять случаев проведения закрытого конкурса 44‑ФЗ:

  • закупка товаров, работ и услуг для обеспечения федеральных нужд, если информация о таких нуждах является государственной тайной
  • закупка товаров, работ и услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта
  • контракты, связанные с охраной, транспортировкой и страхованием предметов торгов, представляющих собой художественное, историческое или иное культурное значение; к таким предметам относятся драгоценности (камни и металлы), музейные коллекции и экспонаты, архивные документы с копиями, обладающие исторической ценностью и передаваемые во временное владение и/или пользование. Целью такой передачи чаще всего является проведение выставок как внутри России, так и за рубежом
  • контракты, касающиеся уборки помещений и услуг водителей для обеспечения деятельности судей и судебных приставов, которые регламентируются ч. 2 ст. 84 Закона 44-ФЗ
  • закупки, проводимые структурами федеральной исполнительной власти и подчиняющихся им госучреждений и унитарных предприятий, разрабатывающих и реализующих политику государства в области обеспечения его безопасности и обороны; перечень структур, ответственных за такие закупки, содержится в постановлении правительства от 27 ноября 2017 № 1428

Подготовка к проведению закрытого конкурса

Предусмотрен следующий порядок подготовки и проведения закупок, подходящих под условия закрытого конкурса.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Этап 1. Подготовка техдокументации

Представляемые документы должны содержать следующую информацию:

  • описание предметов закупки
  • техническое задание
  • обоснование начальной максимальной цены (НМЦ)
  • перечень возможных участников
  • правила их ознакомления с условиями торгов и допуска к ним
  • критерии, предъявляемые к подаваемым участниками заявкам
  • конкретизация формы приглашения к торгам и условия заключения договора
  • обоснование необходимости проведения закрытых аукционных процедур и общая информационная карта

Этап 2. Получение разрешения ФАС на проведение торгов

Подготовленная документация отправляется в антимонопольную службу, которая согласно ч. 3 ст. 84 Закона 44-ФЗ обязана рассмотреть её в течение 10 дней с момента получения. Реакция ФАС заключается в согласовании разрешения или его отклонении при наличии нарушений в оформлении или содержании. Такими нарушениями могут быть ошибки и несоответствия заявления и документов действующим законам. В частности, слишком малый круг потенциальных поставщиков может быть расценен как несоответствие антимонопольному законодательству.

В случае отказа в согласовании ответ ФАС должен быть направлен организатору торгов не позже, чем через 5 суток после получения ей документов. Предельный срок ответа об удовлетворении заявки составляет 10 суток. Само разрешение действительно в течение 3 месяцев со времени его выдачи.

Этап 3. Публикация извещения о торгах в ЕИС

После получения разрешения ФАС на торги необходимо опубликовать в ЕИС извещение о процедуре. Продолжительность размещения публикации – не менее 30 дней до момента вскрытия заявок на участие в торгах.

Читайте также:
Пенсия фермерам в России: размеры выплат, пенсионные отчисления членов КФХ

Содержание публикации требует повышенного внимания в связи с наличием секретной информации о предметах закупки. Сообщать можно лишь сведения о факте проведения аукциона и порядке доступа участников торгов к документации. Если публикация будет содержать секретную информацию, торги будут отменены. Другая информация, касающаяся размещения объявления о торгах, прописана теми же статьями Закона 44-ФЗ, которыми регламентируется и проведение открытых торгов (ч. 2 ст. 85).

Примечание: извещение о торгах не требуется в случаях, которые предусмотрены пунктом 4 ст. 85 Закона 44-ФЗ.

Этап 4. Направление приглашения участникам торгов

Каждому выбранному исполнителю из утверждённого списка заказчик направляет приглашение принять участие в конкурсе (п. 1 ст. 85 Закона 44-ФЗ). Исполнитель в ответ отсылает запрос на участие.

Получив запрос, заказчик торгов отправляет будущим участникам документы в письменной форме. В некоторых случаях предоставление документации может быть платным, но цена её должна быть ограничена тратами заказчика на копирование документов (ч. 3 ст. 85 Закона 44-ФЗ).

Извещение о торгах может быть и не опубликовано. В этом случае, по меньшей мере, за 20 суток до вскрытия конвертов организатор аукциона направляет приглашения участникам торгов, которые отвечают требованиям Закона № 44-ФЗ о закрытых конкурсах. Поскольку предметом торгов являются товары и услуги, информация о которых представляет собой гостайну, приглашение отправляется только тем организациям, которые имеют к ней доступ.

Процедура рассмотрения заявок и выбора победителя требует обращение в ФАС. Сделать это нужно не позже 20 суток до вскрытия конвертов. Обращение должно содержать список отобранных поставщиков и копии направленных им приглашений.

Вскрытие заявок производится строго в согласованное заранее время. По процедуре вскрытия составляется протокол, который отсылается в ФАС в день вскрытия конвертов или обязательно на следующий день. Видео- и аудиозапись процедуры вскрытия запрещены. В ЕИС или другом открытом доступе не должна быть размещена никакая секретная информация.

Комиссия, определяющая победителя, имеет в своём распоряжении 20 дней для анализа заявок. В некоторых случаях возможно продление этого срока ещё максимум на 10 дней.

Заявка, получившая одобрение комиссии за лучшее предложение, маркируется номером один. Если несколько заявок имеют одинаковые предложения, им присваивается номер в порядке поступления. При полном отсутствии отвечающих условиям конкурса заявок, все они отклоняются, аукцион объявляется несостоявшимся.

Заключение договора

Проект договора высылается в течение 3 рабочих дней с момента оформления протокола по рассмотрению предложений победителю. Он содержит условия поставки товаров и услуг, указанные поставщиком-победителем в своём предложении. Одним из условий является непревышение указанной поставщиком цены относительно НМЦ, содержащейся в исходной документации на торги.

На подписание контракта отводится строго определённый временной интервал – не раньше 10 и не позже 20 дней с момента составления протокола. Кроме этого, как и в открытых торгах, победителем конкурса до подписания контракта должно быть представлено обеспечение.

Статья 56.1. Особенности проведения конкурса с ограниченным участием в электронной форме

1. Под конкурсом с ограниченным участием в электронной форме понимается конкурс, при проведении которого информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, соответствующих предъявленным к участникам закупки единым требованиям и дополнительным требованиям.

2. Заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием в электронной форме в случаях:

1) если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 56 настоящего Федерального закона;

2) выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, библиотеки, к системам обеспечения безопасности и (или) сохранности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда;

Читайте также:
Список отделов ПФР Кильмезский район, Кировская область. Адреса, телефоны, официальный сайт, время приёма

3) оказания услуг по организации отдыха детей и их оздоровления.

3. Заказчик вправе осуществлять закупки товаров, работ, услуг, указанных в пунктах 1 и 2 части 2 настоящей статьи, с учетом положений части 2.1 статьи 56 настоящего Федерального закона.

3.1. Заказчик вправе осуществлять закупки услуг, указанных в пункте 3 части 2 настоящей статьи, с учетом положений части 2.2 статьи 56 настоящего Федерального закона.

4. При проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса в электронной форме с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.

5. В отношении участников конкурса с ограниченным участием в электронной форме наряду с требованиями, установленными частью 1, частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона, предъявляются дополнительные требования, установленные в соответствии с частью 2 статьи 31 настоящего Федерального закона. При этом дополнительные требования не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме.

6. Извещение о проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме и конкурсная документация наряду с информацией, предусмотренной статьями 54.2 и 54.3 настоящего Федерального закона, должны содержать указание на установленные в соответствии с частью 5 настоящей статьи дополнительные требования к участникам закупки.

7. Вторая часть заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме наряду с информацией и электронными документами, предусмотренными частью 6 статьи 54.4 настоящего Федерального закона, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участников закупки предъявляемым к ним дополнительным требованиям в соответствии с частью 2 статьи 31 настоящего Федерального закона.

8. Заявка на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным конкурсной документацией, в случаях, предусмотренных частью 4 статьи 54.7 настоящего Федерального закона, а также в случае несоответствия участника требованиям, установленным конкурсной документацией в соответствии с частью 2 статьи 31 настоящего Федерального закона.

9. В случае, если по результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме конкурсная комиссия отклонила все заявки или только одна такая заявка и подавший ее участник соответствуют требованиям, установленным конкурсной документацией, в том числе единым требованиям и дополнительным требованиям, конкурс с ограниченным участием в электронной форме признается несостоявшимся.

Что нужно знать о 44-ФЗ: первые шаги в сфере госзакупок

Если вы планируете стать участником закупок, начните с единой контрактной системы, где закупки проводят государственные и муниципальные заказчики. Госзакупки отличаются низким порогом входа: требования для участия относительно невысокие, поэтому госзакупки подходят начинающим ИП и стартапам, мелкому и семейному бизнесу.

Правила госзакупок регулирует Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Его положениями руководствуются при проведении торгов и заключении контрактов все органы власти, государственные и муниципальные учреждения — от федеральных министерств и ведомств до местных школ, больниц и библиотек.

Федеральный закон № 44-ФЗ:

  • закрепляет принципы единой (федеральной) контрактной системы;
  • даёт определение терминам, которые используются в законодательстве и практике госзакупок;
  • регулирует процессы планирования закупок заказчиками;
  • устанавливает способы закупок, правила их проведения, требования к участникам, порядок выбора исполнителя (поставщика, подрядчика) и заключения контрактов;
  • определяет процедуры мониторинга, аудита, контроля и обжалования в сфере госзакупок.

Принципы и понятия единой контрактной системы

Принципы контрактной системы изложены в статьях 6—12 Федерального закона № 44-ФЗ. К ним относятся:

  1. Открытость и прозрачность информации — свободный и бесплатный доступ к полным и достоверным сведениям о закупках, в том числе за счёт функционирования единой информационной системы (ЕИС).
  2. Обеспечение конкуренции — равные условия для участников закупок, поддержка добросовестной конкуренции, запрет на ограничения конкуренции, которые нарушают № 44-ФЗ.
  3. Профессионализм заказчика — его обязанность привлекать к обеспечению госзакупок только квалифицированных специалистов, а также поддерживать и повышать их профессиональный уровень.
  4. Стимулирование инноваций — приоритетность инновационной и высокотехнологичной продукции.
  5. Единство контрактной системы — единые для всех участников принципы, понятия и подходы при планировании, проведении закупок, их мониторинге, аудите и контроле.
  6. Ответственность заказчика за результативность и эффективность закупок — необходимость достижения заданных результатов.

Определения основных понятий, используемых в законе о контрактной системе, даются в статье 3. Положения этой статьи разъясняют определения:

  • контрактной системы;
  • процедуры определения поставщика;
  • закупки товаров, работ и услуг;
  • участника закупки;
  • государственного и муниципального заказчика;
  • государственного и муниципального контракта;
  • органов, которые занимаются регулированием и контролем в сфере закупок;
  • эксперта и экспертной организации в сфере закупок;
  • совокупного годового объёма закупок;
  • электронной площадки, специализированной электронной площадки и операторов таких площадок.
Читайте также:
Пенсионный фонд в Кеми - адрес, телефон, режим работы отделения

Изучение положений статьи 3 Федерального закона № 44-ФЗ поможет понять базовую терминологию сферы госзакупок.

Требования к поставщикам и условия участия в закупках

Требования к поставщикам (исполнителям, подрядчикам) установлены в статье 31 Федерального закона № 44-ФЗ. Для участия в государственных закупках необходимо отвечать всем нижеперечисленным требованиям:

  1. Официальная регистрация в России, непринадлежность к офшорной компании.
  2. Ненахождение в состоянии ликвидации или банкротства.
  3. Наличие лицензии и (или) членство в саморегулируемой организации (СРО), если исполнение контракта предполагает соблюдение этих условий.
  4. Отсутствие действующей дисквалификации (приостановки деятельности) за совершение административного правонарушения.
  5. Отсутствие непогашенных долгов по обязательным платежам (налоги, сборы, взносы и т.п.).
  6. Отсутствие у руководства и у главного бухгалтера судимости за совершение экономического или коррупционного преступления.
  7. Отсутствие аффилированности и конфликта интересов с заказчиком.
  8. Отсутствие у юридического лица в последние два года административного наказания за незаконное вознаграждение (ст. 19.28 КоАП РФ).
  9. Отсутствие поставщика в реестре недобросовестных поставщиков, если это является условием закупки.
  10. Наличие исключительных прав на результат интеллектуальной деятельности, если он должен быть передан заказчику по контракту, кроме произведений искусства и литературы, контрактов финансирования проката или показа российского фильма.
  11. Отсутствие иных ограничений, установленных Федеральным законом № 44-ФЗ и другими нормативно-правовыми актами.

К определённым закупкам Правительство РФ вправе устанавливать дополнительные требования, касающиеся способности участника торгов обеспечить исполнение контракта: хорошая деловая репутация, наличие достаточной материальной базы, специалистов, финансовых ресурсов и опыта работы.

Соответствие требованиям участник декларирует при оформлении заявки на участие в конкретной закупке. Документальное подтверждение требуется не всегда, но достоверность заявленной информации могут проверить. Ложные сведения приведут к отклонению заявки, а в худшем случае — к внесению в реестр недобросовестных поставщиков, что фактически поставит крест на возможности дальнейшего полноценного участия в закупках.

Обязательное условие участия в закупках — регистрация в Единой информационной системе (ЕИС) и последующая аккредитация на федеральных электронных торговых площадках. После регистрации в ЕИС доступ к работе на всех федеральных площадках будет предоставлен автоматически в течение рабочего дня.

Виды закупок

Способы определения поставщика (процедуры или виды закупок) перечислены в статье 24 Федерального закона № 44-ФЗ, а особенности каждого способа разъясняются в других статьях Главы 3 этого закона.

Можно выделить два основных вида закупок:

  1. Закупку у единственного поставщика. Это единственный способ закупки в условиях предельно ограниченной конкуренции — заказчик самостоятельно выбирает, с кем заключить контракт. Исчерпывающий перечень закупок, которые могут быть проведены у единственного поставщика, указан в статье 93. Таким способом может быть проведена любая закупка на сумму до 300 тысяч рублей, а учреждениями культуры, искусства, спорта, науки и организациями для детей-сирот — на сумму до 600 тысяч рублей.
  2. Конкурентные способы закупки — к ним относятся все остальные виды госзакупок.

Подробнее о конкурентных закупках

Конкурентные закупки могут быть открытыми и закрытыми. В первом случае участвовать в закупке могут любые поставщики. Во второй ситуации закупка согласовывается с ФАС, и к участию в ней приглашается только определённый круг участников.

Основные способы конкурентных закупок — конкурс и аукцион.

Конкурсы проводятся:

  1. В открытой форме. Доступ к закупке имеет неограниченный круг поставщиков. Они подают заявки с предложениями, исходя из условий конкурсной документации, комиссия сравнивает их и отдаёт победу тому, кто предложил наилучшие условия среди всех участников.
  2. С ограниченным участием. Такой конкурс может проводиться только в случаях, предусмотренных ст. 56 № 44-ФЗ. Первоначально он похож на открытый конкурс: закупка доступна неограниченному кругу лиц, и каждый может подать заявку. Однако к участникам предъявляются не только основные, но и дополнительные требования. Первично заявки участников проходят предквалификационный отбор, часть отсеивается, и только среди остальных (ограниченный круг участников) в итоге будет определён победитель.
  3. В двухэтапной форме. В рамках двухэтапного конкурса первично оцениваются заявки участников по всем параметрам, кроме цены (она не указывается). Участники, прошедшие первый этап, формируют предложение уже с ценой, которая и становится предметом оценки для выявления победителя. Такие закупки, как правило, проводятся, когда приоритетны качество, инновационность и высокотехнологичность, а цена, хоть и важна, но вторична.
  4. В закрытой форме. Закрытый конкурс отличается от открытого ограниченным кругом допущенных к закупке поставщиков. Участники должны отвечать общим и дополнительным требованиям, оценив которые, заказчик направляет выбранным поставщикам приглашение на участие в конкурсе.
  5. В закрытой форме с ограниченным участием. Этот способ совмещает особенности закрытого конкурса и конкурса с ограниченным участием. В закупке участвует только определённый круг поставщиков, которые проходят предквалификационный отбор. Из прошедших отбор выбирается победитель.
  6. В закрытой двухэтапной форме. Способ совмещает особенности закрытого конкурса и двухэтапного конкурса. К конкурсу допускается ограниченный круг поставщиков. На первом этапе они формируют предложение без указания цены. Тот, кто проходит в следующий этап, формирует предложение уже по цене, которая и становится определяющим обстоятельством для победы.
Читайте также:
Наличия факта реализации алкоголя без лицензии, достаточно для отказа в выдаче лицензии на продажу алкоголя в розницу

Аукционы проводятся в открытой и закрытой форме. Более половины всех государственных и муниципальных контрактов заключается по итогам электронного аукциона. Для участия в аукционе участник подаёт заявку, состоящую из двух частей. Первоначально заказчик оценивает первую часть заявок и определяет тех, кто будет допущен к аукциону. Далее следует подача ценовых предложений от участников, которые постепенно снижают начальную максимальную цену закупки (НМЦ). В результате побеждает тот, кто предложил наименьшую цену, которая удержалась в течение определённого времени. Однако контракт будет заключён только после проверки второй части заявки и удовлетворения всем условиям торгов. Поэтому не всегда победа среди ценовых предложений — гарантия заключения контракта.

Отличия закрытого аукциона от открытого:

  • аукционная документация не публикуется в СМИ и не размещается в ЕИС;
  • заказчик рассылает приглашения для участия в аукционе, и только приглашённые участники получают доступ к документации;
  • электронные торги проводятся на специализированных ЭТП;
  • заявки подаются в запечатанном конверте;
  • закрытые аукционы зачастую проводятся, если закупка связана с товарами, работами или услугами, сведения о которых составляют государственную тайну.

Другие способы конкурентных закупок:

  1. Запрос котировок. При такой закупке заказчика интересует, прежде всего, цена. Побеждает тот, кто соответствует единым для всех участников требованиям и предложит наименьшую цену. Все поступившие заявки оцениваются одновременно. Закупки таким способом могут проводиться только при начальной (максимальной) цене контракта в пределах 500 тысяч рублей.
  2. Запрос предложений. Относительно редкий способ проведения закупок из-за имеющихся ограничений. Обычно он используется в случаях признания несостоявшимися повторных конкурсов или аукционов. Кроме того, способ позволяет оперативно решить вопросы закупки лекарственных препаратов, а также обеспечения юридической помощи для защиты интересов государства за рубежом. В отличие от запроса котировок, запрос предложений — это оценка каждой поступившей заявки в целом. В приоритете — лучшее по всем параметрам предложение, а не только и не столько предложенная цена.

Заключение контракта

Процедуру заключения контракта по итогам электронной процедуры регулирует статья 83.2 Федерального закона № 44-ФЗ.

Документооборот ведётся в ЕИС и на площадке, где размещена закупка и проходят торги.

Контракт заключается с победителем процедуры, но если он уклоняется от заключения контракта или есть другие законные основания — с иным участником торгов, заявка которого удовлетворяет требованиям закупки.

Проект контракта готовится заказчиком, размещается в ЕИС и на ЭТП: первично — вместе с документацией (извещением) о закупке, а затем — в итоговом виде, скорректированном по итогам процедуры. Поставщик подписывает контракт с использованием усиленной электронной подписи и ответно размещает его в подписанном виде в ЕИС и на ЭТП. При несогласии с условиями контракта поставщик готовит протокол разногласий и размещает его вместо подписанного контракта. Заказчик подписывает контракт только после его подписания поставщиком и, если требуется, выполнения им условий об обеспечении исполнения контракта.

Мониторинг, контроль и обжалование закупок

Мониторинг и контроль в сфере госзакупок — задача государственного уровня. В основном этим занимается Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Кроме того, осуществляется ведомственный контроль: вышестоящие инстанции отслеживают закупки нижестоящих инстанций. Контролировать исполнение контракта — обязанность государственного или муниципального заказчика, в том числе если подрядчик привлекает субподрядчиков.

Финансовые проверки (аудит) — компетенция Счётной палаты, региональных и местных контрольно-счётных органов в зависимости от статуса заказчика. Основные задачи аудита — анализ и оценка результатов закупок, их эффективности.

Законодательство позволяет обжаловать действия, решения и бездействие каждого из участников контрактной системы. Основной объём работы по рассмотрению жалоб приходится на ФАС. Жалоба также может быть направлена в суд. Порядок обжалования регулируется статьей 105 Федерального закона № 44-ФЗ и нормами процессуального законодательства.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: