Проверка пожарной безопасности на предприятии: что проверяет пожарный инспектор

Проверки МЧС: как избежать штрафа в 2021 году

Малый бизнес освободили от проверок, но сотрудники МЧС могут прийти внепланово. Рассказываем, как проверяют бизнес на тему пожарной безопасности и как избежать крупных штрафов.

Какие проверки проводят МЧС

Проверки от МЧС делятся на 2 вида:

Плановые. При такой проверке инспекторы выезжают в офис или на производство. О проверке сообщают за 3 рабочих дня бумажным письмом или по e-mail. Проверяющие смотрят документы о пожарной безопасности: правила действий при пожаре, инструкции о противопожарной безопасности, правила использования противопожарных систем. Календарь проверок обычно публикуют на сайте МЧС каждого региона.

Внеплановые. О такой проверке сообщают за 1 рабочий день или инспекторы придут внезапно при угрозе несчастного случая. Обычно такие мероприятия проводят, чтобы проверить выполнения предыдущих предписаний, по жалобе в МЧС или по распоряжению прокуратуры.

1 июля 2021 года в МЧС определили все проверки, которые они имеют право проводить:

Выездная проверка. Инспекторы проверяют документацию и сам объект. На это может уйти до 10 рабочих дней.

Инспекционный визит. Облегченный вариант проверки. Обычно проходит в течение дня и сотрудники МЧС просто консультируют о правилах безопасности.

Рейдовый осмотр. В этом случае инспекторы проверяют скопом предпринимателей одной сферы. Например, общепит или продавцов одежды. Эта проверка всегда проводится внепланово.

Документарная проверка. Внеплановый запрос документов или объяснений от руководства.

Выборочный контроль. Внеплановые мероприятия, когда берут пробы, образцы или используют специальные инструменты.

Кого не будут проверять во время пандемии

До 2022 года в России действует мораторий на плановые проверки малого бизнеса. Поэтому инспекторы не придут к предпринимателям, которые выполняют ряд условий:

Не более 100 человек в штате.

Не более 800 миллионов прибыли за предыдущий год.

Доля в компании крупного бизнеса не более 25%(для государственных учреждений) или 49% (для иностранных компаний).

Но мораторий не отменяет внеплановые проверки. Поэтому если есть жалоба или явные нарушения, то проверки будут. Плюс плановые мероприятия не отменили, а перенесли на следующий год и лучше контролировать календарь проверок, чтобы визит инспекторов не стал неожиданностью.

Кого чаще всего выбирают для проверки

У МЧС действует риск-ориентированный подход, то есть каждому объекту дают степень риска и от этого зависит, как часто проходят проверки. Раньше индикатора риска действовали для целых отраслей или ряда объектов, но с 2021 года инспекторы имеют право присваивать степень риска отдельным объектам. На сайте МЧС работает калькулятор, которые помогает определить категорию риска. Также рекомендуем посмотреть критерии, по которым оценивают объекты.

Если узнали о проверке, то подготовьте все регистрационные документы о бизнесе. Кроме этого, должны быть оформлены все документы о пожарной безопасности, приказы о назначении ответственных лиц, соглашения об обслуживании огнетушителей и другого противопожарного оборудования. На сайте МЧС есть чек-листы, которые помогут подготовиться к проверке.

Зачастую предприниматели получают штрафы из-за того, что проходы заполнены разным хламом, нет инструкций с действиями на случай пожара, неправильно используются электросети и нет оборудования для оповещения об экстренной ситуации.

Если инспекторы нашли нарушения, то чаще всего предпринимателям грозит административная ответственность. Все наказания прописаны в статье 20.4 КоАП РФ. Например, можно получить до 1 миллиона рублей или приостановления деятельности до 90 суток. Более того, если при пожаре погибли люди или произошли крупные финансовые потери, то могут возбудить уголовное дело по статье 219 УК РФ. За тяжкие последствия могут лишить свободы на 7 лет.

Чек-лист пожарной проверки: что учесть до и как вести себя во время визита инспекторов

Чек-лист пожарной проверки: что учесть до и как вести себя во время визита инспекторов

Инспекторы пожарной инспекции могут приостановить деятельность компании на срок до 3 месяцев, что в некоторых случаях приведет к краху бизнеса. Поэтому важно соблюдать все требования ведомства — если вы ничего не нарушаете, визиты будут редкими и быстрыми, а результаты проверок — положительными.

Читайте также:
Пенсионный фонд в Колышлее - адрес, телефон, режим работы отделения

Подготовиться к визиту сотрудников налоговой, пожарной инспекции и Роспотребнадзора поможет детальная статья в нашем блоге. В ее основу лег многолетний опыт экспертов консалтинговых и бухгалтерских компаний.

Виды проверок пожарной инспекцией

Пожарная инспекция, как и другие контролирующие органы, проводит плановые и внеплановые проверки.

Плановые проводятся не чаще одного раза в три года. Вас должны уведомить не позднее, чем за три рабочих дня до начала, прислав заказным письмом или иным способом копию распоряжения или приказа о проведении проверки.

Внеплановую проверку могут провести в любой момент, если:

  • Нужно проконтролировать выполнение ранее выданного предписания.
  • В инспекцию поступила информация о том, что на вашем предприятии нарушаются правила пожарной безопасности, есть угроза здоровью и жизни граждан.
  • Есть соответствующее распоряжение Президента или Правительства Российской Федерации.

О том, что инспекторы нанесут внеплановый визит, вас обязаны предупредить не позднее, чем за 24 часа. Без уведомления могут прийти, если есть угроза здоровью и жизни граждан или обратился потребитель с жалобой на нарушение своих прав.

Чек-лист пожарной проверки: как не допустить нарушений

У вас обязательно должны быть приказ руководителя компании и инструкция по пожарной безопасности. В инструкции зафиксируйте:

  • требования к содержанию помещений, территории, путей эвакуации;
  • правила эксплуатации оборудования и обеспечения безопасности во время проведения работ, связанных с риском возникновения возгорания;
  • правила хранения и перевозки взрывоопасных и легковоспламеняющихся веществ;
  • расположение мест для курения;
  • граничные показания измерительных приборов, превышение которых может привести к возгоранию;
  • действия персонала при пожаре;
  • процесс эвакуации сотрудников и материальных ценностей.

Кроме подготовки приказа и инструкции важно позаботиться вот о чём:

  1. Каждый новый сотрудник должен пройти инструктаж по противопожарной безопасности. До этого момента его нельзя допускать к работе.
  2. Если на этаже работает больше десяти сотрудников, обязательно нужно составить и вывесить на видном месте планы эвакуации. Также должна быть разработана система оповещения на случай возгорания.
  3. Если в компании больше пятидесяти сотрудников, нужно не реже, чем раз в полгода, устраивать учебную эвакуацию.
  4. В каждом помещении должны быть таблички с номером пожарной охраны.
  5. Двери, расположенные на эвакуационных маршрутах, должны свободно открываться по направлению движения людей. Нельзя загораживать выходы мебелью или иным способом ограничивать их доступность!
  6. Обязательно нужно закупить огнетушители и обеспечить их своевременное обслуживание.
  7. Дороги и проезды, ведущие к пожарным лестницам и источникам воды, должны быть свободны и содержаться в таком состоянии, чтобы по ним могла проехать техника.

Чек-лист пожарной проверки: что проверяет инспектор

Чек-лист пожарной проверки: что проверяет инспектор

Задача сотрудника пожарной инспекции — убедиться, что в офисе, ресторане, магазине или на производственном предприятии соблюдаются Правила пожарной безопасности, которые утверждены МЧС России. Эти Правила касаются всех организаций, вне зависимости от формы собственности и рода деятельности.

Инспектор в ходе проверки проверит:

  • в каком состоянии эвакуационные выходы — не перекрыты ли они мебелью, ненужными вещами, все ли двери открываются по ходу движения людей;
  • в каком состоянии дороги и проезды, ведущие к пожарным лестницам и источникам воды, — не перекрыты ли они, очищены ли от снега и льда;
  • оборудовано ли предприятие средствами пожаротушения, системой уведомления о пожаре;
  • все ли документы, касающиеся пожарной безопасности, имеются и составлены правильно;
  • прошли ли сотрудники инструктаж;
  • правильно ли составлены и размещены планы эксплуатации и т. д.

Выездная плановая проверка предприятия может длиться не более 20 рабочих дней, малого предприятия — до 50 часов, микропредприятия — до 15 часов. Внеплановая — до 10 дней в общем случае, до 2 дней — для малого бизнеса.

Читайте также:
Кизляр - адреса и контакты отделений пенсионного фонда на сегодня

Чек-лист пожарной проверки: на что вы имеете право

Как представитель организации, вы можете ознакомиться с распоряжением о проверке и присутствовать при ней.

Если были выявлены нарушения, об этом будет составлен акт. Вы имеете право внести в документ свои замечания о ходе проверки или отказаться его подписывать. В случае отказа ваш экземпляр пришлют почтой с уведомлением. Его можно обжаловать в течение десяти дней с момента получения.

Мы подготовили также чек-листы проверки организации налоговыми инспекторами и сотрудниками Роспотребнадзора. Прочтите, сохраните, но лучше пусть не пригодятся!

Пожарная проверка на предприятии: к чему быть готовым

Проверка пожарной безопасности касается всех фирм. Инспектор может нагрянуть без предупреждений. Как готовиться и не получить штраф — разбираем в статье.

photo-1504850012971-3dc85a46dc4a.jpg

Соблюдение норм и правил пожарной безопасности проверяют инспекторы противопожарных служб, подчиненные МЧС. Малому бизнесу не избежать этих проверок. Но можно подготовиться, чтобы не получить штрафы, а главное — обезопасить предприятие от пожаров.

Какие бывают проверки

Есть два вида пожарных проверок: плановые и внеплановые.

Плановые утверждаются Госпожнадзором в конце года. В 2018 утвердили план пожарных проверок на 2019 год. Он находится в свободном доступ. Вы можете посмотреть, есть ли в графике ваше предприятие, на сайте Генпрокуратуры.

Периодичность зависит от категории риска бизнеса:

один раз в три года для предприятий высокого риска;

один раз в четыре года для значительного риска;

один раз в семь лет для среднего риска;

один раз в десять лет для умеренного риска.

Если объект относится к категории низкого риска, то плановая проверка не предусмотрена. Как присваивается категория риска предприятию, можно почитать в Постановлении Правительства от 12.04.2012 N 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре».

Внеплановые проверки проводятся по разным причинам:

если истек срок устранения нарушения по предписанию, выданному компании ранее;

если в пожарную инспекцию поступили сведения о завершении строительства, введении нового объекта после реконструкции или изменения класса функциональной пожарной опасности для объекта;

если поступили обращения, жалобы от граждан или СМИ, что фирма нарушает правила пожарной безопасности или её деятельность несет угрозу для здоровья и жизни людей;

если Президент или Правительство дали поручение о проведении внеплановых проверок.

Внеплановая проверка пожарной безопасности не может нагрянуть внезапно: о ней предупреждают организацию минимум за 24 часа. Любым доступным способом: по телефону, в письменном виде, на официальный email. Но если на организацию поступают жалобы, её деятельность угрожает здоровью людей, растениям, животным, то о проверке не предупредят.

Проверка длится не более 20 дней. Исключения — когда нужно сделать долгосрочные исследования, экспертизу, провести расследование.

Что проверяют инспекторы во время проверок пожарной безопасности

При плановых пожарных проверках стандартно проверяют территорию, зданий и помещения на соответствие требованиям пожарной безопасности, системы сигнализации и оповещения, документы.

1. Территория снаружи должна быть чистой, без мусора и горючих материалов. Если есть открытый огонь, то проверяют правильность его использования. Также круглый год должен быть доступен забор воды из рабочего источника.

2. Во время проверки зданий инспектор проверяет, как используются чердаки, техэтажи и подвалы, насколько там чисто, не заперты ли выходы. В помещениях должны быть эвакуационные планы, на пути эвакуации ничего не должно мешать.

3. Системы оповещения и пожаротушения должны быть исправны и работать безотказно в случае пожара. На каждом этаже — минимум 2 огнетушителя.

4. В порядке должны быть документы: приказы о назначении ответственных за ПБ, журнал учета проверок, документация на огнетушители с указанием их технического состояния, журналы проверок сигнализации, инструкции по пожарной безопасности и т.д.

Читайте также:
Виза на Филиппины для россиян: нужна или нет, какие типы есть и порядок их оформления

Если проверка проводится в отношении какого-то конкретного случая или жалобы, то требования могут ужесточаться.

Как подготовиться к проверке пожарной безопасности

Чтобы не получить штраф, можно заранее подготовиться к проверке. У вас есть такой шанс, когда она плановая. На сайте МЧС есть готовые чек-листы, которые помогут самостоятельно пройтись по пунктам до проверки и быстро устранить нарушения. Отдельные чек-листы разработаны для многоквартирных домов, предприятий торговли в отдельно стоящих зданиях, предприятий общественного питания в отдельно стоящих зданиях. Для остальных подходит общий чек-лист, утвержденный МЧС.

пожарная проверка

Также можно заранее провести независимую оценку пожарного риска на платной основе. В этом случае вам выдадут заключение о соответствии требованиям пожарной безопасности. Если в ходе такого аудита обнаружат нарушения, то санкции вам не грозят — можно заранее устранить все недочеты, избежать штрафов от Госпожнадзора и повторных проверок.

Какие грозят штрафы и можно ли их оспорить

В результате проверки пожарной безопасности на предприятии инспекторы формируют акт, где указывают, насколько объект безопасен. Там же фиксируют нарушения и предписания, которые нужно исполнить в срок. Компания может обжаловать акт в течение 15 дней со дня получения. Можно оспорить основание проверки, порядок уведомления компании, сроки проверки или другие нарушения в процессе мероприятия.

За нарушения правил ПБ на объекте грозят серьезные штрафы: от предупреждения до 400 000 рублей для организаций. Ответственность установлена статьями КоАп РФ № 8.32, 11.16, 20.4.

При внеплановой проверке вам могут простить некоторые негрубые нарушения. Мероприятие имеет неожиданный эффект, поэтому компания не всегда успевает подготовиться. Тогда инспектор может вынести только предупреждение вместо штрафа. Если есть грубые нарушения, штрафов не избежать.

Компания должна быть готова показать документы, связанные с пожарной безопасностью. Это учредительные и правоустанавливающие документы, должностные инструкции, техническая документация на систему пожаротушения, сигнализации и так далее.

Что еще нужно знать о пожарных проверках:

1. Инспектор озвучивает требования Госпожнадзора и контролирует их выполнение, но не отвечает за безопасность объекта. При возникновении пожара ответственность будет нести собственник помещения или арендатор, должностные лица, чиновники, которые выдают разрешения и так далее (в зависимости от причины пожара). Но с инспектора тоже могут спросить: например, если обнаружилось, что ему дали взятку при проверке.

2. У Госпожнадзора много требований, их сложно выполнить полностью. Сейчас много зданий — детских садов, школ, предприятий общественного питания и торговли — которые не соответствуют современным требованиям, так как на момент проектирования и планировки таких требований еще не было.

3. Универсальный принцип сохранения жизни и здоровья при пожаре: время эвакуации должно быть меньше времени распространения пожара. Поэтому инспекторы так тщательно проверяют планы эвакуации, журналы проведения учений, профилактических мероприятий.

4. Больше всего нарушений при пожарной проверке находят во время осмотра эвакуационных выходов. Снаружи они завалены мусором, их невозможно открыть изнутри без ключа, рядом нет средств пожаротушения.

5. Больше всего пожаров происходит в жилом секторе и организациях, которые расположены в многоквартирных домах. Также часто горят склады.

Пожарная безопасность: 11 нарушений, которые точно найдёт инспектор

Елена Мехоношина

Предприниматель отвечает за пожарную безопасность в своём помещении и рискует штрафом или запретом работы. Мы уже рассказывали об этом в наших статьях.

В этом материале мы решили показать нарушения из реальных судебных дел, за которые чаще всего попадает от МЧС. Очень надеемся помочь, если ваш бизнес попал в план проверок или после инцидента с огнём светит внеплановый визит инспекторов. А ещё, пожарная безопасность — это забота о клиентах и персонале.

Читайте также:
Облагаются ли алименты налогом: берется ли подоходный, с какой суммы на ребенка

📃 1. Нет инструкции о мерах пожарной безопасности

Требование: руководитель утверждает инструкцию о мерах пожарной безопасности. Это про то, как не допустить пожар и как спасаться, если в помещении всё же произошло возгорание. Весь персонал проходит противопожарное обучение и знакомится с инструкцией под подпись.

Где про это читать: пункт 2 Правил противопожарного режима из Постановления Правительства от 16.09.2020 № 1479 и Приказ МЧС РФ от 12.12.2007 № 645.

Что находят инспекторы МЧС: в организации нет инструкции о мерах пожарной безопасности или работники не прошли инструктаж. Вроде бы формальность, но на деле отсутствие бумаг добавит веса нарушению.

🚸 2. Нет плана эвакуации

Требование: если в помещении могут находиться одновременно более 50 человек, на стену вешают план эвакуации. Плюс по ходу движения — стрелки, а на двери табличку «Выход». Так нужно для объекта с массовым пребыванием людей.

Требования к планам зависят от площади и планировки помещения. Нарисовать план самостоятельно вряд ли получится — шрифты и условные знаки должны соответствовать ГОСТу. После перепланировки план надо менять.

Где про это читать: пункт 7 Правил противопожарного режима и ГОСТ Р 12.2.143-2009.

Что находят инспекторы МЧС: эвакуационных планов нет, схемы не соответствуют реальной планировке или планы сделаны не по ГОСТу.

🧯3. Нет огнетушителей

Требование: в помещении с массовым пребыванием людей должен быть огнетушитель, а в некоторых случаях — пожарные щиты. Количество и тип зависит от взрывопожарной опасности помещения. На огнетушитель сохраняют паспорт завода-изготовителя. Огнетушитель должен быть под рукой.

Где про это читать: пункты 70, 465, 468, 475 Правил противопожарного режима.

Что находят инспекторы МЧС: огнетушителя нет совсем или он лежит в месте, куда при пожаре трудно добежать.

🔀 4. Ненадёжный эвакуационный выход

Требование: из помещения должен быть эвакуационный выход, который открывается без ключа в направлении от себя. Ширина выхода зависит от вместимости. На пути не должно быть порогов. Путь эвакуации полностью свободен от мебели, хлама и любых других преград.

Где про это читать: пункты 33, 35, 36 Правил противопожарного режима. Если вы собственник всего здания, где ведёте бизнес, спрос будет за всю планировку по СП 1.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы.

Что находят инспекторы МЧС: путь эвакуации людей проверяют тщательно. За нарушения примут:

— засовы и замки на дверях,

— мебель, торговые стойки, товары в коробках и воздуховоды на пути,

— перепады высот без пандуса и пороги,

— двери, которые открываются вовнутрь,

— вращающиеся двери и турникеты.

🔌 5. Повреждённые провода

Требование: нельзя пользоваться электроприборами с поврёжденными проводами и сломанными розетками.

Где про это читать: пункт 42 Правил противопожарного режима.

Что находят инспекторы МЧС: в актах проверки нереально часто мелькает фраза «эксплуатируется электропровод с видимыми нарушениями изоляции».

💡 6. Светильники без колпаков

Требование: с ламп нельзя снимать заводские колпаки (рассеиватели). Ещё нельзя оборачивать светильник бумагой, тканью или чем-то подобным. В общем, кустарный декор запрещён.

Где про это читать: пункт 42 Правил противопожарного режима.

Что находят инспекторы МЧС: в помещении висят светильники со снятыми колпаками. Это заметят даже на старой лампе в подсобке или подвале.

🔥 7. Хранение горючих материалов

Требование: горючие товары и товары в горючей упаковке нельзя хранить в помещениях без окон или шахт дымоудаления.

Где про это читать: пункт 117 Правил противопожарного режима.

Что находят инспекторы МЧС: в глухих складах и подвалах лежат коробки с аэрозолями, маслами и бутылками вина.

Читайте также:
Подать документацию лучше при личном посещении налоговой службы, но можно отправить заказным письмом - Заполнение декларации 3-НДФЛ онлайн
Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

🥵 8. Неогнестойкая отделка

Требование: ремонт в помещении делают из максимально безопасных материалов.

Где про это читать: на какие показатели ориентироваться при покраске стен и отделке потолка прописано в статье 134 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности. Там же есть ссылки на таблицы оценки опасности стройматериалов.

Что находят инспекторы МЧС: особое внимание уделяют материалу пола и стен на пути эвакуации. Очень не любят деревянные рейки.

🔊 9. Нет пожарной сигнализации и автоматической установки пожаротушения

Требование: в определённых случаях в помещении ставят пожарную сигнализацию с датчиками дыма или даже автоматическую систему пожаротушения. Это зависит от площади помещения, наличия горючих товаров, вместимости и вида деятельности. Системы АУПС и АУПТ периодически проверяют с составлением акта.

Где про это читать: когда нужны датчики, а когда система пожаротушения, прописано в таблицах из Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 № 315.

Что находят инспекторы МЧС: на объекте нет сигнализации или она неисправна.

🛍 10. Хлам (и не хлам) под лестницей

Требование: пространство под лестницей и на лестничных площадках должно быть свободным.

Где про это читать: пункт 23 Правил противопожарного режима.

Что находят инспекторы МЧС: под лестницей хранят уборочный инвентарь, коробки с товарами. Бывает даже в кафе под лестницей обустраивают посадочное место, а в магазине — витрину. Это запрещено.

📛 11. Нет противопожарных перегородок

Требование: кухни, пекарни и склады отделяются от зала для посетителей противопожарными перегородками. Грубо говоря, клиентов защищают от помещения, где пожар очень вероятен.

Где про это читать: пункт 5.5.2 СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объёмно-планировочным и конструктивным решениям.

Что находят инспекторы МЧС: перегородки проверят в ресторане, пекарне, кондитерской, магазине косметики и баре с алкоголем в подсобке.

Статья актуальна на 03.02.2021

Получайте новости и обновления Эльбы

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур

Проверка МЧС: что проверяют пожарные при проверке организаций

В России проведением проверок соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности, а также принятием мер в отношении различных субъектов по результатам этих проверок занимается Федеральный Государственный пожарный надзор (ГПН).

Предметом пожарной проверки является соблюдение требований пожарной безопасности на территориях, в зданиях и сооружениях, используемых (эксплуатируемых) организациями в процессе осуществления своей деятельности.

Проверки могут быть плановыми и внеплановыми. Плановые проверки проводятся в соответствии с ежегодно составляемыми графиками пожарных проверок. Ежегодные планы проверок до 31 декабря года, предшествующего году проведения проверок, размещаются на официальном сайте МЧС России.

Срок проведения каждой плановой и внеплановой проверки МЧС не может превышать двадцати рабочих дней. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения длительных экспертиз, срок может быть продлен распоряжением начальника органа ГПН, но не более чем на двадцать рабочих дней.

Административная процедура проверки соблюдения требований пожарной безопасности проводится только в форме выездной проверки.

Плановые и внеплановые пожарные проверки

Основанием проведения проверки являетя распоряжения органа ГПН о проведении плановой (внеплановой) проверки. Распоряжение подписывается начальником органа ГПН либо его заместителем и заверяется печатью издавшего его органа ГПН.

Проверка должна проводиться только тем должностным лицом органа ГПН, которое указано в распоряжении о проведении проверки. В случае болезни (иных обстоятельств) проверяющего, начальником органа ГПН либо его заместителем издается новое распоряжение.

О проведении плановой пожарной проверки уполномоченные должностные лица объекта (руководитель организации или лица, правомочные действовать от имени руководителя), в отношении которого проводится проверка, уведомляются органом ГПН не позднее чем за три рабочих дня до ее начала посредством направления копии распоряжения о проведении плановой проверки.

Читайте также:
Пенсионный фонд в Медвенке: особенности деятельности, режим работы, адрес

Что проверяют пожарные

Заверенная печатью копия распоряжения о проведении проверки одновременно с предъявлением служебного удостоверения вручается под роспись должностным лицом органа ГПН уполномоченному лицу объекта.

Что проверяют пожарные при проверке?

При осуществлении плановой пожарной проверки проверяется соблюдение требований пожарной безопасности, в том числе:

  • соответствия объекта требованиям пожарной безопасности;
  • выполнение организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
  • наличие документов по организации обучения мерам пожарной безопасности, а также знания требований пожарной безопасности в пределах компетенции;
  • готовность персонала к действиям в случае возникновения пожара;
  • правила поведения людей, порядок содержания территорий, зданий.

Непосредственно при проведении проверки должностные лица органов ГПН, при необходимости с привлечением экспертов и экспертных организаций, могут проводить следующие проверки:

Проверка документации по обеспечению пожарной безопасности, а также документов, характеризующих пожарную опасность.

Проверка наличия проектной и исполнительной документации на здания и системы противопожарной защиты.

Обследование территорий, зданий, сооружений, помещений с целью определения соблюдения требований пожарной безопасности технических регламентов, нормативных документов по пожарной безопасности и правил противопожарного режима. При этом пожарной проверке подлежат:

  1. въезды на территорию, проезды и подъезды для пожарной техники;
  2. противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и участками открытого хранения веществ и материалов;
  3. источники наружного противопожарного водоснабжения (наличие, характеристики, расположение, возможность подъезда пожарной техники);
  4. соответствие параметров зданий (площадь, этажность, высота) их степени огнестойкости, классам конструктивной пожарной опасности и категории по взрывопожарной и пожарной опасности;
  5. соответствие пределов огнестойкости и классов пожарной опасности строительных конструкций;
  6. классы пожарной опасности материалов, используемых для отделки (облицовки) помещений;
  7. наличие и состояние огнезащиты строительных конструкций, инженерного оборудования и материалов;
  8. категории производственных и складских помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности, их обозначение на дверях помещений;
  9. классы пожароопасных (взрывоопасных) зон и соответствие этим классам применяемого электрооборудования;
  10. защита от короткого замыкания и перегрузки электроустановок;
  11. молниезащита зданий и сооружений;
  12. устройства защиты от статического электричества;
  13. системы отопления (тип, теплоноситель, отвод продуктов сгорания, размещение радиаторов);
  14. системы вентиляции (размещение оборудования, огнестойкость воздуховодов, очистка от горючих отложений, огнезадерживающие клапаны);
  15. выполнение мероприятий по ограничению распространения пожара: разделение зданий на пожарные отсеки и секции, противопожарные преграды и заполнение проёмов в них, разделение помещений различных категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, огнепреграждающие устройства на оборудовании, огнестойкость узлов пересечения коммуникациями ограждающих конструкций, коммуникации за подвесными потолками,
  16. складирование горючих материалов;
  17. очистка конструкций и коммуникаций от горючих отходов и их уборка;
  18. эвакуационные пути и выходы: наличие и количество эвакуационных выходов из помещений, с этажей и из зданий, рассредоточенность эвакуационных выходов, высота и ширина эвакуационных выходов, двери эвакуационных выходов (вид, наличие легкооткрываемых запоров, направление открывания), пути эвакуации и их параметры (протяжённость, ширина, высота, наличие препятствий, перепады высот, материалы отделки, освещённость, загромождение, хранение материалов), лестницы и лестничные клетки (тип лестниц и лестничных клеток, освещённость, уклон маршей лестниц, размещение оборудования и коммуникаций, размеры маршей, ступеней, площадок, наличие устройств для самозакрывания и уплотнений в притворах дверей), планы эвакуации (количество, соответствие планировке помещений и требованиям ГОСТ);
  19. лифты (огнестойкость шахт и дверей шахт, режим «пожар», подпор воздуха в шахты и лифтовые холлы);
  20. автоматическая пожарная сигнализация, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах, автоматические установки пожаротушения: наличие, соответствие проектной документации и нормам, работоспособность, электроснабжение;
  21. внутренний противопожарный водопровод: наличие, комплектация, пожарные шкафы, рукава, насосы, маркировка, работоспособность, проведение периодических испытаний;
  22. противодымная вентиляция: наличие, устройство, размещение оборудования, автоматизация, работоспособность;
  23. первичные средства пожаротушения: наличие, количество, марки и тип огнетушителей, размещение, перезарядка, исправность, ведение эксплуатационной документации;
  24. знаки пожарной безопасности, таблички с номером телефона вызова пожарной охраны;
  25. пожарные лестницы и ограждения на кровлях: наличие, количество, исправность, наличие протоколов испытаний;
  26. выходы на кровлю и в чердаки;
  27. применение электронагревательных приборов;
  28. режим складирования и допустимость совместного хранения материалов.
Читайте также:
Что делать с найденным телефоном – могут ли обвинить за это в краже и как себя обезопасить

Права и обязанности проверяющих

Для того, чтобы представитель проверяемого объекта мог защитить законные права и интересы объекта в случае неправомерных действий со стороны должностных лиц органа ГПН, ему необходимо знать права и обязанности проверяющего.

Должностные лица органов ГПН при исполнении государственной функции имеют право:

запрашивать документы и информацию, необходимые для проведения проверки, а при выявлении в них ошибок вправе требовать письменные пояснения;

беспрепятственно посещать объекты и проводить их обследования (в том числе проводить исследования, испытания, экспертизы, расследования и прочие мероприятия по контролю);

использовать технические средства фиксации хода и результатов проверки, а также выявленных нарушений требований пожарной безопасности;

привлекать экспертов и экспертные организации для проведения исследований, испытаний, экспертиз, а также представителей общественных организаций. При этом привлекаемые лица должны быть указаны в распоряжении о проверке;

выдавать предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности.

Должностные лица органов ГПН при исполнении государственной функции не вправе:

осуществлять проверку в случае отсутствия при ее проведении уполномоченного лица проверяемого объекта;

отбирать образцы продукции, пробы для проведения их исследований, испытаний и измерений без оформления соответствующих протоколов.

При проведении проверок должностные лица органов ГПН обязаны:

проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебного удостоверения и копии распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа ГПН;

предоставлять уполномоченному лицу объекта информацию и документы, относящиеся к предмету проверки, а также знакомить его с результатами проверки;

осуществлять запись о проведенной проверке в журнале пожарных проверок при его наличии;

по требованию представлять информацию об органе ГПН, а также об экспертах, экспертных организациях в целях подтверждения полномочий.

Права и обязанности проверяемых организаций

В свою очередь определенный набор прав имеют уполномоченные лица объектов, в отношении которых осуществляется проверка. Так, они могут непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения. Стоит отметить, что присутствовать могут как руководитель организации, так и их уполномоченные представители.

Пожарная проверка

Руководитель или его представители вправе знакомиться с результатами проверки и указывать в акте о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также с действиями должностных лиц органа ГПН, обжаловать решения и действия должностных лиц органа ГПН, повлекшие за собой нарушение их прав при проведении проверки, в досудебном порядке;

Лица, в отношении которых проводится проверка, обязаны:

обеспечить присутствие при проверке руководителей или уполномоченных представителей (ответственных за пожарную безопасность);

обеспечивать доступ должностным лицам органов ГПН при осуществлении ими проверок на территории, в здания, сооружения и на иные объекты, производственные, хозяйственные и иные помещения и строения;

предоставлять при проведении проверок по требованию должностных лиц органов ГПН сведения и документы о состоянии пожарной безопасности объекта защиты.

Акт проверки пожарных

По результатам проверки должностным лицом органа ГПН, проводящим проверку, составляется акт проверки в двух экземплярах.

В акте проверки пожарных указываются:

  • дата, время и место составления акта проверки;
  • наименование органа ГПН с указанием вида государственного контроля (надзора) – федеральный государственный пожарный надзор;
  • дата и номер распоряжения на проверку;
  • ФИО и должность лица, проводившего проверку;
  • ФИО и должность представителя объекта, присутствовавшего при проведении проверки;
  • дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
  • сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях требований пожарной безопасности, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
  • сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки пожарной безопасности представителя объекта, о наличии его подписи или об отказе от совершения подписи;
  • подписи должностного лица, проводившего проверку.
Читайте также:
Подробная расшифровка всех категорий и подкатегорий водительских удостоверений образца 2022 года

Подпись должностного лица органа ГПН, проводившего проверку, в акте проверки пожарных заверяется печатью должностного лица органа ГПН.

К акту проверки пожарной безопасности могут прилагаться следующие документы:

решение о непринятии результатов расчета по оценке пожарного риска на объекте защиты;

протоколы отбора образцов продукции, проб;

протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний), измерений и экспертиз;

объяснения лиц, на которых возлагается ответственность за нарушения требований пожарной безопасности;

предписания об устранении нарушений;

рапорт на продление срока проверки с визой начальника органа ГПН (в случае продления срока проведения проверки);

распорядительный документ органа прокуратуры (в случае проведения проверки в рамках прокурорского надзора).

Номер акта проверки должен соответствовать номеру распоряжения о проведении проверки.

Проверки МЧС-2021 в условиях пандемии коронавируса

Картинка Проверки МЧС-2021 в условиях пандемии коронавируса

Требования пожарной безопасности остаются важными в любых условиях, в том числе и при пандемии коронавируса, которая сейчас охватила не только нашу страну, но и весь мир. Поэтому контролирующая деятельность в этой области, которая возложена на Министерство чрезвычайных ситуаций (МЧС), продолжает реализовываться, хотя и в усеченном порядке. Проанализируем подробнее, какие принципы и ограничения применяются при организации проверок в сфере пожбезопасности в 2021 году.

Нормативная база организации контролирующей деятельности

В работе, связанной с организацией проверок государственных и коммерческих компаний, МЧС обязано соблюдать требования действующих нормативных документов, связанных с областью пожарной безопасности. Основными из них становятся:

  • федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ, представляющий собой национальный техрегламент о требованиях пожбезопасности;
  • федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ, посвященный вопросам пожбезопасности;
  • федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ, касающийся вопросов защиты прав индивидуальных предпринимателей и юрлиц;
  • приказ МЧС от 30 ноября 2016 года N 644, который содержит действующий административный регламент выполнения государственных функций, связанных с организацией контроля и надзора в области пожарной безопасности;
  • другие нормативные документы.

Перечисленные правовые акты гармонизированы между собой, то есть не содержат противоречивых требований к организации контролирующей работы.

Общие правила организации проверок

Согласно действующему порядку МЧС выполняет два основных типа проверочных операций:

  • плановые проверки, которые проводятся по заранее утвержденному графику. Он должен быть согласован с Прокуратурой и опубликован на официальном портале самой Прокуратуры и Главного управления МЧС отдельно по каждому региону не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего году проведения проверок;
  • внеплановые проверки, которые организуются в случае наступления особых обстоятельств – например, при выявлении реальной угрозы, связанной с невыполнением требований пожарной безопасности, которая влечет наступление рисков для здоровья и жизни граждан.

Оба типа проверок могут проводиться разными способами. Один из них – документарный, когда по запросу контролирующего органа проверяемое предприятие направляет инспекторам комплект документов, подтверждающих соблюдение требований пожарной безопасности. Второй способ – выездной, когда инспекторы лично посещают организацию для наглядного контроля выполнения действующих норм.

Изображение Проверки МЧС-2020 в условиях пандемии коронавируса

Частота проведения плановых проверок

Согласно приказу № 644 плановые проверки, выполняемые инспекторами МЧС, организуются с применением риск-ориентированного подхода. Этот принцип предполагает установление взаимосвязи между уровнем пожарных рисков, связанных с работой компании, и частотой организации плановых проверок на этом предприятии. Согласно пункту 44 интересующего нас нормативного документа для реализации этого принципа МЧС выделяет пять категорий риска, для которых контролирующие операции организуются со следующей регулярностью:

  • компании высокого риска – один раз в 3 года;
  • значительного риска – раз в 4 года;
  • среднего риска – раз в 7 лет;
  • умеренного риска – раз в 10 лет;
  • низкого риска – плановые проверки не выполняются.
Читайте также:
Заявление о признании должника банкротом: как составляется?

Это, однако, не значит, что компании, принадлежащие к категории низкого риска, полностью исключены из области контроля со стороны МЧС. Во-первых, внеплановые проверки в отношении таких организаций проводятся в общем порядке. Во-вторых, в случае пожара или несчастного случая на предприятии, сопряженного с возгоранием, его категория может быть изменена в сторону более высокого риска, что будет означать включение его в график плановых проверок.

На обособленных портала Главных управлений МЧС по отдельным субъектам Федерации в соответствии с требованиями действующего законодательства публикуются списки организаций, принадлежащих к категориям высокого, значительного, среднего и умеренного риска. Это дает руководителям компаний возможность самостоятельно сориентироваться в графике выполнения проверочных операций.

Если при этом будет обнаружено, что инспекторы МЧС собираются провести плановую проверку в компании в сроки, не отвечающие действующим требованиям, уполномоченный представитель организации вправе подать жалобу для исключения предприятия из списка планов на текущий календарный год. Однако стоит учитывать, что это займет довольно долгое время. Поэтому планы, которые размещаются на порталах Главных управлений и прокуратуры, лучше изучить сразу после их публикации.

Плановые проверки МЧС в 2021 году

Пандемия коронавирусной инфекции внесла серьезные изменения в деятельность всех контролирующих государственных органов, и МЧС не оказалось исключением. На него, как и на другие министерства и ведомства, распространяется действие отдельного постановления Правительства от 3 апреля 2020 года N 438, которое действует в течение пандемии. Оно касается как плановых, так и внеплановых мероприятий, причем каждый тип таких контролирующих операций в текущем году будет иметь заметные особенности.

Так, по большому счету, можно сказать, что большая часть плановых проверок МЧС на 2021 год отменена. Во всяком случае, полностью запрещаются такие меры в отношении следующих категорий организаций:

  • субъекты малого и среднего предпринимательства, сведения о которых в установленном порядке внесены в Единый государственный реестр;
  • юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые не владеют объектами производства, принадлежащими к категории высокого риска.

Итак, для МЧС в отношении плановых проверок остается актуальным только одно направление: выполнение контроля в отношении компаний, которые отнесены к группе высокого риска – и то, понятно, с учетом того, что их разрешено проверять не чаще раза в 3 года. Все остальные предприятия должны быть исключены из графиков плановых проверок, опубликованных на порталах Главных управлений МЧС.

Внеплановые проверки МЧС в 2021 году

Внеплановые проверки по определению организуются при наступлении каких-то серьезных обстоятельств, причем в случае, когда речь идет о работе МЧС, они должны быть связаны с вопросами пожарной безопасности. Общий – и весьма длинный – список законных оснований для организации внеочередного контроля приведен в пункте 67 постановления № 644. Однако в соответствии с временными правилами, зафиксированными в постановлении № 438, в 2021 году этот список будет сокращен. В текущем году разрешенными основаниями для назначения внеплановых контролирующих мер станут только:

  • факт причинения серьезного вреда здоровью или жизни граждан либо угрозы такого вреда;
  • экстренная ситуация, имеющая техногенную или естественную природу;
  • необходимость проверки исполнения ранее выданного предписания о ликвидации нарушения, которое влечет угрозу причинения вреда здоровью или жизни граждан, в том числе по инициативе самого субъекта, которому было выдано такое предписание;
  • поручение Президента, Правительства или Прокуратуры в отношении конкретного юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Как видно, оставшийся список веских причин для организации внеплановых проверок весьма короток и содержит только действительно серьезные основания для применения таких мер. Кроме этого, большая часть таких мероприятий потребует предварительного согласования с органами Прокуратуры. Исключение составляют только некоторые из них – например, проверки по прямому поручению Правительства или меры в отношении производственных и гидротехнических объектах I и II класса опасности. Если на таких объектах выявляются факты причинения вреда здоровью или жизни работников, МЧС вправе начать проверку сразу же, просто поставив представителей Прокуратуры в известность об этой работе.

Читайте также:
Курумкан - адреса и контакты отделений пенсионного фонда на сегодня

Возможность отсрочки проверки

Ясно, что угроза распространения инфекции COVID-19 и обусловленное ею полное или частичное приостановление деятельности на долгий период коснулись не только государственных органов, но и самих предприятий. Поэтому для них сейчас самым важным становится сохранить свое положение на рынке и обеспечить элементарное выживание. В этих условиях подготовка к визиту инспекторов МЧС могла бы стать непосильной нагрузкой для организаций, которые и так еще не до конца вошли в нормальный режим работы.

Это обстоятельство также оказалось учтено в тексте постановления № 438. В пункте 10 интересующего нас нормативного документа ответственным работникам МЧС предписывается удовлетворять большую часть ходатайств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, если они касаются необходимости исполнения предписаний инспекторов о ликвидации выявленных нарушений. При этом постановлением определен и максимальный срок рассмотрения такого ходатайства, который не может превышать 10 рабочих дней. Исключение составляют только ситуации, в которых исполнение предписания становится критически важным для продления срока действия лицензии, аккредитации или другого документа, имеющего разрешительный характер.

Организация дистанционного контроля

Итак, невзирая на введенные ограничения, инспекторы МЧС в 2021 году по-прежнему имеют легитимную возможность контролировать работу коммерческих и государственных предприятий на предмет исполнения требований пожарной безопасности. Правда, во многих случаях применение таких мер потребует согласования со стороны Прокуратуры. Последняя же, конечно, учитывает, что личный визит инспектора или инспектирующей группы на предприятие предполагает взаимные контакты большого числа людей, что создает реальную угрозу распространения инфекции COVID-19.

Поэтому в 2021 году во всех возможных ситуациях приоритет отдается организации проверок в дистанционном формате. В пункте 6 постановления № 438 четко сказано, что они должны организовываться с применением современных технологических средств аудио- и видеосвязи во всех случаях, кроме следующих ситуаций:

  • основанием для организации контроля стал факт причинения вреда здоровью или жизни граждан, либо угроза появления такого факта, либо необходимость проверки ликвидации нарушений, которые могут привести к возникновению такого факта. В этих обстоятельствах проверка подлежит обязательному согласованию с органами Прокуратуры;
  • проверка организуется по прямому поручению Президента, Правительства или Прокуратуры в отношении конкретного юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  • организация проверки связана с вопросами обеспечения сохранности государственной тайны, а сама операция проводится по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 30.1 закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 о гостайне.

Ситуация с организацией контролирующих мер осложняется сразу несколькими обстоятельствами. Во-первых, ни у самого Министерства, ни у органов Прокуратуры пока нет достаточного объема правоприменительной практики положений временного порядка. Поэтому разрешенные типы проверок выполняются в разных субъектах Федерации несколько по-разному, в зависимости от интерпретации содержания нормативного документа на местах. Во-вторых, не все Главные управления МЧС имеют достаточное количество и качество аппаратуры, необходимой для организации дистанционного контроля, что осложняет процесс реализации тех видов проверок, которые предписывается проводиться в удаленном режиме. Принимая это во внимание, органы Прокуратуры также с осторожностью подходят к вопросу согласования проверочных операций, вынося положительные решения далеко не во всех случаях.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: