Процент снижения цены контракта по 44-ФЗ: формула и порядок расчета коэффициента, особенности

Что такое понижающий коэффициент для государственных контрактов? Как считать процент снижения цены контракта по 44-ФЗ?

Коэффициент снижения цены контракта представляет собой определенный процент, на который уменьшается итоговая стоимость исполнения контракта по 44-ФЗ в сравнении с НМЦК.

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

Определение коэффициента

Расчет понижающего коэффициента для государственного контракта может потребоваться при необходимости изменения цены контракта либо при принятии решения о применении к исполнителю антидемпинговых мер. Понижающий коэффициент представляет собой определенный процент. Для его определения нужно обладать сведениями о НМЦК, указанной в закупочной документации, а также об итоговой цене реализации контракта.

Право заказчика на снижение цены контракта допустимо в ограниченных законом случаях:

  1. При снижении объема закупаемых товаров, работ и услуг. При этом цена контракта может быть пересмотрена не более, чем на 10% по ч. 1 ст. 95 44-ФЗ. Коэффициент снижения в данном случае рассчитывается с учетом стоимости одной единицы товара, работы и услуги. Заказчику следует составить дополнительное соглашение с указанием стоимости, объема поставки и итоговой новой цены. При необходимости прописываются новые штрафы, если итоговая цена контракта оказалась в новом диапазоне для расчета неустойки.
  2. При снижении цены реализации контракта без изменения объема и качества выполняемых работ, поставляемых товаров или оказанных услуг. В этом случае оформляется дополнительное соглашение с указанием новой ценовой величины. Согласно нормам ст. 34 44-ФЗ и письму МЭР от 2016 года № Д28и-3400, при снижении цены контракта ниже установленного порога в соглашении прописывается величина взысканий.
  3. При принятии решения об изменении ценовых условий контрактов, подписанных по нормам Постановления Правительства №1086. Оно основано на указаниях Правительства или региональных органов. В таком случае допускается не только поменять цену контракта, но также объемы и сроки поставки.
  4. При изменении бюджетных лимитов у казенных учреждений. В данном случае изменения в контракт вносятся при получении предварительного согласия от поставщика. Объемы поставки снижаются пропорционально уменьшению цены госконтракта.
  5. Уменьшение тарифов по ч. 1 ст. 95 44-ФЗ обязывает заказчика предоставить новый расчет в допсоглашении: остаток по объему поставки умножается на тарифную ставку.

Также по 44-ФЗ допускается еще один случай, когда допустимо уменьшать ценовые условия исполнения контракта. Так, если гражданин проходит лечение за пределами РФ, то из первоначальной цены нужно вычесть стоимость отмененных врачами услуг. С исполнителем подписывается дополнительное соглашение.

Заказчик должен сопоставить итоговую стоимость и НМЦК при принятии решения о применении к поставщику антидемпинговых мер. Такие меры применяются, если поставщик предложил цену на 25% меньше НМЦК и выиграл с этой ценой. В данном случае на него накладывается обязанность внести обеспечение исполнения контракта в увеличенном размере: в полуторном размере от стандартной суммы обеспечения.

Читайте также:
Когда женщина должна выплачивать алименты бывшему супругу?

В данном случае полученная величина снижения не округляется до целого значения по рекомендациям ФАС. Судебные органы подтверждают решения антимонопольного органа. Так, по Постановлению 18 арбитражного апелляционного суда от 2015 года по делу №А07-13054/2015 заказчик не мог применять антидемпинговые меры, так как поставщик снизил НМЦК не на 25%, а на 24,9973%.

Порядок расчета с формулой

В 44-ФЗ не установлен порядок расчета коэффициента снижения цены контракта. Но на практике используется следующий порядок действий:

  1. Определяется победитель закупки.
  2. Предложенная им стоимость включается в контракт.
  3. Рассчитывается коэффициент снижения с учетом НМЦК из извещения о проведении закупки и фактической цены.

Для расчета коэффициента снижения цены контракта заказчику нужно окончательное ценовое предложение от поставщика поделить на НМЦК в извещении о закупке.

Например, НМЦК была установлена в 550 тыс. р., а контракт был подписан по цене 480 тыс. р. Коэффициент снижения в данном случае составит (480 000 / 550 000) = 0,87.

Если подрядчик не является плательщиком НДС в связи с нахождением на УСН, расчеты за работы происходят с учетом рассчитанного коэффициента, который определен на основе НМЦК без НДС.

Указанный коэффициент не является обязательным элементом закупочной документации, его также можно не прописывать в проекте заключаемого контракта. Но в приложении со сметным расчетом, которое выступает неотъемлемой частью контракта, заказчик может уменьшить на рассчитанный процент снижения каждую позицию. Типовой пример использования коэффициента снижения – подписание госконтракта на выполнение строительно-отделочных работ. При выборе поставщика, например, путем электронного аукциона, тот указывает только общую стоимость, за которую он готов исполнить контракт без разбивки на отдельные работы. Тогда как заказчик при подготовке проекта контракта, который направляется победителю, пересчитывает все работы из сметы с учетом коэффициента снижения.

Например, НМЦК составила 1 млн р. Согласно смете, исполнитель должен был выполнить работы по покраске на сумму 700 тыс. р. и укладке линолеума на 300 тыс. р. Победителем закупки стал участник с ценой 890 тыс. р. Работы по смете могут быть пересчитаны с учетом коэффициента: (890000 /1000000) = 0,89. Стоимость покрасочных работ составит 623000 р. (7000000 * 0,89), стоимость работ по укладке линолеума – 267000 р. (300 000 * 0,89).

Также поставщик вправе указать в спецификации цены товаров, работ и услуг самостоятельно без учета коэффициента снижения. Такой вариант допускается законодательно.

Аналогичным образом может быть пересчитана стоимость отдельных этапов реализации государственного контракта, если они предполагаются по соглашению сторон.

Таким образом, коэффициент снижения цены контракта предполагает отношение цены реализации контракта к НМЦК.

Читайте также:
Нужно ли отражать в уведомлении о зарплате ВКС компенсацию за неиспользованный отпуск

Можно ли уменьшить цену контракта и как это сделать

Можно ли уменьшить цену договора 44-ФЗ — да, но не больше чем на 10%. Процедура снижения проводится по ст. 95 44-ФЗ. Если нарушить правила, то оштрафуют на сумму до 20 000 руб.

Как уменьшить цену контракта: основания и порядок

Основания и порядок уменьшения или увеличения цены контракта по 44-ФЗ по статье 95 собрали в таблицу.

Разработайте допсоглашение, в котором укажите сниженную цену госконтракта.

Если новое значение превышает порог, от которого зависит размер штрафов (например, стала меньше 3 млн руб.), укажите в дополнительном соглашении новый размер штрафов. Это правило прописано в ч. 2, 5, 8 ст. 34 44-ФЗ.

В положениях ст. 95 строго отрегулировано, на сколько можно уменьшить сумму контракта по 44-ФЗ, — стоимость уменьшается не больше чем на 10 процентов. Снижайте ее, исходя из расчета за единицу. Новые условия исполнения внесите в дополнительное соглашение. Если в результате уменьшения изменяется размер ответственности, это тоже отражается в дополнительном соглашении.

Госконтракты должны подпадать под такие критерии: заключен для федеральных нужд или нужд субъекта РФ со сроком исполнения не менее 3 лет или для муниципальных нужд со сроком исполнения не менее 1 года, и цена составляет или превышает размер, который установлен постановлением правительства № 1186 от 19.12.2013.

Для госконтрактов, которые обеспечивают федеральные нужды, такой размер составляет 10 млрд руб., региональные — 1 млрд руб., а для местных — 500 млн. Исключение — федеральный госконтракт, который включает выполнение работ по проведению клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения. Для такой сделки планку установили в размере 40 млн рублей.

Региональные власти определяют, когда сумма обеспечения контракта уменьшается, если цена контракта уменьшилась по распоряжению. Изменение госконтракта проводится через допсоглашение, которое подписывается обеими сторонами.

Если подрядчик согласен без уменьшения объема работ снизить цену, то снижайте. Не забудьте отразить новые условия в дополнительном соглашении.

Если нет, то уменьшайте объемы и пропорционально снижайте стоимость. Для уменьшения количества постановлением правительства № 1090 от 28.11.2013 утверждена методика сокращения объемов госконтракта, если снизилась стоимость.

Административная ответственность за уменьшение цены контракта более чем на 10 процентов по 44-ФЗ предусмотрена КоАП РФ. Если подпишите дополнительное соглашение об уменьшении стоимости с нарушением указанных правил, вас оштрафуют по ч. 4, 5 ст. 7.32 КоАП — на сумму от 20 000 руб. до двукратного размера дополнительно потраченных бюджетных денег.

Как снизить стоимость контракта в электронном запросе котировок

Это допускается, если уменьшились тарифы на товары, работы, услуги или заказчику уменьшили лимиты финансирования (п. 5, 6 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ). По другим основаниям уменьшать нельзя, но это условие действует только до 01.04.2021.

Читайте также:
Примерная форма претензии о некачественном ремонте бытовой техники - бланк 2022

В новой редакции 44-ФЗ, которая вступит в силу 01.04.2021, указано, можно ли снизить цену контракта, который заключен по результатам запроса котировок в электронной форме, — да, если в документации заказа предусмотрено такое снижение. С 1 апреля для запроса котировок начнут составлять документацию, поэтому все основания для изменения контрактной стоимости теперь распространяются и на эту процедуру.

Как уменьшить количество товара по методике

В ч. 4 ст. 95 указано, что госзаказчик изменяет существенные условия госконтрактов в части уменьшения объемов. В первую очередь исполняются обязательства по госконтрактам на поставку товаров, которые нужны для жизнеобеспечения граждан (продовольствие, средства для оказания скорой медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарства, топливо) или по которым уже выполнены обязательства поставщиком.

Заказчик сокращает объем товаров, работ, услуг, исходя из:

  • нужды достигнуть показателей госпрограмм или непрограммных направлений деятельности (функций, полномочий) властей;
  • нужды возместить затраты, которые произвел поставщик при выполнении обязательств на момент принятия решения о снижении стоимости госконтракта;
  • объемов лимитов финансирования, которые доведены заказчику.

Сокращение объемов проводится исходя из цены контракта, которую требуется снизить, и необходимости сохранить прибыль. Такая прибыль устанавливается в размере не больше 1% затрат поставщика на оплату покупных комплектующих изделий (полуфабрикатов) и работ (услуг) и 20% остальных затрат.

Количество ТРУ сокращается по п. 6 Методики в размере, который определяет поставщик. Пределы — суммы сокращаемых лимитов на основании предоставленных предложений исполнителя.

Поставщик прикладывает такие документы:

  • расшифровка материальных расходов, которые связаны с исполнением госконтракта;
  • расчет и обоснование прибыли по контракту.

Для госконтрактов, которые заключены для строительства (реконструкции, в том числе реконструкции с элементами реставрации, технического перевооружения) объектов капстроительства государственной собственности или покупки недвижимости в госсобственность, решения о сокращении объемов принимаются с учетом требований законодательства, которые регулируют порядок принятия решений по реализации бюджетных инвестиций.

Особая методика расчета применяется, когда заключаете соглашение с исполнителем на упрощенной системе налогообложения. В нормативах закреплено, можно ли уменьшить цену контракта для упрощенца, — нет, если поставщик не является плательщиком НДС, заключите и оплатите госконтракт по стоимости из заявки участника. В 44-ФЗ нет особых правил, позволяющих уменьшить госконтракт на сумму НДС для исполнителя на УСН (письма Минфина № 24-01-08/38165 от 12.05.2020, № 24-01-07/34829 от 15.05.2019). Это подтверждает и Определение Верховного Суда РФ № 305-ЭС20-18251 от 08.02.2021 (п. 41 Обзора судебной практики ВС РФ № 3 в 2019 году).

Как составить дополнительное соглашение об уменьшении цены контракта

В соглашение об уменьшении включают:

  • сниженную стоимость и новые показатели объемов, если цена снижена из-за уменьшения количества;
  • только новую цену, если количество и другие условия не корректировались;
  • новые размеры штрафов, если из-за уменьшения цены их необходимо снизить.
Читайте также:
Кофейня "Старбакс" по франшизе: стоимость и условия получения

Если исполнитель запрашивает нормативное разъяснение про уменьшение цены контракта на 10 процентов по 44-ФЗ, сошлитесь на письмо Минфина № 24-03-08/21456 от 19.03.2020. В нем подробно разъясняются основания и порядок снижения контрактной стоимости.

Допсоглашение составляется в двух экземплярах и подписывается обеими сторонами. Эти экземпляры имеют равную юридическую силу.

В течение 5 раб. дн. после изменения контракта следует отправить информацию в Казначейство. Этот орган уполномочен вести реестр контрактов. В противном случае оштрафуют на 20 000 руб.

Инструкция: как рассчитать коэффициент снижения цены контракта по 44 ФЗ

Коэффициент снижения начальной максимальной цены контракта — это процент, на который уменьшается итоговая стоимость по 44 ФЗ, по сравнению с НМЦК.

Когда можно уменьшить цену контракта

Цена контракта может измениться. Величину этого изменения характеризует коэффициент снижения цены контракта по 44 ФЗ. Это расчетное значение уменьшения итоговой цены, по сравнению с НМЦК, в процентном соотношении. Эти же значения понадобятся для расчета.

Для снижения цены по 44 ФЗ необходимо выполнение одного из условий:

  1. Снижение цены поставщиком без изменения объема и качества поставляемых товаров, работ или услуг. В данном случае оформляется дополнительное соглашение, в котором указывается новая ценовая величина. При этом если ЦК спустилась ниже порога, влияющего на штрафы, в допсоглашении указывается пересчитанная величина взысканий (ч. 2, 5, 8 ст. 34 44-ФЗ, Письмо Минэкономразвития № Д28и-3400 от 12.12.2016).
  2. Заказчику необходимо уменьшить объем закупаемых ТРУ. ЦК можно снижать только в пределах 10% (пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ, Письмо Минэкономразвития № ОГ-Д28-4691 от 19.04.2017). Коэффициент понижения цены контракта по 44 ФЗ в данном случае рассчитывается в зависимости от стоимости одной единицы товаров, работ или услуг. Организация-заказчик составляет дополнительное соглашение, в котором указываются новые стоимость, объемы поставки и, при необходимости, новые штрафы.
  3. Решение об изменении ценовых условий госконтрактов, заключенных по ПП РФ № 1086, основано на указании Правительства РФ, государственных органов субъекта РФ или местных инстанций (п. 2-4 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ). Такие случаи допускают изменение не только ЦК, но также объемов или сроков поставки. Заказчик также формирует дополнительное соглашение и подписывает его у исполнителя.
  4. Уменьшение лимитов у казенных учреждений. Здесь есть два варианта. Если поставщик согласен на снижение ценовых условий без изменения количества поставки, то стороны составляют и подписывают допсоглашение. Если исполнитель не готов принять новые условия, то заказчик составляет соглашение, в котором объемы снижаются пропорционально уменьшению ЦК.
  5. Уменьшение тарифов (п. 5 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ). В дополнительном соглашении нужно предоставить новый расчет — оставшийся объем поставки умножается на новую тарифную ставку.
Читайте также:
Суземка - адреса и контакты отделений пенсионного фонда на сегодня

Нужно отметить еще одну ситуацию, при которой допускается уменьшение ценовых условий: если заказчик заключил госконтракт на лечение гражданина РФ за границей, то ЦК может снизиться при уменьшении необходимого перечня медицинских услуг (п. 7 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ). Как посчитать коэффициент снижения цены в данном случае? Для этого из первоначальной ЦК необходимо вычесть стоимость отмененных услуг. Заказчик составляет дополнительное соглашение, которое необходимо подписать у исполнителя.

Как считать коэффициент

Формула, как посчитать коэффициент снижения цены контракта, несложная:

Например, если НМЦК в документации — 1 000 000 рублей, а сумма госконтракта составила 850 000 рублей, то коэффициент равен 850 000 / 1 000 000 = 0,85.

Как снизить цену контракта в электронном запросе котировок

Ценовые условия могут измениться и для запроса котировок в электронной форме. Понижающий коэффициент по 44 ФЗ для электронного запроса котировок допускается применять только в двух случаях:

  • снижение регулируемых тарифов на закупаемые ТРУ (п. 5 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ);
  • уменьшение финансирования (лимитов бюджетных обязательств) для казенных учреждений (п. 6 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ).

Других оснований не предусмотрено (ч. 1 ст. 95 44-ФЗ, Письма Минфина № 24-03-07/79960 от 01.12.2017, Минэкономразвития № Д28и-999 от 18.04.2016). В письмах приводится разъяснение: так как для запроса котировок не составляется закупочная документация, то и правил, как рассчитать понижающий коэффициент от суммы НМЦК, существовать не может.

Если заказчик нарушит эту норму, его ждет штраф в размере от 20 000,00 руб. до удвоенного размера израсходованных бюджетных средств (ч. 4, 5 ст. 7.32 КоАП РФ).

Как уменьшить количество товара по методике

Чтобы уменьшить количество товаров при снижении цены в госконтракте, необходимо воспользоваться методикой из ПП РФ № 1090 от 28.11.2013. Пропорциональное снижение осуществляется на основании п. 6 ст. 161 БК РФ в случаях, описанных в п. 6 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ.

Методика предусматривает такие правила изменения цены контракта:

  1. Если заказчику снизили лимиты бюджетных обязательства, но поставщик не согласен на снижение ценового порога без сокращения объемов поставки и сдвигов сроков исполнения госконтракта, то сторонам нужно договориться об изменении существенных условий — уменьшении количества поставляемой продукции.
  2. Заказчик вправе сокращать объем поставки тогда, когда речь идет о необходимости исполнения первоочередного порядка обязательств по госконтракту (ч. 4 ст. 95 44-ФЗ). Предметом соглашения является поставка товаров для нормального жизнеобеспечения населения или тех, обязательства по которым исполнены поставщиком.
  3. При сокращении объемов поставляемых товаров, работ или услуг заказчику все равно нужно достигнуть плановых результатов по госпрограммам. Нужно руководствоваться обязанностями по возмещению издержек в процессе исполнения контракта и исполнению выделенных ЛБО.
  4. Процедура сокращения объемов поставки проходит в соответствии со снижением ЦК и необходимостью сохранения величины прибыли в составе цены. Размер прибыли не может быть больше 1% расходов поставщика на комплектующие изделия и 20% прочих издержек по госконтракту.
  5. Сокращение поставляемой продукции осуществляется в пределах суммы, на которую снижаются выделенные ЛБО. Основой снижения являются подтверждающие документы поставщика — расшифровка расходов на исполнение госконтракта, расчет и обоснование прибыли.
Читайте также:
Может страховая отказать в выплате при ДТП двух автомобилей организации?

Если необходимо сократить объемы выполнения работ в госконтрактах по строительству, реконструкции, капитальному ремонту госсобственности или по приобретению недвижимости в государственную или муниципальную собственность, то сделать это можно только в соответствии с актуальными законодательными нормативами по реализации бюджетных инвестиций.

Как составить дополнительное соглашение об уменьшении цены контракта

Когда заказчик договорился с исполнителем о новых условиях госконтракта, необходимо подготовить допсоглашение. В него включаются:

  • новые цена;
  • новый объем поставляемых ТРУ, если снижение из-за сокращения поставки (пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ);
  • новые ценовые условия. Если количество продукции, работ или услуг не поменялось, можно ограничиться только этой информацией (пп. «а» п. 1, п. 5 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ);
  • обновленная величина штрафных санкций (при необходимости).

Дополнительное соглашение оформляется в двух экземплярах и подписывается обеими сторонами. В течение 5 рабочих дней после подписания заказчик отправляет информацию об изменении в органы, ответственные за ведение реестра контрактов. Если требование не выполнить, последует штраф в размере 20 000 рублей.

Расчет коэффициента снижения цены контракта по 44-ФЗ

Коэффициент снижения цены контракта по 44-ФЗ — это выраженное в процентах отношение конечной цены договора к НМЦК , которую предложил победитель тендера. Таким образом итоговая цена контракта пересчитывается с учетом указанного тендерного коэффициента.

При определении стоимости договорных обязательств, вдобавок к 44-ФЗ, заказчик должен опираться на:

Если в договоре предусматривается более одной позиции продукции (выполненных работ, оказанных услуг), либо несколько этапов выполнения госконтракта, то при пересчете окончательной стоимости должен быть учтен понижающий коэффициент по каждой позиции, услуге и этапу отдельно.

Указывать тендерный коэффициент снижения в проектной документации не обязательно. Но вместе с тем заказчик должен указать цену по каждой позиции, при этом учесть тендерный коэффициент в смете, которая является обязательной частью договора.

Когда можно уменьшить

Согласно ст. 95 44-ФЗ, существует несколько ситуаций, когда заказчик вправе снижать цену контракта:

  1. Уменьшился объем приобретаемой продукции, заказываемых услуг или этапов работ — тогда, согласно пп. «б» п.1 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ, цена госконтракта пересчитывается, но не больше чем на 10%. В этом случае, при подписывании документов, прописываются новые объемы и взыскания (если это необходимо), стоимость. В данной ситуации расчет понижающего коэффициента зависит от цены одной услуги, этапа работы, единицы товара.
  2. Качество и объем остались прежними — в этой ситуации оформляется допсоглашение, где указывается новая стоимость. Согласно ст. 34 44-ФЗ и письму МЭР от 2016 года № Д28и-3400, если общая сумма по контракту опустилась ниже назначенного лимита, то в подряде указывается пересчитанный размер штрафа.
  3. Было принято распоряжение об изменении ценовых условий государственных контрактов, заключенных по Постановлению Правительства РФ № 1086 — в указанном случае, право на изменение, опирается на распоряжение Правительства РФ, государственных органов субъекта РФ или местных инстанций (п. 2-4 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ). Разрешается менять объемы, временные рамки и стоимость подряда.
  4. Уменьшилась сметная стоимость государственного учреждения — в этой ситуации существует два исхода события:
    1. При обоюдном согласии сторон — подписывается доп. соглашение.
    2. При несогласии подрядчика (поставщика, исполнителя) — оформляется договор, где заказчиком снижаются объемы, с учетом пропорционального снижения цены контракта.

    Также по 44-ФЗ существует обстоятельство, когда допускается понижение ценовых показателей: если гражданин заключил договор на лечение с иностранной организацией и проходит его за пределами РФ. В этом случае согласно п.7 ч.1 ст.95 44-ФЗ из исходной цены следует вычесть стоимость услуг, которые были отменены врачами и подписывается соответствующее соглашение.

    Формула расчета

    В законодательстве не указана процедура расчета, поэтому, для того, чтобы рассчитать коэффициент снижения начальной максимальной цены контракта используют следующую формулу:

    • КС – коэффициент снижения;
    • ОЦП – окончательное ценовое предложение;
    • НМЦК – начальная максимальная цена контракта.

    Чтобы посчитать коэффициент снижения цены контракта, заказчику нужно итоговое ценовое предложение от поставщика разделить на НМЦК в извещении о закупке.

    В случае отсутствия возможности точного математического пересчета цены контракта на коэффициент снижения указание в контракте цены из итогового протокола не будет противоречить Федеральному закону № 44.

    Если подрядчик не платит НДС, находясь на УСН (упрощенная система налогообложения), то коэффициент снижения рассчитывается как отношение цены предложенной победителем, к НМЦК, и минус НДС.

    Таким образом процедура вычисления коэффициента выглядит следующим образом: назначается победитель тендера, и предложенная им цена соотносится с НМЦК.

    Учитывая полученное значение можно просчитать стоимость нескольких видов товара, этапов по госконтракту и отдельных работ или услуг.

    Что такое понижающий коэффициент для государственных контрактов по 44-ФЗ и как его правильно рассчитать?

    Некоторые аспекты проведения государственных закупок недостаточно полно регулируются нормами 44-ФЗ. Поэтому заказчикам приходится ориентироваться на разъясняющие письма и разрабатывать свои правила расчета.

    Что такое понижающий коэффициент для государственных контрактов

    Согласно ч. 10 ст. 70 44-ФЗ, госконтракт подписывается на условиях, которые содержатся в извещении на проведение и документации по нему, по цене, предложенной победителем госзакупки.

    Понижающий коэффициент для государственных контрактов – это определенный процент снижения начальной максимальной цены госконтракта по 44-ФЗ. Он представляет собой отношение цены договора из закупочной документации к цене контракта, которая предложена победителем.

    Помимо 44-ФЗ, при определении цены контракта заказчику следует ориентироваться на положения не только законодательства о контрактной системе, но и на Письма Минфина РФ от 2017 г. №24-01-06/64782, от 2015 года №Д28и-3334, Письмо ФАС РФ от 2018 года №АЦ/61403/18.

    Расчет понижающих коэффициентов для государственного контракта может потребоваться, если предполагается поставка нескольких позиций определенного товара, отдельных услуг или нескольких этапов исполнения госконтракта. В такой ситуации заказчику предстоит пересчитать стоимость каждой позиции или каждого этапа пропорционально коэффициенту снижения цены контракта.

    Указанный коэффициент не является обязательным элементом закупочной документации, его также можно не прописывать в проекте заключаемого контракта. Но в приложении со сметным расчетом, которое выступает неотъемлемой частью контракта, заказчик может уменьшить на рассчитанный процент снижения каждую позицию.

    Типовой пример использования коэффициента снижения – подписание госконтракта на выполнение строительно-отделочных работ. При выборе поставщика, например, путем электронного аукциона, тот указывает только общую стоимость, за которую он готов исполнить контракт без разбивки на отдельные работы. Тогда как заказчик при подготовке проекта контракта, который направляется победителю, пересчитывает все работы из сметы с учетом коэффициента снижения. При этом заказчик наделен правом включения в закупочную документацию и извещение о проведении запроса котировок условия о применении понижающего коэффициента за единицу товара.

    Формула и порядок расчета

    Положения 44-ФЗ не предусматривают порядка расчета коэффициента снижения НМЦК к цене контракта, предложенной победителем.

    Обычно коэффициент снижения рассчитывается по следующей формуле:

    • цена, предложенная победителем госконтракта / начальная максимальная цена госконтракта.

    В случае если подрядчик не платит НДС (потому что находится на упрощенной системе налогообложения), то расчеты за выполненные им работы производятся с учетом коэффициента снижения, определенной на основании НМЦК без суммы НДС.

    Согласно пояснениям Минфина, при невозможности точного пересчета цены контракта на коэффициент понижения указание в контракте цены из итогового протокола не будет противоречить законодательству. Например, при закупках возникло расхождение по смете в размере 1 коп. при применении процента для пересчета. Эту копейку допускается суммировать к любой позиции в смете. Но также поставщик наделен правом указать в спецификации собственные цены на товары, а не те, которые были рассчитаны заказчиком. Это допустимо, только если закупка не проводилась заказчиком по п. 2 ст. 42 44-ФЗ.

    Таким образом, порядок расчета коэффициента выглядит следующим образом: первоначально определяется победитель закупки, а затем предложенная им стоимость сопоставляется с НМЦК и определяется необходимый процент снижения. С учетом полученного значения можно пересчитать стоимость нескольких позиций определенного товара, этапов по госконтракту и отдельных работ и услуг.

    Письмо Минфина России от 22.05.2020 № 24-03-07/42712 “О применении коэффициента снижения НМЦК, если контрактом предусмотрены поставка нескольких позиций товара, несколько этапов его исполнения”

    Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее – Департамент) рассмотрел в пределах своей компетенции адвокатский запрос от 3 апреля 2020 г. о применении коэффициента тендерного снижения на выполненные работы, на материалы, конструкции, изделия и на оборудование в случаях, когда государственным контрактом установлена твердая договорная цена, и сообщает следующее.

    В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329, Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

    При этом согласно пункту 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. № 194н, Министерством не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения приказов Министерства, а также толкование норм, терминов и понятий по обращениям, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.

    Кроме того, в Министерстве, если законодательством Российской Федерации не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 6.1 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации” (далее – Закон № 63-ФЗ) адвокат вправе направлять в том числе в органы государственной власти в порядке, установленном Законом № 63-ФЗ, официальное обращение по входящим в компетенцию указанных органов вопросам о представлении справок, характеристик и иных документов, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи.

    В этой связи получение разъяснений по вопросам применения законодательства и соответствующая обязанность уполномоченных органов по их предоставлению в рамках подготовки ответов на адвокатские запросы указанными положениями Закона № 63-ФЗ не предусмотрены.

    Вместе с тем полагаем необходимым отметить, что в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 44-ФЗ) при осуществлении закупки в извещении и документации о закупке заказчиком устанавливается начальная (максимальная) цена контракта (далее – НМЦК).

    В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.

    Согласно части 2 статьи 34 Закона № 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта.

    При этом отмечаем, что Законом № 44-ФЗ не установлено право требовать от победителя аукциона представления расчета коэффициента снижения НМЦК к цене контракта, предложенной победителем (далее – коэффициент снижения), а также расчета итоговой стоимости каждого из этапов выполнения работ, отдельных видов услуг, отдельных позиций товара после определения победителя процедуры закупки.

    С учетом изложенного, по мнению Департамента, в случае если контрактом предусмотрена поставка нескольких позиций товара, нескольких этапов исполнения контракта, то итоговая стоимость каждой позиции, каждого из этапов может пересчитываться заказчиком пропорционально коэффициенту снижения от цены позиции товара или этапа, рассчитанной при определении НМЦК, при условии, что такая цена позиции товара или этапа была указана в документации о закупке.

    Полученная итоговая стоимость позиций товара, этапов выполнения контракта и общая итоговая цена контракта вносятся в проект государственного (муниципального) контракта, направляемого победителю закупки.

    Департамент обращает внимание на то, что Законом № 44-ФЗ не регулируются вопросы, связанные с документальным оформлением приемки выполненных работ, в частности, с унифицированной формой первичной учетной документации КС-2, КС-3.

    Вместе с тем обращаем внимание, что в реализацию положений части 22 статьи 22 Закона № 44-ФЗ в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2015 г. № 964 приказом Минстроя России от 23 декабря 2019 г. № 841/пр утвержден порядок определения НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) и методики составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: