Применение МУП законодательства о закупках отдельными видами юрлиц по 44 ФЗ

Работа на ЭТП для любого бизнеса

В соответствии с действующим законодательством закупки осуществляются для государственных и муниципальных нужд в рамках Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе» и для корпоративных нужд — в рамках 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Особенностью применения Закона о контрактной системе является возможность для отдельных заказчиков использовать двойной режим закупок, то есть заказчики могут работать параллельно в двух законах — 44-ФЗ и 223-ФЗ. Это касается бюджетных учреждений, автономных учреждений и унитарных предприятий.

Чтобы понимать, каким образом подготовить заявку, как будут проходить закупки, чем они регламентированы, а также чтобы сделать выбор, в рамках какого закона будет удобнее и проще работать, участникам закупок необходимо знать различия этих двух законов.

В отличие от 223-ФЗ, 44-ФЗ регламентирует все этапы, стадии и процессы осуществления закупок начиная с этапа планирования, когда заказчики обозначают канву своих будущих закупок. Далее регламентации подлежат сами процедуры закупок. Также регламентированы этапы заключения, исполнения и расторжения контракта, и результативность исполнения.

Основные отличия 44-ФЗ от 223-ФЗ

Главное различие между законами – 44-ФЗ регулирует все этапы, в том числе порядок обжалования закупок.

  • планирование закупки;
  • проведение процедуры закупки;
  • заключение контракта;
  • исполнение контракта;
  • порядок обжалования закупок;
  • регулирует не все процессы;
  • всё, что не регламентируется нормами Закона 223-ФЗ и НПА, заказчики регламентируют своими Положениями о закупке;
  • порядок обжалования установлен Законом № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

223-ФЗ является рамочным и регулирует не все процессы. Те, что в нём не прописаны, заказчики самостоятельно регламентируют в своих положениях о закупке. Если говорить о порядке обжалования в 223-ФЗ, то здесь установлены только основания для подачи жалобы. Сама же процедура обжалования осуществляется в соответствии с 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Закон 44-ФЗ Закон 223-ФЗ
Для размещения информации в рамках Закона 44-ФЗ и Закона 223-ФЗ применяется ЕИС. Тем самым обеспечивается единство информационного пространства для всех экономических субъектов. При этом информация, подлежащая размещению по этим двум законам, порядок и сроки такого размещения имеют отличия.

Планирование закупки

Что касается планирования, то 44-ФЗ охватывает все стадии, но есть ограничения относительно закупок, которые не включены в план-график.

В 223-ФЗ также уделено внимание планированию, в частности, указано, что договоры на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг заключаются заказчиком по результатам закупок, также осуществляемых в соответствии с планом, если сведения о таких закупках в обязательном порядке подлежат включению в план закупки. План закупки необходимо разместить в Единой Информационной Системе.

Также в рамках 223 федерального закона предусмотрен особый механизм планирования в отношении инновационной продукции.

Что касается формы проведения закупок в соответствии с 44-ФЗ — все конкурентные закупки проводятся в электронной форме на 8 электронных площадках.

Закон 44-ФЗ Закон 223-ФЗ
Все конкурентные закупки по 44-ФЗ проводятся в электронной форме на 8 ЭТП, указанных в Распоряжении Правительства РФ от 12.07.2018 № 1447-р. Исключительно на этих же 8 площадках проводятся закупки в электронной форме для субъектов малого и среднего предпринимательства. Остальные закупки могут проводиться на любых других ЭТП.

На остальных электронных площадках, которые работают по 223-ФЗ, можно столкнуться с различными процедурами аккредитации и разными требованиями о предоставлении документов.

Способы закупки по 44-ФЗ

Конкурентные способы

44-ФЗ предусмотрен ограниченный перечень конкурентных способов закупки:

  • Конкурс
  • Аукцион
  • Запрос котировок
  • Запрос предложений

Неконкурентный способ

Существует только один неконкурентный способ — закупка у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя.

Способы закупки по 223-ФЗ

В рамках 223-ФЗ предусмотрен обязательный перечень конкурентных способов закупок (которые именуются торгами): конкурс, аукцион, запрос котировок и запрос предложений. При этом 223 федеральный закон разрешает заказчику самостоятельно разработать и применить иные способы закупки как конкурентные, так и неконкурентные.

Закон 44-ФЗ Закон 223-ФЗ
Все конкурентные закупки проводятся в электронной форме. В электронной форме проводятся запрос котировок и запрос предложений. Аукцион и конкурс могут быть в «бумажной» форме, если это указано в ПОложении о закупке.
Аукцион в электронной форме — в случаях, установленных Правительством РФ (аукционный перечень) Исключительно в электронной форме должны проводиться закупки по перечню, утверждённому ПП РФ 21.06.2012 № 616.

Аукцион и конкурс могут быть в бумажной форме, если это указано в положении о закупке у конкретного заказчика. У заказчика есть выбор на проведение конкурса в электронной форме или только на бумаге, или применять обе формы.

Читайте также:
Гвардейск - адреса и контакты отделений пенсионного фонда на сегодня

По 44-ФЗ аукцион в электронной форме проводится в тех случаях, когда это установлено правительством РФ — существует определённый аукционный перечень.

Электронные закупки по 223-ФЗ проходят исключительно в электронной форме по перечню, утверждённому ПП РФ от 26.06.2012 №616.

Если не говорить о конкурентных закупках, то в рамках 44-ФЗ перечень закупок у поставщика, подрядчика, исполнителя ограничен теми случаями, которые указаны в части 1 статьи 93 данного закона.

По 223-ФЗ перечень закупок у единственного поставщика законом не установлен, но при этом он должен содержаться в данном положении о закупках. Как правило, заказчики берут условия из части 1 статьи 93 положения и добавляют свою специфику закупки, которая связана с их деятельностью.

При проведении конкурса победитель выбирается в соответствии с критериями оценки по 44-ФЗ отдельным постановлением, в котором указаны все условия конкурса.

В рамках 223-ФЗ нет дополнительного нормативного правового акта, который бы устанавливал критерии для проведения конкурса. Поэтому заказчики вправе в своём положении о закупке такие критерии разработать и этим положением утвердить.

Централизованные закупки

Закон 44-ФЗ Закон 223-ФЗ
Централизованные закупки и совместные конкурсы и аукционы регламентированы нормами закона. Централизованные закупки и совместные закупки нормами закона не предусмотрены, но встречаются на практике.

Кто может являться участником закупки и какие требования к ним предъявляются

Закон 44-ФЗ Закон 223-ФЗ
Участник закупки — Юрлицо, физлицо, в том числе ИП в единственном числе, кроме офшоров. Возможно участие нескольких лиц на стороне участника закупки — коллективный участник.
Требования к участникам закупки установлены в статье 31 Закона. Заказчик вправе дополнить порядок проведения закупок в случаях, когда это указано в Законе или по вопросам, которые законом не урегулированы.

Для участников по 44-ФЗ существуют единые требования, которые устанавливаются ко всем участникам, и есть отдельные требования, которые связаны со спецификой закупки — регламентированы статьёй 31 и отдельным постановлением.

Для участников 223-ФЗ все положения участник может установить в своём положении о закупке.

Для субъектов малого и среднего предпринимательства с 1 апреля 2021 года установлены чёткие требования.

Как осуществляется описание объекта закупки

Как в 44-ФЗ, так и в 223-ФЗ указано, что описание объекта закупки должно быть нейтральным, объективным, без указания на товарные знаки, с использованием ГОСТов и технических регламентов.

Закон 44-ФЗ Закон 223-ФЗ
Описание объекта закупки должно быть нейтральным, объективным, без товарных знаков, с использованием ГОСТ и тех. регламентов.
Антидемпинговые меры, порядок обоснования НМЦК, ОИК установлены нормами Закона. Антидемпинговые меры, порядок обоснования НМЦК, ОИК Законом не предусмотрены, но могут быть установлены заказчиком в Положении о закупке.

В 44-ФЗ антидемпинговым мерам посвящена отдельная статья, в которой установлены правила их применения. Также в законе описан порядок обоснования начальной и максимальной цены контракта и процедура исполнения обеспечения контракта.

В 223-ФЗ указанные моменты не предусмотрены.

По 44-ФЗ заказчик может установить требования об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков данного закона.

В 223-ФЗ можно применить два реестра недобросовестных поставщиков. То есть возможно установление ограничения об отсутствии в реестре в соответствии с ПП РФ №1211 и по 44-ФЗ.

Закон 44-ФЗ Закон 223-ФЗ
Реестр недобросовестных поставщиков (РНП) только по 44-ФЗ. Можно использовать два РНП в соответствии с 223-ФЗ )ПП РФ № 1211 от 22.11.2012) и по 44-ФЗ.
Порядок обжалования предусмотрен в самом Законе. В Законе предусмотрены основания для обжалования, при этом рассмотрение жалобы осуществляется в соответствии со статьёй 18.1 Закона № 135-ФЗ.

Применение преимуществ и преференций к отдельным категориям участников закупок

Закон 44-ФЗ Закон 223-ФЗ
Преимущества и преференции установлены для СМП и СОНКО, организаций инвалидов, учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы.
Преференции предоставляются всеми заказчиками при осуществлении конкурентных закупок.
Предусмотрены преференции для организаций малого и среднего предпринимательства и самозанятых.
Преференции предоставляются только заказчикам, попадающим по объёму выручки под действие Постановления № 1352.

Особенности осуществления закупок отдельных товаров и услуг

Национальный режим при закупках

  • Запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемыми или оказываемыми иностранными лицами.
  • Ограничение допуска товаров, происходящих из иностранных государств работ, услуг, соответственно выполняемыми или оказываемыми иностранными лицами.
  • Условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств работ, услуг, соответственно выполняемыми или оказываемыми иностранными лицами.
  • Квотирование закупок товаров российского производства, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.
  • Постановление Правительства РФ от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами».
  • Квотирование закупок товаров российского производства, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.
Читайте также:
Пенсия фермерам в России: размеры выплат, пенсионные отчисления членов КФХ

Принимать участие в закупках по 44-ФЗ значительно проще и удобнее, так как все регламенты уже прописаны и чётко определены.

При участии в закупках по 223-ФЗ возникает ряд сложностей, так как необходимо дополнительное изучение положений о закупке каждого из заказчиков.

Особенности закупок по 223-ФЗ

Начало закупок

После выполнения этих шагов заказчик может осуществлять закупки в рамках 223 федерального закона.

Положение о закупке

Положение о закупке – это свод правил, который регламентирует закупочную деятельность заказчика. В Положении о закупке должно быть прописано, как фактически заказчик будет осуществлять свои закупки, какие способы закупок он будет осуществлять, в каких случаях заказчик будет иметь право на закупку у единственного поставщика.

На практике возможно столкнуться с двумя видами положений о закупках.

Типовые положения

В соответствии с частью 2.1 Закона № 223-ФЗ Типовое положение о закупке может быть утверждено для бюджетных учреждений, автономных учреждений и унитарных предприятий соответственно:

  • федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя учреждения, федеральным органом исполнительной власти либо организацией, осуществляющей от имени Российской Федерации полномочия собственника имущества унитарного предприятия;
  • иным уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией.

Орган (организация), утвердивший Типовое положение о закупке должен определить соответственно бюджетные, автономные учреждения и унитарные предприятия.

Исходя из требований Закона № 223-ФЗ Типовое положение состоит из постоянной (не подлежащей изменению) и переменной части.

Не подлежит изменению при разработке и утверждении соответствующими бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, унитарными предприятиями положения о закупке следующие сведения:

  1. Порядок подготовки и осуществления закупки.
  2. Способы закупок и условия их применения.
  3. Срок заключения по результатам конкурентной закупки договора, установленный в соответствии с 223-ФЗ.

Типовое положение должно предусматривать особенности участия в закупках субъектов МСП. В типовом положении определяется, в том числе дата, до наступления которой заказчики обязаны внести изменения в Положение о закупке либо утвердить новое Положение в соответствии с этим Типовым положением.

Ознакомиться с типовым положением вы можете, зайдя в специальный раздел ЕИС.

ЕИС

Как происходит утверждение положения о закупке

Заказчик
Высшим органом управления государственной корпорации или государственной компании Государственная корпорация или государственная компания
Руководителем унитарного предприятия Государственной унитарное предприятие или муниципальное унитарное предприятие
Наблюдательным советом автономного учреждения Автономное учреждение
Советом директоров (наблюдательным советом) хозяйственного общества Акционерное общество, либо в случае когда уставом АО предусмотрено осуществление функций совета директоров (наблюдательного совета) общим собранием АО, коллегиальным исполнительным органом общества или при отсутствии такового, общим собранием акционеров
Общим собранием участников общества с ограниченной ответственностью Общество в ограниченной ответственностью либо в случае когда утверждение Положения о закупке отнесено Уставом ООО к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества или коллегиального исполнительного органа общества, советом директоров (наблюдательным советом) ООО или коллегиальным исполнительным органом
Органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения Государственное бюджетное учреждение или муниципальное бюджетное учреждение
Наблюдательным советом публично-правовой компании Публично-правовая компания

Порядок размещения положения о закупке

Данный порядок утверждён постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2012 года №908 «Об утверждении Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке».

Структура положения о закупке

Требования к закупке
порядок подготовки и осуществления закупки порядок заключения и исполнения договора
конкурентными способами иные положения
неконкурентными способами

При нарушении заказчиком порядка формирования и размещения в ЕИС положения о закупке последует процедура обжалования.

Любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьёй 18.1 Закона № 135-ФЗ, с учётом особенностей, установленных статьёй 3 Закона № 223-ФЗ, действия/бездействие заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия/бездействие нарушают права и законные интересы участника закупки.

Обжалование осуществляется в случаях, установленных частью 10 статьи 3 Закона № 223-ФЗ:

  1. Осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона 223-ФЗ, порядка подготовки и/или осуществления закупки, содержащегося в утверждённом и размещённом в ЕИС Положении о закупке такого заказчика.
  2. Нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных Законом 223-ФЗ.
  3. Неразмещение в ЕИС Положения о закупке, изменений, внесённых в указанное Положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключённых заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с Законом № 223-ФЗ размещению в ЕИС, или нарушение сроков такого размещения.
  4. Предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
  5. Осуществление заказчиком закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утверждённого и размещённого в ЕИС Положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работу, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 статьи 3, частью 5 статьи 8 Закона № 223-ФЗ, включая нарушение порядка применения указанных положений.
  6. Неразмещение в ЕИС или размещение недостоверной информации о годовом объёме закупок, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Читайте также:
Стороны вправе предусмотреть право заказчика потребовать от подрядчика определенную денежную сумму за каждый выявленный факт

Если положение о закупке не размещено, либо если оно не соответствует законодательству, то есть нормам 223 федерального закона, то заказчик обязан осуществить свои закупки в рамках 44-ФЗ.

Выводы

Не важно, примите ли вы решение участвовать в закупках по 44-ФЗ или 223-ФЗ, — в любом случае необходимо знать нормы самого закона и подзаконных правовых актов и внимательно изучить документацию о закупке.

Эксперты Астрал.Тендер знают все законы и нормативно-правовые акты, касающиеся закупок. Вы можете доверить подготовку и участие в тендере нашим специалистам, или получить знания, воспользовавшись курсами подготовки к торгам.

Особый порядок закупки электрической энергии унитарными предприятиями

Федеральный закон от 29.06.2018 N 174-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” и Федеральный закон “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон №174-ФЗ) предоставил возможность унитарным предприятиям с 29.06.2018г. внести изменения в свои положения о закупках с целью применения Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (далее – Закон №223-ФЗ) при осуществлении закупок без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Предполагается, что внесение указанных изменений в положение о закупке должно позволить унитарному предприятию избежать необходимости применения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон №44-ФЗ). Вместе с тем, имеются определенные нестыковки в Законе №223-ФЗ и Законе №44-ФЗ, которые говорят об обратном.

Внесенные Законом №174-ФЗ изменения не освобождают унитарные предприятия от применения Закона №44-ФЗ, поскольку ч. 2.1. ст. 15 Закона №44-ФЗ указывает на то, что государственные, муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями Закона №44-ФЗ за исключением отдельных случаев.

Таким образом, по умолчанию унитарные предприятия обязаны применять Закон №44-ФЗ, и лишь при наличии размещенного в ЕИС положения о закупках могут применять Закон №223-ФЗ для закупок, осуществляемых в рамках указанного положения:

а) за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

б) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ;

в) без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Но как поступить заказчику, если предметом его закупки выступают отношения, которые не подпадают под действие Закона №223-ФЗ? Например, согласно п. 8 ч. 4 ст. 1 Закона №223-ФЗ заключение и исполнение договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, являющихся обязательными для участников рынка обращения электрической энергии и (или) мощности не подпадает под действие Закона №223-ФЗ.

Читайте также:
Калькулятор расчета сроков запроса котировок по 44 ФЗ в электронной форме и таблица с пояснениями

Гарантирующие поставщики, являются участниками рынка обращения электрической энергии и (или) мощности и обязаны заключать договора с потребителями электрической энергии. Следовательно, тем заказчикам, которые подчиняются Закону №223-ФЗ не вправе применять его положения для заключения договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком. В свою очередь унитарным предприятиям в этом случае следует задаться вопросом о применении положений Закона №44-ФЗ. Ведь они могут не применять Закон №44-ФЗ лишь в случаях, которые прописаны в их положении о закупках, а в нем указывается, что оно на такую закупку не распространяется. Поэтому унитарным предприятиям следует заключать договора энергоснабжения с гарантирующими поставщиками по нормам Закона №44-ФЗ (это могут быть пункты 4 и 29 части 1 статьи 93).

Унитарным предприятиям необходимо придерживаться аналогичного подхода в иных случаях предусмотренных ч. 4 ст. 1 Закона №223-ФЗ.

Статья 15. Особенности закупок, осуществляемых бюджетным, автономным учреждениями, государственным, муниципальным унитарными предприятиями и иными юридическими лицами

1. Бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

2. При наличии правового акта, принятого бюджетным учреждением в соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” и размещенного до начала года в единой информационной системе, данное учреждение вправе осуществлять в соответствующем году с соблюдением требований указанных Федерального закона и правового акта закупки:

1) за счет средств, полученных в качестве дара, в том числе пожертвования (благотворительного пожертвования), по завещанию, грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

2) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;

3) за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).

2.1. Государственные, муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, за исключением:

1) закупок федеральных государственных унитарных предприятий, имеющих существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации, осуществляемых без использования субсидий, предоставленных из федерального бюджета на осуществление на территории Российской Федерации капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и (или) на приобретение на территории Российской Федерации объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации;

2) закупок, осуществляемых в соответствии с правовым актом, предусмотренным частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”, принятым государственным, муниципальным унитарными предприятиями и размещенным до начала года в единой информационной системе:

а) за счет средств, полученных в качестве дара, в том числе пожертвования, по завещанию, грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

б) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона;

Читайте также:
Скачать шаблон документа "Акт приема передачи автомобиля".

в) без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

3. Принятое бюджетным учреждением или государственным, муниципальным унитарными предприятиями решение об осуществлении указанных соответственно в пунктах 1 – 3 части 2 и подпунктах “а” – “в” пункта 2 части 2.1 настоящей статьи закупок в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, или в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” не может быть изменено в текущем году, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

4. При предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации автономным учреждениям на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности на такие юридические лица при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие отношения, указанные в пунктах 1 – 3 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. При этом в отношении таких юридических лиц при осуществлении этих закупок применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок и контроль в сфере закупок.

4.1. При предоставлении в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации юридическим лицам субсидий, предусмотренных пунктами 8 и 8.1 статьи 78 и подпунктами 3 и 3.1 пункта 1 статьи 78.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на юридические лица, определенные указанными статьями, при осуществлении ими закупок, предусмотренных указанными статьями, распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие отношения, указанные в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, в случае, если условиями предоставления таких субсидий предусмотрена передача объектов инфраструктуры в государственную (муниципальную) собственность. При этом в отношении таких юридических лиц при осуществлении ими этих закупок применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок, а также контроль в сфере закупок, предусмотренный частью 3 статьи 99 настоящего Федерального закона.

4.2. Публично-правовая компания “Единый заказчик в сфере строительства” осуществляет закупки в целях выполнения инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в соответствии с программой деятельности указанной публично-правовой компании на текущий год и плановый период за счет средств федерального бюджета в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

4.3. При предоставлении в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации Фонду по сохранению и развитию Соловецкого архипелага субсидий, предусмотренных пунктом 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на этот Фонд при осуществлении им закупок за счет указанных субсидий распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие отношения, указанные в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.

5. При предоставлении в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации юридическому лицу средств, указанных в абзаце втором пункта 1 статьи 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на юридическое лицо, которому предоставлены указанные средства, при осуществлении им закупок за счет указанных средств распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность заказчика, в случаях и в пределах, которые определены в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в рамках договоров об участии Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций. При этом в отношении такого юридического лица при осуществлении им этих закупок применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок, контроль в сфере закупок органами контроля, указанными в пункте 1 части 1 статьи 99 настоящего Федерального закона, при определении поставщика (подрядчика, исполнителя).

6. В случае, если в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии “Росатом” или Государственная корпорация по космической деятельности “Роскосмос”, являющиеся государственными или муниципальными заказчиками, при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной, муниципальной собственности и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную, муниципальную собственность передали на безвозмездной основе на основании соглашений свои полномочия государственного или муниципального заказчика бюджетным учреждениям, автономным учреждениям, государственным, муниципальным унитарным предприятиям либо иным юридическим лицам, такие учреждения, унитарные предприятия либо юридические лица в пределах переданных полномочий осуществляют от лица указанных органов или государственных корпораций закупки товаров, работ, услуг в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, которые регулируют деятельность государственного и муниципального заказчиков.

Читайте также:
Список отделов ПФР Таврический район, Омская область. Адреса, телефоны, официальный сайт, время приёма

7. В случае, если законодательством Российской Федерации с целью заключения гражданско-правового договора (контракта) в рамках отношений, не указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, предусмотрена обязанность проведения конкурсов и аукционов или использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом, то при их проведении положения статей 14, 23, 28 – 30, 34, 35 настоящего Федерального закона не применяются, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Отличия 44-ФЗ и 223-ФЗ: таблица сравнения на 2021 год

Правила проведения торгов, права и обязанности заказчиков и поставщиков различаются для 44-ФЗ и 223-ФЗ. Первый подробно описывает и строго регламентирует правила закупок, а второй устанавливает общие принципы и основные требования к торгам. Статья поможет разобраться, чем различаются эти законы.

В чем главное отличие?

Закон действует на закупки всех госзаказчиков, строго описывает этапы торгов: от планирования до заключения контракта, регламентирует порядок, сроки госзакупок, требования к участникам и действия государственных организаций на каждом этапе. У заказчиков по 44-ФЗ есть четкий план проведения тендера, а у поставщиков — уверенность, что с победителем заключат сделку и оплатят контракт в срок.

Нарушение закона для госзаказчиков грозит административными взысканиями и отменой уже проведенной закупки, а для участников — включением в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) с запретом участвовать в госзакупках на два года.

№ 223-ФЗ

Закон устанавливает только общие особенности проведения торгов и обязывает заказчиков составить свое положение о закупках, которое регулирует закупочную деятельность. В положении заказчик прописывает, какими способами будет проводить торги, в какие сроки, устанавливает требования к участникам, к форме заявки и т.д.

Закон дает заказчику определенную свободу действий. Чтобы поставщику участвовать в торгах по 223-ФЗ, сначала нужно ознакомиться с положением о закупке конкретного заказчика.

Таблица сравнения 44-ФЗ и 223-ФЗ

Рассмотрим принципиальные различия двух законов и их сходства в таблице.

  • государственные органы власти,
  • корпорации Роскосмос и Росатом, ,
  • казенные учреждения, которые расходуют бюджетные деньги.
  • госкорпорации и компании, в которых более 50 % имущества принадлежит государству, их дочки и внучки,
  • естественные монополии, например, РЖД,
  • организации, которые занимаются регулируемой деятельностью, например, энергетикой, теплоснабжением, обращением с твердыми бытовыми отходами,
  • бюджетные и унитарные учреждения, которые проводят закупку за счет грантов, средств субподряда, подаренных и собственных денег.

Юридические и физические лица, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых.

В 223-ФЗ самозанятые имеют те же преимущества, что и субъекты малого и среднего предпринимательства. То есть, они могут участвовать в торгах, которые проводят только для малого и среднего бизнеса.

Некоторые закупки проводят с преимуществом для:

  • организаций инвалидов,
  • уголовно-исполнительных учреждений,
  • поставщикам товаров из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС),
  • субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (СМП и СОНКО).

Госзаказчики должны каждый год 15 % всего объема закупок проводить среди СМП и СОНКО.

Установить приоритет могут:

  • субъектам малого и среднего бизнеса (СМП),
  • поставщикам российской продукции и товаров из других стран ЕАЭС.

Малому и среднему бизнесу должны отдавать 20 % годового объема всех договоров.

  • конкурентными:
    • конкурсы: открытый, с ограниченным участием, двухэтапный, закрытый, закрытый с ограниченным участием, закрытый двухэтапный;
    • аукционы: электронный, закрытый;
    • запрос котировок;
    • запрос предложений;

    Заказчик прописывает в своем положении конкурентные и неконкурентные способы закупок, в том числе описывает случаи проведения закупок у единственного поставщика.

    Конкурентные закупки с преимуществом для СМП можно проводить только в виде:

    • конкурсов,
    • аукционов,
    • запросов котировок,
    • запросов предложений.

    В остальных случаях заказчик сам выбирает способы закупок и устанавливает их в положении.

    Госзакупки проводят на восьми электронных торговых площадках (ЭТП): Сбербанк-АСТ, РТС-тендер, Росэлторг, НЭП, ZakazRF, Lot-online, ТЭК-Торг, ЭТП Газпромбанка.

    Извещение и документы обязательно публикуют в ЕИС — сайт zakupki.gov.ru.

    Участники должны зарегистрироваться в ЕИС, чтобы попасть в единый реестр участников закупок (ЕРУЗ). Регистрация бесплатная и действует три года.

    Список ЭТП для закупок по 223-ФЗ не регламентирован. Заказчик по своему усмотрению может выбрать любую из действующих площадок или организовать свою.

    Закупки публикуют в ЕИС, если

    • начальная максимальная цена (НМЦ) больше 100 тыс. рублей;
    • НМЦ больше 500 тыс. рублей при годовом обороте заказчика выше 5 млрд рублей.

    Закупки по 223-ФЗ для МСП размещают в ЕИС независимо от цены и на тех же восьми федеральных площадках, что и тендеры по 44-ФЗ.

    Квалифицированная электронная подпись (КЭП):

    • на руководителя компании, чтобы зарегистрироваться в ЕИС и назначить полномочия на сотрудников,
    • на сотрудников, которые будут заниматься закупками при наличии доверенностей.

    Получить КЭП можно в аккредитованном удостоверяющем центре (УЦ).

    Требования к ЭП устанавливает ЭТП, на которой проходит закупка.

    Для участия в торгах по 223-ФЗ для МСП подойдет обычная КЭП.

    Для закупок на общих основаниях некоторые площадки требуют ЭП со специальным платным расширением — OID-ом. Можно получить обычную КЭП, а OID добавить позднее.

    Иногда достаточно неквалифицированной электронной подписи (НЭП).

    Обеспечение заявки (ОЗ)

    Заказчик может не требовать ОЗ в закупках до 1 млн рублей.

    В зависимости от НМЦ требование составляет от 0,5 до 5 %. Точный размер заказчик указывает в извещении о закупке.

    Участники до даты окончания подачи заявок переводят деньги на спецсчет или оформляют банковскую гарантию.

    Банковская гарантия должна соответствовать требованиям ст. 45 44-ФЗ и документации закупки.

    Обеспечение исполнения контракта (ОИК) и гарантийных обязательств

    В конкурсах и аукционах заказчик обязан требовать обеспечение договора независимо от цены контракта.

    Размер ОИК может быть от 5 до 30 % от начальной цены. В закупках среди СМП и СОНКО обеспечение рассчитывается от итоговой цены контракта.

    Победитель может предоставить ОИК:

    • путем перевода денег на счет заказчика,
    • в виде банковской гарантии (БГ).

    СМП и СОНКО могут вместо ОИК предоставить справку о добросовестности, если у них есть опыт исполнения трех контрактов без нарушений, и сумма цен этих контрактов должна быть выше НМЦ.

    Обеспечение гарантийных обязательств (ОГО) заказчик устанавливает по своему усмотрению. Размер его не может превышать 10 % от НМЦ.

    Исполнитель контракта предоставляет ОГО деньгами или БГ в момент подписания закрывающих документов по договору.

    Обеспечение заявки

    В закупках с НМЦ меньше 5 млн рублей ОЗ не требуется. Если начальная цена выше 5 млн рублей, то заказчик может требовать ОЗ — не больше 5 % от НМЦ.

    Способы ОЗ заказчик прописывает в положении. Это может быть:

    • банковская гарантия,
    • перевод денег на счет заказчика или ЭТП.

    Если закупка среди МСП, ОЗ переводят на тот же спецсчет, который используется для 44-ФЗ.

    Обеспечение контракта

    В законе нет требований к ОИК и ОГО. Наличие, размер, способ предоставление устанавливает сам в заказик в положении и документации закупки.

    Победитель закупки платит площадке за победу:

    • 1 % от суммы контракта, но не больше 5 000 рублей,
    • 1 % от суммы контракта, но не больше 2000 рублей, если закупка проходит среди СМП и СОНКО.

    В закупках среди МСП победитель платит ЭТП 1 % от НМЦ, но не более 2000 рублей.

    В остальных случаях сумму устанавливает площадка: иногда для доступа к закупкам нужно оплатить тариф или перечислить единоразовую сумму на счет ЭТП или заказчика.

    Сроки каждого этапа прописаны в законе: подача заявки, внесение изменений в документацию, рассмотрение заявок, подача запроса на разъяснение, подписание контракта.

    Нарушение сроков заказчику грозит штрафами, а поставщику — попаданием в РНП.

    В 223-ФЗ прописаны лишь некоторые сроки конкурентных торгов: срок публикации извещения в ЕИС, сроки запроса о даче разъяснений и ответа на него.

    Остальные сроки заказчик прописывает в положении и документации о закупке.

    Госзаказчики размещают в ЕИС:

    • годовые отчеты по закупкам у СМП и СОНКО,
    • обоснования закупки у единственного поставщика,
    • документы об исполнении отдельных этапов контрактов.

    Заказчики по 223-ФЗ публикуют на сайте госзакупок:

    • ежемесячные отчеты по общей стоимости: всех договоров, контрактов с единственными поставщиками и договоров с гостайной,
    • отчеты о закупках инновационной, высокотехнологичной продукции,
    • годовые отчеты закупок среди МСП.

    Заказчик прописывает в положении случаи, когда нужно обосновывать начальную цену контракта.

    Если заказчик не опубликует вовремя положение о закупке или не проведет требуемый годовой объем закупок у МСП, то он должен будет обосновывать НМЦ по требованиям 44-ФЗ.

    При годовом объеме закупок более 100 млн рублей заказчик создает контрактную службу.

    Если объем меньше 100 млн рублей, то закупками занимается должностное лицо — контрактный управляющий.

    Все сотрудники должны иметь высшее образование или дополнительное профобразование в сфере закупок.

    Нет требования создавать специальную службу или назначать контрактного управляющего.

    Сотрудникам, которые занимаются закупками, не требуется специальное образование.

    В закупках 44-ФЗ подать жалобу в ФАС можно:

    • на документацию закупки,
    • на действие или бездействие заказчика,
    • на оператора ЭТП.

    Жалобу разместят в ЕИС в течение двух дней, а рассмотрят за пять рабочих дней.

    Как правильно подать жалобу в ФАС мы писали в статье.

    На заказчика можно жаловаться в ФАС, если он нарушил 223-ФЗ или свое положение о закупках.

    Жалобы за нарушение закона рассмотрят за 7 дней. Остальные — за месяц (ч. 4 ст. 44 135-ФЗ).

    Особенности закупок, осуществляемых бюджетным, автономным учреждениями, государственным, муниципальным унитарными предприятиями и иными юридическими лицами

    В соответствии с ч.4 ст.15 Закона № 44-ФЗ при предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации . средств . автономным учреждениям . на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности на такие юридические лица при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств распространяются положения Закона № 44-ФЗ, регулирующие отношения, указанные в пунктах 1-3 части 1 статьи 1 Закона № 44-ФЗ. При этом в отношении таких юридических лиц применяются положения Закона № 44-ФЗ, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок и контроль в сфере закупок. Включает ли указанная норма случаи, когда осуществляется закупка основных средств за счет средств субсидии на госзадание, субсидии на иные цели; должно ли автономное учреждение приобретать такие основные средства в порядке, предусмотренном Законом № 44-ФЗ, или может это сделать в порядке, предусмотренном Законом № 223-ФЗ?

    Ответ.

    Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе автономными учреждениями.

    Закон № 223-ФЗ распространяется на всю закупочную деятельность указанных юридических лиц, за исключением отношений, перечисленных в части 4 статьи 1 Закон № 223-ФЗ.

    Одновременно сообщаем, что в соответствии с частью 4 статьи 15 Закона №44-ФЗ при предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе автономным учреждениям, на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств распространяются положения Закона № 44-ФЗ, регулирующие отношения, указанные в пунктах 1 – 3 части 1 статьи 1 Закона № 44-ФЗ.

    Таким образом, автономные учреждения применяют положения Закона № 44-ФЗ только в случае предоставления средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на осуществление капитальных вложений в объекты государственной и муниципальной собственности.

    Вопрос.

    В соответствии с п.4 ст. 15 Закона № 44-ФЗ автономные учреждения по бюджетным средствам на осуществление капитальных вложений в объекты муниципальных вложений в объекты муниципальной собственности обязаны руководствоваться пунктами 1-3 статьи 1 Закона № 44-ФЗ (планировать, определять поставщика, заключать контракты).

    Что может относиться к таким капитальным вложениям в объекты муниципальной собственности?

    Ответ.

    В соответствии с частью 1 статьи 78.2 Бюджетного кодекса РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям могут предусматриваться субсидии на осуществление указанными учреждениями и предприятиями капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность с последующим увеличением стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у этих учреждений и предприятий, или уставного фонда указанных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, в соответствии с решениями, указанными в пунктах 2 и 3 статьи 78.2 БК РФ.

    Вопрос.

    С 01.01.2017 муниципальные унитарные предприятия будут осуществлять закупки в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), за исключением закупок, осуществляемых в течение года в соответствии с правовым актом, предусмотренным частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», принятым государственным, муниципальным унитарными предприятиями и размещенными до начала года в единой информационной системе:

    а) за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

    б) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

    В пункте 2 исключения следует рассматривать только контракты, заключенные по Закону о контрактной системе или все контракты (например, с управляющей компанией) где необходимо в ходе исполнения контракта привлекать иных лиц по договору?

    Ответ.

    В данном случае под контрактом понимается договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.

    Таким образом, применение положений Закона № 223-ФЗ возможно только в случае привлечения унитарным предприятием соисполнителей для исполнения обязательств по контракту, заключенному в рамках Закона о контрактной системе.

    Вопрос.

    Какими нормативно-правовыми актами необходимо пользоваться для подготовки планов финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия?

    Ответ.

    В соответствии с требованиями статьи 20 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия определяет собственник имущества унитарного предприятия.

    Вопрос.

    Кем будут выдаваться электронные подписи, необходимые для регистрации и работы в ЕИС и с какого времени?

    Ответ.

    Квалифицированные сертификаты ключей проверки электронных подписей выдаются Управлением Федерального казначейства по Нижегородской области. Более подробную информацию можно получить на сайте Управления Федерального казначейства по Нижегородской области в разделе Главная /ГИС/ Удостоверяющий центр (или по ссылке: http://nizhegorodskaya.roskazna.ru/gis/udostoveryayushhij-centr/).

    Вопрос.

    Бюджетные организации при формировании идентификационного кода закупки в плане закупок пользуются бюджетной классификацией. Чем необходимо руководствоваться унитарным предприятиям при заполнении 34-36 разряда ИКЗ?

    Ответ.

    В переходный период при формировании плана закупок унитарному предприятию предлагаем руководствоваться проектом приказа Министерства экономического развития РФ «О внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 29.06.2015 № 422 «Об утверждении порядка формирования идентификационного кода закупки», где указано, что в случаях закупок товаров, работ, услуг государственными (муниципальными) унитарными предприятиями за счет собственных средств, при формировании идентификационного кода закупки в 34 – 36 разрядах такого идентификационного кода закупки указываются значения “0”.

    Вопрос.

    Согласно пункту 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе сельские поселения могут не использовать ограничения 2 миллиона рублей или 5 % совокупного годового объема закупок. Могут ли сельские поселения МУП ЖКХ так же не использовать указанные ограничения?

    Ответ.

    Согласно пункту 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений. Учитывая, что муниципальные унитарные предприятия на основании пункта 7 статьи 3 Закона о контрактной системе (в редакции, вступающей в силу с 01.01.2017) относятся к указанной категории заказчиков, ограничения по годовому объему закупок не применяются.

    Вопрос.

    Должны ли унитарные предприятия района уведомлять контрольный орган (управление финансов) в сфере закупок в случае осуществления закупки по пункту 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе?

    Ответ.

    В соответствии с частью 2.1 статьи 15 Закона № 44-ФЗ и на основании пункта 7 статьи 3 Закона № 44-ФЗ (в редакции, вступающей в силу с 01.01.2017), государственные и муниципальные унитарные предприятия наделены статусом заказчика со всеми вытекающими правами и обязанностями. Вследствие этого, муниципальные унитарные предприятия, в случае заключения ими договора по основаниям, предусмотренным пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, обязаны согласно части 2 статьи 93 Закона о контрактной системе уведомить о такой закупке орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, в сроки, предусмотренные законодательством.

    Инструкция: как государственному унитарному предприятию работать по 223-ФЗ

    ГУПы и МУПы обязаны работать по 223-ФЗ — это правило действует, если они не получают субсидии из бюджета и утвердили положение о закупках. Это не все особенности в закупочном процессе унитарных предприятий.

    Законопроект определил, может ли МУП осуществить закупку по 223-ФЗ прямым договором. Теперь это разрешено при размещении в ЕИС положения о подобных заказах.

    Когда и почему унитарные предприятия переходят на 223-ФЗ

    29.06.2018 вступил в силу Федеральный закон № 174, внесший поправки в процесс приобретения товаров государственными и муниципальными унитарными предприятиями. Со следующего года, когда МУП переходит на 223-ФЗ по новому закону, организация вправе осуществлять покупки по закону № 223 при размещении соответствующего положения в ЕИС до завершения предыдущего, 2020 года.

    Инициатива о переходе на закупочные процедуры в соответствии с ФЗ № 223 была поддержана парламентом из-за огромного количества обращений, касающихся правил определения поставщика. Заказы были усложнены и не позволяли закрыть существующие проблемы.

    Успеть сделать приобретение по закону № 44 было практически невозможно. Унитарные предприятия энергетической отрасли, например теплоснабжения, часто сталкиваются с авариями по непредвиденным обстоятельствам, и нельзя предугадать, сколько материалов и работ потребуется, чтобы ликвидировать их последствия. Переход на 223-ФЗ для МУПов решал эту проблему. Аптеки тоже поддержали инициативу. Их представители заявили о невозможности быстро приобретать нужные лекарства.

    Существуют и более редкие, но все же встречающиеся на практике ситуации, когда унитарное предприятие получает грант из бюджета. Как поступать в этом случае и нужно ли применять 223-ФЗ, если МУП получил грант? Да, если выполнено основное правило о размещении положения о таких покупках в ЕИС в установленные сроки.

    Размещение производится до окончания года, если приобретение будут происходить в следующем, и до завершения предыдущего, если тендеры будут проводиться в этом году.

    Теперь государственное, муниципальное и автономное унитарное предприятие может закупать по 223-ФЗ, но есть исключения из общего правила.

    Кто не подпадает под новые правила

    Контрактное законодательство РФ содержит данные о том, что государственные и муниципальные унитарные предприятия должны перейти на работу по нормам закона 223 в этом году, если в прошлом успели разместить в ЕИС информацию о таких приобретениях.

    Из этого правила существуют несколько исключений. Так, совершать закупки по ФЗ № 223 не вправе организации, которые:

    1. Состоят в утвержденном правительством перечне.
    2. Финансируются государством. Субсидии из госбюджета для них выделяются для:
      • капитального вложения в строительство государственной собственности (капитальное строительство);
      • приобретения недвижимости, которая станет частью государственной собственности Российской Федерации.

    Исполнение подобных заказов ГУП и МУП осуществляется по нормам Федерального закона № 44.

    Для отдельных юридических лиц в законе прописаны индивидуальные правила осуществления заказов. Прямой договор для произведения покупок по этому законопроекту применяется МУП в случае наличия положения о подобных заказах в ЕИС.

    Остались вопросы? В КонсультантПлюс есть статьи экспертов, которые подробно объясняют на практических примерах закупки у единственного поставщика унитарными предприятиями.

    Как начать работать по-новому

    После вступления в силу нового Федерального закона государственное унитарное предприятие по 223-ФЗ получило возможность работать в случае самостоятельного приобретения товаров. То есть если средства госбюджета не участвуют в его товарообороте, ГУП по 223-ФЗ работать вправе.

    Для получения такой возможности ГУП или МУП должно опубликовать данные о процессе закупки в ЕИС. Если Единая информационная система примет эти сведения до окончания года, организация получит возможность работать с тендерами по новой системе в начале нового года.

    Вначале планировалось, что субъекты РФ могут обязать унитарные предприятия закупаться у субъектов МСП. Однако объемы приобретений необходимо четко определить. Государственные унитарные предприятия, которые начинают работать по ФЗ № 223, обязаны выполнять и требования постановления № 1352 от 11.12.2014: приобретения товаров и услуг у субъектов малого и среднего предпринимательства становятся их обязанностью.

    Ранее существовало правило: при размещении положения о приобретении до 1 октября компании получали право перехода на 223-ФЗ. Сейчас оно перестало действовать.

    Закон, в котором содержатся данные о покупках со стороны отдельных юрлиц, гласит, что АУП вправе начать закупаться по ФЗ № 223, если у них на руках есть соответствующее положение.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: