Особенности допроса малолетних и несовершеннолетних граждан

Раздел V. ПСИХОЛОГИЯ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

Подготовка и проведение допроса несовершеннолетних во многом обусловлены возрастными и индивидуальными особенностями допрашиваемого лица. Знание этих особенностей имеет важное значение для правильного избрания приемов установления психологического контакта, режима проведения допроса, оказания воздействия на несовершеннолетнего, оценки его показаний.

Несовершеннолетние — это лица, не достигшие 18-летнего возраста. В психологической литературе рассматривается шесть возрастных групп несовершеннолетних: 1) младенческий возраст (до 1 года); 2) раннее детство (от 1 до 3 лет); 3) дошкольный возраст (от 3 до 7 лет); 4) младший школьный возраст (от 7 до 11-12 лет); 5) подростковый возраст (от 11 до 14-15 лет); 6) старший школьный возраст (от 14 до 18 лет).

Возрастные особенности представляют собой совокупность типичных для данного возраста процессов, состояний и свойств, проявляющихся в поведении личности. Рассматривая психологические особенности несовершеннолетних отдельных возрастных групп необходимо иметь в виду не только хронологический возраст индивида, но также свойства культуры и общества, к которым он принадлежит, его пол, индивидуально типологические свойства.

Возраст, начиная с которого несовершеннолетний может выступать в качестве свидетеля или потерпевшего на допросе, не определен в уголовно-процессуальном законодательстве. В п. 3 ст. 69 УПК Украины только указано, что не могут быть допрошены в качестве свидетелей лица, которые в силу своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них показания. Характерные для несовершеннолетних особенности психики не являются ни психическими, ни физическими недостатками, но они, несомненно, влияют на процессы формирования и дачу показаний. Практике расследования преступлений известны примеры, когда уже дети 3-5 лет сообщали данные, способствовавшие установлению объективной истины по делу. Вместе с тем детей рекомендуется допрашивать только в крайних случаях, так как допрос может отрицательно воздействовать на их психику.

Для детей дошкольной возрастной группы характерна обостренная наблюдательность, их восприятию присуща детализация. При воспроизведении наблюдавшего события дети могут давать показания о фактах, которых не заметили взрослые. В этом возрасте дети не обладают достаточной способностью к последовательному логическому мышлению и могут давать лишь несложные ответы на доступные им вопросы.

В дошкольном и младшем школьном возрасте несовершеннолетним свойственна повышенная внушаемость и склонность к. фантазированию. Эти психологические особенности необходимо учитывать в процессе допроса и оценке показаний несовершеннолетнего.

Подростковый возраст справедливо считается переходным от детства к взрослости. Принципиально новой отличительной чертой, с которой должен считаться следователь при допросе, является возникшее в этом возрасте «чувство взрослости». Подросткам присущи неуравновешенность, импульсивность, быстрая смена настроений, негативизм. Эти качества могут быть причиной отказа от общения со следователем.

Неблагоприятное ближайшее бытовое окружение и отсутствие достаточного жизненного опыта влияют на формирование искаженных представлений о таких нравственных понятиях, как дружба и товарищество, смелость, скромность и др. Часто подросток участвует в совершении преступления из-за ложного товарищества, боязни зарекомендовать себя трусом, желания проявить решительность, смелость.

Несовершеннолетним этого возраста свойственен негативизм, как отрицание чужих авторитетов (особенно в периоды возрастных кризисов). Подросток может отрицать авторитет родителей, педагогов, всех, кто обладает «властью», игнорировать предъявленные к нему требования. Так, подросток Б. (14 лет) привел в свою квартиру несовершеннолетнего В. (15 лет), ранее ему незнакомого, состоящего на учете в милиции за непосещение школы и бродяжничество, где последний просился переночевать. Мать Б. требовала, чтобы сын проводил «гостя», не оставляя его на ночь. Б. отвергнул «претензии» матери следующим образом: «Это мое дело», «в свою комнату кого хочу, того и привожу», на утро, когда несовершеннолетний В. покинул квартиру, Б. и его мать обнаружили исчезновение трех золотых колец.

Старший школьный возраст (ранняя юность) — завершающий этап перехода к взрослости. Старшие школьники характеризуются достаточно высоким развитием психических процессов. Ранняя юность — это возраст формирования мировоззрения. В этот период определяются жизненные идеалы, осуществляется выбор профессиональной направленности. Это возраст, когда несовершеннолетний пытается определить смысл и цель жизни. В период ранней юности изменяется объект преклонения, который становится для несовершеннолетнего высшим авторитетом (референтом).

Психологии несовершеннолетних характерно явление конформизма. В психологической литературе конформность определяется как податливость человека реальному или воображаемому давлению группы. Яркое проявление конформности несовершеннолетних обнаруживается в процессе совершения ими групповых преступлений. Так, учащиеся 8го класса В., П., Я. и учащийся ПТУ Р. избили учащегося 9-го класса М., причинив ему средней тяжести телесные повреждения. Один из обвиняемых по делу Я. в показаниях так объяснял свое поведение: «Р. мне сказал, что я должен избить М., я ответил, что бить его не буду. Тогда Р. сказал, что изобьет его сам. Он подошел к М. и начал наносить ему удары. После того, как Р. ударил М., стоящие возле меня Б. и П., а также и я, подбежали к М. и начали его избивать. Я не хотел избивать М., как это получилось, я не знаю. ».

В силу социально-психологических особенностей несовершеннолетних различных возрастных групп их поведение может приобретать виктимный характер, а сами несовершеннолетние могут становиться жертвами преступлений. Повышенной виктимностью довольно часто обладают несовершеннолетние с асоциальными установлениями, предпочитающие бесцельное времяпрепровождение, нередко провоцирующие конфликтные отношения. Так, несовершеннолетние В. (16 лет), П. (14 лет), Ф. (10 лет) с целью употребления вина и таблеток тазепама прибыли на квартиру к В. После совместного употребления спиртных напитков и таблеток Ф. начал конфликтовать с другими несовершеннолетними: высказывать в их адрес непристойные выражения, разоблачать их в унизительных поступках, угрожать знакомыми ему друзьями. Разрешение конфликта закончилось причинением несовершеннолетнему Ф. побоев и истязаний— В частности, несовершеннолетний В., привлеченный по этому делу к уголовной ответственности, подключал к Ф. электрический ток через трансформатор, прижигал ему лицо, губы, волосы сигаретой, бил завязанным в узел полотенцем, нагретым утюгом прижигал голени ног, раскаленной на огне ампулой написал на лице нецензурную брань.

Виктимогенные ситуации могут создаваться и быть связанными с процессом самоутверждения несовершеннолетних. Стремление к ложно понимаемому престижу, потребность отстоять равное положение с мальчиками нередко проявляется в демонстрации вредных привычек — девочки курят, нецензурно выражаются, развязно ведут себя. Также их поведение может создавать впечатление сексуальной доступности и способствовать возникновению ситуаций сексуальных посягательств. Так, несовершенно’ летним М. была изнасилована несовершеннолетняя Ш. Обвиняемый М. в своих показаниях совершенное преступление объяснял следующим образом: «О Ш., как о девушке легкого поведения, мне рассказывал С. Я решил с ней познакомиться. Когда я подошел к Ш., она курила, в разговоре употребляла нецензурные выражения, вела себя бесцеремонно. После того, как мы познакомились, я предложил ей пройтись со мной на стройку, она согласилась. На территории строительной площадки я предложил Ш. вступить со мной в половую связь, однако, она начала просить, чтобы я ее не трогал, так как она еще девочка. Я не поверил ей и заставил подчиниться своим требованиям».

Читайте также:
Бесплатные похороны за счет государства: когда и кому положены, необходимые документы, законы

Эффективному использованию тактических приемов допроса, правильной оценке полученных показаний способствует знание следователем закономерностей формирования показаний несовершеннолетних. Понимание механизма формирования показаний предопределяет возможность выявления и устранения в них искажений.

Более правильному и точному восприятию Несовершеннолетних способствует понимание ими смысла происходящего. В ряде случаев, несовершеннолетние воспринимают действия преступников, другие факты, подлинного значения которых они могут не понимать. Так, Н., работая сторожем детского сада, завел в помещение охраняемого объекта несовершеннолетнюю В. (6 лет), раздел и совершил в отношении нее развратные действия. В последующем на допросе несовершеннолетняя В., отвечая на вопросы следователя, достаточно подробно, в доступных ей выражениях и понятиях рассказана о всех действиях, которые были совершены преступником.

Восприятие детей, обусловленное неустойчивостью внимания, слабостью логического мышления, склонностью к фантазированию, отличается от взрослых: 1) поверхностностью; 2) фрагментарностью; 3) яркой эмоциональной окрашенностью.

Объем и характер восприятия внешних признаков человека зависят от возраста воспринимающего и уровня его развития. Интересные психологические опыты, основанные на использовании картинок с изображениями людей и предметов, в которых принимали участие дети трех, пяти и семи лет, были проведены X. Т. Бедильбаевой. Результаты ее исследования свидетельствуют о том, что несовершеннолетние этих возрастных групп проявляли больше внимания и интереса к картинкам с изображением людей по сравнению с изображением предметов. При восприятии изображения людей они неодинаково относились к разным особенностям внешнего облика человека. Так, дети всех трех возрастных групп называли пол изображенного человека (100% случаев), преобладающий цвет картинки (74-90%), одежду (595 младших и 100% средних и старших детей). Многие дети отмечали возраст изображенного человека и действие, которое, по их мнению, совершил нарисованный человек. В отношении других особенностей изображений были отмечены большие возрастные различия. В частности, отдельные части тела трехлетки перечисляли в 11% случаев, а старшие — в 80%. То же можно сказать о мимике: выражение лица охарактеризовали 5-6% младшей и средней группы, 43% — старших детей.

Вопросу оценки возраста другого человека подростками было посвящено исследование В. Н. Кунициной. Его результаты показывают, что возраст является значимым компонентом внешности и отмечается в 49% описаний семиклассников и в 75% — восьмиклассников. Даваемые определения возраста нередко соответствуют временным представлениям подростка, отличным от временного масштаба взрослых людей, — «возраст средний — 24 года», «преклонный возраст — 38-40 лет». При установлении возраста подростки использовали слишком большие временные интервалы (иногда 10-15 лет). Лучше всего определяли испытуемые возраст своих сверстников (41% правильных ответов) и детей моложе себя (32% правильных ответов). Точность оценки возраста лиц зрелого и пожилого возраста была низка (соответственно 13 и 7%). Большинство ошибок было совершено в том случае, когда некоторые признаки внешности человека не соответствовали его возрасту. Так, возраст 36-летнего мужчины, имеющего значительную лысину, всеми подростками был значительно завышен. Повышенная эмоционально-динамическая выразительность воспринимаемых лиц, наоборот, способствовала активному занижению их действительного возраста.

Ошибки восприятия могут быть связаны с воздействием на организм несовершеннолетнего алкогольных напитков, наркотических и других психоактивных веществ. В частности, при алкогольном опьянении ухудшается способность правильно оценивать пространственно-временные отношения, возможность адекватно воспринимать происходящие события и их последовательность, понимать значение происходящего.

Процесс воспроизведения на допросе связан со способностью правильно выражать свои мысли. Особые сложности при этом возникают у допрашиваемых, принадлежащих к наиболее младшим возрастным группам несовершеннолетних. Пытаясь выразить свою мысль и не находя нужного слова, несовершенно летний может заменить его другим, которое ему известно.

Психические состояния, в которых находится допрашиваемый, способствуют избранию несовершеннолетним соответствующей позиции на допросе: отказ от показаний, сообщение ложных сведений, изменение ранее данных показаний. Так, в процессе расследования группового изнасилования несовершеннолетней О. (13 лет), потерпевшая на допросе просила не наказывать преступников и указала, что на суде она не будет давать показания о совершенных в отношении нее действиях несовершеннолетними В., Г. и Н. Мотивами такого заявления, как впоследствии выяснялось, явились страх и чувство стыда.

Допрос несовершеннолетнего свидетеля в возрасте до 14 лет производится в присутствии педагога. Присутствие педагога при допросе свидетелей в возрасте от 14 до 16 лет не является обязательным. Этот вопрос в каждом случае решает следователь по своему усмотрению. При необходимости в коде допроса несовершеннолетнего свидетеля могут присутствовать врач, родители или иные законные его представители (ст. 168 УПК Украины). Согласно ст. 438 УПК Украины при предъявлении обвинения и допросе несовершеннолетнего обвиняемого педагог, врач и законный представитель допускаются по усмотрению следователя или прокурора.

Задача педагога заключается в том, чтобы помочь следователю определить особенности личности несовершеннолетнего, установить с ним психологический контакт, выработать тактику допроса, сформулировать вопросы с учетом особенностей психики несовершеннолетнего.

При подготовке к допросу несовершеннолетнего осуществляется выбор места и обстановки допроса (дома, в школе, в кабинете следователя), способствующей установлению психологического контакта и получению необходимой информации. Целесообразно предварительно подготовить вопросы для несовершеннолетнего. Они должны быть простыми и доступными для понимания допрашиваемого. Заключительным этапом подготовки к допросу несовершеннолетнего является планирование. Письменный план может предусматривать перечень наиболее важных вопросов или быть выполненным в виде таблицы.

При допросе несовершеннолетнего следователю необходимо устанавливать с ним психологический контакт. Для этого рекомендуется вести беседы на отвлеченные темы (спорт, обучение, игры, новые фильмы, книги и др.), продемонстрировать знание его потребностей и интересов. В ходе допроса несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого следователь должен держаться спокойно, доброжелательно, но и достаточно твердо. Такая манера поведения способствует установлению необходимого контакта с подростком, настраивает его на откровенную беседу.

Читайте также:
Могут ли посадить за неуплату микрозайма - Бесплатная консультация

Несовершеннолетнему допрашиваемому следует помогать в формировании объективных показаний. Следователь не должен использовать постановку вопросов, содержащих элементы внушения (наводящие вопросы). Осторожно следует использовать оглашение показания иных лиц. Постановка наводящих вопросов нередко является причиной возникновения добросовестных ошибок в показаниях. Ложные же показания несовершеннолетнего могут быть следствием ошибочного понимания «геройства» и «товариществам».

Специфическими тактическими приемами при допросах несовершеннолетних являются: разъяснение важности сообщения правдивых показаний; демонстрация осведомленности об обстоятельствах жизни допрашиваемого, его потребностях, интересах; разъяснение сущности и значения предъявленных и оглашенных материалов; разъяснение неправильно занятой позиции.

Статья 191 УПК РФ. Особенности проведения допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего

1. При проведении допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно. При производстве указанных следственных действий с участием несовершеннолетнего, достигшего возраста шестнадцати лет, педагог или психолог приглашается по усмотрению следователя. Указанные следственные действия с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля в возрасте до семи лет не могут продолжаться без перерыва более 30 минут, а в общей сложности – более одного часа, в возрасте от семи до четырнадцати лет – более одного часа, а в общей сложности – более двух часов, в возрасте старше четырнадцати лет – более двух часов, а в общей сложности – более четырех часов в день. При производстве указанных следственных действий вправе присутствовать законный представитель несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля.

2. Потерпевшие и свидетели в возрасте до шестнадцати лет не предупреждаются об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. При разъяснении указанным потерпевшим и свидетелям их процессуальных прав, предусмотренных соответственно статьями 42 и 56 настоящего Кодекса, им указывается на необходимость говорить правду.

3. Следователь вправе не допустить к участию в допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля его законного представителя и (или) представителя, если это противоречит интересам несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля. В этом случае следователь обеспечивает участие в допросе другого законного представителя несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля.

4. При проведении допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, по уголовным делам о преступлениях против половой неприкосновенности несовершеннолетнего участие психолога обязательно.

5. Применение видеозаписи или киносъемки обязательно в ходе следственных действий, предусмотренных настоящей главой, с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, за исключением случаев, если несовершеннолетний потерпевший или свидетель либо его законный представитель против этого возражает. Материалы видеозаписи или киносъемки хранятся при уголовном деле.

Комментарии к ст. 191 УПК РФ

1. С участием педагога возможен допрос любого несовершеннолетнего, старше 14 лет. Но для того чтобы в таком допросе принял участие педагог, нужно, чтобы этого захотел следователь (дознаватель и др.).

2. По усмотрению следователя (дознавателя и др.) допрос потерпевшего или свидетеля в возрасте от 14 до 18 лет проводится с участием педагога, гласит ч. 1 коммент. ст. Усмотрение следователя (дознавателя и др.) рекомендуется отражать письменно в материалах уголовного дела. Это может быть постановление , в котором будет закреплено решение следователя (дознавателя и др.) о необходимости привлечения к допросу несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего) педагога. Усмотрение следователя (дознавателя и др.) дозволительно фиксировать в самом протоколе допроса несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего).

Выносить постановление считают необходимым некоторые авторы. См., к примеру: Гуев А.Н. Указ. соч. С. 317.

3. Участие педагога при производстве допроса несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего) заключается в возможности полной реализации его процессуального статуса. А значит, как минимум ему должна быть предоставлена возможность присутствовать при допросе от его начала и до конца оформления протокола этого следственного действия, наблюдать (слышать показания допрашиваемого и вопросы следователя (дознавателя и др.)) за ходом допроса, делать по поводу произведенных следователем (дознавателем и др.) действий, заданных вопросов и (или), правильности и полноты записей в протоколе допроса подлежащие занесению в протокол заявления и замечания, требовать дополнения протокола следственного действия и внесения в него уточнений, удостоверять правильность содержания протокола допроса.

4. Рекомендуется также предоставлять педагогу возможность с разрешения следователя (дознавателя и др.) задавать несовершеннолетнему свидетелю (потерпевшему) вопросы. Следователь (дознаватель и др.) вправе отвести вопрос педагога, но, так как он имел место в ходе производства следственного действия, а согласно ч. 4 ст. 166 УПК в протоколе следственного действия описываются все процессуальные действия в том порядке, в каком они производились, следователь (дознаватель и др.) обязан отразить в протоколе допроса заданный педагогом вопрос.

5. В качестве педагога для участия в допросе несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего) может быть приглашен гражданин с педагогическим образованием (все равно – высшим или средним), работающий по специальности в образовательном учреждении. Соответственно педагогом с позиции коммент. ст. будет лицо, состоящее на определенной должности, обладающее правовым статусом учителя, преподавателя или даже воспитателя дошкольного учебного заведения.

6. Если на допрос приглашен педагог, в протоколе допроса должны быть отражены: его фамилия, имя, отчество, образование, должность, место работы и адрес места жительства. Причем рекомендуется выяснять, какие отношения сложились, если таковые имеются, между педагогом и допрашиваемым, “не существует ли условий, препятствующих участию данного педагога в проведении следственного действия” .

См.: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. М.: Юридический дом “Юстицинформ”, 2003. С. 473.

7. Педагогу разъясняются его права и обязанности, ответственность и порядок производства допроса.

8. В частности, педагогу разъясняются следующие его права:

1) знать свои права и обязанности (ч. 1 ст. 11 УПК);

2) делать заявления (замечания), задавать вопросы и давать пояснения на родном языке или языке, которым он владеет;

Читайте также:
Как очистить кредитную историю в общей базе — законные способы и цена очистки КИ

3) пользоваться помощью переводчика;

4) заявлять ходатайства;

5) приносить жалобы на действия (бездействие) и решения следователя (дознавателя и др.) и суда, ограничивающие его права;

6) быть уведомленным о применении технических средств;

7) знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием;

8) требовать дополнения протоколов следственных действий и внесения в них уточнений;

9) удостоверять правильность содержания протокола следственного действия;

10) отказаться от участия в производстве по уголовному делу, если он не обладает соответствующими специальными знаниями;

11) при наличии к тому оснований заявлять самоотвод (ч. 1 ст. 62 УПК);

12) делать подлежащие занесению в протокол заявления и замечания;

13) задавать вопросы допрашиваемому с разрешения следователя (дознавателя и др.) или суда;

14) получать вознаграждение за выполнение своих обязанностей, кроме случаев исполнения их в порядке служебного задания (п. 4 ч. 2 ст. 131 УПК);

15) на возмещение понесенных расходов по явке;

16) реализовать иные предусмотренные уголовно-процессуальным законом возможности.

9. При допросе несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего) педагог оказывает содействие следователю (дознавателю и др.) “в установлении психологического контакта с допрашиваемым, правильной оценке его поведения и показаний”, “оберегает психическое здоровье подростка от возможного травмирования необычной для него ситуацией” .

См.: Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу. М.: Спарк, 2002. С. 379.

10. Привлеченный к участию в допросе несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего) педагог также обязан:

1) по инициативе следователя (дознавателя и др.) давать пояснения по поводу задаваемых им вопросов и получаемых от несовершеннолетнего ответов;

2) явиться по вызову следователя (дознавателя и др.) или в суд (ч. 4 ст. 58 УПК);

3) участвовать в производстве допроса, используя свои специальные знания и навыки для содействия следователю (дознавателю и др.) в получении достоверных показаний свидетеля (потерпевшего); постановке допрашиваемому вопросов, а также для разъяснения сторонам и суду вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию;

4) не разглашать без разрешения данных предварительного расследования, ставших ему известными в связи с участием в производстве по уголовному делу в качестве педагога, если он был об этом заранее предупрежден в порядке, установленном ст. 161 УПК;

5) представлять заключение и давать показания в порядке ст. 80 УПК.

11. В случае разглашения данных предварительного расследования педагог может быть привлечен к уголовной ответственности за совершение преступления, предусмотренного ст. 310 УК.

12. В допросе несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего) может принимать участие и его законный представитель.

13. Таким образом, во-первых, прежде чем у лица появится право участвовать в допросе, оно должно стать законным представителем в уголовно-процессуальном смысле этого понятия. Во-вторых, к участию в допросе законный представитель допускается в случае заявления им соответствующего ходатайства, которое должно найти письменное отражение в документе, приобщаемом к материалам уголовного дела. И, наконец, в-третьих, законный представитель вправе принять участие лишь в том допросе, где представляемый им несовершеннолетний свидетель (потерпевший) является допрашиваемым. С одной стороны, это правило позволяет законному представителю заявить ходатайство об участии не только в допросе, но и в очной ставке. С другой стороны, если несовершеннолетний свидетель (потерпевший) приглашен на допрос в ином качестве – не как допрашиваемый, требование законного представителя об участии в таком допросе может быть не удовлетворено.

14. Часть 2 коммент. ст. закрепляет гарантии правдивости показаний, которые будут получены при допросе несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего) “в возрасте до шестнадцати лет”.

15. В ч. 2 коммент. ст. закреплено по крайней мере две обязанности следователя (дознавателя и др.). Во-первых, разъяснить не достигшему 16 лет свидетелю (потерпевшему) его права, предусмотренные ст. 56 или ст. 42 УПК. Во-вторых, обратить его внимание на необходимость говорить правду. После реализации данного правила в протоколе допроса делается отметка о разъяснении свидетелю (потерпевшему) прав, предусмотренных вышеуказанными статьями. В протоколе допроса несовершеннолетнего потерпевшего (свидетеля) следует также отражать факт разъяснения допрашиваемому прав, предусмотренных коммент. ст., а также правил ст. 51 Конституции РФ.

16. Согласно ст. 51 Конституции РФ рассматриваемый нами свидетель (потерпевший) не обязан свидетельствовать против самого себя и близких родственников, круг которых определен п. 4 ст. 5 УПК.

17. Допрашиваемому несовершеннолетнему свидетелю (потерпевшему) должны быть разъяснены все его права и обязанности.

18. Показания не достигших 16 лет свидетелей (потерпевших) могут быть по своему содержанию очень специфичны . Дословное их восприятие не позволяет правильно понять их суть. Иногда лишь использование помощи специалиста, знакомого с детской психологией, поможет правильно понять, что именно хотел сообщить ребенок. В этой связи рекомендуется при допросе несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего) в протоколе допроса фиксировать показания максимально дословно. Не нужно сведения, сообщаемые не достигшим 16 лет свидетелем (потерпевшим), излагать в протоколе своими словами, следует, насколько это возможно, фиксировать те обороты речи, которые он сам употреблял. Соблюдение данного правила позволит получать информацию не только о преступлении, но и об уровне развития свидетеля (потерпевшего). Эти данные позволять правильно оценить его показания.

О психолого-криминалистических особенностях допроса несовершеннолетних свидетелей (потерпевших) см. подробнее: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. М.: Юристъ, 2002. С. 395 – 396; и др.

19. См. также комментарий к ст. ст. 42, 56, 189, 190 УПК .

Более полный комментарий к настоящей статье см.: Рыжаков А.П. Уголовно-процессуальные особенности допроса несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего) на стадии предварительного расследования. Комментарий к ст. 191 УПК; Рыжаков А.П. Допрос: основания и порядок производства: Научно-практическое руководство. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. С. 127 – 285.

Психологические особенности допроса несовершеннолетних

Тактика допроса несовершеннолетних определяется в зависимости от особенностей психики детей и подростков различного возраста. Эта специфика несовершеннолетних (повышенная внушаемость, эмоциональность, неустойчивость поведения, незрелость мышления, склонность к подражанию и фантазии, недостаточность опыта и знаний и т. п.) во многих случаях не позволяет применить в отношении несовершеннолетних такую же тактику, какую следователь избрал бы в аналогичной ситуации при допросе взрослого.

Различные периоды развития детей и подростков характеризуются неодинаковыми степенями доступности для их понимания явлений внешнего мира, и от этого зависит их способность воспроизводить воспринятое в процессе допроса.

В психике подростков 14—15 лет и 16—18-летних юношей и девушек наблюдается существенное различие. Последние во многих отношениях не отличаются от взрослых: они обнаруживают зрелость и самостоятельность в своих оценках, достаточно четко представляют себе обобщенные критерии моральных и иных оценок, уясняют связь частного явления с общим.

Читайте также:
Конышевка - адреса и контакты отделений пенсионного фонда на сегодня

Известно, что социологи и психологи “отмечают” в нашу эпоху общее ускорение (акселерацию) физического и психического развития подростков, которое происходит раньше, чем в прошлом столетии, в среднем на 2—3 года. Поэтому правильно будет исходить из того, что многие из 16—17-летних свидетелей, потерпевших, обвиняемых и подозреваемых могут допрашиваться в основном с применением тех же тактических приемов, которые рекомендуются при допросе взрослого.

Психологические особенности допроса несовершеннолетних

Возрастная периодизация. Психологические особенности развития детей разных возрастных групп. В отечественной психологической науке на основе обобщения педагогического опыта определился следующий подход к возрастной периодизации, в том числе и тех, кто еще не достиг совершеннолетия:

– младенческий возраст (от рождения до одного года);

– раннее детство (от года до трех лет);

– дошкольный возраст (от трех до шести-семи лет);

– младший школьный возраст (от шести-семи до 11 – 12 лет);

– подростковый возраст (от 11 – 12 до 14-15 лет);

– ранний юношеский возраст (от 14-15 до 17-18 лет)’.

Переход от одного возрастного периода к последующему сопровождается так называемыми кризисами развития, обусловленными противоречиями между вновь возникающими потребностями и условиями их удовлетворения, которые уже не устраивают подрастающего ребенка.

Каждому возрастному периоду развития подростка присущи разный круг общения, различные виды ведущих потребностей, отношений с окружающими его людьми, игровой деятельности, увлечений, ценностные ориентации, меняющиеся уровни социального функционирования, интеллекта и развития, направленности личности. Все эти факторы существенно влияют на его сознание, поведение, отношение к происходящему, в том числе к процедуре судопроизводства, что, безусловно, следует учитывать. Независимо от того, в какой бы процессуальной роли ни выступал несовершеннолетний – свидетеля, потерпевшего, подозреваемого или обвиняемого (подсудимого), необходимо иметь в виду, что его поведение во время допроса во многом будет определяться в первую очередь возрастными, интеллектуальными, психическими особенностями развития. Следовательно, содержание, форма, достоверность показаний несовершеннолетних во многом будут зависеть от уровня развития их психики, индивидуально-психологических особенностей личности.

Известно, что дети уже в раннем возрасте (до трех лет) способны к восприятию людей, их действий, воспринимают различные объекты, особенно отличающиеся своей яркостью и необычностью. На собственном опыте они начинают понимать, что значит толкнуть, ударить, драться, и поэтому уже в пятилетнем возрасте ребенок в состоянии выделить наиболее характерные для конфликтной ситуации действия ее участников. Однако выделение этих действий происходит у детей не но их объективной значимости, а по каким-то отдельным, скорее случайным признакам.

Описывая предметы, происходящие явления, ребенок часто прибегает к сравнениям, однако эти сравнения бывают весьма относительны и не точны. Так, воспроизводя детали какого-то события, дети дошкольного и младшего школьного возраста обычно прибегают к довольно неопределенным понятиям (большой – маленький, старый – молодой, далеко – близко и т.п.). Несмотря на уже достаточно большой словарный запас у детей дошкольного возраста, многие из усвоенных ими слов составляют пассивный словарь, поскольку ребенок ими не пользуется, хотя и понимает их. Причем некоторые слова употребляются детьми не в их точном значении, а так, как это принято в семейном кругу, среди знакомых.

Умение строить самостоятельный рассказ появляется у детей около пяти лет. В этом возрасте ребенку легче что-либо узнать (в смысле опознать), чем воспроизвести на вербальном уровне. Дети данной возрастной группы (от трех до семи лет) еще плохо разбираются в причинных связях событий, обычно воспринимают их фрагментарно, нередко дополняя свой рассказ вымыслом на основе собственных представлений.

На протяжении последних десятилетий сложилась традиция приписывать детям дошкольного возраста повышенную склонность к фантазированию и исключительно богатое воображение. Однако, как считают М. М. Коченов и Н. Р. Осипова, специально исследовавшие данный вопрос под углом зрения задач, стоящих перед судопроизводством, повышенная склонность к фантазированию у малолетних свидетелей встречается не так уж часто. Это связано с тем, что содержание и продуктивность воображения ребенка объясняются не только его возрастом, но в значительной мере зависят от его жизненного опыта, который следует также учитывать, оценивая показания с точки зрения влияния па них воображения малолетнего свидетеля.

Кроме того, следует помнить, что дети по сравнению со взрослыми более внушаемы. В контексте рассматриваемых проблем под внушаемостью следует понимать, с одной стороны, склонность подростка к неосознаваемому следованию требованиям других лиц (взрослых, старших сверстников), с другой – податливость его к постороннему воздействию, благодаря которому подросток сознательно рассказывает не то, что помнит, а то, что ему говорят старшие и что они, как ему кажется, хотят от него услышать. Однако рассказы о том, чего не видели сами дети, обычно выглядят значительно более обедненными, схематичными, неестественными, как бы заученными. В подобных случаях, чтобы убедиться в том, что малолетний свидетель говорит по наущению посторонних лиц, следует поинтересоваться: понятно ли ему то, о чем он говорит, и тогда легче будет обнаружить у него вымысел.

В период между 7-10 годами у детей происходят глубокие изменения сознания, мышления, речи, заметно обогащается словарный состав, появляется способность объяснять происходящие события с учетом приобретенного опыта, формируются навыки последовательного изложения событий с большей их детализацией. Увеличивается объем восприятия. Воображение становится богаче и реалистичнее. К 10 годам появляется умение припоминать увиденное или услышанное, хотя подростки до 14 лет все еще не способны логически восстановить событие, выделить в нем главное. Тем не менее в этом возрасте, примерно с 8-10 лет, в разговоре с ними уже можно апеллировать к их чувству долга, осознанию того, что человек должен быть честным, правдивым.

У детей подростковой группы (от 11 до 14-15 лет) значительно расширяются познавательные интересы, растет самосознание, стремление к самостоятельности, самоутверждению; обостряются отдельные черты характера (излишняя самоуверенность, самолюбие, повышенная ранимость, эмоциональная неустойчивость и др.). По достижении 14-летнего возраста считается, что для молодого человека становится очевидной общественная опасность таких преступлений, как убийство, умышленное причинение тяжкого, средней тяжести вреда здоровью, насильственные действия сексуального характера, разбой и некоторые другие. С этого возраста несовершеннолетний, совершивший преступления, перечисленные в ч. 2 ст. 20 УК, подлежит привлечению к уголовной ответственности за них.

Читайте также:
Список отделов ПФР городской округ Кыштым, Челябинская область. Адреса, телефоны, официальный сайт, время приёма

К 16 годам у молодого человека в целом формируется правосознание, в основном (хотя на этом периоде, безусловно, точку ставить ни в коем случае нельзя) завершается процесс социализации личности. Вот почему с этого возраста, согласно действующему законодательству, установлена уголовная ответственность (ч. 1 ст. 20 УК). Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет имеют широкие права самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителей совершать целый ряд гражданско-правовых сделок, несут имущественную ответственность в специально предусмотренных случаях (и. 2, 3 ст. 26 ГК). В связи с этим совершенно справедливо признается, что допросы лиц, достигших 16-17-летнего возраста, целесообразно проводить “в основном с применением тех же тактических приемов, которые рекомендуются при допросе взрослых”.

Общие правила допроса несовершеннолетнего. При подготовке к допросу несовершеннолетнего, если позволяют обстоятельства, рекомендуется заблаговременно получить следующие сведения:

– в каких условиях, в каком окружении живет, воспитывается ребенок (семья, отношения между родителями, их отношения с ребенком и т.д.), с кем он проводит свободное время, посещает ли детские учреждения;

– уровень интеллектуального развития подростка, владения им речью, круг его интересов, любимые занятия, увлечения, способы проведения досуга, занимаются ли с ним родители, его положительные качества;

– насколько наблюдателен, сообразителен ребенок, как учится, с какими трудностями в учебе сталкивается, насколько адаптивен к школьному режиму, информирован об определенных сторонах жизни (с учетом содержания дела и цели предполагаемого допроса);

– не был ли замечен подросток в употреблении алкогольных напитков, наркотических средств, совершении каких-либо неблаговидных поступков;

– какие у него ведущие черты характера, уровень его эмоциональной устойчивости, наличие акцентуированных свойств характера, его отношения со сверстниками, воспитателями, учителями;

– физическое развитие ребенка, не страдает ли он какими-либо дефектами, расстройствами, заболеваниями; их характер и происхождение;

– состояние, в котором находился ребенок во время восприятия интересующих следователя (суд) событий; принимал ли он сам в них участие; с чем это было связано;

– чем занимался, как проводил время подросток после происшедшего события, с кем общался в этот период;

– рассказывал ли он кому-либо о событиях, о которых предполагается его допрашивать; что именно он говорил;

– обсуждались ли взрослыми (родителями и т.п.) эти события в присутствии ребенка.

Место предстоящего допроса выбирается таким образом, чтобы оно не вызывало у ребенка повышенного беспокойства. Самое главное, из чего следует исходить, – создание наиболее доброжелательной обстановки, располагающей подростка к откровенному рассказу о том, что он видел, слышал или в чем принимал участие. Поэтому в проведении допроса предусмотрено обязательное участие педагога или психолога в ходе предварительного и судебного следствия.

Как показывает практика, при выборе педагога, привлекаемого к участию в допросе подростка, иногда целесообразнее приглашать учителя не из того класса, в котором подросток учится, особенно в тех случаях, когда у него серьезные проблемы с поведением. Аналогичный подход к выбору педагога может быть и в случаях допроса несовершеннолетних потерпевших, пострадавших от сексуальных посягательств. По данной категории дел при отборе будущих участников допроса особенно важно учитывать специфику психосексуального становления ребенка, присущую его возрасту обостренную стыдливость, противоречивость мотивации его поведения на допросе (Н. С. Синицына).

При допросе несовершеннолетних подозреваемого, обвиняемого, не достигших возраста 16 лет либо достигших этого возраста, но страдающих психическим расстройством или отстающих в психическом развитии, также обязательно участие педагога или психолога. В подобных случаях не лишним будет приглашение патопсихолога, а возможно и психиатра – специалистов в области пограничных расстройств психики.

С соблюдением тех же правил проводится допрос несовершеннолетних свидетелей при судебном рассмотрении гражданских дел.

Перед допросом свидетели, не достигшие 16 лет, не предупреждаются об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. Им просто разъясняется обязанность правдиво рассказать все известное по делу. Допрос несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего 18 лет, может быть по определению (постановлению) суда проведен в отсутствие подсудимого. Аналогичный порядок, направленный на то, чтобы как можно меньше нанести вреда психике несовершеннолетнего подсудимого, предусмотрен и во время исследования в суде обстоятельств, которые могут отрицательно повлиять на него.

Чтобы несовершеннолетний свидетель мог быстрее освоиться в новой для него обстановке, привыкнуть к незнакомым людям, разговор лучше начинать с сопровождающим его лицом, с педагогом, постепенно вовлекая в процесс общения и ребенка, как бы уточняя у него то, что говорится о нем (М. М. Коченов, Н. Р. Осипова). Чтобы проверить, насколько ребенок освоился с обстановкой, можно спросить его о том, понятно ли ему, где он находится, зачем его сюда привели, что может интересовать следователя (суд).

Очень важно на начальной стадии допроса сформировать у допрашиваемого интерес к предстоящему разговору, желание говорить. При этом можно пояснить ребенку, что от него ждут помощи и она крайне необходима, однако вести себя в подобной ситуации следует достаточно осторожно, чтобы не акцентировать его внимание на чем-то конкретном, что интересует следствие (суд). Поэтому совершенно недопустимы такие речевые обороты в диалоге с подростком, как например:

– Это ты должен помнить.

– Надо вспомнить.

– Ты не мог забыть о том, что.

В подобных ситуациях допрашиваемый, особенно малолетний свидетель, может прибегнуть к вымыслу, чтобы его оставили в покое либо чтобы заслужить одобрение взрослых.

При допросе малолетних свидетелей, потерпевших, вопросы, затрагивающие сформировавшийся у них эмоциональный комплекс, следует чередовать от нейтральных до вызывающих у них положительные эмоции, проявляя особый такт и внимание, особенно к потерпевшим. Об этом следует помнить и при допросе детей, подвергшихся различного рода посягательствам; наблюдавших противоправные, насильственного характера действия своих родителей и т.п.

Продолжительность допроса несовершеннолетних, особенно малолетних свидетелей, потерпевших должна определяться не только задачами, стоящими перед правоохранительными органами, но прежде всего индивидуально-психологическими, возрастными особенностями допрашиваемых. По мнению М. М. Коченова, Н. Р. Осиповой, продуктивно могут давать показания:

Читайте также:
Специальный страховой стаж: порядок исчисления, юридическое значение

– дети 3-5 лет в течение 15-20 мин;

– дети 5-7 лет – в пределах 20-25 мин;

– дети 7-10 лет – от 25 до 35 мин.

Если за это время не все удалось выяснить, следует сделать перерыв в допросе. Более того, в законе специально указано, что допрос несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых вообще не может продолжаться без перерыва более двух часов, а в общей сложности – более четырех часов в день.

Допрос несовершеннолетнего: особенности, тактика, участие психолога и педагога

допрос несовершеннолетнего

В осуществлении правосудия дознавателям порой не обойтись без допроса несовершеннолетних. Он не запрещен законодательством, но требует особого подхода и соблюдения формальностей, пренебрежение которыми может повлечь серьезные проблемы.

Допрос несовершеннолетнего в качестве потерпевшего, свидетеля, обвиняемого или подозреваемого

Людей, не достигших официальной зрелости, разрешено вызывать на допрос только в случаях, если без их показаний в прямом смысле не обойтись и полученная информация от них поспособствует раскрытию дела. При этом дознавателям необходимо учитывать ряд особенностей, присущих этому типу допрашиваемых, которые могут проявляться в виде:

  • сильной эмоциональности, возбудимости, что порой усложняет объективную оценку их показаний;
  • особого волнения;
  • внушаемости (следователю приходится критически относиться к сказанному допрашиваемым, даже если он сам уверен, что говорит правду);
  • ограниченности знаний и жизненного опыта;
  • стремления «не уронить лицо» в коллективе, боязнь быть осужденным или осмеянным товарищами, учителями или родителями.

Так например, несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого УПК не позволяет даже вызвать на допрос обычным способом, применяемым ко взрослым. Повестку вручают законным опекунам (родителям) или представителям официального учреждения, где проживает ребенок или подросток (ст. 188 УПК).

Даже если подростка (в возрасте от 14 до 16 лет) уже задержали по подозрению в возможном участии в преступлении и он был помещен в Изолятор временного содержания или СИЗО, то повестка направляется обычно родителям (или опекунам) подростка, а начальник СИЗО получает требование доставить подозреваемого на допрос, хотя сам допрос может проходить и в СИЗО.

Во многих случаях не обойтись без квалифицированной педагогической или психологической помощи

Допрос в качестве потерпевшего

Закон не устанавливает четких границ по возрасту, начиная с которого юного потерпевшего можно допрашивать. Проводящий дознание отталкивается от целесообразности допроса — так например, если преступление совершено в отношении четырех или трехлетнего малыша, то тут, прежде всего, следует учитывать, понимает ли ребенок происходящее и как он владеет речью. Если он едва научился говорить, ни о каком допросе не может быть и речи.

Другое дело, если ребенок уже осознает происходящее и может критически относиться к своим словам. Помимо ребенка (подростка) на допросе обязан присутствовать педагог или психолог. Это необходимо в случаях, если:

  • вызванному на допрос еще нет шестнадцати;
  • шестнадцать лет уже исполнилось, но допрашиваемый имеет документальное подтверждение психического нездоровья или умственной отсталости.

Обычно для оценки адекватности допрашиваемого назначают специальную психолого-психиатрическую экспертизу.

Если идет речь о половой неприкосновенности детей, участие психолога или педагога необходимо в любом случае!

Допрос в качестве свидетеля

Допрос несовершеннолетних свидетелей проводится только в случаях, если они способны дать внятный ответ на вопросы и у следователя нет возможности получить полную информацию по принципиальным сторонам события от других свидетелей. В данном случае применяются нормы, изложенные в статье 191 Уголовно-процессуального кодекса РФ. Присутствие педагога или психолога обязательно для подростка до 16 лет.

Обычно следователь понимает, что ребенок говорит правду, если рассказ его последователен, прост, если допрашиваемый не сбивается по ходу повествования.

внимание

Необходимо понимать, что ребенок может не всегда правильно понять заданный ему вопрос. Если вы родитель или опекун, следите за тем, чтобы следователь задавал понятные вопросы ребенку.

Дознаватель должен избегать сложных языковых конструкций, спецтерминов и сложноподчиненных предложений. Если речь идет о чем-то сложном, следите за тем, чтобы дознаватель разделил вопрос на несколько более простых.

Непосредственно сама техника допроса не отличается от допроса взрослых свидетелей. Об этом более подробно можно почитать здесь >>>.

Пример №1. Антохина В.К. подала гражданский иск о возмещении вреда здоровью и возмещении морального вреда ее сына, который был избит одноклассниками в школе. Суд принял решение о вызове на допрос в качестве свидетелей учащихся школы, поскольку избиение происходило на их глазах.

Допрос в качестве подозреваемого или обвиняемого

Допрос подозреваемого или обвиняемого подростка может проводиться только с 14 летнего возраста, когда наступает уголовная ответственность, хотя прямо это и не обговорено в законодательстве. Такой допрос проводится в рамках статьи 425 УПК РФ.

Допрос в данном случае технически проводится по тем же принципам, что и допрос взрослых подозреваемых. Об этом можно почитать здесь>>> и здесь>>>.

  • допрос может продолжаться максимум два часа без перерыва и не более четырех часов в день;
  • обязательно участие защитника, который вправе ознакомиться с делом и вносить собственные ремарки касательно корректности составления протокола;
  • допрашиваемого вместе с законным представителем уведомляют о характере проводимой процедуры;
  • в обязательном порядке разъясняются права и обязанности присутствующих на допросе;
  • следователь отмечает, признает ли подозреваемый то, что ему вменяют;
  • как и в случае с допросом потерпевшего и свидетеля (см. выше) на допросе обязан присутствовать педагог или психолог для обвиняемых (подозреваемых) до 16 лет. А если есть психическое расстройство, то эта норма применяется и после 16 лет.
  • ведется протокол допроса.

Почти те же права, что и у законного представителя, есть у педагога или психолога, присутствующего на допросе.

Педагог (психолог) вправе знакомиться с протоколом и задавать вопросы с разрешения следователя или вносить собственные замечания по ходу проводимой беседы.

Протокол ведется по установленному образцу и должен в точности отображать суть проводимой беседы. В этом плане «детский» протокол ничем не отличается от «взрослого». Более детально о протоколе допроса можно посмотреть здесь>>>.

Статья 191 УПК РФ. Особенности проведения допроса с участием несовершеннолетнего

Если без допроса несовершеннолетних не обойтись, следователю приходится учитывать следующие особенности (ст. 191 УПК):

Читайте также:
Страхование сделок с недвижимостью: виды, цена, страховые компании, покупка и продажа квартиры

Опрашиваемых до 16 лет не предупреждают о возможных санкциях, если те откажутся давать показания или сообщат заведомо ложные сведения. Дознаватель просто уведомляет их о необходимости говорить правду (ст. 45, 46 УПК);

Даже если обстоятельства складываются таким образом, что привлечь к допросу несовершеннолетнего гражданина можно, дознавателю не следует забывать, что время у него ограничено. Так например, если человеку уже исполнилось четырнадцать, его все равно можно допрашивать максимум два часа, а в общей сложности — четыре часа в день. На допрос человека возрастом от 7 до 14 лет отводится максимум один час, а граждан, которым еще нет и семи — не более получаса и в общей сложности 60 минут в день.

Другие особенности проведения допроса несовершеннолетнего

Место проведения

Ведущий дознание сам определяет целесообразность места проведения планируемой беседы. Обычно для нее ребенка вызывают в кабинет следователя. Для этого допрашиваемого обязательно вызывают через официальных представителей или администрацию следственного изолятора, где он содержится. В повестке обязательно указывают, в качестве кого собираются допрашивать гражданина.

Продолжительность допроса

Ранее мы уже писали об этом. Тем не менее нужно уточнить несколько деталей, а именно:

  • Допрос несовершеннолетних подразумевает ограничения по времени, даже если следователь считает, что у него есть все основания расспрашивать вызванного дольше. Даже кажущаяся целесообразность и заинтересованность в быстром раскрытии дела не может быть извинительным обстоятельством для нарушения этих ограничений.
  • Если речь идет о совсем маленьком опрашиваемом, которому меньше семи лет, у следователя есть не более тридцати минут на проведение беседы. Если человеку еще нет четырнадцати, времени отводится вдвое больше, но не более двух часов суммарно за день, а если нет шестнадцати — на беседу есть соответственно два часа максимум для однократной беседы или четыре — суммарно.
  • Если проводящий дознание сомневается, что успеет в отведенный промежуток, лучше заранее пригласить квалифицированного детского психолога или педагога, чтобы задавать правильные вопросы и в необходимой, понятной для незрелого опрашиваемого форме. Причем большинство следователей вызывают их даже если опрашиваемому более шестнадцати лет.

Следователь обязан фиксировать на видео проведение допроса подростка. Исключения из этого могут составлять случаи, когда ребенок или его законный представитель возражают против съемки.

внимание

Следователь может фиксировать проведение допроса на видео. Законный представитель или ребенок может отказаться от проведения видеозаписи допроса.

Кто вправе присутствовать

Еще раз обсудим тему участия на допросе родителей и педагогов. На допросе вправе присутствовать:

  • законные опекуны опрашиваемого — мать, отец, законные попечители, либо представители детского дома;
  • педагог или психолог.

Это все. Если есть необходимость в присутствии других лиц (дядя, бабушка и т.д.), следователь решает этот вопрос индивидуально и может отказать.

Также родителей могут и не вызывать, если :

  • проводящий дознание обоснованно подозревает, что они могут давить на ребенка и принуждать его к тому, чтобы он озвучил то, что выгодно им, а не правдиво отобразил события;
  • если речь идет об интимной неприкосновенности ребенка;
  • если у следователя есть основания подозревать родителя в жестокости или недопустимых действиях по отношению к сыну или дочери.

Пример №2: Антошкин А.В. воспитывал девочку 11 лет. Как выяснило следствие отец регулярно прикладывался к бутылке, после чего домогался ребенка и наносил ребенку побои. Тренер по гимнастике обратился в полицию, в отдел по делам несовершеннолетних, где пояснил суть происходящего и что ребенок отказался пояснять природу синяков. Ольгу вызвали вначале на беседу, а после выяснения всех обстоятельств вызвали на допрос в качестве потерпевшего, но повестку передали через тренера, а не через родителя, который подозревался в причинении побоев

Однако всем участникам процедуры следует помнить, что прямого запрета на присутствие родителей на допросе нет даже в этих случаях.

Родители или опекуны несовершеннолетнего могут участвовать в допросе только на основании постановления, которое выносится следователем или прокурором. Это по сути является вашим пропуском на допрос. Если вам немотивированно отказали участвовать в допросе вашего ребенка, то вам должны выдать письменный мотивированный отказ, который можно обжаловать в вышестоящих следственных органах.

Допрос несовершеннолетнего в суде по уголовному делу

Если несовершеннолетний вызван в суд, у судей есть максимум час, чтобы допросить ребенка — подобное действие вызывает большую психологическую и моральную тяжесть для несовершеннолетних.

Уголовно-процессуальное законодательство предписывает опираться в ходе судебного следствия на то, что уже было получено в ходе дознания, по возможности без повторного опроса детей.

Судье обязан проявлять деликатность и вести себя корректно, формулируя вопросы так, чтобы допрашиваемый вообще понимал, о чем с ним говорят и в качестве кого его рассматривают. При этом придется соблюдать следующие формальности:

  • обязательный вызов психолога для допроса человека до четырнадцати лет;
  • запрет допрашивать без законных представителей людей до четырнадцати;
  • если опрашивают свидетеля, которому уже исполнилось шестнадцать лет, ему разъясняют, что будет за отказ давать показания или за сообщения заведомо ложных сведений.
  • для того, чтобы не травмировать психику ребенка, допрос несовершеннолетних потерпевших и свидетелей, не достигших возраста восемнадцати лет, может быть проведен в отсутствие подсудимого.

Иногда судья принимает решение о выводе обвиняемого из зала, чтобы допросить ребенка. Это оформляется соответствующим постановлением с указанием причины удаления. Обычно причиной служит тяжелое психологическое состояние ребенка. По возвращении его ознакомляют с протоколом и заслушанными показаниями.

Также обращаем ваше внимание на следующие моменты:

  • присутствие психолога на судебном заседании обязательно, если допрашиваемому меньше 14 лет или он страдает психологическим расстройством;
  • суд и прокурор вправе задавать вопросы, адаптированные к возрасту и состоянию ребенка;
  • подростку старше 16 лет объясняют его ответственность за отказ или дачу ложных показаний.

Допрос по гражданскому делу (особенности допроса

Никаких возрастных ограничений для допроса по гражданскому законодательству нет. Если речь идет о разводе, важно отталкиваться от законных интересов детей. Суд учитывает мнение ребенка, начиная с 10-ти летнего возраста (ст. 75 Семейного кодекса РФ) при решении вопроса, затрагивающего его интересы (проживание с одним из родителей, порядок общения и т.д.).

Решение о допросе ребенка принимаются исходя из целесообразности и других обстоятельств дела.

Читайте также:
Список отделов ПФР Карабашский городской округ, Челябинская область. Адреса, телефоны, официальный сайт, время приёма

Пример №3. Лукошкин А.В. подал иск о возмещении вреда здоровью, причиненного в результате ДТП. В ДТП пострадало 3 взрослых, а ребенок, находившейся на заднем сидении не пострадал. В этой ситуации ответчик заявил ходатайство о допросе всех, кто находился в поврежденном автомобиле, в том числе и ребенка. Однако Суд отклонил допрос малолетнего ребенка и удовлетворил ходатайство частично: были допрошены только взрослые, поскольку суд счел, что в показаниях несовершеннолетнего нет необходимости. В этой ситуации суд учел психологическое состояние ребенка, которому пришлось пережить аварию.

Права представителя несовершеннолетнего (опекуна)

Законный опекун вправе:

  • знать, на предмет чего опрашивают его подопечного и в качестве кого;
  • присутствовать на оглашении обвинения;
  • знакомиться с протоколом;
  • сопровождать подопечного на допросах;
  • письменно отмечать нарушения проводящего дознание;
  • требовать отвод дознавателя;
  • подавать жалобу на дознавателей.

Также опекуну вменяется в обязанность подтвердить, что допрашиваемый понимает важность процедуры, в качестве кого его привлекли и о чем будет беседа.

Права педагога и психолога

Психолог и педагог обязаны обеспечить сохранность законных интересов опрашиваемых, уберечь их от незаконного давления или причинения им психологической травмы.

Допрос несовершеннолетнего — на что обратить внимание?

Вызвать на допрос несовершеннолетнего до 16 лет можно через родителей или образовательное учреждение. Оповещение о допросе может поступить в виде повестки или по телефону. В повестке будет отображено два имени: ребенка и взрослого.

Если вы считаете, что вашему ребенку может что-то угрожать, обязательно отправьте с ним на допрос квалифицированного защитника — адвоката по делам несовершеннолетних.

Как проходит допрос

Чтобы допрос несовершеннолетнего прошел с наибольшей эффективностью, важно уделить внимание месту его проведения и подготовке. Перед следователем встает ряд вопросов:

  1. Где лучше провести допрос — в месте производства следствия или в знакомой ребенку обстановке. В решении такого вопроса отталкиваются от возраста несовершеннолетнего. Для малышей отдают предпочтение знакомой обстановке, а для подростков от 14 до 16 лет — наоборот. В некоторых ситуациях допустим допрос на месте происшествия: это делается по прошествии большого количества времени после события или чтобы установить точные детали.
  2. Выбрать день и время для допроса. В связи с особенностями детской психики, допрос следует провести как можно скорее. На впечатления от происшествия накладываются новые события, которые со временем вытесняют из памяти прошлые, а особенно, неприятные воспоминания. Также это важно, чтобы ребенок не поддался влиянию взрослого, который имеет выгоду от искажения события.
  3. Составить психологический портрет несовершеннолетнего. Для того чтобы установить психологический контакт с подростком, следователь может до допроса пообщаться с родителями, педагогами. Узнать круг общения, интересы.

В отношении подготовки к допросу несовершеннолетнего важно, чтобы следователь спланировал свое время. Для ребенка недопустимо ожидание в коридоре.

Законом установлены ограничения по времени допроса. Подростка с 14 лет нельзя допрашивать более 4 часов в день. Ребенка до семи лет нельзя допрашивать без перерыва более 30 минут, а в общей сложности — более одного часа. Ребенка в возрасте от семи до четырнадцати лет разрешено допрашивать в течение часа, а с перерывом — не более двух часов.

Сведения, которые получены в ходе допроса, фиксируют в протоколе. По окончании все участники допроса имеют право ознакомиться с документом, внести правки. Сама процедура должна фиксироваться на видео, но при отказе ребенка или родителя этого не произойдет.

Допрос несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля

УПК РФ Статья 191 посвящена правилам, которые нужно соблюдать при допросе несовершеннолетнего. Требования закона:

  1. Присутствие педагога для несовершеннолетних до 14 лет, а с 14 лет — на усмотрение следователя.
  2. Присутствие родителей. Для детей до 14 лет это обязательное требование. При этом, если ребенок стал жертвой домашнего насилия, то присутствие родителей под запретом. Тогда вызывается другой родственник или представитель образовательного учреждения.

Пример. Мать-одиночка Галина Скворцова воспитывает свою девятилетнюю дочь Наталью. Учительница Нина Степановна часто замечала на теле девочки гематомы.

Нину Степановну настораживала замкнутость Натальи, постоянные круги под глазами, что говорило о недостатке сна. Мать девочки была замечена в употреблении алкоголя. Учительница обратилась в полицию, в отдел по делам несовершеннолетних.

Наталью вызвали на допрос в качестве потерпевшей, повестку передали через учительницу, а не родителя, который подозревается в причинении побоев.

Подростки до 16 лет не несут уголовную ответственность за дачу ложных показаний и за отказ от дачи показаний. Перед началом сессии несовершеннолетнему должны разъяснить его права и причину его визита.

Допрос ребенка в суде по уголовному делу

УПК РФ Статья 280 посвящена допросу несовершеннолетнего на этапе судебного следствия. Большую роль играет участие педагога, в статье разъяснена его роль в деле.

Он имеет право задавать вопросы несовершеннолетнему с разрешения судьи. При этом подросток до начала допроса имеет право выбора педагога — знакомого или незнакомого. Это важный момент, потому что при некоторых людях ребенок будет чувствовать себя некомфортно.

Если ребенок стал жертвой насилия, то педагога может заменить психолог, который должен быть того же пола, что и потерпевший.

Участие в процессе родителей допустимо. При допросе несовершеннолетнего родители с разрешения судьи также могут задавать вопросы. При этом недопустимо порицание и давление.

Допрос несовершеннолетнего в целях безопасности по постановлению судьи может проводится в отсутствие подсудимого. То есть подсудимый будет временно удален из зала.

После подсудимого оповещают о показаниях свидетеля, дают возможность задать вопросы. После допроса ребенок и педагог могут уйти с заседания суда с разрешения судьи.

Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого

Если подросток подозревается в преступлении, то правила допроса регулирует УПК РФ, Статья 425. Несмотря на статус подростка в уголовном деле, работа должна проходить в мягкой форме. Допрос проводится в присутствии защиты — адвоката. Он имеет право задавать вопросы, вносить правки в протокол.

В работе с несовершеннолетними до 16 лет обязательно присутствие педагога или психолога. И после 16 лет при наличии психических заболеваний или задержки психического развития — тоже.

Кроме того, педагог может задавать вопросы. Особенно важно, если обвиняемый стесняется или не желает давать показания следователю.

Читайте также:
Куйтун - адреса и контакты отделений пенсионного фонда на сегодня

Педагог, который знаком ребенку, может быстро наладить контакт и положительно повлиять на беседу. После он имеет право ознакомиться с протоколом, делать письменные замечания.

Есть ограничения и по времени. Максимальный лимит в день — 4 часа. При этом через два часа должна быть сделана пауза.

Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.

Новости

Каковы особенности проведения допроса несовершеннолетнего свидетеля?

Каковы особенности проведения допроса несовершеннолетнего свидетеля?

Особенности допроса несовершеннолетнего в административном и гражданском судопроизводстве.
Свидетеля в возрасте до 14 лет, а по усмотрению суда и свидетеля в возрасте от 14 до 16 лет допрашивают с участием педагогического работника, который вызывается в суд.
В случае необходимости вызываются также родители, усыновители, опекун или попечитель несовершеннолетнего свидетеля (по административным делам – при отсутствии у них заинтересованности в исходе дела). Указанные лица могут с разрешения председательствующего задавать свидетелю вопросы, а также высказывать свое мнение относительно личности свидетеля и содержания данных им показаний.
В исключительных случаях, если это необходимо для установления обстоятельств дела, на время допроса несовершеннолетнего свидетеля из зала судебного заседания на основании определения суда может быть удалено то или иное лицо, участвующее в деле, или может быть удален кто-либо из граждан, присутствующих в зале. Лицу, участвующему в деле, после возвращения в зал судебного заседания должна быть предоставлена возможность задать свидетелю вопросы.
Свидетель, не достигший возраста 16 лет, по окончании его допроса удаляется из зала судебного заседания, за исключением случая, если суд признает необходимым присутствие этого свидетеля в зале судебного заседания.

Особенности опроса несовершеннолетнего по делам об административных правонарушениях.
Свидетель обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания.
При опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего возраста 14 лет, обязательно присутствие педагога или психолога. В случае необходимости опрос проводится в присутствии законного представителя несовершеннолетнего свидетеля. Законными представителями несовершеннолетнего являются родители, усыновители, опекуны, попечители или иные лица (организации).

Особенности допроса несовершеннолетнего в уголовном судопроизводстве

Законом не установлено возрастных ограничений для свидетелей. На практике, с учетом возможности малолетних лиц правильно воспринимать важные для дела обстоятельства и воспроизводить их, минимальный возраст несовершеннолетнего свидетеля может начинаться от трех лет.

По общему правилу свидетель вызывается на допрос повесткой, которая вручается под расписку или передается с помощью средств связи. В случае временного отсутствия вызываемого лица повестка вручается совершеннолетнему члену его семьи либо передается администрации по месту его работы или по поручению следователя иным лицам и организациям, которые обязаны передать повестку.
Лицо, не достигшее возраста 16 лет, вызывается на допрос через его законных представителей либо через администрацию по месту его учебы. Иной порядок вызова на допрос допускается лишь в случае, когда это вызвано обстоятельствами уголовного.
Несовершеннолетние в возрасте до 14 лет не могут быть доставлены к следователю или в суд принудительно.
На практике также часто используется возможность проведения допроса в месте нахождения допрашиваемого, например в школе или дома.

Присутствие иных лиц при допросе.
При проведении допроса с участием несовершеннолетнего, не достигшего возраста 16 лет, либо более старшего возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, обязательно участие педагога или психолога. При этом в делах о преступлениях против половой неприкосновенности несовершеннолетнего участие психолога обязательно. Для иных лиц старше 16 лет педагог или психолог приглашается по усмотрению следователя.
Также при проведении допроса вправе присутствовать законный представитель несовершеннолетнего свидетеля, однако следователь вправе не допустить его к участию, если это противоречит интересам несовершеннолетнего, при этом обеспечив участие в допросе другого законного представителя несовершеннолетнего свидетеля.
По общему правилу законному представителю несовершеннолетнего свидетеля предоставляются, в частности, следующие права: заявлять ходатайства (в том числе о применении мер безопасности), приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя и иных уполномоченных лиц и органов.
Равно как и совершеннолетние лица, свидетели, не достигшие 18-летнего возраста, вправе пользоваться помощью адвоката и переводчика.

По общему правилу допрос не может длиться непрерывно более четырех часов, при этом для допроса несовершеннолетних установлено сокращенное время (ч. 2 ст. 187, ч. 1 ст. 191 УПК РФ):
в возрасте до 7 лет – не более 30 минут без перерыва, в общей сложности – не более часа в день;
от 7 до 14 лет – не более часа без перерыва, в общей сложности – не более 2 часов в день;
в возрасте старше 14 лет – не более 2 часов без перерыва, в общей сложности – не более 4 часов в день.

Применение видеозаписи или киносъемки в ходе допроса несовершеннолетнего свидетеля является обязательным, за исключением случаев, если несовершеннолетний либо его законный представитель против этого возражает (ч. 5 ст. 191 УПК РФ).

В допросе в судебном заседании свидетелей в возрасте до 14 лет, а по усмотрению суда и в возрасте от 14 до 18 лет, участвует педагог. Допрос несовершеннолетних потерпевших и свидетелей, имеющих физические или психические недостатки, проводится во всех случаях в присутствии педагога.
При необходимости для участия в допросе несовершеннолетних вызываются также их законные представители, которые могут с разрешения председательствующего задавать вопросы допрашиваемому. Допрос свидетеля, не достигшего возраста 14 лет, проводится с обязательным участием его законного представителя.
Суд не вызывает несовершеннолетнего потерпевшего, свидетеля для допроса в судебном заседании и оглашает его показания, ранее данные при производстве предварительного расследования, если они были получены с применением видеозаписи или киносъемки, материалы которых хранятся при уголовном деле. Так же как на досудебной стадии, свидетели в возрасте до 16 лет не предупреждаются об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний, однако им разъясняется необходимость давать правдивые показания.

Особенности допроса малолетних и несовершеннолетних граждан

Муниципальный район “Абыйский улус (район)”

Авторизация через ЕСИА временно не доступна в связи с обновлением системных компонентов, при этом все инструменты Портала доступны без авторизации ЕСИА

Читайте также:
Пенсионный фонд в Шарье: особенности деятельности, режим работы, адрес

Logo

Могут ли допрашивать несовершеннолетнего без родителей?

Могут ли допрашивать несовершеннолетнего без родителей?

Допрос детей, не достигших возраста 18 лет, — это процесс, особенности проведения которого прописаны в статьях 191 и 280 Уголовно-процессуального кодекса, в статье 179 Гражданско-процессуального кодекса и статье 25.6 Кодекса об административных правонарушениях. Законом регламентируется, имеют ли право допрашивать несовершеннолетнего без родителей следственные органы, и в каких случаях это возможно.

Из-за психологических и нравственных особенностей раннего возраста несовершеннолетних их допрашивают по особым правилам.

Почему к допросу несовершеннолетних предъявляют особые требования

Если малолетние свидетели не являются подозреваемыми или потерпевшими, к их допросу прибегают только в крайних случаях. Правовая практика показывает, что:

  • подобные события вызывают у детей большой стресс;
  • несовершеннолетние легко внушаемы, поэтому к их показаниям относятся с осторожностью;
  • несовершеннолетние, особенно в стрессовой ситуации, быстрее забывают произошедшие события и подробности, связанные с ними;
  • подростки могут давать неправдивые показания из-за страха выглядеть плохо в глазах своих сверстников или из-за того, что стыдятся событий, которые произошли.

Любая из этих особенностей или они все вместе могут значительно влиять на достоверность информации, полученной от несовершеннолетних детей в ходе допроса.

Особенности допроса несовершеннолетних

Вызов на допрос несовершеннолетнего без присутствия родителей в правоохранительные органы или в суд обычно осуществляют через законных представителей ребенка. Однако, по УПК РФ, вызов на допрос могут направить не только через родителей, но и через администрацию школы. Вручить повестку лично в руки несовершеннолетнему или вызвать на допрос по телефону допускается только в том случае, когда требуется явиться немедленно (или если есть предположение, что общение с законными представителями может повлиять на правдивость показаний).

Уголовно-процессуальный кодекс установил следующие правила проведения допроса несовершеннолетних:

  • при допросе ребенка до 16 лет или ребенка старше, но страдающего психическими расстройствами, обязательно присутствие педагога или психолога;
  • в возрасте допрашиваемого от 16 до 18 лет вопрос об участии на допросе педагога решается судом или следственными органами;
  • в качестве педагога приглашают лицо с соответствующим высшим образованием, не заинтересованное в исходе дела;
  • допрос детей до 7 лет нельзя проводить без перерыва больше получаса, в общей сложности допускается допрашивать не дольше часа в день;
  • в возрасте от 7 до 14 лет допрос длится без перерыва не больше часа, а в общей сложности не дольше двух часов в день;
  • допрос детей старше 14 лет проводят не дольше двух часов, в общей сложности не больше четырех часов в день;
  • несовершеннолетних до 16 лет не предупреждают об ответственности за дачу ложных показаний и за отказ от дачи показаний, но разрешено указывать им на необходимость говорить правду.
Может ли полиция допрашивать несовершеннолетнего без родителей

Законом закреплен порядок проведения допроса и указано, кто и в каких случаях может на нем присутствовать. В 280 статье УПК РФ говорится, что допрос потерпевшего или свидетеля, не достигшего 14 лет, проводится с обязательным участием его законного представителя (если проводится следственный опрос несовершеннолетнего без родителей в школе, родители вправе написать жалобу в прокуратуру, ссылаясь на эту статью). Если присутствие родителей или одного из них противоречит интересам ребенка (ребенок — свидетель или потерпевший в ситуации, где замешаны его родители), пунктом 3 статьи 191 УПК РФ допускается опрос несовершеннолетнего без родителей в полиции. Но даже в этом случае следователь обязан найти другого законного представителя, который будет участвовать при допросе.

В случае незначительных административных нарушений допрос свидетеля, не достигшего 14 лет, проводится, при необходимости, в присутствии законного представителя (статья 25.6 КоАП РФ). Из этого следует, что в подобных ситуациях следователи могут провести допрос и без родителей, но с обязательным участием психолога или педагога.

Полиция в работе с несовершеннолетними придерживается указаний уголовно-правового кодекса. В общем случае, допрос ребенка без родителей (например, допрос ребенка без родителей в школе) допускается только после оповещения родителей и с их согласия на подобные действия.

Может ли участковый допрашивать несовершеннолетнего опекаемого в качестве свидетеля без опекуна

Статьей 191 УПК РФ предусмотрено, что при проведении допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста шестнадцати лет, обязательно участие педагога или психолога. При производстве указанных следственных действий с участием несовершеннолетнего, достигшего возраста шестнадцати лет, педагог или психолог приглашается по усмотрению следователя. Указанные следственные действия с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля в возрасте до семи лет не могут продолжаться без перерыва более 30 минут, а в общей сложности – более одного часа, в возрасте от семи до четырнадцати лет – более одного часа, а в общей сложности – более двух часов, в возрасте старше четырнадцати лет – более двух часов, а в общей сложности – более четырех часов в день. При производстве указанных следственных действий вправе присутствовать законный представитель несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля. Т.е участие законного представителя не обязательно, но при желании стоит и необходимо на этом настаивать и отказать Вам не имеют права. Кроме того, без письменного поручения следователя (ст. 38 УПК РФ), участковый не имеет право вообще никого допрашивать, только получить объяснение.

При получении объяснения, в соответствии со ст. 144 УПК РФ, лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, и обеспечивается возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, в том числе права не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников. Соответственно, должны соблюдаться и требования, предусмотренные ст. 191 УПК РФ, т.е. присутствие педагога или психолога (как при допросе).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: