Обязателен ли военный билет при приеме на работу в 2022 году

Как с 08.01.2022 вести в организации воинский учёт: новая Инструкция

Особое направление работы кадровика (или выполняющего его функции бухгалтера) в любой организации – ведение документов воинского учёта (карточек) в отношении работников. С 8 января 2022 года приказ Министра обороны РФ от 22.11.2021 № 700 утвердил новую Инструкцию по воинскому учёту в организации. Из этой статьи узнаете, как её применять и какие есть изменения по сравнению с прежним регламентом.

Новый регламент по воинскому учёту для работодателей

С 8 января 2022 года вступил в силу приказ Министра обороны РФ от 22.11.2021 № 700, который утвердил новую Инструкцию об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учета (далее – Инструкция МО № 700).

Одновременно с указанной даты утратил силу прежний аналогичный приказ – от 18 июля 2014 года № 495.

По закону организации и их должностные лица ведут и хранят учетные документы граждан, поставленных на воинский учет, в порядке, определяемом Министерством обороны РФ (подп. «б» п. 31 Положения о воинском учете, утв. постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719).

Что регламентирует Инструкция МО № 700

Она, в частности, определяет:

  • перечень, формы документов воинского учета, порядок их хранения, заполнения, выдачи и замены;
  • перечень, формы документов первичного воинского учета, по которым происходит воинский учет граждан в органах местного самоуправления, порядок их хранения и заполнения;
  • перечень, формы документов воинского учета, по которым ведут воинский учет граждан в организациях, порядок их хранения и заполнения;
  • порядок сверки сведений о воинском учете в документах организаций со сведениями военкоматов и/или местных властей;
  • показатели, по которым оценивают деятельность организаций по ведению воинского учета, и критерии оценки.

Изменения с 2022 года и на что обратить внимание

Основное новшество в том, что с 08.01.2022 организациям нужно заводить на работников специальные отдельные карточки по воинскому учету.

Форма и заполнение карточек воинского учёта

На каждого работника-призывника или военнообязанного нужно вести Карточку гражданина, подлежащего воинскому учету в организации. Это обязательная с 2022 года Форма № 10, которая приведена в Приложении № 22 к Инструкции МО № 700.

Она имеет лицевую, оборотную стороны и формат 210 × 297 мм.

Отметим, что до 08.01.2022 Минобороны рекомендовало в Методических рекомендациях по ведению воинского учета в организациях (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017) для воинского учета вносить сведения в личные карточки работников по унифицированной форме Т-2. Теперь же для этого предназначен отдельный бланк.

В карточках воинского учёта нужно отражать, в том числе:

  • личные данные работников;
  • сведения о воинском учете;
  • о приемах и об увольнениях.

Заполнять карточки нужно на основании удостоверений призывников и военных билетов (или документов, которые заменяют военный билет).

Остальные сведения можно уточнить у самих работников. В частности, об образовании, месте работы, должности, месте жительства/пребывания (на срок более 3-х месяцев), семейном положении.

Непосредственно порядок и правила заполнения всех реквизитов и разделов карточки воинского учёта с 2022 года регламентирует п. 33 Инструкции МО № 700.

Карточку воинского учёта заполняют чернилами (шариковой ручкой) черного, фиолетового или синего цвета четким, разборчивым почерком без помарок и неустановленных сокращений. Или заполняют в электронном виде и обязательно распечатывают.

Записи о семейном положении, адресе места жительства (пребывания), в том числе фактического, номере телефона делают карандашом.

Хранение карточек воинского учёта

Карточки на принятых на работу надо хранить в картотеке в алфавитном порядке по следующим именно так нумеруемым разделам:

  1. Офицеры запаса.
  2. Солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики и мичманы запаса.
  3. Военнообязанные запаса женского пола.
  4. Призывники.

Если на предприятии на воинском учете стоит более 500 сотрудников, карточки работников с мобилизационными предписаниями и отметками об их вручении в военных билетах нужно помещать в 5-й раздел картотеки. Там их необходимо разложить по номерам команд (партий) на основании данных из пункта 7 разд. II карточки «Сведения о воинском учете», а в них – в алфавитном порядке.

Хранить отдельно (в любом порядке) нужно следующие карточки:

КАТЕГОРИЯ РАБОТНИКОВ КАК ДЕЙСТВОВАТЬ
Снятые с воинского учета Хранят отдельно от картотеки до очередной сверки с военкоматом или органом местного самоуправления и после уничтожают с составлением акта об этом
Кто встал на учет по месту пребывания на срок более 3-х месяцев или по месту жительства (пребывания), не подтвержденному регистрацией Выделяют в отдельные группы и раскладывают в порядке, удобном для работы с ними

Формировать и хранить новые карточки воинского учёта нужно и в бумажном, и электронном виде! (п. 32 Инструкции МО № 700).
Вносить какие-либо изменения в базу данных электронных карт, а также распечатывать их может только работник, ведущий воинский учет в организации.

Читайте также:
Список отделов ПФР Родионово-Несветайский район, Ростовская область. Адреса, телефоны, официальный сайт, время приёма

Сверка данных

По закону работники, ведущие воинский учет в организациях, помимо прочего, сверяют не реже 1 раза в год сведения о воинском учете в своих документах с данными военных комиссариатов и/или органов местного самоуправления.

Военкоматы и местного власти с 2022 года сверяют данные по новым карточкам. Сам порядок сверки аналогичен прежнему.

Учтите, что в ходе оценки деятельности организации по ведению воинского учета проверяют, в том числе достоверность сведений в карточках работников (п. 54 Инструкции МО № 700).

Обязателен ли военный билет при приеме на работу?

Военный билет при приеме на работу требует кадровая служба предприятия для заключения трудового договора. Чем грозит прием на работу без военного билета – об этом мы также расскажем в нашей статье.

Для чего нужен военный билет при приеме на работу

Законность требований работодателя в полной мере подтверждается ст. 65 ТК РФ, которой утвержден список документов, необходимых для заключения трудового договора с потенциальным сотрудником. В этом перечне отдельной строкой прописаны документы воинского учета, к которым относятся:

  • для военнообязанных граждан, состоящих в запасе, — военный билет или выданное вместо него удостоверение;
  • для призывников — удостоверение гражданина, подлежащего призыву на службу.

Подробнее об условиях заключения трудовых договоров см. в статье «Порядок заключения трудового договора (нюансы)».

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В некоторых случаях вместо военного билета при приеме на работу соискатель приносит справку из военкомата. Такие справки выдаются военнообязанным гражданам РФ, достигшим 27 лет, но не прошедшим военную службу по призыву, и становятся полноценной заменой основного военно-учетного документа (п. 5.1 ст. 8 закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ).

Какие страницы военного билета должны быть в личном деле сотрудника

Государство периодически проверяет порядок ведения кадрового учета, как и любую другую сферу деятельности, на соответствие действующему законодательству. Трудовая инспекция, основной контролирующий орган в этом направлении, проводит проверку личных дел работников, куда среди прочих бумаг подшивается копия военно-учетного документа.

Сам по себе военный билет довольно объемен, поэтому вопрос о возможности ксерокопирования его отдельных страниц довольно актуален для работников кадровых служб.

Итак, копия обязательно должна содержать следующие сведения:

  • решение призывной комиссии;
  • отметку о прохождении военной (или альтернативной) службы;
  • информацию о звании, его классе;
  • информацию о присвоенных наградах;
  • данные о ранениях;
  • сведения о присутствии на воинских сборах, в запасе;
  • отметки о приеме либо снятии с воинского учета;
  • антропометрические данные.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Кадровик должен знать, что военные билеты при приеме на работу бывают двух видов. Одни оформляются на военных кафедрах (билет офицера запаса), другие — непосредственно в воинских частях. Порядок расположения информации в них разный, поэтому нужно быть предельно внимательным во избежание административных наказаний за отсутствие военного билета при приеме на работу.

Какие документы должны быть у соискателя? Оформите пробный бесплатный доступ к «КонсультантПлюс» и получите полный перечень документов, без которых нельзя принять работника на работу.

Чем грозит отсутствие военного билета

Необоснованный отказ в трудоустройстве может стать причиной обращения соискателя в суд или подачи жалобы в инспекцию по труду. Однако в случае непредставления работником хотя бы одного документа, указанного в ст. 65 ТК РФ, отказ работодателя в приеме на работу будет правомерным.

Подробнее о правомерности отказов в приеме на работу см. в статье «Правовые последствия незаконного увольнения с работы».

Заключение трудового договора с работником, не предъявившим военный билет, — нарушение трудового законодательства, за совершение которого предусмотрена административная ответственность по п. 4 ст. 5.27 КоАП РФ. Кроме того, это повлечет за собой еще одно правонарушение, которое регулируется п. 3 ст. 21.4 КоАП РФ: в отсутствие билета (или подобного документа) работодатель не сможет подать сведения в военкомат.

ВАЖНО! Наказание, предусмотренное п. 3 ст. 21.4 КоАП РФ, представляет собой административный штраф в размере от 1 до 5 тыс. руб., налагаемый на руководителя организации или должностное лицо, отвечающее за военно-учетную работу. Нарушение п. 4 ст. 5.27 КоАП РФ повлечет за собой административный штраф, размер которого для должностных лиц составит от 10 до 20 тыс. руб., для ИП — от 5 до 10 тыс. руб., а для юрлиц — от 50 до 100 тыс. руб.

Итоги

Вопрос о предъявлении военного билета при приеме на работу в полной мере регулируется действующим законодательством, а именно ТК РФ. Официальные трудовые отношения можно оформить только при его наличии (или аналогичного документа), поскольку ни один работодатель не захочет иметь проблемы с законом и оплачивать значительные суммы штрафов.

Читайте также:
Как оформить визу в Сингапур в 2022 году: документы, цены, заполнение заявления

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Можно ли принять на работу сотрудника без военного билета

Прием на работу без военного билета — это нарушение закона. Трудовым кодексом предусмотрено обязательное предоставление документов о воинском учете при устройстве на работу. Если вы хотите проверить, примут ли на работу без военного билета, и откажетесь предоставить такой документ, то ваш работодатель будет обязан сообщить об этом в комиссариат. Более того, с февраля 2019 года у работодателей появились новые обязанности — они будут обязаны вручать работникам, не состоящим на воинском учете, направления в военкоматы, а также уведомлять соответствующие органы о лицах, не вставших на учет. Тем ИП и юрлицам, кто откажется работать по новым правилам, уже грозят штрафы.

Кадровики часто сталкиваются с ситуацией, когда прошедший отбор соискатель при оформлении на работу сообщает, что какие-либо документы воинского учета у него отсутствуют. Можно ли принять на работу без военного билета в 2019 году, влияет ли военный билет при устройстве на работу?

Потенциальных кандидатов также волнуют вопросы: берут ли на работу без военного билета, можно ли устроиться на работу без военного билета после 27 лет, а после 50? Сейчас объясним все нюансы.

Что говорит закон: обязателен ли военный билет при приеме на работу

При принятии решения о приеме на работу претендента без соответствующих документов (если нет военного билета при приеме на работу) юридическое лицо обязано руководствоваться следующими источниками права:

  1. Трудовой кодекс РФ.
  2. ФЗ от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
  3. Положение о воинском учете, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719.
  4. Приказ министра обороны РФ от 02.10.2007 № 400 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 № 663».
  5. Кодекс об административных правонарушениях РФ (ст. 5.27, 21.4).
  1. Удостоверение гражданина, подлежащего призыву на службу, так называемое приписное свидетельство, или, кратко, приписной, выдается гражданам РФ, первоначально поставленным на воинский учет, под личную подпись.
  2. Военный билет выдается всем мужчинам, а также другим военнообязанным лицам: пребывающим в запасе, прошедшим альтернативную гражданскую службу, женщинам, имеющим военно-учетные специальности (связь, медицина и т. п.).

В паспортах граждан РФ производятся отметки об их отношении к воинской обязанности по образцам, установленным МО РФ.

Если у работника нет военного билета, что делать? Правовой анализ указанных источников права и существующей практики показывает, что в настоящее время существуют противоположные по своей сути позиции о том, нужен ли военный билет для устройства на работу.

Работодателю придется докладывать обо всех гражданах, принятых на работу и подлежащих учету в военкомате, и принимать необходимые меры к постановке их на учет. В случае трудоустройства без военного билета, если сотрудник не хочет самостоятельно становиться на учет, работодатель также обязан сообщить об этом факте в военкомат. Помимо этого, в обязанности работодателя входят ответы на соответствующие запросы военкоматов, которые нужно давать в течение двух недель.

Подробнее о том, как организовать на предприятии систему воинского учета

В соответствии с редакцией Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ, которая вступила в силу с 17.02.2019, граждане обязаны состоять на воинском учете по месту жительства, по месту пребывания или по месту их фактического проживания (поправки внесены Федеральным законом от 06.02.2019 № 8-ФЗ). То есть неважно, есть у гражданина регистрация или ее нет, он обязан обратиться в местный военкомат и встать на учет, если он переехал в другой регион и проживает там более 3 месяцев.

Кроме того, поправки предусматривают новые обязанности для работодателей. В частности, если кадровик обнаружит отсутствие военного билета при приеме на работу, то он должен:

  • направить в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведения о выявлении граждан, не состоящих на воинском учете, но обязанных состоять;
  • вручить гражданам, не состоящим на воинском учете, но обязанным состоять, направление в военный комиссариат для постановки на воинский учет в соответствии с абз. 1 и 3 п. 2 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ.

Оборотная сторона

Напомним, что ответственное лицо работодателя, не предоставившего в военкомат сведения о приеме на работу военнообязанных граждан, может быть привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ. Штраф по ней составляет от 300 до 1000 рублей.

Отказ в заключении контракта

Поскольку военный билет обязателен при приеме на работу, то если соискатель не хочет предоставлять этот документ, наниматель имеет право отказаться от заключения трудового договора. Судебная практика подтверждает право такой позиции на существование. Оснований для привлечения юридического лица к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, при этом не имеется.

Читайте также:
Список отделов ПФР Сковородинский район, Амурская область. Адреса, телефоны, официальный сайт, время приёма

В соответствии с ч. 1 ст. 65 ТК РФ, военнообязанные и лица, подлежащие призыву, при трудоустройстве обязаны предъявить документы воинского учета. А в соответствии с ч. 2 ст. 22 ТК РФ, наниматель должен соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

Отсутствие у работодателя соответствующих документов о сотрудниках потенциально может быть классифицировано как нарушение им требований трудового законодательства. Юридическое лицо может быть привлечено к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Поэтому если у сотрудника нет военного билета, что делать — руководитель организации должен решить самостоятельно: отказаться от специалиста или принять его.

Оформление на работу без военного билета

Часто кадровики спрашивают: если у сотрудника нет военного билета, можем ли принять на работу такого человека? Ээто не запрещено. Если вы знаете, что нет военного билета, это не повод отказать в приеме на работу. Но при заключении трудового договора работодателю следует:

  1. Объяснить, нужен ли военный билет для работы конкретному работнику, и почему.
  2. Получить в день приема письменное объяснение от соискателя, по каким причинам он не предоставил документы воинского учета. Возможно, он просто не знал, требуется ли военный билет при устройстве на работу или еще не оформил его, если, например, получил гражданство РФ недавно. Также не исключено, что у человека имеется временный военный билет для устройства на работу, который выдают взамен обычного документа, если последний утрачен, испорчен, нуждается в замене по иным причинам.
  3. Сообщить кандидату о том, что сведения о трудоустройстве без соответствующих документов будут переданы в военкомат.
  4. Проинформировать военкомат о заключении трудового договора с гражданином, не имеющим соответствующих документов.

Кого запрещено брать на работу без военного билета

В некоторых случаях вопрос, можно ли принять на работу мужчину без военного билета, не стоит. Потому что, в соответствии с ст. 65 Трудовым кодексом РФ, военнообязанные и лица, подлежащие призыву на военную службу, при заключении трудового договора должны предъявить работодателю документы воинского учета.

К таким категориям граждан относятся:

  • лица, входящие в группу военнообязанных. Призывной возраст — 18-27 лет. Возникает вопрос: нужен ли военный билет при устройстве на работу после 27 лет;
  • соискатели мужского пола от 27 лет. Призывной возраст прошел, но гражданин может быть призван в случае необходимости. Нужен ли военный билет при приеме на работу после 27 лет? Да;
  • резерв. Это граждане в возрасте от 50-65 лет, имеющие звание, предполагающее нахождение в резерве. Нужен ли военный билет при устройстве на работу после 50 лет? Да, для военного контингента.

Какие страницы военного билета надо посмотреть

  • запись комиссии призыва;
  • отметки о службе и демобилизации;
  • сведения о присвоенном звании, наградах и т. д.;
  • отметка о запасе и военных сборах;
  • антропометрические данные;
  • отметки о постановке на учет и снятии с него;
  • серия и номер военного билета, № в/части, где проходила служба.

Онлайн профпереподготовка «Бухгалтер на УСН» с дипломом на 250 ак.часов. Научитесь всему новому, чтобы не допускать ошибок. Обучение онлайн 2 месяца, поток стартует 1 марта.

Что делать с военным билетом после 27 лет?

Мне 26 лет, я живу в Москве, хотя зарегистрирован в Магнитогорске. Там же состою на воинском учете. Скоро мне исполнится 27 лет и я не буду подлежать призыву. Хочу уточнить, как получить справку или военный билет.

На протяжении всех призывов, начиная с 17 лет, повесток я не получал. Последние четыре года вообще не живу по месту регистрации, но приписное свидетельство у меня на руках. В 2011—2012 годах проходил медицинское обследование и с результатами ходил в военкомат. Хотел, чтобы меня признали негодным по медицинским показаниям, но забросил это дело: диагноз оказался несерьезным.

Расскажите, пожалуйста, что мне грозит с юридической точки зрения: административная или уголовная ответственность? Как себя вести при обращении в военкомат после 27 лет, через что придется пройти и как к этому подготовиться?

Военную службу не признаю, считаю бесполезным государственным институтом, но от призыва целенаправленно не уклоняюсь.

Максим, могу сказать, что в большинстве случаев, если призывнику исполнилось 27 лет, он может смело приходить в военкомат. Как правило, максимум, что требует военный комиссар, — это написать объяснительную.

Но каждый случай индивидуален, в том числе и ваш. Я расскажу, какие моменты нужно будет учесть.

Читайте также:
Список отделов ПФР Конаковский район, Тверская область. Адреса, телефоны, официальный сайт, время приёма

Что такое военная служба по призыву

Любого гражданина России мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет могут призвать на военную службу на один год.

В течение этого года он научится обращаться с оружием и получит воинскую специальность. Такая система позволяет не содержать дорогостоящую контрактную армию. Каждый мужчина за год получает определенный уровень военной подготовки, после чего его зачисляют в запас. Если он понадобится государству, его в любой момент снова призовут на службу.

Есть категории граждан, которые призыву не подлежат или имеют отсрочку от него. Это студенты очной формы обучения, аспиранты, лица, признанные медицинской комиссией негодными или ограниченно годными к военной службе, депутаты и те, кто отбывает наказание в местах лишения свободы или находится под следствием. Но, судя по вашему письму, вы ни под одну из этих категорий не попадаете.

За уклонение от призыва предусмотрена уголовная ответственность. Если у человека нет оснований для отсрочки и он скрывается от сотрудников военкомата, его могут оштрафовать на сумму до 200 тысяч рублей или лишить свободы на срок до двух лет.

Если человек не сообщает в военкомат об изменении места жительства, семейного положения, о переезде или выезде за границу на срок более шести месяцев, за это предусмотрена только административная ответственность и штраф от 100 до 500 рублей.

Когда к уголовной ответственности не привлекают

В 2008 году Пленум Верховного суда России разъяснил, как рассматривать уголовные дела тех, кто уклоняется от военной службы. По его мнению, призывник не обязан по собственной инициативе и без повестки являться в военкомат.

Логика такая: инициатива по призыву гражданина должна исходить от военного комиссариата. Если гражданин знал о призыве и целенаправленно скрывался от него, его можно привлечь к уголовной ответственности. Но если гражданин не получал повестки и именно поэтому не приходил в комиссариат, он не несет ответственности в связи с неявкой.

Повестку вручают под расписку и только сотрудники военного комиссариата. Ее нельзя передать через знакомых или вручить соседу с просьбой передать призывнику. Это считается ненадлежащим уведомлением: если так сделать, то привлечь человека к ответственности за неявку в призывной пункт не получится.

Что делать в вашем случае

Вы в 17 лет получили приписное свидетельство и пытались пройти медкомиссию. В ваших действиях признаков умышленного уклонения от призыва нет. Единственное слабое место — смена места жительства. Четыре года назад вы переехали из Магнитогорска в Москву и не уведомили об этом военкомат. Когда вы явитесь в военкомат по месту постоянной регистрации, вас попросят обосновать причины переезда и неявки в объяснительной записке на имя военного комиссара. Многие считают это простой формальностью, но именно по объяснительной судят о мотивах неявки в военный комиссариат.

Возможные последствия могу пояснить на примере. Допустим, человек не являлся в военкомат до 27 лет. А потом написал в объяснительной: я пацифист, служить не хотел, поэтому спрятался в соседнем городе. Сейчас меня призвать уже нельзя, поскольку возраст не позволяет. Такого человека точно не призовут, но вот уголовное дело возбудить могут: судя по объяснительной, человек уклонялся умышленно.

А вот если в объяснительной будет сказано, что вы ждали повестки, чтобы решить вопрос на законных основаниях, например в суде, но не дождались, это другое дело. Вы ни от кого не скрывались. Да, сменили место жительства, но при этом были официально трудоустроены, возможно, оформляли временную регистрацию по месту пребывания, меняли документы: паспорт, права. Военкомату никто не препятствовал направить запросы во все инстанции и узнать, где вы находитесь. Если военкомат этого не сделал — это уже не ваша забота.

Сотрудники военкомата могут попросить у вас копию трудовой книжки. Дело в том, что работодатели обязаны ставить в известность военкомат о работающих у них мужчинах призывного возраста. Если работодатель этих сведений не предоставил — это тоже не ваша вина.

Что писать вам, зависит от вашей конкретной ситуации. Но я рекомендую отнестись к написанию объяснительной очень серьезно.

Военный билет вам все равно не выдадут

С 2014 года тем, кто не служил в армии, вместо военного билета выдают справку установленного образца. Она не накладывает никаких ограничений на владельца. Если справки нет, это не может служить основанием, например, для отказа в продвижении по службе или в приеме на работу.

Есть только одно ограничение: не отслужившие в армии лица без законных на то оснований не могут состоять на государственной гражданской службе в течение десяти лет.

Читайте также:
Материальная помощь при расчете среднего заработка в 2022 году

Но это ограничение распространяется на тех, кто поступил на госслужбу после 1 января 2014 года. Если вы устроились на государственную службу до этой даты, вас нельзя за это уволить.

  1. Если вас не призвали на срочную службу до 27 лет, призвать уже не смогут.
  2. Военный билет вам не выдадут. Вместо него получите справку установленного образца.
  3. Серьезно отнеситесь к написанию объяснительной в военкомате. От того, что вы напишете, будет зависеть толкование ваших действий.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.

Обязателен ли военный билет при приеме на работу в 2022 году

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Новости и аналитика Правовые консультации Трудовое право Работник (призывник) работает с 01.09.2017. У работника имеется удостоверение призывника (принят на воинский учет 22.03.2010). Сотрудник является молодым специалистом, переехал на работу из другой местности, на воинский учет по новому месту жительства не вставал, о смене работы не уведомлял, повестки в военный комиссариат игнорировал. Работодатель об этом работнике (призывнике) не сообщал в военкомат по месту работы, т.к. он был нужен для участия во всероссийских соревнованиях. Работнику исполнилось 27 лет 25.12.2020. Какие действия необходимо предпринять работнику и работодателю? Обязательно ли нужно работнику обращаться в военкомат по месту жительства о принятии его на учет? Будет ли работник оштрафован (и какой размер штрафа), если обратиться в военкомат о зачислении его в запас ВС РФ и выдачи справки или военного билета? Будет ли оштрафован (и какой размер штрафа) работодатель, если предоставит в военкомат сведения о работнике, который уже работает?

Работник (призывник) работает с 01.09.2017. У работника имеется удостоверение призывника (принят на воинский учет 22.03.2010). Сотрудник является молодым специалистом, переехал на работу из другой местности, на воинский учет по новому месту жительства не вставал, о смене работы не уведомлял, повестки в военный комиссариат игнорировал. Работодатель об этом работнике (призывнике) не сообщал в военкомат по месту работы, т.к. он был нужен для участия во всероссийских соревнованиях. Работнику исполнилось 27 лет 25.12.2020.
Какие действия необходимо предпринять работнику и работодателю? Обязательно ли нужно работнику обращаться в военкомат по месту жительства о принятии его на учет? Будет ли работник оштрафован (и какой размер штрафа), если обратиться в военкомат о зачислении его в запас ВС РФ и выдачи справки или военного билета? Будет ли оштрафован (и какой размер штрафа) работодатель, если предоставит в военкомат сведения о работнике, который уже работает?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Работодателю следует проинформировать соответствующий военный комиссариат о заключении трудового договора, а также о факте неисполнения принятым на работу лицом обязанностей в области воинского учета. Вместе с тем руководитель или другое ответственное за военно-учетную работу должностное лицо организации не могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ в связи истечением срока давности.

Обоснование вывода:
Прежде всего отметим, что в соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ “Об обороне” (далее – Закон N 61-ФЗ), подп. 11 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 26.02.1997 N 31-ФЗ “О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации” (далее – Закон N 31-ФЗ), Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе” (далее – Закон N 53-ФЗ) все организации, независимо от форм собственности, обязаны вести воинский учет работников.
Частью первой ст. 65 ТК РФ предусмотрено, что военнообязанные и лица, подлежащие призыву на военную службу, при приеме на работу предъявляют работодателю документы воинского учета.
Согласно п. 28 Положения о воинском учете, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (далее – Положение), документами воинского учета, на основании которых ведется воинский учет, являются:
а) удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, – для призывников;
б) военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) или справка взамен военного билета – для военнообязанных.
Таким образом, в рассматриваемом случае гражданин, поступающий на работу, обязан был предъявить работодателю удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу. Как следует из вопроса, указанную обязанность работник выполнил.
Согласно п. 7 ст. 8 Закона N 53-ФЗ, п. 9 Положения организациями осуществляется воинский учет граждан по месту их работы в соответствии с законодательством РФ, Положением и методическими рекомендациями по ведению воинского учета в организациях, утвержденными Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации 11.07.2017 (далее – Методические рекомендации).
Так, на организацию-работодателя возложена обязанность по информированию военных комиссариатов о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации (подп. “г” п. 30 Положения), разъяснению гражданам порядка исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, установленных законодательством РФ Положением, осуществлению контроля за их исполнением, информирование граждан об ответственности за неисполнение указанных обязанностей (подп. “в” п. 30 Положения), а также по определению граждан, подлежащих постановке на воинский учет по месту работы, и принятию необходимых мер к постановке их на воинский учет (подп. “а” п. 31 Положения).
В соответствии с требованиями Положения организации направляют в 2-недельный срок в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию или увольнению их с работы (подп. “а” п. 32 Положения, п. 29 Методических рекомендаций) по форме, приведенной в приложении N 9 к Методическим рекомендациям.
Вместе с тем сами граждане, подлежащие воинскому учету, обязаны в двухнедельный срок сообщать в военный комиссариат по месту жительства определенные сведения, в том числе о смене места работы, а также сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства и (или) место пребывания (на срок более 3 месяцев) и встать на воинский учет в 2-недельный срок по прибытии на новое место жительства и (или) место пребывания, в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания (подп. “г”, подп. “д” п. 50 Положения).
Несообщение руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации в военный комиссариат сведений о принятых на работу либо об уволенных с работы гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, может привести к привлечению должностных лиц организации к административной ответственности по ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ. Санкция данной статьи предусматривает наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей.
Отметим, что срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения в области воинского учета составляет 3 года (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Поэтому, так как трудоустройство имело место 01.09.2017, срок давности истек в 2020 году. Истечение срока давности привлечения к ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ). За пределами этого срока вопрос об административной ответственности лица обсуждаться не может (смотрите, например, постановление Верховного Суда РФ от 17.03.2006 N 75-АД06-2). Поэтому мы полагаем, что в рассматриваемой ситуации привлечение к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ, работодателя либо его должностных лиц невозможно (смотрите постановление Второго кассационного суда общей юрисдикции от 20.03.2020 по делу N 16-289/2020).
На основании п. 34 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 N 663, при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пп. 1 и 2, подп. “в” п. 3, п. 4 ст. 23 и ст. 24 Закона N 53-ФЗ, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в военном комиссариате муниципального образования (муниципальных образований) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Согласно п. 1 Порядка ведения и хранения справки взамен военного билета, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 18.07.2014 N 495 “Об утверждении Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации и порядка проведения смотров-конкурсов на лучшую организацию осуществления воинского учета” справка взамен военного билета оформляется и выдается гражданам Российской Федерации, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии.
Поскольку работник не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, полагаем, что ему может быть выдана только справка взамен военного билета. Выдача военного билета в такой ситуации законодательством не предусмотрена (смотрите, например, решение Октябрьского районного суда г. Кирова Кировской области от 31 июля 2017 г. по делу N 2а-1832/2017, решение Орджоникидзевского районного суда г. Перми Пермского края от 19 марта 2018 г. по делу N 2а-656/2018).
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона N 53-ФЗ в случае неявки граждан в указанные в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, место и срок без уважительных причин, а также в иных случаях, установленных Законом N 53-ФЗ, они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Административная ответственность в области воинского учета в отношении граждан предусмотрена ст. 21.5 КоАП РФ “Неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету”, а также ст. 21.6 КоАП РФ “Уклонение от медицинского обследования”.
Уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет (ч. 1 ст. 328 УК РФ).
Призыв на военную службу определяется в п. 1 ст. 26 Закона N 53-ФЗ и включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Исходя из положений Закона N 53-ФЗ, призыв на военную службу – это не одномоментный акт, в частности, принятие призывной комиссией решения о призыве. Он представляет собой процесс, то есть комплекс последовательно проводимых мероприятий, направленных на комплектование военной организации государства. Уклонение от призыва на военную службу выражается в умышленном невыполнении призывником всех или отдельных обязанностей по призыву на военную службу с целью избежать ее прохождения. В связи с этим уклонение от призыва на военную службу возможно как до, так и после принятия призывной комиссией в отношении гражданина решения о призыве на военную службу.
Поэтому уклонение от призыва на военную службу может быть совершено путем неявки без уважительных причин по повесткам военного комиссариата на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или в военный комиссариат для отправки к месту прохождения военной службы. При этом уголовная ответственность наступает в случае, если призывник таким образом намерен избежать возложения на него обязанности нести военную службу по призыву. Об этом могут свидетельствовать, в частности, неоднократные неявки без уважительных причин по повесткам военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, в период очередного призыва либо в течение нескольких призывов подряд, неявка в военный комиссариат по истечении действия уважительной причины и другие обстоятельства.
Кроме того, по каждому делу об уклонении от призыва на военную службу суды должны выяснять, имеются ли предусмотренные ст. 23 и 24 Закона N 53-ФЗ основания, при наличии которых граждане не призываются на военную службу. Если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что в соответствии с законом лицо не подлежало призыву на военную службу или подлежало освобождению от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу либо имелись основания для отсрочки от призыва на военную службу, которые существовали до уклонения от призыва на военную службу, суд постановляет оправдательный приговор ввиду отсутствия в деянии состава преступления (пп. 3, 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 3 апреля 2008 г. N 3 “О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы”).
Таким образом, состав уклонения будет иметь место только в том случае, если лицо не имело законных оснований для освобождения от военной службы. Если в соответствии с законом имелись основания в том числе для отсрочки от призыва на военную службу, то состав преступления, предусмотренный ч. 1 ст. 328 УК РФ, отсутствует. Отметим также, что для квалификации преступления по ч. 1 ст. 328 УК РФ в действиях виновного лица в обязательном порядке должен иметь место признак неоднократности, в отсутствие которого привлечение к уголовной ответственности недопустимо (п. 2 раздела “Вопросы квалификации” Обзора судебной практики Челябинского областного суда за третий квартал 2012 года, утвержденного президиумом Челябинского областного суда 23 января 2013 г.*(1)
Следовательно, полагаем, что в рассматриваемой ситуации работодателю целесообразно сообщить работнику о необходимости исполнения им обязанностей по воинскому учёту и об ответственности за их неисполнение, а также проинформировать военный комиссариат по форме, приведенной в приложении N 9 к Методическим рекомендациям (поскольку иной утвержденной для данной ситуации формы не предусмотрено). При этом, как было отмечено ранее, к административной ответственности за несвоевременное сообщение в военный комиссариат сведений о приеме такого сотрудника на работу работодатель привлечен не будет.

Читайте также:
Казанская - адреса и контакты отделений пенсионного фонда на сегодня

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Бездеткина Дарья

Ответ прошел контроль качества

30 марта 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————
*(1) Полагаем, что сам по себе тот факт, что работник уклонялся от исполнения воинской обязанности, поскольку участвовал во всероссийских соревнованиях, не может служить самостоятельным основанием для освобождения от ответственности. При возникновении спора окончательное решение может принять только суд с учетом всех обстоятельств дела.

Возможен ли прием на работу без военного билета

Как работаем и отдыхаем в 2022 году ?

Работодатель при оформлении трудового договора с соискателем обязан затребовать военный билет (или иной документ воинского учета). Игнорирование этого требования – нарушение закона.

Законодательное обоснование

Военник входит в состав бумаг, нужных при устройстве в фирму (на основании статьи 65 ТК РФ). Если сотрудник не предоставит билет работодателю, последний может отказать в должности. Перечень лиц, которые должны иметь рассматриваемый документ, изложен в ФЗ №53 от 28 марта 1998 года. Этот закон регламентирует пункты, касающиеся военной обязанности. Рассмотрим подробнее части этого нормативного акта:

  • Статья 1 устанавливает обязательное несение воинской службы.
  • Статья 2 объясняет, что такое военная служба.
  • Статья 7 регламентирует ответственность руководителя компании за прием на службу человека, не предоставившего билет.
  • Статья 10 устанавливает перечень обязанностей, касающихся воинского учета.

Воинский учет в компаниях регламентируется также Положением, установленным Постановлением Правительства №719 от 27 ноября 2006 года.

Главный нормативный акт, обуславливающий необходимость предоставления билета, – статья 65 ТК РФ. В этой статье указано, что военнообязанные лица должны подготовить билет или временное удостоверение, а лица в призывном возрасте – специальное удостоверение. Бумаги нужны даже тем сотрудникам, которые не ходили в армию. Им также выдается соответствующее удостоверение. В нем проставляется отметка о том, что человек не проходил воинскую службу.

Для чего нужен военник при трудоустройстве

Если компания принимает лицо на должность, она должна известить об этом факте военкомат. Если трудоустраиваться пришел человек, подлежащий призыву, но не предоставивший военного билета, принимать его на работу рискованно. Таких лиц трудоустраивают в компанию крайне неохотно. Связано это с данными обстоятельствами:

  • Риск привлечения работодателя к ответственности.
  • Прием и обучение такого специалиста не совсем выгодно для компании, так как его могут призвать на службу. То есть работодатель вложится в сотрудника, но ничего не получит взамен.
Читайте также:
Что такое маркировка обуви, как должна проводиться и когда вступает закон в силу?

Как правило, при отказе в трудоустройстве соискателю не называют причину решения работодателя. Связано это с тем, что лицо в связи с незаконным отказом в работе может обратиться в трудовую инспекцию с жалобой.

Кого можно принимать без билета

Требовать документ у всех без исключения соискателей работодателю не нужно. В частности, предоставлять военный билет не нужно этим категориям лиц:

  • Женщины.
  • Несовершеннолетние лица.
  • Мужчины старше 60 лет.
  • Иностранные граждане.

Важно! Принимать мужчин старше 60 лет без билета можно, но только с оговоркой. В частности, актуально это только в том случае, если соискатель не имеет звания, предполагающего военной обязанности.

Кого принимать на работу нельзя

Следующие категории соискателей принимаются в организацию исключительно при наличии у них военного билета:

  • Военнообязанные лица. Это мужчины в призывном возрасте (от 18 до 27 лет). На основании предоставленного билета составляется отчет о трудоустройстве военнообязанного. Бумага направляется в военкомат.
  • Мужчины старше 27 лет. Для данных лиц призывной возраст закончен. Однако они все равно должны предоставлять документ. На его основании оформляется личная карта по форме Т-2. В этой карте указываются сведения о воинском учете.
  • Лица, находящиеся в резерве. Это лица от 50 до 65 лет, которые имеют звание, предполагающее нахождение в резерве.

Сотрудник не может скрывать от работодателя информацию о своем звании. Это существенные сведения, которые должны сообщаться при трудоустройстве.

В организацию был принят работник без военного билета. Со дня принятия прошло уже два месяца, военный билет он так и не принес. Можно ли к данному работнику применить дисциплинарное взыскание? Предусмотрена ли ответственность для организации?
Посмотреть ответ

Какие страницы военника важны

При приеме мужчины на работу нужно сделать копии этих страничек:

  • Отметка призывной комиссии.
  • Запись о несении службы и демобилизации.
  • Информация о звании и наградах.
  • Записи о запасе и военных сборах.
  • Метрические сведения.
  • Отметка о том, что лицо было поставлено на учет или снято с него.
  • Идентификационный номер билета.

О наличии этих копий должен позаботиться представитель кадровой службы. Важно, чтобы копии были четкими. Информация с них должна хорошо читаться.

Читайте также:
Если после развода прошло 3 года делится ли имущество в 2022 году

Ответственность за прием на работу без военника

Компания может трудоустроить человека даже тогда, когда он не предоставил билет. Однако она должна оповестить о приеме на работу соискателя военкомат. На направление оповещения предоставляется 2 недели. Необходимость уведомления военкомата установлена пунктом 1 статьи 4 ФЗ №53 «О воинской обязанности» от 28 марта 1998 года. Если работодатель этого не сделает, на него накладывается административная ответственность на основании части 3 статьи 21.4 КоАП РФ. Штраф составит от 3 до 10 размеров МРОТ.

Если руководитель трудоустраивает в компанию сотрудника, не предъявившего военный билет, он нарушает положения статьи 5.27 КоАП РФ. За это правонарушение предполагается следующий штраф:

  • 10 000-20 000 рублей для должностных лиц.
  • 5 000-10 000 рублей для ИП.
  • 50 000-100 000 рублей для ЮЛ.

Чем большую ответственность берет на себя компания, тем больший штраф на нее накладывается.

Вопрос: Работник устроился на работу шесть лет назад, предъявив приписное свидетельство. Обязан ли отдел кадров истребовать у него военный билет или справку взамен него, если работнику исполнилось 28 лет? Предусмотрена ли ответственность работодателя в такой ситуации?
Посмотреть ответ

Не принимают на работу без военника: что делать

Закон относительно трудоустройства без билета весьма двояк. Компании обязаны направлять военкомату оповещение о приеме на работу мужчины призывного возраста. Одновременно работодатель не имеет права отказать в трудоустройстве на основании отсутствия документа. Это может быть истолковано как необоснованный отказ, определение которого содержится в статье 64 ТК РФ. Как правило, руководитель не извещает соискателя об истинной причине отказа. Однако человек все равно может оспорить решение работодателя. Для этого ему нужно обратиться в трудовую инспекцию с соответствующей жалобой. Альтернативный вариант – направление иска в суд. Соискатель может одновременно обращаться и в суд, и в инспекцию.

Альтернативный вариант – получение военника. Выдается он в следующих случаях:

  1. Несение службы в войсках.
  2. Признание человека непригодным к службе.
  3. Прохождение учебы на военной кафедре.

Если человек не был призван до 27 лет, он должен обратиться в военкомат, пройти специальный осмотр и предоставить объяснительную записку.

Читайте также:
Просроченная кредиторская задолженность это. Когда кредиторская задолженность считается просроченной

Что делать работодателю, если соискатель не предоставляет билет

Работодатель находится в наиболее сложном положении. Он рискует и при приеме сотрудника без билета, и при отказе ему в должности. В первом случае руководитель может быть привлечен к ответственности, а во втором – наказан за необоснованный отказ в трудоустройстве. Существует два выхода из сложного положения:

  1. Отказ соискателю в должности на основании ложных причин. К примеру, работодатель может сослаться на то, что специалист не соответствует профессиональным требованиям.
  2. Прием на работу без военника. В этом случае работодателю нужно обязательно направить соответствующее уведомление в военкомат.

Однако последний вариант также нельзя назвать однозначным, так как оповещение направляется на основании военного билета, предоставленного сотрудником.

Обязателен ли военный билет при приеме на работу в 2022 году

При трудоустройстве на работу, работник обязан предоставить работодателю документы, которые предусмотренные трудовым законодательством и необходимы для заключения трудового договора. В число основных предъявляемых документов являются документы воинского учета, в том числе военный билет.

Документы воинского учета предоставляются военнообязанными лицами и лицами, подлежащих призыву на военную службу. Предоставление военного билета на работу военнообязанными лицами, является обязательным, так как работодатель проверяет постановку на воинский учет, а также считается ли гражданин военнообязанным и многие другие факторы.

Ведение воинского учета в организациях

На основании Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 и Положением о воинском учете, воинский учёт осуществляется у работодателей. На основании положений о воинском учёте, его основной целью является обеспечение полного и качественного укомплектования призывными людскими ресурсами Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов потребностей. Воинский учёт ведется работодателями в организациях для документального оформления сведений воинского учёта о гражданах, состоящих на воинском учете, для обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности, установленной законодательством РФ. Ведь работодатели сообщают в военкоматы о военнообязанных лицах и лицах, подлежащих призыву на военную службу.

В организациях воинский учет осуществляется руководителями организаций по:

  1. Ведению учета граждан, непосредственно работающих в данной организации;
  2. Проведению анализа обеспеченности трудовыми ресурсами организаций в периоды мобилизаций;
  3. Оказание содействия военным комиссариатам в осуществлении воинского учета этих граждан по месту их жительства или месту пребывания.
Читайте также:
Список отделов ПФР Родионово-Несветайский район, Ростовская область. Адреса, телефоны, официальный сайт, время приёма

На основании Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 п. 14 воинскому учету в организациях подлежат:

  • Граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не прибывающие в запасе;
  • Граждане, пребывающие в запасе на основании ст. 52 п. 1 Федерального закона от 23.03. 1998 года № 53-ФЗ.

Граждане, которые воинскому учету не подлежат:

  • Постоянно проживающие за пределами РФ;
  • Женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;
  • Отбывающие наказание в виде лишения свободы;
  • Проходящие военную службу;
  • Освобожденные от исполнения воинской обязанности (ограниченно годные граждане, проходящие или прошедшие военную службу, прошедшие альтернативную гражданскую службу);
  • Имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки РФ и Федеральной службы безопасности РФ.

Воинский учет необходим в организациях, работодатели ведут его по личным карточкам работника по форме № Т-2, а учет государственных (муниципальных) служащих ведется по форме № Т-2 ГС (МС), данные формы утверждены Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 №1. Ведение и хранение личных карточек работников осуществляется по Методическим рекомендациям. Всё заполняется аккуратно, без помарок, без сокращений, четким и разборчивым почерком, шариковыми, гелевыми и другими ручками.

Документы военнообязанных при приеме на работу

На основании п.39 Методических рекомендаций для осуществления воинского учета необходимы документы, которые нужны для работодателя.

К документам военнообязанных относят документы, которые необходимы для ведения воинского учета.

Основным документом является военный билет. Чаще всего при трудоустройстве на работу работник предоставляет военный билет работодателю. Военный билет помогает установить, состоит ли гражданин на воинском учете, проверяются соответствующие отметки, стоящие у него в билете.

Как говорилось выше, что учёт идет по личным карточкам, где заполняются определенные данные о лицах.

Для актуализации сведений, содержащихся в личных карточках военнообязанных и призывников, работодателям надо сверять сведения о воинском учете не реже одного раза; вносить на основании билетов их изменения личной жизни; оповещать граждан о вызовах (повестках) соответствующих военных комиссариатов; сообщать сведения в военкоматы о приеме (увольнении) граждан, подлежащих воинскому учёту.

Военный билет может являться:

  1. Билетом офицера запаса

Отметка о приеме на воинский учёт (снятии с воинского учета) производится военным комиссариатом муниципального образования (муниципальных образований) или иным органом, осуществляющий воинский учёт.

  1. Билетом солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика, мичмана.

Отметка о приеме на воинский учёт (снятии с воинского учета) производится военным комиссариатом муниципального образования (муниципальных образований), а при его отсутствии — органом местного самоуправления.

При приеме на работу военный билет имеет огромное значение, ведь от него организации предоставляют сведения в военкоматы, и ведут воинский учет.

Военный билет также является необходимым документом при трудоустройстве на основании ст. 65 Трудового кодекса РФ и на основании п. 28 Положений, утвержденных Правительством РФ от 27.11. 2006 года № 719. Поэтому для оформления на работу работодатели просят военный билет, чтобы поставить работника на военный учёт. Работодатели несут ответственность перед государством по постановке сотрудников на учёт. Поэтому организации сообщают в течение двух недель на основании п. 6, 7 ст. 8 ФЗ-№ 53, после приема на работу работников, которые подлежат воинскому учету в военкомат. Сообщение в военкомат о приеме на работу не зависит от того на какой срок заключен договор с работников и какую работу он выполняет.

При трудоустройстве работодатель проверяет не только отметку в паспорте об отношении к воинской обязанности, но также в военном билете он должен обратить внимание на следующее:

  • Ф.И.О, указанные в билете;
  • Дата рождения;
  • Воинское звание;
  • Категория запаса (кроме офицеров);
  • Состав;
  • Категория годности к военной службе;
  • Отметка о постановке на учёт в военкомате;

Всё это проверяется, и также сравнивается с другими документами. Например, обязательно с паспорт, сверяют данные между документами и фотографии.

Также вместо военного билета работник может предъявить удостоверение. Удостоверение может быть временное и приписное. Во временном удостоверении нужно проверять срок его действия. Временное удостоверение действительно один месяц, но может быть продлено ещё на один месяц, но не более трёх месяцев. А в приписном удостоверение проверяется категория годности, дата постановки на учёт, не должна быть просрочка. При проверке приписного удостоверения, нужно обратить внимание, что военнообязанным считается возраст до 27 лет, следовательно, военнообязанный после достижения возраста должен получить военный билет.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: