Назначение и прекращение полномочий арбитражного управляющего в деле о банкротстве

Назначение и прекращение полномочий арбитражного управляющего в деле о банкротстве

Статья 20. Арбитражные управляющие

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 20

1. Арбитражным управляющим признается гражданин Российской Федерации, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности и осуществляет регулируемую настоящим Федеральным законом профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой.

Арбитражный управляющий вправе заниматься иными видами профессиональной деятельности и предпринимательской деятельностью при условии, что такая деятельность не влияет на надлежащее исполнение им обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом. Арбитражный управляющий вправе быть членом только одной саморегулируемой организации.

(в ред. Федеральных законов от 28.12.2010 N 429-ФЗ, от 22.12.2014 N 432-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Саморегулируемая организация арбитражных управляющих устанавливает следующие обязательные условия членства в этой организации:

наличие высшего образования;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

наличие стажа работы на руководящих должностях не менее чем год и стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее чем два года, если более продолжительные сроки не предусмотрены стандартами и правилами профессиональной деятельности арбитражных управляющих, утвержденными саморегулируемой организацией (далее – стандарты и правила профессиональной деятельности);

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 360-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

сдача теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих;

отсутствие наказания в виде дисквалификации за совершение административного правонарушения либо в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью за совершение преступления;

отсутствие судимости за совершение умышленного преступления;

отсутствие в течение трех лет до дня представления в саморегулируемую организацию заявления о вступлении в члены этой саморегулируемой организации факта исключения из числа членов этой или иной саморегулируемой организации арбитражных управляющих в связи с нарушением настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности, не устраненным в установленный саморегулируемой организацией срок или носящим неустранимый характер.

(абзац введен Федеральным законом от 01.12.2014 N 405-ФЗ)

3. Условиями членства в саморегулируемой организации арбитражных управляющих являются также наличие у члена саморегулируемой организации договора обязательного страхования ответственности, отвечающего установленным статьей 24.1 настоящего Федерального закона требованиям, внесение членом саморегулируемой организации установленных ею взносов, в том числе взносов в компенсационный фонд саморегулируемой организации.

4. Саморегулируемая организация арбитражных управляющих в качестве условий членства в ней наряду с требованиями, предусмотренными пунктами 2 и 3 настоящей статьи, вправе устанавливать иные требования к компетентности, добросовестности и независимости арбитражного управляющего.

5. В период членства в саморегулируемой организации арбитражных управляющих арбитражный управляющий обязан соответствовать установленным саморегулируемой организацией в соответствии с пунктами 2 – 4 настоящей статьи условиям членства в ней. Порядок подтверждения соответствия арбитражного управляющего условиям членства в саморегулируемой организации устанавливается саморегулируемой организацией.

Член саморегулируемой организации, не соответствующий условиям членства в саморегулируемой организации, исключается из ее членов в течение одного месяца с даты выявления такого несоответствия.

С даты выявления несоответствия арбитражного управляющего требованиям, установленным пунктами 2 – 4 настоящей статьи, арбитражный управляющий не может быть представлен саморегулируемой организацией в арбитражный суд для утверждения в деле о банкротстве.

6. В целях настоящего Федерального закона работой на руководящих должностях признается работа в качестве руководителя юридического лица или его заместителя, замещение высших и главных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации, работа в качестве руководителя органа местного самоуправления или его заместителя, а также деятельность в качестве арбитражного управляющего при условии исполнения обязанностей руководителя должника, за исключением случаев участия в процедурах, применяемых в деле о банкротстве к отсутствующему должнику.

7. Саморегулируемая организация арбитражных управляющих на основании установленных условий членства в ней определяет перечень документов, которые должны представляться лицами при приеме в члены саморегулируемой организации, а также требования к оформлению этих документов. В течение тридцати дней с даты представления лицом заявления о приеме в члены саморегулируемой организации с приложением всех документов, предусмотренных указанным перечнем, постоянно действующий коллегиальный орган управления саморегулируемой организации рассматривает представленные таким лицом документы и в случае соответствия такого лица требованиям, установленным условиями членства в саморегулируемой организации, принимает решение о приеме такого лица в ее члены.

Читайте также:
Письмо Минфина России от 28 августа 2009 г. № 03-11-06/2/166

8. Решение о приеме лица в члены саморегулируемой организации арбитражных управляющих вступает в силу с даты представления таким лицом в саморегулируемую организацию документов, подтверждающих исполнение всех условий членства в этой организации, установленных в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.

В случае неисполнения лицом, в отношении которого принято решение о приеме в члены саморегулируемой организации, указанных условий членства в саморегулируемой организации в течение двух месяцев с даты принятия такого решения оно признается аннулированным.

9. Сведения о лице, принятом в члены саморегулируемой организации арбитражных управляющих, включаются в реестр членов саморегулируемой организации в течение трех рабочих дней с даты вступления в силу решения о приеме такого лица в члены саморегулируемой организации. Лицо, в отношении которого вступило в силу решение о приеме в члены саморегулируемой организации, может быть утверждено арбитражным судом в качестве арбитражного управляющего для проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, с даты включения сведений о таком лице в реестр членов саморегулируемой организации арбитражных управляющих. В течение десяти рабочих дней с даты включения сведений о таком лице в реестр членов саморегулируемой организации арбитражных управляющих ему выдается документ о членстве в саморегулируемой организации.

10. В случае несоответствия лица требованиям, установленным условиями членства в саморегулируемой организации арбитражных управляющих, постоянно действующий коллегиальный орган управления саморегулируемой организации принимает решение об отказе в приеме такого лица в члены саморегулируемой организации с указанием причин отказа.

Решение об отказе в приеме лица в члены саморегулируемой организации направляется такому лицу в течение десяти рабочих дней с даты принятия этого решения.

Решение об отказе в приеме лица в члены саморегулируемой организации или уклонение саморегулируемой организации от принятия решения о приеме или об отказе в приеме в члены данной организации может быть обжаловано в арбитражный суд в течение шести месяцев с даты принятия этого решения или даты, когда это решение должно было быть принято.

11. Членство арбитражного управляющего в саморегулируемой организации арбитражных управляющих прекращается по решению постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации в случае подачи арбитражным управляющим в саморегулируемую организацию заявления о выходе из этой саморегулируемой организации или в случае исключения арбитражного управляющего из саморегулируемой организации в связи с:

нарушением арбитражным управляющим условий членства в саморегулируемой организации;

нарушением арбитражным управляющим требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности, не устраненным в установленный саморегулируемой организацией срок или носящим неустранимый характер.

Членство арбитражного управляющего в саморегулируемой организации арбитражных управляющих прекращается с даты включения в реестр членов саморегулируемой организации записи о прекращении членства арбитражного управляющего.

(п. 11 в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 405-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

12. Споры, связанные с профессиональной деятельностью арбитражного управляющего (в том числе о возмещении причиненных им убытков), его отношениями с саморегулируемой организацией арбитражных управляющих, разрешаются арбитражным судом.

(п. 12 в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 154-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

13. В случае, если в отношении арбитражного управляющего, подавшего в саморегулируемую организацию заявление о выходе из этой саморегулируемой организации, возбуждено дело о применении к нему мер дисциплинарного воздействия, решение постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации о прекращении членства такого арбитражного управляющего принимается после завершения рассмотрения возбужденного в отношении такого арбитражного управляющего дела о применении к нему мер дисциплинарного воздействия.

Арбитражный суд Вологодской области

В Арбитражном суде Ярославской области приостановлено проведение заседаний с использованием ВКС

Арбитражный суд Ярославской области приостанавливает проведение судебных заседаний путем использования систем видеоконференц-связи в период с 31 января 2022 года по 22 февраля 2022 года.

26.01.2022

Реквизиты для зачисления денежных средств на депозитный счёт суда ИЗМЕНИЛИСЬ!

С 01.01.2022 при перечислении денежных средств на депозитный счет Арбитражного суда Вологодской области ОБЯЗАТЕЛЬНО указание в платежном поручении в поле 22 «Код» одного из кодов нормативного акта, состоящий из 4 знаков. Обращаем внимание, депозитный счет не может быть использован для уплаты государственной пошлины!

Читайте также:
Почта России Отслеживание - Отследить посылку Почта России
25.01.2022

Микрокредитная организация «Асталависта» отстояла в суде право на своё наименование (дело № А13-11685/2021).

Особенности правового положения органов управления и контроля акционерного общества в процедурах банкротства . (Продолжение статьи).

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА В ПРОЦЕДУРАХ БАНКРОТСТВА

Продолжение статьи, посвященной вопросам компетенции органов управления акционерным обществом на разных стадиях банкротства.

Как отмечалось в предыдущей статье*, при рассмотрении дела о несостоятельности акционерного общества применяются следующие процедуры банкротства, каждая из которых имеет свои особенности в регламентации прав и обязанностей органов управления акционерного общества:
– наблюдение;
– финансовое оздоровление;
– внешнее управление;
– конкурсное производство;
– мировое соглашение.
При этом как наблюдение, рассмотренное ранее, так и другие реабилитационные процедуры – финансовое оздоровление и внешнее управление – законодатель определяет как более приоритетные по сравнению с процедурами, направленными на прекращение деятельности должника. Пункт 1 статьи 53 закона о банкротстве указывает, что решение арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства принимается в случаях установления признаков банкротства должника при отсутствии оснований для введения финансового оздоровления или внешнего управления.

Следующей из процедур банкротства является финансовое оздоровление, применяемое к должнику в целях восстановления его платежеспособности путем погашения задолженности. Финансовое оздоровление на практике вводится в тех случаях, когда акционеры должника либо третьи лица предоставляют обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности.
Решение об обращении к первому собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления принимается на общем собрании акционеров большинством голосов акционеров, принявших участие в указанном собрании.
Финансовое оздоровление вводится после окончания процедуры наблюдения определением арбитражного суда. Максимальный срок финансового оздоровления составляет два года.
С момента введения процедуры финансового оздоровления судом назначается административный управляющий.
Административный управляющий не ведет хозяйственную деятельность акционерного общества, его цель – контролировать соблюдение акционерным обществом взятых на себя обязательств. Административный управляющий наделен правом требовать от руководителя акционерного общества информацию о текущей деятельности, согласовывать сделки и решения акционерного общества, обращаться в суд с ходатайствами о применении обеспечительных мер в отношении имущества акционерного общества.
Управление хозяйственной деятельностью должника осуществляется органами управления акционерного общества с учетом установленных законом ограничений.
Данные ограничения в полномочиях органов управления общества состоят в обязанности должника получать согласие на определенные действия (решения) административного управляющего, собрания (комитета) кредиторов и лиц, предоставивших обеспечение исполнения графика погашения задолженности.
1. Согласие административного управляющего требуется на сделки:
– совершение которых повлечет увеличение кредиторской задолженности должника более чем на 5% от суммы реестровых требований на дату введения финансового оздоровления;
– связанные с приобретением, отчуждением либо возможностью отчуждения прямо или косвенно любого имущества должника, за исключением готовой продукции, производимой в процессе обычной хозяйственной деятельности;
– основанные на уступке прав требования, переводе долга;
– влекущие получение займов, кредитов.

2. Согласие собрания или комитета кредиторов требуется на сделки:
– в совершении которых имеется заинтересованность;
– связанные с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо или косвенно имущества должника балансовой стоимостью более 5% балансовой стоимости активов должника на последнюю отчетную дату, предшествующую заключению сделки;
– влекущие выдачу займов (кредитов), выдачу поручительств и гарантий, учреждение доверительного управления имуществом должника;
– порождающие новые обязательства должника в ситуации, когда после введения финансового оздоровления у должника возникли денежные обязательства размером более 20% реестровой суммы требований.

3. Согласие собрания (комитета) кредиторов и лиц, предоставивших обеспечение, необходимо для принятия решений о реорганизации акционерного общества.

Финансовое оздоровление характеризуется не только ограничениями в сфере полномочий органов управления общества, но и следующими возможностями:
– во-первых, решением общего собрания акционеров можно досрочно прекратить полномочия действующего руководителя акционерного общества и избрать (назначить) нового;
– во-вторых, можно отстранить руководителя акционерного общества от должности.

Читайте также:
На землях каких категорий можно строить, а на каких нельзя?

Вопрос об отстранении руководителя разрешается судом. Обязательным условием отстранения является неисполнение руководителем плана финансового оздоровления, нарушение прав и интересов кредиторов либо лиц, предоставивших обеспечение. Ходатайствовать об отстранении руководителя может как собрание кредиторов, так и сам административный управляющий. На практике обращение административного управляющего в суд с ходатайством об отстранении руководителя связано, в первую очередь, с непредставлением руководителем требуемых документов, что является препятствием для выполнения административным управляющим возложенных на него функций.
Процедура назначения на должность руководителя – такая же, как и на стадии наблюдения:
– кандидатура нового руководителя представляется органом управления должника, который в законе не конкретизирован;
– кандидатурой на должность может быть заместитель руководителя, а при отсутствии такового – один из работников общества.
При полном исполнении плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности общество признается восстановившим свою платежеспособность.
При невыполнении должником возложенных на себя обязательств в срок, определенный для финансового оздоровления, суд принимает одно из следующих решений:
– о введении внешнего управления, если есть экономические предпосылки для восстановления платежеспособности;
– о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, если реабилитация должника невозможна.

Внешнее управление

Внешнее управление вводится после окончания стадии наблюдения или финансового оздоровления арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов на срок до восемнадцати месяцев, который может быть продлен, но не более чем на шесть месяцев.
Данная процедура банкротства отличается от выше рассмотренных следующими чертами:
– радикальное изменение прав и обязанностей органов управления акционерного общества и арбитражного управляющего;
– прекращение права органов управления акционерного общества распоряжаться имуществом общества, устранение от управления им;
– существенное усиление «прокредиторской» позиции законодателя.
С момента введения внешнего управления основные полномочия по управлению акционерным обществом переходят к внешнему управляющему. Органы управления акционерного общества в течение 3-х дней с момента утверждения внешнего управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника. Неисполнение данного предписания является основанием для привлечения виновных лиц к административной ответственности.
Если до введения в отношении акционерного общества внешнего управления руководитель акционерного общества обладал правом представлять интересы акционерного общества и действовать от его имени в деле о банкротстве, то на данной стадии эти полномочия руководителя акционерного общества прекращаются.
Внешний управляющий вправе издать приказ об увольнении руководителя акционерного общества или предложить руководителю перейти на другую работу. Увольнение руководителя производится по пункту 14 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
Однако если внешний управляющий признает невозможным дальнейшее продолжение работы руководителя акционерного общества в новой должности, то трудовой договор с ним расторгается согласно пункту 1 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации (в связи с отстранением от должности руководителя организации-должника в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве)).
Прекращение трудовых отношений с членами коллегиального исполнительного органа управления акционерного общества, работающих по трудового договору, происходит так же, как и в случае с единоличным исполнительным органом.
Общее собрание акционеров общества в пределах компетенции, установленной законом о банкротстве, вправе принимать решения:
– о внесении изменений и дополнений в устав общества в части увеличения уставного капитала;
– об определении количества, номинальной стоимости объявленных акций;
– об увеличении уставного капитала акционерного общества путем размещения дополнительных обыкновенных акций;
– об обращении с ходатайством к собранию кредиторов о включении в план внешнего управления возможности дополнительной эмиссии акций;
– об определении порядка ведения общего собрания акционеров;
– об обращении с ходатайством о продаже предприятия должника;
– о замещении активов должника;
– об избрании представителя учредителей (участников) должника;
– о заключении соглашения между третьим лицом или третьими лицами и органами управления должника, уполномоченными в соответствии с учредительными документами принимать решение о заключении крупных сделок;
– об условиях предоставления денежных средств для исполнения обязательств должника.
Эти решения могут быть приняты только с соблюдением процедур, предусмотренных Федеральным законом РФ «Об акционерных обществах». Из данного условия следует, что в рамках процедуры внешнего управления сохраняет свои полномочия и совет директоров акционерного общества, поскольку именно он осуществляет созыв и подготовку общего собрания акционеров.
Однако формирование совета директоров должника не входит в перечень полномочий общего собрания акционеров. Эти полномочия переходят к внешнему управляющему.
Крупные сделки, а также сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, заключаются внешним управляющим только с согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов). Согласно закону о банкротстве крупной считается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 10% балансовой стоимости активов должника на последнюю отчетную дату, предшествующую дате заключения такой сделки.
Внешнее управление прекращается в следующих случаях:
– арбитражным судом принято решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
– арбитражным судом вынесено определение о прекращении производства по делу о признании должника банкротом в связи с восстановлением его платежеспособности, погашением требований кредиторов или заключением мирового соглашения.

Читайте также:
Можно ли вернуть книгу в магазин при наличии чека по закону о защите прав потребителей

Конкурсное производство

Принятие арбитражным судом решения о признании акционерного общества банкротом влечет за собой открытие конкурсного производства. Конкурсное производство – это ликвидационная процедура банкротства, направленная на освобождение должника от долгов и соразмерное погашение обязательств перед кредиторами.
Главным отличительным обстоятельством данной процедуры является прекращение полномочий руководителя общества в полном объеме: полномочия руководителя акционерного общества осуществляет конкурсный управляющий.
При этом за общим собранием акционеров и советом директоров закон оставляет полномочия по принятию решений о заключении крупных сделок, о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом.
Руководитель акционерного общества в течение 3-х дней с момента утверждения конкурсного управляющего обязан передать бухгалтерскую и иную документацию. На практике нередко встречаются случаи уклонения руководителей от передачи документации. В таких случаях арбитражный управляющий вправе обратиться в суд с заявлением об истребовании необходимых документов. Кроме того, законом предусмотрено, что в случае уклонения руководителя должника от передачи документов он может быть привлечен к ответственности, в том числе уголовной.
Законом о банкротстве предусмотрена возможность прекращения конкурсного производства и перехода к внешнему управлению. Данный переход возможен, если в отношении должника ранее не вводилось финансовое оздоровление и внешнее управление, и у конкурсного управляющего появились достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена. В случае вынесения арбитражным судом определения о переходе к внешнему управлению прекращаются ограничения органов управления акционерного общества, предусмотренные при процедуре конкурсного производства.
Конкурсное производство завершается после продажи имущества акционерного общества, окончания расчетов с кредиторами и составления отчета конкурсным управляющим. Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации. Ликвидация общества влечет за собой прекращение его деятельности.

Мировое соглашение

Мировое соглашение как форма разрешения вопросов признания акционерного общества несостоятельным характеризуется такой особенностью, как универсальность применения: оно может быть заключено на любой стадии производства по делу о банкротстве (наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства).
Юридическая сила мирового соглашения по делу о банкротстве основывается как на добровольном намерении его участников, так и на императивных нормах закона, предписывающих обязательность выполнения условий соглашения.
Отметим следующие особенности процедуры заключения мирового соглашения, определяющие соответствующие границы полномочий органов управления акционерного общества.
1. Решение о заключении мирового соглашения со стороны акционерного общества принимается в зависимости от стадии дела:
– руководителем;
– исполняющим обязанности руководителя;
– внешним управляющим;
– конкурсным управляющим.

2. Если мировое соглашение является для акционерного общества сделкой, которая в соответствии с учредительными документами может быть совершена лишь на основании решения органов управления или должна быть согласована с органами управления, такое решение о заключении мирового соглашения принимается только после принятия соответствующего решения органами управления акционерного общества. Если требуемого согласия со стороны органов управления акционерного общества не будет, то это является основанием для отказа арбитражным судом в утверждении мирового соглашения.
Решение о заключении мирового соглашения со стороны акционерного общества в ходе наблюдения, финансового оздоровления не требует согласования с арбитражным управляющим. Однако если на данных стадиях руководитель акционерного общества был отстранен, а его полномочия возложены на управляющего, тогда решение о заключении мирового соглашения принимает временный или административный управляющий. Решение о заключении мирового соглашения в ходе внешнего управления и конкурсного производства принимается соответственно внешним и конкурсным управляющими.
Утверждение мирового соглашения в ходе процедур банкротства является основанием для прекращения производства по делу, полномочия арбитражного управляющего прекращаются. Внешний и конкурсный управляющий исполняют обязанности руководителя акционерного общества до даты назначения нового руководителя должника.

Читайте также:
Сдельно-повременная система оплаты труда — что это, преимущества и недостатки

? Общество получило прибыль по итогам года. Имеем ли мы право принять решение о невыплате дивидендов, или мы должны это сделать, поскольку отсутствуют веские основания, препятствующие этому? Можно ли оставить прибыль нераспределенной и на какие цели в последующем мы можем использовать эту нераспределенную прибыль?

Выплата дивидендов является правом, а не обязанностью акционерного общества. Можно и не выплачивать. Все решает общее собрание по предложению совета директоров.
Нераспределенная прибыль используется по усмотрению общества на любые не запрещенные законом цели. Но не забудьте, что вопрос распределения прибыли относится к компетенции общего собрания акционеров. В этой связи в решении годового собрания во избежание недоразумений рекомендуется указать: «Дивиденды за 2007 год не выплачивать. Нераспределенную прибыль оставить в распоряжении общества. Предоставить право принятия решения о дальнейшем использовании этой прибыли совету директоров (генеральному директору) общества».

? В соответствии с уставом к компетенции совета директоров относится вопрос создания филиалов. Акционерное общество намеревается изменить фирменное наименование своего филиала. Какой орган правомочен решить этот вопрос: совет директоров или общее собрание?

Статья 65 (пункт 1, подпункт 14) ФЗ «Об АО» относит принятие решения о создании филиала к компетенции совета директоров. Пункт 6 статьи 5 требует отражения в уставе сведений о филиале, а также отражения их изменений. Пункт 2 статьи 12 позволяет вносить эти изменения решением совета директоров. А все та же статья 6 говорит о том, что соответствующие изменения предоставляются регистрирующему органу в заявительном порядке. Так что решение может быть принято советом директоров. Более того, для третьих лиц оно вступит в силу «с момента уведомления о таких изменениях органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц» (ФЗ «Об АО», статья 5, пункт 4). Наконец, пункт 5 статьи 12 все того же закона гласит: «Внесение в устав общества изменений, связанных с созданием филиалов, открытием представительств общества и их ликвидацией, осуществляется на основании решения совета директоров (наблюдательного совета) общества».

* Продолжение статьи. Начало опубликовано в журнале «Акционерное общество: вопросы корпоративного управления» № 2 (45), февраль, 2008 г.

ВС: Невозможность найти финансового управляющего – не повод прекращать дело о банкротстве гражданина

Эксперты «АГ» положительно оценили решение ВС, подчеркнув, что нежелание финансовых управляющих заниматься банкротством граждан обусловлено, в первую очередь, низким размером вознаграждения. В то же время, по мнению одного из них, определение полностью не устранит проблему, так как кандидатура управляющего все равно может быть не найдена. Другой полагает, что это может привести к обязыванию арбитражных управляющих участвовать в деле о банкротстве физлиц, по аналогии с адвокатами по назначению.

28 января Верховный Суд РФ вынес определение по делу о рассмотрении заявления гражданина по признанию себя банкротом, прекращенному судом из-за невозможности найти финансового управляющего.

В 2017 г. Юрий Котряхов подал в суд заявление о признании себя банкротом. При рассмотрении дела в первой инстанции судебные заседания неоднократно откладывались из-за непредставления кандидатуры финансового управляющего саморегулируемыми организациями, предложенными должником. В ответ на запросы суда пять СРО арбитражных управляющих сообщили, что ни один из их членов не согласился быть финансовым управляющим в деле о банкротстве данного гражданина. В итоге суд прекратил производство по делу в связи с истечением трехмесячного срока, установленного п. 9 ст. 45 Закона о банкротстве для утверждения кандидатуры финансового управляющего.

Апелляция и кассация оставили данное решение без изменения. При этом они дополнительно отметили, что отказы СРО представить кандидатуру финансового управляющего не должны препятствовать реализации права на проведение процедуры потребительского банкротства. Однако в данном случае суд первой инстанции создал все условия для реализации этого права – должник неоднократно выбирал разные СРО, из числа членов которых мог быть утвержден финансовый управляющий. В силу истечения трехмесячного срока, отведенного для разрешения вопроса об обоснованности заявления о признании гражданина банкротом, суды не нашли оснований полагать, что в результате очередного отложения судебного разбирательства от должника поступят какие-либо новые предложения по поводу СРО, реализация которых приведет к иному результату.

Читайте также:
Тисуль - адреса и контакты отделений пенсионного фонда на сегодня

После этого гражданин обратился с кассационной жалобой в ВС. Изучив обстоятельства дела № А28-3350/2017, Судебная коллегия по экономическим спорам оценила выводы нижестоящих судов как ошибочные.

ВС напомнил, что целью института потребительского банкротства является социальная реабилитация гражданина – предоставление ему возможности заново выстроить экономические отношения, законно избавившись от необходимости отвечать по накопившимся обязательствам, которые он не в состоянии исполнять.

Как пояснил Суд, гарантированное ст. 46 Конституции РФ право на судебную защиту включает не только возможность гражданина обратиться в суд с заявлением о собственном банкротстве, но и предполагает обеспечение со стороны государства реальных условий для использования им всего механизма потребительского банкротства.

В этой связи ВС посчитал, что в рассматриваемом случае суды фактически лишили гражданина данного права, исходя из поведения иных субъектов, на которых тот не мог и не должен был влиять, – членов пяти СРО, не пожелавших исполнять функции финансового управляющего за определенное законом вознаграждение.

В определении подчеркивается, что, поскольку право на потребительское банкротство не может быть осуществлено гражданином без участия финансового управляющего, суд обязан обеспечить условия для его реализации – т.е. при безуспешных неоднократных попытках гражданина найти кандидатуру управляющего суд должен активно содействовать в решении этого вопроса. В частности, он обязан с согласия гражданина при сохранении у последнего интереса к дальнейшему ведению дела о банкротстве одновременно направить запросы во все оставшиеся СРО. При поступлении ответов с указанием претендентов из нескольких организаций суд утверждает арбитражного управляющего, кандидатура которого указана в ходатайстве, поступившем в суд первым, если для этого нет иных препятствий (п. 1 ст. 6 ГК РФ, абз. 3 п. 7 ст. 45 Закона о банкротстве).

Со ссылкой на общедоступный реестр СРО арбитражных управляющих, Верховный Суд отметил, что соответствующим статусом сейчас обладают около 50 организаций, однако первая инстанция направила запросы только в 5. Также ВС добавил, что к нему поступило обращение Общероссийского профсоюза арбитражных управляющих, в котором сообщалось о согласии арбитражного управляющего Александра Дектерева выступить в качестве финансового управляющего имуществом Юрия Котряхова, причем должник и арбитражный управляющий проживают в одной области.

Кроме того, ВС пояснил, что общие положения п. 9 ст. 45 Закона о банкротстве, касающиеся прекращения производства по делу о несостоятельности из-за непредставления суду кандидатуры арбитражного управляющего в трехмесячный срок, не применяются к отношениям, вытекающим из потребительского банкротства, поскольку противоречат смыслу и целям законодательного регулирования. Указанный срок, отмечается в определении, отведенный суду на разрешение вопроса о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом, носит организационный характер, и его истечение не является основанием для прекращения производства по делу.

Так, Определением № 301-ЭС18-13818 Верховый Суд отменил все судебные акты нижестоящих инстанций и направил дело на пересмотр.

Ведомство возобновило работу над поправками, повышающими доступность процедуры банкротства для малообеспеченных должников

Комментируя «АГ» решение Суда, старший юрист корпоративной и арбитражной практики АБ «Качкин и Партнеры» Александра Улезко отметила, что в нем поднят важный вопрос реализации целей потребительского банкротства, а именно – социальной реабилитации добросовестного гражданина. «Проблема возникает в ситуации, когда предлагаемые должником саморегулируемые организации не предоставляют кандидатуру финансового управляющего для участия в деле о банкротстве. Как правило, если в течение трех месяцев нет согласия ни одного финансового управляющего на утверждение, производство по делу прекращается», – пояснила эксперт.

По ее мнению, нежелание финансовых управляющих заниматься процедурами банкротства граждан обусловлено тем, что вознаграждение за ведение одной процедуры составляет всего 25 тыс. руб. «Закон не предусматривает обязанность саморегулируемых организаций предоставлять кандидатуры управляющих для утверждения в делах о банкротстве физических лиц, хотя на уровне законопроектов неоднократно предлагались такие инициативы, – подчеркнула Александра Улезко. – ВС в комментируемом Определении пришел к выводу, что прекращению производства по делу должны предшествовать попытки суда отыскать кандидатуру путем направления запросов во все СРО». В этой связи Александра Улезко поддержала позицию ВС, однако выразила предположение, что оно полностью не решит проблему, поскольку не исключаются ситуации, когда кандидатура финансового управляющего так и не будет найдена.

Читайте также:
Кто такой иждивенец в семье по закону, до скольки лет им считается ребенок?

Партнер юридической компании Tenzor Consulting Group, адвокат Антон Макейчук считает, что вопрос назначения управляющего в деле о банкротстве физического лица является проблемным с давних пор, поскольку большинство управляющих не соглашаются на это. Подобные отказы, по мнению эксперта, связаны, в первую очередь, с низким размером вознаграждения. «Такая длительная негативная практика может привести к тому, что арбитражных управляющих будет необходимо обязывать участвовать в делах о банкротстве физических лиц (по аналогии с назначением бесплатного адвоката)», – отметил эксперт.

Антон Макейчук также выразил согласие с позицией ВС в том, что неотъемлемым элементом эффективной судебной защиты является обеспечение со стороны государства реальных условий для использования им всего механизма потребительского банкротства. «ВС обоснованно указал судам на необходимость более активной позиции при решении данного вопроса. Он уже не в первый раз намекает нижестоящим судам, что судьям следует основательнее подходить к разрешению возникающих спорных вопросов, а не просто формально разрешать дело. Так, совсем недавно ВС упрекнул нижестоящие суды в формальном рассмотрении вопроса о принятии обеспечительных мер (Определение № 305-ЭС17-4004(2))», – заключил он.

Внешнее управление как процедура банкротства

Когда юридическое лицо признается неплатежеспособным согласно признакам из стат. 3 Закона № 127-ФЗ, это вовсе не означает, что оно обязательно будет ликвидировано. Процедура банкротства состоит из нескольких этапов, одним из которых является внешнее управление. Эта реабилитационная мера применяется в целях восстановления финансового благополучия должника и обеспечения полноты исполнения обязательств перед кредиторами. Рассмотрим, как законодательно регулируется процедура внешнего управления – сущность, понятия, цели и последствия воплощения.

Что такое внешнее управление предприятием

Превентивное внешнее управление как процедура банкротства – это вводимый арбитражным судом комплекс мероприятий, направленных на восстановление прежней платежеспособности банкрота посредством передачи руководящих функций независимому внешнему управляющему. Переход к данному этапу осуществляется по итогам результатов стадии финансового оздоровления (стат. 92 № 127-ФЗ) при условии соответствия следующим признакам:

  • Установлена возможность восстановления нормальной платежеспособности компании-должника в утвержденные сроки.
  • Собранием кредиторов представлено в арбитражный суд ходатайство о переходе к этапу внешнего управления.
  • Выявлены факты, свидетельствующие о возможности восстановления платежеспособности банкрота уже после подачи в суд ходатайства о признании банкротства и, соответственно, переходу к стадии конкурсного производства.

Важнейшее отличие внешнего управления состоит в отстранении от руководства предприятием действующих лиц высшего звена и передаче полномочий внешнему управляющему, который вправе уволить прежнюю администрацию (п. 1 стат. 94 № 127-ФЗ) и распоряжаться на свое усмотрение имуществом юрлица.

Когда вводится внешнее управление

Процедура внешнего управления начинает фактически работать после официальной передачи прав от прежнего руководителя компании новому управляющему. Утверждение кандидатуры внешнего управляющего осуществляется судом путем составления определения (стат. 96 № 127-ФЗ). Чтобы предприятие могло воспользоваться законной возможностью процедуры, необходимо доказать суду, что восстановить полную платежеспособность реально. Целью является не только возврат компании к нормальной жизнедеятельности, но и полное удовлетворение кредиторских требований.

Внешний управляющий – права и обязанности (стат. 99 № 127-ФЗ):

  • Распоряжаться активами банкрота согласно плану внешнего управления и с соблюдением законодательных ограничений.
  • Заключать мировой договор от имени банкрота.
  • Отказываться от исполнения ранее заключенных должником договоров.
  • Ходатайствовать в суд о признании ранее заключенных должником сделок недействительными и заявлять о взыскании причиненных убытков вследствие действий/бездействия органов управления банкрота.
  • Прочие права.
  • Принять по инвентаризации имущество банкрота.
  • Включить в федеральный реестр данные о результатах инвентаризационной процедуры в срок до 3 дней (рабочих) с момента ее завершения.
  • Составить и представить на утверждение собранию кредиторов план внешнего управления.
  • Вести в соответствии с законодательными требованиями финансовый, статистический, бухгалтерский учет и отчетность.
  • Заявлять возражения по требованиям кредиторов.
  • Принимать все возможные меры для исполнения обязательств перед банкротом.
  • Вести данные в реестре кредиторских требований.
  • Выполнять мероприятия, предусмотренные разработанным планом управления, и своевременно информировать комитет о предпринимаемых действиях.
  • Представлять собранию кредиторов в виде отчета итоговые результаты проводимых мероприятий.
  • Прочие обязанности.
Читайте также:
Пенсионный фонд в Опарине - адрес, телефон, режим работы отделения

Срок внешнего управления

В соответствии с нормами стат. 93 № 127-ФЗ внешнее управление вводится судебными органами на общий срок не больше 18 месяцев. Продление возможно по просьбе кредиторов банкрота, но не более, чем еще на 6 мес. Обязательно наличие соответствующих оснований – к примеру, внесение важных изменений в утвержденный план управления или достижение реально ощутимых результатов оздоровления предприятия и т.д. Общий срок санации и внешнего управления максимально не может превышать два года (п. 2 стат. 92 № 127-ФЗ).

Также возможно и сокращение срока внешнего управления по ходатайству управляющего или собрания кредиторов (п. 3 стат. 93). Принятие такого решения должно быть исполнено немедленно. Временные рамки стадии управления могут быть расширены для градообразующих предприятий до 2,5 лет и фермерских хозяйств, к банкротству которых привели непоправимые стихийные бедствия.

Порядок введения внешнего управления

Введение стадии внешнего управления осуществляется арбитражным судом согласно решению 1-го собрания кредиторов банкрота или на основании судебного постановления (стат. 75, 93 № 127-ФЗ). Достаточной причиной для подобного мероприятия является наличие возможности восстановления платежеспособности юрлица. Как и санация, внешнее управление подразумевает льготную деятельность должника, направленную на изменение приоритетов менеджмента компании с целью поиска выхода из кризисной ситуации.

С даты ввода процедуры управления прежнее руководство лишается полномочий (могут сохраняться технические функции), внедряется мораторий на кредиторские обязательства, управляющий осуществляет работу согласно законодательным правам и обязанностям, принятые ранее меры для обеспечения расчетов отменяются.

Контроль за выполнением плана внешнего управления

Подтверждение функций, возложенных на внешнего управляющего, выполняется с помощью плана управления, разработать который необходимо в срок до 1 мес. со дня утверждения кандидатуры (п. 1 стат. 106 № 127-ФЗ). Документ должен соответствовать законодательным нормам, содержать срок восстановления состоятельности банкрота и обоснования для предпринимаемых мероприятий.

О ходе проводимых действий управляющий отчитывается собранию/комитету кредиторов. Отчет представляется по итогам руководства предприятием-должником по основаниям, предусмотренным в п. 1 стат. 117 № 127-ФЗ. Это, в первую очередь, оглашение результатов управления, полное погашение обязательств перед кредиторами, требования ряда лиц, а также другие основания для прекращения управления досрочно.

Окончание внешнего управления

Завершение стадии внешнего управления означает переход к расчетам с лицами-кредиторами или объявление предприятия-должника банкротом и, следовательно, назначение следующего этапа – конкурсного производства. Все мероприятия, проводимые в ходе процедуры банкротства юрлица, – наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление осуществляются с учетом специфики деятельности организации. Если компания входит в категории юрлиц, перечисленных в Законе № 127-ФЗ, необходимо руководствоваться нормативными требованиями для отдельных видов должников.

Бывший арбитражный управляющий – он все-таки «бывший», или как кредиторы 4 года арбитражных управляющих меняли

Бывший арбитражный управляющий – он все-таки «бывший», или как кредиторы 4 года арбитражных управляющих меняли

В ходе одной и той же процедуры банкротства нередко арбитражные управляющие могут меняться. Когда предыдущий из дела уже вышел, а новый еще не назначен, остались ли у предшественника какие-либо полномочия?

Еще весной 2015 года одна из компаний обратилась в суд требованием признать контрагента банкротом: основанием послужила задолженность в размере более 9 миллионов рублей. Уже летом того же года в отношении должника была введена процедура наблюдения и утвержден временный управляющий, Ивонин А.А.

Спустя некоторое время, сразу несколько кредиторов пожаловались суду на действия Ивонина А.А. как временного управляющего. При этом они также просили отменить решения, принятые первым собранием кредиторов. Суд согласился, что это собрание было преждевременным: еще не все кредиторы успели включиться в реестр. И суммы их требований имели значение для результатов голосования (могли на них повлиять). А потому тот факт, что в собрании участвовал только один кредитор-заявитель, нарушает права всех других кредиторов. По этой причине действия временного управляющего были признаны незаконными, решения, принятые на первом собрании кредиторов, были отменены.

Спустя почти год компанию все-таки признали банкротом. При этом в судебном заседании представитель должника озвучил, что утверждение Ивонина А.А. в качестве управляющего нарушит права кредиторов: это связано с недоверием к нему со стороны последних из-за признанного судом нарушения по незаконному проведению первого собрания кредиторов.

Читайте также:
Пенсии в России только для россиян, стаж которых более 35 лет: ждать ли увеличения выплат и когда это будет?

Но суд отметил, что Закон о банкротстве прописывает определенный порядок касаемо назначения конкурсного управляющего. И если он не был утвержден одновременно с введением соответствующей процедуры, суд может возложить исполнение его обязанностей на временного управляющего. Поэтому Ивонин А.А. остался в деле, но полномочия у него были временными. При этом суд обязал его провести собрание кредиторов, где и будет решен вопрос о выборе СРО, из числа членов которой будет утвержден уже постоянный управляющий.

Ивонин А.А., являясь управляющим с приставкой «и.о.», пытался отложить собрание, повесткой дня которого было избрание постоянного управляющего. По его словам, пока не закончится еще рассматриваемый спор касаемо включения в реестр одного из кредиторов, голос которого может быть важен при голосованиях, провести собрание невозможно. Но суд пояснил, что отложить первое собрание можно лишь в рамках процедуры наблюдения. Когда уже открыто конкурсное производство, этого сделать нельзя.

Спустя месяц представитель должника попросил суд все-таки отстранить Ивонина А.А. от участия в деле. В жалобе отмечалось, что прошло уже 3 месяца, как компанию признали банкротом, а временный управляющий так и не исполнил возложенное на него судом обязательство по проведению собрания кредиторов. Суд с такими доводами согласился, Ивонин А.А. был отстранен. Вместо него утвердили Козлова О.И.

Но отстраненный арбитражный управляющий с таким поворотом дела не согласился. Он дошел до суда округа, который в конце 2016 года определил, что суду нижестоящей инстанции необходимо пересмотреть вопрос об отстранении.

Через некоторое время Козлов О.И. уже сам попросил суд отстранить его от участия в деле. Суд производство по его заявлению прекратил: решение о замене управляющих ведь отменено несколько месяцев назад, значит, его полномочия были прекращены уже в тот момент. Те два собрания кредиторов, которые созывались и на которых рассматривался вопрос кандидатуры арбитражного управляющего, в итоге были признаны недействительными. Вместе с прекращением производства по жалобе Козлова О.И. суд обязал кредиторов уже наконец собраться и определиться с СРО, из числа которой будет избран управляющий.

Кредиторы опасались, что пока вопрос с арбитражным управляющим повис в воздухе, будут пропущены сроки исковой давности по оспариванию сделок должника. А потому Козлов И.О., как арбитражный управляющий, по их просьбе обратился в суд общей юрисдикции с соответствующим иском. И суд выиграл.

Но ответчик усомнился в его полномочиях, спор по этому вопросу дошел до ВС РФ. Судебная коллегия определила : в период с 20 декабря 2016 г. по 18 января 2018 г. конкурсный управляющий по делу о банкротстве отсутствовал вообще. А значит, оспаривать сделки должника на тот период не мог никто. В том числе не было таких полномочий и у Козлова И.О.

Между тем, в рамках банкротного дела, спустя почти еще год, кредиторам удалось собраться по поводу выбора кандидатуры арбитражного управляющего. Но и тут не обошлось без проблем: разные кредиторы провели два разных собрания, и на каждом из них была предложена своя кандидатура: Айзатуллен В.С. и Домино И.Н. Суд все-таки из двух кандидатур управляющих выбрал и утвердил одного из них, Айзатуллена В.С.

Но несогласные кредиторы дошли до ВС РФ и обжаловали законность собрания, на котором была предложена кандидатура Айзатуллена В.С.. А потому суд снова был вынужден заменить арбитражного управляющего, им в итоге стал Домино И.Н.

Кто такой финансовый управляющий

Финансовый управляющий — это специалист, которого назначает Арбитражный суд при банкротстве физического лица. Согласно закону, судебная процедура признания граждан несостоятельными невозможна без финансового (арбитражного) управляющего.

Именно финансовый управляющий при банкротстве физических лиц выполняет анализ доходов и долгов, оценивает фиктивность банкротства, проводит торги и расчеты. Расскажем, чем занимается финуправляющий, какие у него права и обязанности, за что он несет ответственность.

Требования к финансовому управляющему

Финансовый управляющий обязательно состоит в СРО Арбитражных управляющих. Финуправляющими называют специалистов по банкротству физических лиц — граждан и ИП. Юридическими лицами занимаются конкурсные управляющие.

Читайте также:
Пенсионный фонд в Юсьве: особенности деятельности, режим работы, адрес

Итак, кто это, финуправляющий? К кандидатам предъявляются следующие требования:

  • наличие диплома о высшем образовании — юрист или экономист;
  • опыт работы на руководящих должностях — от 1 года;
  • отсутствие фактов привлечения к уголовной ответственности;
  • прохождение курсов подготовки управляющих и успешная сдача экзаменов.

Кандидат на членство в саморегулируемой организации страхует свою ответственность и вносит на счет СРО компенсационный взнос на случай убытков.

Чем он занимается в банкротстве

Все функции и обязанности финансового управляющего определены ст.123 ФЗ «О банкротстве». Если специалист не исполняет обязанности или превышает полномочия, он исключается из СРО, что влечет запрет на дальнейшую деятельность.

В законе о банкротстве перечислено, что делает финуправляющий. Его главная задача заключается в анализе материального положения должника для максимального удовлетворения требований кредитора с соблюдением законных прав всех сторон.

Какие права и обязанности у финансового управляющего в процедуре банкротства?

    Контроль над финансами должника

Первое, что проверяет фин управляющий при банкротстве — соответствует ли финансовое положение должника указанной в заявлении информации. Работа финансового управляющего по делу о банкротстве физ лиц начинается с проверки материального положения банкрота.

По результатам анализа финуправлющий представит заключение суду и кредиторам. На протяжении судебного процесса управляющий контролирует денежные поступления должника, одобряет новые договоры и сделки.

Когда гражданин-банкрот имеет долю в уставном капитале или акции юридического лица, он может голосовать на собраниях акционеров и получать дивиденды. На время процедуры банкротства эти права переходят к финансовому управляющему.

Когда имущество должника описано и передано по акту, за него несет ответственность финансовый управляющий. Управляющий проверяет сделки банкрота: если в течение трех лет до начала банкротства гражданин вывел имущество путем передачи третьим лицам, управляющий вправе оспорить их и забрать имущество для продажи.

Нередко в ходе банкротства выясняется, что должен не только гражданин, но и перед ним имеются неисполненные обязательства. Управляющий взыскивает эту задолженность — например, с работодателя или гражданина, который взял у банкрота заем по расписке. Деньги включаются в конкурсную массу и выплачиваются кредиторам банкрота.

Финансовый управляющий составляет перечень собственности банкрота, выполняет оценку самостоятельно или привлекает независимого эксперта.

Как не потерять имущество при банкротстве физических лиц: советы финансовых управляющих

Алгоритм организации интернет-аукциона следующий:

  • 1 торги: имущество оценивается по стартовой цене, а во время торгов участники аукциона предлагают более высокую цену;
  • повторные торги: если на 1 торгах участников не было, цена опускается на 10-20%;
  • публичные торги: если на повторных никто не купил лоты. Цена снижается еще, и затем снижается каждую неделю, пока кто-нибудь не купит собственность банкрота;
  • имущество, которое никто не купил, предлагают кредиторам в счет их требований;
  • имущество, которое не удалось продать и не востребовано кредиторами, возвращают должнику.

Все деньги, которые удалось выручить в рамках реализации имущества, распределяется между кредиторами, согласно реестру и правилам очередности.

Практика банкротства знает немало мошеннических схем с целью неисполнения обязательств. Задача финуправляющего — выявить неправомерные действия и не допустить фиктивного банкротства, причиняющего убытки кредиторам.

На собраний кредиторов финуправлящий рассказывает о ходе дела, об имуществе или отсутствии собственности для торгов, собрание утверждает порядок и сроки реализации имущества. Время, дата и место проведения собраний определяются финансовым управляющим самостоятельно, о чем он сообщает кредиторам письменно.

На основании отчета суд принимает решение о списании долгов с гражданина-банкрота.

Все действия финансовый управляющий подтверждает документально. По каждому этапу процедуры несостоятельности он составляет отчет, который предоставляет в суд и собранию кредиторов. За указание в отчетных документах недостоверных фактов финуправляющий несет материальную ответственность. По закону отчетность предоставляется в арбитражный суд не реже одного раза в три месяца.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: