Манипулирование рынком : штраф и ответственность, законы

Незаконное предпринимательство: кого штрафуют и как находят нарушения

Бизнес и самозанятость нужно регистрировать. Даже если скромный доход или совсем нет прибыли. Даже если это просто хобби — не столько ради денег, сколько для души. Всё, что попадает под понятие «предпринимательская деятельность» будет законным только после регистрации в налоговом органе. Иначе — административный штраф, а то и уголовная ответственность, не считая взыскания налогов.

Законное и незаконное предпринимательство

Распространено мнение, что незаконное предпринимательство — это когда получаешь доход и не платишь налоги. На самом деле это не совсем так. Незаконное предпринимательство — это когда человек работает самостоятельно с целью систематического получения дохода, но не регистрируется и не получает необходимые лицензии — абз. 3 ч.1 ст. 2 ГК РФ и ст. 14.1 КоАП РФ.

Вот два примера, которые помогут разобраться:

Девушка делает маникюр и стрижки на дому. С доходов она перечисляет налоговой 13%. Несмотря на уплату налогов, она всё равно нарушает закон. По факту деятельность предпринимательская, значит нужна регистрация в качестве предпринимателя и оплата налогов по правилам для бизнеса.

Мужчина увлекается созданием мебели. Он сделал несколько шкафов и столов для знакомых, разместил свои работы в социальных сетях и рассказал, что принимает заказы. Он уже стремится получить прибыль. Если налоговая докажет, что систематически, то оштрафует. Другой вопрос — должен ли он заплатить налоги. Неуплата налогов — отдельное нарушение.

Не составляет труда установить отсутствие регистрации или лицензии. Либо они есть, либо нет. Но вот доказать, что деятельность является именно предпринимательской — не всегда просто. Основная сложность — подтвердить нацеленность на систематическое (!) получение прибыли. В законах определения этой характеристики нет, поэтому приходится обращаться к судебной практике.

Как налоговая признаёт предпринимательство незаконным

Ключевые моменты судебной практики по делам о незаконном предпринимательстве рассмотрены в Письме ФНС от 07.05.2019 № СА-4-7/8614. Оно содержит и позицию ФНС по отдельным спорным вопросам.

Что важно знать:

Налоговая должна доказать, что человек занимается предпринимательской деятельностью. Без доказательства штрафовать нельзя.

Признаки предпринимательской деятельности — длительность, систематичность и массовость сделок. Ещё характерны:

учёт операций, даже если в «блокнотике»;

устойчивая связь с клиентами и контрагентами, например, заключение договоров;

приобретение имущества для получения прибыли, например, если квартира завалена трубами на продажу.

Цель систематического получения прибыли доказывают показания контрагентов, документы, выписки по счетам, размещение рекламы, выставление образцов и предложение купить. Обычно человек активно стремится к систематической прибыли, а не получает пассивный доход.

Отсутствие прибыли не превращает предпринимательскую деятельность в «непредпринимательскую».

Как выявляют нарушения

Выявление незаконных предпринимателей ещё не приобрело массового характера. Как правило, речь идёт только о единичных случаях привлечения к ответственности.

Обычно под прицел ФНС попадают люди, которые имеют слишком большие обороты, кладут на счёт и снимают с него подозрительно много денег и получают переводы от большого количества людей. Особенно заметно — когда незаконный предприниматель не получает официального заработка.

Небольшие обороты не гарантирует отсутствие претензий налоговой. В налоговую могут пожаловаться клиенты или конкуренты.

Налоговиков, как правило, не особо интересуют факты мелкого (бытового) незаконного предпринимательства. Их интересует неуплата налогов. Поэтому, в какой-то мере, спасает регулярная и честная уплата НДФЛ. Но иногда сверху спускают указание — выявить незаконное предпринимательство. В этом случае подключают все доступные механизмы, чтобы набрать нужное количество правонарушений.

Всё легко выявляется:

опросами, встречными проверками клиентов и контрагентов;

анализом активностей по информационным базам и реестрам;

запросами выписок из банковских счетов;

контрольными закупками (двух будет достаточно, а иногда хватает и одной);

рейдами, в том числе с привлечением сотрудников полиции;

налогово-полицейскими оперативно-розыскными мероприятиями.

Курс молодого ИП

11 видеоуроков для уверенного старта бизнеса

Читайте также:
Родители развелись делят дом мама не хочет его продавать какие есть выходы из ситуации

Что грозит за незаконное предпринимательство

Если доказанный размер дохода не превысит 2,25 млн рублей, за незаконное предпринимательство привлекают к административной ответственности. В обратном случае — к уголовной.

Административная ответственность наступает по ст. 14.1 КоАП РФ:

нет регистрации — штраф в размере 500-1000 рублей;

нет лицензии — штраф в размере 2-2,5 тыс. рублей (граждане) или 40-50 тыс. рублей (юридические лица).

Штрафные санкции небольшие. Но основная опасность — налоги, которые насчитают за период незаконной предпринимательской деятельности. Если предприниматель не согласен с начислениями, уже не налоговая должна доказывать свою правоту, а предприниматель — неправоту налоговой.

Что делать, если решился регистрировать ИП

Часто ИП регистрируют не потому, что боятся штрафов, а потому что так удобнее. В любом случае, к регистрации нужно подготовиться. Самый простой способ — пройти наш бесплатный курс молодого ИП. За 11 уроков по 5-10 минут вы узнаете, как выбрать лучший способ открыть ИП, что необходимо сделать сразу после регистрации, как оформлять документы по сделкам и получать официальные доходы, а ещё — как платить налоги и что делать при проверках.

Статья актуальна на 01.02.2021

Получайте новости и обновления Эльбы

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур

Статья 15.30 КоАП РФ. Манипулирование рынком

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц – в размере суммы излишнего дохода либо суммы убытков, которых гражданин, должностное лицо или юридическое лицо избежали в результате манипулирования рынком, но не менее семисот тысяч рублей.

Комментарии к ст. 15.30 КОАП РФ

1. Целью установления административной ответственности по настоящей статье является обеспечение справедливого ценообразования на финансовые инструменты, иностранную валюту и (или) товары, равенства инвесторов и укрепление доверия инвесторов путем создания правового механизма предотвращения, выявления и пресечения злоупотреблений на организованных торгах в форме манипулирования рынком.

Предусмотренные данной статьей административные правонарушения посягают на урегулированные Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 224-ФЗ “О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” общественные отношения, связанные с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, которые допущены к торговле на организованных торгах на территории РФ, и (или) с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, в отношении которых подана заявка о допуске к торговле на указанных торгах, с финансовыми инструментами, цена которых зависит от финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров, допущенных к торговле на организованных торгах, и (или) с финансовыми инструментами, цена которых зависит от финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров, в отношении которых подана заявка о допуске к торговле на указанных торгах.

2. Объективная сторона состава административных правонарушений по комментируемой статье состоит в манипулировании рынком, если указанное деяние не содержит признаков преступления, уголовная ответственность за которое предусмотрена в ст. 185.3 УК РФ.

В ст. 5 Федерального закона “О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” предусмотрены действия, которые могут быть квалифицированы как манипулирование рынком.

К манипулированию рынком относятся следующие действия:

1) умышленное распространение через средства массовой информации, в том числе через электронные, информационно-телекоммуникационные сети общего пользования, включая сеть Интернет, любым иным способом заведомо ложных сведений, в результате которого цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без распространения таких сведений;

Читайте также:
Какой штраф за проезд на красный свет: под камеру, ж/д переезд

2) совершение операций с финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром по предварительному соглашению между участниками торгов и (или) их работниками и (или) лицами, за счет или в интересах которых совершаются указанные операции, в результате которых цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без таких операций. Настоящий пункт применяется к организованным торгам, операции на которых совершаются на основании заявок, адресованных всем участникам торгов, в случае, если информация о лицах, подавших заявки, а также о лицах, в интересах которых были поданы заявки, не раскрывается другим участникам торгов;

3) совершение сделок, обязательства сторон по которым исполняются за счет или в интересах одного лица, в результате которых цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без таких сделок. Указанный критерий манипулирования рынком применяется к организованным торгам, сделки на которых заключаются на основании заявок, адресованных всем участникам торгов, в случае, если информация о лицах, подавших заявки, а также о лицах, в интересах которых были поданы заявки, не раскрывается другим участникам торгов;

4) выставление за счет или в интересах одного лица заявок, в результате которого на организованных торгах одновременно появляются две и более заявки противоположной направленности, в которых цена покупки финансового инструмента, иностранной валюты и (или) товара выше цены либо равна цене продажи такого же финансового инструмента, иностранной валюты и (или) товара, в случае, если на основании указанных заявок совершены операции, в результате которых цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без таких операций. Указанный критерий манипулирования рынком применяется к организованным торгам, операции на которых совершаются на основании заявок, адресованных всем участникам торгов, в случае, если информация о лицах, подавших такие заявки, а также о лицах, в интересах которых были поданы такие заявки, не раскрывается другим участникам торгов;

5) неоднократное в течение торгового дня совершение на организованных торгах сделок за счет или в интересах одного лица на основании заявок, имеющих на момент их выставления наибольшую цену покупки либо наименьшую цену продажи финансового инструмента, иностранной валюты и (или) товара, в результате которых их цена существенно отклонилась от уровня, который сформировался бы без таких сделок, в целях последующего совершения за счет или в интересах того же или иного лица противоположных сделок по таким ценам и последующее совершение таких противоположных сделок;

6) неоднократное в течение торгового дня совершение на организованных торгах за счет или в интересах одного лица сделок в целях введения в заблуждение относительно цены финансового инструмента, иностранной валюты и (или) товара, в результате которых цена финансового инструмента, иностранной валюты и (или) товара поддерживалась на уровне, существенно отличающемся от уровня, который сформировался бы без таких сделок;

7) неоднократное неисполнение обязательств по операциям, совершенным на организованных торгах без намерения их исполнения, с одними и теми же финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром, в результате чего цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без таких операций. Указанные действия не признаются манипулированием рынком, если обязательства по указанным операциям были прекращены по основаниям, предусмотренным правилами организатора торговли и (или) клиринговой организации.

Читайте также:
Фальсификация доказательств УК РФ: формы, субъекты и момент совершения правонарушения, ответственность и образец заявления

Критерии существенного отклонения цены, спроса, предложения или объема торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром по сравнению с уровнем цены, спроса, предложения или объема торгов такими финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром, который сформировался бы без учета действий по манипулированию рынком устанавливаются в зависимости от вида, ликвидности и (или) рыночной стоимости финансового инструмента, иностранной валюты и (или) товара организатором торговли на основании методических рекомендаций федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков – Федеральной службы по финансовым рынкам.

Не являются манипулированием рынком действия, перечисленные в пунктах 2 – 6, которые направлены:

1) на поддержание цен на эмиссионные ценные бумаги в связи с размещением и обращением ценных бумаг и осуществляются участниками торгов в соответствии с договором с эмитентом;

2) на поддержание цен в связи с осуществлением выкупа, приобретения акций, погашения инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов в случаях, установленных федеральными законами;

3) на поддержание цен, спроса, предложения или объема торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром и осуществляются участниками торгов в соответствии с договором, одной из сторон которого является организатор торговли.

Критерии указанных действий, которые не признаются манипулированием рынком, устанавливаются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков – Федеральной службой по финансовым рынкам.

За манипулирование рынком физические лица привлекаются к уголовной ответственности по ст. 185.3 УК РФ, а не к административной ответственности по комментируемой статье, если такое манипулирование рынком заключалось в умышленном распространении через СМИ, в том числе электронные, информационно-телекоммуникационные сети общего пользования, включая сеть Интернет, заведомо ложных сведений или в совершении операций с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами либо в иных умышленных действиях, запрещенных законодательством РФ о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, если в результате таких незаконных действий цена, спрос, предложение или объем торгов финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без учета указанных выше незаконных действий, и такие действия причинили крупный (превышающий 2,5 млн. руб.) или особо крупный (превышающий 10 млн. руб.) ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжены с извлечением излишнего дохода или избежанием убытков в крупном (превышающем 2,5 млн. руб.) или особо крупном (превышающем 10 млн. руб.) размере.

В прежней редакции комментируемой статьи была предусмотрена административная ответственность за манипулирование ценами на рынке ценных бумаг, критерии которого содержались в ст. 51 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг” (с изм. и доп.), а уголовная ответственность для физических лиц наступала при крупном ущербе либо извлечении дохода в крупном размере – в сумме, превышающей 1 млн. руб., а также при использовании для целей манипулирования СМИ или информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая сеть Интернет.

3. Субъектами указанных в комментируемой статье правонарушений являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, должностные лица и приравненные к ним лица (руководители или другие работники, на которых возложены организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организациях) (ст. 2.4), а также граждане.

4. С субъективной стороны указанные правонарушения могут быть совершены только умышленно.

5. Дела об указанных административных правонарушениях рассматривают должностные лица федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области финансовых рынков (ст. 23.47), которые могут передать дела по комментируемой статье на рассмотрение судье при необходимости назначения административного наказания в виде дисквалификации (ч. 2 ст. 23.1).

Читайте также:
Пенсионный фонд в Каргопорах: особенности деятельности, режим работы, адрес

6. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанного органа (ч. 1 ст. 28.3). По административным правонарушениям, ответственность за совершение которых предусмотрена комментируемой статьей, может быть проведено административное расследование (ч. 1 ст. 28.7).

Манипулирование рынком: что это и какая ответственность за него предусмотрена?

Манипулирование рынком: что это и какая ответственность за него предусмотрена?

Ст.185.3 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за противозаконное манипулирование рынком – деяние, которому в российском законодательстве до сих пор нет четкого определения. Так, согласно Федеральному закону, ст. 5 224-ФЗ, к манипулированию рынком относятся следующие действия:

  1. Сознательное распространение недостоверной информации, которая может влиять на цены, спрос, предложение или объем торгов.
  2. Проведение противозаконных операций – операций, по которым обязательства выполняются в интересах лишь одной стороны.
  3. Выставление в интересах одного субъекта заявок противоположной направленности с одинаковой либо более высокой ценой покупки и продажи финансового инструмента, зарубежной валюты или товара либо с завышенной ценой покупки, а также многократное неисполнение обязательств по операциям, с одним и тем же финансовым инструментом, зарубежной валютой или товаром.

Цель манипулирования рынком – это получение максимальной материальной выгоды. Субъектами преступления, как правило, выступают брокеры, инсайдеры, финансовые аналитики и прочие профессионалы рынка.

Уголовный закон даёт несколько иное определение того, что следует относить к манипулированию рынком, понимая под таким действиями как распространение заведомо ложных сведений или совершение операций с финансовыми инструментами, валютой и (или) товарами, так и любые иные умышленные действия, запрещённые законодательством о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации. Таким образом, данная бланкетная норма отсылает нас к уже указанному федеральному закону 224-ФЗ.

Чтобы квалифицировать деяние как преступное манипулирование рынком по статье 185.3 УК РФ необходимо соблюдение двух условий:

  1. Стоимость, спрос, предложение или объем торговли финансовыми инструментами (валютой, товарами) должны ощутимо отклониться от значений, которые бы сформировались без указанных противоправных действий.
  2. Описываемые деяния должны повлечь за собой причинение крупного ущерба РФ, физлицам или юрлицам, либо стать причиной обретения прибыли в крупном размере, либо избежания убытков в крупном размере. Крупный размер – это сумма, составляющая 3 750 тыс руб и более, а особо крупный – сумма, составляющая 15 млн руб и более.

Минимальное наказание, устанавливаемое УК РФ за манипулирование рынком, – штраф от 300 000 до 500 000 руб (или в размере доходов виновного субъекта на период от 1 до 3 лет). Предельная санкция – помещение в колонию на срок до 4 лет. При этом в качестве дополнительных санкций могут выступать штраф в размере до 50 000 руб или лишение права осуществлять какую-либо деятельность на срок до 3 лет.

Закон о манипулировании рынком – работает ли он?

Статью 185.3 УК РФ можно смело считать «мертвой», поскольку, судя по данным Судебного департамента при ВС РФ, с момента введения данной статьи в УК РФ в 2009 году и вплоть до настоящего времени ни один субъект не был привлечен к уголовной ответственности за противозаконное манипулирование. Однако это не значит, что в России отсутствует данная практика: так, Центробанк РФ ежегодно выявляет десятки случаев неправомерного манипулирования рынком и публикует соответствующую информацию об этом на своем сайте. Уголовные дела по статье также возбуждаются, хоть и не доходят до суда.

Почему же статья не действует? Причин несколько.

  1. В законодательстве отсутствует четко определенное понятие манипулирования рынком, что не позволяет отделить правомерные действия от манипулятивных.
  2. Постоянно меняющиеся формы недобросовестных рыночных практик делают квалификацию преступления затруднительным.
  3. Отсутствие методик расследования подобных деяний у следователей и их низкий уровень подготовки по данному вопросу.

Тем не менее, манипулирование рынком – опасное преступление, которое имеет массу серьезных последствий. В глобальном плане манипулирование уничтожает конкуренцию и негативно сказывается на естественных экономических процессах, а в узком плане может нанести непоправимый ущерб отдельно взятым компаниям и предпринимателям. Следовательно, организациям требуется комплексная защита бизнеса – в противном случае велик риск возникновения убытков.

Есть ли выход? Да, решением проблемы может стать ст.15.30 КоАП РФ, устанавливающая административную ответственность за деяние (при отсутствии элементов преступления). В роли санкции выступает штраф в размере суммы полученной прибыли и расходов, которых удалось избежать в результате противозаконных махинаций (но не менее 700 тысяч рублей). Добиться возбуждения административного дела по рассматриваемой статье проще, чем по ст.185.3 УК РФ, однако для этого все равно требуется помощь уголовного адвоката: только специалисту под силу собрать достаточные доказательства вины лица в манипулировании рынком. Субъекту, подозреваемому в манипулировании, без защитника тоже не обойтись – в ином случае компании грозят крупные штрафные санкции, а ее руководителю – уголовная ответственность.

Одним словом, выявить и наказать манипуляторов рынка (или защититься от обвинений в манипулировании) без адвоката – задача практически не выполнимая.

Дела о нарушении антимонопольного законодательства. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.

Раccмoтрение дел o нарушении антимoнoпoльнoгo закoнoдательcтва oтнеcенo к кoмпетенции арбитражных cудoв. Однакo вoзмoжен дocудебный пoрядoк урегулирoвания cпoра. Раccмoтрены виды oтветcтвеннocти за нарушение антимoнoпoльнoгo закoнoдательcтва.

Топлакалцян Седа Артаковна

Мoжнo выделить cледующие категoрии дел o нарушении антимoнoпoльнoгo закoнoдательcтва, раccматриваемые cудами:

дела, cвязанные c oграничивающими кoнкуренцию актами, дейcтвиями (бездейcтвием), coглашениями, coглаcoванными дейcтвиями влаcтных oрганoв;

Досудебный порядок рассмотрения спора

Пo делам o нарушении антимoнoпoльнoгo закoнoдательcтва предуcмoтрен дocудебный пoрядoк урегулирoвания cпoра.
Упoлнoмoченным oрганoм, раccматривающим oбращения, заявления, жалoбы выcтупает Федеральная антимoнoпoльная cлужба.

Антимoнoпoльная cлужба предoтвращает нарушения антимoнoпoльнoгo закoнoдательcтва, ocущеcтвляет кoнтрoль за coблюдением антимoнoпoльнoгo закoнoдательcтва, а также привлекает к oтветcтвеннocти за нарушение. Пo делам o нарушении антимoнoпoльнoгo закoнoдательcтва не уcтанoвлен oбязательный дocудебный пoрядoк oбращения. Однакo oбращение в Федеральную антимoнoпoльную cлужбу, как дocудебнoе урегулирoвание cпoра, мoжет явитьcя эффективным cпocoбoм защиты нарушеннoгo права.

Судебная защита

При не урегулирoвании cпoра в дocудебнoм пoрядке пocтрадавшая cтoрoна, правo кoтoрoй нарушенo, oбращаетcя в cуд. Раccмoтрение дел o нарушении антимoнoпoльнoгo закoнoдательcтва oтнеcенo к кoмпетенции арбитражных cудoв.

Решение cуда мoжет:

oбязать oтветчика вoccтанoвить первoначальнoе пoлoжение или coвершить иные дейcтвия, указанные в решении;

Решение cуда, вcтупившее в закoнную cилу, oбязательнo для вcех гocударcтвенных oрганoв, oрганoв меcтнoгo cамoуправления, учреждений, предприятий и их oбъединений, oбщеcтвенных oбъединений, дoлжнocтных лиц, гocударcтвенных cлужащих и граждан и пoдлежит иcпoлнению на вcей территoрии Рoccийcкoй Федерации.

Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

Гражданcкo-правoвая oтветcтвеннocть заключаетcя:
— в вoзмещении убыткoв (cтатья 15 ГК РФ), причиненных прoтивoправными дейcтвиями (бездейcтвием) хoзяйcтвующих cубъектoв, oрганoв гocударcтвеннoй влаcти, oрганoв меcтнoгo cамoуправления. Убытки выражаютcя в пoтере или уменьшении прибыли при ocущеcтвлении неправoмерных дейcтвий (бездейcтвия), в виде реальнoгo ущерба (вoзникают вcледcтвие введения пoтребителя в заблуждение oтнocительнo cущеcтвенных характериcтик прoдаваемых тoварoв). Пocледcтвием недoбрocoвеcтнoй кoнкуренции мoжет быть также причинение нематериальнoгo вреда в виде ущерба делoвoй репутации;
— в запрете на ocущеcтвление деятельнocти;
— в пoнуждении к заключению дoгoвoра.

Админиcтративная oтветcтвеннocть:
— Нарушение закoнoдательcтва o рекламе (cт. 14.3 КoАП РФ);
— Нарушение пoрядка ценooбразoвания (cт. 14.6 КoАП РФ);
— Ограничение кoнкуренции oрганами влаcти, oрганами меcтнoгo cамoуправления (cт. 14.9 КoАП РФ);
— Злoупoтребление дoминирующим пoлoжением на тoварнoм рынке (cт. 14.31 КoАП РФ);
— Злoупoтребление дoминирующим пoлoжением хoзяйcтвующим cубъектoм, дoля кoтoрoгo на рынке oпределеннoгo тoвара cocтавляет менее 35 прoцентoв (cт. 14.31.1 КoАП РФ);
— Манипулирoвание ценами на oптoвoм и (или) рoзничных рынках электричеcкoй энергии (мoщнocти) (cт. 14.31.2 КoАП РФ);
— Заключение oграничивающегo кoнкуренцию coглашения, ocущеcтвление oграничивающих кoнкуренцию coглаcoванных дейcтвий, кooрдинация экoнoмичеcкoй деятельнocти (cт. 14.32 КoАП РФ);
— Недoбрocoвеcтная кoнкуренция (cт. 14.33 КoАП РФ);
— Нарушение антимoнoпoльных правил, уcтанoвленных федеральным закoнoм, при ocущеcтвлении тoргoвoй деятельнocти (cт. 14.40 КoАП РФ).

Угoлoвная oтветcтвеннocть:
Угoлoвным кoдекcoм РФ предуcмoтрен такoй вид правoнарушения как «Недoпущение, oграничение или уcтранение кoнкуренции» (cт. 178 УК РФ), за кoтoрoе предуcмoтрены cледующие cанкции:
— штраф в размере oт 300 000 дo 500 000 рублей или в размере зарабoтнoй платы или инoгo дoхoда ocужденнoгo за периoд oт oднoгo гoда дo двух лет;
— принудительные рабoты на cрoк дo 3 лет c лишением права занимать oпределенные дoлжнocти или заниматьcя oпределеннoй деятельнocтью на cрoк дo 1 гoда или без такoвoгo;
— лишение cвoбoды на cрoк дo 3 лет c лишением права занимать oпределенные дoлжнocти или заниматьcя oпределеннoй деятельнocтью дo oднoгo гoда либo без такoвoгo.

К oтветcтвеннocти пo cтатье 178 УК РФ мoгут быть привлечены:
— индивидуальные предприниматели;
— учаcтники юридичеcкoгo лица;
— единoличный /кoллегиальный иcпoлнительный oрган юридичеcкoгo лица;
— дoлжнocтные лица федеральных oрганoв иcпoлнительнoй влаcти, oрганoв иcпoлнительнoй влаcти cубъектoв РФ и oрганoв меcтнoгo cамoуправления, принявшие акты и/или coвершившие дейcтвия (бездейcтвие), направленные на oграничение cамocтoятельных хoзяйcтвующих cубъектoв, или coздавшие диcкриминациoнные уcлoвия деятельнocти oтдельных хoзяйcтвующих cубъектoв.

Ответcтвеннocть, предуcмoтренная oтдельными федеральными закoнами:

Статьей 15 ФЗ «О еcтеcтвенных мoнoпoлиях»
oпределены правoвые пocледcтвия при нарушении антимoнoпoльнoгo закoнoдательcтва, а также oбязаннocти cубъектoв еcтеcтвенных мoнoпoлий (их рукoвoдителей), кoтoрые oни дoлжны иcпoлнить:
— вoccтанoвить первoначальнoе пoлoжение или coвершить иные дейcтвия, указанные в решении (предпиcании);
— oтменить или изменить акт, не cooтветcтвующий наcтoящему антимoнoпoльнoму закoнoдательcтву;
— заключить дoгoвoр c пoтребителем, пoдлежащим oбязательнoму oбcлуживанию;
— внеcти изменения в дoгoвoр c пoтребителем;
— уплатить штраф;
— вoзмеcтить причиненные убытки.

В cooтветcтвии co cтатьей 23 ФЗ «О рекламе» за нарушение антимoнoпoльнoгo закoнoдательcтва предуcмoтрена cанкция в виде перечиcления в федеральный бюджет прибыли, пoлученнoй в результате дейcтвия coглашений (coглаcoванных дейcтвий).

Противодействие неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком

Основы законодательства в данной сфере заложены Федеральным законом от 27.07.2010 № «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Федеральный закон).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона инсайдерская информация — это точная и конкретная информация, которая не была распространена или предоставлена (в том числе сведения, составляющие коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств) и иную охраняемую законом тайну), распространение или предоставление которой может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров (в том числе сведения, касающиеся одного или нескольких эмитентов эмиссионных ценных бумаг, одной или нескольких управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов (далее — управляющая компания), одного или нескольких хозяйствующих субъектов, указанных в пункте 2 статьи 4 Федерального закона, либо одного или нескольких финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров) и которая относится к информации, включенной в соответствующий перечень инсайдерской информации, указанный в статье 3 Федерального закона.

Согласно статье 6 Федерального закона запрещается использование инсайдерской информации:

1) для осуществления операций с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, которых касается инсайдерская информация, за свой счет или за счет третьего лица, за исключением совершения операций в рамках исполнения обязательства по покупке или продаже финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров, срок исполнения которого наступил, если такое обязательство возникло в результате операции, совершенной до того, как лицу стала известна инсайдерская информация;

2) путем передачи ее другому лицу, за исключением случаев передачи этой информации лицу, включенному в список инсайдеров, в связи с исполнением обязанностей, установленных федеральными законами, либо в связи с исполнением трудовых обязанностей или исполнением договора;

3) путем дачи рекомендаций третьим лицам, обязывания или побуждения их иным образом к приобретению или продаже финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров.

Статьей 6 Федерального закона также установлен запрет на осуществление действий, относящихся к манипулированию рынком, а именно:

1) умышленное распространение через средства массовой информации, в том числе через электронные, информационно-телекоммуникационные сети, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц (включая сеть «Интернет»), любым иным способом заведомо ложных сведений, в результате которого цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без распространения таких сведений;

2) совершение операций с финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром по предварительному соглашению между участниками торгов и (или) их работниками и (или) лицами, за счет или в интересах которых совершаются указанные операции, в результате которых цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без таких операций. Настоящий пункт применяется к организованным торгам, операции на которых совершаются на основании заявок, адресованных всем участникам торгов, в случае, если информация о лицах, подавших заявки, а также о лицах, в интересах которых были поданы заявки, не раскрывается другим участникам торгов;

3) совершение сделок, обязательства сторон по которым исполняются за счет или в интересах одного лица, в результате которых цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без таких сделок. Настоящий пункт применяется к организованным торгам, сделки на которых заключаются на основании заявок, адресованных всем участникам торгов, в случае, если информация о лицах, подавших заявки, а также о лицах, в интересах которых были поданы заявки, не раскрывается другим участникам торгов;

4) выставление за счет или в интересах одного лица заявок, в результате которого на организованных торгах одновременно появляются две и более заявки противоположной направленности, в которых цена покупки финансового инструмента, иностранной валюты и (или) товара выше цены либо равна цене продажи такого же финансового инструмента, иностранной валюты и (или) товара, в случае, если на основании указанных заявок совершены операции, в результате которых цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без таких операций. Настоящий пункт применяется к организованным торгам, операции на которых совершаются на основании заявок, адресованных всем участникам торгов, в случае, если информация о лицах, подавших такие заявки, а также о лицах, в интересах которых были поданы такие заявки, не раскрывается другим участникам торгов;

5) неоднократное в течение торгового дня совершение на организованных торгах сделок за счет или в интересах одного лица на основании заявок, имеющих на момент их выставления наибольшую цену покупки либо наименьшую цену продажи финансового инструмента, иностранной валюты и (или) товара, в результате которых их цена существенно отклонилась от уровня, который сформировался бы без таких сделок, в целях последующего совершения за счет или в интересах того же или иного лица противоположных сделок по таким ценам и последующее совершение таких противоположных сделок;

6) неоднократное в течение торгового дня совершение на организованных торгах за счет или в интересах одного лица сделок в целях введения в заблуждение относительно цены финансового инструмента, иностранной валюты и (или) товара, в результате которых цена финансового инструмента, иностранной валюты и (или) товара поддерживалась на уровне, существенно отличающемся от уровня, который сформировался бы без таких сделок;

7) неоднократное неисполнение обязательств по операциям, совершенным на организованных торгах без намерения их исполнения, с одними и теми же финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром, в результате чего цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без таких операций. Указанные действия не признаются манипулированием рынком, если обязательства по указанным операциям были прекращены по основаниям, предусмотренным правилами организатора торговли и (или) клиринговой организации.

В соответствии с пунктом 18.3 статьи 4 Федерального закона от 10.07.2002 № «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.

Манипулирование рынком : штраф и ответственность, законы

Риск манипуляций на бирже

Манипулирование рынком — это умышленные действия, которые приводят к изменению цен на активы, торгуемые на бирже. Государство внимательно следит за такими действиями и может привлечь их организаторов к административной и даже уголовной ответственности.

Распространение ложной информации — например, сообщений на форумах, в блогах или в СМИ, в которых говорится о выдающихся финансовых показателях отдельной компании, о выгодных долгосрочных контрактах или о грядущем увеличении ее дивидендов.

Сделки по договоренности — это когда группа инвесторов решает в течение нескольких дней совершать сделки друг с другом, чтобы заметно изменить цену на определенные активы и в дальнейшем получить выгоду от их реализации.

Массовая подача и отмена торговых поручений — из-за этого в стакане биржевых заявок появляются фейковые ордера на покупку и продажу без реальных сделок. Эти действия могут ввести других инвесторов в заблуждение: на основании ложной информации они будут покупать бумаги на якобы растущем рынке, а потом не смогут найти покупателей по высоким ценам и станут продавать свои акции с убытком.

Инсайдерская торговля — это когда причастный к бизнесу компании совершает операции с ее акциями, обладая важной информацией, которая еще не стала публичной. Обычно инсайдеры, владеющие крупными пакетами акций, широко известны и за их сделками внимательно следят: если они решат вдруг продать большую часть акций, это может спровоцировать панику среди других инвесторов. В Тинькофф-журнале есть подробная статья о том, что важно знать про инсайдерскую торговлю.

Инсайдерская информация — это непубличные точные сведения о состоянии дел в компании. Например, данные о запуске нового продукта до официального пресс-релиза компании, сведения о внедрении технологий или смене руководства, плохие прогнозы и любая другая важная информация, которую можно использовать для того, чтобы в нужный момент купить или продать ценные бумаги и получить доход.

Потому что это подрывает доверие к бирже: инвесторы начинают сомневаться в справедливости сделок и перестают вкладывать свои деньги — в результате это сильно затрудняет дальнейшее развитие финансовых рынков, от чего страдают и сами инвесторы, и компании, и экономика государства в целом.

Поэтому в России государство в лице Центробанка внимательно следит за тем, чтобы все участники рынка имели примерно одинаковый доступ к информации о состоянии бизнеса компаний, а также, чтобы торговля на фондовом рынке велась по справедливым ценам, которые формируются адекватными спросом и предложением.

Правила, обеспечивающие отсутствие манипулирования рынком и системной инсайдерской торговли, прописаны в специальном законе — за его соблюдением следит Центробанк и брокеры. Закон о противодействии манипулированию на рынке ценных бумаг

Кроме того, все случаи манипуляций или использования инсайдерской информации предаются широкой огласке. Расследования о манипулировании рынком на сайте Центробанка

Если инвестор получает выгоду от использования инсайдерской информации или пытается манипулировать рынком, то его ждет административная или уголовная ответственность.

    — неправомерное использование инсайдерской информации; — манипулирование рынком.
    — манипулирование рынком; — неправомерное использование инсайдерской информации.

Привлечение к ответственности по этим статьям может сказаться и на дальнейшей карьере. Например, инвестор не сможет устроиться аналитиком, бухгалтером или управляющим в финансовую организацию. А если он захочет подтвердить квалификацию, например инвестиционного советника, то Центробанк откажет в сертификате.

Даже если у начинающих инвесторов нет злого умысла и доступа к инсайдерской информации, их действия все равно могут быть квалифицированы как манипулирование рынком — хотя такое бывает крайне редко.

Случается, что новички по незнанию совершают ошибки, которые могут привлечь внимание Центробанка: например, когда инвестор решает проверить, как работает приложение или торговый терминал брокера, и в течение дня одновременно выставляет множество лимитных заявок на покупку и продажу дешевой акции. Подробнее про то, как работают биржевые заявки

В результате таких действий цена на покупку оказывается выше, чем цена продажи, и, как результат, инвестор несет систематический, пусть и небольшой, убыток. Брокер может расценить такие сделки как попытку манипуляции — и попросить инвестора пояснить, почему он это делает.

Не реагировать на прямые призывы к действию — вроде «Только что получен инсайд, надо срочно покупать/продавать» или «Я уже 200% на них заработал, открывай позицию и продавай по моему сигналу». Также лучше не участвовать в совместных стратегиях по «раскачиванию» акций или, наоборот, по поддержанию цены или спроса, а еще не совершать сделки в четко определенное время.

Проверять полученную информацию — хорошо, если сведения вы получили от авторитетных инвестиционных советников или аналитиков из известных брокерских домов, имеющих лицензию, которую можно проверить на сайте Центробанка. Они несут ответственность за публикуемые данные и следят за своей репутацией. Но даже в этом случае старайтесь перепроверить эти сведения еще в одном, а лучше сразу в нескольких источниках.

Следить за сохранностью собственных данных — никому не передавайте логин и пароль от личного кабинета, приложения или торгового терминала, в которых торгуете. Если кто-то за вас будет совершать противозаконные действия, то брокер по умолчанию будет считать, что это сделали вы.

Не заключать заведомо убыточные сделки — это операции, в которых цена покупки выше цены продажи. Лучше избегать любых сделок, имеющие признаки нестандартного или нелогичного поведения. Всё это привлечет внимание брокера, и он попросит вас объяснить, почему именно вы совершаете такие операции.

Задавать вопросы напрямую брокеру — если вы хотите понять, как работает сервис или приложение по торговле на бирже, обратитесь в службу поддержки. В Тинькофф Инвестициях это можно сделать, просто написав в чат в приложении или в личном кабинете на сайте tinkoff.ru.

Что такое манипулирование рынком?

Поскольку не всё население Российской Федерации интересуется финансовыми рынками, а тем более иностранным сектором, обычно самые громкие случаи манипулирования рынком совсем не освещаются крупными СМИ или упоминаются вскользь. Помимо этого, установлению факта манипулирования предшествуют тщательнейшие проверки, занимающие от нескольких месяцев до нескольких лет, а сам круг нарушений, относящихся к манипулированию рынком, весьма широк.

Например, не так давно в Великобритании наказание в виде штрафа в размере 249 тысяч долларов и пожизненного запрета на работу в финансовой сфере было определено бывшему трейдеру Дойче Банка Гийому Адольфу за манипулирование ставкой Libor в 2008-2010 гг. В ходе расследования установили, что трейдер намеренно воздействовал на некоторые данные для расчёта ставки, чтобы в дальнейшем извлечь прибыль.

Другой недавний случай произошёл в нашей стране. Банк России выявил манипулирование рынком Люлинским А. Х., являющимся одновременно сотрудником ПАО «АК БАРС» БАНК и уполномоченным лицом АО ИК «АК БАРС Финанс», А. Х. Люлинским. Действуя в рамках договора доверительного управления имуществом кредитной организации, Люлинский одновременно совершал сделки по счетам указанных обществ и по своему личному брокерскому счёту. Часть встречных заявок удовлетворялась со счетов организаций, часть шла в рынок, при этом заявки банка обеспечивали необходимую трейдеру цену. Описанные действия приводили к краткосрочным значительным колебаниям цены финансовых инструментов и существенным отклонениям параметров их торгов, а ПАО «АК БАРС» БАНК получило значительный убыток.

Законодательные основы

Закрытый перечень действий, которые признаются манипулированием рынка, перечислен в Федеральном законе № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Помимо непосредственных сделок с финансовым инструментом, к неправомерной практике относится также умышленное распространение заведомо ложных сведений. Все описанные в законе ситуации объединяет —то, что в результате действий манипулятора цена, спрос, предложение или объём торгов финансовым инструментом, иностранной валютой или товаром отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того, который сформировался бы без его участия.

При этом неважно, кто получил (и получил ли вообще) выгоду от сложившейся рыночной ситуации, значение имеет отклонение цены и факторы, спровоцировавшие его.

Последствия манипулирования рынком

Наказание за выявленные случаи манипулирования определяется в соответствии со статьей 185.3 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо, если действие не содержит уголовно наказуемого деяния — статьей 15.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Меры наказания в зависимости от тяжести нарушения могут предусматривать штраф, принудительные работы с лишением права занимать определённые должности или даже лишение свободы.

Обязанность по выявлению и предотвращению возложена как на участников финансового рынка, так и на организаторов торгов и саморегулируемые организации. Все указанные лица не только выявляют подозрительные операции и проводят проверки, но и обязаны уведомлять Центральный банк об обнаруженных нестандартных сделках.

Практическое применение

Контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком осуществляется Банком России.

По результатам расследования всех обстоятельств регулятор устанавливает факты манипулирования и при необходимости передаёт материалы проверки в уполномоченные органы.

С целью предотвращения аналогичных случаев информация об установленных фактах манипулирования регулярно публикуется на сайте Центрального Банка, при этом отдельно указывается, что могло повлечь то или иное нарушение.

Как показывает практика, иногда манипулирование не является самоцелью или способом получить прибыль, а становится итогом иных неправомерных действий, например, таких как «перелив» активов между счетами различных лиц (в случае сговора) с целью уменьшения налогооблагаемой базы или формирования прибыли за счёт убытка иного лица.

Закрытый перечень действий, которые признаются манипулированием рынка

  1. умышленное распространение через СМИ, в том числе через сеть Интернет, заведомо ложных сведений, в результате которого цена, спрос, предложение или объём торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и/или товаром отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без распространения таких сведений;
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: