Какие стимулирующие выплаты воспитателю ДОУ в 2022 году в соответствии с профстандартом

Зарплата воспитателей в 2022 году

По состоянию на 2021 год оклады воспитателей в некоторых регионах России остаются меньше МРОТ. В правительстве считают, что такое положение вещей нельзя игнорировать, поэтому в 2022 году запланирован ряд программ и мероприятий, направленных на повышение зарплат воспитателей и помощников воспитателей. Уже анонсировано выделение нескольких миллиардов в бюджете следующего года, чтобы воплотить эти планы в жизнь.

Планы на 2022 год

На вторую половину 2021 года средняя ставка воспитателя дошкольного учреждения составляет 35,7 тыс. рублей. И если в Москве и в северных регионах этот показатель превышает среднее значение, то в части других областей значительно не дотягивает до среднего уровня. Самые высокие зарплаты у представителей этой профессии на Чукотке — около 93 тыс., и в Ямало-Ненецком автономном округе — 82 тыс. Фактическая зарплата в Липецке составляет 14 тыс., а в Оренбурге — 17 тыс. Понятно, что жить на такую сумму и покрывать все нужды семьи крайне тяжело.

Воспитатель и ребенок

Ежегодно повышение зарплат проводят в первом квартале года, но из-за ситуации с пандемией эта мера в 2021 году была перенесена на IV квартал, и индексация составила всего 3%. Это значение не позволило даже догнать уровень инфляции. Небольшие оклады стали фактически меньше, чем за 12 месяцев до этого.

В приоритете данной программы на 2022 год значатся оклады помощникам воспитателей, так как на данный момент у них самые маленькие зарплаты при огромной нагрузке и большом количестве обязанностей. Это создало ситуацию, при которой тяжело найти квалифицированные и ответственные кадры, согласные на такую низкооплачиваемую работу. Чтобы изменить положение дел, запланирована полномасштабная индексация в среднем на 6%, которая коснётся всех бюджетных сфер.

Дифференцированная система

Увеличить реальные зарплаты поможет новая система начисления. В ней значится не только базовая ставка, но обширная тарифная сетка, включающая 18 разрядов. Одно из важных нововведений заключается в том, что теперь минимальные требования к системам оплаты труда бюджетников, и в том числе воспитателей детских садов, будет устанавливать Кабинет Министров. Раньше эти вопросы по регионам курировали региональные власти.

Это означает, что в разных частях России базовая ставка будет единой, установленной Кабмином для всех регионов. Но сумма, которую каждый воспитатель или помощник воспитателя будет получать на руки, будет состоять из таких компонентов:

  • базовый оклад;
  • премия (не менее 5%);
  • доплата за вредность и доплата за переработку во внеурочное время;
  • надбавка за стаж (10-30%);
  • доплата за учёную степень или звание;
  • другие доплаты — за работу в условиях Крайнего Севера, в сельской местности и пр.

Работа воспитателя

При этом размер доплат иногда равняется 60%, а иногда достигает и 120%. Также не нужно забывать о возможности получить материальную помощь в размере 30% и помощь на оздоровление при необходимости до 50% от оклада.

Такая система подталкивает людей не менять профессию воспитателя детского сада или помощника воспитателя на протяжении долгих лет, так как работа на одном месте вызовет неуклонный рост зарплаты.

Также работники будут заинтересованы в повышении профессионального статуса и квалификации, в получении званий и приобретении опыта. Этот подход очень правильный, он ведёт к концентрации в дошкольных детских учреждениях настоящих профессионалов, дорожащих своей работой.

Как начисляется

Кабмин определил характер начислений. Теперь отправной точкой будет МРОТ, а этот показатель всегда остаётся больше прожиточного минимума. То есть у бюджетников, задействованных в дошкольном образовании, перепад по зарплатам станет меньше, но при этом снижения окладов у тех, кто раньше получал ниже среднего, не произойдёт.

Это будет достигнуто таким образом: если новый уровень рассчитанной зарплаты будет ниже, чем старый, то сохранится прежний. И только в том случае, когда новый показатель будет более выгодным, его примут и внедрят.

Воспитатель в детском саду

Представители Общероссийского профсоюза образования настаивают на том, что оклад для данных профессий должен быть не меньше 70% средней региональной зарплаты. Президент России прокомментировал это заявлении и отметил, что требования вполне разумные, и на них стоит ориентироваться. В первую очередь произойдёт борьба с завышенными статистическими региональными показателями в отчётах, чем грешат отдельные службы. Первоочередная задача – реальное обеспечение достойного уровня оплаты труда, а не статистические данные.

Схема реализации

Новая система будет внедряться в несколько этапов на протяжении 2021-2025 годов. Это даст возможность гармонизировать условия оплаты труда воспитателям и помощникам воспитателей, привести их к единому знаменателю, повысить показатели не только фактически, но и реально, опередив и оставив позади уровень инфляции. В 2022 году такая необходимость стала особенно острой, так как инфляция из-за коронавируса нарастила темпы, а поднятие зарплат намного отстало в этой гонке.

Читайте также:
Наиболее рациональные варианты, как оформить кредитную карту по почте

Зарплата помощника воспитателя

Сейчас механизм прорабатывается. В правительстве идут споры о том, какой процент зарплаты должен приходится непосредственно на оклад. Некоторые считают, что этот показатель должен быть не менее 50%, другие требуют, чтобы он составлял 70%. Требование обусловлено тем, что после последнего кардинального поднятия зарплат оплата труда очень мало отличается у неквалифицированного и квалифицированного персонала дошкольных детских учреждений. Фактически, воспитатель и уборщица получают почти одинаково. Это лишает всякой мотивации к повышению квалификации и развитию внутри профессии.

Судя по последним новостям, именно в 2022 году эта ситуация с зарплатами воспитателей ДДУ начнёт кардинально меняться и приведёт к росту престижа и наплыву молодых и перспективных кадров в детские сады.

Стимулирующие выплаты воспитателю ДОУ в 2022 году

При кажущейся простоте, работа воспитателей детских садов является чрезвычайно важной. Родители доверяют им своих детей, полагаясь на профессионализм и тактичность сотрудника ДОУ. Работать с людьми сложно — это требует терпения, внимания к их нуждам и индивидуального подхода. А найти общий язык с детьми — задача ещё более сложная. Поскольку труд воспитателей ДОУ является социально значимым, государство старается поддерживать их желание развиваться, расти в профессиональном плане, повышать творческую активность, стараться давать детям больше знаний, становиться инициаторами различных культурных мероприятий с вовлечением родителей. В статье рассмотрим какие стимулирующие выплаты воспитателю ДОУ в 2022 году предусмотрены, как и где их получить.

Какие бывают виды стимулирующих выплат

Стимулирующие надбавки начисляются из фонда премиальных выплат в размере, установленном администрацией предприятия.

В соответствии с ТК РФ, можно выделить 3 вида стимулирующих выплат:

  1. Премии:
    • единовременные, начисляемые за какие-либо достижения в работе;
    • систематические, входящие в схему начисления зарплаты и начисляемые в виде процента от суммы оклада.
  2. Вознаграждения:
    • финансовое поощрение за выслугу лет в форме ежемесячной доплаты к окладу или премии по итогам года;
    • тринадцатая зарплата.
  3. Надбавки (за учёную степень, звание, ранг, категорию и т.д.) и доплаты (за эффективность проделанной работы и определённые заслуги).

Стимулирующие выплаты для сотрудников детских садов

Руководство детского сада обязано разработать и представить на ознакомление сотрудниками локальное положение о размерах, условиях и правилах начисления стимулирующих доплат. В свою очередь, администрация ДОУ должна ориентироваться на приблизительное Положение о распределении фонда стимулирующих выплат среди педагогов и прочего персонала учреждения.

Например, стимулирующие надбавки могут распределяться по следующей схеме:

  1. Администрация детского сада направляет в орган самоуправления учреждения сведения об эффективности работы воспитателей, исходя из этих данных и будут начислены доплаты.
  2. Орган самоуправления изучает бумаги, проводит анализ в согласии с локальным положением учреждения, утверждает конкретные суммы к выплате.
  3. Решение в письменном виде идёт обратно к руководителю ДОУ, который издаёт приказ о выплате надбавок педагогам.

Воспитатели и педагоги, в первую очередь, оцениваются на предмет плодотворной деятельности. Во внимание принимаются:

  • общение с родителями воспитанников, недопущение конфликтов, привлечение родителей детей к участию в жизни ДОУ;
  • редкие случаи заболеваемости среди учеников;
  • улучшение показателей учебной деятельности по сравнению с прошлым периодом;
  • общие показатели обучения детей, выявляемые в процессе наблюдения за внедрением образовательной программы учреждения.

В целом, критерии, по которым будет оцениваться как работа педагогов, так и труд других сотрудников ДОУ, утверждаются Министерством образования и руководителем детского сада. При этом стимулирующие выплаты могут начисляться не только персоналу, осуществляющему педагогическую деятельность, но и другим работникам, например, бухгалтерам.

Стимулирующие выплаты для руководителей ДОУ

Стимулирующие выплаты руководителям детских садов начисляются не из фонда заработной платы образовательного учреждения, а из централизованного фонда, сформированного местными властями — для этих целей ДОУ совершает регулярные отчисления в размере 5% от общего фонда зарплаты сотрудников детского сада.

При оценке деятельности членов администрации ДОУ к учёту принимаются следующие моменты:

  • наличие в ДОУ прозрачной для всех сотрудников схемы деятельности;
  • участие детского сада во всероссийских, областных, районных соревнованиях, мероприятиях (и положительные итоги этого участия);
  • работа над обеспечением благоприятного эмоционального микроклимата внутри учреждения;
  • деятельность, направленная на сохранение психического и физического здоровья детей;
  • результаты проведения последней аттестации и гос. аккредитации учреждения.

Стимулирующие надбавки к окладу руководства ДОУ назначаются по Приказу Министерства образования.

Как рассчитываются стимулирующие выплаты воспитателю ДОУ

Фонд заработной платы персонала детского сада делится на базовую и стимулирующую части. Доля стимулирующих выплат вычисляется по формуле:

Читайте также:
Список отделов ПФР Приволжский район, Ивановская область. Адреса, телефоны, официальный сайт, время приёма

ФСН = ОФЗ х ДСВ,

где ФСН — фонд стимулирующих надбавок,

ОБЗ — общий фонд зарплат;

ДСВ — доля средств, выделяемых на выплаты стимулирующего характера (30-40% по настоянию Министерства образования — конкретный процент будет утверждён руководством ДОУ).

Конкретному воспитателю поощрительная надбавка будет рассчитываться в индивидуальном порядке, исходя из эффективности его работы. Оценочный лист должен содержать перечень критериев оценки трудовой деятельности педагога и количество баллов, которое будет начислено за достижение какой-либо цели. К примеру, оценочный лист содержит пункт, который устанавливает присвоение работнику 2 баллов за привлечение родителей учащихся к участию в мероприятиях группы.

Перед каждой зарплатой (кварталом, четвертью, годом — на усмотрение администрации ДОУ) все баллы педагогов суммируются, затем общая сумма фонда стимулирующих доплат делится на число полученных баллов — так выясняется стоимость 1 балла за данный период времени. Затем количество баллов каждого преподавателя умножается на цену балла — так рассчитывается конечный размер стимулирующей выплаты за конкретный отрезок времени.

Пример расчёта стимулирующей выплаты работнику ДОУ

Фонд заработной платы ДОУ составляет 450 000 рублей. На фонд стимулирующих выплат приходится 40% общей суммы средств. В детском саду трудятся 20 педагогов, но только 7 из них руководство решило назначить стимулирующую выплату, поскольку они работали наиболее плодотворно:

  • воспитатель Марина В. заслужила 10 баллов, согласно оценочному листу, за организацию выставки детских рисунков и высокую посещаемость её занятий;
  • Екатерина М. получила 11 баллов за бережное отношение к имуществу ДОУ, привлечение родителей к участию в утренниках и помощь в организации спортивных соревнований;
  • Ольга Д. заработала 9 баллов за разработку специальной программы для троих глухих детей, учащихся в её группе;
  • Валерия А., Полина Е., Александра П. заработали по 12 баллов за активное участие в жизни детского сада.
  1. Выясним, какая доля фонда заработных плат приходится на стимулирующие выплаты: 450 000 х 0,4 = 180 000 рублей.
  2. Вычислим общее количество набранных педагогами баллов: 10 + 11 + 9 + 12 х 3 = 66 баллов.
  3. Выясним стоимость одного балла: 180 000 : 66 = 2 727 рублей 27 копеек.
  4. Марина В. заслужила стимулирующую выплату в размере: 2727,27 х 10 = 27 272 рублей 70 копеек.
  5. Екатерина М. получит: 2727,27 х 11 = 29 999 рублей 97 копеек.
  6. Ольге Д. будет начислена надбавка в сумме: 2727,27 х 9 = 24 545 рублей 43 копеек.
  7. Валерии А., Полине Е., Александре П. будет начислено: 2727,27 х 12 =32 727 рублей 24 копейки.
  8. Также каждый педагог получит базовую часть зарплаты: (450 000 — 180 000) : 20 = 13 500 рублей.

Как начисляются стимулирующие выплаты воспитателю ДОУ

Между педагогами и воспитателями детских садов будет поделена доля премиального фонда учреждения, составляющая 60%, остальные 40% будут направлены на выплаты другим сотрудникам.

Стимулирующие надбавки рассчитываются, исходя из оценки профессионализма и стараний воспитателя. Для проведения оценки разрабатывается оценочный лист, содержащий критерии, которым должен соответствовать получатель доплат. Ввиду того, что документ является общедоступным, и педагоги сами могут проверить, на какую надбавку им рассчитывать, и посмотреть, каких целей следует достигать для повышения стимулирующих выплат, оценочный лист стали называть также картой самооценки.

Ниже представлены наиболее часто упоминаемые критерии оценки эффективности работы старших преподавателей ДОУ:

  1. Продолжительность непрерывного трудового стажа. Выслуга лет.
  2. Налаживание контакта с родителями воспитываемых детей.
  3. Наличие вклада в развитие детского сада — разработка буклетов, обеспечение функционирования сайта, оформление стендов и прочие действия, повышающие имидж ДОУ.
  4. Оказание помощи младшим воспитателям и преподавателям — наставничество, введение в курс дела недавно принятых на работу сотрудников, организация праздников и утренников в детском саду и помощь в организации соревнований и праздничных мероприятий на уровне территориального образования.
  5. Средняя посещаемость занятий воспитателя детьми.
  6. Качество преподавания, помощь с обучением детям с особыми потребностями, взаимодействие с образовательными и культурными учреждениями, оформление документов в срок.

Внесение условий о выплате стимулирующих доплат в трудовой договор

Если в первоначальном трудовом договоре с воспитателем ДОУ не содержалось положений о выплате стимулирующих надбавок, рекомендуется разработать дополнительное соглашение о поощрительных доплатах.

Трудовой контракт с работниками детских садов должен включать сведения о заработной плате и всех поощрительных выплатах и условиях их начисления:

  • наименование каждой выплаты;
  • условия, при соблюдении которых надбавка может быть получена;
  • показатели эффективности трудовой деятельности воспитателя, при достижении которых будет назначена доплата;
  • периодичность начисления заработной платы и поощрительных доплат;
  • величина выплаты или формула, по которой она будет рассчитываться (все данные которой сотрудник должен иметь возможность узнать самостоятельно).
Читайте также:
Можно ли выплачивать дивиденды несколько раз по одному отчетному периоду

Законодательные акты по теме

Об указании сведений о стимулирующих выплатах в трудовой договор с воспитателями ДОУ

Типичные ошибки

Ошибка: Воспитатели ДОУ не имеют возможности самостоятельно оценивать свою деятельность, а потому никогда не знают, имеют они право на стимулирующие выплаты, или нет.

Комментарий: В каждом детском саду руководитель обязан ознакомить педагогов и других работников учреждения с порядком начисления поощрительных надбавок и представить их вниманию оценочный лист, который служит основанием для назначения доплат. Так воспитатели будут знать, к чему им стремиться, и на какие надбавки к зарплате рассчитывать.

Ошибка: Воспитатель ДОУ подал заявление на начисление ему стимулирующей надбавки руководителю детского сада.

Комментарий: Чтобы получить поощрительные доплаты, не нужно обращаться к руководству ДОУ с заявлением — дополнительные средства будут выплачены вместе с зарплатой. Если же надбавок не было, значит, не было найдено оснований для их начисления по итогам деятельности преподавателя на протяжении предыдущего периода.

Ответы на распространённые вопросы про стимулирующие выплаты воспитателю ДОУ

Вопрос №1: Законно ли лишать воспитателя стимулирующей выплаты, которую он заслужил, согласно условиям трудового договора, на том основании, что имеется дефицит средств в фонде оплаты труда?

Ответ: Нет, это не основано на законе. Воспитатель, если он уверен в своём праве на стимулирующие выплаты, может подать исковое заявление в суд на своего работодателя. Если решение суда будет принято в пользу истца, он получит надбавку из уже распределённых и выплаченных стимулирующих доплат.

Вопрос №2: Возможно ли воспитателю ДОУ получать стимулирующие выплаты ежемесячно?

Ответ: Да, если иное не предусмотрено локальным актом учреждения. В случае, если воспитатель усердно трудится и достигает поставленных целей, за работу над которыми полагаются надбавки к окладу, он вправе рассчитывать на периодические доплаты.

Видео-советы.Заработная плата, надбавки, стимулирующие выплаты по российскому законодательству?

В видео раскрывается информация о заработной плате, надбавке, стимулирующих выплатах по российскому законодательству⇓

Какие выплаты положены воспитателю детского сада в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие выплаты положены воспитателю детского сада в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Правительство России предусмотрело в 2021 году необходимую сумму в бюджете для реализации программы по увеличению размера оплаты труда дошкольным работникам в 2022 году. Предполагается, что их зарплата вырастет на 6%.

Текущая статистика свидетельствует о том, что размер оплаты труда работников дошкольных учреждений самый низкий из всех сотрудников госучреждений. В связи с этим правительство намерено пересмотреть систему индексации оклада воспитателей в сторону увеличения.

В 2022 году тарифная сетка претерпит изменения, которые приведут к росту оплаты труда дошкольных работников в 2022 году. При наличии у педагога высшей категории рост может составить до 35%. В связи с оттоком молодых специалистов из сферы дошкольного образования из-за низкой оплаты труда власти страны намерены предпринять меры для устранения этой негативной тенденции.

В 2022 году итоговый размер зарплаты дошкольных работников будет формироваться на основе нескольких факторов:

  • число отработанных часов;
  • уровень квалификации;
  • длительность стажа;
  • наличие особых заслуг и наград.

Согласно указу президента, зарплаты педагогов дошкольных учреждений в 2022 году должен составлять не менее среднемесячного оклада в конкретном регионе. Помимо этого продолжится реализация и других пунктов Указа 288.

По прогнозам специалистов, в реальности размер оплаты труда дошкольных работников вырастет всего лишь на 3% с учётом действующего уровня инфляции.

Кроме того, на региональные власти будет возложена обязанность согласования увеличения оплаты труда воспитателям с Правительством на основе внесённых поправок в Трудовой Кодекс РФ. Это связано с тем, что Правительству делегировали полномочия утверждать размеры окладов, различных надбавок и выплат, а также компенсаций.

Зарплата дошкольных работников в 2022 году

Средний размер оплаты труда педагогов в 2021 году составляет 35 714 рублей. Этот показатель варьируется в различных субъектах РФ. Наиболее высокий — в Москве и северных регионах (от 79 000 рублей до 93 000 рублей).

Читайте также:
Перенос убытков на будущее по налогу на прибыль организации

Но в реальности эти цифры фигурируют только на бумаге, а на самом деле зарплата воспитателей на 46% меньше официальных статистических данных.

На окончательный размер зарплат воспитателей в 2022 году будут оказывать влияние и надбавки вместо обычного увеличения оклада. Перечень надбавок включает в себя:

  • сверхурочная работа (двойной тариф оклада);
  • дежурство в детском саду-интернате ночью (20 % к окладу);
  • работа с детьми в коррекционных, логопедических и других группах (15%);
  • воспитание детей с туберкулезом (25%);
  • совмещение работы в дошкольном учреждении с другими должностями (12%).

Запуск новой программы начисления заработной платы для педагогов намечен на май 2022 года. Она распространяется на сотрудников всех учреждений образования (дополнительного, дошкольного, профессионального и общего). Программа предусматривает унификацию размеров доплат и окладов.

Первоначально её протестируют в Белгородской,Нижегородской, Сахалинской, Ярославской областях и Мордовии. Если все пройдёт успешно, то эта система начнёт в будущем функционировать на всей территории России.

Эта инициатива направлена на устранение такой проблемы, как существенное различие в размере оплаты труда педагогов в разных регионах. Проблема возникла после введения системы начисления заработной платы на основе средней по региону. Это является нарушением принципа равной оплаты за один и тот же труд.

В 2021 году в среднем по стране воспитатели получали чуть более 35 000 рублей. Выше всего зарплата была, естественно, в столице и на Севере. Там цифры достигали 93 000 рублей. Но, как оказалось, это лишь статистика. На самом деле работники дошкольных учреждений получали чуть ли не вполовину меньше.

Интереса ради можно вспомнить, какая зарплата была у работников ДОУ раньше:

  • в 2018 году — 5 000-9 000 рублей;
  • в 2019 году — 14 000-28 000 рублей;
  • в 2020 году — 18 000-32 000 рублей;
  • в 2021 году — 14 000-30 000 рублей.

На вторую половину 2021 года средняя ставка воспитателя дошкольного учреждения составляет 35,7 тыс. рублей. И если в Москве и в северных регионах этот показатель превышает среднее значение, то в части других областей значительно не дотягивает до среднего уровня. Самые высокие зарплаты у представителей этой профессии на Чукотке — около 93 тыс., и в Ямало-Ненецком автономном округе — 82 тыс. Фактическая зарплата в Липецке составляет 14 тыс., а в Оренбурге — 17 тыс. Понятно, что жить на такую сумму и покрывать все нужды семьи крайне тяжело.

Увеличить реальные зарплаты поможет новая система начисления. В ней значится не только базовая ставка, но обширная тарифная сетка, включающая 18 разрядов. Одно из важных нововведений заключается в том, что теперь минимальные требования к системам оплаты труда бюджетников, и в том числе воспитателей детских садов, будет устанавливать Кабинет Министров. Раньше эти вопросы по регионам курировали региональные власти.

Это означает, что в разных частях России базовая ставка будет единой, установленной Кабмином для всех регионов. Но сумма, которую каждый воспитатель или помощник воспитателя будет получать на руки, будет состоять из таких компонентов:

  • базовый оклад;
  • премия (не менее 5%);
  • доплата за вредность и доплата за переработку во внеурочное время;
  • надбавка за стаж (10-30%);
  • доплата за учёную степень или звание;
  • другие доплаты — за работу в условиях Крайнего Севера, в сельской местности и пр.

Кабмин определил характер начислений. Теперь отправной точкой будет МРОТ, а этот показатель всегда остаётся больше прожиточного минимума. То есть у бюджетников, задействованных в дошкольном образовании, перепад по зарплатам станет меньше, но при этом снижения окладов у тех, кто раньше получал ниже среднего, не произойдёт.

Это будет достигнуто таким образом: если новый уровень рассчитанной зарплаты будет ниже, чем старый, то сохранится прежний. И только в том случае, когда новый показатель будет более выгодным, его примут и внедрят.

Новая система будет внедряться в несколько этапов на протяжении 2021-2025 годов. Это даст возможность гармонизировать условия оплаты труда воспитателям и помощникам воспитателей, привести их к единому знаменателю, повысить показатели не только фактически, но и реально, опередив и оставив позади уровень инфляции. В 2022 году такая необходимость стала особенно острой, так как инфляция из-за коронавируса нарастила темпы, а поднятие зарплат намного отстало в этой гонке.

Читайте также:
Субсидирование ипотеки: условия программы и правила участия

Заработок воспитателя складывается из базового оклада, повышающих коэффициентов, компенсационных и стимулирующих выплат. Разберем подробнее, от чего зависит размер зарплаты воспитателя.

Вид коэффициента

Размер коэффициента

За квалификацию

За образование

За звание

За государственные награды

За стаж работы

За статус детского сада

За образцовое соблюдение всех образовательных стандартов

За превосходные результаты по одному или нескольких направлениям

За работу с особыми детьми

Коррекционные, офтальмологические или логопедические группы

Группы детей с туберкулезом

Персональный повышающий коэффициент (ППК)

Зарплата воспитателей в 2022 году

Такие выплаты призваны компенсировать работникам неудобства, связанные с условиями выполнения должностных обязанностей. К выплатам компенсационного характера относятся следующие надбавки:

Вид надбавки

Размер надбавки

Северный или районный коэффициент

За работу в ночные смены

За работу с особыми детьми

За работу в оздоровительных ДОО

За вредные или опасные для здоровья условия

За дополнительную работу, выходящую за рамки должностных обязанностей

За совмещение должностей

За сверхурочную работу

до 200 % либо предоставление дополнительного времени отдыха

Задача стимулирующих выплат — поощрение воспитателей за активность, инициативу и качество занятий с детьми, за выслугу лет. Премии выплачиваются также за дополнительную деятельность, такую как проведение концертов и других мероприятий, участие в конкурсах. С целью повышения мотивации и удержания кадров стимулирующие могут устанавливаться и для молодых специалистов на срок до трех лет.

Вознаграждения могут выплачиваться ежемесячно в виде процента от оклада или единовременно (за конкретное достижение), в виде 13-й зарплаты или квартальной премии.

Размер стимулирующих выплат для воспитателя рассчитывается по карте самооценки, где учитывается посещаемость в группе, динамика уровня развития детей, результаты участия воспитанников в конкурсах и соревнованиях, самообразование педагога, благоустройство группы и детского сада, работа с родителями, качество и своевременность оформления документации.

Стимулирующая доля определяется руководителем детского учреждения и обычно составляет 30–40 % от фонда оплаты труда.

В обиходе так называют всех тех, кто получает зарплату из бюджета: чиновники, силовики, работники госучреждений, врачи, учителя, ученые. Но объединять всех бюджетников в одну большую категорию не совсем верно. В соответствии с законодательством, они подразделяются на разные категории:

  • госслужащие (лица, работающие в государственных органах, в госучреждениях);
  • работники бюджетной сферы (учителя, ученые, врачи, воспитатели детских садов, сотрудники учреждений культуры и преподаватели вузов).

Разница кроется не только в названии, но и в подходе к материальному обеспечению, подчинению и социальному обслуживанию. Как водится, у госслужащих оно несколько лучше. Да и их оклады и надбавки регулирует отдельное законодательство. Поскольку зарплаты чиновников и военных подчиняются специфическим правилам, мы остановимся подробнее на том, какое увеличение окладов было предусмотрено для так называемых «других категорий» и каким бюджетникам повысят зарплату в 2021 году в России.

По приблизительным подсчетам, в России в бюджетной сфере трудятся около 33 млн человек. От всех граждан трудоспособного возраста (примерно 83 млн человек) доля бюджетников составляет более третьей части. Из них около половины составляют те, кого нельзя назвать госслужащими, в частности, сотрудники:

  • школ;
  • детских садов;
  • средних и высших учебных заведений;
  • медицинских учреждений;
  • библиотек, музеев и других культурных учреждений;
  • научных институтов.

Заработную плату все они получают из государственного бюджета РФ: федерального или местного. Условия их работы регулируют Трудовой кодекс РФ, нормативно-правовые акты, разработанные ведомством, которое руководит деятельностью учреждения. Например, для врачей это Минздрав, а для работников культуры — Минкульт.

Примечательно, что, хотя все эти НПА (в отличие от силовых ведомств) являются открытыми и общедоступными, уровень зарплат работников этих структур официально понять сложно. Система оплаты труда предполагает не только оклад, но и целый пласт различных премий, дотаций и бонусов. Поэтому, например, оклад ведущего бухгалтера в бюджетной организации установлен единый, а вот на руки разные сотрудники в разных отраслях получат совершенно разные суммы.

Однако когда речь идет о средних зарплатах, то при их подсчете обычно учитываются все доплаты. Так, из документов Росстата следует, что средняя зарплата по стране составила 47 257 рублей (данные за февраль 2020). Поскольку выборку статистики делали по всем регионам и городам, для небольших городов этот показатель оказался завышен: на практике врачи и учителя в небольших муниципальных образованиях получают всего по 12 000–15 000 рублей в месяц. В целом картина средних зарплат по отраслям работников бюджетной сферы и регионам представлена в таблице, сформированной на основе данных Росстата по средним зарплатам бюджетников.

Читайте также:
Как стать богатым — реальные способы разбогатеть до миллионера с нуля

Ежегодно в июле Росстат публикует данные по средним заработным платам отдельных категорий работников социальной сферы и науки в организациях государственной и муниципальной форм собственности по субъектам Российской Федерации за прошлый год: таблица окладов бюджетников составлена в разрезе видов деятельности и регионов.

Определение понятия «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» содержится в п. 16 ст. 2 Закона об образовании в РФ[1]: это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

В Письме Минобрнауки РФ от 20.07.2017 № 08-ПГ-МОН-26725 разъяснено, что объектом внимания в Законе об образовании в РФ являются две категории обучающихся с особыми образовательными потребностями:

Статус ребенка-инвалида присваивает бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ), статус обучающегося с ОВЗ – психолого-медико-педагогическая комиссия[2].

Исчерпывающего перечня заболеваний, при наличии которых обучающиеся признаются лицами с ОВЗ, нет. ПМПК принимает решение о выдаче заключения коллегиально с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и индивидуальной ситуации развития. Таким образом, категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа – ПМПК.

Не каждому ребенку-инвалиду требуются специальные условия для получения им образования. Тогда он не является обучающимся с ОВЗ и получает реабилитационные услуги в иных сферах (здравоохранении, социальной защите, но не в образовании). Вместе с тем один и тот же ребенок может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ. В таком случае у него есть и заключение ПМПК, и индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида, в разделе которой, посвященном образовательной реабилитации, должны быть соответствующие пометки. Как правило, выделяют следующие типы ограничений возможности здоровья:

Положение о стимулирующих выплатах с критериями эффективности

Положение о стимулирующих выплатах с критериями эффективности является весьма значимым документом, определяющим возможность повышения уровня заработной платы работников. Рассмотрим, что представляет собой этот документ.

Роль положения о стимулировании в расчете зарплаты

Положение о стимулирующих выплатах — документ, наличие которого необходимо для включения в зарплату работников той ее части, которая в ТК РФ определена как стимулирующая.

Согласно ст. 129 и 135 ТК РФ заработная плата состоит:

  • из собственно зарплаты (оклада или ставки), определяемой квалификацией сотрудника и характеристиками выполняемой им работы;
  • компенсационных доплат за особые условия труда;
  • стимулирующих доплат, направленных на поощрение работника к более эффективному труду;
  • социальных выплат, в определенных ситуациях компенсирующих потерю дохода.

Стимулирующими в соответствии со ст. 129 ТК РФ могут стать:

  • доплаты;
  • надбавки;
  • премии;
  • иные выплаты.

Они делятся на установленные:

  • законодательно – за звание, степень, категорию;
  • самостоятельно – годовая премия, доплаты за стаж, качество, интенсивность труда или конкретные достижения.

О том, какие выплаты образуют состав расходов на оплату труда для целей расчета налога на прибыль, читайте в статье «Расходы на оплату труда согласно нормам ст.255 НК РФ».

Положение о стимулирующих выплатах с критериями эффективности

В основу механизмов стимулирования каждый работодатель закладывает собственную методику, обозначив в ней как основные критерии, за которые следует поощрить работника, так и формулы для определения величины вознаграждения в зависимости от количественной или качественной характеристики этого критерия. Определению этих критериев и методики их применения и посвящен такой документ, как положение о стимулировании.

Как составить и утвердить положение об оплате труда и премировании в организации? Ответ на этот вопрос разъяснил гос. инспектор одела труда Нижегородской области В.И. Неклюдов. Получите бесплатный пробный доступ к системе КонсультантПлюс и следуйте рекомендациям чиновника.

Принципы создания положения о стимулировании

При создании положения о стимулировании необходимо руководствоваться нормами трудового права, в частности ст. 135 ТК РФ. Работодателю следует учитывать:

  • мнение трудового коллектива;
  • недопустимость ухудшения условий, включенных в коллективный договор (или иной внутренний нормативный акт) в сравнении с нормами трудового законодательства;
  • недопустимость ухудшения условий, включенных в трудовой договор с работником, в сравнении с нормами трудового законодательства и условиями коллективного договора (или иного внутреннего нормативного акта).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Все виды выплат, составляющие зарплату, образуют систему оплаты труда. Она формируется индивидуально у каждого работодателя и закрепляется им во внутренних нормативных актах. При этом особенности зарплаты конкретного работника фиксируются в его трудовом/коллективном договоре, где либо отражается вся система полагающихся выплат, либо указывается ссылка на внутренний нормативный акт, согласно которому будет оплачиваться труд. Таким документом может быть положение об оплате труда, в рамках которого есть раздел о стимулирующих выплатах сотрудникам. Либо работодатель оговаривает оплату труда в трудовом/коллективном договоре с работниками, а стимулирующие выплаты документирует в отдельном положении.

Содержание положения о стимулировании

Текст положения о стимулировании, как правило, содержит:

  • ссылки на документы, обосновывающие его создание;
  • цели и задачи, ставящиеся перед коллективом в целом;
  • принципы организации оценки вклада каждого работника в общее дело;
  • методологию документального оформления процесса оценки;
  • определение отчетных периодов и сроков формирования данных;
  • пределы количества баллов для каждой должности;
  • перечень критериев оценки с указанием пределов их числовых значений и алгоритмов учета в оплате труда;
  • порядок, в котором работник может оспорить результаты оценки.
Читайте также:
Квитанция на оплату транспортного налога физическими лицами в 2022 году:

Набор критериев может различаться в зависимости от особенностей деятельности работодателя. Но при этом для всех их должна присутствовать возможность перевода в цифровую оценку (баллы).

Результаты оценки работы каждого рядового сотрудника должны быть сформированы с учетом мнения его самого, профсоюзного органа, руководителей и работодателя. Отражаются они в оценочном листе, оформляемом за определенный период по каждому работнику.

Пример оформления положения о стимулируюих выплатах в организации подготовили эксперты КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите к образцу. Это бесплатно.

Особенности создания положения в ГУП и МУП

Большинство работодателей обладает достаточно большой долей свободы в определении правил стимулирования работников. Однако наряду с ними в России существуют организации, оплата за труд в которых регулируется на государственном уровне. Это бюджетные учреждения (ГУП и МУП).

В отношении них текст ст. 135 ТК РФ содержит отсылку к единым рекомендациям по установлению оплаты труда. Такие рекомендации ежегодно разрабатываются трехсторонней (Правительство РФ — профсоюзы — работодатели) комиссией и устанавливают единый подход к оплате труда работников этих юрлиц на всех уровнях бюджетной системы (от федерального до местного). На основе этого документа устанавливаются объемы бюджетного финансирования на очередной год на содержание ГУП и МУП, работающих в том числе в сферах образования и здравоохранения. Если трехсторонняя комиссия не выработала такого документа, то его утверждает Правительство РФ, доводя мнение комиссии до субъектов РФ.

Кроме того, к числу нормативных актов, определяющих систему оплаты труда бюджетников, относится постановление Правительства РФ от 05.08.2008 № 583. Согласно п. 5 данного постановления каждая бюджетная организация разрабатывает и утверждает индивидуальное положение о стимулирующих выплатах.

Виды выплат, имеющих стимулирующий характер, для бюджетных учреждений установлены приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 № 818. Среди них выделены доплаты:

  • за интенсивность труда и достижение высоких результатов в работе;
  • качественное выполнение работ;
  • непрерывный стаж и за выслугу лет;
  • по итогам трудовой деятельности.

Для реализации механизма стимулирующих доплат в ГУП или МУП должна быть создана система критериев, которые позволят оценивать эффективность и качество работы каждого работника индивидуально и смогут стать фактором, побуждающим к повышению качественного уровня функционирования бюджетного учреждения в целом.

Общий рекомендованный подход к критериям состоит в следующем:

  • Работник должен иметь четкое представление о своих трудовых обязанностях, правилах оценки эффективности их выполнения и их влиянии на конечную сумму оплаты за труд.
  • Определять величину вознаграждения конкретного работника следует с учетом влияния его деятельности на итоговый результат работы учреждения в целом.
  • Условия, которые служат основой для расчета конечной величины оплаты труда, должны быть достаточно прозрачны, чтобы однозначно пониматься и работодателем, и работником.

При разработке положения о стимулировании в ГУП или МУП следует руководствоваться отраслевыми рекомендациями по его формированию, если они установлены. Например, существуют подобные документы:

  • для системы здравоохранения – приказ Минздрава РФ от 28.06.2013 № 421;
  • системы образования – письмо Минобрнауки РФ от 20.06.2013 № АП-1073/02;
  • дошкольных образовательных учреждений – письмо Минобрнауки РФ от 31.03.2008 № 03-599;
  • учреждений культуры – письмо Минкультуры России от 05.08.2014 № 166-01-39/04-нм.

Но вместе с тем система стимулирования в каждом конкретном учреждении может быть индивидуальной. Разрабатывая ее для себя, каждый ГУП или МУП должен руководствоваться не только едиными рекомендациями, но и документами регионов, посвященными этому вопросу, которые не должны противоречить единым рекомендациям, но могут дополнять и конкретизировать их.

Читайте также:
Как считаются командировочные дни и какие выплаты положены

В отличие от прочих работодателей в ГУП и МУП оценивается также и вклад руководителей в результаты работы учреждения. Эта оценка осуществляется вышестоящим органом в целом по результатам работы предприятий.

Системы критериев оценки для ГУП и МУП

В связи с единообразием подхода к оплате труда в бюджетных учреждениях им рекомендовано придерживаться схожих критериев оценки вклада работников в деятельность учреждений одного профиля. Например, критериями оценки могут служить:

  • для педагогических работников средних учебных заведений — применение в процессе обучения новых информационных технологий; подготовка учеников, участвующих в олимпиадах;
  • для работников медицинских учреждений — процент заболеваемости, сокращение срока лечения, уровень смертности или получения инвалидности;
  • для учреждений культуры, связанных с артистической деятельностью, — наличие самостоятельных творческих разработок, участие в фестивалях и конкурсах;
  • для работников библиотек — результаты работы по пополнению книжного фонда, оформлению подписки или заказов на книги, посещаемость читателями.

Приказ Минтруда РФ от 26.04.2013 № 167н рекомендует указывать эти критерии непосредственно в трудовых договорах (эффективных контрактах) или в допсоглашениях к ним, если давно работающего сотрудника переводят на новую систему оплаты труда.

О бланке, на котором может быть оформлен трудовой договор, читайте в материале «Унифицированная форма № ТД-1 — трудовой договор».

Стимулирующие выплаты педагогическим работникам

Формирование системы стимулирующих выплат учителям и воспитателям дошкольных учреждений осуществляется с использованием методических рекомендаций, утвержденных письмом Минобрнауки РФ от 20.06.2013 № АП-1073/02.

Набор оценочных критериев, отраженных в положении о стимулирующих выплатах для педагогических работников, будет различаться в зависимости от назначения учреждения:

  • в средних образовательных заведениях главные показатели: успеваемость, занятия за пределами школьной программы и участие во внешних мероприятиях, для которых значим уровень подготовки обучающихся;
  • для дошкольных образовательных учреждений упор делается на уровень развития детей, наличие прогресса в сравнении с предшествующими периодами, снижение заболеваемости, отсутствие конфликтов с родителями.

Для руководителей этих учреждений на первый план выходят такие показатели, как:

  • качество предоставляемого образования, привлечение новых преподавателей, создание новых программ обучения — для средних образовательных заведений;
  • результаты аттестации заведения, уровень здоровья детей, участие во внешних мероприятиях районного или более широкого масштаба — для ДОУ.

Более подробно о критериях стимулирующих выплат учителям вы можете прочесть здесь.

Критерии стимулирующего характера для медработников

Рекомендуемые перечни показателей с критериями их выполнения и оценкой в баллах для разных должностей указаны в приказе Минздрава РФ от 28.06.2013 № 421. Примеры таких показателей:

  • участие в профилактике заболеваний;
  • снижение показателей заболеваемости и смертности;
  • количество вовремя выявленных заболеваний;
  • факт своевременности госпитализации;
  • соблюдение санитарных норм и медицинских стандартов;
  • наличие неправильных диагнозов или осложнений в результате назначенного лечения;
  • наличие жалоб пациентов;
  • общий объем отработанного времени за период.

В приказе № 421 описаны также особенности процедуры оценки показателей, коэффициенты, применяемые в зависимости от должности, и максимальные суммы начисляемых баллов.

Подробнее о стимулирующих выплатах медработникам читайте здесь.

Итоги

Положение о стимулирующих выплатах играет очень важную роль в процессе формирования системы оплаты труда у любого работодателя, влияя на прямую заинтересованность работника в результатах. В отношении ГУП и МУП создание такого документа обязательно вследствие имеющихся законодательных предпосылок для применения ими единой системы оплаты труда, включающей доплату стимулирующего характера.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Профстандарт помощника воспитателя

Профессиональный стандарт помощника воспитателя применяется в педагогических учреждениях при определении обязанностей и уровня квалификации сотрудника. Дополнительные области использования документа: помощь при отборе кандидатов на работу, составление KPI и т.д.

Внимание! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.

  • Бланк и образец
  • Онлайн просмотр
  • Бесплатная загрузка
  • Безопасно

Нормативные акты по профстандартам

Основы действия профстандартов регулируются следующими нормативными актами:

  1. Принятым в мае 2015 года Федеральным законом №122. Именно он внёс положения по профстандартам в трудовое и образовательное законодательство. Так, в Трудовой кодекс внесли статью 195.3, которая установила порядок их использования организациями-работодателями.
  2. Постановлением Правительства №23, которое было принято в 2013 году. Оно описывает общие параметры создания и действия профстандартов.
  3. Утверждённым в июне 2016 года Постановлением Правительства №584. В нём описано их действие в государственном секторе: организациях государственной/муниципальной форм собственности и частных компаниях, управляемых государством.
Читайте также:
Субсидирование ипотеки: условия программы и правила участия

Внимание! Аспекты использования положений этих документов на практике разобраны Минтрудом в Письме №14-0/10/В-2253.

Содержание профстандарта для помощника воспитателя

В 2017 году был принят профстандарт 01.005 для специалиста в области воспитания. Он включает четыре части с разбором основных должностных параметров.

В начальной части документа дана информация общего плана: цель профессии и её классификация по ОКЗ и ОКВЭД.

Во втором разделе указаны 6 функций, выполняемых специалистом в области воспитательной работы, и 18 их элементов. К примеру, функция по воспитательной работе с обучающимися включает:

  • планирование воспитательной деятельности;
  • её организацию;
  • организационно-воспитательное обеспечение.

Как для функций, так и для элементов даны коды и уровни сложности.

В третьем разделе дано более полное описание обязанностей специалиста, а также его квалификационных параметров.

Для каждой функции указаны:

  • специалисты, подготовленные к её выполнению;
  • их опыт и образование;
  • особые требования;
  • информация вспомогательного характера.

Так, для функции по воспитательной работе с обучающимися даны следующие сведения:

  • специалисты – воспитатель/старший воспитатель;
  • образование – высшее/среднее педагогического профиля;
  • трудовой опыт – от двух лет;
  • особые требования – отсутствие ограничений на занятия педагогической деятельностью и регулярное прохождение медицинских осмотров и обследований.

Отдельно даны коды и названия сотрудников, подходящих для выполнения функции, по ОКЗ, ОКПДТР, ОКСО.

Для каждого элемента функции указаны:

  • трудовые действия, выполняемые специалистом;
  • нужные для него знания и умения;
  • информация вспомогательного характера.

Например, для планирования воспитательной деятельности обучающихся даны:

  • 6 действий – разработка плана, изучение индивидуальных характеристик обучающихся и пр.;
  • 15 умений – оказание первой помощи воспитанникам, обеспечение участия семьи в процессах воспитания и т.д.;
  • знания в 16 областях – методы обеспечения занятости обучающихся в свободное от учёбы время, теоретические основы организации досуга воспитанников и пр.

Благодаря таким подробным описаниям третий раздел занимает основную долю любого должностного стандарта.

В заключительной части документа указаны его организации-разработчики.

Внимание! Одна из областей применения этого профстандарта – отбор кандидатов на работу помощника воспитателя. Если кандидат не соответствует изложенным в нём квалификационным требованиям, то работодатель вправе отказать в трудоустройстве, ссылаясь на отсутствующие деловые качества.

Частые вопросы по применению профстандартов

Можно ли уволить помощника воспитателя по причине его несоответствия требованиям, изложенным в профстандарте?

В настоящее время такая возможность отсутствует. У руководства организации-работодателя имеются три варианта действий:

  • переименовать должность с использованием статей 72, 74 ТК;
  • попросить помощника воспитателя перейти на другую работу по статье 72.1 ТК;
  • рекомендовать помощнику воспитателя пройти дополнительное обучение.

Внимание! Если специалист согласен на дополнительное обучение, а оно здесь носит добровольный характер, то вопрос о том, кто будет его оплачивать, решается на договорной основе.

Когда работодатель обязан применять профстандарты?

Они обязательны, когда:

  1. Нанимателем является организация из бюджетного сектора или частная компания, более чем на 50% принадлежащая государству.
  2. Для специалиста в нормативной форме установлены требования по квалификации.
  3. Для определённой профессии законодательством даны права на льготы/компенсации или для неё установлены ограничения (ст. 57 ТК).

В иных случаях профстандарты внедряются на добровольной основе.

Какие документы меняются под влиянием профстандартов?

В первую очередь перемены касаются должностных инструкций. В них меняются описания обязанностей и квалификационные требования. Также могут меняться и трудовые договора, когда в них вносят изменения по трудовым функциям, выполняемым сотрудниками. В обязательном порядке меняют внутренние документы, описывающие процессы приёма на работу: указывается, что трудоустройство происходит с использованием соответствующих профстандартов.

Работодатель может сразу использовать положения профстандартов для управления персоналом?

Предварительно следует официально утвердить переход кадрового делопроизводства на систему должностных стандартов. Для этого следует издать отдельное распоряжение, утвердить регламент, регулирующий процессы перехода и внести изменения в соответствующие положения документов по персоналу.

Внедрение профстандартов в ДОУ

Профессиональный стандарт педагога-воспитателя дошкольного образования

Новый стандарт дошкольного образования предъявляет требования к содержанию образования, к его результатам, а также к условиям реализации образовательного процесса. В плане внедрения ФГОС ДО особое внимание уделено кадровому обеспечению и подготовке педагогов дошкольного образования. Основные требования к педагогам определены в тексте Профессионального стандарта педагога. Главной фигурой, способной осуществить поставленные образовательные и воспитательные задачи, становится педагог. И не просто педагог, а специалист, отличающийся высоким уровнем профессиональной компетентности.

Читайте также:
Перенос убытков на будущее по налогу на прибыль организации

Основная функция современного детского сада любого вида – целенаправленная социализация личности ребенка, то есть введение его в мир природных и человеческих связей и отношений, передача ему лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности. От того, насколько грамотно будет выстроен образовательный процесс в дошкольном учреждении, зависит качественный уровень воспитания и развития ребенка-дошкольника.

Какая ответственность предусмотрена за неприменение профстандартов

Если должность работника содержится и в квалификационном справочнике, и в профстандарте, то образовательная организация вправе продолжить применять квалификационный справочник (ч. 1 ст. 46 , ч. 1, 2 ст. 52 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, вопрос № 5 Информации по вопросам применения профессиональных стандартов, направленной письмом Письмо Минтруда России от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253 ).

В этом случае к ответственности организацию за неприменение профстандартов не привлекут.

Отсутствие плана по организации применения профессиональных стандартов в государственной или муниципальной образовательной организации может быть признано нарушением трудового законодательства. Это связано с тем, что наличие такого плана предусмотрено постановлением Правительства РФ. За нарушение трудового законодательства статьей 5.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

Как применять профессиональные стандарты

Что такое профессиональный стандарт и для чего он нужен

Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, которая необходима работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности или выполнения трудовой функции (ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ).

Под применением профстандартов понимают использование их положений в организации деятельности образовательной организации, в том числе:

· при приеме на работу для определения квалификации работника;

· при аттестации для определения соответствия занимаемой должности;

· при направлении работников на дополнительное профессиональное образование для определения вида обучения;

· при разработке должностных инструкций для определения трудовых действий и требований к знаниям, умениям;

· при разработке штатного расписания для определения наименования должностей.

Во-первых, чтобы определить квалификацию работника и обязанности по соответствующей должности. При этом профессиональный стандарт – более подробный документ, чем квалификационный справочник.

Совет: Для руководителей организаций, их заместителей, руководителей структурных подразделений, педагогов школ и детских садов предусмотрены льготы и ограничения (ст. 331 , 351.1 ТК РФ, ст. 47 , 51 , 52 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

Во-вторых, при разработке образовательных программ:

· профессионального образования (ч. 7 ст. 11 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);

· профессионального обучения (ч. 8 ст. 73 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);

· дополнительного профессионального образования (ч. 9 ст. 76 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

Совет: Если направляете работника на переподготовку или повышение квалификации, проверьте, чтобы программы учитывали действующие профстандарты.

Обязательно ли применять профстандарты

Все работники образовательной организации должны соответствовать требованиям квалификационных справочников или профессиональных стандартов (ч. 1 ст. 46 , ч. 1, 2 ст. 52 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

Ситуация : обязан ли работодатель уволить работника, если он не соответствует профстандарту?

Обязательность применения именно профессионального стандарта в образовательных организациях не установлена, то есть вы можете выбирать, что использовать.

Если квалификационный справочник и профессиональный стандарт по аналогичным должностям содержат различные требования к квалификации, то работодатель самостоятельно определяет какой нормативный правовой акт он будет использовать.

Внимание: обязательность применения требований профессиональных стандартов не зависит от формы собственности организации или статуса работодателя (вопрос № 7 Информации по вопросам применения профессиональных стандартов, направленной письмом Письмо Минтруда России от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253 .

Несмотря на то что сейчас работодателю предоставляется выбор между квалификационным справочником и профессиональным стандартом, в перспективе квалификационные справочники будут отменены (вопрос № 4 информации Минтруда России по вопросам применения профстандартов, направленной письмом Письмо Минтруда России от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253 .

Для реализации идеи внедрения профстандарта в государственных и муниципальных учреждениях Правительство РФ установило сроки для их внедрения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: