Какая разница между региональными и федеральными льготниками

Как и где получить льготные лекарства

Российское Правительство каждый год составляет список льготных лекарств. До 1 января 2021 года он назывался «Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения». С принятием распоряжения Правительства Российской Федерации от 23.11.2020 N 3073-р список был упразднен.

Список льготных лекарств в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве на 2021 год сформирован в объеме не менее утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации перечня ЖНВЛП, за исключением лекарственных препаратов, используемых исключительно в стационарных условиях (приложение 5 к Территориальной программе, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 30 декабря 2020 года № 2401-ПП).

Бесплатно или со скидкой можно получать препараты только из этого списка* и только людям льготных категорий:

  • федеральным льготникам — получателям набора социальных услуг , не выбравшим получение лекарств в денежном эквиваленте, а также героям Советского Союза, героям Российской Федерации и полным кавалерам ордена Славы, а в случае их смерти — членам их семей , и героям Социалистического Труда, героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой славы, если они отказались от ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ). Они могут получать все лекарства из перечня бесплатно;
  • московским льготникам — получателям городских мер социальной поддержки , не выбравшим получение лекарств в денежном эквиваленте, а также ряду других региональных льготников . Они могут получать все лекарства из перечня, но некоторым они положены бесплатно, а некоторым со скидкой 50%. В этом случае нужно обязательно быть постоянно или временно зарегистрированным в Москве;
  • людям с некоторыми заболеваниями или состояниями . В зависимости от заболевания они могут получать бесплатно либо все препараты из перечня, либо только те, которые необходимы для лечения их заболевания, либо только те, которые лечат симптомы их заболевания или состояния.

При наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии медицинской организации назначаются лекарственные препараты, не входящие в стандарты медицинской помощи, либо по торговым наименованиям.

2. Как получить лекарства?

Получить лекарство бесплатно или со скидкой можно только по рецепту врача . Врач выпишет рецепт, если это необходимо по медицинским показаниям.

Обращаться нужно в те медицинские организации (городские больницы, поликлиники, диспансеры), в которых врачи имеют право выписывать льготные рецепты. Уточнить перечень таких организаций можно по телефону горячей линии ГБУ здравоохранения Москвы «Центр лекарственного обеспечения Департамента здравоохранения города Москвы»: +7 (495) 974-63-65.

Также возможно получение лекарств по электронным рецептам с QR-кодом .

Федеральные льготники, постоянно проживающие за пределами Москвы, могут получить льготный рецепт в московской медицинской организации. Для этого им нужно предъявить:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • документ, подтверждающий право на получение набора социальных услуг;
  • решение о назначении ежемесячной денежной выплаты, выданное Пенсионным фондом России;
  • выписку из медицинской карты амбулаторного больного или истории развития ребенка с указанием СНИЛС.

На рецепте ставится отметка «иногородний» в правом верхнем углу.

3. Как долго действителен рецепт?

Обычно рецепт действителен в течение 30 дней со дня выписывания, в случае назначения наркотических или психотропных лекарственных средств, оборот которых ограничен в России, — 15 дней. Рецепты, которые выписывают пенсионерам, инвалидам первой группы, детям-инвалидам или людям, страдающим хроническими заболеваниями, требующими длительного лечения, действительны 90 дней. При этом если лекарство этим людям необходимо для лечения хронического заболевания, врач может указать в рецепте продолжительсть приема до 180 дней.

На лекарства, срок годности которых не превышает 10 дней, выписывают несколько рецептов (чтобы хватило на месячный курс лечения). Предъявлять такие рецепты в аптеку нужно по мере расходования лекарств.

Рецепт с пометкой statim (немедленно) должны обслужить в течение одного рабочего дня со дня обращения, с пометкой cito (срочно) — в течение двух. Рецепт на лекарственный препарат, входящий в минимальный ассортимент препаратов для медицинского применения (он тоже утверждается Правительством России), обслуживается в течение пяти рабочих дней со дня обращения.

4. В каких аптеках можно получить льготные лекарства?

Лекарства, медицинские изделия, специализированные продукты лечебного питания (для детей-инвалидов) отпускаются:

  • из специальных аптечных пунктов в медицинских организациях и из аптек в непосредственной близости от них. Посмотреть их список вы можете на портале открытых данных или на сайте Департамента здравоохранения Москвы. Адрес получения выписанных лекарств, медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания (для детей-инвалидов) вы также можете узнать у медицинского работника;
  • в некоторых коммерческих аптеках, но только по электронным рецептам с QR-кодом. Посмотреть список аптек, участвующих в пилотном проекте, можно на сайте Департамента здравоохранения Москвы.
Читайте также:
Волосово - адреса и контакты отделений пенсионного фонда на сегодня

Перед тем как идти в аптеку, уточните по телефону справочной Центра лекарственного обеспечения Депаратмента здравоохранения города Москвы +7 (495) 974-73-19, есть ли в аптеке необходимый вам лекарственный препарат и сколько он стоит (если у вас скидка, а не бесплатный рецепт).

Если вашего препарата нет в наличии, фармацевт обязан поставить рецепт на отсроченное обеспечение и внести его в журнал неудовлетворенного спроса. После этого сотрудники аптеки в сроки, утвержденные Минздравом России, должны завезти лекарство:

  • рецепт на лекарственный препарат, отпускаемый бесплатно или со скидкой и не вошедший в минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, обслуживается в течение десяти рабочих дней со дня обращения пациента в аптечную организацию;
  • рецепты на лекарственные препараты, назначаемые по решению врачебной комиссии, обслуживаются в течение пятнадцати рабочих дней со дня обращения пациента в аптечную организацию.

Если за то время, что препарата не было в наличии, истек срок действия рецепта, переоформлять его не нужно.

5. Что делать, если возникли вопросы или проблемы?

Если у вас есть вопросы о праве на льготы, возникли проблемы с назначением (выписыванием) препаратов или их слишком долго нет в аптеках, вы можете обратиться в Департамент здравоохранения Москвы лично или через электронную приемную.

Если вам отказали в выписке рецепта или выдаче лекарства по нему, вы вправе также обратиться в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения либо в суд.

Разница между региональным и федеральным льготником

Льготы для граждан РФ в соответствии с законодательством предоставляются на федеральном и региональном уровне. Что они включают?

Какие льготы в РФ есть на региональном уровне?

Региональные льготы выплачиваются гражданам РФ за счет средств бюджета субъекта РФ. Действуют они на территории соответствующего региона. Льготы, о которых идет речь, могут поддерживать граждан:

  1. представляющих малоимущие семьи;
  2. одиноко проживающих и относящихся к категории малоимущих;
  3. пострадавших от политических репрессий;
  4. реабилитированных;
  5. являющихся ветеранами труда.

Кроме того, российское законодательство позволяет субъектам РФ включать в перечни региональных льготников другие категории граждан. Содержание льгот, о которых идет речь, может быть разным. Как правило, они представлены субсидиями, пособиями, наборами различных социальных услуг, денежными выплатами.

Таким образом, конкретный перечень способов социальной поддержки льготников устанавливается в законодательстве регионов РФ. Например, для ветеранов труда в субъекте РФ может быть принято предоставление таких льгот, как:

  1. бесплатная медпомощь в различных учреждениях, включая стоматологические;
  2. компенсация части расходов на оплату услуг ЖКХ;
  3. компенсация расходов на пользование общественным транспортом;
  4. скидки на оплату жилья.

Для реабилитированных граждан, а также для пострадавших от политических репрессий могут быть установлены такие региональные льготы, как:

  1. внеочередная бесплатная медпомощь в различных учреждениях, включая стоматологические;
  2. компенсация части расходов на приобретение лекарств;
  3. компенсация расходов на общественный транспорт, предоставление транспортных средств при определенных медицинских показаниях;
  4. скидки на оплату жилья;
  5. компенсация части расходов на оплату услуг ЖКХ;
  6. возможность пользоваться услугами учреждений, оказывающих социальную помощь.

Какие льготы в РФ существуют на федеральном уровне?

Федеральные льготы выплачиваются за счет соответствующего уровня бюджета РФ. Действуют они на всей территории страны. Сейчас в России установлены федеральные льготы для:

  • ветеранов Великой Отечественной войны, инвалидов войны, тружеников тыла;
  • членов семей ветеранов войны, которых нет в живых;
  • участников ликвидации последствий аварии в Чернобыле;
  • граждан, пострадавших от аварии в Чернобыле;
  • узников фашизма;
  • героев России, Советского Союза, кавалеров Орденов Славы;
  • героев социалистического труда;
  • ветеранов боевых действий;
  • военнослужащих периода Великой Отечественной войны, а также граждан, участвовавших в обеспечении работы ПВО, строительстве прифронтовых объектов;
  • инвалидов, детей с ограниченными возможностями;
  • почетных доноров;
  • граждан, имеющих отношение к категориям особого риска.
Читайте также:
C 1 июля отменяют оправдательные документы для подотчетников

Данные категории граждан РФ, как правило, имеют льготы, связанные с оплатой ЖКХ, компенсацией расходов на транспорт, пользованием медицинскими услугами, обладают правом на получение различных денежных выплат.

Сравнение

Главное отличие регионального льготника от федерального — уровень бюджета, за счет которого люди получают соответствующую помощь от государства.

Особенность федеральных льгот в том, что их перечень является фактически закрытым (он может быть откорректирован только высшими структурами государственной власти). Региональные льготы субъекты РФ могут устанавливать свои, не согласовывая их с федеральным центром.

Если тот или иной вид помощи, получаемой гражданином, финансируется за счет бюджета субъекта РФ, человек не может получать аналогичные виды социальной поддержки за счет федеральных источников государственных средств, и наоборот. Таким образом, если для одной и той же категории граждан предусмотрены льготы на обоих уровнях — человеку, который относится к соответствующей группе, нужно определиться, какими видами социальной поддержки пользоваться.

Определив, в чем разница между региональным и федеральным льготником, зафиксируем выводы в таблице.

Кто к ним относится к категории федеральных льготников

Российская Федерация, в полном соответствии с Основным Законом страны, провозглашает себя социальным государством. Кроме прочего, это означает, что оно придает значение благополучию и всестороннему развитию проживающих на ее территории граждан.

Однако отдельные категории лиц, в силу сложившихся обстоятельств, нуждаются в особой государственной поддержке. В этих целях разработаны десятки социальных программ для обеспечения нужд этих граждан. Получателей же подобной соцпомощи называют федеральными льготниками.

Бесплатно по России

Кто такие федеральные льготники и кто к ним относится

В целом, действующее российское законодательство устанавливает две категории лиц, имеющих право на государственную поддержку, в зависимости от источника ее финансирования.

Так, выделяются льготники:

  • федеральные;
  • региональные.

Федеральные получают обеспечение за счет средств государственного пенсионного фонда, а их статус и перечень предоставляемых их льгот един на всей территории Российской Федерации. О них и пойдет речь в статье далее.

К категории федеральных льготников относятся граждане, которые, по мнению законодателей, особо нуждаются в предоставлении им помощи:

  • инвалидов всех групп, в том числе и детей с ограниченными возможностями;
  • ветеранов различных войн и локальных вооруженных конфликтов;
  • членов семей умерших ветеранов;
  • узников нацистских концентрационных лагерей;
  • лиц, награжденных высшими государственными наградами, включая граждан, имеющих звания «Герой России», «Герой Советского Союза»;
  • героев социалистического труда;
  • лиц, пострадавших в результате техногенных и радиационных катастроф.

Представленный перечень не является полным, поскольку в рассматриваемую группу входит большое количество категорий. Кроме этого, в соответствующие нормативные акты периодически вносятся изменения, расширяющие перечень получателей государственной помощи.

Какими законами регулируется назначение и выплаты федеральных льгот

Предоставление льгот и пособий рассматриваемой категории лиц является общеобязательным на всей территории страны. Именно поэтому вопросы, связанные с назначением, а также определением порядка выплат и предоставления льгот, регулируются на федеральном уровне.

Какого-либо единого нормативного акта, который бы определял перечень лиц, нуждающихся в дополнительной поддержке, а также устанавливал порядок установления льгот, не существует. Эти вопросы отражены в различных правовых документах, принятых в разные годы.

Нормативно-правовых актов, которые регулируют данные вопросы, довольно много, приведем лишь некоторые из них.

  1. Федеральный закон от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». Данный законодательный документ устанавливает перечень лиц, преимущественно, участвовавших в вооруженных конфликтах, которые имеют право на получение дополнительного обеспечения. Отдельно рассматриваются соответствующие права членов семей льготников данной категории.
  2. Федеральный закон от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов». Данный правовой документ определяет основания для получения группы нетрудоспособности, ее виды (группы), а также перечень послаблений для нетрудоспособных лиц, которым установлена инвалидность.
  3. Закон РФ от 15.05. 1991 года № 1244-1. Данный правовой документ устанавливает льготы и послабления для граждан, которые принимали участие в нейтрализации последствий аварии на атомной электростанции в Чернобыле, а также признанными пострадавшими в ней.
Читайте также:
Договор о выполнении работ по продвижению Интернет-сайта - бланк 2022

Справка! Отдельный нормативный акт устанавливает перечень льгот для лиц, которые потеряли здоровье в более давней по времени радиационной аварии, произошедшей на ПО «Маяк».

В целом, нормативное регулирование вопросов, связанных с предоставлением преференций федеральным льготникам, на сегодняшний день в полной мере соответствует потребностям уязвимых категорий граждан и не нарушает принципы социальной справедливости.

Какие федеральные льготы существуют

Перечень послаблений и преференций, на которые могут рассчитывать получатели федеральных льгот, довольно велик. Кроме этого, льготники различных категорий получают их в разном объеме.

В целом, все виды льгот можно разделить на следующие группы:

  1. Денежные выплаты
  2. Предоставление дополнительных прав.
  3. Освобождение от определенного характера обязательств, включая обязательные платежи.

Далее следует привести перечень преференций для наиболее многочисленных групп федеральных льготников.

Инвалиды

Лица, которые в установленном законом порядке были признаны нетрудоспособными вследствие наличия заболеваний и травм, а также дети-инвалиды вправе рассчитывать на следующие льготы, которые обязаны им предоставляться вне зависимости от региона проживания:

  • пенсионное обеспечение;
  • дополнительные денежные выплаты;
  • компенсации по оплате ЖКУ;
  • компенсация стоимости лекарственных препаратов;
  • бесплатное санаторное лечение (ограниченно); ;
  • льготное зубопротезирование и обеспечение ортопедической обувью;
  • бесплатные протезы;
  • льготы при поступлении в учебные заведения;
  • налоговые послабления;
  • обеспечение жильем (при нуждаемости).

Претендовать на получение льгот в полном объеме могут только инвалиды I группы. Для остальных групп этот перечень сужается.

Ветераны

Перечень конкретных мер социальной поддержки зависит от статуса ветерана. Так, в наибольшей степени ими обеспечены участники ВОВ.

В целом же, всем ветеранам положены следующие льготы:

  • дополнительные денежные выплаты;
  • субсидии на приобретение лекарственных препаратов;
  • льготное зубопротезирование;
  • льготы пол оплате услуг ЖКУ;
  • сниженная стоимость проезда на общественном и пригородном транспорте;
  • льготные путевки в санатории;
  • налоговые послабления;
  • обеспечение жильем (при нуждаемости).

Ликвидаторы и пострадавшие от аварии на ЧАЭС

Эта категория граждан имеет право на следующие меры поддержки:

  • дополнительные материальные выплаты, в том числе компенсации за вред здоровью;
  • льготы по оплате ЖКУ; ; ;
  • бесплатное зубопротезирование.

Внимание! Если лицо, пострадавшее в радиационное катастрофе, стало инвалидом, то ему положены дополнительные льготы за инвалидность, объем предоставления которых будет зависеть от установленной группы.

Отличия от региональных льготников

Как правило, категории лиц, являющиеся льготниками в соответствии с федеральным законодательством, имеют право на получение дополнительных региональных льгот. Однако в некоторых субъектах федерации право на социальную поддержку имеют категории граждан, которые не учтены федеральным законодателем.

В первую очередь, следует отметить, что действие региональных льгот распространяется только на территорию субъекта федерации, где принят соответствующий нормативный акт. Это означает, к примеру, что в случае переезда в другой регион гражданин потеряет свои преференции.

Также разнится и источник финансирования мер социальной поддержки. Для региональных льготников им выступает бюджет субъекта федерации, а, к примеру, выплаты происходят по линии местных учреждений соцзащиты.

Дополнительная информация о различиях в видео:

Как оформить федеральную льготу

Для оформления преференций гражданам, относящимся к категории федеральных льготников, в обязательном порядке нужно обращаться в отделение государственного пенсионного фонда, представив следующие документы:

  • паспорт; (или соответствующую справку);
  • заявление;
  • реквизиты банковского счета для перечисления денежных средств;
  • справку о составе семьи;
  • документы о праве собственности на жилье (для оформления льгот по ЖКУ);
  • трудовую книжку и справку 2-НДФЛ (для работающих).

Кроме этого, потребуются бумаги, подтверждающие основания для предоставления льгот. К примеру, этим может быть справка об инвалидности, ветеранское удостоверение и так далее.

Документы можно подать не только непосредственно в отделение ПФР, но и в ближайший многофункциональный центр.

Под федеральными льготниками следует понимать различные категории граждан, которые имеют право на предоставление различных мер социальной поддержки. Перечень льгот и условия их предоставления установлены нормами федерального законодательства, что подразумевает право на их получение на всей территории страны.

Разница между федеральными и региональными льготниками и можно ли получать обе льготы

Государство предоставляет некоторым категориям граждан определенные социальные льготы. Льготы — это способ поддержки граждан, который может быть выражен в виде предоставления определенных прав, освобождения от каких-либо обязательных платежей или путем дополнительных социальных выплат.

Читайте также:
Подготовка возражения на исковое заявление в Санкт-Петербурге

При этом все льготники делятся на две большие категории: на льготников федерального и регионального уровня.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-29-87 . Это быстро и бесплатно !

Кто такие федеральные льготники

Федеральным льготником является такой гражданин, у которого право получения льгот установлено федеральным законодательством. Основами этого законодательства являются:

    . . . . «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Данные нормативно-правовые акты устанавливают перечни и права граждан, которые могут рассчитывать на поддержку со стороны государства.

💰 Откуда идет финансирование

Финансирование льгот идет из федерального бюджета.

👤 Какие категории включаются

К таким льготникам относятся:

  • ветераны Великой Отечественной войны и других боевых действий;
  • члены семьи вышеперечисленных категорий;
  • Герои России и Советского Союза;
  • инвалиды войны, инвалиды по заболеванию и дети-инвалиды;
  • «чернобыльцы» и пострадавшие от радиационных аварий;
  • узники фашизма и некоторые другие.

🗺 Влияет ли место проживания на получение федеральных выплат

Эти граждане имеют право получать льготы вне зависимости от места проживания. Поэтому при переезде из одного региона в другой государство продолжит им предоставлять всё положенное по законодательству, но уже по новому месту жительства.

Кто такие региональные льготники

В некоторых регионах власти принимают свои собственные законы, которые устанавливают льготы тем гражданам, которые постоянно проживают на территории этих регионов.

Примером этого может служить закон Свердловской области №190-ОЗ от 25.11.2004 г. «О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области». В нем, в частности, предусмотрены дополнительные меры социальной поддержки ветеранам труда, проживающим на территории данного региона.

💰 Откуда идет финансирование

Финансирование региональных льгот производится из бюджета соответствующего региона. Например, статья 17 закона Свердловской области №190-ОЗ прямо говорит, что финансирование затрат, связанных с предоставлением льгот ветеранам, осуществляется за счет средств областного бюджета.

👤 Какие категории включаются

В регионах к льготникам могут отнести:

  • ветеранов труда;
  • несовершеннолетних детей, потерявших родителей;
  • детей, у которых родители лишены прав на воспитание;
  • семьи с тремя и более детьми;
  • граждан, имеющих звание «Почетный донор» и т.д.

Представленный список является далеко не полным, поскольку каждый регион устанавливает свои категории льготников.

🗺 Влияет ли место проживания на получение региональных выплат

Для региональных льготников важна территория проживания. Например, если ветеран труда пользовался соответствующей региональной социальной поддержкой в Свердловской области, то при переезде, например, в соседний Пермский край, он теряет право на льготы по закону Свердловской области.

Однако, он может воспользоваться льготами, предоставляемыми законом Пермского края №146-ПК от 20.12.2012 г. «О ветеранах труда Пермского края». Однако условия в Свердловской области могут сильно отличаться от условий, предоставляемых в Пермском крае.

👉 Как устанавливаются льготы при наличии двух статусов одновременно — федерального и регионального

В некоторых случаях человек может иметь право, как на федеральную, так и на региональную льготу. Например, екатеринбуржец может иметь статус инвалида и, таким образом, относиться к федеральным льготникам (закон №181-ФЗ от 24.11.1995 г.) С другой стороны этот же человек может иметь статус ветерана труда, и по закону Свердловской области №190-ОЗ относится к региональным льготникам.

Емельяненко Наталья Леонидовна

К сожалению, объединить эти два статуса невозможно — получение соцподдержки одновременно по нескольким основаниям не предусмотрено. При этом чиновники цитируют статью 13 закона №5-ФЗ. В ней указано, что при наличии права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям, поддержка предоставляется только по одному основанию по выбору человека.

Поэтому человек должен выбрать, какая форма соцподдержки — региональная или федеральная — будет ему выгодней.

Вопросы читателей

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

Читайте также:
Как открыть новую категорию водительского удостоверения в 2022 году

8 (800) 350-29-87 (Москва)
8 (800) 350-29-87 (Санкт-Петербург)

Федеральные, региональные и местные налоги: 3 уровня власти

Федеральные региональные и местные налоги — это основные виды налогов, существующие в РФ. Нормы, правила и виды налогообложения установлены на законодательном уровне. От уровня законодательной власти, установившей ключевые правила применения фискальных обязательств, зависит их классификация.

Основная характеристика и различия

Итак, все фискальные платежи можно разделить на три вида: федеральные, региональные и местные налоги и сборы. Ключевое отличие между этими платежами — это уровень власти, который устанавливает основные нормы и правила применения налогообложения. То есть если полномочия по определению ставки, льготы, периода и принципов переданы властям субъекта России, то и платеж считается региональным.

Однако нужно отметить, что фискальные платежи регламентированы в Налоговом кодексе РФ . То есть НК РФ является правовой основой действующей налоговой системы государства. Это значит, что муниципальные органы управления, а также власти субъекта России не вправе вводить дополнительные (новые) обязательства. В их полномочия входит конкретизация порядка налогообложения по действующим фискальным сборам.

Второе отличие — это уровень бюджета (казны), в который зачисляется платеж. Так, налоги и сборы по уровню бюджетов бывают:

  • федеральные — зачисляемые напрямую в казну Федерации (первый уровень);
  • региональные — поступающие в казну субъекта (второй);
  • местные — перечисляемые в бюджет муниципального образования (третий).

Третьим отличием является территориальный признак, то есть территория, на которой действуют основные принципы налогообложения. Не само обязательство, а именно порядок его применения.

Так, обязательства первого ранга применяются на территории всего государства. Принципы, правила и нормы, закрепленные в НК РФ, едины для исполнения для всей России.

Особенности обременений второго ранга устанавливаются для конкретного региона. Например, власти одной области вводят региональные налоговые льготы, снижают ставки, утверждают отчетные периоды и авансовые платежи, обязательные для жителей данного региона. Следовательно, в ином субъекте могут быть приняты иные нормы.

Для сборов третьего, местного, ранга алгоритм и особенности налогообложения действуют только на территории муниципального образования. Следовательно, в отличие от местных налогов, федеральные налоги и порядок их применения не может быть изменен на муниципальном или региональном уровнях. Далее приведем закрытый перечень федеральных, региональных и местных налогов.

Виды налогов в России

Итак, мы определили, что налоги бывают федеральные, региональные и местные. Также установили их ключевые отличия. Теперь определим, какие фискальные платежи следует относить к конкретному виду. Для этого распределим все действующие платежи и сборы в таблицу.

Федеральные, региональные и местные налоги, таблица:

  • акцизы ;
  • НДФЛ ;
  • НДС ;
  • на прибыль ;
  • водный ;
  • госпошлина ;
  • специальные режимы ( УСН , ЕНВД , ЕСХН , СРП , патенты );
  • страховые взносы ;
  • на добычу полезных ископаемых ;
  • сборы за пользование объектами животного мира .
  • на имущество организаций ;
  • транспортный ;
  • на игорный бизнес .

Подведем итоги

Все налоговые обязательства разделены на три уровня в зависимости от того, в какой бюджет они зачисляются. Общие правила налогообложения регламентирует НК РФ, который является основной действующей фискальной системой России.

Для местных и региональных сборов характерные особенности применения налогообложения устанавливают власти соответствующего ранга. Однако отступить от общих норм, закрепленных в НК РФ, власти второго и третьего уровней не вправе.

Фискальные платежи формируют доходную часть бюджета, в который средства зачисляются напрямую. Для обязательств первого и второго уровней допустимо перераспределение между нижестоящими бюджетами. То есть предоставление средств в виде субсидий, субвенций и прочих трансфертов.

Отметим, что данное распределение определяется в соответствии с действующим федеральным бюджетным законодательством. А именно Бюджетным кодексом России. Такое дробление обязательств используется для стимулирования развития регионов России.

Какие налоги относятся к федеральным, региональным и местным

Налоги – основной источник доходов государства. В налоговой системе РФ выделяют федеральные, региональные и местные налоги – в соответствии с уровнем бюджета, в который они зачисляются. Остановимся на каждой группе подробнее.

Контроль в сфере налогов, сборов и иных обязательных платежей осуществляет Федеральная налоговая служба

Налоги – обязательные безвозмездные платежи населения (физлиц и организаций) в бюджеты различных уровней.

Читайте также:
Обнинск - адреса и контакты отделений пенсионного фонда на сегодня

С 1998 года главным документом, устанавливающим виды налогов в нашей стране, основания и порядок их уплаты, права, обязанности и ответственность участников налоговой системы, является Налоговый кодекс РФ (далее – НК).

Согласно ст. 12 по уровню управления выделяют федеральные, региональные и местные налоги.

Федеральные налоги (ФН)

ФН регулируются ст. 13 НК «Федеральные налоги и сборы» и действуют на всей территории РФ.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Каждый, кто хотя бы раз работал официально, знаком с НДФЛ. Кроме зарплаты он распространяется на прибыль от продажи или сдачи недвижимости в аренду, реализации ценных бумаг, выигрыши в лотереях, доходы по вкладам и т.д.

Ставка НДФЛ для большинства плательщиков составляет 13%, но есть случаи, когда она увеличивается до 15% и даже до 35% – подробно об этом рассказывали в этой статье.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Еще один налог, в уплате которого косвенно задействованы все жители России, – НДС. Если по-простому, это наценка, которая включается в конечную стоимость товаров, работ и услуг.

Компании (в том числе НКО) и частные предприниматели, которые:

  • зарабатывают на территории РФ;
  • ввозят товары извне

Налоговой базой (НБ) для исчисления НДС является выручка компании или предпринимателя.

Законодательство предусматривает три величины ставки (Нст):

  • НДС 0% применяется при экспорте товаров, в сфере международных транспортных перевозок, реализации драгоценных металлов, добытых на территории РФ, за границей и т.д. (полный перечень смотрите в п.1 ст. 164 НК).
  • НДС 10% действует при реализации продовольственных, медицинских и детских товаров, книжной продукции и печатных изданий, оказании услуг по внутренним воздушным перевозкам (перечислены в п.2).
  • Во всех остальных случаях применяется ставка 20%.

Рассчитывается по формуле: НДС = НБ х Нст : 100

Организации и предприниматели, у которых сумма выручки за три предыдущих месяца меньше 2 млн рублей, могут обратиться в налоговую для отмены НДС на год.

В Совкомбанке можно открыть вклад под высокий процент прямо из дома! Рассчитайте доход с помощью калькулятора вкладов онлайн и оставьте заявку на сайте. Для держателей карты «Халва» действуют специальные условия.

Налог на прибыль организации (НПО)

ФН, в основном, являются источником финансов для государственной казны, но могут пропорционально распределяться между бюджетами разных уровней, как, например НПО.

Российские предприятия (ООО, АО, ПАО и т.д.)

Иностранные фирмы, которые постоянно работают или получают прибыль от источника на территории Российской Федерации (например, проценты, дивиденды, вознаграждения).

Иностранные юрлица, которые управляются из России или признаются налоговыми резидентами РФ по условиям международного договора

20% от прибыли организации.

Из них лишь 2% перечисляются в федеральный бюджет. Остальные 18% принадлежат субъекту РФ, где функционирует предприятие.

Субъекты федерации могут вводить свои значения НПО для определенных категорий налогоплательщиков в диапазоне от 13,5% до 18%

НПО не платят те, кто развивает игорный бизнес, и участники проекта Инновационный центр «Сколково».

Водный налог (ВН)

Водный налог уплачивают не только компании, но и физические лица, которые пользуются водой по лицензии:

  • берут воду из водоемов;
  • добывают с ее помощью электроэнергию;
  • затрагивают акватории.

В июне 2021 года в Госдуме предложили освободить крупные гидроэнергетические предприятия от налогов на имущество, прибыль, а также водного налога, либо же снизить ставки

Ставка и база для исчисления ВН зависит от способа использования и вида водного объекта. Список водоемов, за которые не придется платить ВН, указан в пункте 2 ст. 333.9 НК.

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Если организация добывает полезные ископаемые (в том числе за пределами России), она должна уплачивать НДПИ.

Как рассчитывают НДПИ

Начисляют на количество или на стоимость полезных ископаемых (подробнее по ссылке выше)

  • Если считают количество, то в рублях за единицу.
  • В остальных случаях — процентные ставки.

Ставки зависят от видов полезных ископаемых, причем на некоторые виды, которые перечислены в п.1, действует льготная ставка 0% или 0 рублей

Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДДДУС)

НДДДУС начисляется на сумму допдохода от добычи таких углеводородов, как:

  • обезвоженная, обессоленная и стабилизированная нефть;
  • газовый конденсат, прошедший промысловую подготовку;
  • попутный газ;
  • горючий природный газ.
Читайте также:
Страхование сделок с недвижимостью: виды, цена, страховые компании, покупка и продажа квартиры

Налоговая ставка равна 50% от суммы допдохода. В данном случае дополнительный доход – это разница между всеми доходами и расходами.

Акцизы

Акцизы – это косвенные налоги, которые налагаются при производстве на товары массового потребления. Это в том числе табачная, алкогольная и другая спиртсодержащая продукция (лекарства, косметика и парфюмерия, бытовая химия), бензин и дизель и т.д.

Акциз включается в цену, а это значит, что он фактически уплачивается конечным потребителем. Его размер по некоторым товарам достигает половины, а иногда и 2/3 цены.

Специальные налоговые режимы

Некоторые организации освобождены от ряда ФН, так как применяют специальные режимы налогообложения:

    разработан специально для производителей сельскохозяйственной продукции, а также для рыбохозяйственого бизнеса.

Переход на данную систему возможен, если выручка от этих видов деятельности превышает 70%. Налоговая ставка всего 6%.

    – специальный режим налогообложения, который позволяет упростить бухгалтерский учет за счет сокращения количества налогов (вместо нескольких нужно платить только один).

На выбор организации есть два варианта расчета налогооблагаемой базы. Это могут быть доходы или прибыль (то есть за вычетом расходов). Соответственно ставка 6% или 8%, либо 18% или 20% (в зависимости от штата и годовой выручки).

Об условиях перехода на УСН читайте в нашем блоге.

Региональные налоги (РН)

РН устанавливаются НК и законами субъектов Российской Федерации, то есть в данном случае могут появляться особые условия налогообложения и ставки (разумеется, в допустимых пределах). РН в полном объеме поступают в бюджеты регионов.

Транспортный налог (ТН)

Плательщиками ТН являются владельцы наземного транспорта на пневматическом и гусеничном ходу (автомобилей, мотоциклов, автобусов и т.д.), мотосаней и снегоходов, водного и воздушного транспорта.

Величина ТН зависит от характеристик объекта налогообложения:

  • для воздушных транспортных средств с реактивными двигателями – от суммарной тяги всех двигателей;
  • для транспорта с другими видами двигателей – от мощности (в лошадиных силах);
  • для водных буксируемых судов – от валовой вместимости;
  • по остальным видам транспорта значение ТН определяется по количеству средств передвижения.

Кроме того, региональные власти могут вводить прогрессивные ставки на основе возраста и/или экологического класса транспорта – так сумма ТН может уменьшаться, но чаще увеличиваться более чем в 10 раз.

О других расходах, с которыми сталкиваются владельцы автомобилей, и как на них сэкономить, читайте в этой статье.

Налог на имущество организаций (НИО)

НИО начисляется на среднегодовую остаточную (иногда кадастровую) стоимость недвижимого имущества налогоплательщиков (юрлиц).

Налоговые ставки формируют региональные законы в пределах 2,2%; они врьируются в зависимости от категории организации и/или имущества.

Налог на игорный бизнес (НИБ)

НИБ уплачивают организации, которые зарабатывают на:

  • выигрышах;
  • плате за проведение азартных игр;
  • пари.

С 2009 года ведение игорного бизнеса в России разрешено только на территории пяти специально организованных игорных зон в Республике Крым, Алтайском, Краснодарском и Приморском краях, а также в Калининградской области

Если коротко – это юрлица, которые работают в сфере игорного бизнеса.

Величина НИБ определяется индивидуально в рамках предельных размеров. Разброс достаточно большой – например ставка, начисляемая на игорные столы, варьируется от 25 до 125 тысяч рублей.

Местные налоги (МН)

Жизненный цикл МН формируется на основании НК, а также локальных нормативных актов, которые издали органы местного самоуправления.

Налог на имущество физических лиц (НИФЛ)

В отличие от налога организаций НИФЛ поступает прямиком в муниципальную копилку.

Кто платит НИФЛ

Физлица с любой недвижимостью в собственности.

За основу для начисления НИФЛ берут кадастровую стоимость.

Базовая ставка в зависимости от вида недвижимости может составлять 0,1%, 0,5% или 2%.

В некоторых случаях 0,1% могут снизить до 0% или, напротив, увеличить в пределах 0,3% (ст. 406 п. 3).

Земельный налог (ЗН)

ЗН платят и простые граждане, и организации, у которых есть земля в собственности, бессрочном пользовании или пожизненном наследуемом владении.

Читайте также:
Все о ценах на аренду земель под сельское хозяйство: во сколько обойдется наем надела сельхозназначения у государства?

Основные налоги российских дачников – земельный и налог на имущество физических лиц (если на территории расположен дом с капитальным фундаментом)

Ставки ЗН регулируются локально, местными актами, но не превышают предельные значения:

  • 0,3% от кадастровой стоимости земли сельхоз назначения; площадей, занятых жилищным фондом или предоставленных для возведения жилых домов;
  • в остальных случаях ЗН в пять раз больше – 1,5%.

В чем разница между сборами и налогами

Кроме обычных и упрощенных режимов российская налоговая система включает в себя сборы:

  • федеральные – государственная пошлина, а также сборы за пользование природными и экологическими ресурсами;
  • местный торговый сбор.

Несмотря на то, что сборы и налоги имеют схожие черты, различий между ними гораздо больше.

Налоги

Сборы

Всегда выражаются в денежном эквиваленте

Могут выражаться не только в денежных средствах

Уплачиваются с определенной периодичностью

Подлежат единовременной уплате

Итоговая сумма зависит от нескольких факторов

Неплательщику грозит административная и даже уголовная ответственность

Неплательщик всего лишь не получит необходимую ему услугу

В заключение отметим, что Российские налоги считаются невысокими, если сравнивать со многими европейскими государствами. Например, ставки подоходного налога для физлиц в Австрии, Италии, Испании, Бельгии (и не только) превышают 50%, а налог на жилую недвижимость в Великобритании может составлять 18% или 28% в зависимости от заработка собственника.

Единый федеральный регистр защитит права льготников

Пандемия коронавируса остро поставила многие вопросы лекарственного обеспечения в чрезвычайных ситуациях.

 Фото: iStock

Профильным министерствам и ведомствам пришлось в экстренном порядке решать вопросы увеличения производства и закупок различных лекарств и медицинских изделий – средств индивидуальной защиты, специальной аппаратуры, приборов, тест-систем.

Фото: iStock

Но за этими срочными задачами не были забыты и сложные системные проблемы организации медицинской помощи – плановая госпитализация, маркировка лекарств и организация мониторинга движения лекарственных средств, обеспечение нужными препаратами льготных категорий, наиболее уязвимых и в условиях пандемии.

Государственная Дума на днях приняла законопроект “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания”. Документ предусматривает создание Федерального регистра граждан, имеющих право на льготы. Согласно законопроекту, обеспечивать отдельные льготные категории граждан будут в объеме лекарств, входящих в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), а перечень ОНЛС, по которому обеспечивали федеральных льготников, будет отменен. Предоставлять необходимые лекарства региональным льготникам в рамках территориальных программ государственных гарантий также будут по Перечню ЖНВЛП. При этом сам перечень смогут пересматривать не реже одного раза в год.

О том, что такое решение готовится, сообщил в своем Послании Федеральному Собранию президент страны еще в январе этого года: “В текущем году должен заработать единый сквозной регистр получателей препаратов, которые предоставляются человеку бесплатно или с большой скидкой по федеральной или региональной льготе, чтобы путаницы здесь больше не было”.

О необходимости этого решения врачи, пациентские организации, эксперты говорили не один год. Переоценить его важность просто невозможно – закон наконец сделает прозрачной, понятной и гарантированной систему лекарственного обеспечения льготников – как федеральных, так и региональных.

Фото: Алексанадр Корольков/РГ

– В результате каждый, кто будет включен в регистр, получит гарантию, что он будет обеспечен необходимыми лекарствами, – пояснил “РГ” Александр Петров, член Комитета ГД по охране здоровья, который внес законопроект на рассмотрение депутатов. – Сегодня льготники то получают лекарства, то не получают. Средства, которые выделяет на эти цели федеральный бюджет, определяются методом, непонятным даже нам, депутатам Госдумы. Выделяется какая-то сумма, и нам говорят – этого хватит. Но проверить, так ли это, никто не может. И когда выясняется, что их не хватает, мы начинаем вносить изменения в бюджет. А если мы будем знать количество льготников и сумму на лечение каждого из них, то сможем эти средства подсчитать с математической точностью – такого никогда прежде не было. И государственные закупки лекарств и медизделий будут выстраиваться по-иному – их можно будет делать на год, а не “кусочками”, как сейчас, гадая, то ли деньги дадут, то ли не дадут… А поскольку это будут крупные закупки, мы сможем снизить цены, а значит, и расходы федерального бюджета. Более того, у нас теперь разрешены трехлетние контракты, государство с этими производителями может вести переговоры напрямую, и когда они будут знать, что закупать их препараты будут подряд три года, они и еще снизят цены. Централизация закупок приведет к упорядочению, пациенты перестанут бегать из региона в регион в поисках, где льготное обеспечение лучше, они будут получать все нужные лекарства там, где живут. Число жалоб должно снизиться.

Читайте также:
Страхование сделок с недвижимостью: виды, цена, страховые компании, покупка и продажа квартиры

– Создание регистра – шаг правильный, потому что речь идет о миллиардах рублей, которые федеральные власти и регионы тратят на льготное лекарственное обеспечение, – согласен и сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулёв. – Повысить эффективность системы сможет четкий учет. Все льготники должны быть посчитаны, должна быть понятна потребность каждого – это приведет к экономии средств и равным условиям для всех льготных групп. А сейчас системы в субъектах сильно различаются, особенно по региональной льготе. Не менее важное решение – обеспечение льготников по ПеречнюЖНВЛП. Многочисленные мониторинги показывали, что региональные перечни серьезно отличаются, в зависимости от экономической ситуации в регионах, что неправильно.

Фото: РИА Новости www.ria.ru

– Мы эту идею всегда горячо поддерживали, – подчеркнул в беседе с “РГ”председатель координационного совета Межрегионального общественного объединения “Движение против рака” Николай Дронов.- Нам для начала надо посчитать и понять, сколько человек нуждается в тех или иных лекарствах. Людям трудно объяснить, почему по федеральной льготе кто-то получает необходимый препарат, а по региональной – нет, хотя заболевание у них одинаковое. За основу можно взять регистры Пенсионного фонда или получателей социальной помощи. Конечно, многое будет зависеть от того, как будут написаны подзаконные документы. Но то, что процесс сдвинулся с мертвой точки, надо только приветствовать.

Эксперты обращают внимание и на то, что единый федеральный регистр льготников может стать не только системой прогноза и учета расходуемых государственных средств, но и инструментом контроля правильности назначений и качества лечения.

– Регистр – это не просто список людей – это форма, в которой можно видеть ход лечения пациента, выживаемость, качество его жизни, прошел ли он диспансеризацию или нет, когда он лекарство получил, были ли выявлены побочные эффекты и т.д., – подчеркивает Александр Петров. – Кроме того, сейчас каждая упаковка лекарства будет иметь индивидуальную маркировку, и система мониторинга движения препаратов покажет, что эта упаковка использована. Более того, мы будем уверены, что дорогостоящее лекарство получил именно этот пациент, а не то, что его списали на пациента, а потом “в серую” продали – такие факты тоже выявлялись, но во многом случайно. При цифровом здравоохранении, когда все будет отслеживаться в электронной форме, а регистр пациентов будут вести по нозологиям, все это будет видно, как на ладони.

Однако эксперты отмечают и новые проблемы, которые могут возникать при создании такой системы.

Фото: Илья Питалев/РИА Новости

– Основная проблема льготного лекарственного обеспечения заключалась в том, что федеральные и региональные льготы вводились в разное время и под разными статусами, – напомнила “РГ” директор Института экономики здравоохранения НИУ “Высшая школа экономики” Лариса Попович. – Если в программах обеспечения федеральных льготников (ОНЛС) и высокозатратных нозологий” (ВЗН) регистры ведет Пенсионный фонд, и ему удалось наладить систему учета, то по региональной льготе их формировали сами регионы – и каждый составлял, как хотел. Но самое главное, что в результате разобщения структур, ответственных за регистры, они не совмещаются между собой. Кроме того, по этим типам льгот разные и объемы обязательств: федеральные льготы ограничены списком ОНЛС, который не всегда совпадает со списком ЖНВЛП, а региональные по ряду нозологий вообще ничем не ограничены.

При этом перетекание пациентов, которые монетизировали свою федеральную льготу (проще говоря, брали ее деньгами), в региональный сегмент приводит к тому, что огромное количество денег просто уходит из федерального бюджета, а регионы несут дополнительную финансовую нагрузку, потому что эти люди требуют лекарства в рамках региональных программ, и таким образом получают льготы по двум основаниям. Запретить пользоваться такой возможностью нельзя, поскольку это ухудшит их положение, что запрещено Конституцией. Тем более, что причина сложившейся ситуации – это законодательно разрешенная опция выхода из системы федеральных льгот, которая полностью сломала всю страховую конструкцию. В результате те, кого не устраивают ограничения программы ОНЛС, из нее уходят вместе с деньгами, а в системе остаются так называемые “плохие риски”, то есть те больные, которые требуют самых значительных расходов.

Читайте также:
C 1 июля отменяют оправдательные документы для подотчетников

При этом невозможно просто увеличить норматив средств на льготника, поскольку получается, что чем больше даешь денег в программу ОНЛС, тем больше из нее утекает с монетизированными льготами. По разным оценкам, объем возможного пересечения пациентов льготных категорий, которые имеют дублирующие права на льготы в двух системах (федеральной и региональной), может достигать 25 процентов. И это не точная оценка, потому что сейчас нет единого персонифицированного учета по всем льготам. Кроме того, регистры льготников ведутся разными операторами. Если получится свести всех в единый регистр, это может упорядочить всю систему. Я не уверена, что это будет сделать легко, но это, как минимум, хороший шаг в правильном направлении.

– Этот вопрос давно дискутировался, и было много предложений, как учитывать льготы, какие регистры должны быть, – рассуждает Александр Петров. – Мы пробовали это делать, не имея закона, но этим занимались различные ассоциации, клинические центры. А нам нужно, чтобы это был государственный федеральный регистр, который позволяет управлять процессом. Возможно, частично это позволит снять проблему монетизации льгот, но саму монетизацию мы не будем отменять. Мы видим эту проблему, но ее нужно решать очень аккуратно. А для полного решения нужно перейти на систему лекарственного возмещения всем застрахованным гражданам. И тогда мы проблему двойного финансирования точно изживем.

Фото: Артем Геодакян/ТАСС

Всероссийский союз пациентов тревожат и другие вопросы, связанные с созданием федерального регистра.

– Формулировки постановления правительства №890, которым вводились региональные льготы, крайне устарели, – говорит Юрий Жулёв. – Причем как в названиях заболеваний (там указываются прежние, которых уже нет в действующем международном классификаторе болезней – МКБ-10), так и групп заболеваний. Союз пациентов не раз сталкивался с тем, что пациенты, имеющие право на льготные лекарства, не получают их именно из-за устаревших формулировок постановления. И Миндзрав РФ вынужден комментировать в своих письмах, как регионы должны трактовать такие-то фразы постановления с современных позиций и включать в свои списки препараты, которые являются золотым эталоном в лечении тех или иных заболеваний, но в 890-м постановлении не были упомянуты. Однако письма МЗ РФ не имеют силы закона, это лишь рекомендации. И в этой связи вызывает беспокойство, как приведение к единому знаменателю скажется на региональной льготе. Мы заинтересованы в том, чтобы эти трактовки были едиными и отвечали современным подходам к лечению. И мы видим, что в комплекте документов к законопроекту наша озабоченность отражена – упоминается, что должен быть учтен международный классификатор заболеваний. Хочу подчеркнуть: постановление правительства – главный гарант для региональных льготников, любые дискуссии вокруг него вызывают социальные волнения, но мы за уточнение его позиций и приведение их к современным реалиям.

В целом эксперты единодушны: решение о создании единого Федерального регистра граждан, имеющих право на обеспечение лекарствами, медицинскими изделиями и лечебным питанием – большой и важный шаг в совершенствовании системы лекарственного обеспечения населения. Если он будет одобрен сенаторами и подписан президентом страны, новый закон вступит в силу 1 января 2021 года.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: