Изменяется порядок предоставления налоговых льгот по энергоэффективным объектам

Изменяется порядок предоставления налоговых льгот по энергоэффективным объектам

от 26 декабря 2011 года N 632-ПП

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы от 27 октября 2020 года N 1823-ПП
____________________________________________________________________

В целях повышения качества управления финансами города Москвы Правительство Москвы

1. Утвердить Порядок оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот и ставок налогов, установленных законами города Москвы, согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики Шаронова А.В.

Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 26 декабря 2011 года N 632-ПП

Порядок оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот и ставок налогов, установленных законами города Москвы

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок устанавливает порядок проведения оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) в соответствии с законодательством города Москвы налоговых льгот для отдельных категорий налогоплательщиков и ставок налогов, зачисляемых в бюджет города Москвы (далее – налоговые льготы), в том числе последовательность действий Департамента экономической политики и развития города Москвы и других участников проведения такой оценки, а также требования к оформлению результатов проведенной оценки.

1.2. Оценка эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот проводится в целях определения степени достижения задач, решение которых предполагалось при их предоставлении и к которым относятся:

1) стимулирование роста налогооблагаемой базы в целях обеспечения прироста налоговых платежей в бюджет города Москвы;

2) стимулирование использования финансовых ресурсов налогоплательщиков для расширения и обновления производств и технологий в целях увеличения объемов производства, выпуска конкурентоспособной продукции и создания новых рабочих мест;

3) государственная поддержка отраслей экономики и социальной сферы, в том числе инвестиционной и инновационной деятельности;

4) государственная поддержка производителей социально значимых видов продукции (работ, услуг) и создание благоприятных экономических условий для деятельности организаций, применяющих труд социально незащищенных слоев населения;

5) оказание финансовой поддержки организациям в решении приоритетных для города социальных задач;

6) оказание поддержки социально незащищенным категориям граждан.

1.3. Результаты оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот используются в целях:

1) разработки проекта закона города Москвы о бюджете города Москвы на очередной финансовый год и плановый период;

2) своевременного принятия мер по отмене или корректировке неэффективных налоговых льгот;

3) установления налоговых льгот.

1.4. Оценка эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот проводится путем расчетов, осуществляемых с использованием данных налоговой, статистической, финансовой отчетности, а также иной информации, позволяющей произвести необходимые расчеты при проведении оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот.

В качестве данных налоговой отчетности используется информация, получаемая от Управления Федеральной налоговой службы по городу Москве в сроки, определяемые Соглашением о взаимодействии Федеральной налоговой службы и Правительства Москвы.

2. Показатели оценки эффективности налоговых льгот

Показателями оценки эффективности налоговых льгот являются:

2.1. Бюджетная эффективность налоговых льгот – влияние предоставления налоговых льгот на объемы доходов и расходов бюджета города Москвы.

Бюджетная эффективность налоговых льгот оценивается на основании:

1) сравнения эффекта от предоставления налоговой льготы, рассчитываемой как прирост налоговых поступлений в бюджет города Москвы в соответствующем финансовом периоде в связи с расширением налоговой базы по соответствующим налогам, ростом численности налогоплательщиков и иными подобными показателями, с суммой потерь бюджета города Москвы от предоставления налоговой льготы;

2) соотношения общего объема недополученных доходов по региональным и местным налогам в результате действия налоговых льгот, установленных законами города Москвы, к объему доходов от региональных и местных налогов, поступивших в бюджет города Москвы в отчетном финансовом году.

2.2. Социально-экономическая эффективность налоговых льгот последствия введения налоговой льготы, определяемые показателями, отражающими динамику производственных и финансовых результатов деятельности категории налогоплательщиков, которой предоставлена (планируется к предоставлению) налоговая льгота, и (или) показателями, подтверждающими создание благоприятных условий развития социальной инфраструктуры и бизнеса, повышение социальной защищенности населения.

Социально-экономическая эффективность налоговых льгот оценивается на основании влияния налоговой льготы на:

1) решение конкретных городских задач;

2) рост производства и инвестиционной активности в отраслях экономики города, на стимулирование которых направлена предоставленная налоговая льгота;

3) создание новых рабочих мест в сфере деятельности, на которую распространяется налоговая льгота;

4) увеличение средней заработной платы работников в сфере деятельности, на которую распространяется налоговая льгота;

5) улучшение условий труда работников в сфере деятельности, на которые распространяется налоговая льгота;

6) повышение доступности и качества услуг, оказываемых населению в сфере транспорта, здравоохранения, образования, физической культуры и спорта, культуры, жилищно-коммунального хозяйства, а также повышение уровня обеспеченности населения благоустроенными жилыми помещениями;

7) улучшение состояния окружающей среды в городе Москве.

3. Сроки проведения оценки эффективности налоговых льгот

Оценка эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот осуществляется в части:

1) предоставляемых налоговых льгот – ежегодно в срок не позднее трех месяцев со дня представления налоговыми органами информации о средствах, недополученных бюджетом города Москвы в связи с применением налогоплательщиками льгот, установленных законами города Москвы;

2) планируемых к предоставлению налоговых льготах – в сроки, обеспечивающие принятие и опубликование соответствующих законов города Москвы в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством.

4. Порядок проведения оценки эффективности предоставляемых налоговых льгот

4.1. Оценка эффективности предоставляемых налоговых льгот проводится Департаментом экономической политики и развития города Москвы.

4.2. Оценка эффективности предоставляемых налоговых льгот осуществляется по каждому налогу в разрезе категорий налогоплательщиков, которым предоставлены налоговые льготы в виде:

1) уменьшения налогооблагаемой базы;

2) снижения налоговой ставки.

Читайте также:
Суммы оплаты обучения работника технике безопасности НДФЛ не облагаются

4.3. Для проведения оценки эффективности предоставляемых налоговых льгот Департамент экономической политики и развития города Москвы вправе при недостаточности имеющейся в его распоряжении информации и (или) для ее подтверждения запрашивать у органов исполнительной власти города Москвы и других организаций сведения, на основании которых проводится оценка.

4.4. Результаты оценки эффективности предоставляемых налоговых льгот оформляются в соответствии с положениями пункта 6 настоящего Порядка.

4.5. По итогам проведенной оценки эффективности предоставляемых налоговых льгот Департамент экономической политики и развития города Москвы готовит заключение:

1) о целесообразности сохранения предоставляемых налоговых льгот;

2) об отмене предоставляемых налоговых льгот;

3) о корректировке предоставляемых налоговых льгот.

4.6. Указанное заключение Департамент экономической политики и развития города Москвы представляет на рассмотрение Бюджетной комиссии Правительства Москвы.

Если по итогам рассмотрения вопроса на Бюджетной комиссии Правительства Москвы принимаются решения о целесообразности отмены или корректировки предоставляемых налоговых льгот, Департаментом экономической политики и развития города Москвы в установленном порядке готовится проект соответствующего нормативного правового акта города Москвы.

5. Порядок проведения оценки эффективности планируемых к предоставлению налоговых льгот

5.1. Оценка эффективности планируемой к предоставлению налоговой льготы проводится инициатором введения налоговой льготы:

1) органом исполнительной власти города Москвы;

3) иным заинтересованным лицом, вносящим по собственной инициативе предложение об установлении налоговой льготы.

5.2. Предложение о предоставлении отдельной категории налогоплательщиков налоговой льготы и результаты оценки ее эффективности представляются инициатором введения налоговой льготы в Департамент экономической политики и развития города Москвы.

В предложения о предоставлении отдельной категории налогоплательщиков налоговой льготы включаются расчеты потерь бюджета города Москвы в результате реализации данного предложения и данные, на основе которых проводилась оценка эффективности планируемой к предоставлению налоговой льготы.

5.2.1. При подготовке предложений о предоставлении налоговой льготы отдельным категориям налогоплательщиков-организаций оцениваются в разрезе организаций, являющихся представителями категории налогоплательщиков, для которой предлагается предоставить налоговую льготу, следующие показатели:

1) доходы организации за отчетный период, к которым относятся суммы выручки от продаж, доходов от участия в других организациях, процентов к получению, прочих доходов, в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июля 1999 года N 43н “Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету “Бухгалтерская отчетность организации” (ПБУ 4/99)”;

2) расходы организации за отчетный период, к которым относятся суммы себестоимости продаж, коммерческих расходов, управленческих расходов, процентов к уплате, прочих расходов, в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июля 1999 года N 43н “Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету “Бухгалтерская отчетность организации” (ПБУ 4/99)”;

3) фактическая налоговая нагрузка, определяемая как отношение суммы налога, исчисленного за отчетный период, к сумме полученного дохода за отчетный период;

4) планируемая налоговая нагрузка в условиях предоставления налоговой льготы, определяемая как отношение суммы налога в случае применения налоговой льготы к сумме планируемого дохода.

5.2.2. При подготовке предложений о предоставлении налоговой льготы отдельным категориям налогоплательщиков-физических лиц оцениваются по категории налогоплательщиков, которой предлагается установить налоговую льготу, следующие показатели:

1) численность налогоплательщиков;

2) величина налоговой базы, к которой относятся кадастровая стоимость земельных участков, инвентаризационная стоимость имущества физических лиц, мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах, паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы, валовая вместимость в регистровых тоннах, единица транспортного средства.

5.3. Результаты оценки эффективности планируемой к предоставлению налоговой льготы оформляются в соответствии с положениями пункта 6 настоящего Порядка.

5.4. По итогам проведенной оценки эффективности планируемых к предоставлению налоговых льгот Департамент экономической политики и развития города Москвы готовит заключение:

1) о целесообразности предоставления налоговой льготы с обоснованием такого вывода;

2) об отсутствии целесообразности предоставления налоговой льготы с обоснованием такого вывода.

5.5. Указанное заключение Департамент экономической политики и развития города Москвы представляет на рассмотрение Бюджетной комиссии Правительства Москвы.

Если по итогам рассмотрения вопроса на Бюджетной комиссии Правительства Москвы принимаются решения о целесообразности предоставления налоговых льгот, Департаментом экономической политики и развития города Москвы в установленном порядке готовится проект соответствующего нормативного правового акта города Москвы.

6. Оформление результатов оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот

6.1. Результаты оценки бюджетной и социально-экономической эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот оформляются по форме согласно приложению к настоящему Порядку.

6.2. Результаты оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот оформляются:

1) по предоставляемым налоговым льготам – Департаментом экономической политики и развития города Москвы;

2) по планируемым к предоставлению налоговым льготам – инициатором введения налоговых льгот.

Приложение
к Порядку

Результаты оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот по состоянию на ____ 20__ года

Величина потерь бюджета города в результате применения льготы (тыс.рублей за год)

Конституционный Суд РФ разъяснил условия освобождения энергоэффективных объектов от налогов. Очень жаль, что судебная практика пошла по формальному пути

Объекты недвижимости высокого класса энергоэффективности освобождаются от налогообложения. Конституционный Суд РФ подтвердил, что данная льгота не распространяется на нежилые здания, строения и сооружения (Определение КС РФ от 2 июля 2019 г. № 1832-О).

Ранее Верховный Суд РФ указал, что энергетический паспорт торгового центра не является основанием для применения льготы по налогу на имущество. Класс энергоэффективности определяется только в отношении многоквартирных домов и товаров (оборудования или иного движимого имущества). Налоговая льгота не предназначена для объектов коммерческого назначения.

Кроме того, она применяется только к тем объектам, для которых класс энергоэффективности может быть определен в соответствии с действующими нормативными актами (Информация ФНС РФ от 31.07.2019).

Более подробно см. здесь.

Ну, не знаю. Я почему то не вижу великого смысла так ограничивать льготу, поэтому всегда считал (и сейчас убежден), что эту льготу можно было распространять и на нежилые здания.

Читайте также:
Бесплатные похороны за счет государства: когда и кому положены, необходимые документы, законы

Вот давайте еще раз всё посмотрим, п. 21 ст. 381 НК РФ освобождает от налогообложения на первые три года вновь вводимые объекты, имеющие высокий класс энергетической эффективности, если в их отношении законодательством РФ предусмотрено определение классов энергетической эффективности.

В соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее – Закон об энергоэффективности) к полномочиям органов государственной власти РФ в области энергосбережения относятся, в частности, установление правил определения классов энергетической эффективности товаров, многоквартирных домов, а также определение требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений.

Согласно ст. 2 Закона об энергоэффективности класс энергетической эффективности – это характеристика продукции, отражающая ее энергетическую эффективность. В соответствии с разделом 4.5 СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий» класс энергетической эффективности «А» (А+, А++) является очень высоким, а класс «В» – высоким.

Во исполнение Закона об энергоэффективности Постановлением Правительства РФ от 25.01.2011 № 18 (далее по тексту – Постановление Правительства № 18) утверждены Требования к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, согласно п. 3 которых:

  • класс энергетической эффективности подлежит обязательному установлению в отношении многоквартирных домов,
  • а также может быть установлен по решению застройщика или собственника в отношении иных зданий, строений, сооружений, построенных, реконструированных или прошедших капитальный ремонт и вводимых в эксплуатацию.

Сами правила определения класса энергетической эффективности утверждены во исполнение Постановления Правительства № 18 Приказом Минстроя РФ от 06.06.2016 № 399/пр. При этом, поскольку Постановление Правительства № 18 предусматривает обязательное установление класса энергоэффективности только для жилых домов, то вполне объяснимо, что указанный Приказ Минстроя регламентирует определение класса энергетической эффективности именно и только для многоквартирных домов.

Однако данное обстоятельство – отсутствие утвержденных правил определения класса энергоэффективности для нежилых зданий – не отменяет вышеупомянутую норму Постановления Правительства № 18 о возможности установления такого класса для иных зданий по решению собственника. Соответственно, вывод о том, что «законом не предусмотрено установление класса энергетической эффективности зданий, не являющихся многоквартирными домами», является необоснованным. Иначе говоря, хотя правила установления класса энергоэффективности по нежилым зданиям и не формализованы Минстроем, однако сама возможность установления по ним такого класса законодательством предусмотрена.

В силу ст. 15 Закона об энергоэффективности энергетический паспорт как документ, свидетельствующий об объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов, об определении показателей энергетической эффективности, определении потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности и др., составляется по результатам энергетического обследования и передается заказчику. Кроме того, энергетические паспорта на здания, строения, сооружения, вводимые в эксплуатацию после осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта, могут составляться на основании проектной документации.

При этом законодательство о налогах и сборах не устанавливает критериев по признаку норм – оснований для выдачи энергетического паспорта (Закон об энергоэффективности, СНиП и т.п.).

Согласно Постановлению Конституционного суда РФ от 23.05.2013 № 11-П законы о налогах и сборах должны содержать четкие и понятные нормы, а акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. Формальная определенность налоговых норм предполагает их достаточную точность, чем обеспечивается их правильное понимание и применение. Необходимость для участников налоговых правоотношений исходить прежде всего именно из буквального толкования налогового закона обусловлена тем, что налоговые правоотношения основаны на властном методе правового регулирования, требующем строгого следования тексту налогового закона.

Поэтому, по нашему мнению, норма п. 21 ст. 381 НК РФ подлежит применению именно в том понимании и толковании, как она сформулирована: льгота по налогу на имущество применяется при одновременном выполнении следующих условий:

  1. здание является вновь вводимым (подтверждается первичным документом о вводе объекта в эксплуатацию),
  2. законодательством предусмотрено установление класса энергетической эффективности здания (в отношении зданий, не являющихся многоквартирными домами, такое установление по решению собственника предусмотрено в п. 3 Требований, утвержденных Постановлением Правительства № 18),
  3. здание имеет высокий класс энергетической эффективности (подтверждается энергетическим паспортом во исполнение ст. 15 Закона об энергоэффективности).

Вот я и полагал, что из прямого прочтения положений п. 21 ст. 381 НК РФ следует правомерность освобождения от налогообложения налогом на имущество вновь вводимых зданий, в том числе не являющихся многоквартирными домами, при наличии на них энергетического паспорта, в котором будет указано на высокий класс энергетической эффективности.

ВС: Изменение федерального закона не влечет отказ в применении региональной налоговой льготы

Суд пояснил, что принятые после начала реализации регионального инвестиционного проекта поправки в законодательство о налогах и сборах не могут применяться с обратной силой к длящимся отношениям, связанным с осуществлением инвестиций, если это ухудшает положение налогоплательщиков-инвесторов

По мнению одного эксперта, определение Верховного Суда, вынесенное в пользу налогоплательщика, можно признать знаковым, развивающим налоговое право и арбитражный процесс. Другая отметила, что лишение инвестора льготы в полном объеме противоречит смыслу заключения инвестиционного соглашения, поскольку налогоплательщик со своей стороны выполнил обязательства в полном объеме и вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства.

24 ноября Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ вынесла Определение № 310-ЭС21-11695 по делу № А14-65/2020 о признании недействительным решения налогового органа в части доначисления налога на имущество организаций, в котором рассмотрела вопрос о влиянии изменения налогового законодательства на длящиеся отношения между участниками инвестпроекта.

Читайте также:
Пенсионный фонд в Корткеросе - адрес, телефон, режим работы отделения

Решение о доначислении налога на имущество организаций

В 2013 г. обществом «Воронежский синтетический каучук» был реализован инвестиционный проект с объемом инвестиций свыше 4,6 млрд руб. и периодом реализации 2010–2017 гг. Реализация осуществлялась на основании договора инвестиционной деятельности от 18 октября 2012 г., заключенного с Департаментом экономического развития Воронежской области.

Стоимость введенных основных средств по инвестпроекту на момент ввода в эксплуатацию производственных мощностей в 2013 г. составила 4,2 млрд руб., из которых стоимость основных средств, приходящихся на движимое имущество, составила 3,1 млрд руб. и 1,1 млрд руб. – на недвижимое. Налоговая база по налогу на имущество организаций, определенная исходя из стоимости объектов недвижимости за 2013 г., составила более 3,8 млрд руб.

Позднее МИФНС № 15 по Воронежской области была проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов, в том числе налога на имущество организаций, за период 2014–2016 гг. 28 июня 2019 г. по результатам проверки инспекцией было принято решение, которым обществу доначислен налог на имущество организаций в размере свыше 152 млн руб., а также пени и штраф в общей сумме свыше 57 млн руб. Основанием доначисления налога послужил вывод налогового органа о нарушении обществом положений ст. 372, 380 НК РФ и ст. 1 Закона Воронежской области от 27 ноября 2003 г. № 62-ОЗ «О налоге на имущество организаций».

Так, налоговой орган указал, что при исчислении налога на имущество организаций обществом неправомерно применялась пониженная налоговая ставка 0,2%, установленная исходя из соотношения стоимости всех основных средств (движимых и недвижимых), созданных при реализации инвестиционного проекта, и налоговой базы, определенной налогоплательщиком исходя из среднегодовой стоимости недвижимых объектов основных средств. По мнению налоговой инспекции, при установлении размера пониженной налоговой ставки, предусмотренной ст. 1 Закона № 62-ОЗ, необходимо исходить только из стоимости основных средств, являющихся недвижимым имуществом, поскольку в соответствии с изменениями, внесенными с 1 января 2013 г. в гл. 30 «Налог на имущество организаций», указанные объекты облагаются налогом, в то время как вновь созданные после названной даты объекты движимого имущества освобождаются от налогообложения.

В октябре 2019 г. УФНС по Воронежской области частично удовлетворило апелляционную жалобу общества на решение инспекции, а именно отменило его в части начисления пени и штрафа. Не согласившись с результатами налоговой проверки, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просило признать решение налогового органа от 28 июня 2019 г. недействительным в части доначисления налога на имущество организаций в размере 152 млн руб.

Суды согласились с позицией налогового органа

Первая инстанция отказала в удовлетворении заявления общества. Апелляция и суд округа поддержали данное решение. Суды согласились с доводами налогового органа и исходили из того, что в силу положений ст. 1 Закона № 62-ОЗ пониженный размер ставки налога на имущество для организаций, реализующих особо значимые инвестиционные проекты, определяется в зависимости от того, какую процентную величину стоимость введенных налогоплательщиком основных средств по инвестиционному проекту составляет от налогооблагаемой базы.

Как отметили суды, поправками 29 ноября 2012 г. в п. 4 ст. 374 НК РФ внесены изменения, в силу которых движимое имущество, принятое с 1 января 2013 г. на учет в качестве основных средств, не признается объектом налогообложения, и его стоимость не включается в налогооблагаемую базу. С учетом изменения правового регулирования и исключения объектов движимого имущества из состава объектов налогообложения соответствующим образом должен изменяться и расчет величин, с которыми ст. 1 Закона № 62-ОЗ связывает определение размера пониженной ставки налога.

В связи с этим суды пришли к выводу о неправомерности применения обществом пониженной ставки налога 0,2%, признав правильным расчет инспекции, основанный на сопоставлении стоимости введенных объектов недвижимости и среднегодовой стоимости недвижимых основных средств налогоплательщика за 2013 г., исходя из которого применимая ставка налога составляет 1,6%.

В подтверждение правильности позиции инспекции суды сослались на полученные в ходе налоговой проверки письма Воронежской областной Думы, Департамента финансов и Департамента экономического развития Воронежской области, в которых признано целесообразным, чтобы в расчет ставки налога на имущество организаций, предусмотренной ст. 1 Закона № 62-ОЗ, включалась стоимость введенных основных средств по инвестиционному проекту.

Верховный Суд разъяснил о праве получения налоговой льготы

Суд пояснил, что если кадастровая стоимость объекта уже установлена, то ее целесообразно применять для целей налогообложения, даже если субъект РФ еще не перешел на соответствующую форму расчета налога на имущество физлиц

В кассационной жалобе в Верховный Суд «Воронежский синтетический каучук», ссылаясь на допущенные арбитражными судами существенные нарушения норм материального и процессуального права, просило отменить состоявшиеся по делу судебные акты.

Изучив материалы дела, Судебная коллегия по экономическим спорам ВС напомнила, что согласно п. 1–3 ст. 3 НК законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения, недопустимости дискриминационного налогообложения. Налоги должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными, отметил Суд.

Обращаясь к решениям КС РФ (постановления от 25 декабря 2012 г. № 33-П, от 3 июня 2014 г. № 17-П, от 15 февраля 2019 г. № 10-П и др.), Верховный Суд указал, что в налогообложении равенство понимается прежде всего как равномерность, нейтральность и справедливость налогообложения. Он отметил, что налоговые льготы выступают формой имущественной поддержки отдельных категорий субъектов экономического оборота, позволяющей налогоплательщику эффективно распорядиться оставшимися после налогообложения финансовыми ресурсами и одновременно обеспечить удовлетворение лежащего в основе предоставления льготы публичного интереса, связанного со стимулированием деятельности отдельных отраслей экономики, улучшением социально-экономического положения территорий и т.п. (определения ВС от 28 сентября 2021 г. № 308-ЭС21-6663, от 20 сентября 2021 г. № 305-ЭС21-11548).

Читайте также:
Пенсионный фонд Москва, Коньково - отделение ПФР, адрес, телефон, обратная связь, режим работы, сайт, когда дают пенсию

Суд счел, что применение пониженной ставки возможно в отношении завершенных капиталовложений, отражающихся в бухучете по окончании строительства, а не затрат налогоплательщика, формирующих незавершенное строительство

При этом Верховный Суд подчеркнул, что при предоставлении налоговых льгот должен быть обеспечен равный подход – условия применения льгот должны толковаться и применяться таким образом, чтобы дифференциация прав налогоплательщиков осуществлялась по объективным и разумным критериям, отвечающим цели соответствующих законоположений.

ВС указал, что ожидания налогоплательщиков-инвесторов относительно налоговой выгоды, которая может быть получена ими по окончании реализации инвестиционного проекта в результате применения соответствующих льгот, формируются на момент начала осуществления инвестиций. В связи с этим равенство прав инвесторов по общему правилу достигается при применении одинаковых условий предоставления льгот к налогоплательщикам, которые приступили к осуществлению инвестиций и реализовали инвестиционный проект в надлежащие сроки.

Принятые после начала реализации инвестиционного проекта акты законодательства о налогах и сборах в силу п. 1 ст. 3 и п. 2 ст. 5 НК по общему правилу не могут применяться с обратной силой к длящимся отношениям, связанным с осуществлением инвестиций, если это ухудшает положение налогоплательщиков-инвесторов, в том числе в сравнении с иными субъектами инвестиционной деятельности, а именно исключает возможность применения льготы или уменьшает величину налоговой выгоды, извлекаемой инвестором из ее применения.

ВС отметил, что иной подход не отвечал бы обязанностям государства, связанным с обеспечением стабильности прав субъектов инвестиционной деятельности, равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности и защитой инвестиций, закрепленным, в частности, в п. 1 ст. 14 и п. 1 ст. 15 Закона об инвестиционной деятельности в РСФСР, ч. 1 ст. 15 Закона об инвестиционной деятельности в РФ. Он добавил, что данную правовую позицию подтверждает п. 8 Обзора практики разрешения судами споров, связанных с защитой иностранных инвесторов, утвержденного 12 июля 2017 г., который в полной мере применим к российским инвесторам.

Верховный Суд не согласился со ссылкой судов на мнение органов власти Воронежской области о целесообразности примененного налоговым органом подхода к расчету показателей, используемых при определении ставки налога. Он указал, что акты толкования, принятые органами публичной власти, в том числе выраженные в рекомендациях и письмах, не относятся к числу нормативных правовых актов, которые применяются при рассмотрении дела в соответствии со ст. 13 АПК РФ. Во всяком случае, применительно к подп. 2 п. 1 ст. 6 НК письменные разъяснения по вопросам применения законодательства субъектов РФ о налогах и сборах не могут отменять или ограничивать права налогоплательщиков.

Суд подчеркнул, что на момент заключения договора инвестиционной деятельности от 18 октября 2012 г. в налоговую базу по налогу на имущество организаций включалась стоимость всех основных средств – вне зависимости от того, являются ли они объектами движимого либо недвижимого имущества. «Следовательно, действуя добросовестно, общество было вправе рассчитывать на то, что по окончании инвестиционного проекта оно сможет реализовать право на льготу и получить налоговую выгоду в соответствующем размере, исходя из стоимости всех основных средств, вводимых в эксплуатацию по результатам инвестиционного проекта», – отмечено в определении.

ВС учел то обстоятельство, что из материалов дела не следует, что ограничение права налогоплательщика-инвестора на применение пониженной ставки налога в рассматриваемой ситуации преследовало законную цель, продиктованную в том числе ненадлежащим поведением самого инвестора, причинами объективного и разумного характера, связанными с существом льготы. Суд добавил, что из установленных судами обстоятельств также не вытекает, что имущественная сфера инвестора, не получившего возможность реализовать право на льготу в результате принятия оспариваемого решения инспекции, будет восстановлена иным способом, исключающим ухудшение его положения, например за счет предоставления бюджетных субсидий, государственной помощи в иных законодательно предусмотренных формах.

Таким образом, Верховный Суд посчитал, что в данной ситуации само по себе изменение федерального законодательства, повлекшее опосредованным путем изменение условий, необходимых для применения ставки налога 0,2%, предусмотренной ст. 1 Закона № 62-ОЗ, не могло служить безусловным основанием для отказа в применении пониженной ставки налога для инвестора и для доначисления налога к уплате в несоизмеримо большем размере – свыше 152 млн руб.

Вместе с тем Суд обратил внимание, что инвестор не вправе получить налоговую выгоду одновременно как за счет применения пониженной ставки налога, предусмотренной региональным законодательством, так и за счет изменений, внесенных на уровне федерального законодательства.

В связи с этим ВС указал, что при определении того, ухудшено ли положение инвестора в результате изменения редакции п. 4 ст. 374 НК, и для определения окончательного размера налога, подлежащего уплате в бюджет по итогам реализации инвестиционного проекта, должна быть принята во внимание налоговая выгода, которая получена обществом в связи с исключением вновь созданного движимого имущества из объекта налогообложения.

Таким образом, Судебная коллегия ВС отменила обжалуемые судебные акты, а дело направила на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При этом ВС подчеркнул, что при новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенную в настоящем определении правовую позицию, установить размер налоговой выгоды, на получение которой общество имеет право претендовать по результатам реализации инвестиционного проекта, принять законный и обоснованный судебный акт.

Читайте также:
Как открыть новую категорию водительского удостоверения в 2022 году

Комментарии экспертов

Адвокат, АБ «Пепеляев групп», к.ю.н. Константин Сасов считает, что определение Верховного Суда, вынесенное в пользу налогоплательщика, можно признать знаковым, развивающим налоговое право и арбитражный процесс. Он отметил, что Судебная коллегия сформулировала несколько правовых позиций, опирающихся не только на закон, но и на практику высших судов.

Константин Сасов заметил, что ВС признал существенным нарушением норм материального и процессуального права игнорирование следующих позиций:

1. Изменения налогового законодательства, ухудшающие права налогоплательщика, не должны применяться с обратной силой к добросовестному инвестору;

2. Акты толкования, принятые органами публичной власти, в том числе выраженные в рекомендациях и письмах, не являются обязательными для арбитражного суда, поскольку не относятся к числу нормативных правовых актов, которые применяются при рассмотрении дела. Письменные разъяснения по вопросам применения законодательства субъектов РФ о налогах и сборах не могут отменять или ограничивать права налогоплательщиков;

3. Судам следует оценить изменения налогового законодательства с точки зрения того, ухудшено ли положение инвестора, и определить окончательный размер налога, подлежащего уплате в бюджет по итогам реализации инвестиционного проекта с учетом полученной налоговой выгоды (реальный размер налоговых обязательств).

Эксперт по налогам «Taxology» Валерия Чадина с сожалением отметила, что изменения в правилах исчисления налога на имущество организаций нашли негативное отражение не только в этом деле, но и в других судебных спорах (например, дело Уральского стекольного завода, где ВС РФ в Определении от 9 августа 2021 г. № 309-ЭС21-12454 отказал в передаче дела в СКЭС ВС РФ). По мнению эксперта, региональные законы и инвестиционные соглашения, заключенные между инвесторами и субъектами РФ, не адаптируются оперативно под изменения, внесенные в Налоговый кодекс РФ, вследствие чего налогоплательщики оказываются в ситуации неопределенности.

Валерия Чадина полагает, что определение ВС по рассматриваемому делу является подтверждением того, что в настоящее время проявляется повышенное внимание к обеспечению стабильности регулирования для инвесторов, поскольку в результате формального применения к компаниям налогового законодательства налогоплательщики порой не могут воспользоваться инвестиционными налоговыми льготами даже при условии действительного осуществления капитальных вложений.

Она согласилась с решением ВС РФ, так как, по ее словам, следует определять действительный размер льготы по налогу на имущество, исходя из среднегодовой стоимости недвижимого имущества, построенного в рамках инвестиционного проекта. «Лишение инвестора льготы в полном объеме противоречит смыслу заключения инвестиционного соглашения, поскольку налогоплательщик со своей стороны выполнил обязательства в полном объеме и вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства», – поделилась Валерия Чадина.

Поправки в НК РФ по «имущественным» налогам: отмена деклараций по транспортному и земельному налогам, новые правила по льготам для физлиц

Поправки в НК РФ по «имущественным» налогам: отмена деклараций по транспортному и земельному налогам, новые правила по льготам для физлиц

При участии Михаил Пархоменко

В Налоговый кодекс внесены важные поправки, касающиеся транспортного и земельного налогов, а также налога на имущество организаций и налога на имущество физических лиц (федеральный закон от 15.04.19 № 63-ФЗ). В частности, в 2020 году и далее не придется представлять расчеты по авансовым платежам по налогу на имущество организаций. А начиная с отчетности за 2020 год не нужно будет сдавать декларации по земельному и транспортному налогам. Об этих и других новшествах по «имущественным» налогам мы расскажем в нашей сегодняшней статье.

Отмена деклараций по транспортному и земельному налогам

В настоящее время организации, являющиеся плательщиками транспортного налога, обязаны отчитываться по данному налогу. Сдать декларацию в ИФНС необходимо не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 363.1 НК РФ). Аналогичное правило действует и в отношении организаций-плательщиков земельного налога (ст. 398 НК РФ).

Начиная с отчетности за 2020 год, представлять декларации по транспортному и земельному налогам не придется. При этом организации по-прежнему будут рассчитывать данные налоги, и вносить их в бюджет.

Налоговые инспекторы, в свою очередь, тоже станут определять суммы транспортного и земельного налогов на основании информации, которой они располагают. Сумму налога, а также объект налогообложения, облагаемую базу, налоговый период и налоговую ставку налоговики укажут в сообщении, которое направят организации или ее обособленному подразделению. Документ будет передан в электронной форме через оператора электронного документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика. Если выслать сообщение указанными способами невозможно, инспекция направит его по почте заказным письмом. Также документ может быть передан лично представителю организации.

Получив сообщение, организация сможет в течение 10 дней выразить свое несогласие с величиной налога, рассчитанной инспекторами. Для этого придется направить в ИФНС пояснения и (или) документы, подтверждающие право на льготу, на пониженную ставку налога и прочие обстоятельства. Налоговики должны изучить пояснения и документы в течение одного месяца (данный срок может быть продлен максимум на один месяц). Если доводы налогоплательщика окажутся убедительными, инспекция направит ему уточненное сообщение с уменьшенной суммой налога. Если же будет выявлена недоимка, налоговики выставят организации требование об уплате налога.

Формируйте платежки автоматически по данным электронного требования из ИФНС Формировать бесплатно

Указанные новшества содержатся в новых пунктах 4-7 статьи 363 НК РФ (по транспортному налогу) и новом пункте 5 статьи 397 НК РФ (по земельному налогу). Дата вступления в силу этих изменений — 1 января 2021 года. С этой же даты прекратят действовать статья 363.1 НК РФ, посвященная отчетности по транспортному налогу, и статья 398 НК РФ, посвященная отчетности по земельному налогу.

Отметим, что сроки уплаты налогов на транспорт и на землю не изменятся. Для земельного налога их, как и прежде, будут устанавливать местные власти, а для транспортного налога — региональные. По обоим налогам сроки уплаты не могут быть определены ранее 1 февраля.

Читайте также:
C 1 июля отменяют оправдательные документы для подотчетников

Отмена расчетов авансовых платежей по налогу на имущество организаций

Во всех без исключения регионах России налоговым периодом по налогу на имущество организаций является календарный год. В рамках налогового периода могут быть установлены отчетные периоды. Власти каждого субъекта РФ решают, вводить или не вводить отчетные периоды в своем регионе (ст. 379 НК РФ).

Сейчас в тех субъектах РФ, где установлены отчетные периоды, организации обязаны представлять расчеты по авансовым платежам по налогу на имущество (п. 2 ст. 386 НК РФ). Начиная со следующего года, сдавать расчеты по авансовым платежам больше не придется. Соответствующие поправки в статью 386 НК РФ вступят в силу с 1 января 2020 года. Отчитываться надо будет только по итогам года.

Сдать расчет и декларацию по налогу на имущество по актуальным формам Сдать бесплатно

Обязанности рассчитывать и перечислять авансовые платежи в бюджет сохранятся. Сроки внесения таких платежей не изменятся.

Декларация по налогу на имущество в отношении объектов, расположенных в одном регионе

Из действующей редакции пункта 1 статьи 386 НК РФ следует, что организации в общем случае должны отчитываться по налогу на имущество по местонахождению каждого объекта недвижимости. Правда, Минфин России в письме от 19.11.18 № 03-05-04-01/83286 сообщил, что компания, владеющая несколькими объектами недвижимости, при выполнении ряда условий может сдать единую декларацию по всем объектам. Порядок представления единой отчетности следует согласовать с региональным управлением ФНС, направив туда соответствующее уведомление (см. «Обнародована форма уведомления о сдаче общей отчетности по налогу на имущество за организацию и ее филиалы»).

Начиная с 2020 года, возможность представления единой декларации по налогу на имущество организаций будет прямо закреплена в Налоговом кодексе. Использовать такую возможность можно будет при соблюдении трех условий. Первое условие: все объекты находятся на территории одного субъекта РФ. Второе условие: налог на имущество организаций полностью зачисляется в бюджет данного субъекта РФ без отчислений в местные бюджеты. Третье условие: налог на имущество организаций по всем указанным объектам считается исходя из среднегодовой, а не кадастровой стоимости.

Если эти условия выполняются, организация сможет сдавать единую декларацию по всем объектам в инспекцию по своему выбору. Для этого нужно будет уведомить налоговиков в срок не позднее 1 марта года, являющегося налоговым периодом. Если организация подала такое уведомление, она не сможет отказаться от выбранного порядка представления единой декларации до конца этого налогового периода. В следующем году она должна либо отказаться от единой декларации, либо направить новое уведомление.

Соответствующие новшества закреплены в новом пункте 1.1 статьи 386 НК РФ, который вступит в силу с 1 января 2020 года.

Льготы по земельному налогу и по налогу на имущество физлиц

Новые льготы и вычеты для людей с тремя и более детьми

В пункте 5 статьи 391 НК РФ перечислены категории плательщиков, для которых облагаемая база по земельному налогу уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 кв. метров одного из принадлежащих им участков. Это Герои Советского Союза, инвалиды I и II групп и ряд других категорий. С 15 апреля этого года (то есть с даты вступления в силу комментируемого закона), данный список пополнят физические лица, которые воспитывают троих и более несовершеннолетних детей (новый подп. 10 п. 5 ст. 391 НК РФ). Причем, получить льготу они смогут за периоды с 2018 года (ч. 6 ст. 3 комментируемого закона).

Помимо этого, лица с тремя и более детьми получат дополнительный вычет по налогу на имущество физлиц. Ранее для них, равно как и для других владельцев недвижимости, действовали следующие правила. Облагаемая база в отношении квартиры и части жилого дома уменьшалась на кадастровую стоимость 20 кв. метров данного объекта; в отношении комнаты и части квартиры — на кадастровую стоимость 10 кв. метров данного объекта; в отношении жилого дома — на кадастровую стоимость 50 кв. метров данного объекта (п. 3-5 ст. 403 НК РФ).

Начиная с 15 апреля этого года, на лиц с тремя и более несовершеннолетними детьми будут распространяться как приведенные выше, так и новые правила уменьшения облагаемой базы. Так, база в отношении комнаты, квартиры и части квартиры будет дополнительно уменьшена на кадастровую стоимость 5 кв. метров данного объекта в расчете на каждого несовершеннолетнего ребенка, а в отношении жилого дома или его части — на кадастровую стоимость 7 кв. метров данного объекта в расчете на каждого ребенка. Указанный вычет можно получить для одного из объектов каждого вида: квартиры, части квартиры, комнаты, жилого дома или части жилого дома (новый п. 6.1 ст. 403 НК РФ). Это значит, что если у человека есть, например, две квартиры и три комнаты, то вычет можно получить на одну квартиру и одну комнату. Новый вычет предоставляется за периоды, начиная с 2018 года (ч. 6 ст. 3 комментируемого закона).

Новые сроки подачи уведомления о выборе «льготного» объекта

До принятия комментируемого закона «льготники» по земельному налогу, перечисленные в пункте 5 статьи 391 НК РФ, должны были до 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, представить в ИФНС уведомление. В нем требовалось указать, по какому из участков в текущем году применяется льгота. По новым правилам уведомление нужно представлять в инспекцию не позднее 31 декабря года, являющегося налоговым периодом (новая редакция п. 6.1 ст. 391 НК РФ).

Читайте также:
Филиал не может начислять выплаты работникам головной организации

Аналогичное новшество введено и для льготных категорий плательщиков налога на имущество физлиц, перечисленных в статье 407 НК РФ (Героев Советского Союза, инвалидов I и II групп и проч.). Напомним, что данные категории лиц вправе применять льготу в отношении одного из объектов недвижимости каждого вида: квартиры, комнаты, гаража и др. Ранее они подавали уведомление о выбранном «льготном» объекте до 1 ноября года, являющегося налоговым периодом. Комментируемые поправки сдвинули крайний срок подачи уведомления на 31 декабря (новая редакция п. 7 ст. 407 НК РФ). Кроме этого, не позднее 31 декабря уведомлять об объекте, выбранном для применения вычета по налогу на имущество физлиц, будут граждане с тремя и более несовершеннолетними детьми (новый п. 6.1 ст. 403 НК РФ).

Бесплатно сдайте декларации за клиентов‑физлиц Подать заявку

Некоторым категориям физлиц льготы предоставят без заявления

По прежним правилам для получения льготы по земельному налогу или по налогу на имущество физлиц требовалось подать заявление (помимо уведомления о выборе «льготного» объекта). После вступления в силу комментируемого закона (то есть после 15 апреля этого года), отдельным категориям физлиц налоговики должны рассчитывать указанные налоги с учетом льгот даже при отсутствии соответствующих заявлений. Эти категории налогоплательщиков названы в новой редакции пункта 10 статьи 396 НК РФ и в новой редакции пункта 6 статьи 407 НК РФ. К ним относятся инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, пенсионеры, лица предпенсионного возраста и ряд других категорий физлиц. Также при отсутствии заявления получить вычет по налогу на имущество смогут физлица с тремя и более несовершеннолетними детьми (новый п. 6.1 ст. 403 НК РФ).

Обратите внимание: указанное нововведение применяется в отношении льгот за периоды, начиная с 2018 года (ч. 6 ст. 3 комментируемого закона).

Ограничение по ежегодному увеличению земельного налога

Как только комментируемый закон вступит в силу (то есть со дня официального опубликования), начнет действовать следующее правило. Чтобы определить сумму земельного налога, подлежащую уплате, нужно сравнить две величины. Первая — это сумма налога за текущий налоговый период. Вторая — это сумма налога за предыдущий период, умноженная на коэффициент 1,1. Важная деталь: обе величины следует рассматривать без учета коэффициента, который применяется в ситуации, когда в середине года у налогоплательщика произошли какие-либо изменения (появилось или пропало право собственности на участок; изменились количественные и (или) качественные характеристики участка; появилось или пропало право на налоговую льготу).

Если окажется, что первая величина больше второй, налог за текущий период будет равен второй величине с учетом коэффициента 1,1 и с учетом коэффициента, применяемого в связи с указанными выше изменениями. Эту формулу следует использовать при расчете налога за 2018 год и далее (часть 6 ст. 3 комментируемого закона).

Отметим, что данная формула не применяется в отношении участков, приобретенных организациями и физическими лицами в собственность для осуществления жилищного строительства (новый п. 17 ст. 396 НК РФ).

Другие новшества, введенные комментируемым законом

Новшество

Соответствующая норма НК РФ

Дата вступления в силу

Уточнено, что под транспортный налог не подпадают транспортные средства, розыск которых прекращен, с месяца начала розыска до месяца возврата ТС владельцу. Факт угона может быть подтвержден, в числе прочего, информацией, полученной налоговиками в порядке статьи 85 НК РФ.

подп. 7 п. 2 ст. 358 НК РФ изложен в новой редакции

15 апреля 2019 года (распространяется на правоотношения, возникшие с 2018 года)

Уточнено, что в отношении участков, приобретенных для личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества ставка земельного налога в размере 0,3% применяется только в том случае, если такие участки не используются в предпринимательской деятельности.

подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ в новой редакции

1 января 2020 года

Установлено, что если объект прекратил свое существование из-за гибели или уничтожения, налог на имущество физлиц по нему не платится с 1-го числа месяца гибели или уничтожения. Владелец объекта должен написать соответствующее заявление, а налоговики — проверить все факты и при необходимости запросить сведения у третьих лиц.

Все включено

Такие разъяснения дала Федеральная налоговая служба. Они потребовались в связи с тем, что в социальных сетях и мессенджерах стала набирать обороты рассылка, призывающая граждан успеть написать заявления на вычеты до 1 ноября, поскольку после этой даты они якобы потеряют право ими пользоваться.

Фото: Нина Зотина/ РИА Новости

Статья 403 Налогового кодекса РФ предусматривает, что при начислении налога на имущество физлиц налоговая база уменьшается в отношении каждого жилого дома на величину кадастровой стоимости 50 квадратных метров от его общей площади, применительно к квартире и части жилого дома – на величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров. Если же речь идет о комнате или части квартиры, то при расчете налога можно получить “скидку” с 10 квадратных метров.

Эти вычеты применяются автоматически при расчете налога для всех объектов. К примеру, если человек владеет тремя квартирами, комнатой, двумя жилыми домами, то вычет будет предоставлен в отношении каждой из трех квартир, комнаты и каждого из домов. При этом собственнику не нужно обращаться в налоговую с каким-либо заявлением, включая заявление о предоставлении налоговой льготы.

В Федеральной налоговой службе напоминают, что в уведомлении для уплаты налога на имущество физлиц, которое направляется собственникам, в графе “налоговая база” указывается кадастровая стоимость объекта уже с учетом ее уменьшения на величину налогового вычета. Если при его применении налоговая база принимает отрицательное значение, налог за такой объект не выставляется.

Читайте также:
Пенсионный фонд в Касимове - адрес, телефон, режим работы отделения

Пенсионеры вообще освобождены от уплаты налога за недвижимость, напоминает Анатолий Нагиев, руководитель практики налогового права НЮС “Амулекс”. Льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору самого гражданина.

Пенсионерам положен вычет по земельному налогу. Выбрать участок и направить уведомление в налоговую нужно до 1 ноября

Фото: depositphotos.com

С 2017 года пенсионеры, ветераны, инвалиды и некоторые другие категории граждан (полный перечень указан в п. 5 статьи 391 НК РФ) также получили право на вычет при расчете земельного налога. В их случае сумма налога уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров по одному земельному участку независимо от категории земли. Если участок 6 соток и меньше, платить налог не нужно, если превышает 6 соток, его рассчитают за оставшуюся площадь. Человек, имеющий два или больше участков, может выбрать тот, в отношении которого будет действовать вычет, и направить уведомление об этом в любую налоговую.

Поскольку все льготы носят заявительный характер, налогоплательщики до 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, должны уведомить налоговую инспекцию об объектах, в отношении которых будет применяться налоговая льгота.

Уведомление нужно будет подавать по форме, утвержденной налоговым органом. Она размещена на сайте nalog.ru. Направить уведомление можно через Личный кабинет налогоплательщика, почтовым сообщением в налоговую инспекцию или подать лично в любую налоговую инспекцию.

Если уведомление не поступит, вычет по земельному налогу будет применяется автоматически в отношении одного земельного участка с максимальной исчисленной суммой земельного налога. Если человек, имеющий право на вычет, ранее пользовался налоговыми льготами, в том числе по другим имущественным налогам (например, ветеран боевых действий был освобожден от налога на имущество или пенсионер использовал льготу по транспортному налогу), вычет будет применяться автоматически на основании имеющихся у налоговой сведений, без необходимости дополнительных обращений (заявлений, уведомлений) от налогоплательщика.

Налоговые льготы

Налоговые льготы — это установленные государством условия, при которых налогоплательщик вправе применять пониженную налоговую ставку, вычеты или вовсе освобождается от уплаты налога. По мере изменения политической и экономической ситуации в стране или отдельных регионах объемы и направления преференций по обязательным платежам в бюджет корректируются законодателем. Помимо федеральных преференций, организации и предприниматели вправе воспользоваться региональными мерами поддержки.

Не все предприниматели знают о поддерживаемых государством отраслях или областях деятельности, где действуют льготные налоговые режимы. Так, ряд налоговых преимуществ получают резиденты Арктической зоны, свободных экономических зон, промышленных парков, налогоплательщики, применяющие специальные режимы в субъектах РФ.

Основные направления услуги

Для чего нужны налоговые льготы? Казалось бы, с точки зрения государства невыгодно предоставлять налогоплательщикам какие-либо послабления. Это не совсем так. Налоговые льготы выполняют важные государственные задачи:

  • мотивация бизнеса, рост экономического развития отдельных отраслей или видов деятельности по всей стране или в отдельных регионах;
  • исключение двойного налогообложения;
  • оптимизация налоговой нагрузки на налогоплательщиков;
  • привлечение национальных и иностранных инвестиций в экономику;
  • материальная компенсация и помощь отдельным категориям социально незащищенных граждан и лицам, пострадавшим от техногенных катастроф;
  • реализация принципов налогового законодательства, установленных в статье 3 НК РФ.

ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ

Государственные преференции по налогам предоставляются в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом, отдельно для каждого типа налога. Чтобы получить льготу, налогоплательщик при наличии оснований должен об этом заявить путем подачи в налоговую инспекцию заявления или декларации с указанием на применяемые в отчетном периоде преференции. Они должны быть обоснованы документально, в противном случае ИФНС доначислит сумму неуплаченного налога вместе с пенями за просрочку уплаты. Если будет доказано умышленное занижение налоговой базы, то в зависимости от суммы и обстоятельств дела виновное лицо может быть привлечено к административной или уголовной ответственности.

Налоговые льготы могут быть предоставлены в следующих формах:

  • Освобождение от уплаты налога. Устанавливается в виде перечней субъектов или объектов, которые освобождаются от необходимости платить тот или иной налог. Сюда же относятся налоговые каникулы. Отдельная категория льгот связана с ведением определенной деятельности или регистрацией на конкретной территории. Например, от налога на прибыль освобождаются организации, ведущие медицинскую и образовательную деятельность (п. 1.1. ст. 284 НК РФ). Льготы по территориальному принципу получают резиденты особых экономических зон, территорий особого экономического развития, участников региональных инвестиционных проектов и прочее.
  • Налоговые изъятия. Выведение отдельных объектов из-под налогообложения. Например, налогом на доходы физических лиц не облагаются алименты, пенсии, государственные пособия, стипендии, материальная помощь пострадавшим от стихийных бедствий.
  • Снижение налоговой ставки. Применение пониженного тарифа к выручке от реализации определенных категорий товаров и услуг. Например, для сделок в отношении товаров для детей установлена пониженная ставка НДС в размере 10 %.
  • Налоговый вычет. Возможность исключить определенные доходы, имущество и расходы из налоговой базы. К этой категории льгот относятся вычеты в сумме входного НДС, а также стандартные, имущественные, социальные и профессиональные вычеты при исчислении НДФЛ.
  • Рассрочка, отсрочка, инвестиционный налоговый кредит. Эти формы преференций позволяют налогоплательщику снизить налоговое бремя за счет переноса уплаты налога на более поздний срок без применения санкций. Категории субъектов, которые могут претендовать на их получение, указаны в п. 2 ст. 64 и п. 1 ст. 67 НК РФ.
  • Отнесение убытков на будущие периоды. Льгота актуальна при расчете налога на прибыль. Она позволяет налогоплательщику, понесшему убыток в предыдущих периодах, учесть его в текущем или будущих периодах и тем самым уменьшить налогооблагаемую базу.

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ

Федеральные налоговые льготы применяются на всей территории России и устанавливаются Налоговым кодексом:

Читайте также:
Саяногорск - адреса и контакты отделений пенсионного фонда на сегодня

Региональные, соответственно, распространяются только в пределах конкретных регионов РФ и устанавливаются местными органами власти. Наиболее ярким примером является предоставление налоговых льгот инвесторам, заключившим с региональными властями инвестиционный договор. По условиям этого документа налогоплательщик может получить:

  • снижение ставки налога на имущество вплоть до 0 % в отношении объектов, приобретаемых или создаваемых для реализации инвестиционного проекта;
  • уменьшение ставки налога на прибыль, уплачиваемого в местный бюджет, до 13,5 %;
  • освобождение от уплаты транспортного налога;
  • снижение ставки земельного налога до 0 %.

Чтобы получить указанные преференции, инвестор обязан вложить собственные или заемные средства в создание, реконструкцию или модернизацию производственных мощностей в сфере обрабатывающей промышленности региона. Срок предоставления налоговых льгот, как правило, привязывается к периоду окупаемости инвестиционного проекта.

ДЛЯ КАКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ДЕЙСТВУЮТ НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ

Налоговое законодательство РФ предусматривает ряд налоговых льгот для компаний, осуществляющих деятельность в определенных сферах экономики. Приведем некоторые из них.

Льготы в сфере нефтедобычи

Эта категория налоговых преференций распространяется на компании, осуществляющие добычу из недр обессоленной, обезвоженной и стабилизированной нефти. Основной налог, который уплачивают нефтедобывающие предприятия, — это НДПИ. Налоговый кодекс предусматривает возможность обложения добытых полезных ископаемых по ставке 0 % (0 рублей) в следующих случаях:

  • в объеме нормативных потерь добываемых нефтепродуктов;
  • при извлечении из залежи на участке недр, расположенном в границах территориального моря, внутренних морских вод, на континентальном шельфе РФ или в российской части дна Каспийского моря. Актуально при соблюдении условий выработанности месторождений и отсутствия в учете на государственном балансе запасов полезных ископаемых в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 342 НК РФ.

Нефтяные и нефтетранспортные компании уплачивают НДС по ставке 0 % в отношении услуг по транспортировке и перевалке нефти при экспорте.

Льготы для IT-компаний

С 2021 года IT-компании могут применять следующие налоговые льготы:

  • освобождение от уплаты НДС при реализации компьютерных программ и баз данных, если они внесены в единый российский реестр;
  • снижение до 3 % ставки налога на прибыль (вместо 20 %) для организаций, работающих на общей системе налогообложения;
  • уменьшение размера страховых взносов до 7,6 % (вместо 15 %).

Изменяется порядок предоставления налоговых льгот по энергоэффективным объектам

НК РФ Статья 407. Налоговые льготы

(введена Федеральным законом от 04.10.2014 N 284-ФЗ)

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 407 НК РФ

1. С учетом положений настоящей статьи право на налоговую льготу имеют следующие категории налогоплательщиков:

1) Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;

2) инвалиды I и II групп инвалидности;

3) инвалиды с детства, дети-инвалиды;

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) участники гражданской войны, Великой Отечественной войны, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан, а также ветераны боевых действий;

(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 396-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;

6) лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”, в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ “О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча” и Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ “О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне”;

7) военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;

8) лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

9) члены семей военнослужащих, потерявших кормильца, признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ “О статусе военнослужащих”;

(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 396-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10) пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание;

10.1) физические лица, соответствующие условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года;

(пп. 10.1 введен Федеральным законом от 30.10.2018 N 378-ФЗ)

11) граждане, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия;

12) физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;

Читайте также:
Обнинск - адреса и контакты отделений пенсионного фонда на сегодня

13) родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей;

14) физические лица, осуществляющие профессиональную творческую деятельность, – в отношении специально оборудованных помещений, сооружений, используемых ими исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также жилых домов, квартир, комнат, используемых для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек, – на период такого их использования;

(в ред. Федерального закона от 30.09.2017 N 286-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

15) физические лица – в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

(в ред. Федерального закона от 29.09.2019 N 321-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Налоговая льгота предоставляется в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении объекта налогообложения, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности.

3. При определении подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот.

4. Налоговая льгота предоставляется в отношении следующих видов объектов налогообложения:

1) квартира, часть квартиры или комната;

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) жилой дом или часть жилого дома;

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) помещение или сооружение, указанные в подпункте 14 пункта 1 настоящей статьи;

4) хозяйственное строение или сооружение, указанные в подпункте 15 пункта 1 настоящей статьи;

5) гараж или машино-место.

5. Налоговая льгота не предоставляется в отношении объектов налогообложения, указанных в подпункте 2 пункта 2 статьи 406 настоящего Кодекса, за исключением гаражей и машино-мест, расположенных в таких объектах налогообложения.

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Физические лица, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.

Представление заявления о предоставлении налоговой льготы, подтверждение права налогоплательщика на налоговую льготу, рассмотрение налоговым органом такого заявления, направление налогоплательщику уведомления о предоставлении налоговой льготы либо сообщения об отказе от предоставления налоговой льготы осуществляются в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пунктом 3 статьи 361.1 настоящего Кодекса.

(в ред. Федеральных законов от 15.04.2019 N 63-ФЗ, от 29.09.2019 N 325-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Форма заявления о предоставлении налоговой льготы и порядок ее заполнения, формат представления такого заявления в электронной форме, формы уведомления о предоставлении налоговой льготы, сообщения об отказе от предоставления налоговой льготы утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

(в ред. Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае, если налогоплательщик, имеющий право на налоговую льготу, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, начиная с налогового периода, в котором у налогоплательщика возникло право на налоговую льготу.

(абзац введен Федеральным законом от 15.04.2019 N 63-ФЗ; в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 6 в ред. Федерального закона от 30.09.2017 N 286-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Уведомление о выбранных объектах налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота, представляется налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору не позднее 31 декабря года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанных объектов применяется налоговая льгота. Уведомление о выбранных объектах налогообложения может быть представлено в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных или муниципальных услуг.

(в ред. Федеральных законов от 15.04.2019 N 63-ФЗ, от 29.09.2019 N 325-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзац утратил силу. – Федеральный закон от 15.04.2019 N 63-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Уведомление о выбранном объекте налогообложения рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения. В случае направления налоговым органом запроса в соответствии с пунктом 13 статьи 85 настоящего Кодекса в связи с отсутствием сведений, необходимых для рассмотрения уведомления о выбранном объекте налогообложения, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе продлить срок рассмотрения такого уведомления не более чем на 30 дней, уведомив об этом налогоплательщика.

(абзац введен Федеральным законом от 23.11.2020 N 374-ФЗ)

При выявлении оснований, препятствующих предоставлению налоговой льготы в соответствии с уведомлением о выбранном объекте налогообложения, налоговый орган информирует об этом налогоплательщика.

(абзац введен Федеральным законом от 23.11.2020 N 374-ФЗ)

При непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на налоговую льготу, уведомления о выбранном объекте налогообложения налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога.

Форма уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: