Новые правила сноса самовольной постройки и строительства одноквартирных домов

Новые правила сноса самовольной постройки и строительства одноквартирных домов

Новые правила сноса самовольных построек и строительства индивидуальных жилых домов

Заместитель директора по налогам и праву SRG Group

Специально для ГАРАНТ. ру

4 августа вступили в силу новые правила сноса капитальных построек и получения разрешений на строительство жилых домов и садовых домиков (Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации»). Российская Федерация и отдельные законодательные акты Российской Федерации »).

Ключевым нововведением стало введение систематической процедуры принятия решений о сносе самовольной постройки, что устранило многие пробелы в правовом регулировании этого вопроса.

Выявление и снос незаконных построек

Выявление и снос запрещенных построек

Снос капитальных построек производится по решению собственника капитальных строений или инвестора, либо на основании решения суда или органа местного самоуправления (ч. 1 ст. 55.30 Градостроительного кодекса). Между тем, в отличие от ранее обязательных норм, новые положения закона вводят более прозрачное регулирование вопроса сноса самовольной постройки. Разберем подробнее основные нововведения.

Вместо разрешения на строительство теперь требуется проект организации работ по сносу.

Вместо получения разрешения на строительство под снос должен быть представлен проект организации работ по сносу, который будет содержать технические условия отключения объекта капитального строительства от СМИ (ч. 2 ст. 55.31 ГК РФ ). Такой документ может быть составлен специалистом только с согласия саморегулируемой организации. На данный момент конкретных требований к составу и содержанию проекта организации сноса капитальных построек нет – они будут установлены Правительством РФ (ч. 5 ст. 55.30 Градостроительного кодекса РФ). Российская Федерация).

Проект сноса не потребуется в отношении гаража на участке, выделенном физическому лицу для целей, не связанных с ведением хозяйственной деятельности, а также в отношении жилого, садового, хозяйственного постройки и сноса вспомогательных помещений на участке. земельный участок (ст. 51 (1) (17) Градостроительного кодекса РФ).

Безусловно, вышеуказанные положения закона значительно упростят процесс выдачи согласия на снос объектов недвижимости.

Регламентирован порядок сноса построек в столице.

Объекты капитального строительства могут быть демонтированы лицом, построившим их, при наличии у этого лица необходимого разрешения саморегулируемой организации или если юридическое лицо заключило договор на снос с собственником объекта или земли, на которых он расположен. (части 4-5 статьи 55.31 Грамотно-территориального кодекса Российской Федерации). Следует отметить, что ранее объект мог быть снесен только его владельцем в административном порядке или собственником участка, на котором он расположен, в сложной судебной процедуре.

Условием начала сноса является уведомление уполномоченных органов о планируемом сносе здания Варшавы не менее чем за семь рабочих дней до начала работ. Соответствующее уведомление подается в орган местного самоуправления усадьбы или городского округа, в котором расположен объект строительства, или, если объект строительства расположен в межжилой зоне, в орган местного самоуправления поселка. городской округ (часть 9 статьи 55.31 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В то же время, в законе четко прописано, что вышеупомянутые положения не применяются в случаях, когда строительный объект сносится с целью постройки нового строения или реконструкции строительного сооружения (ч. 8 ст. 55.30 Пространственного закона). Плановый кодекс Российской Федерации).

Уточнена группа лиц, уполномоченных выявлять незаконные постройки.

    В настоящее время в законе четко прописано, кто имеет право обнаруживать незаконные сооружения. Такие полномочия наделены исполнительными органами государственной власти в следующих сферах: государственный строительный надзор; надзор за государственной землей; государственный надзор за использованием и охраной водоемов государственный надзор за охраной и использованием особо охраняемых природных территорий; государственный надзор за состоянием, сохранением, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия;

Федеральный государственный лесной надзор (охрана лесов) и подведомственные ему государственные органы (часть 2 статьи 55.32 Территориально-планировочного кодекса Российской Федерации).

Кроме того, таким правом обладают должностные лица государственных органов, управляющих особо охраняемыми природными территориями федерального и регионального значения, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, а также органы местного самоуправления, осуществляющие контроль за муниципальными землями или муниципальными землями. контроль за охраной и использованием особо охраняемых природных территорий.

Все это, на мой взгляд, качественно улучшит правовое регулирование в этой сфере.

Определен порядок выявления незаконных построек.

В случае обнаружения самовольного строительства или неправомерного использования земельного участка указанные органы могут уведомить об этом орган местного самоуправления на месте самовольного строительства или орган местного самоуправления городского округа (часть 2 статья 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Такое уведомление рассматривается в течение 20 рабочих дней, и по результатам проверки уполномоченный орган выполняет одно из следующих действий (ч. 2 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ)

    1. Вынести решение о сносе самовольной постройки, если возведен или создан на земельном участке, на который нет документов на право собственности. При этом необходимость наличия таких документов определяется законом в день начала строительства объекта;

он возводится или создается на земельном участке, на котором вид целевого использования не позволяет строительство такого объекта, и который расположен в зоне общего пользования.

    2. Принятие решения о сносе самовольной постройки или адаптации ее к установленным требованиям, если: он возведен или построен на земельном участке, допустимое использование которого не позволяет строительство на нем такого объекта, а рассматриваемое сооружение находится в границах зоны с особыми условиями землепользования, при условии что режим этой зоны не позволяет строительство такого объекта;

разрешение на строительство в случае самовольного строительства отсутствует. Необходимость получения такого разрешения определяется положениями закона на дату начала строительства такого объекта.

3. обратиться в суд с иском о сносе произвольно построенного строительного объекта или о приведении его в состояние, соответствующее установленным требованиям.

Читайте также:  О новом порядке возврата билетов на развлекательные мероприятия в связи с ситуацией, связанной с распространением коронавируса

4. Направление уведомления о незамеченных следах самовольного строительства в исполнительный орган государства, должностное лицо, государственное учреждение или орган местного самоуправления, от которого поступило уведомление об обнаружении самовольного строительства.

Стоит обратить внимание на то, что такие решения не могут быть вынесены в отношении произвольно возведенных зданий или застроенных на участках, не принадлежащих государству или коммуне, за исключением случаев, когда сохранение таких построек угрожает жизни и здоровью граждан (§ 4 ст. 222 ГК РФ).

    При этом местные власти ни в коем случае не смогут выдать решение о сносе самовольной постройки или адаптировать его к установленным требованиям на местах. недвижимое имущество, если право собственности на него внесено в Единый государственный реестр недвижимого имущества недвижимое имущество, если суд ранее вынес решение об отказе в иске о сносе самовольной постройки

жилой дом, жилой дом или дом садовника (часть 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Такие постройки можно сносить только на основании постановления суда.

Новые правила также предусматривают, что уполномоченные органы должны направлять собственнику недвижимости уведомление о решении о сносе. Однако, если собственники не найдены, они обязаны опубликовать информацию об этом в средствах массовой информации и в Интернете, а также на информационном табло в пределах участка, на котором находится запрещенная постройка (часть 4- 5 статьи 55.32 Грамотно-территориального кодекса Российской Федерации).

Следует помнить, что срок сноса самовольной постройки зависит от ее характера, но не может быть короче 3 месяцев и больше 12 месяцев. Срок адаптации самовольного строительства к установленным требованиям составляет менее 6 месяцев и более 3 лет (ст. 222 ГК РФ).

Снос запрещенных построек или их приспособление к установленным требованиям производит лицо, построившее или возведшее запрещенное строение, а при отсутствии информации о таком лице – правообладатель участка, на котором было построено запрещенное строение. построены или возведены (ч. 6 ст. 55.32 Градостроительного кодекса Федерации) РФ).

Если правообладатель земельного участка или собственник недвижимого имущества не сносят самовольное сооружение, власти проводят снос за счет бюджета с возможностью взыскания с этих людей стоимости сноса (ч. 15 статья 55.32 Территориально-планировочного кодекса Российской Федерации).

Оценивая эти правила, видно, что они будут устанавливать более четкие «правила игры» при решении вопроса о сносе самовольной постройки. В то же время возможность внесудебного урегулирования вопроса о сносе самовольной постройки органами местного самоуправления может привести к злоупотреблениям с их стороны.

Уточнен порядок прекращения права на земельный участок в строящемся беззаконии.

Согласно поправке, права на земельный участок под ранее существовавшими произвольными структурами истекают в результате одностороннего расторжения договора аренды, истечения права постоянного бессрочного узуфрукта или земельный участок изъят по решению суда (ст. 46 (4-7) Земельного кодекса). При этом не допускается отзыв прав на земельный участок, если помимо самовольных строительных конструкций на нем есть объекты, построенные в соответствии с законодательством (пп. 6.1-6.3 ст. 54 Земли). Кодекс Российской Федерации).

В законе предусмотрено, что после истечения срока прав на участок он будет продан на открытом аукционе. Кроме того, собственник участка, в отличие от арендатора или лица, которому участок был передан в бессрочный узуфрукт, получит средства, полученные от такой продажи, за вычетом затрат на организацию аукциона (ст. 54.1 Земельного кодекса Российской Федерации). Российская Федерация).

Лицо, которое путем публичных торгов приобрело земельный участок, на котором находится самовольный строительный объект, предназначенный для сноса или приспособления к установленным требованиям, обязано за свой счет выполнить обязательство по сносу постройки. объект или представить в государственные органы утвержденную проектную документацию на его реконструкцию и приведение в соответствие с установленными требованиями, установленными требованиями (ч. 8-9 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ).

Таким образом, новые положения Закона, в отличие от ранее применявшихся норм, вводят новый вид бремени продажи участков в виде обязанности снести произвольно построенные объекты или привести их в соответствие с установленными требованиями. Эти нововведения позволят включить в экономический рынок участки и недвижимые объекты, которые пока не могли быть использованы из-за невозможности легализации этих объектов или их сноса из-за отсутствия финансовых ресурсов у собственников для этой цели.

Уточнены сроки рассмотрения судами сноса самовольной постройки.

Согласно поправке дела о сносе самовольной постройки и решения компетентных органов о сносе таких построек рассматриваются судами в месячный срок, включая время подготовки дела к слушанию (ч. 1 п. 152 Кодекса Российской Федерации). Арбитражный процесс). Принимая во внимание сложившуюся судебную практику, очевидно, что этот срок очень короткий для рассмотрения таких вопросов по существу.

Особенности ИЖС

На мой взгляд, указанные поправки систематизируют и систематизируют существующие правила по сносу самовольных построек. Однако в связи с тем, что органы местного самоуправления получили значительные полномочия по сносу таких сооружений без решения суда, это может привести к злоупотреблениям и ослабить позиции пользователей таких сооружений. Более того, изменение сроков рассмотрения дел о сносе самовольной постройки практически исключает возможность рассмотрения таких дел в судах.

Специфика жилищного строительства

Другая важная часть поправок касается строительства дач и жилых комплексов. Таким образом, Закон исключает необходимость получения разрешения на строительство жилья, вместо которого заявитель теперь представляет уведомление о планируемом строительстве, в котором он должен указать параметры объекта, планируемого к строительству (ч. 1 ст. 51 (1) Градостроительного кодекса). Такое уведомление направляется в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или в орган местного самоуправления, уполномоченный выдавать разрешения на строительство.

Читайте также:  Рефинансирование ипотеки на 6 процентов: правила и условия

После получения результатов экспертизы компетентные органы выдают уведомление о соответствии определенных параметров жилого массива или садового домика установленным параметрам и (или) о допустимости размещения жилого массива или садового домика на участке. земельный участок (часть 7 статьи 51.1 Грамотно-территориального кодекса Российской Федерации).

***

Эта процедура в некоторой степени упрощает жизнь застройщикам, так как избавляет от необходимости предоставлять обязательные документы, ранее необходимые для получения разрешения на строительство: план организации планировки участка и план застройки участка. Однако для того, чтобы начать эксплуатацию таких объектов, необходимо будет подготовить технический план, который необходимо будет заказать у кадастровых инженеров, что, конечно же, повлечет за собой дополнительные расходы (ч. 16 ст. 55 Территориального кодекса России. ).

Внесенные изменения в целом облегчают жизнь застройщикам таких объектов, хотя и не отменяют требования получения дополнительных согласований. Например, при размещении таких объектов в санитарно-защитной зоне аэропортов для начала строительства потребуется согласование Росавиации (ст. 4 Федерального закона от 1 июля 2017 г. № 135-ФЗ «О внесении изменений. Отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка создания и использования территории аэропорта и санитарно-защитной зоны »).

***

Обзор судебной практики по вопрос сноса строений/домов за нарушения пожарных норм

Очевидно, что новый закон существенно ужесточает требования к порядку сноса самовольной постройки и дает уполномоченным органам расширенные полномочия по вынесению внесудебных решений по этому поводу. Кроме того, существенно нарушена судебная процедура рассмотрения этих дел и заключается в совершенно ином подходе к рассмотрению дел о сносе самовольной постройки, что может негативно сказаться на качестве рассмотрения этих дел. Похоже, что единственным выходом для пользователей несанкционированных построек будет принятие мер по их легализации, включая недавно предоставленные полномочия органам местного самоуправления по содержанию несанкционированных построек (п. 4 ст. 222 Гражданского кодекса).
В то же время закон облегчает получение разрешения на строительство индивидуальных жилых домов и садовых домиков.
Насколько успешными будут эти нововведения в правоприменительной практике, покажет время. Возможно, развитие практики на основе этого закона выявит необходимость внесения дальнейших изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации.

Юридическая консультация в Москве 8 (800) 201-16-39

Консультация юриста в г. Курску – 8 (4712) 746-806

Регион – 8-800-201-16-39

Почему нельзя снести незаконные строительные работы – Анализ практики Верховного Суда РФ в сфере сноса строительных объектов, построенных с нарушением правил пожарной безопасности

Проанализировав судебную практику Верховного Суда РФ за последние 5 лет, можно сделать вывод, что вопрос сноса зданий из-за нарушения правил пожарной безопасности зависит в основном от наличия / отсутствия реальной угрозы жизни человека. и здоровье. Это означает, что простое нарушение правил пожарной безопасности не будет поводом для удовлетворения заявки на снос.

Это обусловлено тем, что, поскольку снос является крайней мерой гражданской ответственности, необходимо доказать, что нарушения правил пожарной безопасности действительно несут угрозу жизни или здоровью граждан, риск повреждения или разрушения нежилых помещений. помещений предприятия, и в частности не соответствуют противопожарным нормам, правилам градостроительства и др. Эта позиция также отражена в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, касающихся защиты прав собственности и иных имущественных прав», где в пункте 26 указано, что при рассмотрении иска о признании о праве собственности на самовольные постройки суд определяет, имело ли место нарушение градостроительных и строительных норм или такое строительство угрожает жизни и здоровью граждан. С этой целью суд, при отсутствии необходимых выводов компетентных органов или в случае сомнений в их достоверности, имеет право назначить эксперта для проведения экспертизы в соответствии с положениями процессуального закона.

Отсутствие разрешения на строительство как таковое не может быть основанием для отклонения иска о признании права на строительство самовольным строительством. При этом суд должен определить, предприняло ли лицо, построившее произвольное здание, соответствующие меры для его легализации, в частности, получило разрешение на строительство и / или акт ввода здания в эксплуатацию, и правомерно ли отказал уполномоченный орган оформить такое разрешение или акт ввода объекта в эксплуатацию.

Если законом не предусмотрено иное, иск о признании права собственности на самовольное строительство подлежит удовлетворению, если суд определит, что единственными признаками самовольного строительства являются отсутствие разрешения на строительство и / или отсутствие акта передачи имущества. объект использования, в отношении которого предпринял действия лицо, воздвигшее самовольное строительство. В таком случае суд также определяет, нарушает ли содержание самовольного строительства права и интересы других лиц, охраняемых законом, и представляет ли оно угрозу жизни и здоровью граждан.

Проще говоря, собственник может строить на своем участке постройки, даже если они находятся слишком близко к границе со своими соседями и мешают им. Несоблюдение минимальных дистанций пожара – не единственное основание для сноса.

В следующих судебных решениях собственникам удалось доказать наличие реальной угрозы жизни и здоровью граждан и угрозы повреждения или уничтожения принадлежащих им нежилых помещений.

Например, в Постановлении Верховного Суда РФ от 5 июля 2019 г. по делу № А32-20638 / 2017 суд не нашел оснований для отмены постановлений судов первой и апелляционной инстанций. Суд суда арбитражного Краснодарского края, оставшегося неизменным к решению пятнадцатого арбитражного суда Апелляционного суда и решение Северо-польского арбитражного округа, навязанного ответчику обязательство в течение одного месяца вступления в вступление в Сила решения, принятие снос оспариваемого объекта, в случае подсудимого ответчика по исходу сроки, причины, по которым он имеет право совершать снос здания на стоимость подсудимого. В кассации Апелляция, заявитель, ссылаясь на существенное нарушение Верховного суда Российской Федерации, уволил кассационную жалобу, указывающую на то, что после изучения и оценки доказательств, представленных на доказательства, в том числе результаты основных и дополнительных судебных исследований, он заявил, что во время Строительство оспариваемого объекта, правила и принципы были нарушены, никаких минимальных допустимых расстояний из соседних объектов не было заблокировано, был заблокирован пожарный путь к коммерческому комплексу (рынок), который угрожал Жизнь и здоровье люди в случае ее поведения.

Читайте также:  Можете ли вы арендовать квартиру, если она обременена ипотекой; Pravreved Plus

Подобная точка зрения выражает решение Верховной Российской Федерации 28 июля 2017 года в случае отсутствия A63-2794 / 2015: Причина, применяемая к арбитражу в арбитражном арбитражном отношении Старопольской страны с претензией против подсудимого по признанию выпущенного здания. менеджером муниципальной единицы недействителен на его публикацию; Признание незаконченного строительного объекта, возведенного на сюжету для несанкционированного здания и навязывания несанкционированного объекта о подсудитеке по удалению несанкционированного объекта на сюжете за свой счет в течение одного месяца с даты въезда подсудимых подала кассационную жалобу в Верховный суд Российской Федерации. Однако Верховный суд Российской Федерации не нашел основания для передачи. Суд указывал на то, что объект крупного ремонта был возведен на участке, принадлежащем ответчику – жилой дом, в строительстве строительства пожарной безопасности (без пожарного расстояния между домом и зданием истца было сохранено); В материалах дела не было подтверждено никаких доказательств того, что ответчик, возведенный подсудимым, был привезен в государство, соответствующий требованиям, учитывая, что ответчик не закончил строительство жилого дома, а истец

Суждение Верховного Суда Российской Федерации от 28 января 2019 года в случае апелляции № A62-2929 / 2016 Макаров А. Е. Т. е. Иванов В. s. Это произошло в суд арбитражного смоленского схемы с претензией, то есть Макарова А. Е. Для сноса (разборки) несанкционированного строительства – незаконченного строительного объекта. Охватить Макаров подал взаимное требование о наложении В. s. Иванова обязана удалить здание магазина на участке. Макаров вместе со своей установкой от границ сюжета в соответствии с принципами городского права, противопожарной и санитарной и эпидемиологической безопасности. Решение суда арбитража Смоленской цепи, поддерживаемого решением двадцатого апелляционного арбитража суд удовлетворяет первоначальные претензии; Охватить Макаров Генеральный суд наложил обязательство снижать незаконченный строительный объект в течение трех месяцев со дня суда суда. Охватить Макаров принес кассационную апелляцию в Верховный суд Российской Федерации из этих судебных актов, в которых они потребовали их отмена, ссылаясь на нарушение судами субстантивного и процессуального права.

После прочтения аргументов, представленных в жалобу и юридических актах, принятых в деле, судья Верховной Российской Федерации пришел к выводу, что на основании того, что на основе которого жалоба кассационной кассации может быть передана в судебное заседание Верховного Суд Верховного суда в судебном совете Российской Федерации. Изучив и оценив все доказательства, представленные по делу, с учетом результатов судебно-медицинской экспертизы, суды пришли к выводу, что противопожарное расстояние между зданиями истца и ответчика было менее 10 раз, чем предусматривалось. Учитывая то, что В. С. Иванов построил магазин перед домом А. Макарова на основании разрешения на строительство, которое не было оспорено должным образом, право собственности истца на магазин было зарегистрировано в 2006 году, и что A. E. Макаров построил объект с существенным нарушением градостроительных норм и правил, не учитывая местонахождение действующего и законно построенного истцом магазина, суды, исходя из конкретных обстоятельств дела, признали объект Макарова недостроенным.

В последующих судебных актах собственники не доказали в суде наличие угрозы жизни или здоровью граждан, опасности повреждения или разрушения нежилых помещений компании в результате самовольного строительства, а значит, суд В исках отказал, но признал нарушение правил пожарной безопасности.

Аналогичная ситуация рассматривалась в Постановлении Верховного Суда РФ от 26 октября 2016 г. по делу № А32-21629 / 2014. ЗАО “Кубанторгода” обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к ИПавакянцу С. Ю. об обязанности ответчика устранить нарушение имущественных прав истца на нежилое помещение путем сноса двухэтажного нежилого здания (информационный центр, компьютеры (игры)) в течение тридцати дней со дня вступления в силу Решение. Решение Краснодарского арбитражного суда, оставленное без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда и определением Северо-Кавказского арбитражного суда.

При рассмотрении аргументации кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов оснований для направления жалобы на рассмотрение в судебное заседание Судебной палаты по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не обнаружено. принадлежность ответчику не представляет угрозы для жизни или здоровья граждан, риск повреждения или разрушения нежилых помещений предприятия, соответствует разрешительной, градостроительной, строительной, пожарной и санитарной документации. строительный беспредел, Истец не представил доказательств противоправности действий ответчика по месту нахождения рассматриваемого объекта, нарушения прав и законных интересов истца.

К аналогичному выводу пришел и Верховный Суд Российской Федерации в решении от 15 апреля 2015 г. по делу №: судебное разбирательство, нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов суда материалам и фактическим обстоятельствам дела. дело. Суды установили, что ООО «Славянский рынок» является совладельцем нежилого помещения с двумя сараями.

Оцените статью
Добавить комментарий