Станислав Воскресенский: Налоговые мифы
|
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
Станислав Воскресенский: Налоговые мифы
|
Редакция |
6.2.2007, 15:18
Сообщение
#1
|
Группа: Участник съезда Сообщений: 21 Регистрация: 30.1.2007 Пользователь №: 12 |
В этом году впервые в новейшей истории России будет принят бюджет не на один, а сразу на три года вперед. В правительстве Российской Федерации уже развернулась дискуссия о том, какие налоговые инициативы должны быть реализованы в этот период. В ее ходе стало очевидно, что, для того чтобы принять действительно полезные для экономики решения, необходимо разрушить целый ряд мифов о национальной налоговой системе.
Миф первый: в России низкие налоги. Вопрос в том, по сравнению с какими странами. Возьмем для примера несколько государств, которые показывают в последние годы по-настоящему высокие темпы экономического роста: Китай (ежегодный рост ВВП — свыше 10 процентов): НДС — 17 процентов и 13 процентов, налог на имущество — 1,2 процента, налог на прибыль для новых инвестиций — 0 процентов в первые два года и 16,5 процента в последующие три года; Казахстан (рост — около 9 процентов): НДС — 15 процентов (с 2009 г. снижается до 12 процентов), социальный налог — максимум 13 процентов, подоходный налог — 10 процентов; Вьетнам (рост — около 8 процентов): НДС — 10 процентов (базовая ставка), налог на прибыль — 28 процентов с возможностью понижения до 14 процентов и полного освобождения; Россия (рост — около 7 процентов): НДС — 18 процентов, социальный налог — максимум 26 процентов, налог на прибыль — 24 процентов, подоходный — 13 процентов. То есть в странах, экономика которых быстро растет, ставки налогов либо такие же, либо существенно ниже, чем в России. Можно, напротив, сравнить нас с Евросоюзом. Не будем сейчас углубляться в историю, в то, что в этих странах налоговая система формировалась веками, процедуры налогового администрирования отточены, да и начинали они отнюдь не с высоких ставок. Забудем на минуту и о том, что в том числе благодаря сложной и обременительной системе налогообложения европейская экономика показывает не самые лучшие результаты. Посмотрим на ставки. Они действительно высоки. Но это номинальные ставки, а в европейских государствах важны не столько они, сколько порядок исчисления налога: например, в ряде стран не облагается налогами деятельность за рубежом, действуют пониженные ставки для малого бизнеса и др. Немаловажно и другое. В развитых странах почти удалось обеспечить нейтральность налогов по отношению к бизнесу: то есть сам по себе порядок их уплаты негативно не сказывается на ведении предпринимательской деятельности. В Великобритании НДС возмещается не позднее 30 дней после подачи. В России, где проблем с возмещением НДС не счесть, этим налогом по-прежнему облагаются еще и авансы, поэтому реальная его ставка с учетом стоимости отвлекаемого капитала не 18 процентов, а выше. Миф второй: в России низкая налоговая культура, и люди не платят налоги, если есть такая возможность Налоги не платят целые секторы, а не отдельные налогоплательщики. Сектор IT-услуг не в состоянии платить по нынешним ставкам ЕСН, импортеры массово уклоняются от уплаты НДС на таможне, малый производственный (не торговый) бизнес пытается не платить никаких налогов. Готовы ли мы утверждать, что все, занятые в этих секторах, — просто преступники, не желающие исполнять обязательства перед государством? Сначала следует вспомнить, как формировалась культура уплаты налогов в последнее десятилетие. В 1990-х гг. страну «учили» платить налоги по следующим ставкам: НДС — 20 процентов, налог на прибыль — 35 процентов (а поскольку перечень затрат был ограничен, то эффективная ставка была гораздо выше), налог с оборота — 4 процента, подоходный налог — 35 процентов, социальные выплаты — 43 процента. Плюс до 1996 г. существовал 35 процентный налог на превышение фонда оплаты труда, что окончательно загнало в тень доходы граждан. Большинство не платило и остальные налоги, и весь смысл налоговой оптимизации в это время сводился к простому уклонению от платежей. Именно тогда были заложены основные принципы работы российской экономики, и представление о том, что неуплата налогов — это нормально, стало одним из них. Исключительно из-за того, что «обучение» рыночным правилам проводили на таких высоких ставках, выдержать которые экономика была не в состоянии. Да и до сих пор для некоторых отраслей нагрузка задана непосильная. Поэтому правильный ответ таков: налоги не платят, потому что по-прежнему не в состоянии и потому что так «научили» реформами 1990-х. Миф третий: ЕСН был радикально снижен, а к ожидаемой легализации зарплат это не привело Максимальная ставка ЕСН была снижена с 35,6 процента до 26 процентов с 1 января 2005 г. В тех секторах, где доля фонда оплаты труда в затратах невелика, налог и до снижения, как правило, уплачивался, поскольку существенно не влиял на финансовые результаты. К тому же разговор прежде всего о крупных промышленных предприятиях, а выстраивать налоговые схемы на производстве с 10 000 человек проблематично чисто с управленческой точки зрения. А что же в отраслях с высокой добавленной стоимостью? Действительно, в отношении средней зарплаты (в то время — 8500 руб. в месяц) ставка снизилась на 9,6 процента. Но в отношении зарплаты уже, например, в 15 000 руб. в месяц ставка изменилась всего на 2,7 процента, для зарплаты в 20 000 руб. — на 0,5 процента. Вряд ли такое незначительное изменение могло способствовать выводу зарплат из тени. Поэтому реализованное решение по ЕСН в принципе не могло привести к легализации. И не привело, что подтверждено данными статистики: поступления в 2005 г. снизились настолько же, насколько была снижена ставка. Миф четвертый: НДС в России — нейтральный по отношению к экономике налог, есть отдельные мелкие недостатки, но они исправимы Общие недостатки российского НДС известны: сложности с возмещением, мошенничество, сложность администрирования. Кроме того, в России этот налог не нейтрален, поскольку по-прежнему существуют временные разрывы между начислением НДС у продавца товара и принятием его к вычету у покупателя. Эти разрывы вызваны не только несвоевременным возмещением налога. В России в отличие от того же Евросоюза до сих пор не принимается к вычету НДС по выданным авансам. Этот недостаток в свое время не стали исправлять из-за справедливых опасений роста количества махинаций. Хотя и в Европе сталкиваются с проблемами мошенничества при возмещении НДС. И никаких эффективных решений ни там, ни у нас пока нет. Германия в 2005 г. объявила, что из-за схем, связанных с возмещением НДС, бюджет теряет около 17 млрд евро (порядка 1 процента от ВВП). Есть и недостатки, присущие самому налогу, а не вызванные практикой его применения. Фактически объектами этого налога являются прибыль и затраты на труд. Поэтому там, где высока доля расходов на труд, наличие НДС с высокой ставкой — дополнительный стимул платить зарплату в конверте либо фактор, снижающий конкурентоспособность. Кроме того, в рамках концепции взимания НДС в стране потребления товара в тех государствах, где этот налог есть, его возмещают экспортерам в части, уплаченной ими национальным поставщикам. Учитывая товарную структуру российского экспорта, это означает, что указанные суммы в экономике перераспределяются из обрабатывающих отраслей в пользу добывающих. Миф пятый: вместо того чтобы уменьшать общие издержки в экономике, предлагается снижать налоги, потому что это самое простое Снижать налоги — действительно самое простое. Но использование именно этого инструмента практически сразу дает эффект. В российских условиях это особенно важно. Другие, более важные реформы осуществляются на фоне демонтажа старой системы управления и институтов и построения нового общества на основе базовых принципов демократии и рыночной экономики. В этих условиях положительный эффект в экономике от институциональных преобразований объективно отложен во времени. Заключение В прошлом послании Федеральному собранию президент обозначил приоритетные отрасли развития. Это современная энергетика, коммуникации, космос, авиастроение, интеллектуальные услуги — т. е. высокотехнологичные сферы. Избавившись от мифов, надо честно ответить на вопрос, не препятствует ли налоговая система развитию этих отраслей и экономики вообще. И если препятствует, то устранить эти препятствия, а значит, принять решения как минимум в двух областях, уже долгое время нуждающихся в реформах, — это система взимания косвенных налогов, прежде всего НДС, а также размер и порядок исчисления налогов на фонд оплаты труда. Станислав Воскресенский, референт экспертного управления президента Российской Федерации «Ведомости», 6 февраля 2007 года |
|
|
Гость |
1.3.2007, 19:16
Сообщение
#2
|
Гость |
А почему нельзя вообще отказаться от НДС?
В США его нет. Нечего и возмещать! Интересно, сколько за год государство получает и сколько возмещает? И сколько стоит обслуживание НДС? Имеется в виду расходы на соответствующие службы, сколльок на это администрирование уходит бумаги (думаю, что десятки тысяч тонн, а соответственно и леса). А вот например сложности при возмещении НДС мешают нашим предприятиям выходить и завоевывать рынки соседних государств, например Украины. В результате, там обосновываются западные товары. А наши ограничены только российским рынком. Может если все правильно посчитать, то имеет смысл отказаться от НДС, как в США, и ввести налог с продаж... Небольшой, процентов 4-5, но по мере роста сетвой розницы, его собираемость будет только расти. поскольку взимается он с каждого кассового аппарата! Зато, все наши даже очень мелкие производители смогут легко и непринужденно выходит на рынки зарубежных стран. Пусть понемногу, пусть по-чуть-чуть, но курочка по-зернышку... И рабоче места в России... |
|
|
Редакция |
2.3.2007, 8:35
Сообщение
#3
|
Группа: Участник съезда Сообщений: 21 Регистрация: 30.1.2007 Пользователь №: 12 |
Согласно пессимистическому прогнозу ФНС России, объем поступлений НДС на товары, реализуемые на территории РФ, в 2007 году может составить 982,6 млрд. рублей (3,15 процента ВВП), в то время как в федеральном бюджете заложена сумма 1378,7 млрд. рублей (4,42 процента ВВП). Об этом говорится в материалах к заседанию правительства РФ 02 марта.
В ведомстве отмечают, что динамика поступлений НДС в бюджет России в 2004 -2006 годах имела тенденцию к спаду. Основными причинами подобных изменений стали нововведения в налоговом законодательстве, принятые в эти годы. А именно: снижение базовой ставки НДС до 18 процентов; введение для всех налогоплательщиков единого момента определения налоговой базы; исключение факта уплаты налога в качестве необходимого условия для применения налоговых вычетов; освобождение от налогообложения авансов, полученных при осуществлении экспортных поставок. Кроме того, увеличение размера выручки для освобождения организации от исполнения обязанностей налогоплательщика с 1 до 2 млн. рублей без учета НДС. |
|
|
Игорь |
2.3.2007, 10:23
Сообщение
#4
|
Гость |
Цитата(Гость @ 1.3.2007, 19:16)
А почему нельзя вообще отказаться от НДС? В США его нет. Нечего и возмещать! Может если все правильно посчитать, то имеет смысл отказаться от НДС, как в США, и ввести налог с продаж... НДС составляет самую большую долю налоговых поступлений консолидированного бюджета. Т.к. плательщиками НДС являются все организации, осуществляющие коммерческую деятельность, в то время как налог с продаж платится со стоимости товаров (работ, услуг), которые реализуются за наличный расчет. (!!!) Организации и индивидуальные предприниматели обязаны платить налог только если товары реализуются физическим лицам. Большинство стран мира выбирают один из двух налогов. В России собираемость налога с продаж (действовала ставка 5%) была очень низкой, поэтому его в конечном итоге решили отменить. С 1 января 2004 года этот налог не действует. |
|
|
Пайдиев Леонид Евгеньевич |
6.3.2007, 8:04
Сообщение
#5
|
Гость |
Что можно сказать?
Констатация сложившегося положения в статье абсолютно верна. Надо добавить ещё один аргумент: собираемость НДС неуклонно снижается не только в России, но и за рубежом. В Великобритании, где бизнес защищён независимым судом, собираемость в разы меньше. И чем более развита финансовые отношения, чем бо-лее экономические агенты могут пользоваться услугами международной финансовой сис-темы, тем ниже собираемость этого налога. Большинство российских компаний среднего размера ещё вначале этого пути. Так что основное падение доходов ещё впереди. Но как искать из выход из сложившегося положения? Трудностей на пути очень много: Первое. В этот тупик Россия попала не сама, её загоняли с упорством достойным лучшего применения. Критическая аргументация, изложенная в статье, известна, как ми-нимум с 1992 года. Она неоднократно озвучивалась в Федеральном Собрании. Но созда-тели системы по-прежнему занимают ключевые должности во Власти (в Минфине и Банке России и т.п.). Они не могут признать порочность своей политики! Второе. Ключевое фактор приводят сам автор статьи. Цитата
«Кроме того, в рамках концепции взимания НДС в стране потребления товара в тех государствах, где этот налог есть, его возмещают экспортерам в части, уплаченной ими национальным поставщикам. Учитывая товарную структуру российского экспорта, это означает, что указанные суммы в экономике перераспределяются из обрабатывающих от-раслей в пользу добывающих».
Да, существующая налоговая система выгодна компаниям экспортёрам сырья, пре-жде всего из ТЭК, при этом она угнетает отрасли с высоким уровнем добавленной стои-мости. Но обрабатывающая промышленность и сфера услуг в России слабы, а нефтяники сильны. Они не допускали и не допустят реформы налоговой системы. Третье. Спасти НДС можно лишь введением системы спецсчетов. Точнее затормозить про-цесс падения собираемости. Но его опять её же не пропустит сырьевое лобби, все крупные фирмы, которые вынесли свои расчёты за пределы России. Четвёртое. А чем же заменить НДС и ЕСН? Самое сложное в налоговой реформе – переходный период, когда доходы неизбеж-но снижаются. Например, предлагается перейти к налогам с продаж. Увы, в России сложился классический «Базар» исламских стран, - система диких рынков и криминального бизне-са. Налог с продаж немедленно убъёт все современные формы торговли (супермаркеты. оптовые фирмы0 и торговля всем и вся пойдёт через сеть «Базара». Не только автомаши-ны или продовольствие, но и станки. Надо разрушить Базар. Иначе кассовых автоматов не станет, как явления. (Пример казино «Кристалл», напротив НС ЦАО, - ни одного зарегистрированного игрового стола). Система расчётов в России всё более уходит за пределы России. Значительная часть товарных потоков, сделок, просто не регистрируется в России. Такая система расчё-тов требует большого объёма наличности. Для покрытия неизбежных разрывов в расчё-тах. Надо вернуть расчёты в Россию, иначе, если это процесс продолжится, единствен-ным реальным налогом будет налог на недвижимость. С уважением, Леонид Евгеньевич Пайдиев, эксперт Фонда «Открытая экономика» |
|
|
Борис Титов |
21.3.2007, 8:08
Сообщение
#6
|
Группа: Участник съезда Сообщений: 3 Регистрация: 9.2.2007 Из: Москва Пользователь №: 30 |
Сегодня 60% всех затрат в налоговой сфере приходится на администрирование НДС, 80% всех разбирательств в арбитражных судах тоже связано со спорами по начислению НДС. Миллионы бухгалтеров ежедневно считают НДС. Это самый сложный налог. Его смысл – стимулирование экспорта.
Его замороченность легко проследить. Взять, к примеру, производство биноклей. На начальном уровне получаем: стоимость стекла плюс НДС. Потом идет шлифовка, она передается формулой: другая цена плюс НДС. И этот НДС уже возвращается производителю. На конечном этапе приплюсовывается уже три НДС. А тот, кто отправляет товар на экспорт, имеет право вернуть себе все три НДС. Это правильно для стимуляции машино-технического экспорта. Но у нас экспорт пока сырьевой, а на поддержание системы функционирования НДС сейчас тратятся огромные средства. Мы предлагаем уйти от НДС к налогу с продаж. На промежуточных этапах ничего платить не придется, а перед продажей – добавить к биноклю 10%. Эти 10% будут платить продавцы. Они включат их в конечную цену. Из интервью газете "Взгляд" от 21 марта 2007 г. |
|
|
Текстовая версия | Сейчас: 20.10.2007, 20:07 |
|