Саморегулирование в автотранспортной деятельности
|
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
Саморегулирование в автотранспортной деятельности
|
Станислав Швагерус |
31.1.2007, 11:53
Сообщение
#1
|
Группа: Участник съезда Сообщений: 9 Регистрация: 31.1.2007 Из: Москва Пользователь №: 13 |
Одна из современных мировых тенденций постиндустриального общества – это интенсивное формирование единого транспортного комплекса на основе использования преимуществ территориально-географического расположения и ресурсного потенциала государства, а также комплексное его обслуживание.
Единый транспортный комплекс предполагает и единые унифицированные правила функционирования всех составляющих такого комплекса, в том числе и автомобильного транспорта. Что наблюдается в Евросоюзе, а также в тех странах, которые желают в него вступить. Россия тоже стремится как можно более полно интегрироваться в мировую экономическую систему, в том числе и в транспортный комплекс, используя свое выгодное географическое положение, как связующее звено между Европой и Азией. Но для осуществления этой цели необходимо, кроме всего прочего, чтобы транспорт и транспортная инфраструктура страны соответствовали европейским и мировым требованиям и стандартам. И если в Европе сложилась определенная система правил и порядка работы транспортных компаний на рынке автотранспортных услуг, то в нашей стране никаких цивилизованных правил игры на этом рынке не существует. У нас же действует принцип: «рынок сам все расставит по своим местам». Но в таких условиях ни о какой интеграции речь идти не может. Если не создать законодательно установленных правил автотранспортной деятельности, то при вступлении страны в ВТО и интеграции в мировую транспортную систему российские автотранспортные компании просто будут замещены высокоорганизованными европейскими компаниями, так как наши российские автотранспортники будут не в состоянии внедрять передовые инновационные технологии и обновлять свой парк современными транспортными средствами, и, следовательно, не смогут стать конкурентоспособными. Многие авторитетные деятели автотранспортной отрасли приводят высказывания западных специалистов, утверждающих, что перевозки это слишком важная часть процесса распределения товаров, чтобы позволить их государственное регулирование. Но при этом забывается, что там имеется мощный устоявшийся фундамент – законодательная и конституционная база. Автомобильный транспорт является важнейшим элементом транспортной системы России. Стратегическая цель автотранспортной отрасли – полное и качественное удовлетворение потребности в грузоперевозках всех секторов экономики, повышение подвижности населения, обеспечение безопасности пассажирских и грузовых перевозок, а также поддержание транспортной безопасности страны в целом. В автотранспортной отрасли (внутренние российские перевозки грузов) сложилась парадоксальная ситуация, характеризуемая следующими показателями: 1.На долю автомобильного транспорта приходится 80 процентов общего объема перевозок грузов (без трубопроводного). Вклад автомобильных перевозок в производство ВВП составил 7 процентов. Но при этом рентабельность грузовых перевозок автомобильным транспортом в 2005 году достигла всего 0,4 процента, тогда как в среднем по всем видам экономической деятельности рентабельность составляет 14 процентов. 2. Грузовым автомобильным транспортом всех отраслей перевезено 6,68 млрд тонн грузов. При этом доля коммерческих перевозок составила 24,1 процента (1,62 млрд тонн). Общий парк грузовых автомобилей составляет 4,5 млн единиц, из них 2,2 млн единиц принадлежат предприятиям различных ведомств для собственных нужд, т.е. перевозки не за плату (перевезено 5,01 млрд тонн, или 75 процентов); 2,21 млн единиц находятся в индивидуальной собственности граждан (перевезено 1,62 млрд тонн, или 24,1 процента по официальной статистике); 55 тысяч единиц приходятся на предприятия отрасли «Автомобильный транспорт (перевезено 580 млн тонн, или 0,9 процента). 3. Пассажирским автомобильным транспортом (автобусами) перевезено 15,636 млрд человек, или 53 процента от общего объема (доля железнодорожного транспорта составляет всего 4 процента, или 1,3 млрд человек). При этом пассажирские перевозки продолжают оставаться убыточными. 4. Налоговые поступления в бюджетную систему РФ в 2005 году от всех видов транспорта, включая трубопроводный, составили 221 млрд рублей. Основной объем налоговых поступлений получен от деятельности железнодорожного транспорта – 81,4 млрд рублей. Конкретных же данных о налоговых поступлениях от автомобильного транспорта нет. При этом, по экспертным расчетам, теневой оборот автомобильных грузовых перевозок оценивается в примерно в 90 млрд долларов (2,4 трлн рублей). 5. Безопасность на автомобильном транспорте достигла уже такого состояния, что стала проблемой государственного уровня и требует принятия экстраординарных мер. Кроме проблем обеспечения безопасности дорожного движения в современных условиях обострилась проблема антитеррористической безопасности транспорта. Однако внедрение в автотранспортную отрасль передовых технологий, позволяющих повысить эффективность работы автотранспорта и его безопасность, не представляется возможным или по разным причинам тормозится. 6. При всей важности автомобильного транспорта для экономики и социальной сферы автотранспортная отрасль является единственной отраслью, которая опирается на устаревшую законодательную базу. Так, например, основной закон автотранспортной отрасли - Устав автомобильного транспорта, принятый в еще в 1969 году, - не только морально устарел, но и просто не соответствует сложившимся в России новым экономическим отношениям. Проект нового устава разрабатывался более 10 лет, и хотя к настоящему времени он внесен правительством России в Госдуму, устав - это не тот документ, который должен исчерпывающим образом решить все вопросы. Следует констатировать, что за последние годы правовой вакуум и отсутствие эффективного регулирования автотранспортной отрасли привели практически к полной анархии на рынке внутрироссийских грузовых автомобильных перевозок. 7. Характерным примером является отмена лицензирования практически всех видов автотранспортной деятельности, кроме пассажирских перевозок в коммерческих целях без одновременного внедрения альтернативных способов регулирования. Таким образом, рынок автотранспортных услуг неконтролируемо заполнился огромным количеством автоперевозчиков, которые не соблюдают и не обеспечивают элементарные условия по безопасности дорожного движения, экологической безопасности, не платят налогов, так как для осуществления этого вида деятельности сегодня достаточно иметь лишь водительское удостоверение и автомобиль. Такое положение привело к распаду крупных, технологически эффективных автотранспортных предприятий и передислокации большинства хозяйствующих субъектов в «теневой бизнес», разрушению системы учета и контроля автотранспортной деятельности. При этом органы государственной исполнительной власти в сфере транспорта ничего конкретного и реального по выправлению такой ситуации не предлагают, кроме общих размытых и ни к чему не обязывающих формулировок. Так, например, в Минтрансе на основе Транспортной стратегии разработана система стратегических целей и тактических задач: • развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры; • повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения; • повышение конкурентоспособности транспортной системы и реализация транзитного потенциала страны; • повышение комплексной безопасности транспортной системы; • улучшение инвестиционного климата и развитие рыночных отношений в транспортном комплексе. Из объявленных целей только в пятой уделяется внимание развитию рынка транспортных услуг. Как же министерство планирует реализовывать эту цель - с помощью дальнейших структурных преобразований, цель которых – создание цивилизованного рынка транспортных услуг, основанного на конкуренции независимых операторов, привлекательного для инвесторов и предпринимателей. На сегодняшний день нет четкого понимания, как создать цивилизованный рынок автотранспортных услуг. Общие фразы: создание рынка, основанного на конкуренции независимых операторов, и привлекательного для инвесторов и предпринимателей. Но, во-первых, нигде нет четкого определения «оператор транспортных услуг», «транспортный оператор» и т.п. То есть, не определено и, естественно, законодательно не закреплено, кто и как может быть таким оператором. В проекте нового Устава автомобильного транспорта также нет такого понятия. Ни в одном документе, разрабатываемым сегодня, нет упоминания о полномочиях и механизмах надзора за осуществлением автотранспортной деятельности и порядке учета хозяйствующих субъектов. Фактически оказанием услуг автотранспортной деятельности можно заниматься, не регистрируясь не только как юридическое лицо, но даже в качестве индивидуального предпринимателя, что уводит в «тень» большую часть этого бизнеса. Такие «серые» участники автотранспортного рынка не платят никаких налогов и не несут многих других расходов, связанных с организацией бизнеса, что, соответственно, ставит их в более выгодные условия по сравнению с законопослушными участниками рынка. Эффективность использования автомобилей – задача транспортной компании. В этом вопросе не надо государству прикладывать усилия, т.к. бизнес сам очень хорошо умеет считать деньги, а если этого он не будет делать, то быстро разорится. И в этом случае никакие меры государства ему не помогут. Почему многие компании (организации, предприятия и т.п.) имеют свой собственный автотранспорт, т.е. осуществляют перевозки грузов в собственных интересах? И почему государство в этом случае считает транспорт и перевозки неэффективными? Ответ на первый вопрос как раз и подтверждает, что организации умеют считать деньги: так как в современных условиях уровень надежности и качества предоставляемых услуг большинства автотранспортных компаний крайне низкий. Убытки от использования таких компаний превышают расходы на содержание собственного транспорта. Поэтому эффективнее использовать собственный транспорт. И это ответ на второй вопрос. Еще одним из направлений структурных преобразований является формирование структуры парка транспортных средств. По данным Минтранса необходимость обновления грузового парка транспортных средств тесно связана с несоответствием его сложившемуся к настоящему времени потребительскому спросу на рынке транспортных услуг. Фактическая доля бортовых автомобилей составляет 27,5 процента, превышая рациональную долю примерно в 3 раза. В то же время количество грузовых автотранспортных средств со специализированными кузовами («рефрижераторы», «цистерны») явно недостаточно для более качественного обслуживания потребителей транспортных услуг. В парке преобладают среднетоннажные автомобили и недостаточно большегрузных автомобилей и автопоездов. Доля в грузовом парке крупных и средних предприятий отрасли автомобилей грузоподъемностью до 3 тонн и большегрузных автомобилей (свыше 15 тонн) составляет, соответственно, 7,6 процента и 12,8 процента, что явно не соответствует потребности. Опять же кто и как определил эту потребность? Здесь закладывается противоречие: в крупных городах, особенно таких как Москва и Петербург, всячески ограничивается движение крупнотоннажного транспорта и тем самым поощряется увеличение количества малотоннажных автомобилей. Кроме того, потребность в специальных автомобилях (цистернах, рефрижераторах и пр.) определяет сам рынок. Например, в настоящее время с все увеличивающимися объемами продаж легковых автомобилей в России возрос спрос на специальные автомобили, перевозящие легковые машины. Это так называемые «автовозы». По оценкам экспертов, их дефицит превышает 1200 единиц. И можно быть уверенным, что бизнес справится с решением этой задачи и без вмешательства государственных структур. Из вышеизложенного вытекает тезис о необходимости самого активного участия государства в решение проблем автотранспортников, т.е. речь идет о регулировании рынка автомобильных перевозок путем создания механизмов допуска хозяйствующих субъектов к автотранспортной деятельности, исходя из общепризнанных международных критериев профессиональной компетенции, правовой репутации, финансовой состоятельности, технологической готовности и исполнительской дисциплины. И здесь главное, чтобы был соблюден баланс интересов государства и предпринимателей. Имеется одно решение – создание государством таких правил участия на рынке автоперевозок, которые ставили бы в равные условия всех участников рынка – государственные предприятия и частные компании, крупные и мелкие юридические лица и индивидуальных предпринимателей. Центральным местом в такой системе должно стать наличие установленного документа, который будет подтверждать право и способность работать на рынке автотранспортных услуг. Но чтобы иметь такой документ, каждому участнику рынка нужно будет соответствовать определенным требованиям. Есть два цивилизованных направления реализации этого решения: законодательное и экономическое. Законодательное направление – создание современной нормативно-правовой базы функционирования автотранспортной деятельности. Экономическое направление – создание приемлемых условий кредитования и налогообложения, а также повышение конкурентоспособности российских автоперевозчиков методом создания современных стандартов и правил профессиональной деятельности путем объединения автотранспортных предприятий в саморегулируемые организации. В государственной политике и, в частности, в транспортной стратегии Минтранса России, одной из наиболее актуальных тем становится политика развития государственно-частного партнерства (ГЧП). Основная идеология такого партнерства государства и бизнеса заключается в привлечении частных инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры, что в принципе является задачей государства. Выделяются три главных направления ГЧП: • концессии в сфере платных дорог; • стимулирование инвестиционной активности самих транспортных предприятий; • привлечение грузоотправителей или пользователей инфраструктуры в проекты по модернизации отдельных ее объектов. Но мы видим еще один, и очень важный, аспект государственно-частного партнерства – это привлечение бизнеса для создания современного цивилизованного рынка автотранспортных услуг; формирования нормативно-правовой базы автотранспортной деятельности; привлечения объединений автотранспортников для регулирования рынка автотранспортных услуг. И в этом направлении центральное место должны будут играть объединения автомобильных перевозчиков, как правило, на правах саморегулируемых организаций автотранспортной отрасли. В регионах уже идет процесс объединения перевозчиков в некоммерческие партнерства, создание альянсов союзов и пулов. Однако введение саморегулирования упирается в отсутствие федерального закона «О саморегулируемых организациях». Сегодня необходимо инициировать разработку и последующее принятие ФЗ «Об автотранспортной деятельности», который должен касаться всех аспектов деятельности отрасли: взаимоотношения между государством и перевозчиками; правил ведения автотранспортного бизнеса; государственного надзора, механизма допуска на рынок, деятельности саморегулируемых организаций в автотранспортной отрасли. Неоправданно мало внимания уделяется сертификации на транспорте, несмотря на наличие с 2001 года системы добровольной сертификации на автомобильном транспорте Минтранса (ДС АТ). Сертификация перевозок грузов автомобильным транспортом может и должна стать альтернативой лицензированию. Для того чтобы сертификат стал настоящим конкурентным преимуществом для перевозчика, документом подтверждающим допуск на рынок, необходима серьезная поддержка органов исполнительной власти. Развитие сети сертификационных центров - это как раз задача саморегулируемых организаций. Очень серьезно стоит вопрос неудовлетворенного спроса на специалистов рабочих профессий. К сожалению, передача ведомственных учебных организаций, в частности - техникумов, от Минтранса в Минобразования не улучшила, а скорее ухудшила ситуацию. Раньше требуемая направленность подготовки кадров финансировалась за счет отрасли, контроль за содержанием учебных программ и качеством их реализации также осуществлялся отраслевым министерством. Новая система управления учебным процессом пока не отлажена. Организация региональных учебных центров - одно из основных направлений деятельности саморегулируемых организаций в автотранспортной отрасли. В концепции деятельности саморегулируемых организаций заложен и механизм привлечения инвестиций автотранспортных предприятий в развитие транспортной инфраструктуры. Инновационное развитие автотранспортных предприятий невозможно без применения современных информационных технологий, повышающих безопасность на транспорте и снижающих себестоимость перевозок. В первую очередь речь идет о современных системах телематики и мониторинга автомобильного транспорта. Эффективность применения спутниковых систем доказана и проверенна на практике. Существует и нормативно-правовая база для их внедрения. Так, постановлением правительства РФ от 09.06.05г. №365 «Об оснащении космических, транспортных средств, а также средств, предназначенных для выполнения геодезических и кадастровых работ, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS» определено, что оснащению аппаратурой спутниковой навигации подлежат (в том числе) автомобильные транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, специальных и опасных грузов, виды которых определяются федеральными органами исполнительной власти в пределах своей сферы деятельности. Оснащению подлежат автотранспортные средства, вводимые в эксплуатацию начиная с 1 января 2006 года. Однако меры по реализации этого постановления в автотранспортной отрасли не определены и, соответственно, не осуществляются. Между тем это реальный механизм повышения конкурентоспособности отечественных перевозчиков и эффективный инструмент государственного надзора. Создание навигационно-информационных центров вполне под силу региональным саморегулируемым организациям. Конечно, работа предстоит серьезная и долгая, и быстрых результатов мы не получим. Но создание современной, эффективной, соответствующей мировым стандартам и правилам транспортной отрасли в России другим путем невозможно. Автор - генеральный директор Саморегулируемой ассоциации автомобильных перевозчиков |
|
|
Станислав Швагерус |
6.2.2009, 13:28
Сообщение
#2
|
Группа: Участник съезда Сообщений: 9 Регистрация: 31.1.2007 Из: Москва Пользователь №: 13 |
Пояснительная записка к проекту федерального закона № 157002-5
«О внесении изменений в отдельные федеральные законы в связи с установлением института саморегулируемых организаций перевозчиков» Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с установлением института саморегулируемых организаций перевозчиков" обеспечивает реализацию перехода к эффективному сочетанию государственного регулирования экономики с саморегулированием субъектов экономической деятельности в автотранспортной отрасли. Такой переход является назревшей объективной необходимостью в связи с нарастанием целого комплекса социально-экономических проблем в деятельности по осуществлению перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом. Автотранспортный рынок России в стоимостном выражении является одним из самых ёмких по сравнению с другими отраслями экономики и по официальным оценкам составляет порядка 3 трлн.800 млрд. руб. в год. Однако отмена лицензирования в 2005 году перевозок автомобильным транспортом, без введения альтернативных методов регулирования, привело к хаотичному развитию рынка автотранспортных услуг и фактически привело к разрушению, как системы регулирования, так и системы управления автотранспортным комплексом: 1) Одним из основных факторов, влияющим на уровень организованности рынка и определяющим структуру субъектов рынка, в мировой практике является система допуска на рынок транспортных операторов. Деятельность по осуществлению перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом характеризуется тесной взаимосвязью уровня организованности рынка и возможности обеспечения требований безопасности дорожного движения. Нормативные документы по лицензированию включали в себя требования по обеспечению безопасности движения и устанавливали необходимость контроля выполнения этих требований. В то же время нормативные документы по обеспечению безопасности движения при оказании автотранспортных услуг, в свою очередь, связаны с системой лицензирования. Поскольку лицензирование не проводится, перевозчики не обязаны выполнять требования Федеральных законов и отраслевых нормативно – правовых актов, иметь соответствующую квалификацию специалистов, обеспечивать техническое состояние транспортных средств, в частности их проверку перед выходом на линию, выполнять все требования по соблюдению режима труда и отдыха водителей, повышению их квалификации. 2) Число субъектов предпринимательской деятельности по экспертным оценкам достигло одного миллиона, официальный отраслевой учет не ведется с 2005 года. Большое количество грузовладельцев, помноженное на большое количество перевозчиков, дает в итоге картину идеальной конкуренции и либерализованного рынка, однако легкость и низкая стоимость выхода на рынок за счет массового предложения кредитных и лизинговых схем, сделала его доступным практически для любого непрофессионала. При этом по экспертным оценкам, более 80% оборота рынка автотранспортных услуг находится в тени. Недобросовестная конкуренция и демпинг за счет пренебрежения требованиями обеспечения безопасности дорожного движения и износа подвижного состава достигли критических пределов. Фактически цена перевозки сегодня - это цена на топливо. При легком доступе на рынок и фактическом отсутствии системы контроля, учета и управления, у многих участников рынка отсутствует мотивация к совершенствованию бизнес-модели. 70% парка подвижного состава физически и морально устарело и не отвечают современным технологическим и экологическим требованиям. При этом количество автотранспортных средств, используемых в коммерческих целях, в 2008 году перевалило за 6 000 000 единиц. Практически полностью отсутствует практика страхования ответственности автоперевозчика. Катастрофически упал уровень профессиональной подготовки. 3) На сегодняшний день лицензированию подлежит только деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя). Под контролем Ространснадзора находятся 78 000 лицензиантов, общей численностью 360 000 транспортных средств, или всего 15% от общей численности автобусов, зарегистрированных в Российской Федерации. При перевозке пассажиров автотранспортное предприятие (автоперевозчик) не несет полной гарантированной ответственности за жизнь и здоровье пассажиров в процессе перевозки, кроме случаев вины самого автоперевозчика. Действующим законодательством установлена лишь такая обязанность перевозчика по отношению к пассажиру, как обязанность перевезти пассажира в пункт назначения в определенный срок. А ответственность автоперевозчика в виде штрафа установлена за задержку отправления пассажира и (или) опоздание прибытия в пункт назначения. Ответственность же перевозчика за причинение вреда жизни и здоровью пассажира определяется на основании общих положений гражданского законодательства об обязательствах вследствие причинения вреда, как юридического лица, а не перевозчика, т.е. специальная ответственность перевозчика, как самостоятельного субъекта правоотношений, за жизнь и здоровье пассажира законодательством не установлена. Действующая система лицензирования не обеспечивает экономическую защиту жизни пассажиров при автомобильных перевозках. Ликвидация этого пробела при осуществлении автомобильных перевозок может достигаться сейчас или введением обязательного страхования пассажиров от несчастных случаев при перевозке, либо введением материальной ответственности перевозчика через обязательное членство в саморегулируемой организации. Инновационное развитие предъявляет высокие требования к стандартам ведения бизнеса, его гибкости, адаптивности. Соответственно должна измениться и вся система государственного регулирования автотранспортной деятельности. Она должна минимально стеснять рыночные отношения, но обеспечивать при этом безопасность транспортной услуги, предоставлять большую свободу предпринимательству, одновременно увеличивая ответственность за недобросовестное поведение. Саморегулирование создает более эффективную систему контроля за выполнением стандартов и правил всеми участниками рынка автотранспортных услуг, чем сохранение института частичного лицензирования, потому что саморегулируемая организация материально отвечает перед потребителем транспортной услуги и государством. В связи с этим, законопроектом предложена модель эффективного сочетания государственного регулирования экономики с саморегулированием субъектов экономической деятельности и критерии, которым должен соответствовать участник деятельности по перевозке пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом, чтобы сделать автотранспортных услуг рынок прозрачным и понятным для потребителей, очистить его от ненадлежащих и недобросовестных участников и в первую очередь ввести четкую схему ответственности участников рынка перед любыми третьими лицами. Предложенная модель регулирования соответствует международному законодательству и практике, саморегулируемые организации перевозчиков вырабатывают и внедряют отраслевые стандарты взаимодействия, в конечном итоге ведущие к уменьшению отраслевых транзакционных и производственных издержек. В автотранспортном комплексе имеется значительное количество некоммерческих организаций, уже объединяющих субъектов предпринимательской деятельности, в том числе и с целью саморегулирования, активно идет процесс объединения малого бизнеса для решения экономических проблем, нормирования конкуренции и правовой защиты. Именно саморегулирование заставит автомобильный транспорт подстроиться под условия нормального бизнеса в других отраслях и воссоздать систему управления отрасли. Установление твердых правил на рынке повлечет за собой приток инвестиций в отрасль, а внедрение стандартов деятельности-развитие современных, инновационных технологий управления, развитие логистических технологий, обновление подвижного состава, цивилизованных форм страховой защиты перевозчиков и потребителей автотранспортных услуг, повышению профессиональной подготовки. Закрепление правил и стандартов деятельности и контроль за их соблюдением, позволит банковскому сообществу минимизировать риски при выдаче кредитов членам саморегулируемых организаций перевозчиков. Законопроектом поэтапно вводится норма обязательного членства перевозчиков в саморегулируемых организациях, в тоже время, перевозки пассажиров и багажа, грузов для личных, семейных, домашних или иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами. Последствием обязательного членства в саморегулируемых организациях перевозчиков, в первую очередь, станет передача право допуска субъектов деятельности на рынок автотранспортных услуг и насильственный вывод с рынка. Использование государством столь жесткого инструмента регулирования обосновано, с точки зрения эффективности выполнения государством общественно важных функций, касающихся защиты жизни, здоровья граждан, так как деятельность субъектов предпринимательской деятельности на автомобильном транспорте связана с риском нанесения ущерба жизни, здоровью граждан, а также в силу технологических особенностей процессов производства транспортной услуги может повлечь необратимые последствия для экологии либо нанести иной ущерб окружающей среде. Законопроектом предусматривается, что порядок приобретения и прекращения статуса саморегулируемых организаций перевозчиков, функции, права и обязанности, принципы и порядок осуществления деятельности, требования к внутренним органам и документам саморегулируемой организации перевозчиков определяются Федеральным законом "О саморегулируемых организациях", с учетом особенностей, изложенных в законопроекте. Законопроект вводит особенности обеспечения материальной ответственности перевозчиков: 1) наличие у каждого члена саморегулируемой организации договора страхования ответственности перевозчика при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров и багажа и (или) договора страхования ответственности перевозчика при осуществлении деятельности по перевозке грузов; 2) наличие компенсационного фонда. В законопроекте четко определенны объекты страхования и страховые случаи по договору страхования ответственности перевозчика и выплат из компенсационного фонда саморегулируемой организации перевозчиков. Законопроектом устанавливаются особенности членства в саморегулируемых организациях перевозчиков - лицо, изъявившее желание вступить в члены саморегулируемой организации перевозчиков обязано: 1) иметь транспортные средства для выполнения перевозок на законном основании, соответствующие требованиям, установленным федеральными законами для осуществления соответствующих перевозок пассажиров и багажа, грузов транспортными средствами и допуска транспортных средств к эксплуатации; 2) обеспечить соответствие работников юридического лица или индивидуального предпринимателя непосредственно занятых на должностях связанных с осуществлением деятельности по перевозке пассажиров и багажа, грузов квалификационным требованиям, установленными федеральными стандартами деятельности по осуществлению перевозок пассажиров и багажа, грузов транспортными средствами; 3) иметь в штате юридического лица или индивидуального предпринимателя не менее одного должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном федеральными стандартами деятельности по осуществлению перевозок пассажиров и багажа, грузов транспортными средствами порядке аттестацию на право занятия соответствующей должности. Одной из задач законопроекта является нормативно-правовое регулирование путем установления федеральных стандартов по осуществлению деятельности по перевозке пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом, и обеспечение применения существующей отраслевой нормативно-правовой базы в поэтапный переходной период: До даты регистрации Национального объединения саморегулируемых организаций перевозчиков разработка федеральных стандартов деятельности по осуществлению перевозок пассажиров и багажа, грузов транспортными средствами обеспечивается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта. До утверждения федеральных стандартов деятельности по осуществлению перевозок пассажиров и багажа, грузов транспортными средствами, применяются в качестве федеральных стандартов деятельности нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта. Таким образом, законопроект позволит распространить требования отраслевого законодательства, в первую очередь по обеспечению безопасности дорожного движения, на всех субъектов предпринимательской деятельности на автомобильном транспорте. Ведение государственного реестра саморегулируемых организаций в сфере деятельности по перевозке пассажиров и багажа, грузов транспортными средствами и государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций перевозчиков осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) в сфере транспорта. Законопроектом предполагается прекращение лицензирования деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) с 1 января 2010 года, при этом, до 1 января 2012 года осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа разрешается по выбору лица осуществляющего деятельность по перевозке пассажиров и багажа на основании: 1) лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» - до 31 декабря 2009 года; 2) выданного саморегулируемой организацией перевозчиков свидетельства о членстве в саморегулируемой организации перевозчиков. |
|
|
Станислав Швагерус |
16.6.2009, 11:08
Сообщение
#3
|
Группа: Участник съезда Сообщений: 9 Регистрация: 31.1.2007 Из: Москва Пользователь №: 13 |
Вносится депутатами
Государственной Думы А.П.Ковалем Е.Ю.Семёновой Проект № 157002-5 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О внесении изменений в отдельные федеральные законы в связи с установлением института саморегулируемых организаций перевозчиков Статья 1. Внести в Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 46, ст. 5555) следующие изменения: 1) в статье 1: пункт 2 изложить в следующей редакции: "2. Настоящий Федеральный закон определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов (далее также - транспортные средства), особенности создания и функционирования саморегулируемых организаций перевозчиков, а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур." 2) в статье 2: а) дополнить пунктом 23 следующего содержания: "23) саморегулируемая организация перевозчиков – включенная в государственный реестр саморегулируемых организаций некоммерческая организация, объединяющая на условиях членства лиц, осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров и багажа, грузов транспортными средствами, отвечающих требованиям настоящего федерального закона." 3) Дополнить статьей 71 следующего содержания: "Статья 71. Условия осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа, грузов транспортными средствами. 1. Деятельность по перевозке пассажиров и багажа осуществляется только перевозчиками, являющимися членами саморегулируемых организаций перевозчиков, за исключением деятельности указанной в пунктом 3 настоящей статьи. 2. Деятельность по перевозке грузов осуществляется только перевозчиками, являющимися членами саморегулируемых организаций перевозчиков, за исключением деятельности указанной в пункте 3 настоящей статьи. 3. Перевозки пассажиров и багажа, грузов для личных, семейных, домашних или иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд могут выполнятся любыми физическими или юридическими лицами." 4) Дополнить главу 71 следующего содержания: "Глава 71. Основы и особенности деятельности саморегулируемых организаций перевозчиков. Статья 421. Саморегулируемые организации перевозчиков 1. Саморегулируемой организацией перевозчиков признается некоммерческая организация, целями которой являются регулирование и контроль деятельности по осуществлению перевозок пассажиров и багажа, грузов транспортными средствами, включенная в государственный реестр саморегулируемых организаций и объединяющая на условиях членства субъектов, осуществляющих деятельность по осуществлению перевозок пассажиров и багажа, грузов транспортными средствами. 2. Порядок приобретения и прекращения статуса саморегулируемых организаций перевозчиков, функции, права и обязанности, принципы и порядок осуществления деятельности, требования к внутренним органам и документам саморегулируемой организации перевозчиков определяются Федеральным законом "О саморегулируемых организациях", с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом. 3. Для целей включения некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций перевозчиков, такая некоммерческая организация должна соответствовать требованиям установленным Федеральным законом "О саморегулируемых организациях" и следующим дополнительным повышенным требованиям: 1) объединение в составе такой организации в качестве ее членов не менее чем ста лиц, отвечающих установленным частью первой статьи 422 настоящего Федерального закона требованиям; 2) наличие у каждого члена саморегулируемой организации договора страхования ответственности при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров и багажа, грузов, отвечающего требованиям статьи 424 настоящего Федерального закона, размер страховой суммы по которому не может быть менее чем "один миллион" рублей 3) наличие компенсационного фонда, в размере установленном пунктом 1 статьи 425 настоящего федерального закона. Статья 422. Особенности членства в саморегулируемой организации перевозчиков 1. Лицо, изъявившее желание вступить в члены саморегулируемой организации перевозчиков обязано: 1) иметь транспортные средства (транспортное средство) для выполнения перевозок на законном основании, соответствующие требованиям, установленным федеральными законами для осуществления соответствующих перевозок пассажиров и багажа, грузов транспортными средствами и допуска транспортных средств к эксплуатации; 2) обеспечить соответствие работников юридического лица или индивидуального предпринимателя непосредственно занятых на должностях связанных с осуществлением деятельности по перевозке пассажиров и багажа, грузов квалификационным требованиям, установленным федеральными стандартами деятельности по осуществлению перевозок пассажиров и багажа, грузов транспортными средствами; 3) иметь в штате юридического лица или индивидуального предпринимателя не менее одного должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном федеральными стандартами деятельности по осуществлению перевозок пассажиров и багажа, грузов транспортными средствами порядке аттестацию на право занятия соответствующей должности. В случае, отсутствия работников у индивидуального предпринимателя, индивидуальный предприниматель должен соответствовать квалификационным требованиям, установленным федеральными стандартами деятельности по осуществлению перевозок пассажиров и багажа, грузов транспортными средствами, и являться должностным лицом ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшим в установленном федеральными стандартами деятельности по осуществлению перевозок пассажиров и багажа, грузов транспортными средствами порядке аттестацию на право занятия соответствующей должности. 2. Для вступления в члены саморегулируемой организации перевозчиков претендент представляет следующие документы : 1) заявление, составленное по форме, установленной правилами саморегулируемой организации; 2) копии учредительных документов и документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц; 3) копия свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя; 4) копии документов, подтверждающих соответствие транспортных средств для выполнения перевозок пассажиров и багажа, грузов на законном основании, требованиям, установленным федеральными законами для осуществления соответствующих перевозок пассажиров и багажа, грузов транспортными средствами и допуска транспортных средств к эксплуатации; 5) копии документов, подтверждающих соответствие работников юридического лица или индивидуального предпринимателя квалификационным требованиям, устанавливаемых федеральными стандартами деятельности по осуществлению перевозок пассажиров и багажа, грузов транспортными средствами; 6) копии документов, подтверждающих наличие в штате юридического лица или индивидуального предпринимателя должностных лиц, ответственных за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедших в установленном федеральными стандартами деятельности по осуществлению перевозок пассажиров и багажа, грузов транспортными средствами порядке аттестацию на право занятия соответствующей должности; 3. Саморегулируемая организация перевозчиков при приеме юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в члены саморегулируемой организации перевозчиков вправе предъявлять иные связанные с осуществлением деятельности по осуществлению перевозок пассажиров и багажа, грузов транспортными средствами, не противоречащие настоящему Федеральному закону и другим федеральным законам требования. 4. Коллегиальный орган управления саморегулируемой организации перевозчиков принимает решение о соответствии лица требованиям, установленным частью первой настоящей статьи, в течение тридцати дней со дня поступления заявления и необходимых документов от такого лица. 5. Лицо, в отношении которого принято решение о его соответствии требованиям, установленным частью 1 настоящей статьи, считается принятым в члены саморегулируемой организации перевозчиков, и сведения о таком лице вносятся в реестр членов саморегулируемой организации перевозчиков в течение трех дней со дня представления таким лицом договора страхования ответственности, отвечающего требованиям, установленным подпунктом 2 пункта 3 статьи 421 настоящего Федерального закона, и внесения установленных пунктом 1 статьи 425 настоящего Федерального закона взносов. 6. Саморегулируемая организация перевозчиков обязана выдать члену организации свидетельство о членстве в саморегулируемой организации перевозчиков, содержащее в качестве обязательных реквизитов: номер свидетельства, дату его выдачи и дата окончания действия свидетельства; наименование саморегулируемой организации перевозчиков и ее адрес; наименование члена саморегулируемой организации и его адрес, а также дату вступления в саморегулируемую организацию перевозчиков и порядковый номер в реестре. Форма свидетельства и дополнительные сведения, указываемые в нем, устанавливаются федеральными стандартами деятельности по осуществлению перевозок пассажиров и багажа, грузов транспортными средствами и правилами саморегулируемой организации перевозчиков. 7. Основанием для отказа в принятии лица в члены саморегулируемой организации перевозчиков являются: 1) несоответствие представленных документов требованиям части 2 настоящей статьи; 2) несоответствие лица требованиям, утвержденным саморегулируемой организацией для вступления в члены саморегулируемой организации перевозчиков; 3) исключение лица из членов иной саморегулируемой организации перевозчиков за нарушение требований настоящего Федерального закона, принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации и федеральных стандартов деятельности по осуществлению перевозок пассажиров и багажа, грузов транспортными средствами, если с даты исключения из членов саморегулируемой организации перевозчиков прошло менее чем три года. Статья 423. Особенности прекращения членства в саморегулируемой организации перевозчиков 1. Членство в саморегулируемой организации перевозчиков прекращается коллегиальным органом управления саморегулируемой организации перевозчиков на основании: заявления о выходе из членов саморегулируемой организации перевозчиков; утверждения коллегиальным органом управления саморегулируемой организации перевозчиков решения об исключении лица из членов саморегулируемой организации перевозчиков в связи с нарушением им требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов деятельности по осуществлению перевозок пассажиров и багажа, грузов транспортными средствами, стандартов и правил саморегулируемой организации перевозчиков. 2. Саморегулируемая организация перевозчиков не позднее дня, следующего за днем принятия коллегиальным органом управления саморегулируемой организации перевозчиков решения о прекращении членства лица в саморегулируемой организации перевозчиков, обязана разместить такое решение на официальном сайте саморегулируемой организации перевозчиков в сети "Интернет", а также направить копии такого решения: лицу, в отношении которого принято решение о прекращении членства в саморегулируемой организации перевозчиков; всем саморегулируемым организациям перевозчиков, внесенным в государственный реестр саморегулируемых организаций, в случае утверждения коллегиальным органом управления саморегулируемой организации перевозчиков решения об исключении лица из членов саморегулируемой организации перевозчиков в связи с нарушением им требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также федеральных стандартов деятельности по осуществлению перевозок пассажиров и багажа, грузов транспортными средствами; Национальному объединению саморегулируемых организаций перевозчиков в случае утверждения коллегиальным органом управления саморегулируемой организации перевозчиков решения об исключении лица из саморегулируемой организации перевозчиков в связи с нарушением им требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов деятельности по осуществлению перевозок пассажиров и багажа, грузов транспортными средствами. Статья 424. Договор страхования ответственности перевозчика 1. Объектом страхования по договору страхования ответственности при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров и багажа, грузов транспортными средствами (далее - договор страхования ответственности) являются: 1) имущественные интересы пассажиров, связанные с их жизнью и здоровьем, возникающими вследствие причинения вреда, являющееся или могущее служить основанием в соответствии с нормами гражданского права и условиями договора перевозки в результате осуществления страхователем деятельности по перевозке пассажиров и багажа транспортными средствами; 2) имущественные интересы, связанные с риском ответственности страхователя по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда третьим лицам являющееся или могущее служить основанием в соответствии с нормами гражданского права и условиями договора перевозки в результате осуществления страхователем деятельности по перевозке пассажиров и багажа, грузов транспортными средствами. 2. Страховым случаем по договору страхования ответственности являются: 1) установленный вступившим в законную силу решением суда или признанный страховщиком факт причинения вреда, повлекшего травмы и (или) смерть пассажиров, в следствии действий (бездействий) перевозчика, в результате нарушения требований федеральных стандартов деятельности по осуществлению перевозок пассажиров и багажа, грузов транспортными средствами, стандартов и правил саморегулируемой организации перевозчиков, членом которой являлся страхователь на момент причинения вреда. 2) установленный вступившим в законную силу решением суда или признанный страховщиком факт причинения вреда действиями (бездействием) перевозчика в результате нарушения требований федеральных стандартов деятельности по осуществлению перевозок пассажиров и багажа, грузов транспортными средствами, стандартов и правил саморегулируемой организации перевозчиков, членом которой являлся страхователь на момент причинения вреда. 3. Контроль за осуществлением своими членами страхования ответственности перевозчика проводится саморегулируемой организацией перевозчиков, которая вправе устанавливать дополнительные не противоречащие законодательству Российской Федерации требования к договорам обязательного страхования ответственности перевозчиков, заключаемым членами такой саморегулируемой организации перевозчиков. Статья 425. Компенсационный фонд саморегулируемой организации перевозчиков 1. Компенсационный фонд формируется за счет взносов членов саморегулируемой организации перевозчиков в денежной форме, в размере не менее чем 3 000 рублей на каждое транспортное средство, выполняющее перевозку пассажиров и багажа, или грузов. 2. Требование о получении компенсационной выплаты за счет компенсационного фонда может быть предъявлено к саморегулируемой организации перевозчиков только в случае совпадения следующих условий: 1) для возмещения вреда, причиненного членом саморегулируемой организации перевозчиков, недостаточно средств, полученных по договору страхования ответственности перевозчика; 2) недостаточности средств для погашения причинителем вреда по исполнительному производству в соответствии с федеральными законами . 3. Требование о возмещении вреда за счет компенсационного фонда может быть предъявлено к саморегулируемой организаций перевозчиков, членом которой является или являлось лицо, причинившее вред третьим лицам в результате осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа, грузов транспортными средствами, на момент причинения вреда. 4. Размер компенсационной выплаты за счет компенсационного фонда по требованию или требованиям заказчиков либо третьих лиц к одному члену саморегулируемой организации по одному случаю причинения вреда не может превышать двадцати процентов всего компенсационного фонда. 5. Средства компенсационного фонда саморегулируемой организации перевозчиков, исключенной из государственного реестра саморегулируемых организаций перевозчиков передаются в федеральный компенсационный фонд Национального объединения саморегулируемых организаций перевозчиков, для обеспечения имущественной ответственности лиц, являвшихся членами данной саморегулируемой организации перевозчиков до даты исключения саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций перевозчиков. Статья 426. Особенности размещения средств компенсационного фонда 1. Средства компенсационного фонда размещаются управляющей компанией в соответствии с инвестиционной декларацией, принятой саморегулируемой организацией перевозчиков, и с учетом ограничений, установленных настоящей статьей. Не менее чем тридцать процентов этих средств должно быть размещено в государственные ценные бумаги Российской Федерации, не более чем десять процентов этих средств вправе быть размещено в объекты недвижимости и не более чем тридцать процентов этих средств может быть размещено в обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг акции российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ, или паи паевых инвестиционных фондов. 2.Не допускается размещать более чем пять процентов средств компенсационного фонда в акции одного эмитента, а также размещать средства компенсационного фонда в векселя, ценные бумаги, не обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, и иностранные ценные бумаги. Статья 427. Надзор за деятельностью саморегулируемых организаций перевозчиков 1. Надзор за деятельностью саморегулируемых организаций перевозчиков осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере транспорта. 2. Плановая проверка деятельности саморегулируемой организации перевозчиков проводится один раз в три года в соответствии с планом, утверждаемым уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере транспорта. 3. Решение о проведении внеплановой проверки деятельности саморегулируемой организации перевозчиков принимается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере транспорта, на основании заявлений юридических лиц, физических лиц, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, правоохранительных органов о нарушении саморегулируемой организацией перевозчиков либо ее членами настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. 4. В ходе проведения проверки деятельности саморегулируемой организации перевозчиков уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) в сфере транспорта, вправе запрашивать у специализированного депозитария, заключившего депозитарный договор с саморегулируемой организацией перевозчиков, информацию о денежной оценке ее компенсационного фонда. 5. О своем решении, принятом на основании материалов проведения проверки, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) в сфере транспорта, извещает саморегулируемую организацию перевозчиков в письменной форме в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения. 6. В случае выявления нарушения требований, установленных пунктом 3 статьи 421 настоящего Федерального закона, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) в сфере транспорта, обращается в арбитражный суд с заявлением об исключении саморегулируемой организации перевозчиков из государственного реестра саморегулируемых организаций. В случае выявления иных нарушений уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) в сфере транспорта, направляет в саморегулируемую организацию перевозчиков предписание об устранении в разумные сроки выявленных нарушений. 7. Предписание уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере транспорта, об устранении выявленных нарушений может быть обжаловано саморегулируемой организацией перевозчиков в судебном порядке. В случае невыполнения в установленный срок предписания об устранении выявленных нарушений уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору)в сфере транспорта, обращается в арбитражный суд с заявлением об исключении саморегулируемой организации перевозчиков из государственного реестра саморегулируемых организаций. 8. Саморегулируемая организация перевозчиков, выявившая свое несоответствие требованиям части 3 статьи 421 настоящего Федерального закона, вправе направить в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору)в сфере транспорта, в письменной форме заявление о выявленном несоответствии с его описанием, указанием сведений о дате его возникновения и о принимаемых и (или) планируемых саморегулируемой организацией перевозчиков мерах по его устранению. В течение двух месяцев после получения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере транспорта, заявления о выявленном несоответствии саморегулируемая организация перевозчиков не может быть исключена из государственного реестра саморегулируемых организаций по указанному в заявлении основанию. В случае если по истечении указанного срока саморегулируемая организация перевозчиков не представит в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) в сфере транспорта, доказательство устранения выявленного несоответствия, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) в сфере транспорта, обращается в арбитражный суд с заявлением об исключении саморегулируемой организации перевозчиков из государственного реестра саморегулируемых организаций. 9. Саморегулируемая организация перевозчиков считается исключенной из государственного реестра саморегулируемых организаций с даты вступления в силу решения арбитражного суда о ее исключении из указанного реестра. 10. Лица, состоявшие членами саморегулируемой организации перевозчиков, исключенной из государственного реестра саморегулируемых организаций, вправе вступить в иные саморегулируемые организации перевозчиков. Статья 428. Национальное объединение саморегулируемых организаций перевозчиков 1. В целях обеспечения общественных интересов, формирования единых подходов к осуществлению деятельности по осуществлению перевозок пассажиров и багажа, грузов транспортными средствами, выработки единой позиции субъектов перевозочной деятельности, координации деятельности саморегулируемых организаций перевозчиков, а также в целях взаимодействия саморегулируемых организаций перевозчиков с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и потребителями услуг в области осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа, грузов транспортными средствами саморегулируемые организации перевозчиков образуют Национальное объединение саморегулируемых организаций перевозчиков (далее – Национальное объединение). 2. Национальным объединением признается некоммерческая организация, которая создана саморегулируемыми организациями перевозчиков, зарегистрирована уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору)в сфере транспорта, и членами которой являются более чем пятьдесят процентов саморегулируемых организаций перевозчиков, объединяющих более чем пятьдесят процентов всех лиц, осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров и багажа, грузов транспортными средствами. 3. Некоммерческая организация, соответствующая требованиям части второй настоящей статьи, подлежит регистрации в качестве Национального объединения по истечении трех дней с даты представления в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору)в сфере транспорта, следующих документов: 1) заявление о регистрации в качестве Национального объединения; 2) нотариально заверенные копии учредительных документов; 3) заверенные некоммерческой организацией копии заявлений о вступлении в некоммерческую организацию всех ее членов. 4. Основными функциями Национального объединения являются: 1) разработка федеральных стандартов деятельности по осуществлению перевозок пассажиров и багажа, грузов транспортными средствами; 2) обсуждение вопросов государственной политики в области осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа, грузов транспортными средствами; 3) представление интересов саморегулируемых организаций перевозчиков в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления; 4) формирование предложений по вопросам выработки государственной политики в области осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа, грузов транспортными средствами; 5) формирование предложений о совершенствовании правового и экономического регулирования деятельности по осуществлению перевозок пассажиров и багажа, грузов транспортными средствами; 6) защита прав и законных интересов саморегулируемых организаций перевозчиков; 7) обеспечение сохранности средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций перевозчиков в случаях утраты некоммерческими организациями статуса саморегулируемой организации и организация выплат из средств компенсационных фондов в целях возмещения убытков причиненных перевозчиками – членами саморегулируемой организации; 8) осуществление предварительной экспертизы нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа, грузов транспортными средствами; 9) рассмотрение проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа, грузов транспортными средствами и представление рекомендаций к их утверждению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта; 10) рассмотрение образовательных программ образовательных учреждений, осуществляющих профессиональное обучение специалистов в области осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа, грузов транспортными средствами, и рекомендация таких программ к утверждению; 11) создание Третейского суда Национального объединения перевозчиков. 5. Разработанные федеральные стандарты деятельности по осуществлению перевозок пассажиров и багажа, грузов транспортными средствами направляются Национальным объединением для утверждения в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, в срок не позднее чем через шестьдесят рабочих дней со дня получения федеральных стандартов деятельности по осуществлению перевозок пассажиров и багажа, грузов транспортными средствами обязан утвердить их или выдать мотивированный отказ в письменной форме. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, вправе отказать в утверждении федеральных стандартов деятельности по осуществлению перевозок пассажиров и багажа, грузов транспортными средствами в случае их несоответствия требованиям Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, Федеральных законов Российской Федерации, настоящего Федерального закона. 6. Для реализации установленных настоящим Федеральным законом функций в Национальном объединении образуется коллегиальный орган управления, в состав которого в обязательном порядке включается по одному представителю от каждой являющейся членом Национальном объединения саморегулируемой организации перевозчиков. Не более чем двадцать пять процентов состава коллегиального органа управления Национального объединения должны составлять независимые эксперты, потребители услуг, представители научной и педагогической общественности и иные лица не являющиеся представителями членов саморегулируемых организаций перевозчиков. Председатель коллегиального органа управления Национального объединения избирается из числа его членов. Председателем коллегиального органа управления Национального объединения не могут быть представители федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Статья 2. Подпункт 62 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст. 3430; 2002, N 11, ст. 1020; N 12, ст. 1093; N 50, ст. 4925; 2003, N 2, ст. 169; N 9, ст. 805; N 11, ст. 956; N 13, ст. 1178; N 52, ст. 5037; 2004, N 45, ст. 4377; 2005, N 13, ст. 1078) признать утратившим силу с 1 января 2010 года. Статья 3. 1. Пункты 1 и 2 статьи 71 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (в редакции настоящего Федерального закона) вступают в силу с 1 июля 2010 года. 2. До 1 января 2012 года осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа разрешается по выбору лица осуществляющего деятельность по перевозке пассажиров и багажа на основании: 1) лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» до 31 декабря 2009 года; 2) выданного саморегулируемой организацией перевозчиков свидетельства о членстве в саморегулируемой организации перевозчиков. 3. С 1 января 2012 года некоммерческая организация, объединяющая саморегулируемые организации перевозчиков, вправе обратиться в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) в сфере транспорта, в целях регистрации в качестве Национального объединения саморегулируемых организаций перевозчиков. 4. Ведение государственного реестра саморегулируемых организаций в сфере деятельности по перевозке пассажиров и багажа, грузов транспортными средствами осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору)в сфере транспорта. 5. До даты регистрации Национального объединения саморегулируемых организаций перевозчиков разработка федеральных стандартов деятельности по осуществлению перевозок пассажиров и багажа, грузов транспортными средствами обеспечивается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта. До утверждения федеральных стандартов деятельности по осуществлению перевозок пассажиров и багажа, грузов транспортными средствами, применяются в качестве федеральных стандартов деятельности нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта. Статья 4. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Президент Российской Федерации |
|
|
Станислав Швагерус |
24.6.2009, 13:11
Сообщение
#4
|
Группа: Участник съезда Сообщений: 9 Регистрация: 31.1.2007 Из: Москва Пользователь №: 13 |
Саморегулирование как условие развития цивилизованного рынка автотранспортных услуг в РФ
В России все реформы начинаются с принятия соответствующего закона, т.е. закон не фиксирует уже сложившиеся и опробованные модели, а заранее предписывает, как эти модели гипотетически должны работать, исходя из имеющихся идей, опыта других стран и представлений о необходимости изменить те или иные модели поведения и взаимоотношений. Автомобильный транспорт является важнейшим элементом транспортной системы Российской Федерации. Стратегическая цель автотранспортной отрасли – полное и качественное удовлетворение потребности в грузоперевозках всех секторов экономики, повышение подвижности населения, обеспечение безопасности пассажирских и грузовых перевозок, а также поддержание транспортной безопасности страны в целом. Автотранспортный рынок России в стоимостном выражении является одним из самых ёмких по сравнению с другими отраслями экономики и по официальным оценкам составляет порядка 3 трлн.800 млрд. руб. в год. (Данные за 2007 год, не учитывающие теневой сектор). Однако отмена лицензирования в 2005 году перевозок автомобильным транспортом как метода государственного регулирования, без введения альтернативных методов регулирования, привело к хаотичному развитию рынка автотранспортных услуг и нарастанию целого комплекса социально-экономических проблем. Число субъектов предпринимательской деятельности по экспертным оценкам достигло одного миллиона, официальный отраслевой учет не ведется с 2005 года. Большое количество грузовладельцев, помноженное на большое количество перевозчиков, дает в итоге картину идеальной конкуренции и супер-либерализованного рынка, однако легкость и низкая стоимость выхода на рынок сделала его доступным практически для любого непрофессионала. При этом по экспертным оценкам, более 80% оборота рынка автотранспортных услуг находится в тени. Недобросовестная конкуренция и демпинг за счет пренебрежения требованиями обеспечения безопасности дорожного движения и износа подвижного состава достигли критических пределов. Фактически цена перевозки сегодня - это цена на топливо. При легком доступе на рынок и фактическом отсутствии системы контроля, учета и управления, у многих участников рынка отсутствует мотивация к совершенствованию бизнес-модели. 70% парка подвижного состава физически и морально устарело и не отвечают современным технологическим и экологическим требованиям. При этом количество автотранспортных средств, используемых в коммерческих целях, в 2008 году перевалило за 6 000 000 единиц. Сломана система автотранспортных предприятий, автоперевозки сегодня – это, за небольшим исключением, микробизнес. Практически полностью отсутствует практика страхования ответственности автоперевозчика. Катастрофически упал уровень профессиональной подготовки. На сегодняшний день лицензированию подлежит только деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя). Под контролем Ространснадзора находятся 78 000 лицензиантов, общей численностью 360 000 транспортных средств, или всего 15% от общей численности автобусов, зарегистрированных в Российской Федерации. При перевозке пассажиров автотранспортное предприятие (автоперевозчик) не несет полной гарантированной ответственности за жизнь и здоровье пассажиров в процессе перевозки, кроме случаев вины самого автоперевозчика. Действующим законодательством установлена лишь такая обязанность перевозчика по отношению к пассажиру, как обязанность перевезти пассажира в пункт назначения в определенный срок. А ответственность автоперевозчика в виде штрафа установлена за задержку отправления пассажира и (или) опоздание прибытия в пункт назначения. Ответственность же перевозчика за причинение вреда жизни и здоровью пассажира определяется на основании общих положений гражданского законодательства об обязательствах вследствие причинения вреда, как юридического лица, а не перевозчика, т.е. специальная ответственность перевозчика, как самостоятельного субъекта правоотношений, за жизнь и здоровье пассажира законодательством не установлена. Действующая система лицензирования не обеспечивает экономическую защиту жизни пассажиров при автомобильных перевозках. Ликвидация этого пробела при осуществлении автомобильных перевозок может достигаться сейчас или введением обязательного страхования пассажиров от несчастных случаев при перевозке, либо введением материальной ответственности перевозчика через обязательное членство в саморегулируемой организации. Доступность кредитов и лизинговых схем, стабильно растущий грузооборот за последние года, использование наличных схем оплаты транспортной услуги, отсутствие необходимости регистрации юридического лица или индивидуального предпринимательства и цивилизованных форм страхования ответственности перевозчика, позволял субъектам предпринимательской деятельности на автомобильном транспорте обслуживать потребности по перевозке грузов и пассажиров. Негативные последствия мирового финансового кризиса серьезно отразились на автотранспортной отрасли. На рынке автотранспортных услуг отмечается снижение объема грузоперевозок в условиях финансового кризиса, происходит заметный спад объемов грузоперевозок. Владельцы транспортных средств, взятых в кредит и по лизинговым схемам не в состоянии из-за низких ставок и падении спроса на свои услуги, выполнять свои обязательства. Немногочисленные стабильные автотранспортные предприятия испытывают проблемы с кредитованием. Разработанным автотранспортным бизнес-сообществом законопроектом предложена модель эффективного сочетания государственного регулирования экономики с саморегулированием субъектов экономической деятельности и критерии, которым должен соответствовать участник деятельности по перевозке пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом, чтобы сделать автотранспортных услуг рынок прозрачным и понятным для потребителей, очистить его от ненадлежащих и недобросовестных участников и в первую очередь ввести четкую схему ответственности участников рынка перед любыми третьими лицами. Предложенная модель регулирования соответствует международному законодательству и практике, саморегулируемые организации перевозчиков вырабатывают и внедряют отраслевые стандарты взаимодействия, в конечном итоге ведущие к уменьшению отраслевых транзакционных и производственных издержек. В автотранспортном комплексе имеется значительное количество некоммерческих организаций, уже объединяющих субъектов предпринимательской деятельности, в том числе и с целью саморегулирования, активно идет процесс объединения малого бизнеса для решения экономических проблем, нормирования конкуренции и правовой защиты. Уже сегодня некоммерческие партнерства, объединяющие более чем в 30 регионах России малый бизнес автоперевозчиков с целью саморегулирования, минимизируют расходную часть бизнеса за счет консолидации, несмотря на финансовый кризис, получают предложения от банков по льготному кредитованию своих членов, обеспечивают выгодные условия страховой защиты перевозчиков, повышают квалификацию водительского состава. Налаживается взаимодействие между регионами, идет постоянный информационный обмен. Грузовладельцы как потребители автотранспортной услуги заинтересованы в качественном и надежном транспортном продукте, кроме того в автотранспортном бизнесе большую роль играет «эффект масштаба» - малый бизнес с 1 – 10 машинами не в состоянии полностью удовлетворить крупного грузовладельца. Консолидированный малый бизнес заключает прямые постоянные договора на перевозку, исключая цепочку посредников. Именно саморегулирование заставит автомобильный транспорт подстроиться под условия нормального бизнеса в других отраслях и воссоздать систему управления отрасли. Установление твердых правил на рынке повлечет за собой приток инвестиций в отрасль, а внедрение стандартов деятельности-развитие современных, инновационных технологий управления, развитие логистических технологий, обновление подвижного состава, цивилизованных форм страховой защиты перевозчиков и потребителей автотранспортных услуг, повышению профессиональной подготовки. Закрепление правил и стандартов деятельности и контроль за их соблюдением, позволит банковскому сообществу минимизировать риски при выдаче кредитов членам саморегулируемых организаций перевозчиков. Кризисная ситуация в значительной мере расчистит экономическое пространство от неконкурентоспособных перевозчиков, давая возможность росту новых и эффективных. Поэтому кризис может стать для автотранспортной отрасли положительным явлением, если государству сосредоточить свое внимание в среднесрочном периоде на установлении правил игры на этом рынке, системному развитию саморегулируемых организаций. Непринятие в ближайшее время законодательства о саморегулируемых организациях в автотранспортной отрасли поставит под угрозу транспортную безопасность Российской Федерации. |
|
|
Текстовая версия | Сейчас: 11.8.2010, 8:04 |
|