ФНС не сможет заменить штраф на предупреждение субъекту МСП

Прокурор разъясняет – Прокуратура Ставропольского края

Частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусмотрено, что в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, а также если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ.

Перечень административных наказаний, по которым штраф не подлежит замене на предупреждение, перечислен в части 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ.

В части возможности субъекта малого и среднего предпринимательства представлять документы, подтверждающие совершение административного правонарушения впервые, следует учитывать, что согласно части 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.

При определении первичности совершения административного правонарушения следует учитывать позицию Второго арбитражного апелляционного суда, выраженную в постановлениях от 12.10.2016 по делу N А29-379/2016 и от 18.11.2016 по делу N А82-9461/2016, согласно которой одним из оснований для замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение является непривлечение ранее субъекта малого и среднего предпринимательства к административной ответственности за совершение аналогичного правонарушения.

Часть 3 статьи 1.4, часть 3 статьи 3.4, часть 3.5 статьи 4.1, статья 4.1.1 КоАП РФ предусматривают возможность замены административного наказания в виде штрафа на предупреждение.

Замена административного штрафа на предупреждение применяется при одновременном соблюдении следующих условий:

1. В отношении некоммерческих организаций, субъектов малого и среднего предпринимательства, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридическим лицам, а также их работникам.

2. За впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

3. При отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации и техногенного характера, при отсутствии имущественного ущерба.

4. Если наказание в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.

В случае замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение дополнительное административное наказание, предусмотренное соответствующей статьей КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, не применяется.

Административное наказание в виде штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения правонарушений, предусмотренных статьями 13.15, 13.37, 14.31-14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.7.5-2, 19.8-19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33, 19.34, 20.3, частью 2 статьи 20.28 КоАП РФ.

Статья 4.1.1 КоАП РФ не применяется, если административное правонарушение выявлено по результатам прокурорской проверки, а не в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Положения указанной нормы закона не применяются, если дело об административном правонарушении возбуждалось не по результатам проведения мероприятий по контролю, а в результате непосредственного обнаружения должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Положения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ позволяют уменьшать штраф юридическому лицу ниже низшего предела (если минимальный размер штрафа для юридических лиц составляет не менее 100 тысяч рублей) при исключительных обстоятельствах, которые связанны с:

– характером нарушения и его последствиями;

– имущественным и финансовым положением юридического лица.

Отдел по надзору за соблюдением

  • Вконтакте
  • LiveJournal
  • Facebook
  • Twitter

Прокуратура
Ставропольского края

Прокуратура Ставропольского края

22 апреля 2021, 08:12

Возможность замены административного наказания в виде штрафа на предупреждение в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства

Частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусмотрено, что в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, а также если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ.

Перечень административных наказаний, по которым штраф не подлежит замене на предупреждение, перечислен в части 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ.

В части возможности субъекта малого и среднего предпринимательства представлять документы, подтверждающие совершение административного правонарушения впервые, следует учитывать, что согласно части 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.

Читайте также:
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов на дому в 2022

При определении первичности совершения административного правонарушения следует учитывать позицию Второго арбитражного апелляционного суда, выраженную в постановлениях от 12.10.2016 по делу N А29-379/2016 и от 18.11.2016 по делу N А82-9461/2016, согласно которой одним из оснований для замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение является непривлечение ранее субъекта малого и среднего предпринимательства к административной ответственности за совершение аналогичного правонарушения.

Часть 3 статьи 1.4, часть 3 статьи 3.4, часть 3.5 статьи 4.1, статья 4.1.1 КоАП РФ предусматривают возможность замены административного наказания в виде штрафа на предупреждение.

Замена административного штрафа на предупреждение применяется при одновременном соблюдении следующих условий:

1. В отношении некоммерческих организаций, субъектов малого и среднего предпринимательства, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридическим лицам, а также их работникам.

2. За впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

3. При отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации и техногенного характера, при отсутствии имущественного ущерба.

4. Если наказание в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.

В случае замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение дополнительное административное наказание, предусмотренное соответствующей статьей КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, не применяется.

Административное наказание в виде штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения правонарушений, предусмотренных статьями 13.15, 13.37, 14.31-14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.7.5-2, 19.8-19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33, 19.34, 20.3, частью 2 статьи 20.28 КоАП РФ.

Статья 4.1.1 КоАП РФ не применяется, если административное правонарушение выявлено по результатам прокурорской проверки, а не в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Положения указанной нормы закона не применяются, если дело об административном правонарушении возбуждалось не по результатам проведения мероприятий по контролю, а в результате непосредственного обнаружения должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Положения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ позволяют уменьшать штраф юридическому лицу ниже низшего предела (если минимальный размер штрафа для юридических лиц составляет не менее 100 тысяч рублей) при исключительных обстоятельствах, которые связанны с:

Энциклопедия решений. Замена административного штрафа предупреждением субъектам малого и среднего предпринимательства и НКО

Федеральным законом от 03.07.2016 N 316-ФЗ, вступившим в силу 04.07.2016, КоАП РФ дополнен статьей 4.1.1, предусматривающей замену административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение субъектам малого и среднего предпринимательства (далее – МСП), а также их работникам, даже если предупреждение как вид возможного взыскания не предусмотрен конкретной статьей КоАП РФ или регионального законодательства.

При этом замена штрафа на предупреждение – это право, а не обязанность того органа, который рассматривает дело по существу и принимает решение о назначении справедливого наказания. То есть в каждом конкретном деле суд или административный орган могут прийти к убеждению, что назначение наказания в виде штрафа является более адекватным с точки зрения балансов частных и публичных интересов. Сам по себе статус субъекта МСП (и даже совершение проступка впервые) еще не является достаточным основанием для применения ст. 4.1.1 КоАП РФ и замены штрафа на предупреждение (постановления Второго ААС от 04.08.2016 N 02АП-5531/16, Семнадцатого ААС от 03.11.2016 N 17АП-14631/16, Седьмого ААС от 27.10.2016 N 07АП-8730/16, Четырнадцатого ААС от 12.09.2016 N 14АП-6154/16, Двенадцатого ААС от 27.10.2016 N 12АП-10502/16). Отдельные ведомства, однако, могут придерживаться более мягких позиций, например МЧС РФ указывает, что в отношении субъектов надзора, отнесенных к категории малого и среднего предпринимательства, при первоначальном выявлении нарушений обязательных требований, применяется административное наказание в виде предупреждения (письмо от 17.01.2017 N 19-4-3-121).

Общие условия для замены субъекту МСП штрафа на предупреждение таковы (ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ):

1. Правонарушитель действительно должен являться субъектом малого или среднего предпринимательства либо работником такого лица (если речь идет о проступках, совершенных ими в связи с исполнением своих трудовых обязанностей).

Подтвердить свой статус можно сведениями из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, а можно дополнительно представить документы о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, налоговые декларации за предыдущие отчетные периоды, бухгалтерскую (финансовую) отчетность за текущий и прошлый год (см. постановления Третьего ААС от 17.11.2016 N 03АП-5076/16, Второго ААС от 17.11.2016 N 02АП-9333/16). Если доводы о статусе субъекта не подтверждены перед судом (административным органом) документально, то ст. 4.1.1 КоАП РФ не будет применена (постановления Семнадцатого ААС от 07.10.2016 N 17АП-12659/16, Пятнадцатого ААС от 16.11.2016 N 15АП-16201/16, Двенадцатого ААС от 27.09.2016 N 12АП-9545/16, Первого ААС от 20.10.2016 N 01АП-7193/16, Двадцать первого ААС от 11.10.2016 N 21АП-1457/16, решения Брянского областного суда от 30.08.2016 по делу N 12-222/2016, Московского областного суда от 15.09.2016 по делу N 21-1915/2016). Доказательства (ту же выписку из Единого реестра субъектов МСП) следует представлять уже в первую инстанцию – апелляционная инстанция вправе отказать в приеме дополнительного доказательства (ч. 2 ст. 268 АПК РФ, п. 50 постановления Пленума ВС РФ от 18.04.2017 N 10, постановление Пятнадцатого ААС от 17.11.2016 N 15АП-16267/16).

Читайте также:
Пенсионный фонд в Устюжне - адрес, телефон, режим работы отделения

2. Получить предупреждение можно только за впервые совершенное правонарушение . Впервые – не обязательно первый раз за всю историю существования. “Впервые” может быть даже в случае, если за подобное нарушение субъект МСП уже привлекался ранее к административной ответственности, но для него уже истек специальный срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию. Этот срок составляет полный календарный год после окончания исполнения постановления об административном наказании (ст. 4.6 КоАП РФ). Например, если в прошлый раз за правонарушение был назначен штраф, то нарушитель находится в статусе “наказанного” еще год после уплаты штрафа. Правонарушение, выявленное в течение этого года, будет являться повторным (п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ, абз. 8 письма ФНС России от 08.12.2016 N ОА-4-17/23483@).

Однако это правило действует только в отношении однородных правонарушений (то есть имеющих единый родовой объект посягательства, например, ст. 14.7 и ст. 14.8 КоАП РФ (обман потребителей и нарушение иных прав потребителей), см. п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ, п. 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5). Неоднородные правонарушения (например, в сфере пожбезопасности и миграции) не влияют на повторность. Иногда суд презюмирует “дебют” правонарушителя, если административным органом не доказано иное (постановления Второго ААС от 17.11.2016 N 02АП-9421/16, Восьмого ААС от 11.11.2016 N 08АП-10634/16, Седьмого ААС от 27.09.2016 N 07АП-8035/16, Третьего ААС от 27.10. 2016 N 03АП-6184/16 и от 13.10.2016 N 03АП-5277/16, а также АС Западно-Сибирского округа от 18.08.2016 N Ф04-3840/16, Четвертого ААС от 24.06.2016 N 04АП-2909/16 и от 19.07.2016 N 04АП-3360/16, Семнадцатого ААС от 27.10.2016 г. N 17АП-13093/16). Однако в других случаях суды требуют от субъекта МСП доказать, что правонарушение совершено им впервые (постановления АС Московского округа от 20.10.2016 N Ф05-14816/16, от 30.08.2016 N Ф05-12005/16 и от 22.08.2016 N Ф05-11463/16, АС Центрального округа от 27.09.2016 N Ф10-3548/16, Семнадцатого ААС от 03.11.2016 N 17АП-14631/16, Четырнадцатого ААС от 12.09.2016 N 14АП-6154/16, см. также позицию Минфина России, выраженную в письме от 22.12.2016 N 03-01-15/76986). Поэтому не лишним будет представить в дело соответствующую информацию (например, справку надзорного органа, чьи должностные лица уполномочены составлять протоколы и рассматривать дела по соответствующим правонарушениям).

3. В деле должны усматриваться обстоятельства, установленные ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ (это общие условия, при которых разрешается выносить предупреждение, если таковое предусмотрено как вид наказания за конкретное правонарушение):

– отсутствие имущественного ущерба, причиненного правонарушением;

– отсутствие причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В действительности это самое сложноисполнимое условие применения ст. 4.1.1 КоАП РФ, и именно об него “спотыкается” большинство желающих заменить внушительный административный штраф предупреждением.

Разумеется, в некоторых сферах наличие “угрозы причинения вреда” как результата правонарушения вполне ожидаемо. К таким, например, можно отнести правонарушения:

– совершенные в сфере здравоохранения (постановления Третьего ААС от 16.08.2016 N 03АП-4150/16, Седьмого ААС от 27.09.2016 N 07АП-8035/16 и от 09.09.2016 N 07АП-7638/16, Восьмого ААС от 17.10.2016 N 08АП-11440/16 и от 20.09.2016 N 08АП-10469/16, решение Ивановского облсуда от 18.08.2016 по делу N 21-203/2016);

– совершенные в сфере оборота пищевой продукции (постановления Двенадцатого ААС от 03.11.2016 N 12АП-10770/16, Седьмого ААС от 07.10.2016 N 07АП-8739/16 и от 15.09.2016 N 07АП-7843/16, Второго ААС от 11.10.2016 N 02АП-8430/16, Четвертого ААС от 29.09.2016 N 04АП-4791/16, противоположный вывод содержится в постановлении Четвертого ААС от 01.09.2016 N 04АП-3639/16, решении ВС Республики Башкортостан от 27.07.2016 по делу N 21-870/2016);

– совершенные в сфере оборота зерна (постановления Пятнадцатого ААС от 16.11.2016 N 15АП-16201/16, Второго ААС от 14.10.2016 N 02АП-8179/16);

– совершенные в сфере оборота алкоголя (постановления ВС РФ от 21.10.2016 N 302-АД16-3851, АС Центрального округа от 27.09.2016 N Ф10-3548/16, Двадцать первого ААС от 15.09.2016 N 21АП-1594/16, Второго ААС от 17.11.2016 N 02АП-9256/16 и от 18.10.2016 N 02АП-8815/16, Третьего ААС от 19.10.2016 N 03АП-5932/16, Шестнадцатого ААС от 04.10.2016 N 16АП-2658/16, Калининградского облсуда от 30.08.2016 по делу N 4А-389/2016, решение Севастопольского горсуда от 15.09.2016 по делу N 21-289/2016, в то же время имеется и противоположная практика – см. постановление Второго ААС от 17.11.2016 N 02АП-9421/16);

– совершенные в природоохранной сфере (решение Нижегородского облсуда от 25.08.2016 по делу N 7-888/2016) или сфере госбезопасности (постановление АС Дальневосточного округа от 30.09.2016 N Ф03-3279/16).

Читайте также:
Могут ли самозанятые взять ипотеку: ищем возможность получить кредит

Однако суд может усмотреть наличие угроз в тех делах, в которых это куда менее предсказуемо, например нарушения при возведении рекламных конструкций (постановления АС Московского округа от 20.10.2016 N Ф05-14816/16 и от 06.10.2016 N Ф05-14336/16), иные нарушения в сфере рекламы (постановление Верховного Суда РФ от 03.11.2016 N 309-АД16-12149) и т.п.

Доводы об отсутствии вреда или угрозы его причинения можно дополнительно подтвердить, например, документами об устранении нарушения, о привлечении к дисциплинарной ответственности своих работников, которые непосредственно допустили вменяемое нарушение (постановление Третьего ААС от 13.10.2016 N 03АП-5277/16).

4. Правонарушение должно быть выявлено в ходе осуществления государственного контроля (надзора) или муниципального контроля. При этом ст. 4.1.1 КоАП РФ не содержит ссылок на Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”, следовательно, условия ст. 4.1.1 КоАП РФ соблюдаются, даже если правонарушение выявлено в ходе такого государственного надзора (контроля, муниципального контроля), к которому нормы закона N 294-ФЗ неприменимы (постановление Одиннадцатого ААС от 20.10.2016 N 11АП-13532/16); следует отметить, однако, что иные суды придерживаются противоположного мнения (решение Нижегородского областного суда от 25.08.2016 по делу N 7-888/2016).

В частности, по поводу прокурорских проверок следует признать, что прокурорский надзор, хоть и выделен в особый вид государственного надзора, но все-таки является государственным надзором в смысле требований ст. 4.1.1 КоАП РФ, поэтому правонарушения, выявленные во время прокурорской проверки, считаются выявленными в ходе государственного надзора (постановления Третьего ААС от 14.11.2016 N 03АП-6183/16 и от 27.10.2016 N 03АП-6184/16). Что касается полицейских проверок, оформленных только документами, предусмотренными КоАП РФ, то таковые (в настоящий момент) судебная практика не относит к мероприятиям государственного надзора и контроля (постановление Второго ААС от 18.10.2016 N 02АП-8815/16).

Законодательство не предусматривает осуществление надзора налоговых органов в сфере государственной регистрации организаций и ИП, поэтому соответствующие штрафы в данной сфере не могут быть заменены на предупреждение (письмо ФНС России от 08.11.2016 N ГД-4-14/21127@).

Таким образом, применение ст. 4.1.1 КоАП РФ и замена штрафа на предупреждение может иметь место, только если суд (административный орган) установил наличие одновременно всех четырех вышеупомянутых условий (статус СМП, совершение правонарушения впервые, мероприятия в рамках госнадзора, отсутствие вреда или его угрозы): см., например, постановления Четвертого ААС от 07.11.2016 N 04АП-5147/16 и от 15.09.2016 N 04АП-4574/16, Восьмого ААС от 04.10.2016 N 08АП-8869/16, Пятого ААС от 22.09.2016 N 05АП-6566/16, решения Амурского облсуда от 05.08.2016 по делу N 7-435/2016, Магаданского облсуда от 05.08.2016 по делу N 12-67/2016). Если по результатам одной проведенной проверки выявлено несколько однородных административных правонарушений, но имеются все вышеуказанные критерии, то нарушитель привлекается к ответственности в виде предупреждения за каждое из правонарушений (абз. 9 письма ФНС России от 08.12.2016 N ОА-4-17/23483@).

КоАП РФ не требует, чтобы лицо, привлеченное к административной ответственности, обязательно ходатайствовало о замене административного штрафа на предупреждение: замена наказания должна состояться вне зависимости от наличия соответствующего ходатайства (см. письмо ФНС России от 22.12.2016 N СА 4-7/24729). С другой стороны, подача такого ходатайства точно не ухудшит ситуацию.

Если в конкретном случае имеется вся совокупность признаков, установленных ст. 4.1.1 КоАП РФ, а административный орган (суд) не заменяет штраф на предупреждение, то имеет смысл обжаловать постановление об административном правонарушении. При этом следует иметь в виду позицию, высказанную Верховным Судом РФ: вопрос о снижении санкций и применении ст. 4.1.1 КоАП РФ связан с оценкой доказательств по делу, что входит в компетенцию судов первой и апелляционной инстанций (постановление Верховного Суда РФ от 10.11.2016 N 302-АД16-14642). Это означает, что вероятность применения ст. 4.1.1 КоАП РФ кассационной и надзорной инстанцией крайне невелика, если нижестоящие суды уже не усмотрели из имеющихся в деле доказательств необходимости замены штрафа на предупреждение.

Права малого бизнеса. Штрафы можно не платить, а заменить их предупреждением

Налоги и бизнес

Даже чиновники признают, что российских предпринимателей слишком часто штрафуют. Контролирующих инстанций в России много, поводов выписать административный штраф -еще больше. А размер штрафов за допущенное нарушение иногда таков, что предпринимателю ничего не остается, как расстаться с планами на дальнейшее развитие бизнеса и закрыться. Из хорошего – законом предусмотрена возможность заменить штраф на предупреждение, не имеющее финансовых последствий.

Разбираемся, как малому бизнесу заменить штраф на предупреждение, какие условия нужно соблюсти и куда обращаться.

Что такое административный штраф

Согласно ст.3.5 Кодекса об административных правонарушениях административный штраф – это денежное взыскание за совершенное правонарушение. Штраф могут выписать в рамках проверок, надзорных мероприятий или административных дел.

Проверять и штрафовать бизнесменов в России могут:

  • налоговая служба;
  • Роспотребнадзор;
  • Роструд;
  • Ростехнадзор;
  • МЧС;
  • прокуратура;
  • другие инстанции.
Читайте также:
Сколько хранится кредитная история в БКИ в 2022 году? Через сколько лет она обновляется?

Чаще всего юридических лиц и предпринимателей штрафуют за:

  • невыполнение законного предписания контролирующей инстанции;
  • непредоставление запрашиваемой информации;
  • нарушения в сфере промышленной безопасности;
  • несоблюдение правил таможенного законодательства и торговли.

Замена штрафа на предупреждение: правовое основание

Возможность заменить штраф на предупреждение появилась у российских бизнесменов в 2016 году, когда Кодекс об административных правонарушениях (далее – КоАП) был дополнен новой статьей. Заменить наказание можно в тех статьях, где предупреждение за проступок не предусмотрено в принципе. Стоит заменить, что некоторые статьи КоАП изначально предполагают возможность установить наказание в виде предупреждения. Тогда обращаться к положениям ст.4.1.1 КоАП не имеет смысла.

КоАП предусматривает право предпринимателей и юридических лиц заменить наказание в вид штраф на предупреждение представителям:

  • некоммерческих организаций;
  • малому и среднему бизнесу;
  • их работникам (если речь о проступках, связанных с исполнением трудовых обязанностей).

На представителей крупного бизнеса норма о смягчении ответственности не распространяется (по ч.1 ст.4.1.1 КоАП).

Условия для замены штрафа предупреждением

Российское законодательство содержит исчерпывающий перечень случаев, когда штраф подлежит замене на предупреждение:

1. Правонарушение совершено впервые.

Стоит пояснить, что впервые – это не значит, что в первый раз за всю историю своего существования. Предпринимателя или компанию могли привлекать к ответственности за такое же правонарушение и до этого, но к моменту замены штрафа на предупреждения уже истекли сроки действия административного наказания. По нормам КоАП они составляют один год. Если же нарушение допущено второй раз за год, оно считается повторным. В случае, когда предпринимателя привлекали к административной ответственности за разные проступки (например, за нарушение пожарной безопасности и таможенных правил), заменить штраф на предупреждение можно в каждом случае наказания.

2. Нарушение совершено в ходе государственного надзора или проверки.

Так, например, штрафы, выявлены в рамках прокурорского надзора или проверок Роспотребнадзора, можно заменить предупреждением. А выписанные в рамках полицейских проверок – нет. Также не распространяются положения ст.4.1.1 КоАП на нарушения, которые выявлены в рамках дела об административном правонарушении.

3. Правонарушение не повлекло за собой имущественный ущерб, не был причинен вред или не возникла угроза здоровью и жизни людей, природе, животным, государственной безопасности; не возникли угрозы ЧС.

На практике это трудновыполнимо условие, так как по большинству нарушений можно установит угрозу причинения вреда. Например, при правонарушениях в сфере здравоохранения, в сфере продажи пищевой продукции или алкоголя, в природоохранной сфер. Иногда суды могут найти угрозы и в нарушениях законодательства о рекламе.

Однако, КоАП РФ содержит условия, которые не позволяют заменить штраф на предупреждение, даже когда компания соответствует всем критериям.

Порядок действий для замены штрафа предупреждением

Могут ли отказать в замене

Замена штрафа на предупреждение является правом, а не обязанностью инстанции, которая его установила. Если контролирующий орган посчитал, что штраф будет более адекватной мерой наказания в конкретном случае, то наличие статуса представителя малого бизнеса (МСП) или первичное совершение проступка не являются однозначными основаниями для замены штрафа предупреждением.

Некоторые контролирующие инстанции, впрочем, относятся к предпринимателям боле лояльно и при первичном нарушении применяют предупреждение вместо штрафа . Например, МЧС (Письмо МЧС России от 17 января 2017 г. № 19-4-3-121 «О принятии мер по результатам проверки..»).

Куда обращаться для замены штрафа предупреждением

КоАП не содержит указания на то, что предприниматель или компания должны обращаться в инстанцию, которая назначила им штраф, с ходатайством. Надзорные органы должны заменить административный штраф на предупреждение сами вне зависимости от ходатайства бизнесмена (например, Письмо ФНС от 22 декабря 2016 г. №СА 4-7/24729 «О замене административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение»).

Но если они контролирующие инстанции «забудут» смягчить наказание, ходатайство будет не лишним. А если в замене отказывают, бизнесмен может подать жалобу на действия контролирующих инстанций или обратиться в суд.

Какие документы потребуются

В процессе замены штрафа предупреждением от предпринимателя могут потребоваться документы, которые подтверждают соблюдение условий для смягчения ответственности. Для подтверждения своей принадлежности к субъектам малого бизнеса предприниматель или компания могут предъявить:

  • выписку из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • сведения о среднесписочной численности;
  • налоговую декларацию;
  • бухгалтерский баланс и пр.

Если в суде потребуется доказать, что правонарушение совершено впервые, то нужно предъявить справку из надзорного органа, который выписал штраф.

Свои аргументы о том, что отсутствовал причиненный вред или угроза его возникновению можно подтвердить документами об устранении допущенного нарушения или о привлечении к ответственности работников, которые совершили нарушение.

Замена административного штрафа на предупреждение

Для профилактики административных правонарушений в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) была введена норма о замене штрафа на предупреждение. Норма должна снизить финансовую нагрузку на малый и средний бизнес и сместить акцент на превентивные меры.

Читайте также:
Что делать с найденным телефоном – могут ли обвинить за это в краже и как себя обезопасить

Наш эксперт рассказывает о том, как это работает.

Для кого возможна замена штрафа на предупреждение

П. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ предусматривает замену штрафа на предупреждение для некоммерческих организаций и субъектов малого и среднего бизнеса.

Критерии, по которым можно определить, к какой категории относится субъект предпринимательства, можно посмотреть в Типовой ситуации: Кто относится к субъектам малого и среднего предпринимательства (Издательство «Главная книга», 2021) .

Эта норма может применяться, если нарушение совершено впервые и не причинило вреда жизни или здоровью человека, животным, растениям, объектам культурного наследия и т. д. Исходя из этого, п. 1 ст. 4.1.1. КоАП РФ применяется в случаях:

  • в деле есть доказательства того, что привлечённый к ответственности человек является субъектом малого и среднего предпринимательства;
  • правонарушение совершено впервые;
  • правонарушение не повлекло причинение ущерба имуществу и/или вреда жизни и здоровью людей, животных, растений, объектам культурного наследия и т. д.;
  • правонарушение выявлено во время проведения государственных или муниципальных надзорных мероприятий.

П. 2 ст. 4.1.1 КоАП РФ рассказывает о том, когда заменить штраф за совершение административного правонарушения нельзя. Например, применить эту норму нельзя в случае:

  • недобросовестной конкуренции;
  • непредоставлении сведений иностранными агентами;
  • подделки документов;
  • незаконного вознаграждения;
  • незаконного привлечения к трудовой деятельность.

Когда штраф нельзя заменить на предупреждение

В целом предупреждение – это самая лёгкая и незначительная мера наказания, которая закреплена ст. 3.4 КоАП РФ. И это наказание выражается в официальном порицании и выносится в письменном виде.

Нужно отметить, что не все статьи КоАП РФ содержат в качестве санкции предупреждение.

Как следует из Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4, утверждённого Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018, помимо оснований, установленных ст. 4.1.1 КоАП РФ, основополагающим условием для возможности замены административного штрафа на предупреждение является тот факт, что правонарушение совершено впервые.

Суды при решении вопроса о квалификации по ст. 4.1.1 КоАП РФ руководствовались понятием повторности, которое приводится в п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ. В соответствии с указанной статьёй правонарушение является повторным, если оно однородное и совершается в течение года со дня окончания действия постановления о назначении административного наказания.

В свою очередь Верховный Суд не поддержал такую позицию. В Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 05.09.2018 № 302-АД18-6072 по делу № А33-3714/2017В указано, что при рассмотрении вопроса о возможности замены административного штрафа на предупреждение должны учитываться совершённые ранее иные административные правонарушения, в том числе не являющиеся однородными по отношению к рассматриваемому правонарушению. Эта позиция нашла своё отражение и в Постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 06.07.2021 № Ф03-2173/2021 по делу № А73-18401/2020.

Чтобы суд заменил штраф предупреждением, ходатайство подавать необязательно. Об этом свидетельствует судебная практика. Согласно Постановлению Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции от 23.04.2021 № 16-823/2020, 16-15/2021 с учётом формулировки ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ вопрос об основаниях для замены административного штрафа на предупреждение необходимо рассматривать в судебном порядке вне зависимости от того, заявлено ли соответствующее ходатайство лицом, привлекаемым к ответственности.

В Постановлени и Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.07.2020 № Ф08-5018/2020 по делу № А53-38398/2019 отражена аналогичная позиция и отмечено, что суд должен занимать активную позицию в решении вопроса о наличии у данного лица статуса субъекта малого или среднего предпринимательства, предлагать участникам процесса представить доказательства, подтверждающие названное обстоятельство.

Судебная практика

Рассмотрим выводы из судебной практики относительно того, необходимы ли все обстоятельства, предусмотренные ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, для того, чтобы суд заменил административный штраф на предупреждение.

Так, в Постановлении Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 17.06.2020 № 16-1854/2020 суд административный штраф заменил предупреждением, обосновывая это решение совокупностью и наличием всех юридически значимых обстоятельств, которые позволяют применить положения ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ. Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25.05.2020 № 16-3109/2020 и Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12.09.2019 № Ф04-3971/2019 по делу № А46-3200/2019 содержат аналогичные доводы.

При этом существует судебная практика, где отсутствие хотя бы одного из условий для замены штрафа уже не является причиной для того, чтобы вместо денежного взыскания вынести предупреждение.

Так, в Постановлении Верховного Суда РФ от 29.04.2021 № 59-АД21-4-К9 отклонили доводы жалобы из-за того, что суды нескольких инстанций не установили все условия, которые предусмотрены ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ.

Суд считает положения ч. 3 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ взаимосвязанными. И, соответственно, возможность замены административного штрафа на предупреждение возможно, если есть совокупность всех указанных в ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ обстоятельств.

Аналогичная позиция содержится в Постановлении Верховного Суда РФ от 05.04.2021 № 86-АД21-3-К2, Постановлении Верховного Суда РФ от 19.03.2021 № 5-АД21-14-К2, Постановлении Первого кассационного суда общей юрисдикции от 11.02.2021 № 16-458/2021.

Читайте также:
Соразмерность неустойки: последствиям нарушения обязательства

Ситуация с коронавирусом повлияла на судебную практику и по этой категории дел. Так, например, в решении Арбитражного суда Иркутской области от 05.10.2020 по делу № А19-11475/2020 административный штраф был заменён предупреждением потому, что его сумма была признана чрезмерной и несоразмерной. Суд учёл нестабильную экономическую обстановку в стране в связи с пандемией Covid-19 и решил, что санкция в виде предупреждения в полной мере обеспечивает достижение целей наказания. При этом суд учёл экономическое положение нарушителя и характер допущенных нарушений и исходил из того, что даже минимальный штраф в условиях пандемии и экономического кризиса может повлечь прекращение деятельности юридического лица.

СПС КонсультантПлюс предоставляет доступ к полной базе судебной практики арбитражных судов и судов общей юрисдикции всех инстанций.

Отсрочные решения

Отсрочки по уплате штрафов и выкупных платежей, льготные условия расторжения договоров аренды и другие меры поддержки бизнеса предусмотрены в законе о мерах развития экономики и предотвращении последствий коронавирусной инфекции. Его публикует “Российская газета”.

 Фото: iStock

Субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП) получили право на отсрочку выкупных платежей на срок от шести месяцев до года. Эту возможность предпринимателям предоставят при покупке государственного или муниципального имущества, которое они ранее арендовали.

Фото: iStock

Втрое пролонгируется для МСП срок добровольной уплаты административного штрафа. Мера направлена на поддержку бизнеса в условиях, когда заплатить штраф в более короткий срок проблематично, рассказали “РГ” в Минэкономразвития. В обычном порядке штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о его наложении. “Закон уточняет, что в 2020 году отсрочка может составить 180 дней для субъектов МСП, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юрлиц, а также руководителей и иных работников данных юридических лиц. Речь идет об административных штрафах в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций”, – пояснили в Минэкономразвития.

На ряд штрафов новая норма об отсрочке не распространяется. К примеру, на “наказания” в сфере безопасности дорожного движения, торговли лекарствами (в части наценок), санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Отсрочка также не действует на штрафы за публичное распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения.

Кроме того, в 2020 году по новым правилам будет формироваться Единый реестр субъектов МСП. В него включат предприятия, которые не успели своевременно предоставить налоговую отчетность.

По действующему законодательству штраф должен быть уплачен за 60 дней, но в 2020 году оплата может быть отсрочена на 180 дней

Для включения в реестр предприятия должны соответствовать критериям МСП, пояснили в Минэкономразвития. Это касается объема годовой выручки и среднесписочной численности сотрудников. Еще одно условие – необходимо сдать налоговую отчетность до 30 июня 2020 года. После включения в единый реестр предприниматели смогут рассчитывать на все действующие меры господдержки, льготы и преференции.

Снято ограничение на предоставление поддержки малым или средним предприятиям, которые торгуют подакцизными товарами (табак, алкоголь, бензин) или занимаются добычей полезных ископаемых.

Фото: Алексей Никольский / пресс-служба президента РФ / ТАСС

Новый закон разрешает предпринимателям на особых условиях расторгать договоры аренды в период нынешнего кризиса. Арендатор должен заниматься малым или средним предпринимательством в наиболее пострадавших отраслях экономики. Сначала он может потребовать уменьшения арендной платы на срок до одного года по договору, заключенному до введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. Если же в течение 14 дней со дня его обращения к арендодателю достичь соглашения о снижении платы или изменении других условий договора не удастся, арендатор получает право не позже 1 октября отказаться от договора аренды. При этом убытки из-за упущенной выгоды, убытки, связанные исключительно с досрочным расторжением договора, и другие суммы, которые по договору был обязан выплатить арендатор при одностороннем отказе от аренды, взиматься с него не должны. Обеспечительный платеж возврату арендатору не подлежит. Вместе с тем “иные убытки” подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

Если за 14 дней арендодатель и арендатор не договорились о снижении арендной платы, договор можно расторгнуть без штрафов

В первоначальной редакции документа предполагалось дать арендаторам большие права. Возможность досрочного расторжения договоров аренды предоставлялась нанимателям, чьи доходы в последнее время снизились более чем на 50%. Они могли бы уходить от арендодателей без уплаты штрафных санкций, обеспечительный платеж подлежал возврату. Однако после консультаций с бизнес-сообществом норму приняли с рядом оговорок. “Компромиссный вариант, найденный совместно с экспертами Государственной Думы, мы считаем наиболее корректным. Большая часть наших предложений вошла в окончательный текст закона”, – отмечают в Российском совете торговых центров.

Читайте также:
Пенсионный фонд в Каргопорах: особенности деятельности, режим работы, адрес

Фото: iStock

Поддержку получили и арендаторы государственного и муниципального имущества. Если они исправно платили за аренду до наступления режима повышенной готовности или ЧС, то арендодатель теперь не вправе отказать им в продлении договора аренды на срок до года на тех же условиях. Продление, с просьбой о котором арендатор должен обратиться до конца нынешнего года, будет проводиться без проведения торгов и оценки рыночной стоимости объекта. Арендаторы земельных участков из государственной и муниципальной собственности могут требовать пролонгации договора вплоть до 1 марта 2021 года. Максимальный срок продления их договоров – три года.

Минимальный размер пособия по уходу за первым ребенком до полутора лет вырастет с 3375 до 6752 рублей, а максимальный размер пособия для тех, кто остался без работы в период декретного отпуска повышается с 6000 до 13 504 рублей. Эта мера направлена на поддержку оставшихся без работы беременных мам или опекунов, осуществляющих фактический уход за ребенком, но не подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАС ИСКЛЮЧИЛИ ИЗ РЕЕСТРА МСП И ВЫ НЕ МОЖЕТЕ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЛЬГОТАМИ

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАС ИСКЛЮЧИЛИ ИЗ РЕЕСТРА МСП И ВЫ НЕ МОЖЕТЕ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЛЬГОТАМИ

Правительство активно оказывает поддержку субъектам малого и среднего бизнеса из пострадавших от коронавируса отраслей. Но компании и ИП, которые соответствуют критериям МСП, однако по какой-то причине были исключены из реестра, могут лишиться “коронавирусной” господдержки: отсрочек, субсидий из бюджета, права на пониженные тарифы взносов и пр. И если исключение незаконно, то нужно как можно скорее принять меры для исправления ошибки.

Кто и как попадает в реестр

Для отнесения к субъектам МСП компания или ИП по общему правилу должны соответствовать критериям :

– по среднесписочной численности сотрудников – не более 15 человек для микропредприятий, 100 человек для малых и 250 человек для средних предприятий. Исключение – средние предприятия, у которых 70% дохода составляет доход в сфере легкой промышленности. Они могут иметь до 1000 работников ;

– по доходу – не более 120 млн руб. для микропредприятий, 800 млн руб. для малых и 2 млрд руб. для средних предприятий;

Доход определяется по данным налогового учета без НДС. Размер дохода и численность работников оцениваются по данным прошлого года.

Реестр МСП формируется на основании показателей дохода из налоговых деклараций (в том числе по спецрежимам), сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий год, сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, информации, поступившей в ФНС от других госорганов . То есть представлять какие-либо заявления и документы для включения в реестр не нужно. Если компания (ИП) соответствует критериям субъекта МСП, налоговики должны включить ее в реестр автоматически.

Данные о компаниях и предпринимателях, которые отвечают критериям МСП, вносятся в реестр ежегодно 10 августа текущего года на основе сведений, имеющихся у ФНС по состоянию на 1 июля этого же года .

Вновь созданные ООО, АО с одним акционером, хозяйственные товарищества, соответствующие условию о структуре уставного капитала, производственные и потребительские кооперативы и КФХ, вновь зарегистрированные предприниматели для целей ведения реестра МСП признаются микропредприятиями. Они включаются в реестр 10-го числа месяца, следующего за месяцем внесения записи в ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Ограничения по среднесписочной численности работников и доходам при этом по понятным причинам не учитываются – таких данных еще просто нет .

Когда и почему исключают из реестра

Сведения о компании (ИП) – субъекте МСП исключаются из реестра в тот же срок, что и вносятся в него: ежегодно 10-го августа, по сведениям, которыми налоговики располагают на 1 июля того же года . Исключить из реестра могут по следующим причинам .

Причина 1. Не представлены сведения о среднесписочной численности работников за прошлый год. Напомним, сведения сдаются в ИФНС по месту учета ежегодно не позднее 20 января . Причем то, что компания сдала сведения, к примеру, за 2018 г., не спасет ее от исключения из реестра в 2020 г. по итогам 2019 г. Бесполезно и ссылаться на то, что налоговики располагали данными о численности работников из отчетности по страховым взносам, представленной компанией . Ведь в Законе N 209-ФЗ однозначно говорится, что соответствие критериям МСП определяется именно по сведениям о среднесписочной численности .

С 2021 г. сведения о среднесписочной численности работников будут сдаваться в составе расчета по страховым взносам. Сдавать форму за 2020 г. отдельно уже не потребуется . РСВ за 2020 г. надо будет сдать не позднее 01.02.2021.

Причина 2. Не сданы налоговые декларации, позволяющие определить величину дохода от предпринимательской деятельности за прошлый год. Если деклараций нет по состоянию на 1 июля, то 10 августа компанию исключат из реестра. Учтите: даже если компания исправится и подаст декларации и сведения о среднесписочной численности после 1 июля, в реестр ее вновь внесут только в следующем году .

Читайте также:
Со скольки лет продают электронные сигареты в России в 2022 году

Причина 3. Компания (ИП) перестала отвечать условиям отнесения субъекта к МСП. Отметим, в Законе говорится, что статус субъекта МСП изменяется, если компания превышала установленные ограничения по среднесписочной численности работников и доходам в течение 3 календарных лет подряд. То есть перейти, например, из категории микропредприятий в категорию малых фирма могла не раньше 10.08.2019 (напомним, что реестр ведется с 2016 г.), если показатели по доходам и численности работников были последовательно превышены в 2016 – 2018 гг.

Казалось бы, это можно понимать так, что “вылететь” из реестра из-за превышения предельных ограничений по доходам и численности работников тоже можно только по итогам 3 лет. Но налоговики и суды считают иначе: норма ч. 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ регулирует исключительно порядок изменения категории субъекта МСП. А вопрос об исключении фирмы из реестра с изменением категории субъекта МСП никак не связан. И если по итогам хотя бы одного года допущено несоответствие критериям МСП по численности работников и доходам, из реестра вас исключат правомерно . Например, если доходы компании за 2019 г. превысили предельное значение в 2 млрд руб. или среднесписочная численность сотрудников превысила 250 человек, то 10 августа текущего года ее уберут из реестра независимо от того, что в предыдущие годы доходы не выходили за пределы лимита. Такой вывод можно сделать и из разъяснений ФНС .

Причина 4. Прекращение деятельности организации или ИП. В этом случае данные исключаются из реестра МСП 10-го числа месяца, следующего за месяцем внесения записи в ЕГРЮЛ (ЕГРИП).

Этот перечень причин исчерпывающий . То есть, скажем, исключить вас из реестра из-за того, что не сдан расчет по форме 6-НДФЛ или расчет по страховым взносам, инспекторы не вправе.

Восстанавливаем справедливость через сервис ФНС

Что делать, если компания (ИП) соответствует всем критериям МСП, отчетность сдала вовремя, а в реестре фирмы нет? Способов несколько. Но мы советуем определенную последовательность действий. Прежде всего надо попытаться решить вопрос через сервис “Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства” на сайте ФНС rmsp.nalog.ru. Это официальный инструмент. Если вы пропустите этот шаг, ваша налоговая все равно отправит вас на сайт. Но, хотя налоговики на местах и говорят иногда, что руками они ничего в реестр не вносят и технических возможностей для этого не имеют, разбираться с вашим вопросом в конечном итоге все равно придется им. Расскажем подробнее.

Организация или ИП могут быть принудительно включены в реестр МСП. Для этого через сервис ФНС направляется специальное сообщение об отсутствии сведений в реестре или о неверном отражении в нем категории субъекта МСП. Для направления сообщения используется функция сервиса “Вас нет в реестре или данные некорректны?”. Сообщение может быть сформировано любым лицом, указавшим адрес электронной почты и заполнившим соответствующие поля .

Удостоверившись, что сервис не находит вашу компанию в реестре, зайдите в раздел “Вас нет в реестре или данные некорректны?”, введите ИНН или ОГРН (ОГРНИП), заполните данные о режиме налогообложения, доходах и численности работников за прошлый год, структуре уставного капитала и отправьте заявку на проверку сведений.

В зависимости от причины, по которой сведения о компании исключены из реестра МСП (несоответствие ограничениям по структуре капитала или требованиям к среднесписочной численности работников и доходу), сообщение поступает на рассмотрение в регистрирующий орган, или в ИФНС по месту нахождения организации (месту жительства ИП), или в оба органа сразу . Им будут заниматься отделы, отвечающие за ведение ЕГРЮЛ и ЕГРИП и (или) за камеральный контроль отчетности.

Сообщению присваивается номер, по которому можно отслеживать его статус в этом же разделе на сайте ФНС .

Информацию из сообщения налоговики проверят по сведениям из ЕГРЮЛ (ЕГРИП), налоговой отчетности, данным о выданных ИП патентах и т.д. Если инспекторы установят некорректность информации, содержащейся в ЕГРЮЛ (ЕГРИП), или тот факт, что сведения о субъекте МСП ошибочно не были переданы в ФНС для включения в реестр МСП, они должны устранить некорректное отражение данных в своей информационно-аналитической подсистеме. Если это невозможно, регистрирующий орган или ИФНС должны направить :

– сообщение о наличии документов, подтверждающих соответствие компании или ИП критериям МСП, на обработку в региональное УФНС. И тогда сведения в реестр МСП должно внести УФНС ;

– заявку на сайт технической поддержки ФКУ “Налог-Сервис” ФНС и проконтролировать ее исполнение.

Если информация заявителя не опровергает данные, использовавшиеся при формировании реестра МСП, или у инспекторов нет сведений, на которые ссылается заявитель, обработка сообщения завершается без внесения сведений в реестр .

Если же вопрос решился положительно, данные о компании вновь включат в реестр МСП при его ежемесячном обновлении, то есть вместе с новичками. К сожалению, не с той даты, с которой компания была из реестра исключена. Задним числом данные в реестр не вносятся.

Читайте также:
Арест имущества должника судебными приставами по месту прописки

Внимание! В Госдуму внесен законопроект N 953580-7, которым предлагается дать последний шанс исправиться “малышам”, исключенным из реестра 10.08.2019 из-за несдачи сведений о среднесписочной численности работников или налоговых деклараций за 2018 г. Предлагается включить их в реестр МСП, если они сдали отчетность за 2018 г. позже 01.07.2019, но не позднее 30.06.2020. Документ принят в третьем чтении. Кстати, налоговики сами восстановили в реестре сведения о 69 тыс. компаний и предпринимателей, которые хоть и с опозданием, но все же представили сведения о среднесписочной численности работников и декларации за 2018 г. до 01.04.2020.

Восстановление компании в реестре МСП задним числом невозможно

Григоренко Екатерина Сергеевна, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

– Для отнесения компании или ИП к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться определенные условия, в том числе по размеру среднесписочной численности работников и доходам за предшествующий календарный год, установленные ст. 4 Закона N 209-ФЗ. Внесение сведений о юрлицах и предпринимателях в Единый реестр субъектов МСП по общему правилу производится ежегодно 10 августа текущего календарного года на основе сведений, которыми налоговые органы располагают по состоянию на 1 июля этого же года .

Налоговый орган, формируя указанный реестр самостоятельно, руководствуется данными отчетности. Участие самих субъектов МСП в составлении реестра не предусмотрено. Соответственно, для правильного заполнения реестра компании и предприниматели должны, помимо соблюдения требований, предъявляемых к субъекту МСП, своевременно сдавать отчетность.

Допустим, налогоплательщик не сдал вовремя сведения о среднесписочной численности работников за 2018 г., но подал их позже, незадолго до наступления “критической” даты – 01.07.2019. В таком случае налоговый орган мог не успеть обработать информацию и, обнаружив несоответствие компании предъявляемым требованиям, исключил ее из реестра МСП. Эта проблемная ситуация может быть разрешена посредством сервиса ФНС “Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства” через функцию “Вас нет в реестре или данные некорректны?”. В течение 15 рабочих дней с момента обращения через сервис налоговые органы корректируют (при необходимости) сведения, служащие основанием для формирования реестра, а изменение данных по сообщению заявителя осуществляется при ежемесячном обновлении реестра . То есть компания может быть восстановлена в реестре раньше 10 августа следующего года, если оперативно примет меры, обнаружив, что ее исключили из реестра при его ежегодном обновлении.

Однако замечу, что восстановление в реестре задним числом ни технически, ни нормативно не предусмотрено. И если, скажем, компания обнаружила свое отсутствие в реестре в январе 2020 г., направила сообщение через сервис ФНС, которое с учетом установленных сроков было рассмотрено 14.02.2020, то сведения о компании будут вновь включены в реестр МСП только в марте 2020 г. Компания самостоятельно несет риск наступления негативных последствий от того, что в течение определенного периода она не числилась в реестре.

Кстати, в спорах, касающихся ведения реестра МСП, инспекции ссылаются на разъяснение ФНС, в котором сообщалось, что начиная с 10.08.2017 принудительное включение в реестр, исключение из него и изменение категории субъекту МСП возможно только по согласованию с ФНС, с использованием соответствующего программного обеспечения . Но это опять-таки техническая сторона вопроса, которая добросовестного “малыша”, обнаружившего, что сведения о нем из реестра пропали или неверны, волновать не должна . К тому же изменения в Регламент, которые были анонсированы ФНС в этом Письме, до сих пор не внесены.

Тем не менее через сервис может прийти и стандартная отписка: “По результатам рассмотрения сообщения налоговым органом не выявлено ошибок в сведениях, используемых при формировании реестра, в отношении. “.

Уточняем информацию на форуме ФНС

На сайте forum.nalog.ru выберите вкладку “Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства” и задайте вопрос о причинах отсутствия компании в реестре. На вопрос ответит специалист ФНС.

Обращение на форум не обязательно поможет решить проблему. Возможно, вас просто попросят обратиться через сервис (см. выше). Если сообщение уже направлено, порекомендуют дождаться результатов рассмотрения. Но могут объяснить причину исключения. Например, пояснить, что компания не соответствует требованию по структуре уставного капитала и поэтому исключена из реестра. Если изменения в учредительные документы, после которых компания стала соответствовать требованиям к МСП, внесены после 1 июля, то в реестр она сможет попасть только 10 августа следующего года.

Или вам сообщат, что компания исключена на основании п. 5 ч. 5 ст. 4.1 Закона 209-ФЗ и предложат обратиться в ИФНС по месту нахождения для уточнения. Это значит, что, скорее всего, проблема в непредставлении вами налоговой отчетности. На самом деле вы ее не представили или она по каким-то причинам не попала в базы данных ПК СЭОД, надо разбираться с налоговиками на месте.

Читайте также:
При расчете ЕНВД в торговле площадь подсобных помещений не учитывается

Обжалуем действия налоговой в УФНС

Если первые два шага не помогли, придется обжаловать действия налоговиков в вышестоящий налоговый орган. Здесь все как обычно. Если вы обратились в инспекцию по месту нахождения компании (месту жительства ИП) и там говорят, что вы что-то не сдали, сдали не вовремя или все сдали, но инспекция ничего не может сделать с реестром, пишите жалобу в УФНС. Желательно, чтобы к этому моменту вы уже получили ответ через сервис на сайте ФНС. Текст жалобы может выглядеть примерно так.

ООО “Сигма”, ИНН 1617002505, 10.08.2019 было исключено из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, несмотря на то что компания соответствует всем требованиям, предъявляемым к субъектам МСП ст. 4 Закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ.

Уставный капитал ООО сформирован за счет вкладов субъектов МСП (65%) и физических лиц (35%). Обществом своевременно представлена декларация по налогу при УСН за 2018 г., доходы составили 18 450 670 руб. Сведения о среднесписочной численности работников (12 человек) представлены позже установленного срока, но до 01.07.2019.

15 января 2020 г. компания направила сообщение через сервис на сайте ФНС с использованием функции “Вас нет в реестре или данные некорректны?” (уникальный номер сообщения 70536) и получила ответ, что по результатам рассмотрения сообщения налоговым органом не выявлено ошибок в сведениях, использованных при формировании Единого реестра МСП. В ИФНС N. по. представителю компании пояснили, что инспекция не имеет технической возможности для корректировки реестра МСП в ручном режиме, и, при условии своевременной сдачи отчетности за 2019 г., сведения о компании должны появиться в реестре при его ежегодном обновлении 10.08.2020.

Просим признать отказ в корректировке сведений Единого реестра МСП в отношении ООО “Сигма” незаконным и включить сведения о компании в реестр.

Что еще можно сделать

Если все перечисленные выше способы не помогли, можно пожаловаться на налоговиков в прокуратуру через сайт genproc.gov.ru. Зайдите в раздел “Интернет-приемная” и заполните форму обращения. Ответ подготовят в течение 30 календарных дней . В 2018 г. на сайте Генпрокуратуры сообщалось о почти 6 тыс. субъектов МСП, которым органы прокуратуры помогли вернуться в реестр.

Также можно пожаловаться в ФНС или обратиться в суд. Только помните, что в суд можно обращаться после того, как вы обжаловали действия или бездействие инспекторов в вышестоящий налоговый орган. Иначе в рассмотрении иска вам откажут. Причем письма в ИФНС с просьбой восстановить компанию в реестре МСП такой жалобой признаваться не могут . Полагаем, что это справедливо и для сообщения, направленного через сервис на сайте ФНС: приравнять его к обжалованию действий налоговиков нельзя.

О негативных последствиях исключения из реестра МСП мы также писали: 2018, N 17, с. 83.

Даже если компания (ИП) соответствует всем критериям МСП, но сведения о ней не содержатся в реестре МСП, она не имеет права на преференции, предусмотренные для малого бизнеса. Например, не вправе не сдавать формы статотчетности, от представления которых освобождены “малыши” . А также не вправе исчислять страховые взносы по пониженным “коронавирусным” ставкам. И если, скажем, компания “вылетит” из реестра МСП 10.08.2020, то потеряет право на применение пониженных тарифов с 1 августа .

подп. “а” п. 1, пп. 2, 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ (далее – Закон N 209-ФЗ); Постановление Правительства от 04.04.2016 N 265.

п. 2.1 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ; п. 1 Постановления Правительства от 22.11.2017 N 1412.

Письмо ФНС от 20.01.2020 N ГД-4-14/615@.

Постановление 18 ААС от 19.03.2020 N 18АП-1879/2020.

Закон от 28.01.2020 N 5-ФЗ.

Постановление 14 ААС от 17.02.2020 N 14АП-12801/2019.

ч. 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ; Письма Минэкономразвития от 27.01.2020 N Д13и-2174; ФНС от 10.05.2017 N ГД-4-14/8720@.

Постановления АС МО от 27.11.2018 N Ф05-18312/2018; 14 ААС от 17.04.2019 N 14АП-2123/2019; 9 ААС от 30.05.2018 N 09АП-11048/2018.

Письмо ФНС от 25.08.2017 N ГД-4-14/16894@.

Постановление 9 ААС от 28.06.2018 N 09АП-27639/2018.

пп. 1.1, 1.2 Регламента использования программного обеспечения, реализующего возможность обработки обращений по вопросам ведения реестра и принудительного включения в реестр МСП, утв. Приказом ФНС от 19.08.2016 N СА-7-6/442@ (далее – Регламент).

п. 1 ч. 5 ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ; п. 6.1 Приказа ФНС от 19.08.2016 N СА-7-6/442@.

Письмо ФНС от 08.08.2017 N ГД-4-14/15554@.

Постановление 15 ААС от 13.07.2018 N 15АП-4497/2018 (Постановлением АС СКО от 01.11.2018 N Ф08-8679/2018 оставлено без изменения).

п. 1 ст. 12 Закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ.

п. 2 ст. 138 НК РФ; Постановление 20 ААС от 28.12.2016 N 20АП-8044/2016.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: