Что входит в оплату коммунальных услуг. Регулирование тарифов ЖКХ

Что входит в оплату коммунальных услуг. Регулирование тарифов ЖКХ

от 29 января 1999 года

Концепция ценовой и тарифной политики
в жилищно-коммунальном хозяйстве
Российской Федерации*

* Концепция разработана Госстроем России (Дроновым А.А., Скопцовой М.М., Чернышевым Л.Н., Фатахетдиновой А.И., при участии Бычковского И.В.).

Действующая в настоящее время модель формирования себестоимости и ценообразования на услуги жилищно-коммунального хозяйства основывается на монопольных принципах, когда выполнение всего технологического цикла работ по производству, транспортировке и оказанию услуг производится одной организацией. Такой подход затрудняет получение подряда сторонними организациями в технологической цепочке производства и предоставления жилищно-коммунальных услуг.

По существу остаются нерешенными терминологические аспекты процесса ценообразования. Неоднозначность определения таких понятий, как затраты, стоимость, цена*, тарифы** на ЖКУ и другие не дает возможности установить единый подход к формированию экономических показателей и, прежде всего, тарифов, что, в конечном итоге, приводит к искажению финансово-экономической информации.

* Цена (стоимость) – денежное выражение стоимости товара, услуги; то, чем окупается или возмещается производство и поставка товара, услуги.

** Тариф – система ценовых ставок за пользование товара, услуги (например, расчеты за коммунальные услуги).

Существующая система ценообразования, основанная на ограничении рентабельности предприятий-поставщиков услуг, слабо заинтересовывает коммунальные предприятия в снижении затрат, не создает стимулов к повышению эффективности их деятельности, так как снижение затрат приводит к снижению цены на единицу услуги и абсолютной величины прибыли, в то время как рост затрат компенсируется ростом цены. Как следствие, такой подход ведет к заинтересованности предприятия в росте, а не в снижении затрат. Подобная практика делает невозможным привлечение инвестиционных ресурсов в отрасль, так как использование нормативной себестоимости как базы для формирования цены приводит к несоответствию последней структуре реальных финансовых потребностей предприятия.

При затратном подходе к формированию цены игнорируется фактор спроса – готовность и возможность потребителей (организаций, населения и бюджета) оплачивать услуги соответствующего качества и соответствующей стоимости.

Одной из наиболее острых проблем при этом остается наличие перекрестного субсидирования, когда разные группы потребителей получают один и тот же вид коммунальных услуг по разным тарифам. При этом в наиболее тяжелом положении оказываются промышленные предприятия, которые фактически субсидируют льготные тарифы для населения и бюджетных организаций.

В этих условиях, по существу, становится невозможным прогнозирование перехода жилищно-коммунального хозяйства на безубыточный режим функционирования, так как отсутствуют четкие критерии фактического уровня оплаты населением от полной стоимости услуг и необходимого размера бюджетного ассигнования.

Отсутствие упорядоченной ценовой и тарифной политики обусловливает также высокую дифференциацию стоимости жилищно-коммунальных услуг по регионам и муниципальным образованиям (различие в стоимости услуг ЖКХ достигает от 20 до 50 раз и более в пределах одного климатического региона).

Учитывая значимость перечисленных проблем, а также имеющиеся полномочия органов власти субъектов Федерации и местного самоуправления в сфере цено- и тарифообразования, не допускающих жесткого регулирования этих процессов с федерального уровня, разработана Концепция ценовой и тарифной политики ЖКХ в Российской Федерации, которая закладывает основные направления и принципы перехода на местах к открытой, адекватной современным экономическим условиям процедуре формирования цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

1. Общие положения

1.1. Совершенствование политики ценообразования должно проводиться с учетом соблюдения интересов всех участников процесса реформирования ЖКХ и, в первую очередь, создавать условия для обновления материальной базы отрасли – основных фондов и развития современной инженерной инфраструктуры, позволяющей предоставлять услуги в необходимом количестве и надлежащего качества.

1.2. Политика ценообразования и регулирования* тарифов в жилищно-коммунальном хозяйстве является составной частью общей ценовой политики Российской Федерации в период становления рыночной экономики и реформирования отрасли.

* Регулировать – упорядочивать (подчинять определенному порядку, правилам) с целью приведения к установленным требованиям.

Основными задачами новой системы ценообразования в ЖКХ являются:

– обоснование уровня затрат, непроизводительных потерь и стоимости коммунальных услуг, четкий учет и справедливость цен и тарифов;

– формирование социально-экономических обоснованных цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги, отражающих финансовые возможности и потребности поставщиков и потребителей ЖКУ;

– оптимизация и регулирование процесса ценообразования в ЖКХ;

– определение стоимости жилищно-коммунальных услуг на всех этапах их производства и поставки потребителю;

– поэтапный переход к введению (установлению*) единых (одинаковых) цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для всех потребителей;

* Устанавливать – утвердить, ввести в действие.

– разработка отраслевой (федеральной, региональной и муниципальной) нормативной базы формирования и регулирования цен и тарифов на ЖКУ, разграничивающей полномочия каждого уровня управления.

При определении стоимости жилищно-коммунальных услуг необходимо обеспечивать:

– гибкий, вариантный подход к вопросам цено- и тарифообразования с соблюдением необходимых функций в сфере регулирования цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги за соответствующими уровнями управления: федеральный, субъект Федерации, муниципальные образования, предприятия и организации ЖКХ;

– соблюдение основных принципов установления цен и тарифов на ЖКУ;

– деполитизация механизма утверждения цены на основе профессионального и доступного для операторов подхода к формированию стоимости ЖКУ;

– правовая регламентация процедуры представления, рассмотрения и утверждения цен и тарифов;

– определение интервала времени, в течение которого действуют установленные цены и тарифы;

– включение величины планово-расчетной прибыли, необходимой для осуществления расширенного воспроизводства и обновления основных фондов предприятий;

– обеспечение прозрачности расчетов тарифов для исключения повторного учета затрат;

– соблюдение принципа равноправия всех субъектов рынка жилищно-коммунальных услуг в ходе рассмотрения и согласования цен и тарифов на услуги отрасли;

– рекомендательный характер федеральных положений цено- и тарифообразования, обеспечивающих возможность учета местных особенностей производства и предоставления жилищно-коммунальных услуг путем отражения этих особенностей в региональных методических документах.

2. Определение себестоимости услуг в ЖКХ
на современном этапе развития отрасли

2.1. Основой формирования цены является себестоимость услуги.

Читайте также:
Учет расчетов по претензиям на счете 76.2 в 2022 году

2.2. Калькулирование планово-расчетной себестоимости ЖКУ ведется на основе натуральных величин потребления услуг по статьям затрат с учетом всех этапов технологического процесса производства и объема реализации услуги потребителям, а также с учетом затрат по организации расчета и сбора коммунальных платежей населения, позволяющее при необходимости выделять отдельные виды работ для передачи их производителям на конкурсной основе.

2.3. Рассматривая жилые здания, как комплекс недвижимого имущества, при формировании себестоимости в основных затратах, приходящихся на 1 м общей площади, следует учитывать: содержание жилья, управление жилищным фондом, эксплуатацию ограждающих конструкций и внутридомового инженерного оборудования и систем, капитальный ремонт жилищного фонда в части, оплачиваемой населением.

2.4. При едином методологическом подходе расчета себестоимости особенности, связанные с конкретными условиями производства услуг, климатическими, экологическими и другими факторами, должны найти отражение в нормативных и методических документах, разрабатываемых и утверждаемых на уровне субъектов Федерации.

2.5. Классификация затрат по элементам себестоимости в соответствии с их экономическим содержанием осуществляется по следующим элементам:

– материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);

– затраты на оплату труда;

– отчисления на социальные нужды;

– амортизация основных средств;

– затраты на капитальный ремонт;

– прочие затраты, включая ремонтный фонд.

2.6. При формировании себестоимости услуг должны учитываться выводы и практические рекомендации ежегодных аудиторских проверок финансово-хозяйственной деятельности организаций ЖКХ в целях установления достоверности бухгалтерской отчетности и повышения обоснованности тарифов на предоставляемые услуги.

3. Порядок формирования цен и
тарифов на услуги ЖКХ

3.1. Цена на ЖКУ в условиях реформирования отрасли и поэтапного перехода на рыночные условия функционирования является материальным воплощением компромисса между поставщиками и потребителями услуг, отражающего реальные финансово-экономические и социальные возможности регионов и всех участников рынка жилищно-коммунальных услуг.

Основной методической предпосылкой и этапом формирования цены на услуги является планирование себестоимости и прибыли.

3.1.1. При формировании цен и тарифов в пределах своей компетенции регулирующие органы реализуют следующие основные функции (см. приложения 1-3):

– федеральный уровень – создание нормативно-правовой и методической базы современной ценовой и тарифной политики, установление цен и тарифов на услуги, регулируемые на федеральном уровне, проведение мониторинга цен и тарифов на ЖКУ по субъектам Российской Федерации;

– уровень субъектов Федерации – разработка региональной нормативно-правовой и методической базы формирования цен и тарифов на ЖКУ, определение перечня видов услуг в ЖКХ, на которые устанавливаются и регулируются цены и тарифы на региональном уровне; проведение мониторинга цен и тарифов на ЖКУ по муниципальным образованиям и предприятиям ЖКХ;

– уровень муниципального образования – разработка муниципальной нормативно-правовой и методической базы формирования цен и тарифов на ЖКУ, установление и регулирование их величины по группам потребителей, реализация современной ценовой и тарифной политики на местах;

– уровень предприятий и организаций ЖКХ – формирование цены на основе действующей нормативно-правовой и методической документации, проведение анализа производственной и финансово-хозяйственной деятельности, осуществление расчетов плановой себестоимости, прибыли с учетом состояния основных фондов, разработка программ развития предприятия, внесение предложений в регулирующий орган об утверждении величины цен и тарифов на ЖКУ.

3.1.2. Проведение политики ценообразования и регулирования тарифов на услуги ЖКХ предопределяется условиями, в которых функционируют предприятия:

– потенциально конкурентные и конкурентные рынки, на которых цены определяются спросом и предложением и возможно их свободное (рыночное) формирование;

– рынки, которые монополизированы в силу различных причин (высокие барьеры входа на рынок, технологические причины и др.), но не связанные с естественной монополией и на них возможна конкуренция и установление цен рыночными методами;

– естественное монопольное предоставление услуг, к которому применимо регулирование цен соответствующими государственными органами.

При наличии естественных локальных монополий, предоставляющих коммунальные услуги потребителям, главными направлениями ценовой политики должно быть: создание нормативно-правового механизма минимизации затрат на производство и поставку ЖКУ и на этой основе – оптимизация устанавливаемых цен и тарифов с включением в их состав планово-обоснованного размера прибыли (процента рентабельности).

Задачей тарифной политики в рыночных сегментах ЖКХ является определение основных принципов формирования “стартовой” цены, являющейся базой для установления тарифа на определенный вид услуги, оказываемой на конкурсной основе.

Конкурентная среда предоставления услуг дает право формирования тарифа на основе соотношения спроса и предложений на данный вид услуг в пределах муниципального образования, где органы управления жилищным фондом и объектами социальной сферы являются, как правило, “оптовым” покупателем того или иного вида услуг.

3.2. Тарифная политика решает, в частности, задачи оплаты ЖКУ населением с учетом доли затрат на ЖКУ в совокупном семейном доходе, предоставления жилищных субсидий и минимизации перекрестного субсидирования различных групп потребителей.

Основными методическими предпосылками формирования тарифов являются: формирование сбалансированной политики, адекватной уровню доходов населения и финансовому положению региона; определение тарифов для оплаты ЖКУ населением, организациям социальной и бюджетных сфер, промышленными и приравненными к ним организациями в целях постепенной ликвидации перекрестного субсидирования.

4. Ценовое и тарифное регулирование в ЖКХ

4.1. Успешная реализация новой ценовой и тарифной политики в ЖКХ будет зависеть от деятельности на местах органов ценообразования и регулирования, образуемых соответствующими органами государственной власти на профессиональной основе. Органы ценообразования и регулирования устанавливают величину стоимости, а также регулируют величину тарифов на ЖКУ на основе утвержденных органами власти индикативных показателей по различным группам потребителей.

Деятельность органов ценообразования на услуги ЖКХ регламентируется Процедурой формирования, представления и утверждения цен и тарифов, а также Положением об органах по регулированию цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги, утверждаемых субъектами Российской Федерации.

4.1.1. Профессиональная деятельность регулирующего органа (органа цено- и тарифообразования), наделенного соответствующими полномочиями должна быть независима от всех субъектов рынка ЖКУ и открыта для всех групп потребителей и, прежде всего, населения.

Читайте также:
Срок хранения больничных листов на предприятии: что представляет из себя больничный лист, правила хранения документов, как оформить

4.1.2. Решение регулирующего органа об установлении соответствующих размеров цен и тарифов на ЖКУ для различных групп потребителей должно производиться по четко утвержденной процедуре принятия соответствующих решений и может быть отменено только решением суда.

4.1.3. Финансирование регулирующего органа по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляется либо по нормативам отчислений от установленных ; тарифов на регулируемые виды услуг ЖКХ, исходя из минимальных социальных нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг, либо из бюджетов соответствующего уровня по статье расходов на содержание аппарата управления на возвратной основе с погашением затраченных средств за счет отчислений субъектов естественных монополий и других не запрещенных законом источников.

4.2. Деятельность органов государственной власти на местах при установлении индикативных показателей для утверждения тарифов по различным группам потребителей должна быть основана на следующих основных принципах:

– исполнение федеральных стандартов перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг;

– исполнение нормативных и законодательных актов Российской Федерации по вопросам ценообразования в ЖКХ;

Коммунальные услуги

В коммунальные услуги входит передача коммунальных ресурсов потребителям в жилых и нежилых помещениях, в том числе на земельных участках.

Коммунальные ресурсы — это холодная и горячая вода, электричество и отопление, тепловая энергия, газ, твердое топливо для печного отопления, если оно есть. Еще в перечень коммунальных услуг входит отведение сточных вод и вывоз мусора.

Рассказываем подробно про коммунальные услуги.

Что вы узнаете

Есть два документа, которые регулируют правила предоставления и оплаты КУ:

    о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Коммунальные и жилищные услуги — не одно и то же. Важно помнить, что в коммунальные услуги входит передача ресурсов. В жилищные услуги входит управление многоквартирным домом, а также содержание и ремонт общего имущества жильцов.

Платежи за коммунальные услуги можно вносить управляющей компании или ТСЖ, а можно напрямую поставщику.

Нормативы

Норматив — это количество ресурса на потребителя. Нормативы помогают рассчитать плату за ЖКУ, если в помещении нет специального прибора учета или потребитель забыл передать показания прибора.

Установка нормативов на коммунальные услуги входит в обязанности местных властей — по каждому виду услуг свой норматив. Ищите нормативы в местных законодательных актах или на сайтах поставщиков, региональных порталах вроде mos.ru или gov.spb.ru.

Исполнители коммунальных услуг

Исполнитель КУ — это организация, которая предоставляет их потребителям.

В многоквартирном доме исполнителем может быть управляющая организация, товарищество, кооператив или ресурсоснабжающая организация — поставщик определенного ресурса.

В жилом доме исполнителем еще может быть садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество.

  1. Предоставлять потребителям коммунальные услуги, которые входят в договор, круглосуточно и в полном объеме.
  2. Заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры на поставку ресурсов.
  3. Обслуживать инженерные системы.
  4. Ежемесячно снимать показания общедомовых счетчиков и принимать показания индивидуальных приборов учета — воды, газа, электричества — потребителей. Учитывать показания для расчета размера платы пользователей.
  5. Рассчитывать размер платы и производить перерасчет, если нужно.
  6. Принимать жалобы от жильцов и сообщать им об авариях и работах, которые могут помешать подаче КУ.

Исполнителями в одном доме могут быть сразу несколько организаций: управляющая компания и поставщики ресурсов.

Кто является обязательным плательщиком

Граждане и организации обязаны оплачивать КУ за помещение, которое они занимают.

Обязанность оплачивать КУ у собственника, нанимателя или арендатора появляется с момента возникновения права собственности или заключения соответствующего договора. Тот, кто принял квартиру от застройщика по передаточному акту, но право собственности еще не установил, обязан оплачивать КУ с момента подписания акта.

Что входит в перечень коммунальных услуг для физических лиц

Вот что входит в список коммунальных услуг, которые предоставляют жильцам:

  1. Холодная вода.
  2. Горячая вода.
  3. Тепловая энергия.
  4. Водоотведение.
  5. Электроснабжение.
  6. Газоснабжение, в том числе бытовой газ в баллонах.
  7. Отопление.
  8. Твердое топливо при наличии печного отопления.
  9. Содержание и ремонт общего имущества.
  10. Вывоз мусора.

У потребителя может быть одна коммунальная услуга или несколько, но не обязательно все, которые входят в перечень.

Если в многоквартирном доме нет общего прибора учета (ОДПУ), плата за его установку ложится на плечи собственников помещений. Оплатить ОДПУ собственник квартиры может единовременно или в рассрочку до пяти лет, нежилого помещения — только единовременно.

КУ должны предоставлять круглосуточно. Если произошла авария или проводятся профилактические работы, исполнитель может приостановить подачу определенного ресурса, например горячей или холодной воды, на несколько часов до устранения причины аварии или окончания работ.

Что входит в перечень коммунальных услуг для юридических лиц

В коммунальные услуги для юрлиц входит тот же набор, что и для физических. Но юридические лица должны заключить договор на поставку КУ непосредственно с поставщиком.

Собственники жилых помещений напрямую договор не заключают — этот вопрос входит в полномочия управляющей организации.

Квитанция на оплату коммунальных услуг

Квитанция на оплату — платежный документ, на основании которого потребитель оплачивает предоставленные КУ.

Структура квитанции

Утвержденной формы квитанции нет, но есть примерная форма платежного документа. Квитанцию формирует управляющая организация. В ней есть список коммунальных и жилищных услуг, указано, что входит в прочие услуги, если они есть.

Квитанция на оплату коммунальных услуг состоит из нескольких разделов:

  1. Данные о плательщике и исполнителе.
  2. Расчет размера платы за жилищные, коммунальные и прочие услуги.
  3. Справочные данные — сюда входят показания общих приборов учета и общий объем потребления КУ многоквартирным домом.

Еще в квитанции пишут тарифы, объем потребления и цены за каждый вид ресурса. Если есть данные о задолженности, переплате и перерасчете, их тоже указывают.

Читайте также:
Пенсионный фонд в Кеми - адрес, телефон, режим работы отделения

Потребитель обязан оплатить КУ до десятого числа месяца, следующего за расчетным периодом. А исполнитель должен прислать квитанцию до первого числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом.

Квитанция на оплату жилищных, коммунальных и прочих услуг в многоквартирном доме от УК

Как формируется счет

Счет формируется на основании нормативов или объема потребления коммунальных ресурсов.

Если в помещении установлены приборы учета, размер платы за коммунальный ресурс рассчитывается по формуле: объем потребленного ресурса умножают на тариф.

Если прибора учета нет, размер платы определяется по нормативам и рассчитывается по другой формуле: количество проживающих в квартире или доме умножается на норматив потребления и цену КУ.

Если техническая возможность установить прибор существует, а прибора учета нет, у формулы расчета появляется повышающий коэффициент — 1,5.

Частые вопросы

Разберемся, входит ли капитальный ремонт в коммунальные платежи, а коммунальные услуги — в арендную плату и можно ли от них отказаться.

Входит ли капитальный ремонт в коммунальные услуги

Капитальный ремонт входит в плату за жилое помещение и коммунальные услуги только для собственника помещения в многоквартирном доме. Наниматель помещения не оплачивает капитальный ремонт.

Входят ли коммунальные услуги в арендную плату

Нет, не входят: арендная плата не связана с коммунальными услугами — это отдельный платеж за пользование помещением.

Можно ли отказаться от отдельных видов услуг

Отказаться от ЖКУ нельзя, но можно отказаться от дополнительных услуг, которые входят в квитанцию: от радио или телевидения, диспетчера, охраны и прочих навязанных управляющей компанией услуг. Для решения этого вопроса нужно обратиться к поставщику и написать заявление об отказе.

Обратитесь в управляющую организацию и уточните, как отказаться от дополнительных услуг, которые входят в квитанцию: через нее или через поставщика. Вам может понадобиться справка от поставщика об отсутствии задолженности.

Загрузка

Лена Николаева

Почему в Москве собственники квартир платят только по счётчикам (вода,газ,электричество),а в
С-Пб- ещё и за свет на лестничной клетке,за уборку лестницы,водоотведение на воду,для уборки лестницы и уборку придомовой территории?

Лена, если у Вас не было ОСС по определению состава ОИ, то и УО в обслуживание передавать было нечего, предмет договора управления отсутствует. Перечень объектов, которые могут быть отнесены к ОИ, представлен в НПА, но он является лишь ориентиром, поскольку в каждом МКД свой состав ОИ, который определяют собственники на ОСС. Без решения ОСС л/к не станет автоматически ОИ и соответственно убирать ее УО не обязана.

Алексей Шаньгин

Есть помещение, в котором не подведена ни вода, ни свет, ни газ.
Вопрос, нужно ли обязательно заключать договора с поставщиками? Если нет, то хочется узнать, нужно ли в таком случае платить за ЖКУ (ведь по факту они не оказываются)

Александр Пустов

на каком основании должны платить за ” услуги управляющей компании”

Михаил Новак

Александр, это всё обман. Вы ничего не должны УК если не заключали с ними договоров.

Роман Фролов

Михаил, мне пришла квитанция+ в ней указана задолжность. Пишут, цитирую- Уважаемые жители! Оплата за ЖКУ- обязанность потребителя. Своевременно оплачивайте ЖКУ до 10числа каждого месяца. Я открываю, что и вам советую, МДС-41-3.2000 и читаем на 1 стр кто такой потребитель.

Как начисляется плата за ЖКУ

В большинстве московских домов плата за отопление рассчитывается по показаниям общедомового счетчика тепла. Для этого используются показания счетчика за прошлый год.

  1. Управляющая компания делит количество тепла, которое по показаниям счетчика получил ваш дом в прошлом году, на 12 месяцев.
  2. Из полученной цифры вычитают потребление на нежилые встроенно-пристроенные помещения, а разницу делят на площадь жилых помещений дома и умножают на общую площадь вашей квартиры и действующий тариф .
  3. В начале года управляющая компания сверяет получившуюся цифру с фактически потребленным количеством тепла и делает корректировку в ту или иную сторону в зависимости от того, сколько тепла потратил ваш дом в прошлом году. Корректировка платежа указывается в квитанции, в графе «Перерасчет».

Площадь дома и показания общедомового счетчика тепла вы можете запросить в своей управляющей компании. Ее контакты можно найти на портале «Дома Москвы».

2. Как начисляется плата за водоснабжение и водоотведение?

  • по счетчикам. Если в вашей квартире стоят индивидуальные счетчики, вычислите разницу между показаниями за текущий и предыдущий месяц, умножьте полученную разницу (фактическое потребление) на действующий тариф. Водоотведение рассчитывается как сумма фактического потребления по холодному и горячему водоснабжению и также умножается на действующий тариф ;
  • без счетчиков. Если в вашей квартире нет индивидуальных счетчиков, уточните в управляющей компании (ее контакты вы можете найти на портале «Дома Москвы»), установлен ли в вашем доме общедомовой прибор учета воды. Если установлен, то вычтите из его показаний общедомовые расходы воды (на полив газонов, мытье лестничных клеток и так далее) и показания счетчиков, установленных в нежилых помещениях (в подвале, на чердаке и так далее), — все эти показания можно уточнить в управляющей компании. Из получившейся цифры вычтите показания приборов учета, установленных в жилых помещениях; разницу разделите между всеми жильцами, зарегистрированными в квартирах без счетчиков воды. Результат не может превышать норматива, установленного для одного человека, более чем в два раза. При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения;
  • по нормативам. Если дом аварийный, ветхий или в нем нет технической возможности установить общедомовой или индивидуальный счетчик, расход воды определяется из нормативов для соответствующей категории дома по каждому зарегистрированному в квартире человеку. Норматив также умножается на действующий тариф. При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Читайте также:
Пенсионный фонд в Базарном-Карабулаке: особенности деятельности, режим работы, адрес

В домах с индивидуальным тепловым пунктом (котельной) плата за горячую воду состоит из платы за холодную воду и за ее подогрев. Холодная вода оплачивается как обычно.

3. Как начисляется плата за газ?

Если у вас не установлен счетчик газа, его потребление рассчитывается по нормативу на каждого зарегистрированного в квартире жильца и умножается на действующий тариф ;

Если в вашей квартире установлен счетчик газа, то вы оплачиваете только тот газ, который потратили. Для этого вычислите разницу между показаниями за текущий и предыдущий месяц, умножьте полученную разницу (фактическое потребление) на действующий тариф.

Счетчики на газ нужно устанавливать, только если вы потребляете больше двух кубометров газа в час. На практике это значит, что, помимо газовой плиты, у вас дома как минимум должна быть газовая колонка.

Подробнее о том, как установить счетчики, вы можете прочитать в нашей инструкции.

4. Как начисляется плата за электроэнергию?

Плата за электроэнергию начисляется по показаниям счетчиков. Вычислите разницу между показаниями счетчиков электричества за текущий и предыдущий месяц и умножьте полученную разницу (фактическое потребление) на действующий тариф .

5. Как узнать о тарифах на коммунальные услуги?

Управляющие организации обязаны обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях их финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством их размещения в ГИС ЖКХ.

6. Как начисляется плата за капитальный ремонт и социальный наем?

Если вы собственник жилья, то оплачиваете взносы за капитальный ремонт. С 1 января 2022 года единая минимальная ставка составляет 20,99 рубля за один квадратный метр. Подробнее о взносах на капитальный ремонт вы можете прочитать в нашей инструкции.

Если вы наниматель квартиры по договору социального найма, то взносы за капитальный ремонт за вас делает город, однако ежемесячно вы должны платить за наем жилого помещения.

Плата за наем рассчитывается так:

  • тариф за 1 кв.м х общая площадь жилого помещения

Ставки платы за социальный наем жилого помещения и наем специализированного жилого помещения для нанимателей, имеющих льготы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг:

Коммунальные услуги

Узнаете, какой должна быть температура горячей воды, как начисляется плата за коммунальные услуги, за что платят собственники, кроме оплаты коммунальных услуг, потребленных в собственной квартире.

Коммунальные услуги – это деятельность по подаче потребителям коммунальных ресурсов (холодная и горячая вода, электричество, газ, тепловая энергия) и оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами для обеспечения благоприятных и безопасных условий использования помещений в МКД.

Требования к качеству предоставляемых коммунальных услуг

Холодная вода

Должна быть доступна жителям дома всегда. В случае аварии перерывы в подаче воды могут составлять не более 8 часов в месяц в целом. Единовременное отключение допускается максимум на 4 часа.

Горячая вода

Допускается ежегодное 14-дневное отключение на профилактические и ремонтные работы. Воду могут отключить не более чем на 8 часов суммарно в течение месяца из-за аварии и на 4 часа единовременно. В случае аварии на тупиковой магистрали допускается отключение на 24 часа подряд. Температура воды должна составлять 60-75 градусов.
Отклонения не допускаются.

Электроснабжение

Должно быть бесперебойным. Допустимая продолжительность перерыва – 2 часа при наличии двух независимых взаиморезервирующих источников питания и 24 часа при одном источнике питания. Электроэнергия должна соответствовать ГОСТ 32144-2013 по напряжению и частоте тока.

Газоснабжение

Должно быть бесперебойным и круглосуточным. Допустимый перерыв – не более 4 часов в течение месяца. Газ должен соответствовать всем требованиям ГОСТ 5542-2014 и иметь давление от 0,0012 МПа до 0,0030 МПа. Максимально допустимое отклонение давления – 0,0005 МПа.

Отопление

Должно быть бесперебойным и круглосуточным в течение всего отопительного сезона. Допустимая продолжительность перерыва – не более 24 часов в течение месяца. Единовременно – не более 16 часов при температуре воздуха в жилых помещениях от 12 градусов тепла, не более 8 часов при температуре воздуха в жилых помещениях от 10 до 12 градусов тепла и не более 4 часов при температуре воздуха в жилых помещениях от 8 до 10 градусов тепла.

В случае несоблюдения данных требований нужно немедленно сообщить об этом в диспетчерскую службу своей управляющей организации или Единую диспетчерскую службу Московской области. Если это не помогает, стоит обратиться в Госжилинспекцию Московской области.

Как начисляется плата за коммунальные услуги

Если установлены счетчики

Размер платы за коммунальную услугу по отоплению, холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, газоснабжению и электроснабжению зависит от:

  • объема потребленного за расчетный период коммунального ресурса, определенного по показаниям индивидуального прибора учета, а также объема потребления на общедомовые нужды для отопления;
  • тарифа на коммунальный ресурс.
Если счетчиков нет

Плата начисляется исходя из нормативов потребления коммунальной услуги и тарифа на коммунальный ресурс. Для потребителей коммунальных услуг по электроснабжению, холодному водоснабжению и газоснабжению, у которых не установлены счетчики, работает повышающий коэффициент 1,5. Он не будет действовать, если отсутствует техническая возможность установки прибора учета, подверженная актом.

Формулы для расчета платы за коммунальные услуги

Установлен счетчик
Нет счетчика

[Плата за электроэнергию] = [тариф] х [норматив потребления] х [количество проживающих человек] х [повышающий коэффициент 1,5*]

*Если отсутствие технической возможности установки прибора учета не подтверждено актом.

Скидка на оплату электроэнергии для жителей сельских территорий составляет 30%, а для пользователей электрических плит – 27,4%.

Читайте также:
Нотариальное согласие супруга на покупку квартиры в ипотеку: образец заверенного документа, а также рекомендации по его оформлению

Если в квартире никто не прописан и не проживает, то при отсутствии приборов учета плата рассчитывается на количество собственников.

Как снизить платеж:
  • пользоваться двух- и трехставочными счетчиками;
  • пользоваться техникой с высоким классом энергоэффективности (А, А+, А++).
Установлен счетчик

[Плата за отопление] = [тариф] х [объем потребленных услуг (индивидуальное потребление
+ общедомовые нужды)]

Нет счетчика
Как снизить платеж:
  • поставить общедомовой прибор учета. Это поможет снизить плату на 20-30%;
  • следить за общедомовыми помещениями – двери и форточки на лестничных площадках должны быть закрыты.
Установлен счетчик
Нет счетчика

[Плата за холодную воду] = [тариф] х [норматив потребления] х [количество проживающих человек] х [повышающий коэффициент 1,5*]

*Если отсутствие технической возможности установки прибора учета не подтверждено актом.

Если в квартире никто не прописан и не проживает, то при отсутствии приборов учета плата рассчитывается на количество собственников.

Как снизить платеж:
  • установить счетчик;
  • следить за исправностью сантехники.
Стоимость 1 м³ горячей воды
Расчет платы за горячую воду

Если в квартире никто не прописан и не проживает, то при отсутствии приборов учета плата рассчитывается на количество собственников.

Как снизить платеж:
  • установить счетчик;
  • следить за исправностью оборудования.
Установлен счетчик
Нет счетчика

[Плата за газ] = [тариф] х [норматив потребления] х [количество проживающих человек] х [повышающий коэффициент 1,5*]

*Если отсутствие технической возможности установки прибора учета не подтверждено актом.

Как снизить платеж:
  • установить счетчик;
  • следить за исправностью оборудования.

[Плата за вывоз ТКО (мусора)] = [тариф регионального оператора] х [норматив/объем] х [площадь квартиры]

Кто имеет право на сниженный платеж:

1. Неработающие пенсионеры:

– прекратившие трудовую деятельность в связи с выходом на пенсию – на 30%;

– достигшие возраста 70 лет и старше – на 50%;

– достигшие возраста 80 лет и старше – на 100%.

2. Льготники, имеющие право на компенсацию расходов на ЖКУ.

Где найти информацию по установленным тарифам и нормативам

Для жителей Московской области разработан специальный сервис, где можно найти актуальные тарифы, установленные для муниципалитетов и ресурсоснабжающих компаний.

Действующие нормативы

    от 20.10.2020 № 386-РВ «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному (горячему) водоснабжению, водоотведению в жилых помещениях на территории Московской области».
    от 20.10.2020 № 386-РВ «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному (горячему) водоснабжению, водоотведению в жилых помещениях на территории Московской области».
    от 09.12.2014 №162-РВ «Об утверждении нормативов коммунальных услуг в отношении холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и отопления»*.

* Смотри Приложение 2 «Нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению в жилых помещениях».

    Министерства экологии и природопользования Московской области от 09.10.2018 № 607-РМ «О внесении изменений в распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 01.08.2018 № 424-РМ «Об утверждении Нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Московской области».
    Правительства Московской области от 09.11.2006 N 1047/43 «Об утверждении нормативов потребления природного газа населением при отсутствии приборов учета газа» (В редакции Постановления Правительства Московской области от 07.11.2017 № 914/40).

Как сделать перерасчет платы за коммунальные услуги

В каких случаях можно требовать перерасчет

Если в квартире нет индивидуальных приборов учета, при отсутствии технической возможности их установки, подтвержденной актом, и отсутствии потребителя более пяти полных календарных дней подряд можно требовать перерасчет за холодную и горячую воду, водоотведение, газо- и электроснабжение. Платить придется только за отопление и газоснабжение для отопления жилых помещений, а также коммунальные ресурсы, потребляемые в целях содержания общего имущества (на общедомовые нужды).

Перерасчет осуществляется в течение 30 дней после окончания периода временного отсутствия. Заявления о перерасчете направляются в управляющую организацию. Приложите подтверждающие отсутствие документы: билеты, гостиничные счета, справку из санатория, командировочное удостоверение.

Плата за коммунальные услуги уменьшается вплоть до полного освобождения от нее, если, например, температура горячей воды была ниже нормы или света не было больше установленного периода.

Факт оказания некачественной услуги должен быть подтвержден заявкой потребителя в аварийно-диспетчерскую службу, зафиксированной в журнале регистрации, и актом проверки.

Если в доме произошла авария, в результате которой предоставление услуги было прекращено на срок дольше установленного, управляющая компания обязана автоматически выполнить перерасчет всему дому. Если этого не произошло, надо обратиться с заявлением в управляющую компанию. Если она не выполнит перерасчет, обращайтесь в Госжилинспекцию.

Если есть другие основания полагать, что вы переплачиваете за коммунальные услуги, обратитесь в управляющую компанию. Там обязаны непосредственно при обращении потребителя проверить правильность начислений и немедленно по результатам проверки выдать документы с правильно начисленными платежами. По вашей просьбе они должны быть заверены подписью руководителя и печатью.

Если УК проигнорирует требование перерасчета, обращайтесь в Госжилинспекцию.

Если проведение такой проверки непосредственно при обращении невозможно, проверка может производиться в срок, определенный по договоренности потребителя и управляющей организации, но не превышающий месяца со дня обращения. Документы по результатам проверки предоставляются способом, согласованным потребителем и управляющей организацией, не позднее пяти рабочих дней после завершения проверки.

Расходы на коммунальные ресурсы, потребляемые в целях содержания общего имущества (КРСОИ) – на общедомовые нужды (ОДН)

Расходы на КРСОИ (ОДН) – это плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме*. Они входят в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения.

К ним относятся:

  • освещение в домах, подъездах и на придомовых территориях;
  • уборка общих помещений;
  • обслуживание лифтов;
  • применение насосов водоснабжения;
  • использование домофонов и сигнализации;
  • дежурное освещение чердаков и подвалов;
  • мойка лестничных площадок и мусоропроводов;
  • полив газонов;
  • промывка коммуникаций;
  • опрессовка отопительной системы;
  • ремонт и запуск отопительной системы.
Читайте также:
Пенсионный фонд в Обручевском районе - адрес, телефон, режим работы отделения

Также в расходы на КРСОИ (ОДН) закладываются возможные технологические потери, связанные с особенностями установленного электрооборудования и внутридомовых инженерных сетей*.

* Не применяют в МКД с непосредственным способом управления.

Не относятся к КРСОИ (ОДН)

  • Все виды ресурсов, потребленные организациями, владеющими или арендующими помещения в доме или в пристройке к дому.
  • Ресурсы, которые были использованы в связи с обслуживанием оборудования интернет-провайдерами, в частности, электроснабжение принимающей антенны должно осуществляться за счет поставщика услуг интернета, телефонии и кабельного телевидения.

Как рассчитывается плата за КРСОИ (ОДН)

  • Есть общедомовые приборы учета
  • Нет общедомовых приборов учета

Начисление платы за КРСОИ (ОДН) производится по нормативу с последующей корректировкой платы по показаниям общедомового прибора учета (ОДПУ). Ежемесячное начисление по показаниям ОДПУ возможно в следующих случаях*:

  • общим собранием собственников принято решение о начислении КРСОИ (ОДН) по показаниям ОДПУ в порядке, утвержденном Минстроем России;
  • в МКД имеется система, позволяющая производить одномоментное снятие показаний приборов учета (ч. 9.2. ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).

* При отсутствии соответствующего решения ОСС или отсутствии системы снятия показаний приборов учета применяются норматив и тарифы, установленные в Московской области.

Плата за КРСОИ (ОДН) зависит от площади помещений, входящих в состав общедомового имущества и норматива потребления КРСОИ (ОДН). Распределение этого объема между потребителями производится также пропорционально занимаемой площади.

КРСОИ (ОДН) = [норматив] х [площадь общего имущества] х [площадь квартиры] х [тариф за коммунальную услугу] / [площадь жилых и нежилых помещений]

Объем КРСОИ (ОДН) определяется произведением норматива на площадь всех территорий, которые относятся к так называемым местам общего пользования – т.е. подъезды, подвалы, чердаки, лестницы и т.п.

Нормативы можно уточнить у управляющей компании или в администрации муниципального образования.

Действующие нормативы потребления КРСОИ (ОДН)

Распоряжение № 63-РВ от 22.05.2017 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Московской области» (с изменениями на 18 сентября 2020 года).

Льготы по оплате ЖКУ

В Московской области ряд категорий граждан имеет право на ежемесячную денежную компенсацию за расходы по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Она составляет 50% или 100% расходов на оплату ЖКУ.

  • многодетные семьи, воспитывающие трех и более несовершеннолетних детей, до достижения детьми возраста 18 лет или 23 лет, если ребенок обучается на очном отделении в вузе;
  • дети-инвалиды;
  • одиноко проживающие неработающие пенсионеры;
  • инвалиды;
  • почетные доноры;
  • бюджетники, работающие в сельской местности;
  • педагогические работники;
  • лица, награжденные медалью «За оборону Ленинграда», лица, награжденные медалью «За оборону Москвы», жители блокадного Ленинграда;
  • участники, ветераны, инвалиды Великой Отечественной войны, а также вдовы участников;
  • труженики тыла, ветераны труда;
  • лица, подвергшиеся воздействию радиации, ликвидаторы катастрофы на ЧАЭС, члены семьи умершего ликвидатора, лица, получившие лучевую болезнь вследствие катастрофы на ЧАЭС, инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы, лица, подвергшиеся воздействию р+D6 радиации на ЧАЭС;
  • члены семьи умерших инвалидов или получивших лучевую болезнь;
  • участники ликвидации последствий аварии;
  • члены семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, дети погибших военнослужащих;
  • военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие военной травмы или заболевания, полученного в период прохождения военной службы;
  • ветераны военной службы, ветераны подразделений особого риска, ветераны боевых действий, инвалиды боевых действий;
  • реабилитированные лица;
  • жертвы политических репрессий;
  • лица, пострадавшие на Семипалатинском полигоне;
  • Герои СССР, Герои РФ, полные кавалеры ордена Славы, Герои Социалистического труда.

Программа «Коммунальный бонус»

Что такое «Коммунальный бонус»

«Коммунальный бонус» – это программа лояльности, с помощью которой онлайн-плательщики по счетам за ЖКУ смогут получать бонусы в виде скидок, купонов и промокодов на различные товары и услуги. Ее разработало Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области по поручению губернатора региона Андрея Воробьева.

Оплата через онлайн-ресурсы позволяет не только получать выгоду в виде скидок и бонусов, но и платить за коммунальные услуги без комиссии – благодаря этому можно сэкономить от тысячи рублей в год.

Кто может стать участником программы

Участником программы «Коммунальный бонус» может стать каждый житель Московской области, который своевременно полностью оплачивает коммунальные счета МосОблЕИРЦ онлайн без комиссии. Срок оплаты указан в квитанции над таблицей с расчетами.

Для того, чтобы получать кешбэк в виде купонов на скидку, клиент также должен не иметь задолженностей за жилищно-коммунальные услуги за прошлые периоды.

Как получить купон на скидку

После оплаты счета клиенты автоматически будут перенаправлены на промостраницу со списком партнеров программы. Там необходимо выбрать понравившееся предложение, указать Ф.И.О., лицевой счет, электронную почту и номер телефона.

После этого сформируется купон, который можно сохранить в формате pdf или получить на указанную электронною почту.

В программе «Коммунальный бонус» собраны десятки выгодных предложений. Кешбэк доступен в следующих категориях: «Красота и здоровье», «Дом и сад», «Развлечения», «Кафе», «Онлайн-гипермаркеты», «Спортивные товары», «Продукты питания», «Техника» и «Онлайн-образование». Среди партнеров программы – METRO Cash&Carry, Burger King, AliExpress, iHerb и другие. Число участников со временем будет увеличиваться.

Что входит в оплату коммунальных услуг. Регулирование тарифов ЖКХ

Кто отвечает за своевременную оплату жилья и коммунальных услуг?

Вовремя платить за жилье – это обязанность не только собственника или нанимателя, но и проживающих с ним членов семьи, имеющих с ним равные права на жилое помещение. Члены семьи (причем даже ограниченные судом в дееспособности) несут солидарную ответственность с нанимателем по внесению платы.

Как платить за жилье, если муж и жена развелись?

Если бывший член семьи нанимателя сохраняет право пользования жильем, он самостоятельно отвечает по обязательствам оплаты. Он имеет право заключить с управляющей организацией соглашение, в котором будет определен размер его участия в оплате. Если такого соглашения нет, размер расходов бывшего члена семьи нанимателя определяет суд. При этом учитывается доля жилплощади, которая рассчитывается в зависимости от числа всех, кто имеет право пользоваться этой квартирой. Суд обяжет УК “разделить” лицевой счет и выдать бывшему члену семьи отдельный платежный документ на оплату жилья и коммунальных услуг.
Аналогичная ситуация и в случае, если квартира оформлена в собственность. Сособственники несут обязанность по оплате соразмерно их доле и при необходимости могут требовать заключения с ними отдельного соглашения и выдачи отдельной платежки.
Кто отвечает за оплату, если квартира оформлена на ребенка?
Если собственником жилья (или доли) является несовершеннолетний, обязанность по оплате лежит на его родителях. Причем не важно, живут они совместно с ребенком или проживают в другом жилье.
При этом начиная с 14 лет подросток уже вправе самостоятельно вносить плату за жилье и коммунальные услуги.

Читайте также:
Как считать три дня до начала отпуска по мнению трудовых инспекторов

Когда и кому платить?

Плата за жилье и коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10-го числа следующего месяца включительно (например, за апрель платим до 10 мая). Потребитель услуг сам выбирает, каким платежным документом пользоваться: бумажной квитанцией или электронной платежкой.
Закон разрешает наймодателю, управляющей компании, поставщикам услуг взимать плату при участии платежных агентов и банковских платежных агентов. Внесение платы такому агенту является надлежащим исполнением обязанности по оплате жилья.
При этом общее собрание собственников вправе принять решение вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги без посредников, то есть напрямую ресурсоснабжающим организациям.

Нужно ли платить, если в квартире никто не живет?

Временное неиспользование нанимателем или собственником квартиры – это не основание для того, чтобы не платить за содержание жилого помещения или его наем. Также обязательно оплачиваются отопление, взносы на капитальный ремонт и коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды.

Какие платежи можно уменьшить?

Плата за коммунальные услуги, которая рассчитывается исходя из нормативов потребления (например, за воду, если в квартире не установлен счетчик) не взимается за время отсутствия (например, если семья уехала в отпуск). Перерасчет производится на основании заявления собственника или нанимателя с предоставлением документов, подтверждающих временное отсутствие.
Если гражданин пропустил срок подачи заявления по уважительной причине (например, находился на лечении в стационаре), перерасчет ему обязаны сделать все равно.

Как наказывают неплательщиков?

Собственники и наниматели жилых помещений, несвоевременно или не полностью оплачивающие жилье и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пеню. Ее размер установлен законом и не может быть увеличен. Тем не менее суд вправе вынести решение о несоразмерности пени последствиям нарушения обязательств и уменьшить ее по своей инициативе.
Что касается коммунальных услуг, их предоставление может быть ограничено или приостановлено при неоплате. Но сделать это можно только после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника.

Важно!
Споры, связанные с оплатой гражданами жилья и коммунальных услуг, рассматриваются мировыми судьями, а также иными судами общей юрисдикции.
Требования о взыскании суммы задолженности до 500 тысяч рублей рассматриваются в порядке приказного производства по месту жительства ответчика.
Цитата:
Следует учитывать, что само по себе наличие задолженности по оплате коммунальной услуги не может служить безусловным основанием для приостановления или ограничения предоставления такой услуги.
Действия исполнителя коммунальной услуги по ее приостановлению должны быть соразмерны допущенному нанимателем (собственником) нарушению, не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения, не нарушать прав и законных интересов других лиц, не создавать угрозу жизни и здоровью окружающих

Ответы на вопросы: Как уменьшить оплату за ЖКУ и получить неустойку?

Если коммунальные услуги не соответствуют стандартам качества или предоставляются с перерывами, превышающими установленную норму, потребитель вправе требовать от виновного лица возмещения убытков, выплаты неустойки, денежной компенсации морального вреда и штрафа в соответствии с Законом “О защите прав потребителей”. (Например, если договор о теплоснабжении заключен, а тепло в дом не подается; если холодная вода не соответствует стандартам безопасности, а горячая – ниже определенной температуры, если параметры напряжения и частоты в электросети не отвечают требованиям и т.д.)
Но если возникнет спор о перерасчете платежей и штрафных санкциях, потребителю необходимо подтвердить факт того, что услуга была некачественной.

  • Составить акт нарушения качества, превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуги.
  • Подкрепить его показаниями свидетелей.
  • Сделать аудио- или видеозапись.
  • Представить заключение эксперта.
  • Закон “О защите прав потребителей” РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (в редакции с изменениями по состоянию на 2017 год).
  • Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах (постановление правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354).
  • Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (постановление правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491).

Уважаемые читатели, вы можете присылать нам свои вопросы, делиться опытом. На вопросы постараемся ответить, а самые интересные истории опубликуем.

ТАРИФЫ

Тариф – это цена потребляемого коммунального ресурса, которая выражается в отношении стоимости в рублях к единице потребления, например, стоимость 1 кубометра (1 м3) воды или 1 Гкал (тепловой энергии).

Платеж за жилищно-коммунальную услугу (коммунальный ресурс)– это тариф, умноженный на объем потребления ресурса, определяемого по показаниям приборов учета, либо по установленным уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ нормативам.

Как формируется тариф на коммунальные услуги?

Существует несколько уровней формирования тарифной политики в стране:

В первом случае за решение вопросов отвечают:

Читайте также:
Как и куда пожаловаться на некачественные медицинские услуги

Федеральная антимонопольная служба.

Министерство экономического развития России.

На общегосударственном уровне производятся следующие действия:

Осуществляется максимальный контроль тарифов ЖКХ.

Устанавливаются предельные индексы ЖКХ.

Решаются спорные ситуации в регионах, касающиеся органов местного самоуправления и поставщиков услуг.

На региональном уровне и уровне субъектов РФ, тарифы рассчитываются и формируются государственным регулятором по ценам и тарифам.

В г. Москва – Департамент экономической политики и развития города Москвы

В Московской области – Комитет по ценам и тарифам Московской области

Ресурсоснабжающие организации ежегодно обращаются в указанные регуляторы для обновления (корректировки) тарифов на свои коммунальные ресурсы.

АО «Мосэнергосбыт» получает и корректирует тариф на электроэнергию, ПАО «МОЭК» на тепловую энергию и т. д. Когда управляющая организация обращается к ресурсоснабжающей организации за заключением договора поставки коммунальных ресурсов в многоквартирные дома, ресурсоснабжаюащая организация указывает в договоре цену на свои ресурс, которая установлена приказом соответствующего государственного регулятора по тарифам и ценам.

Договор управления предусматривает поставку коммунальных услуг без какой-либо наценки сверх установленного тарифа.

Какие тарифы бывают? И какие из них входят в ЕПД?

Каждый гражданин, живущий в квартире потребляет коммунальные ресурсы и оплачивает их потребление. Но что определяет стоимость или цену потребленного ресурса? Раздел 3 единых платежных документов (Далее – ЕПД) содержит информацию о стоимости услуг и работ. Такая колонка в разделе 3 ЕПД называется Тариф/размер платы.

В раздел «тариф/размер платы» входит:

1) Тарифы на коммунальные услуги;

2) Тарифы на коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества.

3) Размер платы за работы и услуги, установленные Договором управления.

Рассмотрим подробнее вышеуказанные подразделы.

1. Тарифы на коммунальные услуги.

Тариф на коммунальные услуги установлен для определения стоимости потребленных коммунальных услуг (воды, тепла, электричества и др.).

Таким образом, зная тариф можно определить стоимость услуги самостоятельно.

Давайте подсчитаем это на примере потребления холодной воды. Вот такую строчку вы сможете увидеть в ЕПД:

За август 2018г. в квартире было потреблено 6.100 куб.м. (столбец № 3) холодной воды при тарифе 38.06 руб. за 1 куб.м. (столбец 5 ЕПД).

Таким образом, зная тариф мы можем посчитать, как определяется цена за потребленный ресурс: 6.100 куб.м. * 38.06 руб. = 232 руб. 17 коп.

2. Тарифы на коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества.

Тариф на коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества установлен для определения стоимости коммунальных услуг (воды, тепла, электричества и др.), потребленных в целях содержания общего имущества многоквартирного дома.

Например:

В декабре 2018г. на долю квартиры № 1 пришлось потребление в объеме 0,674731 куб.м. (столбец 4 ЕПД) холодной воды в целях содержания общего имущества МКД. Тариф на холодную воду установлен в размере 38,06 руб. за 1 куб.м. (столбец 5 ЕПД).

Соответственно:

0,674731 куб.м * 38,06 руб. = 25,68 руб . (размер платы за холодную воду потребленную в целях содержания общего имущества приходящейся на долю квартиры № 1

3 . Размер платы за работы и услуги, установленные Договором управления.

В целях содержания общего имущества собственников помещений, Договором управления установлен перечень работ и услуг. Стоимость на данные работы и услуги может быть сложена одним из двух основных способов:

-Стоимость устанавливается общим собранием собственников помещений;

-Стоимость устанавливается в результате проведения открытого конкурса на право управления многоквартирным домом. В данном случае тариф должен быть ограничен размером, принятым органом местного самоуправления или правительством города.

В п. Внуковское размер платы за «содержание жилого помещения» установлен решением общего собрания собственников. Для многоквартирных домов в которых собственниками не проведено общее собрания по вопросу определения размера платы – размер платы определен по итогам конкурсных процедур и составляет 38,50руб. с кв. м. в мес.

В п. Московский размер платы за «содержание жилого помещения» установлен решением общего собрания собственников. Для многоквартирных домов в которых собственниками не проведено общее собрания по вопросу определения размера платы – размер платы определен по итогам конкурсных процедур и составляет 38,48 руб. с кв. м. в мес.

В Московской области, Одинцовском р-не, р.п. Заречье, ЖК «Резиденция Сколково» т арифы устанавливались решением общего собрания собственников помещений.

Рассчитать содержание и ремонт не составляет труда.

Необходимо площадь помещения 55,8 кв.м. (столбец 3) умножить на тариф 38,48 руб. (столбец 5).

55,8*38,48 = 2070,22 руб.

Каким образом определяется объем потребления коммунального ресурса?

Потребление определяется одним из способов предусмотренных действующим законодательством, а именно:

Потребление услуг по показаниям прибора учета индивидуального или общедомового.

Потребление услуг по нормативу потребления.

По среднему объему потребления за предыдущие периоды.

Потребление жилищных услуг (содержание и ремонт) рассчитывается исходя из площади помещения.

Почему увеличиваются тарифы за коммунальные ресурсы?

В России используются несколько методов регулирования ЖКХ тарифов:

Индексация установленных тарифов.

Установка фиксированных тарифов.

Установка предельных тарифов.

В среднем, тарифы на коммунальные услуги, такие, как: водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, электроэнергия и др.. изменяются на 4,2%.Корректировка тарифов происходит с 1 января и 1 июля года.

Основные причины повышения тарифов на коммунальные услуги это:

экономически обоснованные расходы ресурсоснабжающих организаций;

повышение инфляции в стране.

Каким образом складывается тариф за жилищные услуги (содержание и ремонт)?

Тарифы на жилищные услуги могут быть установлены следующим образом:

– По результатам открытого конкурса проводимого органом местного самоуправления;

– Путем утверждения тарифы на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома.

В любом случае, тариф за жилищные услуги (содержание и ремонт) не может быть больше чем максимальный размер тарифа, утвержденного на территории, в пределах которой расположен многоквартирный дом. Состав работ и услуг, которые входят в тариф за содержание и ремонт помещения раскрывается в Договоре управления.

Читайте также:
Коэффициент дефлятор на 2022 год для ЕНВД: новое значение

Какие тарифы на жилищно-коммунальные услуги установлены для моего района?

Что входит в оплату коммунальных услуг. Регулирование тарифов ЖКХ

Роспотребнадзор

Коммунальные услуги: понятие, порядок предоставления, оплата

Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и т.п., регулируют «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила).

Что вообще подразумевает под собой понятие «коммунальные услуги»? Отвечая на этот вопрос, можно разделить все виды коммунальных услуг на следующие:

а) холодное водоснабжение;

б) горячее водоснабжение;

Необходимо отметить, что обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в соответствии с Жилищным кодексом РФ, возникает у:

1) нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора;

2) арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора аренды;

3) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора;

4) члена жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом;

5) собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение;

6) лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи;

7) застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) в отношении помещений в данном доме, не переданных иным лицам по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию.

Предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее – конклюдентные действия).

Потребителю не может быть отказано в предоставлении коммунальных услуг в случае отсутствия у потребителя заключенного в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.

Условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются:

а) в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме или органом управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с управляющей организацией;

б) в договоре о предоставлении коммунальных услуг, заключаемом с товариществом или кооперативом с собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, в котором создано товарищество или кооператив.

в) в договорах холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления, заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.

Исполнитель, то есть организация, выбранная жильцами многоквартирного дома для обеспечения последнего коммунальными ресурсами, обязан:

а) предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;

б) заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям;

в) самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю;

г) принимать в порядке и сроки, которые установлены Правилами, сообщения потребителей о факте предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, организовывать и проводить проверку такого факта с составлением соответствующего акта проверки, а при наличии вреда, причиненного нарушением качества коммунальных услуг, – также акта, фиксирующего вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя;

д) вести учет жалоб (заявлений, обращений, требований и претензий) потребителей на качество предоставления коммунальных услуг, учет сроков и результатов их рассмотрения и исполнения, а также в течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы (заявления, требования и претензии) направлять потребителю ответ о ее удовлетворении либо об отказе в удовлетворении с указанием причин отказа;

е) информировать потребителя о дате начала проведения планового перерыва в предоставлении коммунальных услуг не позднее чем за 10 рабочих дней до начала перерыва и т.п.

Потребитель обязан:

а) при обнаружении неисправностей, пожара и аварий во внутриквартирном оборудовании, внутридомовых инженерных системах, а также при обнаружении иных нарушений качества предоставления коммунальных услуг немедленно сообщать о них в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или в иную службу, указанную исполнителем, а при наличии возможности – принимать все меры по устранению таких неисправностей, пожара и аварий;

б) информировать исполнителя об увеличении или уменьшении числа граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом им жилом помещении, не позднее 5 рабочих дней со дня произошедших изменений, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета;

в) своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;

г) нести иные обязанности, предусмотренные жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

Расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном Правилами.

Читайте также:
Кадастровый номер квартиры на территории Российской Федерации

Расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).

Если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, потребитель вправе по своему выбору:

а) оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов, открытых в том числе для этих целей в выбранных им банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, почтовыми переводами, банковскими картами, через сеть Интернет и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с обязательным сохранением документов, подтверждающих оплату, в течение не менее 3 лет со дня оплаты;

б) поручать другим лицам внесение платы за коммунальные услуги вместо них любыми способами, не противоречащими требованиям законодательства Российской Федерации и договору, содержащему положения о предоставлении коммунальных услуг;

в) вносить плату за коммунальные услуги за последний расчетный период частями, не нарушая срок внесения платы за коммунальные услуги, установленный Правилами;

г) осуществлять предварительную оплату коммунальных услуг в счет будущих расчетных периодов.

Плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом, не установлен иной срок внесения платы за коммунальные услуги.

Плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.

Информация об изменении тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг доводится исполнителем до потребителя в письменной форме не позднее чем за 30 дней до даты выставления платежных документов, если иной срок не установлен договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

В платежном документе указываются:

а) почтовый адрес жилого (нежилого) помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества физического лица), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов – сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя);

б) наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет;

в) указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов;

г) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с Правилами;

д) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;

е) общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения);

ж) сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи с:

пользованием жилым помещением временно проживающими потребителями;

предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;

временным отсутствием потребителя в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета;

уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;

иными основаниями, установленными в Правилах;

з) сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды;

и) сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме) и т.п.

Информация, изложенная в данной памятке, является основой, которую должен знать каждый потребитель коммунальных услуг. Она необходима для того, чтобы каждый потребитель знал, исполнение каких обязанностей он вправе требовать от исполнителя, оказывающего коммунальную услугу, о том, на основании чего возникают отношения по оказанию коммунальных услуг, и какие виды договоров различают. А также то, какую информацию должен получать потребитель в каждой квитанции, во избежание оплаты лишних денежных средств.

© УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ , 2022

Если Вы не нашли необходимую информацию, попробуйте
зайти на наш старый сайт

Разработка и продвижение сайта – FMF

Почтовый адрес:
432071, г. Ульяновск, ул. Дмитрия Ульянова, д. 4

Телефон:
+7 (8422) 44-45-08
Электронная почта:
73rpn@73.rospotrebnadzor.ru
(только для служебной корреспонденции)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: