Банкротство градообразующих организаций: особенности, законодательное регулирование и порядок

Банкротство стратегических предприятий и градообразующих организаций: порядок, условия и особенности

В соответствии со ст. 169 Закона о несостоятельности, под градообразующей организацией понимается юридическое лицо, отвечающее одному из следующих признаков:

  • число сотрудников составляет не менее 25% от общего количества работоспособных жителей конкретного населенного пункта;
  • количество работников больше 5 тысяч.

Банкротство градообразующих организаций имеет свои нюансы, объясняющиеся особым статусом. Ликвидация предприятия имеет последствия не только для руководящего состава и владельцев бизнеса, но и для населения, в котором оно расположено.

Итак, особенности банкротства градообразующих организаций следующие:

  • период финансового оздоровления юридического лица данного типа либо внешнего управления может быть продлен на 1 год, если в арбитраж будет предоставлено соответствующее поручительство;
  • в договоре купли-продажи стратегического предприятия допускается включение условия о сохранении рабочих мест (до 50%) в течение конкретного периода, но не больше, чем на 3 года с даты продажи компании.

Перечень стратегических предприятий утвержден распоряжением Правительства РФ от 9 января 2004 г. №22-р, благодаря чему определение категорий юридических лиц перестало вызывать затруднения.

Кто не может быть признан банкротом

Ст. 65 ГК РФ устанавливает перечень организаций, отношении которых не может быть запущено производство признания несостоятельности.

Это тоже важно знать:
Как избежать субсидиарной ответственности при наступившем банкротстве: все возможные способы

Итак, кто не может быть банкротом? Подобный статус не может быть присвоен:

  • публично-правовым компаниям;
  • казенным предприятиям;
  • государственным и муниципальным учреждениям;
  • политическим партиям;
  • религиозным организациям.

Градообразующие предприятия не включены в данный список, а значит, они могут быть признаны финансово-несостоятельными.

Предупредительные меры банкротства стратегических объектов

Предупредительные меры для стратегически важных объектов разрабатываются Правительством России и представляют собой следующее:

  • Осуществление учета финансового состояния и анализирование деятельности предприятия на предмет установления способности выполнять обязательства и совершать платежи
  • Выполнение реорганизационных мер в структуре оборонных предприятий и объектов
  • Взятие на себя обязательств Правительством по ликвидации имеющихся задолженностей по оплате оборонного заказа государства, выполняемого данным предприятием
  • Реструктурирование основных задолженностей и процентом по ним, а также штрафных санкций в отношении предприятия исполняющего оборонный заказ
  • Взаимодействие по вопросам мировых соглашений между стратегическими объектами и кредиторами на предмет погашение задолженностей, а также предоставление гарантий государственного значения
  • Проведение досудебных мер по финансовому оздоровлению данных предприятий;
  • Совершение иных мер препятствующих к образованию банкротства на стратегически важных объектах, не противоречащих действующему законодательству

Рекомендуем! Особенности ведения дела о банкротстве кредитных организаций

Возможные инициаторы

Процесс банкротства стратегических предприятий и организаций может быть запущен по заявлению:

  • директора компании-должника;
  • государственных органов, перед которыми у компании имеется долг;
  • любыми лицами, имеющими право на выставление финансовых претензий к градообразующему предприятию;
  • действующих и бывших сотрудников фирмы, не получивших причитающиеся выплаты (зарплаты, премии, пособия).

Это тоже важно знать:
Финансовое оздоровление: понятие, план процедуры, последствия

Бесплатная консультация юриста Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

Руководители организации обязаны ходатайствовать о начале процесса банкротства, если:

Бесплатная консультация юриста

Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

  • образовалась ситуация, при которой выплата по одному долгу сделает исполнение обязательств по остальным платежам невозможным;
  • имеются реальные признаки несостоятельности.

Остальные могут инициировать процедуру только после того, как суд рассмотрит дело о взыскании долгов и вынесет соответствующее постановление.

Обратите внимание

Обращение кредитора в арбитраж с заявлением об инициировании процесса банкротства в отношении стратегических предприятий возможно только при условии предварительной публикации о планируемом признании несостоятельности в официальных источниках.

Условия для банкротства

По общим правилам для объявления о своем банкротстве компания должна соответствовать некоторым формальным признакам. Так, сумма ее задолженности перед кредиторами должна находиться на отметке более 300 тыс. р., а продолжительность просрочки – превышать 3 месяца.

Для стратегических предприятий по нормам ст. 190 127-ФЗ предусмотрено иное предельное значение. Они считаются неспособными погасить кредиторские требования (по денежным обязательствам, выплате выходных пособий и оплате труда работающих по трудовому договору лиц, а также в части налоговых платежей) в следующих случаях:

  1. Просрочка по обязательствам составила 6 месяцев и более с того момента, когда они должны были быть исполнены (по п. 3 ст. 190 127-ФЗ).
  2. Для возбуждения дела о банкротстве требования должны составлять не менее 1 млн р. (по п. 4 ст. 190 127-ФЗ).

Лимит для объявления о банкротстве стратегического предприятия был пересмотрен в 2014 году и по решению законодателей его решено было увеличить в два раза: с 500 тыс. р. до 1 млн р.

Этапы

В случае банкротства стратегического предприятия предполагаются стандартные стадии судебного процесса, но с учетом того, что сроки каждого этапа будут максимально продлены.

Объясняется это тем, что все участники процесса будут прикладывать усилия для спасения организации (в отличие от дел о признании банкротом граждан и юридических лиц других типов) по причине огромного количества сотрудников и стратегического статуса предприятия.

Читайте также:
Субсидирование ипотеки: условия программы и правила участия

Рассмотрим подробно все стадии банкротства градообразующих организаций.

Наблюдение

Это стандартное начало процедуры банкротства стратегических предприятий.

На стадии наблюдения осуществляется:

  • анализ финансовых отчетов;
  • определение сделок, которые были заведомо убыточными для компании;
  • поиск резервов для выхода из ситуации без оформления банкротства.

Это тоже важно знать:
Как подать заявление на банкротство должника — юридического лица

Максимальный срок – полгода.

Финансовое оздоровление

Это ключевой этап процедуры банкротства стратегических предприятий.

Цель данной стадии – проведение мероприятий для восстановления платежеспособности и прекращения дела о признании несостоятельности компании. На этом этапе:

  • осуществляется государственная поддержка градообразующей организации, путем выделения денежных средств из бюджета различных уровней;
  • проводится реструктуризация фирмы;
  • оптимизируется штат;
  • проводится оптимизация и экономия активов компании.

Таким образом, в основе правового регулирования банкротства стратегических предприятий лежит осуществление мероприятий с поддержкой государства, направленных на восстановление платежеспособности.

Внешнее управление

Это еще один важный этап, цель которого – выявление факторов, препятствующих оздоровлению стратегических организаций, например:

  • функционирование убыточных филиалов;
  • наличие нерациональных должностей, приводящее к необоснованному расширению штата;
  • эксплуатация оборудования, являющегося устаревшим и энергозатратным.

Бесплатная консультация юриста Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

Звоните: 8 800 511-39-66

На данном этапе проводятся мероприятия, направленные на повышение показателей, для чего в числе прочих процедур осуществляется:

Бесплатная консультация юриста

Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

  • продажа филиалов, признанных убыточными;
  • постепенное списание энергозатратного оборудования и его замена современными аналогами;
  • оптимизация штата путем сокращения количества сотрудников.

Срок проведения данных процедур устанавливается в зависимости от конкретной ситуации и может быть продлен (общий период, включая этап финансового оздоровления не должен превышать 2 года).

Поручительство и конкурсное производство

При проведении процедуры банкротства в отношении стратегического предприятия используется дополнительный этап, невозможный при признании банкротом физических и других юридических лиц – поручительство.

Поручителями могут выступать только органы власти, от лица которых подписываются дополнительные контракты, по которым предприятию-должнику предоставляется отсрочка по выплатам.

В случае неисполнения обязательств по поручительству, вводится конкурсное производство. На этом этапе градообразующее предприятие продается другому собственнику. В данном случае не проводятся торги по отдельным объектам собственности должника – все имущество продается единовременно. Это важно для продолжения деятельности оранизации и максимального сохранения рабочих мест.

Обратите внимание

Если новый владелец градообразующего предприятия не исполняет положения ч.2 ст. 175 №127 ФЗ (о сохранении не менее половины рабочих мест в течение следующих 3-х лет), сделка будет признана недействительной.

Начало процесса

Как только в арбитражный суд будет подано заявление с прошением инициировать банкротство

административный управляющий

предприятия, являющегося стратегическим, суд вынужден действовать, в зависимости от распоряжений Правительства РФ.

Например, к арбитражному управляющему, которого назначат рассматривать дело, кроме стандартных требований могут быть приняты и дополнительные, если Правительство считает нужной подобную меру.

Банкротство стратегических предприятий не устанавливает продажу имущества конечной целью. Этапы финансового оздоровления и внешнего управления становятся основными, поскольку главная задача – восстановить платежеспособность компании (если, конечно, Правительство не считает иначе).

Очередность выплат

Финансовые претензии кредиторов удовлетворяются за счет средств, порученных от продажи предприятия-банкрота. Необходимо отметить специфику очередности выплат:

  1. Ликвидация последствий банкротства, оказавших влияние на жизнедеятельность региона;
  2. Выплата заработных плат сотрудникам.
  3. Перечисление компенсация и пособий, положенных работникам за период, в течение которого организация не функционировала;
  4. Погашение кредитных долгов.

Это тоже важно знать:
Признание банкротства юридического лица в 2021 году: схема основных стадий, особенности и последствия

В последнем случае возможно частичное списание данного вида задолженности, если после выплат по первоочередным платежам, денежных средств на исполнение кредитных обязательств недостаточно.

Кто является инициатором банкротства

Правом на обращение с заявлением наделены:

  • руководитель градообразующей организации;
  • государственные структуры, перед которыми у предприятия есть задолженность по обязательным платежам;
  • кредиторы;
  • нынешние и бывшие работники, не получившие свой заработок и выходные пособия.

Начать процесс банкротства может как сам руководитель, так и кредиторыРуководитель компании обязан подать заявление в арбитражный суд, если:

  • возникла ситуация, при которой погашение одного долга приведет к невозможности ответить по финансовым обязанностям перед другими лицами;
  • в случае возникновения одного из признаков банкротства.

Кредиторы, работники и государственные органы могут выступать инициаторами разбирательства после того, как в суде будет рассмотрено дело о взыскании задолженности и получен соответствующий исполнительный документ.

Это тоже важно знать:
Очередность платежей при банкротстве предприятия: в каком порядке гасится задолженность

Уполномоченные органы обязаны предварительно вынести решение о возбуждении производства. Обращению кредитора с заявлением о банкротстве должна предшествовать публикация уведомления о намерении сообщить о разорении компании в суд.

Последствия признания банкротства

Последствия банкротства стратегических организаций могут стать настоящим бедствием для региона, в котором оно было основным местом работы подавляющего числа жителей.

Читайте также:
Пример заполнения карты специальной оценки условий труда и правила ее оформления

Выделяются несколько категорий последствий несостоятельности таких юридических лиц:

  1. Экономические. Выражаются в общем упадке финансового благосостояния населенного пункта, невозможности наполнения государственной казны и уменьшения общих доходов бюджета.
  2. Социальные. Начинается безработица и, как следствие, снижается уровень жизни граждан.

Именно из-за глобальности последствий признания банкротом градообразующих предприятий, признание несостоятельности данной категории юридических лиц достаточно редкое явление, благодаря государственной поддержке должника-банкрота.

Итоги

Проведение процедуры банкротства стратегических предприятий достаточно редкое, но возможное явление. Оно имеет свои нюансы, существенно осложняющие признание несостоятельности. Итак, особенности банкротства градообразующих организаций:

  • инициируется при размере долга свыше 0,5 млн. рублей, а также в случае, если с даты последнего планируемого платежа прошло более полугода;
  • перечень стратегических предприятий установлен законодательно (основные характеристики – количество сотрудников превышает 5 тыс. либо свыше 25% от общего числа работоспособных граждан конкретного населенного пункта);
  • инициировать процесс признания банкротом могут как кредиторы, так и сам руководитель организации, также привлекается третья сторона – местный орган власти;
  • этапы процедуры стандартные, но срок каждого увеличен за счет проведения максимального количества мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности;
  • дополнительная стадия процедуры, не предусмотренная для остальных юридических лиц – поручительство органов власти, благодаря которому должнику предоставляется отсрочка по выплатам;
  • при невозможности финансового оздоровления, запускается конкурсное производство, в ходе которого реализуется весь имущественный комплекс предприятия единовременно;
  • новый владелец обязан сохранить не менее половины рабочих мест в последующие 3 года, иначе сделка купли-продажи будет аннулирована;
  • выплаты по долгам имеют строгую очередность: сначала ликвидируются последствия для региона, далее выплачиваются зарплаты, затем компенсации и пособия. Оплата кредитов производится в последнюю очередь, если оставшихся средств не хватает, эти долги списываются;
  • признание банкротом стратегических предприятий имеет масштабные последствия для экономики и социальной жизни региона.

Это тоже важно знать:
Заключение мирового соглашения в деле о банкротстве — порядок, условия, особенности

Нельзя сказать, что градообразующие организации полностью защищены от банкротства, но признание их несостоятельности самый сложный и длительный процесс.

Особенности банкротства градообразующих организаций

Градообразующими организациями признаются юридические лица, численность работников которых составляет не менее 25% численности работающего населения соответствующего населенного пункта (иные организации, численность работников которых превышает 5000 человек ).

При рассмотрении дела о банкротстве градообразующей организации лицом, участвующим в деле о банкротстве , признается соответствующий орган местного самоуправления (ст. 170 ФЗ).

В качестве лиц, участвующих в деле о банкротстве, арбитражным судом могут быть также привлечены

  • федеральные органы исполнительной власти и
  • органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ.

В случае, если собранием кредиторов не принято решение о введении внешнего управления градообразующей организацией, арбитражный суд вправе ввести внешнее управление, а также по ходатайству органа местного самоуправления, или привлеченного к участию в деле о банкротстве соответствующего федерального органа исполнительной власти, или органа исполнительной власти субъекта РФ при условии предоставления поручительства по обязательствам должника . Поручитель несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника перед его кредиторами (поэтому на практике введение внешнего управления с поручительством маловероятно).

Поручительство по обязательствам должника может быть дано:

  • Российской Федерацией,
  • субъектом РФ,
  • муниципальным образованием

в лице их уполномоченных органов.

Под поручительством в данном случае понимается односторонняя обязанность лица, давшего поручительство за должника, отвечать за исполнение последним всех его денежных обязательств перед кредиторами, а также обязанности по уплате обязательных платежей в бюджеты и внебюджетные фонды.

Поручительство по обязательствам должника предоставляется арбитражному суду в письменной форме. В заявлении о поручительстве должны быть указаны:

  1. сумма обязательств должника перед кредиторами и обязанности по уплате обязательных платежей;
  2. график погашения задолженности.

Органы власти, представившие поручительство по обязательствам должника, определяют требования к кандидатуре внешнего управляющего и направляют их в саморегулируемые организации арбитражных управляющих.

Финансовое оздоровление или внешнее управление в отношении градообразующей организации может быть продлено арбитражным судом не более чем на год при наличии ходатайства органа местного самоуправления, или привлеченного к участию в деле о банкротстве соответствующего федерального органа исполнительной власти, или органа исполнительной власти субъекта РФ при условии предоставления поручительства по обязательствам должника .

Нарушение поручителем своих обязательств в отношении кредиторов и уполномоченных органов, обладающих 1/3 всех требований к должнику, может служить основанием для досрочного прекращения финансового оздоровления или внешнего управления, признания должника банкротом и открытия конкурсного производства.

Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование в любое время до окончания финансового оздоровления градообразующей организации или внешнего управления градообразующей организацией вправе рассчитаться со всеми кредиторами либо погасить требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей иным предусмотренным настоящим Федеральным законом способом.

Расчеты с кредиторами производятся в порядке очередности, установленной статьями 134 – 138 Федерального закона.

В ходе внешнего управления или конкурсного производства может быть осуществлена продажа предприятия градообразующей организации.

Читайте также:
Пенсионный фонд в Медвежегорске: особенности деятельности, режим работы, адрес

При наличии ходатайства органа местного самоуправления, или привлеченного к участию в деле о банкротстве соответствующего федерального органа исполнительной власти, или органа исполнительной власти субъекта РФ существенным условием договора купли-продажи предприятия градообразующей организации может являться сохранение рабочих мест не менее чем для 50% работников такого предприятия на дату его продажи в течение определенного срока, но не более чем в течение 3 лет с момента вступления договора в силу.

В случае неисполнения покупателем предприятия градообразующей организации данных условий, договор купли-продажи подлежит расторжению арбитражным судом на основании заявления органа местного самоуправления, или федерального органа исполнительной власти, или органа исполнительной власти субъекта РФ, по ходатайству которых проводился конкурс. При расторжении договора купли-продажи покупателю такого предприятия за счет средств соответствующего бюджета возмещаются средства, затраченные на покупку предприятия, и осуществленные в период действия договора инвестиции, а предприятие подлежит передаче муниципальному образованию.

Правовое регулирование несостоятельности банкротства

Несостоятельность (банкротство) — это неспособность должника исполнять свои денежные и/или имущественные обязательства. Это факт может официально подтверждаться арбитражным судом, а для должников-граждан еще и МФЦ. Итогом процедуры может быть освобождение от долгов, введение реструктуризации задолженности, заключение мирового соглашения между кредиторами и должником.

В некоторых случаях банкроту могут полностью или частично отказать в списании долгов. Читайте подробнее введение в несостоятельность (банкротство), узнайте о нормативно-правовом регулировании этой процедуры.

Что такое несостоятельность (банкротство) простыми словами

Банкротство — это не списание долгов, а комплекс процедур, проводимых в отношении должника, его доходов и имущества, в также его обязательств. Освобождение от задолженности является только одним из возможных вариантов завершения банкротного дела.

Кроме списания долгов, дело может завершиться:

    от обязательств;
  • привлечением должника к ответственности; задолженностей;
  • утверждением мирового соглашения.

Целью банкротства является подтверждение несостоятельности должника. Этот термин означает неспособность платить по обязательствам. Несостоятельность подтверждается путем анализа имущественного и финансового положения банкрота, состава и размера его задолженностей.

Чтобы подать на банкротство, гражданин должен соответствовать ряду обязательных условий. Для обращения в арбитраж на судебное банкротство обязательным условием может быть сумма долгов от 500 000 рублей, либо один или несколько признаков неплатежеспособности при меньшей сумме долга.

В Многофункциональный центр можно подать заявление при сумме задолженностей строго от 50 000 до 500 000 рублей. Но при этом нужно подтвердить, что ФССП окончила производство по причине отсутствия имущества.

Нужна помощь для подачи документов
на банкротство в суд или в МФЦ? Закажите
звонок юриста

  • спишутся вcе долги: по кредитам, МФО, услугам ЖКХ, распискам, налогам, штрафам и т.д.
  • коллекторы и банки перестанут названивать вам
  • все наложенные приставами аресты на ваше имущество будут сняты

Оставьте свой телефон, мы перезвоним через 3 минуты и расскажем подробнее об услуге

Правовое регулирование несостоятельности банкротства

Правовое обеспечение процедур банкротства заключается в принятии нормативных актов со стороны государства. Также отдельные моменты несостоятельности разъяснены судебной практикой. Применять и соблюдать нормативные акты и судебную практику обязаны все участники дела:

  • должник;
  • кредиторы с реестровыми требованиями или текущими обязательствами;
  • управляющий;
  • организаторы и участники торгов при реализации;
  • арбитражный суд;
  • должностные лица Многофункциональных центров.

Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) осуществляется по федеральному закону № 127-ФЗ

Также отдельные вопросы банкротства регулируются нормами АПК РФ, ГПК РФ, закона № 229-ФЗ, судебной практики. Государство регулирует процедуру банкротства путем принятия нормативных актов, внесения в них изменений и дополнений. Также от имени государства принимают решения арбитражные суды и МФЦ.

Вести дела в банкротном деле можно лично или через представителя. Для подтверждения его полномочий оформляется нотариальная доверенность. При этом в АПК РФ, по которому ведется судебное дело о несостоятельности, указан перечень полномочий для представителей. Следовательно, на представителя тоже будут распространяться нормативные акты о регулировании банкротства.

Нормативное регулирование банкротства

Прежде всего, система регулирования несостоятельности включает нормативные акты федерального уровня. В них содержатся основы процедуры банкротства, термины и определения, правила отдельных этапов дела, порядок принятия решений. Региональные и муниципальные власти не могут принимать нормативные акты в сфере несостоятельности (банкротства).

Федеральный закон № 127-ФЗ

Основным источником права в сфере банкротства является федеральный закон № 127-ФЗ. Изначально в нем содержались только нормы о несостоятельности юридических лиц. Но с 2015 года процедура стала доступна и для физических лиц, в связи с чем в закон был внесен специальный раздел. В 2020 году закон был дополнен еще несколькими статьями, по которым идет регулирование внесудебного банкротства.

Со стороны должника-гражданина, в законе № 127-ФЗ содержатся следующие важные нормы:

  • условия и основания для обращения с заявлением в арбитраж, Многофункциональный центр;
  • требование к перечню и содержанию документов для суда или МФЦ;
  • описание всех этапов процедуры банкротства, от рассмотрения заявления и возбуждения дела до реализации активов и списания долгов;
  • перечень прав и обязанностей должника, которые возникают на период ведения дела;
  • перечень последствий в отношении должника, его доходов и имущества, которые наступают после возбуждения банкротства;
  • основания принятия решений об освобождении обязательств или об отказе в этом;
  • список последствий, которые наступают по итогам завершения дела.

Официальное решение о несостоятельности должника принимает арбитражный суд или МФЦ. Но до вынесения судебного решения все основные действия и мероприятий проводит управляющий. В частности, он оформляет и подает отчет по итогам всех этапов дела, расчета с кредиторами.

Практически каждый год в федеральный закон № 127-ФЗ вносят изменения и дополнения. Большинство из них только уточняют действующие нормы и правила, но не меняют основы процедуры. Последний блок поправок, существенно изменивший порядок прохождения банкротства, был принят в 2020 году. По этим поправкам идет регулирование внесудебного банкротства через МФЦ.

Читайте также:
Сколько стоит сделать визу в Польшу, процедура оформления

Правда, в мае 2021 года в Госдуму внесен блок поправок, которые способны существенно реформировать закон. Но пока они не приняты, хотя мы подробно разобрали их в этой заметке.

Правда ли, что новые инициативы в закон
«О банкротстве» усложнят списание долгов?
Спросите юриста

Арбитражный процессуальный кодекс РФ (АПК РФ)

Для ведения судебных дел применяется специальная нормативно-правовая база. Так как судебное банкротство идет через арбитраж, будет применяться АПК РФ (Арбитражный процессуальный кодекс РФ). В нем есть следующие положения и нормы:

  • правила подачи документов в суд (например, это важно для выбора судебного органа, для направления копии заявления кредиторам и т.д.);
  • права и обязанности всех участников процесса (например, это актуально для первого судебного заседания, где будет проверяться обоснованность заявления);
  • правила подачи и рассмотрения заявлений, ходатайств, жалоб (например, если должнику придется обжаловать незаконные действия управляющего);
  • правила вступления в силу судебных актов (например, от этого зависит переход к разным стадиям банкротства).

Правовое регулирование АПК РФ не распространяется на внесудебное банкротство. При прохождении процедуры через Многофункциональный центр будут применяться нормы закона № 127-ФЗ.

Гражданский процессуальный кодекс РФ (ГПК РФ)

По нормам ГПК РФ осуществляется регулирование гражданских дел в мировых и районных судах. Хотя эти судебные органы не принимают участие в банкротных делах, в ГПК РФ тоже есть несколько важных норм. Прежде всего, это статья 446 кодекса. В ней указан перечень имущества, которое нельзя реализовать в рамках исполнительного производства и банкротства.

Несостоятельность по ГПК РФ не подтверждается. Но статью 446 обязательно учитывают управляющие, ведущие судебное дело. Кредиторы могут проверять основания для освобождения имущества из-под реализации. Если управляющий необоснованно исключил какие-либо вещи, предметы и объекты из-под реализации, то кредиторы могут подать жалобу.

Также в ГПК РФ описан порядок вступления в силу судебных актов, правила выдачи исполнительных документов. Это будет важно для подготовки документов на банкротство со стороны должника и кредиторов. Например, некоторые требования можно заявить в реестр только при наличии судебного решения о взыскании.

Списывают ли при банкротстве задолженность
по алиментам? Спросите юриста

Закон № 229-ФЗ

Федеральный закон № 229-ФЗ — это основной нормативный акт для регулирования исполнительного производства. Некоторые нормы закона связаны и с банкротством. Для должника будут важны следующие положения 229-ФЗ:

  • правила окончания производство ввиду отсутствия имущества, так как это дает право обратиться на внесудебное банкротство в МФЦ;
  • мораторий на взыскание по исполнительному производству после возбуждения банкротного дела (мораторий не распространяется на некоторые виды долгов);
  • порядок окончания производств после списания долгов через банкротство.

Также в законе предусмотрена обязанность пристава передать материалы исполнительных производств управляющему, когда суд откроет банкротство. При этом сами приставы не будут участвовать в банкротном деле.

Судебная практика

Пленум Верховного суда РФ периодически принимает постановления и обзоры судебной практики. Этими актами разъясняются нормы законодательства, формируется единая практика рассмотрения дел для всех судов. В сфере несостоятельности граждан применяется Постановление Пленума ВС РФ № 45. Оно было принято сразу после появления в законе № 127-ФЗ норм о банкротстве физических лиц.

Будет важна и судебная практика по конкретным делам. Например, в 2021 году появились судебные акты, подтверждающие законность реализации единственного жилья должника в банкротстве. Хотя для этого нужно соблюсти достаточно много условий, у кредиторов появилась дополнительная мера защиты своих интересов.

Ключевая точка для возможности реализации единственного жилья — оно должно быть по нормам жилой площади куда больше, чем требуется для должника и его семьи. И оно должно быть приобретено уже в тот период, когда должник «оброс» долгами, которые не может вернуть кредиторам.

Читайте также:
Как отказаться от соцпакета инвалиду 2, 3 группы через Госуслуги, отказ от НСУ через интернет, сроки, доплата

Есть ли уже в законодательстве критерии
«роскошности» жилья для должника? Закажите
звонок юриста

Как государство регулирует процедуру банкротства

Государство напрямую участвует в регулировании процедуры банкротства. Ключевые решения от имени государства принимают арбитражные суды и МФЦ. Также федеральным законодательством определен статус управляющего, который будет вести дело. В нормативных актах федерального уровня прописан статус управляющих, их права и обязанности, порядок вступления в СРО.

Государственное регулирование отношений несостоятельности банкротства связано и с привлечением должника к административной или уголовной ответственности. Например, это допускается при преднамеренности банкротства, при неправомерных действиях с имуществом, при других нарушениях закона.

От имени государства уголовные и административные дела ведут правоохранительные органы, ФССП, другие ведомства и должностные лица. На основании решений этих органов и лиц арбитраж может отказать в списании долгов.

За какие «грехи» в банкротном
деле может последовать уголовная
ответственность? Спросите юриста

Новый закон о банкротстве

В ближайшее время нормативно-правовое регулирование банкротства может существенно измениться. С 2020 года рассматривается новый законопроект о несостоятельности. Большинство нововведений коснутся банкротства юридических лиц. Но и в отношении должников-граждан появятся новые нормы. Например, увеличится размер вознаграждения управляющему, порядок его выбора из состава СРО.

Также рассматриваются поправки в действующий закон. Они предусматривают увеличение максимального лимита долгов для обращения на банкротство в МФЦ. Сейчас максимальная сумма задолженностей не может превышать 500 000 рублей, а в случае принятия поправок составит до 1 млн. рублей. Также государство рассматривает возможность подачи заявлений на банкротство через госуслуги.

Наши юристы проконсультируют по любым вопросам, связанным с банкротством, разъяснят положения нормативных актов и судебной практики. Обращайтесь, мы поможем найти выход даже в самой сложной ситуации!

Особенности государственного регулирования в сфере несостоятельности (банкротства)

Исследование правовой природы института несостоятельности (банкротства) позволяет сделать вывод о том, что отношения в сфере несостоятельности (банкротства) являются следствием разбалансированности экономических отношений между субъектами хозяйственной деятельности, а весь современный институт банкротства представляет собой особый комплексный экономико-правовой институт, имеющий как частноправовые, так и публично-правовые аспекты

Детальный анализ природы и характера отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами в процессе финансовой несостоятельности, позволяет сделать вывод, что вся сфера несостоятельности (банкротства) представляет собой сложный экономико-правовой механизм по внешнему регулированию и управлению финансово-экономическими конфликтами между должниками и их денежными кредиторами, который находит свое отражение в комплексном правовом институте несостоятельности (банкротства), имеющем межотраслевой характер и специфическую правовую и экономическую природу. При этом следует учитывать, что обеспечение баланса интересов в рамках отношений несостоятельности осуществляется законодателем с помощью различных средств, в том числе путем публично-правового воздействия на процесс реализации прав и законных интересов участников, что предопределяет комплексный характер института несостоятельности (банкротства) и находит свое отражение в материалах судебной практики

В современных условиях остро встает проблема эффективного и результативного публично-правового воздействия на рыночные отношения. Современная «рыночная экономика как экономика, основанная на товарно-денежных отношениях, содержит в себе мощную систему стимулирования и ее саморегулирования. Вместе с тем этих отношений недостаточно, и они должны сочетаться с системой упорядочения, регулирования экономических отношений через элементы государственного воздействия». Именно поэтому и в связи с необходимостью обеспечения баланса интересов «правовой режим банкротства имеет в своем арсенале нормы публичного права». Указанные подходы позволяют сделать вывод, что процессы правового регулирования отношений в сфере несостоятельности (банкротства) в современных правовых системах невозможны без их четкого и эффективного с точки зрения учета интересов сторон внешнего регулирования, так как институт банкротства является результатом разбалансированности публичных и непубличных систем денежных обязательств и, как следствие этого, неспособности должника и его кредиторов самостоятельно позитивно урегулировать данные правоотношения. Данные взгляды находят свое отражение как в теории, так и в правоприменительной практике. По указанной причине возникает потребность во «внешнем» урегулировании правоотношений должника с его кредиторами.

Функцию внешнего регулирования выполняет механизм государственного регулирования в сфере несостоятельности (банкротства), который «по своей природе призван, с одной стороны, противостоять индивидуальным интересам отдельных лиц, а с другой — обеспечить баланс интересов этих лиц, а также стабильность рынка в целом».В этом и проявляется особая социальная значимость института несостоятельности и публично-правовая цель его функционирования. При этом к одной из особенностей правового регулирования отношений несостоятельности следует отнести «разумность сочетания частноправовых и публично-правовых средств и формирование критериев соразмерности применения публично-правовых средств и цели правового регулирования». Так, в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 22 июля 2002 г. N 14-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Федерального закона «О реструктуризации кредитных организаций», пунктов 5 и 6 статьи 120 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в связи с жалобами граждан, жалобой региональной общественной организации «Ассоциация защиты прав акционеров и вкладчиков» и жалобой открытого акционерного общества «Воронежское конструкторское бюро антенно-фидерных устройств» сформирована правовая позиция, согласно которой процедуры банкротства носят публично-правовой характер. Постановлением Конституционного Суда РФ от 19.12.2005 N 12-П «По делу о проверке конституционности абзаца восьмого пункта 1 статьи 20 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в связи с жалобой гражданина А.Г. Меженцева» было определено, что одним из средств, направленных на защиту как частных, так и публичных интересов, является институт банкротства.

Читайте также:
Наследование при брачном договоре: общие принципы процедуры

Однако потребность в стабилизации национального рынка и современных финансово-экономических отношений ставит вопрос об уровне и критериях допустимости государственного вмешательства и объема регулирования сферой несостоятельности (банкротства).

Законодатель закрепляет особый механизм государственного регулирования отношений банкротства, который представляет собой систему юридических средств и методов воздействия права на соответствующие отношения. Действие указанного механизма реализуется посредством установления специального правового режима, вводимого уполномоченными государством органами для должника и кредиторов в связи с возникновением между ними денежных обязательств при условии, что они (должник и кредитор) самостоятельно не в состоянии позитивно урегулировать данные правоотношения.

Именно поэтому режим государственного регулирования в сфере несостоятельности (банкротства) следует рассматривать как укрупненный блок общего арсенала правового инструментария, соединяющий в единую конструкцию определенный комплекс публично-правовых средств, конечной целью которых должно являться восстановление платежеспособности должника и (или) пропорциональное удовлетворение требований его денежных кредиторов.

Правовой режим отношений, возникающих в процессе реализации механизма государственного регулирования в сфере несостоятельности (банкротства), представляет собой режим, образующий комбинацию разрешительного и общедозволительного порядка внешнего воздействия на должника и его кредиторов с доминированием метода субординации, при котором внешнее регулирование осуществляется на властно-управленческих началах, но допускаются отдельные элементы метода координации. Указанный тип правового режима формирует потребность в высоком уровне нормативности и вместе с тем допускает возможность учета вариативности юридических альтернатив .

При этом следует учитывать, что механизм государственного регулирования сферой несостоятельности (банкротства) является составной частью общего механизма правового регулирования отношений несостоятельности (банкротства) и представляет собой систему средств правового регулирования (собственно правовых и иных средств, приобретающих в процессе реализации норм права правовую форму), при помощи которых осуществляются эффективное правовое воздействие на общественные отношения и достижение социально значимых целей. Механизм правового регулирования является сложной системой, состоящей из нескольких подсистем предупредительного, восстановительного и ликвидационного воздействия. Существенной особенностью элементов данного механизма является то, что наряду с собственно правовыми средствами его элементами могут выступать и средства иного характера (экономические, информационные, организационные и т.п.), которые в процессе реализации норм права приобретают правовую форму.

Система государственного регулирования в сфере несостоятельности (банкротства) представляет собой процесс публично-правового воздействия на участников правоотношений, являющийся следствием финансовой несостоятельности должника. Базовым элементом указанной системы государственного регулирования являются субъекты государственного регулирования в сфере несостоятельности (банкротства). Следует обратить внимание, что для целей исследования механизмов функционирования и правового регулирования в сфере несостоятельности (банкротства) необходимо дать анализ внешним формам данного регулирования. Формой внешней реализации данных механизмов в исследуемой нами сфере является управление в широком смысле и публично-правовое управление — в узком. В широком смысле под управлением следует понимать систему действий, направленных на достижение цели. В соответствии с классическим определением управление — это способ обеспечения функционирования всей системы. К целям регулирующего воздействия субъекта управления на объект управления, кроме обеспечения функционирования системы, относят также упорядочение и сохранение структуры системы. В свою очередь, любые виды внешнего управления, как правило, имеют системную структуру и внешне реализуются через различные правовые формы.

Субъекты государственного регулирования в сфере несостоятельности (банкротства) состоят из лиц, наделенных полномочиями по внешнему государственному публично-правовому воздействию на участников отношений в сфере несостоятельности (банкротства). По объему и характеру указанных полномочий данные субъекты можно подразделить на следующие уровни.

Первый уровень — субъекты судебного регулирования отношений в сфере несостоятельности (банкротства). К данному уровню относятся арбитражные суды Российской Федерации как органы непосредственно публичного управления процедурами банкротства.

Арбитражные суды Российской Федерации в рамках дел о несостоятельности (банкротстве) имеют приоритетные властно-публичные полномочия, позволяющие воздействовать на систему субординационных и координационных прав и обязанностей всех участников в сфере несостоятельности (банкротства). За арбитражными судами закреплены полномочия по наделению всех участников дела (процесса) по банкротству определенным объемом компетенции.

Второй уровень — субъекты публичного регулирования отношений в сфере несостоятельности (банкротства). К ним относятся: а) Правительство Российской Федерации как орган, определяющий государственную политику в сфере финансовой несостоятельности; б) Министерство экономического развития Российской Федерации как регулирующий орган по нормативной регламентации правового статуса и деятельности лиц, участвующих в делах о банкротстве; в) Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии как орган по контролю (надзору) установленного порядка проведения процедур банкротства и контрольно-надзорного органа за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих; г) Федеральная налоговая служба Российской Федерации как орган, уполномоченный представлять в процедурах банкротства публичные интересы; д) Центральный банк (Банк России) Российской Федерации как контрольный орган в отношениях банкротства финансовых организаций.

Читайте также:
России появились новые правила обеспечения инвалидов с ТС опознавательными знаками

Практически для всех субъектов, наделенных государственно-правовыми функциями по публичному регулированию отношений в сфере несостоятельности (банкротства), характерно наличие особого публично-правового статуса. Основная часть субъектов данного уровня является органами исполнительной власти, возглавляющими определенные сферы государственного управления. Должностные лица данных органов обладают статусом государственных служащих, служащих органов власти и (или) специальным статусом особых субъектов государственного регулирования. Деятельность субъектов данного уровня регламентируется целой системой императивных указаний, закрепленных в нормативных актах публично-правового характера. Регулятивные функции данных субъектов носят активный публично-правовой характер и призваны реализовывать государственную политику в сфере несостоятельности (банкротства). Правовая природа функций и полномочий указанных субъектов имеет ярко выраженный государственно-властный характер и выражается в реальном государственном воздействии на сферу несостоятельности (банкротства).

Третий уровень — субъекты делегированного государственно-правового регулирования.

В настоящее время к данным субъектам следует отнести: а) Национальное объединение саморегулируемых организаций арбитражных управляющих как орган публично-правового регулирования деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих; б) государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» (ГК «АСВ») как конкурсный управляющий в процессе банкротства кредитных и страховых организаций; в) саморегулируемые организации арбитражных управляющих; г) управляющие компании в части управления компенсационным фондом саморегулируемых организаций арбитражных управляющих; д) специализированные депозитарии в части управления и контроля за деятельностью управляющих компаний по управлению имуществом компенсационного фонда саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Практически для всех субъектов данного уровня характерна определенная комбинация и сочетание частноправового статуса и элементов публично-правового статуса ее участников. Несмотря на то что все субъекты данного уровня обладают обширной гражданской правосубъектностью и активно участвуют в хозяйственной деятельности, им передана часть публичных функций в сфере государственного регулирования процессами несостоятельности (банкротства). Делегирование указанным субъектам государством части публичных функций осуществляется в рамках механизма делегированного управления, определяемого ст. ст. 78, 132 Конституции Российской Федерации и допускаемого Конституционным Судом РФ. При этом делегированные публично-правовые функции охватывают не отдельные участки или этапы процесса несостоятельности (банкротства), а правовой алгоритм всех процедур банкротства в российском законодательстве. Именно вследствие указанной формы децентрализации государственно-правовое регулирование от имени указанных органов носит общий и системный характер. На примере функций данных органов проявляется комплексный характер публично-правового регулирования государством всех процессов в сфере несостоятельности (банкротства).

Переданные государством Национальному объединению саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» (ГК «АСВ»), саморегулируемым организациям арбитражных управляющих, управляющим компаниям (в части управления компенсационным фондом саморегулируемых организаций арбитражных управляющих), специализированным депозитариям (в части управления и контроля за деятельностью управляющих компаний по управлению имуществом компенсационного фонда саморегулируемых организаций арбитражных управляющих) публично-властные полномочия оказывают активное влияние и на гражданско-правовой статус данных субъектов. Правовая природа властных функций и полномочий вышеназванных органов имеет комплексный характер, выражающийся в определенном свойстве подвижности публично-правовой сферы правового регулирования, так как в современных условиях «отношения между государством и бизнесом априори не могут быть исключительно частными или публичными».

Анализ публично-правовых функций органов делегированного публичного регулирования в сфере несостоятельности (банкротства) позволяет отметить следующее: государство посредством механизма делегированного публичного регулирования передает часть своих узкоспециализированных правовых функций отдельным субъектам гражданского оборота. При этом такие субъекты, как управляющие компании, специализированные депозитарии, имеют широкую сферу хозяйственной и управленческой деятельности, которая не ограничивается рамками отношений несостоятельности (банкротства). Следовательно, передача данным субъектам элементов публичного регулирования в сфере несостоятельности (банкротства) не носит характер общего делегирования, а может быть квалифицирована как специализированное, профильное делегирование. Таким образом, можно сделать вывод, что элемент публичности в деятельности данных субъектов управления носит узкопрофильный характер и охватывает, как правило, финансово-правовые стороны института банкротства. К данным публично-правовым аспектам управления относятся: надзор и управление средствами компенсационного фонда саморегулируемых организаций арбитражных управляющих; контроль за соблюдением требований инвестиционной декларации компенсационного фонда саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (п. 14 ст. 25.1 Закона «О банкротстве»).

В своей совокупности все три вышеназванных уровня субъектов государственного регулирования отношений сферы несостоятельности (банкротства) образуют систему субъектов государственного регулирования в сфере банкротства, так как они осуществляют функции субъектов публично-правового воздействия и нормативно наделены государством властными компетенциями в сфере несостоятельности (банкротства).

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры.

Остались вопросы к адвокату?

Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71 (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!

Росреестр

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БАНКРОТСТВА ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ДОЛЖНИКОВ – ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Действующее законодательство о несостоятельности (банкротстве), закрепляя общие положения о банкротстве должников, сталкивается с такими случаями, когда обычный подход, использующийся при применении норм, регулирующих сферу банкротства юридических лиц, не всегда целесообразен для отдельных категорий должников и не может урегулировать вопросы банкротства в рамках существующего законодательства, не нарушив общего смысла восстановительных процедур и их предназначения, не говоря о социальных и иных аспектах общественной и государственной жизни. Должников, в отношении которых установлены особенности производства по делу о несостоятельности (банкротстве), называют должниками особых категорий либо должниками отдельных категорий.

Читайте также:
Список отделов ПФР городской округ Сельцо, Брянская область. Адреса, телефоны, официальный сайт, время приёма

Особенности государственного регулирования несостоятельности (банкротства) стратегических и градообразующих предприятий, субъектов естественных монополий, сельскохозяйственных организаций, финансовых (кредитных, страховых) организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний фондов установлены в главе IX Федерального закона от 26.12.2002 № 127–ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Особенности банкротства градообразующих организаций, стратегических предприятий и организаций, субъектов естественных монополий, сельскохозяйственных организаций заключаются в следующем.

Изначально, необходимо знать содержание статуса градообразующей организации. Ею признается юридическое лицо, численность работников которого составляет не менее двадцати пяти
процентов численности работающего населения соответствующего
населенного пункта. Особенности банкротства такой организации применяются к иным организациям, численность работников которых превышает пять тысяч человек.

При рассмотрении обоснованности требований кредиторов арбитражному суду должны быть представлены доказательства, подтверждающие, что градообразующая организация соответствует вышеуказанным требованиям.

Кроме того, при рассмотрении дела о банкротстве градообразующей организации лицом, участвующим в деле о банкротстве, признается соответствующий орган местного самоуправления. В качестве лиц, участвующих в деле о банкротстве, арбитражным судом могут быть также привлечены федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ.

Финансовое оздоровление или внешнее управление в отношении градообразующей организации может быть продлено арбитражным судом не более чем на год при наличии ходатайства органа местного самоуправления или привлеченного к участию в деле о банкротстве соответствующего федерального органа исполнительной власти, или органа исполнительной власти субъекта РФ при условии предоставления поручительства по обязательствам должника, а также в ходе внешнего управления или конкурсного производства может быть осуществлена продажа предприятия градообразующей организации.

В этом случае и при наличии ходатайства органа местного самоуправления или привлеченного к участию в деле о банкротстве соответствующего федерального органа исполнительной власти, или органа исполнительной власти субъекта РФ существенным условием договора купли-продажи предприятия градообразующей организации может являться сохранение рабочих мест не менее чем для пятидесяти процентов его работников на дату продажи в течение определенного срока, но не более чем в течение трех лет с момента вступления договора в силу.

Под стратегическими предприятиями и организациями понимаются федеральные государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ, организации оборонно-промышленного комплекса, осуществляют работы по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа.

Федеральным законом от 26.12.2002 № 127–ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) и нормативными документами Правительства РФ установлены следующие важные особенности банкротства такого должника.

В целях защиты, прежде всего публичных интересов, законодатель увеличивает срок неисполнения обязательств должником и размер требований к такому должнику по сравнению с общими признаками несостоятельности. Стратегическое предприятие и организация считаются неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены в течение шести месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. Для возбуждения дела о банкротстве принимается во внимание требование, составляющее в совокупности не менее 500 тысяч рублей.

Законодательством о банкротстве установлено преимущественное право выкупа государством единого производственного комплекса, обеспечивающего производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, или осуществляющего работы по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа.

К особенностям государственного регулирования процедур, применяемых в деле о банкротстве субъектов естественных монополий, относятся:

– требования кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам составляют 1 млн. руб.;

– срок неисполнения обязательств равен шести месяцам.

Внешний управляющий не вправе отказаться от исполнения договоров должника перед потребителями, в отношении которых в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами не допускается прекращение обязательств со стороны субъекта соответствующих естественных монополий. Внешний управляющий не вправе отчуждать имущество должника, представляющее собой единый технологический комплекс субъекта естественной монополии. К указанному имуществу относится недвижимое и иное имущество, непосредственно используемое для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, а также запасы расходуемого сырья и материалов, которые используются для исполнения договоров, связанных с деятельностью должника в качестве субъекта естественной монополии.

Читайте также:
Документация для получения кадастрового паспорта: образец заявления для получения кадастрового паспорта, дополнительные документы

Законом о банкротстве установлено преимущественное право выкупа государством единого технологического комплекса субъекта естественной монополии.

К сельскохозяйственным организациям относятся организации, видами деятельности которых являются производство или производство и переработка сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее 50 процентов общей суммы выручки.

При определении стоимости имущества сельскохозяйственной организации и целесообразности введения в отношении такого должника реабилитационных процедур в целях восстановления его платежеспособности, при проведении анализа финансового состояния данного должника в период наблюдения временный управляющий обязан учесть три обстоятельства, связанные со спецификой сельскохозяйственного производства: сезонный характер производства, зависимость производства от природно-климатических условий и возможность получения организацией по окончании соответствующего периода сельхозработ доходов, которые могут быть использованы для погашения требований кредиторов.

Финансовое оздоровление и внешнее управление сельскохозяйственной организации вводятся на срок – до окончания соответствующего периода сельхозработ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции.

В случае если в ходе финансового оздоровления имели место спад и ухудшение финансового состояния сельскохозяйственной организации в связи со стихийными бедствиями, с эпизоотиями или другими обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер, срок финансового оздоровления может быть продлен на год при условии изменения графика погашения задолженности.

При продаже объектов недвижимости, которые используются в целях сельскохозяйственного производства и принадлежат сельскохозяйственной организации, признанной банкротом, при прочих равных условиях преимущественное право приобретения указанных объектов принадлежит сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам, расположенным в данной местности.

Таким образом, особенности статуса и деятельности ряда юридических лиц диктуют необходимость применения некоторых особых правил регулирования их создания, деятельности и ликвидации, в том числе и в результате признания их несостоятельными. Специальные нормы необходимы для обеспечения защиты интересов как должника, так и кредиторов, поскольку общие нормы в силу особенностей должников отдельных категорий не могут в достаточной степени обеспечить соблюдение баланса интересов участников производства по делу о несостоятельности.

В одном случае законодатель стремится предоставить дополнительные гарантии сохранения существования юридического лица-должника (так, при банкротстве градообразующих организаций с учетом жизненных интересов жителей соответствующего населенного пункта для этой цели используются возможности органов местного самоуправления), в других – защищаются особым образом интересы соответствующей отрасли экономики.

Создание эффективного механизма правового регулирования несостоятельности (банкротства) особых должников позволяет в зависимости от конкретной экономической ситуации устранить опасность признания банкротом определенного должника (например, стратегического юридического лица, естественного монополиста, сельскохозяйственного субъекта) либо осуществить процедуры банкротства с учетом интересов субъектов, нуждающихся в защите (например, работников градообразующего должника).

Причины и последствия банкротства градообразующей организации

В наследство от советской эпохи нам достались крупные предприятия, вокруг которых были построены малые и средние города. Постепенно данные формы хозяйствования отходят в прошлое, но муниципалитеты заинтересованы в сохранении больших компаний как оплотов своей экономики. В Законе № 127 «О несостоятельности» крупные предприятия выделены в отдельную категорию, где прописаны особенности банкротства градообразующих организаций, которые в первую очередь связаны с повышенным вниманием местной власти к их сбережению.

Что подразумевается под градообразующим предприятием

Характеристика этого субъекта экономики приведена в ст. 169 Закона № 127-ФЗ. Это юридическое лицо, имеющее численность персонала не менее 25 % работоспособного населения города.

Банкротство градообразующих компаний проходит по особенной процедуре, описанной в параграфе 2 главы 9 Закона № 127. Положения этого раздела действуют и для предприятий, на которых заняты 5 и более тысяч работников.

При обращении в суд с заявлением о несостоятельности крупной организации, соответствующей указанной численности, необходимо обосновать ее статус как градообразующей. Подтвердить количество работников можно с помощью учредительной документации, отчетности, статистических данных по местности, сведений о соотношении единиц персонала и численности работоспособного населения города. В Законе не указано, на ком лежит бремя доказывания, поэтому вопрос об истребовании нужной информации решает судья.

Причины банкротства больших компаний:

  • искусственное снижение платежеспособности для целей передачи руководства организации иному лицу или захвата власти;
  • падение спроса на выпускаемые товары;
  • непродуманность финансовой политики правления предприятия.

Признаки несостоятельности можно заметить задолго до судебного разбирательства. Они следующие (ст. 3 Закона № 127-ФЗ):

  • невозможность удовлетворения требований кредиторов в договорной срок;
  • неспособность перечислить вовремя персоналу его заработок и выходные пособия;
  • трудности в исполнении обязанностей по выплатам налогов, сборов, иных государственных взносов.

финансы

Поводом для обращения в суд является невозможность удовлетворения финансовых притязаний по одному из указанных пунктов на протяжении 3 месяцев со дня, когда деньги нужно было перечислить на счет получателя. Совокупная сумма долга в 2018 году по всем платежам должна составлять минимум 300 тысяч рублей (п. 2 ст. 6 Закона № 127-ФЗ).

Процессуальные особенности признания несостоятельными больших компаний

Учитывая экономическую значимость крупных организаций для малых и средних городов, можно назвать ряд особенностей банкротства градообразующих предприятий.

  1. Характерный состав участников арбитражного процесса. К рассмотрению дела о признании юридического лица банкротом привлекается местная администрация, а в некоторых случаях – представители органов федеральной исполнительной власти и власти определенного субъекта РФ.
  2. Необходимость обоснования статуса компании как градообразующей.
  3. Возможность поручительства по обязательствам должника. Государство, субъект РФ или орган местной власти могут подать судье письменное заявление, в котором попросить привлечь их в процесс в качестве соответчиков по долгам неплатежеспособного предприятия. В поручительстве указывается сумма, которую заявитель выделяет компании для исполнения обязанностей перед кредиторами, и составляется график погашения задолженности. Если орган власти нарушит данные обещания, градообразующее предприятие могут признать банкротом досрочно.
  4. Возможность погашения некоторых долговых обязанностей неплатежеспособной организации государством.
  5. Особый порядок реализации имущества. Преимущественно градообразующие компании продаются полностью – одним лотом. Лишь в некоторых случаях допускается отчуждение материальных ценностей по частям (если не было предъявлено соответствующего ходатайства или не нашлось покупателя, готового приобрести предприятие целиком).
Читайте также:
Наследование при брачном договоре: общие принципы процедуры

Кто является инициатором банкротства

Правом на обращение с заявлением наделены:

  • руководитель градообразующей организации;
  • государственные структуры, перед которыми у предприятия есть задолженность по обязательным платежам;
  • кредиторы;
  • нынешние и бывшие работники, не получившие свой заработок и выходные пособия.

Руководитель предприятия

Руководитель компании обязан подать заявление в арбитражный суд, если:

  • возникла ситуация, при которой погашение одного долга приведет к невозможности ответить по финансовым обязанностям перед другими лицами;
  • в случае возникновения одного из признаков банкротства.

Кредиторы, работники и государственные органы могут выступать инициаторами разбирательства после того, как в суде будет рассмотрено дело о взыскании задолженности и получен соответствующий исполнительный документ.

Уполномоченные органы обязаны предварительно вынести решение о возбуждении производства. Обращению кредитора с заявлением о банкротстве должна предшествовать публикация уведомления о намерении сообщить о разорении компании в суд.

Этапы признания несостоятельности организации

Процедура банкротства градообразующих предприятий отличается своей длительностью. Компания проходит несколько стадий, направленных на восстановление финансовой независимости и платежеспособности:

Этап наблюдения. Вводится после изучения поданных участниками процесса материалов. Задачами стадии выступают:

  • проверка финансового состояния;
  • исследование договоров компании с целью выявления убыточных сделок;
  • оценка резервов и возможности недопущения краха предприятия.

Последствиями введения этапа являются приостановление судебных споров в отношении должника, прекращение начисления штрафов и неустоек, запуск специального механизма обращения кредиторов со своими требованиями, недопущение выделение долей в имуществе компании и иные изменения в ведении деятельности предприятия, предусмотренные в ст. 63 Закона № 127-ФЗ.

Финансовое оздоровление. Эта стадия вводится на основании ходатайства собрания кредиторов на срок до двух лет. Особенностью этапа является возможность продления этого периода по просьбе органа местного самоуправления на год. Методы восстановления платежеспособности на этапе оздоровления:

  • выделение бюджетных средств;
  • реструктуризация компании;
  • изменения в структуре юридического лица;
  • введение политики жесткой экономии.

изучение документов

Внешнее управление. На этой стадии привлекается к руководству предприятием независимый специалист, который осуществляет мероприятия по выведению компании из кризиса:

  • выявляет убыточные филиалы;
  • сокращает ненужные единицы персонала;
  • реализует энергозатратное оборудование.

Срок внешнего управления составляет 18 месяцев и может быть продлен по ходатайству местной власти на год.

Поручительство. Специальная стадия, предусмотренная для выведения из кризиса градообразующих предприятий. На этом этапе могут быть заключены дополнительные сделки, целью которых является отсрочка исполнения финансовых обязательств, государственные органы участвуют в погашении кредитов, возможна продажа компании.

Период введения поручительства зависит от сложности дела и финансового состояния разорившейся организации. Практике известны случаи, когда стадия длилась пять лет и более.

Конкурсное производство. На этом этапе юридическое лицо готовят к ликвидации, увольняются сотрудники, удовлетворяются требования кредиторов, документы организации передаются в архив.

На практике градообразующие предприятия редко проходят всю процедуру от начала до конца.

Последствия банкротства

Признание крупной компании несостоятельной может стать настоящей трагедией для региона. Выделяют несколько групп последствий, основные из которых:

  • экономические – общий упадок финансового состояния города, невозможность административной единицы наполнять казну в необходимой мере, уменьшение доходов бюджетов;
  • социальные – безработица и снижение уровня жизни населения;
  • экологические последствия.

Таким образом, банкротство градообразующих компаний крайне нежелательно не только местной власти, но и всему государству. В большинстве случаев предприятия удается спасти с помощью вмешательства органов власти.

Что собою представляет банкротство предприятия — об этом в видео:

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!

Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать – напишите вопрос в форме ниже:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: