Арендатор не является плательщиком земельного налога за многоквартирный дом

Часть IV. Земельный налог: основные понятия

Сталкиваясь с земельным налогом, важно понимать его сущность и основные характеристики: кто и как должен платить земельный налог, по каким объектам, есть ли исключения из налогообложения и соответствующие льготы. В данной статье мы ответим на эти и другие вопросы, разобрав элементы земельного налога подробнее.

Напомним перед этим, что земельный налог является местным налогом, то есть общие положения закреплены в Главе 31 НК РФ, а установление налога и его подробное регулирование (ставки, льготы) осуществляются уже на местном уровне нормативными правовыми актами муниципальных образований. Что касается городов федерального значения, то земельный налог регулируется законами этих субъектов.

Налогоплательщики

Согласно статье 388 НК РФ земельный налог обязаны платить физические и юридические лица, которые обладают земельными участками:

на праве собственности;

на праве бессрочного пользования;

на праве пожизненного наследуемого владения.

Если же земельный участок передан как вклад в паевой инвестиционный фонд (ПИФ), то плательщиком налога является управляющая компания.

Особенность земельного налога проявляется в наличии среди «облагаемых» прав права пользования, что во многом обусловлено историческими предпосылками. В советское время частной собственности на землю не существовало, а за пользование взималась земельная рента. Земельный налог был введен в 1981 году, однако, по сути, он носил рентный характер.

Для граждан в 1990 году было введено право пожизненного наследуемого владения. С момента введения в действие ЗК РФ земельные участки не могут предоставляться на этом праве, и его указание в НК РФ носит «переходной» характер.

Важно отметить, что статус плательщика земельного налога взаимосвязан с принципом государственной регистрации прав на земельные участки и определяется моментом внесения соответствующей записи о праве на земельный участок в ЕГРН, а не фактическим использованием земельного участка или другими юридическими фактами.

Из этого правила есть несколько исключений, на которые в свое время обратил внимание ВАС РФ в Постановлении Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54:

если право на земельный участок возникло до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в настоящее время утратил силу) и подтверждается соответствующими документами, то это приравнивается к записи в ЕГРН и обязанность по уплате земельного налога все равно возникает (статья 6 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»);

если имеет место универсальное правопреемство, то есть наследование и реорганизация юридического лица (кроме выделения, ведь здесь создается новое юридическое лица без ликвидации прежнего), обязанность уплатить земельный налог возникает с момента открытия наследства (статья 396 НК РФ) или внесения соответствующий записи в ЕГРЮЛ о реорганизации.

Кто же не должен платить земельный налог

Законодатель специально перечислил тех, кто не платит земельный налог. К ним относятся:

    физические лица и организации, владеющие земельным участком на праве безвозмездного пользования;

физические лица и организации, владеющие земельным участком по договору аренды.

Кроме того, земельный налог не взимается с «законных неплательщиков» благодаря соответствующим льготам, о которых мы расскажем чуть позже в этой статье.

Объект налогообложения

Согласно статье 389 НК РФ земельным налогом облагаются земельные участки, что расположены в границах муниципальных образованиях, а также городов федерального значения.

Таким образом, земельный участок должен соответствовать некоторым условиям:

располагаться на территории, где введен земельный налог;

принадлежать лицу на соответствующем праве, которое по общему правилу зарегистрировано;

не быть исключенным из налогообложения земельным участком.

Если же о первых пунктах мы говорили ранее, то последний еще не рассматривали. Он является не менее важным, так как не каждый земельный участок облагается земельным налогом.

Исключенные из налогообложения земельные участки

Какие же земельные участки исключены из налогообложения земельным налогом? Речь пойдет о «государственных» и «серьезных» земельных участках, которые по общему правилу не могут находиться в частной собственности и имеют особое государственное, историческое, экологическое значение. Так, к ним относятся:

изъятые из оборота земельные участки (в границах национальных парков, под объектами ФСБ и т.д.);

земельные участки, под особо ценными объектами культурного наследия объектами из Списка всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;

земельные участки категории лесного фонда;

земельные участки под государственными водными объектами (земли водного фонда);

земельные участки из состава общего имущества многоквартирного дома.

Налогооблагаемая база

Налоговая база, то есть стоимостная (количественная и качественная) оценка земельного участка для целей налогообложения, выражается в кадастровой стоимости. Именно ее берут в основу определения размера земельного налога.

Читайте также:
Как отсудить долю в квартире - основные юридические моменты

Кадастровая стоимость устанавливается в результате проведения государственной кадастровой оценки и внесения соответствующих данных в ЕГРН. Однако здесь все не так просто: количество исков об оспаривании результатов оценки, согласно информации Росреестра, с каждым годом увеличивается и в 2019 году составило 22 737.

Более подробно кадастровую стоимость, порядок её определения и снижения мы разберем в следующих статьях.

Налоговые ставки

Статья 394 НК РФ предусматривает, что конкретные ставки земельного налога устанавливаются представительными органами муниципальных образований. Ставки земельного налога могут дифференцироваться в зависимости от категории и разрешенного использования. но в следующих пределах, установленных Налоговым кодексом РФ:

0,3% для земельных участков сельскохозяйственного назначения, жилищного фонда, ЛПХ, садоводства, огородничества или животноводства, дачного хозяйства, а также для ограниченных в обороте земельных участков (то есть находящихся в государственной или муниципальной собственности), предоставленных в целях обеспечения обороны и безопасности.

На последнее особое внимание обращали Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Арбитражный Суд Российской Федерации и Минфин России – реквизиты решений можете посмотреть в списке документов ниже. А подробнее мы на этом остановимся, когда в следующих статьях будем разбирать кейсы по снижению земельного налога.

  • 1,5% в отношении прочих земельных участков.

В большинстве случаев в муниципальных образованиях действуют максимальные ставки, но имеются обратные примеры, когда ставка земельного налога понижена по сравнению с упомянутыми в федеральном законодательстве. Так, 0,1 % в отношении земельных участков ЛПХ и жилищного фонда в Белоглинском районе Краснодарского края или 0,01 % в отношении земельных участков учреждений образования, здравоохранения, физической культуры и спорта в Еловском районе Пермского края.

Узнать, какие ставки земельного налога действуют в субъектах Российской Федерации, Вы можете на сайте ФНС России или в нашем специальном реестре.

Налоговые льготы

Налоговые льготы по земельному налогу закреплены в виде освобождения от уплаты налога и уменьшения его размера.

На федеральном уровне согласно статье 395 НК РФ от обязанности платить земельный налог освобождены:

    органы уголовно-исполнительной системы;

общественные организации инвалидов;

общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России;

резиденты особой экономической зоны;

участники свободной экономической зоны;

управляющие компании инновационного центра Сколково;

фонды инновационных научных центров.

Как правило подобное освобождение распространяется на те земельные участки, что субъекты непосредственно используют в своей деятельности.

Помимо этого, с 2017 года возможно уменьшение размера земельного налога (налоговый вычет) благодаря уменьшению налогооблагаемой базы на величину кадастровой стоимости 600 кв.м, то есть в случае с земельным участком в 600 кв.м. налогооблагаемая база может стать нулевой и фактически освободить от уплаты налога. Однако уменьшение размера земельного налога (налоговый вычет) возможно только социальном незащищенным слоям населения: пенсионерам, инвалидам, ветераном Великой Отечественной войны и некоторым другим.

Дополнительные льготы устанавливаются на региональном и местном уровнях.

Так, в городах федерального значения освобождены от уплаты земельного налога органы власти, органы местного самоуправления и учреждения. В Санкт-Петербурге размер земельного налога для научных центров уменьшен до 35 %. В Москве перечень «законных неплательщиков» земельного налога шире и включает в себя родителя в многодетной семье, спортивные организации, частные некоммерческие оздоровительные организации и другие субъекты, если используемые земельные участки не сдаются в аренду (100 % или вычет 1 млн руб.).

На местном уровне как правило от уплаты земельного налога фактически освобождаются органы местного самоуправления и муниципальные учреждения, социально незащищенные слои населения, однако имеются муниципальные образования, в которых дополнительные льготы не устанавливаются – в Некрассовском районе Ярославской области, Читинском районе Забайкальского края.

Санитарно-эпидемиологическая ситуация в связи с пандемией коронавируса в 2020 года внесла свои коррективы в администрирование земельного налога. Так, срок уплаты авансовых платежей продлен до 30.10.2020 и 30.12.2020 за первый и второй кварталы соответственно при определенных условиях:

    организация входит в единый перечень субъектов малого и среднего бизнеса;

организация входит в перечень «пострадавших от коронавириса» согласно Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции»;

организация включена в перечень социально ориентированных некоммерческих организаций, что получают поддержку во время действия ограничений из-за коронавируса, если в муниципальном образовании предусмотрены авансовые платежи по земельному налогу.

Однако здесь важно понимать, что мы говорим именно об отсрочке уплаты авансовых платежей по земельному налогу, а не об освобождении. На наш взгляд, отсрочка сама по себе не является хорошей мерой поддержки налогоплательщиков, ведь здесь речь идет о принципе «можешь не платить сейчас, но потом заплати сразу в два раза больше». Для землевладельцев такая ситуация представляется более удручающей, ведь им необходимо найти деньги на «потом» в условиях, когда фактически земля простаивает и не приносит соответствующего дохода.

Следите за нашими публикациями в этом блоге или на сайте нашей компании: mitsan.pro

Источники
Нормативные правовые акты
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
2. Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции».
3. Решение Совета Белоглинского сельского поселения Белоглинского района Краснодарского края № 73 § 4 от 23.11.2018 «О земельном налоге».
4. Решение Совета городского поселения «Новокручининское» Читинского муниципального района Забайкальского края №44 от 28.11.2014 «Об установлении земельного налога на территории городского поселения «Новокручининское»
5. Закон города Севастополя № 81-ЗС от 26.11.2014 «О земельном налоге».
6. Закон Санкт – Петербурга № 617-105 от 23.11.2012 «О земельном налоге в Санкт – Петербурге».
7. Закон города Москвы № 74 от 24.11.2004 «О земельном налоге».
8. Решение муниципального Совета сельского поселения Бурмакино № 5 от 29.10.2014 «Об установлении земельного налога на территории сельского поселения Бурмакино».
9. Решение Совета депутатов Дубровского сельского поселения Еловского муниципального района Пермского края № 55 от 22.07.2010 «О земельном налоге».
10. Письмо Минфина России от 21.01.2020 № 03-05-06-02/3068.
11. Определение Конституционного Суда РФ от 06.12.2018 № 3109-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества «325 авиационный ремонтный завод» на нарушение конституционных прав и свобод подпунктом 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации и подпунктом 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации»
12. Определение ВАС РФ от 25.11.2013 № ВАС-16014/13 по делу № А51-23181/2012
13. Письмо Минфина России от 11.12.2013 № 03-05-05-02/54346
14. Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54,
15. Письмо Минфина России от 21.06.2018 № 03-05-05-02/42312.

Читайте также:
Ничтожная сделка считается недействительной с момента... Статья 166 ГК РФ. Оспоримые и ничтожные сделки

[1] Пепеляев С.Г., Попов П.А., Хачатрян Н.Р., Ивлиева М.Ф. Правовые основы поимущественного налогообложения. М., 2016. С. 104, 105.

[2] Основы законодательства СССР и союзных республик о земле от 28 февраля 1990 г. № 1251-1

[3] Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54, Письмо Минфина России от 21.01.2020 № 03-05-06-02/3068

[4] Письмо Минфина России от 21.06.2018 № 03-05-05-02/42312

[6] Определение Конституционного Суда РФ от 06.12.2018 № 3109-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества «325 авиационный ремонтный завод» на нарушение конституционных прав и свобод подпунктом 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации и подпунктом 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации»

[7] Определение ВАС РФ от 25.11.2013 № ВАС-16014/13 по делу N А51-23181/2012

[8] Письмо Минфина России от 11.12.2013 № 03-05-05-02/54346

[9] Решение Совета Белоглинского сельского поселения Белоглинского района Краснодарского края № 73 § 4 от 23.11.2018 «О земельном налоге»

[10] Решение Совета депутатов Дубровского сельского поселения Еловского муниципального района Пермского края № 55 от 22.07.2010 «О земельном налоге»

[11] Закон города Севастополя № 81-ЗС от 26.11.2014 «О земельном налоге»

[12] Закон Санкт – Петербурга № 617-105 от 23.11.2012 «О земельном налоге в Санкт – Петербурге»

[13] Закон города Москвы № 74 от 24.11.2004 «О земельном налоге»

[14] Решение муниципального Совета сельского поселения Бурмакино № 5 от 29.10.2014 «Об установлении земельного налога на территории сельского поселения Бурмакино»

[15] Решение Совета городского поселения «Новокручининское» Читинского муниципального района Забайкальского края №44 от 28.11.2014 «Об установлении земельного налога на территории городского поселения «Новокручининское»

Кто является плательщиками земельного налога?

Плательщики земельного налога определены ст. 388 НК РФ. Однако привязка их к объекту налогообложения и непростая система льгот существенно усложняют перечень плательщиков земельного налога. Рассмотрим, какие лица и при каких условиях являются налогоплательщиками земельного налога.

Правовая база земельного налога

Земельный налог — местный сбор, подлежащий уплате в соответствующих регионах.

Основные положения земельного налога определены гл. 31 НК РФ. При этом регионы в отношении него принимают свои законы, которыми они вправе самостоятельно регулировать ряд вопросов:

  • устанавливать и дифференцировать налоговые ставки при условии, что они не превышают приведенные в НК РФ;
  • определять порядок и сроки уплаты налогов организациями с учетом ограничений, имеющихся в НК РФ;
  • вводить дополнительные (в сравнении с НК РФ) налоговые льготы.
Читайте также:
Некачественно оказали стоматологические услуги: что делать, куда жаловаться?

Какие еще налоги нужно платить в местный бюджет, читайте в материале «Федеральные, региональные и местные налоги в 2017 году».

Кто платит земельный налог?

Определение плательщиков земельного налога очень простое. Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога являются юридические и физические лица, у которых есть земля, признаваемая объектом налогообложения, и одно из следующих прав на эту землю:

  • собственности, в том числе совместной или долевой;
  • пользования без срока;
  • пожизненного владения на условиях наследства.

Лица, имеющие право безвозмездного пользования, а также использующие землю по договору аренды, не обязаны уплачивать земельный налог (п. 2 ст. 388 НК РФ).

При наличии совместной или долевой собственности на земельный участок каждый из собственников платит налог соответственно своей доле (п. 2 ст. 391 и ст. 392 НК РФ):

  • при совместной собственности эти доли равны;
  • при долевой — пропорциональны доле собственности на землю.

Определение объектов налогообложения приведено в ст. 389 НК РФ. Это вся земля, имеющаяся на территории регионов, принявших закон о земельном налоге, за исключением:

  • земли, изъятой из оборота или ограниченной в обороте;
  • лесных участков, предназначенных для лесозаготовок;
  • земли культурного наследия;
  • земельные участки водного фонда, находящиеся в государственной собственности;
  • земли под многоквартирными домами.

Если участок попадает на территорию нескольких регионов, то плательщики земельного налогауплачивают его в каждом из этих регионов в соответствии с местными законами. При этом налоговая база по каждому региону определяется в пропорции к доле площади земельного участка, расположенной в этом регионе (п. 1 ст. 391 НК РФ).

Когда за налогоплательщиками признаются права на льготы

Перечень льгот по земельному налогу установлен ст. 395 НК РФ. Основными условиями для их применения служат:

  • предоставление участка для определенных целей и использование его в этих целях;
  • документальное подтверждение права на льготы.

Организации, являющиеся плательщиками земельного налога, освобождаются от уплаты налога по участкам, предназначенным для целей размещения:

  • учреждений уголовно-исполнительной системы;
  • автомобильных дорог общего пользования;
  • религиозных сооружений;
  • общественных организаций инвалидов;
  • народных художественных промыслов;
  • особых и свободных экономических зон;
  • инновационного центра «Сколково».

Для общественных организаций инвалидов и организаций с их участием есть дополнительные ограничения. Льготы для них применимы, если:

  • в общероссийских общественных организациях численность инвалидов превышает 80%;
  • в организациях с уставным капиталом, образованным вкладами общероссийских организаций инвалидов, численность работников-инвалидов составляет более 50%, а доля их зарплаты в фонд оплаты труда превышает 25%, при этом участок используется для производства и реализации товаров, работ, услуг, но не для подакцизных или облагаемых НДПИ товаров, не для брокерских или иных посреднических услуг;
  • учреждения, имущество которых полностью принадлежит общероссийским общественным организациям инвалидов, занимаются деятельностью, направленной на оказание помощи инвалидам, их социальную защиту и реабилитацию.

Сроки освобождения от налога особых и свободных экономических зон ограничены:

  • 10 годами с даты регистрации в качестве резидента — для судостроительных организаций особой зоны;
  • 5 годами с месяца появления права на земельный участок — для прочих резидентов особой зоны;
  • 3 годами с месяца появления права на земельный участок — для участников свободной экономической зоны.

Для физлиц существует только одна льгота. Ей могут воспользоваться коренные малочисленные народы РФ, продолжающие вести образ жизни, традиционный для них.

Законами регионов могут быть установлены дополнительные льготы по налогу как для организаций, так и для физлиц.

О нюансах уплаты земельного налога за дачные участки читайте здесь.

Условия уменьшения налоговой базы для физлиц

Некоторые категории физлиц — налогоплательщиков земельного налога имеют право еще на одну льготу. Она представляет собой непосредственное уменьшение налоговой базы на сумму, которая не облагается налогом. При этом налог (если сумма уменьшения равна ему или превышает его) может уменьшиться до нуля (п. 7 ст. 391 НК РФ). По НК РФ сумма уменьшения составляет 10 тыс. руб. (п. 5 ст. 391 НК РФ). Однако регионы могут изменять как величину этой суммы, так и перечень налогоплательщиков, имеющих право на такую льготу (п. 2 ст. 387 НК РФ).

Согласно п. 5 ст. 391 НК РФ указанная льгота применима, если плательщик земельного налога, является:

  • Героем СССР, РФ или полным кавалером ордена Славы;
  • инвалидом 1-й или 2-й группы, инвалидом с детства;
  • ветераном или инвалидом ВОВ или боевых действий;
  • лицом, подвергшимся радиационному воздействию вследствие аварий на гражданских и военных объектах РФ или при проведении ядерных испытаний.
Читайте также:
Москва, Северное Тушино - адреса и контакты отделений пенсионного фонда на сегодня

Право на такую льготу должно быть подтверждено документально. Порядок и сроки предоставления документов устанавливаются законами регионов. При этом срок подтверждения не может быть позднее 1 февраля года, следующего за расчетным (п. 6 ст. 391 НК РФ).

О том, как земельный налог рассчитывается для ИП, читайте в статье «Земельный налог для ИП с 2015 года».

Итоги

Плательщиками земельного налога являются физические и юридические лица, пользующиеся земельными участками на основании права собственности, права бессрочного пользования или по праву наследования земель. Налоговым законодательством установлен ряд лиц, имеющих льготные условия при исчислении налога. При этом законами субъектов перечень льготников может быть расширен.

Чтобы разобраться во всех нюансах исчисления земельного налога, читайте нашу рубрику «Земельный налог».

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

ВС: Собственник помещений должен уплачивать земельный налог на участок под зданием

Оба эксперта отметили, что ВС подтвердил свою ранее высказанную позицию по данному вопросу, а ее закрепление приведет к формированию единообразия практики по данному вопросу. При этом один из них добавил, что примененный Судом подход фактически развивает концепцию «единства судьбы земельного участка и постройки на нем».

ВС РФ отменил постановление окружного суда, оставив в силе решение апелляции в споре об уплате земельного налога между собственником земельного участка и покупателем нежилых помещений в здании на этом участке.

5 декабря 2013 г. ООО «Сэйлникс» приобрело у ООО «Эдванс» нежилые помещения, расположенные в принадлежащем продавцу здании, построенном на земельном участке, также принадлежащем продавцу. Покупатель помещений зарегистрировал право собственности на них 20 декабря 2013 г.

Впоследствии общество «Эдванс» обратилось в арбитражный суд с иском к «Сэйлникс». По мнению истца, после уплаты им земельного налога за период с 28 апреля 2014 г. по 29 июня 2016 г. у ответчика возникло неосновательное обогащение.

Суд первой инстанции отказал в иске, указав, что ответчик не является плательщиком земельного налога и за ним не оформлены права на земельный участок. Также суд исходил из того, что право собственности на земельный участок закреплено за истцом и в платежных поручениях не идентифицирован период, за который вносился налоговый платеж.

Впоследствии апелляция отменила решение суда, удовлетворив требования истца в полном объеме. Вторая инстанция сочла, что отчуждение недвижимого имущества без возникновения того или иного права на земельный участок, занятый этой недвижимостью, в силу закона невозможно. Поэтому приобретение недвижимости в любом случае влечет возникновение у ее покупателя соответствующего права на земельный участок. При этом неважно, оговорено данное право в договоре купли-продажи недвижимости или нет; оформлены ли покупателем правоустанавливающие документы на земельный участок или нет.

Апелляция также признала правомерным расчет неосновательного обогащения ответчика на основе выписок из налоговой декларации истца и его платежных поручений. При этом вторая инстанция опиралась на соответствующие статьи ГК, ЗК РФ и Постановление Пленума ВАС РФ от 24 марта 2005 г. № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» и исходила из того, что бремя расходов по содержанию земельного участка неправомерно возложено на истца в связи с продажей помещений.

Окружной суд отменил постановление апелляции и оставил в силе решение первой инстанции. Кассация пришла к выводу, что обязанность по уплате земельного налога возникает с момента госрегистрации в ЕГРП за покупателем права собственности на земельный участок. По мнению третьей инстанции, поскольку переход права собственности на спорный земельный участок не зарегистрирован, ответчик (покупатель) не являлся плательщиком земельного налога.

Далее общество «Эдванс» обратилось с кассационной жалобой в Верховный Суд РФ, ссылаясь на нарушения судом округа норм материального права.

Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ своим Определением № 305-ЭС18-5945 по делу № А40-60970/2017 отменила постановление окружного суда, оставив в силе постановление апелляции. Со ссылкой на подп. 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ Верховный Суд напомнил принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе участков, за исключением случаев, установленных законом).

Читайте также:
Востребованные в Москве специальности. Подборки вакансий для популярных профессий.

Ссылаясь на редакцию ст. 273 ГК РФ, действовавшую на момент заключения договора купли-продажи, ВС указал, что при переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания (сооружения) переходят права на земельный участок, определяемые соглашением сторон. Если иное не предусмотрено договором об отчуждении здания или сооружения, к приобретателю переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята зданием (сооружением) и необходима для его использования. Аналогичные выводы можно сделать и из ст. 552 ГК РФ.

По мнению Суда, право собственности на долю в праве на земельный участок возникает у покупателя помещений с момента госрегистрации перехода к нему права собственности на помещения в здании.

Также ВС РФ указал, что при отчуждении собственником здания и земельного участка, на котором оно расположено, помещений в этом здании у покупателя помещений и продавца возникает режим общей долевой собственности на земельный участок, при этом он сослался на п. 4 ст. 244, 273, 552 ГК РФ, п. 1 ст. 35 ЗК РФ, п. 41 Постановления Пленума ВС РФ от 23 июня 2015 г. № 25, абз. 3 п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. № 64.

Верховный Суд пришел к выводу, что суды первой инстанции и округа неправильно применили к спорным правоотношениям нормы НК РФ и не применили ст. 131, п. 2 ст. 223, п. 4 ст. 244, п. 1 ст. 1101 ГК РФ. В связи с приобретением ответчиком доли в праве на земельный участок он обязан уплачивать земельный налог. Если после возникновения долевой собственности земельный налог был полностью уплачен продавцом, он вправе требовать возмещения его расходов на уплату земельного налога по правилам о неосновательном обогащении (п. 1 ст. 1102 ГК РФ).

Юрист ООО «Содружество Земельных Юристов» Павел Лобачев считает, что определение Суда содержит важную правовую позицию. «Если здание и земельный участок под ним принадлежат одному лицу, то при отчуждении здания покупателю также переходит право собственности на земельный участок в силу закона (без отдельного упоминания об участке в договоре и без регистрации перехода права на него)», – отметил эксперт.

По его мнению, это применимо и в случае отчуждения отдельных помещений в здании – покупатель приобретает право собственности на соответствующую долю в праве на земельный участок. Такой подход, считает Павел Лобачев, фактически развивает концепцию «единства судьбы земельного участка и постройки на нем» (подп. 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ), предлагая рассматривать переход права на землю при продаже помещения в качестве исключения из принципа внесения (права на недвижимое имущество возникают по общему правилу с момента их регистрации в соответствии со ст. 8.1 ГК РФ).

Павел Лобачев полагает, что покупатели зданий (и помещений) должны помнить, что по умолчанию они также приобретают права на земельный участок (долю в праве на него), а значит, должны нести бремя его содержания, в том числе и платить причитающиеся налоги.

Эксперт отметил, что и ранее Верховный Суд РФ формулировал подобные выводы в Определении № 307-ЭС17-5707 от 23 ноября 2017 г., однако и после него судебная практика по данным спорам оставалась неоднозначной. «Таким образом, закрепление изложенной позиции ВС РФ, вероятно, приведет к формированию единообразия практики по данному вопросу», – заключил юрист.

Руководитель практики «Недвижимость. Земля. Строительство» АБ «Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры» Сергей Попов также отметил, что в рассматриваемом споре истец пошел по пути, ранее указанному ВС РФ в его Определении № 307-ЭС17-5707: «Если после возникновения долевой собственности земельный налог был полностью уплачен продавцом, он вправе требовать возмещения его расходов на уплату земельного налога по правилам о неосновательном обогащении».

Эксперт отметил, что ответчик – покупатель помещений в здании, на котором расположен земельный участок, в судебном процессе не отрицал, что обязан зарегистрировать свое право на земельный участок и уплачивать земельный налог, однако не сделал этого вплоть до судебного разбирательства по каким-то своим внутренним причинам: «Возможно, у суда и создалось впечатление, что покупателем сознательно затягивался процесс оформления земли в собственность исключительно для собственной выгоды. Ведь чем дольше его право на участок было не оформлено, тем больше платил за него налог кто-то другой».

«Исходя из позиции ответчика, он предпочел бы, чтобы продавец помещений судился не с ним, а с налоговым органом по возврату излишне уплаченного налога. Однако суд решил по-другому и использовал ранее сформированную позицию ВС РФ по взысканию излишне уплаченных продавцом денежных средств непосредственно с покупателя», – заключил Сергей Попов.

Читайте также:
Как учесть неотделимые улучшения полученного или переданного в аренду имущества при расчете налога на прибыль

О земельном налоге участка, на котором расположен МКД

О земельном налоге участка, на котором расположен МКД

Комментарий к Письму Минфина России от 22.10.2018 № 03-05-05-02/75697.

В недавнем прошлом обязанность застройщика по уплате земельного налога в отношении участка, на котором осуществлялось строительство МКД, прекращалась с момента регистрации права собственности первого дольщика на жилое (нежилое) помещение в доме. С этого момента земельный участок переходил в состав общего имущества МКД, плательщиками налога становились физические лица.

Затем ситуация изменилась. Теперь на основании пп. 6 п. 2 ст. 389 НК РФ земельные участки, входящие в состав общего имущества МКД, не признаются объектом налогообложения. Данная норма вступила в силу 1 января 2015 года (письма Минфина России от 17.10.2017 № 03‑05‑05‑02/67471, от 20.09.2017 № 03‑05‑05‑02/60592 и др.).

По вопросам применения названной нормы регулирующие органы выпустили несколько писем. На наш взгляд, внимания застройщиков заслуживают следующие разъяснения.

Письмо ФНС России от 25.10.2017 № БС-4-21/21551.

Земельный участок МКД занимаемый, не будет относиться к общему имуществу этого дома до момента регистрации права собственности на любое из помещений в нем, и, следовательно, до этого момента в отношении данного земельного участка не может применяться пп. 6 п. 2 ст. 389 НК РФ. Иными словами, застройщик обязан уплачивать земельный налог МКД до момента госрегистрации права на квартиру (иное помещение в МКД) одним из дольщиков.

Письмо Минфина России от 15.04.2016 № 03‑05‑05‑02/21894.

Общее имущество МКД должно находиться в собственности двух или нескольких собственников помещений этого дома (п. 1 ст. 36 ЖК РФ, п. 4 ст. 244 ГК РФ). В случае если все квартиры в МКД находятся в собственности одного юридического лица, земельный участок, занимаемый таким домом, не будет относиться к общему имуществу и, следовательно, участок не подпадает под действие пп. 6 п. 2 ст. 389 НК РФ. Таким образом, организация – собственник всех помещений в МКД признается плательщиком земельного налога.

Письмо Минфина России от 22.10.2018 № 03‑05‑05‑02/75697.

Подпункт 6 п. 2 ст. 389 НК РФ не применяется, если на земельном участке строятся несколько МКД и участок под каждым домом не сформирован. Данный вывод основан на следующем.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ границы и размер земельного участка, на котором расположен земельный участок МКД, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Частью 5 ст. 16 Закона об участии в долевом строительстве уста новлено, что у участника долевой собственности при возникновении права собственности на объект долевого строительства одновременно возникает доля в праве собственности на общее имущество в МКД, которая не может быть отчуждена или передана отдельно от права собственности на объект долевого строительства. Государственная регистрация возникновения права собственности на объект долевого строительства одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.

Таким образом, земельный участок, сформированный и поставленный на кадастровый учет, находится у собственников помещений на праве общей долевой собственности с момента государственной регистрации права участников долевого строительства на помещения. С момента регистрации права собственности первого лица на любое из помещений в многоквартирном доме соответствующий земельный участок поступает в долевую собственность иных лиц. (Данная правовая позиция отражена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 24.01.2012 № 11642/11.)

В силу пп. 6 п. 2 ст. 389 НК РФ не признаются объектом налогообложения земельные участки, входящие в состав общего имущества МКД.

Вместе с тем согласно разъяснениям Минэкономразвития (Письмо от 05.10.2017 № Д 23и-5777) в случаях, когда земельный участок, на котором расположен МКД, не образован (не сформирован), либо в условиях, когда на одном земельном участке расположено несколько жилых домов, не могут быть применены положения ч. 5 ст. 40 Федерального закона № 218‑ФЗ (об осуществлении одновременно с государственной регистрацией права собственности на квартиру или нежилое помещение также и государственной регистрации права собственности на земельный участок, относящийся к общему имуществу в МКД), поскольку отсутствует сам земельный участок, относящийся к общему имуществу в конкретном жилом доме.

Позиция Минфина: на основании пп. 6 п. 2 ст. 389 НК РФ обязанность по уплате земельного налога в отношении участка, на котором расположен МКД, прекращается с момента его формирования, проведения государственного кадастрового учета и перехода в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Читайте также:
Заполнение декларации по налогу на прибыль консолидированной группе налогоплательщиков

В этом же письме финансовое ведомство напомнило о том, что на основании п. 15 ст. 396 НК РФ исчисление земельного налога в период строительства осуществляется с применением коэффициентов 2 (в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на участок вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости) и 4 (в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости). Означает ли это, что застройщик должен применять коэффициенты, несмотря на завершение строительства первого МКД и регистрацию права собственности первым участником? Ответа на поставленный вопрос письмо не содержит. Данный нюанс можно уточнить, направив запрос в местный налоговый орган.

С учетом позиции Минфина в отношении несформированности участка под конкретным МКД в случае строительства нескольких жилых домов и сохранения у застройщика обязанности уплачивать налог в силу невозможности применения пп. 6 п. 2 ст. 389 НК РФ застройщику целесообразно заранее инициировать формирование земельных участков под отдельными МКД и проведение государственного кадастрового учета этих участков.

Земельные участки под многоквартирными домами

Земля, находящаяся под многоквартирными домами, часто является предметом спора как юридических, так и физических лиц. Поскольку, очень часто многоквартирные дома имеют встроенные помещения нежилого назначения, которые могут быть выкуплены или приватизированы, вопрос о законности использования земельного участка стоит более остро. Сразу стоит заметить, что разобраться в таком деле без помощи юристов невозможно и если Вы желаете отстоять собственные интересы, советуем стать клиентом нашей компании. У каждого нашего юриста, практикующего в данном направлении, на счету есть не одно выигранное дело. Отчеты о практике подобных дел каждый клиент может увидеть на нашем сайте.

Спор о земельном участке под многоквартирным домом. Платить арендные платежи или нет арендаторам.

Земельные участки под многоквартирными домами сегодня требуют оформления. По опросам населения, только 3% таких земельных участков сегодня оформлены в собственность жителей такого многоквартирного дома и собственника нежилых помещений в таком доме. Спорные ситуации между администрациями районов и собственниками помещений в многоквартирном доме возникают все чаще и чаще. Как поступить, как решается ситуация? Читайте материалы практики юристов компании.

Комитет управления муниципальным имуществом одного из городов Московской области обратился в арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Беликовой С. П. о взыскании задолженности по оплате по договору аренды земельного участка N 030214, ссылаясь на то обстоятельство, что Беликова С.П. не оплачивала арендные платежи за период с 01 января 2008 г. по 30 сентября 2011 года, задолженность составила 93 424 руб. 10 коп., пени в соответствии с договором аренды составила сумму в размере 59 530 руб. 87 копеек.

спор по земле под многоквартирным домом

Материалами дела в судебном заседании было подтверждено, что постановлением Администрации от 30.12.1999 г. N 3268-з был предоставлен земельный участок в аренду.

Действие договора аренды было продлено постановлением Администрации от 05.04.2002 года N 1116з сроком до 01 июня 2003 года.

Жилищно – Строительному Кооперативу “Моно” был предоставлен в аренду земельный участок площадью 12 530 кв. м, предназначенный для строительства 9-этажного 152-квартирного жилого дома со встроенным гаражом-стоянкой.

Главой Администрации Щелковского района был утвержден акт приемочной комиссии о вводе в эксплуатацию вновь построенного жилого дома со встроенно-пристроенным гаражом-стоянкой.Жилищно строительному кооперативу разрешено ввести в эксплуатацию жилой дом общей площадью 11 491,9 кв. м, в том числе, жилой – 8 049 кв. м, нежилой – 3 442,9 кв. м

Предприниматель Беликова С.П. зарегистрировала право собственности на нежилые помещения в данном доме 27 августа 2002 года.

Постановлением Администрации Щелковского района Московской области от 16 октября 2002 года уточнены уточнены границы и площадь ранее образованного земельного участка.

Также постановление администрации утвержден проект границ данного земельного участка. Площадь земельного участка в размере установлена в размере 6887 кв. м (в связи с уточнением границ по фактическому использованию).

На данном земельном участке установлен порядок совместного использования всеми лицами, имеющими соответствующие имущественные права в отношении объектов, расположенных на данном участке.

спор по земле под многоквартирным домом

Постановлением Администрации Щелковского муниципального района Московской области предпринимателю БеликовойС.П. предоставлен в аренду сроком на 25 лет земельный участок по адресу: …, площадью 6 887 кв. м для эксплуатации помещений салона-парикмахерской с установленной арендной платой площадью 154 кв. м.

Читайте также:
Москва, Северное Тушино - адреса и контакты отделений пенсионного фонда на сегодня

Между администрацией района и предпринимателем Беликовой С.П. (арендатор) заключен договор аренды земельного участка.

Договором аренды установлено, что арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду земельный участок общей площадью 6887 кв. м в соответствии с условиями настоящего договора. Характеристики земельного участка в указанном договоре аренды уточнены в соответствии с законодательством.

Из указанного договора аренды следует, что земельный участок передается для эксплуатации и обслуживания объектов недвижимости, расположенных на данном участке. Передаваемый земельный участок подлежит совместному использованию всеми лицами, имеющими имущественные права в отношении объектов недвижимости, расположенных на земельном участке, являющемся предметом настоящего договора.

Срок действия договора аренды с учетом дополнительного соглашения N 1 установлен с 16 октября 2002 года по 16 октября 2027 года.

Договор аренды и дополнительное соглашение к нему зарегистрированы в установленном законом порядке в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что подтверждается имеющийся в материалах дела выпиской из ЕГРП.

Арбитражный суд Московской области отказал в исковых требованиях Администрации Щелковского муниципального района Московской области к предпринимателю Беликовой С.П., ссылаясь на следующие законодательные акты.

Исходя из системного толкования статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 1, частей 1, 2 статьи 16 Вводного закона, следует, что моментом возникновения права собственности на земельный участок для собственников помещений многоквартирного дома является дата введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть 01.03.2005 г., если на эту дату земельный участок был сформирован.

спор по земле под многоквартирным домом

На дату введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации земельный участок под многоквартирным домом был сформирован, о чем свидетельствует его постановка на кадастровый учет (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.11.2011 г. N 7638/11), следовательно, собственники помещений, в том числе ИП Беликова С.П., стали долевыми собственниками земельного участка, а обязательства аренды прекратились (статья 413 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Довод истца об ином разрешенном использовании земельного участка, нежели для эксплуатации жилого дома, подлежит отклонению.

Действующим законодательством возникновение права собственности на земельный участок собственников помещений в многоквартирном доме связан лишь с фактом формирования земельного участка вне зависимости от целей такого формирования, а также существующего разрешенного использования земельного участка.

Согласно правовой позиции Конституционного суда, изложенной в Постановлении от 28.05.2010 г. N 12-П, земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома, не имеют самостоятельной потребительской ценности и предназначены в первую очередь для обеспечения возможности пользования помещениями в многоквартирном доме.

В существующей застройке поселений переход к собственникам помещений в многоквартирном доме права собственности на земельный участок, на котором он расположен, – учитывая, что такой земельный участок, как и другое общее имущество в многоквартирном доме, не имеет самостоятельной потребительской ценности и иного назначения, кроме обслуживания жилых и нежилых помещений в этом доме, – не может расцениваться как ущемление прав соответствующего публичного образования, которое фактически не имеет возможности использовать земельный участок под многоквартирным домом иначе, как путем распоряжения правом на него (например, с помощью заключения договоров аренды).

Поскольку земельный участок под многоквартирным жилым домом не имеет самостоятельной потребительской ценности и иного назначения, кроме обслуживания жилых и нежилых помещений в этом доме, иное его разрешенное использование, указанное в едином кадастре недвижимости, не является препятствием к переходу права собственности на основании статьи 16 Вводного закона.

Юристы компании, специализирующейся на земельном праве и решающие самые разнообразные споры по земле помогут разобраться в Вашей ситуации, найти оптимальный путь решения. В случае необходимости представят интересы в Арбитражном суде и суде общей юрисдикции.

Арендатор не является плательщиком земельного налога за многоквартирный дом

Подпишитесь на RSS
Общая лента сайта
с последними новостями

Сгенерированный URL для Yandex RSS: YandexRss

Новости

Земельный налог для владельцев квартир в многоквартирных домах: вопросы и ответы

Специалисты департамента финансов и контроля администрации Омска отвечают на наиболее частые вопросы, связанные с уплатой этого налога.

Большинство омичей уже получили единые налоговые уведомления на уплату имущественных налогов (за имущество, за землю и за транспорт), исчисленных за 2012 год.

Если гражданин является собственником квартиры (нежилого помещения) в многоквартирном доме, то полученное налоговое уведомление может содержать еще и расчет земельного налога за долю земли, занятую многоквартирным домом.

Читайте также:
Решение суда о завещании: признание недействительным, судебная практика, иск

Тема начисления земельного налога под многоквартирными домами вызывает особый интерес. В средствах массовой информации стали появляться мнения отдельных экспертов, которые предлагают не уплачивать земельный налог, оспаривать начисленные суммы налога в судебных органах, игнорировать полученные квитанции и т.д.

В то же время несвоевременная уплата законно установленных налогов влечет привлечение физического лица к налоговой ответственности (штрафы, пени) и взыскание налогов в судебном порядке.

Для принятия взвешенного решения Администрация города Омска предлагает ознакомиться с ответами на наиболее часто задаваемые вопросы по этой теме.

Каким нормативным документом предусмотрена обязанность физических лиц уплачивать земельный налог за земельный участок, занятый многоквартирным домом?

Плательщиками земельного налога признаются, в частности, физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, в том числе на праве общей долевой собственности (п. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ).

Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ).

Обращаем внимание, что право общей долевой собственности на указанный земельный участок принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме в силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23.07.2009 № 64).

Таким образом, собственники помещений в многоквартирном доме признаются налогоплательщиками земельного налога в отношении соответствующей доли земельного участка в том случае, если:

  • земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, сформирован;
  • указанному земельному участку присвоен кадастровый номер и определена его кадастровая стоимость (данные содержатся в налоговом уведомлении);
  • в налоговом органе имеется информация о долях в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и их правообладателях.
Каким образом начисляется земельный налог владельцу квартиры в многоквартирном доме?

Земельный налог начисляется налоговыми органами исходя из кадастровой стоимости земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, доли владения и налоговой ставки.

Из каких источников информация поступает в налоговые органы?

Сведения о кадастровой стоимости земельного участка предоставляются Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области.

Кадастровую стоимость конкретного земельного участка, указанную в налоговом уведомлении, вы можете сверить с данными публичной кадастровой карты на сайте Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области. Открыв публичную кадастровую карту, необходимо в поисковой форме указать кадастровый номер земельного участка, сведения о котором имеются в налоговом уведомлении.

Информация о доле земельного участка предоставлена Администрацией города Омска. Размер доли в праве собственности на земельный участок, занятый многоквартирным домом, определяется как доля принадлежащего вам на праве собственности жилого (нежилого) помещения в общей площади многоквартирного дома (п. 1 ст. 37 Жилищного кодекса РФ).

Работа по расчету долей проводится Администрацией города Омска поэтапно начиная с 2007 года. В результате проделанной работы по формированию достаточного массива информации в 2012 году в налоговые органы переданы сведения по части многоквартирных домов города Омска. По мере завершения расчета долей по оставшимся многоквартирным домам информация будет передаваться в налоговые органы для начисления земельного налога. Гражданам, которые в 2013 году получили налоговые уведомления без начисленной суммы земельного налога под многоквартирным домом, начисление налога будет произведено налоговыми органами в последующие годы.

Ставка земельного налога утверждена Решением Омского городского Совета от 16.11.2005 № 298 и составляет 0,15% от кадастровой стоимости земельного участка.

Почему земельный налог начислен не всем жильцам многоквартирного дома?

Земельный налог за участок, на котором расположен многоквартирный дом, начисляется только собственникам жилых и нежилых помещений, то есть если квартира не приватизирована, то земельный налог не начисляется.

Почему в единых налоговых уведомлениях налог предъявлен за 3 года?

В соответствии с налоговым законодательством при получении из внешних источников сведений о находящихся в собственности физического лица объектах налоговый орган вправе произвести перерасчет налога за 3 предшествующих года (п. 3 ст. 363 и п. 4 ст. 397 Налогового кодекса РФ, п. 10 ст. 5 Закона РФ от 09.12.2001 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц»).

Сумма земельного налога в уведомлениях разная. Почему?

Да, суммы земельного налога разные и не только в разных частях города, но и даже если дома расположены рядом, так как размер налога зависит от кадастровой стоимости, площади земельного участка и количества собственников квартир.

Читайте также:
Некачественно оказали стоматологические услуги: что делать, куда жаловаться?

Например, кадастровая стоимость земли под домом на ул. Масленникова, 9 составляет 25 млн. рублей. Земельный налог на весь дом составляет 37,5 тыс. рублей (25 млн. рублей × 0,15). Эта сумма делится на всех собственников жилья (105 квартир), то есть в среднем на одного владельца квартиры земельный налог составит порядка 350 рублей в год.

Какие категории граждан имеют право на льготу по земельному налогу?

В соответствии с федеральным законодательством и Решением Омского городского Совета от 16.11.2005 № 298 предусмотрено:

  • полное освобождение ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны от уплаты земельного налога за земельный участок занятый многоквартирным домом в части доли, приходящейся на жилое помещение;
  • уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму в размере 40000 рублей на одного налогоплательщика следующих категорий граждан:
    • Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы; Героев Социалистического Труда, полных кавалеров ордена Трудовой Славы;
    • инвалидов, имеющих I или II группу инвалидности;
    • инвалидов с детства;
    • участников, ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий, бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Великой Отечественной войны;
    • физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Закона Российской Федерации от 18.06.1992 № 3061-1), в соответствии с Федеральным законом от 26.11.1998 № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;
    • физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
    • физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.
    • вдов военнослужащих, погибших в Великую Отечественную войну, не вступивших в повторный брак;
    • пенсионеров, получающих социальную пенсию и не имеющих трудоспособных членов семьи;
    • одиноких родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей;
    • многодетных родителей, воспитывающих трех и более несовершеннолетних детей;
    • лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
    • вдов военнослужащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, не вступивших в повторный брак;
    • реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в соответствии с Законом Российской Федерации от 18.10.1991 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий».
    Каким образом можно воспользоваться правом на льготу по земельному налогу?

    Согласно ст. 21 Налогового кодекса Российской Федерации использование налоговых льгот является правом налогоплательщика и носит заявительный характер.

    Если вы имеете право на льготу и хотите ею воспользоваться, необходимо обратиться в налоговые органы по месту нахождения земельного участка с заявлением (образец заявления прилагается) и документами, подтверждающими право на льготу.

    Обратиться в налоговые органы можно следующими способами:

    • лично в инспекцию (адреса инспекций и часы приема можно узнать на сайте Управления ФНС России по Омской области);
    • отправить заявление и копии документов, подтверждающих право на льготу, по почте или средствами электронной почты, указав тему: «Заявление на льготу».
    Каков срок уплаты налога?

    В уведомлениях указан срок уплаты налога до 2 декабря 2013 года и приложена заполненная квитанция для уплаты. Оплата может производиться через терминалы или в отделениях Сбербанка России, иных кредитных учреждениях. Можно оплатить и через электронный кошелек на сайте ФНС или на сайте Управления ФНС России по Омской области, но для этого необходимо зарегистрироваться в личном кабинете налогоплательщика путем подачи заявления в налоговый орган.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: