На главную Карта сайта Контакт
Диалог Бизнес-Власть
         Поиск на сайте
            
         Расширенный поиск
26 мая 2013 года впервые в России отмечается День российского предпринимателя в рамках Всероссийского Форума "Малый и средний бизнес - основа социально-экономического развития России в XXI веке".
Приглашаем вас принять участие в виртуальной дискуссии.
 
ТЕМЫ ДИСКУССИИ
ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Рустэм Хамитов
Рустэм Хамитов"Никто никого не бросит и не оставит без помощи. Для поселка численностью населения 2 тысячи 800 человек потеря 400 рабочих мест- это большая социальная проблема.Сейчас прорабатывается вопрос о трудоустройстве населения за счет создания новых рабочих мест"

РЕГИОНЫ
Дело тюменского активиста Ламбина заинтересовало депутата Госдумы
Рустэм ХамитовЧлен фракции «Справедливой России» в Госдуме Илья Пономарев подготовил депутатский запрос по факту уголовного преследования тюменского оппозиционера, участника Марша миллионов Николая Ламбина. Правоохранительные органы обвиняют молодого человека в незаконном хранении наркотиков.

ГЕРОЙ НЕДЕЛИ
Саморегулирование как условие развития цивилизованного рынка автотранспортных услуг в РФ

Саморегулирование как условие развития цивилизованного рынка автотранспортных услуг в РФВ России все реформы начинаются с принятия соответствующего закона, т.е. закон не фиксирует уже сложившиеся и опробованные модели, а заранее предписывает, как эти модели гипотетически должны работать, исходя из имеющихся идей, опыта других стран и представлений о необходимости изменить те или иные модели поведения и взаимоотношений.
Автомобильный транспорт является важнейшим элементом транспортной системы Российской Федерации. Стратегическая цель автотранспортной отрасли – полное и качественное удовлетворение потребности в грузоперевозках всех секторов экономики, повышение подвижности населения, обеспечение безопасности пассажирских и грузовых перевозок, а также поддержание транспортной безопасности страны в целом.

Автотранспортный рынок России в стоимостном выражении является одним из самых ёмких по сравнению с другими отраслями экономики и по официальным оценкам составляет порядка 3 трлн.800 млрд. руб. в год. (Данные за 2007 год, не учитывающие теневой сектор).
Однако отмена лицензирования в 2005 году перевозок автомобильным транспортом как метода государственного регулирования, без введения альтернативных методов регулирования, привело к хаотичному развитию рынка автотранспортных услуг и нарастанию целого комплекса социально-экономических проблем.
Число субъектов предпринимательской деятельности по экспертным оценкам достигло одного миллиона, официальный отраслевой учет не ведется с 2005 года. Большое количество грузовладельцев, помноженное на большое количество перевозчиков, дает в итоге картину идеальной конкуренции и супер-либерализованного рынка, однако легкость и низкая стоимость выхода на рынок сделала его доступным практически для любого непрофессионала. При этом по экспертным оценкам, более 80% оборота рынка автотранспортных услуг находится в тени. Недобросовестная конкуренция и демпинг за счет пренебрежения требованиями обеспечения безопасности дорожного движения и износа подвижного состава достигли критических пределов. Фактически цена перевозки сегодня - это цена на топливо. При легком доступе на рынок и фактическом отсутствии системы контроля, учета и управления, у многих участников рынка отсутствует мотивация к совершенствованию бизнес-модели. 70% парка подвижного состава физически и морально устарело и не отвечают современным технологическим и экологическим требованиям. При этом количество автотранспортных средств, используемых в коммерческих целях, в 2008 году перевалило за 6 000 000 единиц. Сломана система автотранспортных предприятий, автоперевозки сегодня – это, за небольшим исключением, микробизнес. Практически полностью отсутствует практика страхования ответственности автоперевозчика. Катастрофически упал уровень профессиональной подготовки.
На сегодняшний день лицензированию подлежит только деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя). Под контролем Ространснадзора находятся 78 000 лицензиантов, общей численностью 360 000 транспортных средств, или всего 15% от общей численности автобусов, зарегистрированных в Российской Федерации.
При перевозке пассажиров автотранспортное предприятие (автоперевозчик) не несет полной гарантированной ответственности за жизнь и здоровье пассажиров в процессе перевозки, кроме случаев вины самого автоперевозчика.
Действующим законодательством установлена лишь такая обязанность перевозчика по отношению к пассажиру, как обязанность перевезти пассажира в пункт назначения в определенный срок. А ответственность автоперевозчика в виде штрафа установлена за задержку отправления пассажира и (или) опоздание прибытия в пункт назначения.
Ответственность же перевозчика за причинение вреда жизни и здоровью пассажира определяется на основании общих положений гражданского законодательства об обязательствах вследствие причинения вреда, как юридического лица, а не перевозчика, т.е. специальная ответственность перевозчика, как самостоятельного субъекта правоотношений, за жизнь и здоровье пассажира законодательством не установлена.
Действующая система лицензирования не обеспечивает экономическую защиту жизни пассажиров при автомобильных перевозках. Ликвидация этого пробела при осуществлении автомобильных перевозок может достигаться сейчас или введением обязательного страхования пассажиров от несчастных случаев при перевозке, либо введением материальной ответственности перевозчика через обязательное членство в саморегулируемой организации.
Доступность кредитов и лизинговых схем, стабильно растущий грузооборот за последние года, использование наличных схем оплаты транспортной услуги, отсутствие необходимости регистрации юридического лица или индивидуального предпринимательства и цивилизованных форм страхования ответственности перевозчика, позволял субъектам предпринимательской деятельности на автомобильном транспорте обслуживать потребности по перевозке грузов и пассажиров.
Негативные последствия мирового финансового кризиса серьезно отразились на автотранспортной отрасли.
На рынке автотранспортных услуг отмечается снижение объема грузоперевозок в условиях финансового кризиса, происходит заметный спад объемов грузоперевозок. Владельцы транспортных средств, взятых в кредит и по лизинговым схемам не в состоянии из-за низких ставок и падении спроса на свои услуги, выполнять свои обязательства. Немногочисленные стабильные автотранспортные предприятия испытывают проблемы с кредитованием.
Разработанным автотранспортным бизнес-сообществом законопроектом предложена модель эффективного сочетания государственного регулирования экономики с саморегулированием субъектов экономической деятельности и критерии, которым должен соответствовать участник деятельности по перевозке пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом, чтобы сделать автотранспортных услуг рынок прозрачным и понятным для потребителей, очистить его от ненадлежащих и недобросовестных участников и в первую очередь ввести четкую схему ответственности участников рынка перед любыми третьими лицами. Предложенная модель регулирования соответствует международному законодательству и практике, саморегулируемые организации перевозчиков вырабатывают и внедряют отраслевые стандарты взаимодействия, в конечном итоге ведущие к уменьшению отраслевых транзакционных и производственных издержек.
В автотранспортном комплексе имеется значительное количество некоммерческих организаций, уже объединяющих субъектов предпринимательской деятельности, в том числе и с целью саморегулирования, активно идет процесс объединения малого бизнеса для решения экономических проблем, нормирования конкуренции и правовой защиты.
Уже сегодня некоммерческие партнерства, объединяющие более чем в 30 регионах России малый бизнес автоперевозчиков с целью саморегулирования, минимизируют расходную часть бизнеса за счет консолидации, несмотря на финансовый кризис, получают предложения от банков по льготному кредитованию своих членов, обеспечивают выгодные условия страховой защиты перевозчиков, повышают квалификацию водительского состава.
Налаживается взаимодействие между регионами, идет постоянный информационный обмен.
Грузовладельцы как потребители автотранспортной услуги заинтересованы в качественном и надежном транспортном продукте, кроме того в автотранспортном бизнесе большую роль играет «эффект масштаба» - малый бизнес с 1 – 10 машинами не в состоянии полностью удовлетворить крупного грузовладельца. Консолидированный малый бизнес заключает прямые постоянные договора на перевозку, исключая цепочку посредников.
Именно саморегулирование заставит автомобильный транспорт подстроиться под условия нормального бизнеса в других отраслях и воссоздать систему управления отрасли. Установление твердых правил на рынке повлечет за собой приток инвестиций в отрасль, а внедрение стандартов деятельности-развитие современных, инновационных технологий управления, развитие логистических технологий, обновление подвижного состава, цивилизованных форм страховой защиты перевозчиков и потребителей автотранспортных услуг, повышению профессиональной подготовки. Закрепление правил и стандартов деятельности и контроль за их соблюдением, позволит банковскому сообществу минимизировать риски при выдаче кредитов членам саморегулируемых организаций перевозчиков.
Кризисная ситуация в значительной мере расчистит экономическое пространство от неконкурентоспособных перевозчиков, давая возможность росту новых и эффективных. Поэтому кризис может стать для автотранспортной отрасли положительным явлением, если государству сосредоточить свое внимание в среднесрочном периоде на установлении правил игры на этом рынке, системному развитию саморегулируемых организаций. Непринятие в ближайшее время законодательства о саморегулируемых организациях в автотранспортной отрасли поставит под угрозу транспортную безопасность Российской Федерации.

 

 
Темы дискуссий | Герой недели | Прямая речь | Регионы | Фото
Copyright © 2007-2012 Интерактивная дискуссионная площадка представителей российского бизнеса и власти.
Карта сайта. Разработка сайта - Gernetic.